textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. — М. : Дрофа, 2008. — 312, [8] с. : ил. — (Высшее педагогическое образование).

ISBN 978-5-358-02633-9

Пособие подготовлено на основе примерных программ по следующим дисциплинам: «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» для всех специальностей педагогического образования, а также для специализаций «Организация информатизации дошкольного образования», «Организация информатизации специального образования».

В учебном пособии использованы результаты, полученные в ходе выпол­нения научно-исследовательских работ в области информатизации образования, и опыт преподавания курсов, ориентированных на использование средств информационных и коммуникационных технологий в образовании, в ведущих отечественных педагогических вузах.

Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, а также для учителей-предметников и преподавателей высших и средних учебных заведений, использующих средства информационных и коммуникационных тех­нологий в своей профессиональной деятельности.

УДК 372.800.2 ББК 74.263.2

© Институт информатики РАО, 2006 © Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузне­цов А. А., Кравцова А. Ю., 2006

Оглавление

Оглавление 45

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) — программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей. К средствам ИКТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов; информационные сети; устройства ввода-вывода информации; средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией; средства архивного хранения больших объемов информации; устройства для преобразования данных из , текстовой, графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики; программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.); современные средства связи, обеспечиваю­щие информационное взаимодействие пользователей как, на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном (в рамках Всемирной информационной сети Интернет); электронные средства образовательного назначения, реализованные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации [23, 24, 30]. 57

Информационное взаимодействие в учебном процессе 67

Глава III 79

Технологии мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная реальность» в образовании 79

§ 1. Использование технологии мультимедиа в образовании 79

Направления использования технологии 87

телекоммуникации в образовании 87

2. Дистанционный доступ к информационным ресурсам 90

US Обучение с использованием ресурсов Интернета приводит к следующим изменениям в деятельности учителей и учащихся:роль учителя становится менее авторитарной ;учителя вынуждены творчески подходить к учебному процессу и экспериментировать с традиционными учебными планами ;увеличивается доля свободного времени учителя, что ос­вобождает его от рутинных операций и позволяет сосредото­читься на помощи ученикам ;развивается процесс взаимопомощи учеников в учебной группе, учителей и учеников ;учащиеся используют разнообразные внешкольные ин­формационные ресурсы для выполнения домашних заданий, при этом традиционные источники информации используют­ся учащимися на более качественном уровне ;увеличивается доля самостоятельной работы, выполняе­мой учащимися, что способствует развитию учебных навы­ков, умения планировать и организовывать свою работу ;учащиеся уделяют больше внимания процессу созида­ния, у них возникает интерес к решению проблемных ситу­аций .Рассмотрим еще один важный аспект использования школьниками глобальной сети Интернет во в не учебной де­ятельности: возможность самовыражения и само представле­ния. Общеизвестно, что любой пользователь Интернета может найти себе собеседника, единомышленника, партнера по ин­формационному взаимодействию, представив себя как лич-весьма разнообразной интерпретации, реализуя воз­можности технологий телекоммуникации и мультимедиа. Ра­ботая в сетях, обучаемый может представлять себя как личность различными способами. Свою индивидуальность он может выразить путем простой текстовой регистрации или имитировать свое «я» с помощью виртуальных образов. На­пример, ребенок, используя средства технологии мультиме­диа, может представить себя в виде аудиовизуального ряда или в любом другом текстовом, графическом или анимацион­ном виде, затем разместить свое самопредставление в глобаль­ной сети и искать себе друзей среди тех, кого это представле­ние заинтересует. Отметим возможность преодоления по­ловых, национальных, возрастных, внешних, социальных различий в качестве важной для самоопределения личности особенности работы в электронной среде. В частности, выска­зывается мнение о том, что освобождение от физических оков, от собственных телесных форм, которое происходит в вирту­альной среде, создает определенные преимущества в осозна­нии индивидуумом своего «я». В то же время это не может не вызывать опасений как психологов, педагогов, так и родите­лей.Второй вид доступа к электронным ресурсам из классной комнаты — доступ дистанционно к CD-ROM. Там, где ис­пользуются CD-ROM, обычно применяются два подхода. Первый подход простой, но достаточно эффективный, состо­ит в том, что участники учебного проекта обмениваются от­дельными CD-ROM, когда возникает такая необходимость, при помощи обычной почты. Другой подход заключается в том, что диски находятся в одном месте, а доступ к информа­ции, когда возникает необходимость, осуществляется элек­тронным способом. Современные технологии позволяют осу­ществлять информационное взаимодействие не только с уда­ленным CD-ROM, но и со всеми ресурсами удаленного компьютера. Свободный доступ ко всем ресурсам конкретно­го удаленного компьютера позволяет использовать этот вид взаимодействия в процессе осуществления самостоятельной деятельности ученика, расширяя его право выбора информа­ции и обогащая его контакты с информационными источни­ками.Отметим, что CD-ROM образовательного назначения яв­ляются носителями информации, полезной для использова­ния в учебном процессе. При этом информация на них, как правило, лучше структурирована, чем в Интернете, и зачас­тую ими более удобно пользоваться как учащимся, так и учи­телям. Информацию с CD-ROM можно использовать в ка­честве дополнения к традиционным учебным материалам и информационному ресурсу Интернета или сведениям, полу­чаемым в обычных библиотеках.Третий вид доступа к электронным ресурсам из классной комнаты — интерактивное телевидение. Относительно ис­пользования интерактивного телевидения отметим, что эта технология также имеет большие возможности, но в настоя­щее время больше рассматривается как экспериментальная .Перечисленные выше виды доступа к информационным ресурсам сети Интернет и соответствующие им виды информа­ционного взаимодействия на основе телекоммуникационных сетей (при реализации определенных методических подходов) способствуют развитию у обучаемых :умения в сжатой форме представлять в различном виде (в том числе и аудиовизуальном) передаваемую информацию, составлять краткие, информационно емкие сообщения, отра­жающие существенные признаки передаваемой информации, вычленять существенные признаки содержательного аспекта информации, отсортировывая ее по определенным признакам;коммуникативных способностей, играющих важную роль в развитии социальной адаптации индивидуума к изме­няющимся условиям современного информационного общест­ва массовой глобальной коммуникации. 92

3. Создание информационных ресурсов 93

В каждом образовательном учреждении, имеющем воз­можность самопредставления во всемирной мультимедийной среде, ученики могут приобщиться к всемирному информаци­онному ресурсу, что очень важно с точки зрения развития личности обучаемого и возможности продемонстрировать свой научный, практический и социальный потенциал. Рассмотрим деятельность учащихся по созданию различ­ных видов информационных ресурсов, которые они могут ис­пользовать сами или совместно с другими учащимися, а так­же распространять через Интернет или другими традицион-ными средствами. Особенно привлекательным для учеников является создание разнообразных программных продуктов, запись их на CD-ROM, разработка Web-страниц, информаци­онных баз (в том числе путем объединения сведений из раз­личных источников) для их распространения через интерак­тивное ТВ. К этому виду деятельности могут быть привлечены учащиеся различных возрастов. Даже младшим школьникам по силам создание материалов Web-страниц. Соответственно ученикам средних и старших классов вполне по силам созда­ние значительных по объему и сложных по исполнению сай­тов при соответствующей помощи учителя.Использование средств ИКТ в образовании приводит к си­туации, при которой продукты учебной деятельности учени­ков и методические разработки учителей становятся доступ­ными миллионам пользователей. Отметим, что создание уче­никами электронных информационных ресурсов, безусловно, является очень важной деятельностью. В связи с этим возни­кает необходимость пересмотра правовых норм, которые регу­лировали бы ответственность за размещенную в сети инфор­мацию. В настоящее время не вполне ясны права учеников и учителей, которые разместили свои работы в Интернете. Вместе с тем идет активная научная и правовая работа в об­ласти защиты авторских прав разработчиков 94

Примеры использования технологии 94

телекоммуникации в образовании 94

Темы и вопросы для обсуждения 96

§ 3. Технология «Виртуальная реальность» 96

Программно-аппаратные средства технологии 96

«Виртуальная реальность» 96

Возможности системы «Виртуальная реальность» 100

Перспективы использования системы «Виртуальная реальность» 102

использовать Темы и вопросы для оосуждения 103

§ 4. Зарубежный опыт использования образовательных порталов в профессиональной деятельности работников образования 103

Портал Everything Education 103

Великобритании 105

Для региональных органов управления образованием 108

. Информационные peiypiDi образовательного назначении. 109

§ 1. Типизация информационных ресурсов образовательного назначения 109

Типология информационных ресурсов образовательного назначения 110

' Программное средство (ПС) учебного назначения (ПС УН) — 113

1/1/еЬ-приложения образовательного назначения 117

ПРИМЕР 118

Базы данных и базы знаний учебного назначения 119

Экспертные обучающие системы 121

Интеллектуальные обучающие системы 122

Темы и вопросы для обсуждения 125

§ 2. Проектирование и разработка информационных ресурсов образовательного назначения 125

Современные подходы к разработке электронных средств 125

образовательного назначения 125

Первый подход. 126

Использование универсальных прикладных 126

программных средств 126

Графический 3D плоттер Autograph 128

Пакет динамической геометрии 128

Cabri Geometry 128

Второй подход. Использование языков программирования 132

Третий подход. Использование специализированных 133

инструментальных систем для создания 133

педагогических приложений 133

Система HyperStudio 134

Система ToolBook 137

ToolBook является продуктом компании Asymetrix (/, ). Это 137

Этапы создания авторских разработок 140

Рекомендации 141

Темы и вопросы для обсуждения 141

§ 3. Оценка качества электронных средств учебного назначения 141

Набор показателей для оценки качества 142

электронного средства учебного назначения 142

Оценочный лист качества электронного средства 143

учебного назначения[23] 143

Набор показателей для характеристики ЭСОН 143

Оценочный лист качества ЭСОН 144

4. Уровень интерактивности. 145

Итоговая оценка 146

Зарубежный опыт оценки и подбора электронных средств 148

учебного назначения (на примере Великобритании) 148

Темы и вопросы для обсуждения 150

Глава V 150

§ 1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала 151

§ 1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала 153

§ 1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала 154

Тестовые задания могут быть следующих основных ви­дов: 157

Основные возможности систем для создания тестов 158

Темы и вопросы для обсуждения 160

§ 3. Использование средств информационных и коммуникационных технологий на практических занятиях 161

Рекомендации для учителя, 162

разрабатывающего контролирующие 162

(тестирующие) программы 162

Методика проведения практического занятия 163

с использованием средства обучения, 163

функционирующего на базе ИКТ 163

Рекомендации по разработке методики 165

проведения практического занятия 165

Темы и вопросы для обсуждения 165

Методика проведения лабораторного занятия 170

Таблица 2 172

Методика проведения лабораторного занятия 172

с использованием средства обучения, функционирующего на базе информационных и коммуникационных технологий 172

Рекомендации по разработке методики проведения 175

лабораторного занятия 175

Темы и вопросы для обсуждения 177

t 177

§ 5. Из зарубежного опыта: Curriculum Online — методическая помощь учителю 177

Темы и вопросы для обсуждения 179

§ 6. Возможные негативные последствия использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании 179

Темы и вопросы для обсуждения 184

Глава VI 184

Автоматизация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и управления учебным заведением 184

Темы и вопросы для обсуждения 187

Темы и вопросы для обсуждения 189

Темы и вопросы для обсуждения 197

§ 4. Зарубежный опыт использования систем автоматизации управления школой 197

Глава VII 205

Оборудование и использование кабинетов, оснащенных персональными электронно-вычислительными машинами 205

§ 1. Назначение кабинета 207

Темы и вопросы для обсуждения 208

§ 2. Оборудование кабинета 208

Темы и вопросы для обсуждения 209

§ 3. Организация работы в кабинете, основные виды деятельности учителя и учащихся 209

Темы и вопросы для обсуждения 210

§ 4. Гигиенические требования к кабинету 210

Темы и вопросы для обсуждения 222

§ 6. Рекомендации по технике безопасности в кабинете 222

§ 7. Функциональные обязанности специалиста в области организации информатизации образования в учебном заведении 223

Разработки программ Глава VIII 225

§ 1. Методические рекомендации по организации и проведению семинарских занятий 225

Примерный список семинарских занятий 226

Семинарское занятие № 3 «СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ 226

УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ» 226

Семинарское занятие № 4 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ 226

И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 226

В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 226

УЧАЩИХСЯ» 226

Примерная тематика рефератов 226

§ 2. Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных занятий 227

Примерный список лабораторных работ 228

§ 3. Лабораторный практикум 229

Лабораторная работа № 1 229

Изучение возможностей использования педагогических 229

программных средств различного назначения 229

Название программного продукта 229

243 Методические указания для студентов 230

Лабораторная работа № 2 230

Изучение возможностей применения инструментальных 230

программных средств для разработки педагогических 230

приложений 230

Выводы по лабораторной работе: I 230

Лабораторная работа № 3 230

Разработка программных средств учебного назначения 230

этапы разработки программных средств учебного на­значения, 230

основные требования к программным средствам учеб­ного назначения. 230

методическое и функциональное назначение программ­ного средства, которое будет разработано на занятии. 230

Лабораторная работа № 4 231

Изучение возможности реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования средств ИКТ 231

Лабораторная работа № 5 231

Создание контролирующих, тестирующих программ 231

Лабораторная работа № б 231

Оценка качества программного средства 231

учебного назначения 231

Методические указания для студентов 231

Методические указания для студентов 231

Лабораторная работа N2 7 232

Использование коммуникационных технологий в учебных и воспитательных целях 232

Лабораторная работа № 8 232

Изучение оздоровительных и профилактических 232

рекомендаций для работы с компьютером 232

Лабораторная работа N° 9 232

Изучение информационно-методического обеспечения учебного заведения 232

Заключение 233

Словарь терминов [30] 236

Автоматизированная система лабораторного практикума — 237

Виды обучения 239

Возможности средств ИКТ: 241

Глобализация современного информационного общества, 242

Информационно-коммуникационная предметная среда — 247

Кабинет информатики образовательного учреждения — 249

Компьютерная визуализация учебной информации: 249

Компьютерная зависимость (патологический гемблинг) — 250

Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учеб­ной деятельности на основе информационных технологий — 252

Персональная электронно-вычислительная машина (ПЭВМ) — 254

Программное средство (ПС) учебного назначения (ПС УН) — 257

Протокол передачи файлов (FTP — File Transfer Protocol) — 258

Протокол Telnet. 258

Система автоматизированного проектирования (САПР) — 259

Сценарий электронного издания учебного назначения — 262

Технология «Виртуальная реальность» (Virtual Reality) — 263

Электронное издание образовательного назначения (ЭИОН) 269

Электронное издание учебного назначения (ЭИУН) или электронное средство учебного назначения (ЭСУН) — учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориенти­рованное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспита­тельного процесса и организационного управления учебным заведением. 269

НотеРаде («Домашняя страница»): 271

Глава IV

Информационные ресурсы

образовательного назначения 93

  1. Типизация информационных ресурсов

образовательного назначения 93

  1. Проектирование и разработка информационных ресурсов образовательного назначения 116

  2. Оценка качества электронных средств

учебного назначения 138

Глава V

Методы и организационные формы обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий 150

    1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении

учебного материала 152

    1. Тестирование с использованием специальных систем, функционирующих на базе информационных

и коммуникационных технологий 154

    1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий на практических

занятиях 165

    1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при проведении лабораторных экспериментов 170

    2. Из зарубежного опыта: Curriculum Online — методическая помощь учителю 185

    3. Возможные негативные последствия использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании 187

Глава VI

Автоматизация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

и управления учебным заведением 196

      1. Средства информационных и коммуникационных технологий в процессах автоматизации информационной деятельности и организационного управления 198

      2. Информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса и сотрудниками учебного заведения среднего уровня образования 201

      3. Средства информационных и коммуникационных технологий в процессах автоматизации информационно- методического обеспечения и организационного управления учебным заведением 203

      4. Зарубежный опыт использования систем автоматизации управления школой 212

Глава VII

Оборудование и использование кабинетов, оснащенных персональными

электронно-вычислительными машинами 224

§ 1. Назначение кабинета 225

§ 2. Оборудование кабинета 227

§ 3. Организация работы в кабинете, основные виды

деятельности учителя и учащихся 230

§ 4. Гигиенические требования к кабинету 233

§ 5. Учебно-материальная база, ориентированная на использование средств информационных

и коммуникационных технологий 241

§ 6. Рекомендации по технике безопасности в кабинете 248

§ 7. Функциональные обязанности специалиста

в области организации информатизации образования в учебном заведении 249

Глава VIII

Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» 252

§ 1. Методические рекомендации по организации

и проведению семинарских занятий 252

§ 2. Методические рекомендации по организации

и проведению лабораторных занятий 256

§ 3. Лабораторный практикум 257

Заключение 264

Список использованной литературы 267



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (2)

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред.
  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (1)

    Документ
    Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования.
  3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании от теории к практике

    Программа
    Преподаватели и научные сотрудники вузов, использующие в своей научной и образовательной деятельности информационные и коммуникационные технологии, а также по роду деятельности связанные с внедрением информатизации в в системе высшего
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании от теории к практике

    Программа
    Преподаватели и научные сотрудники вузов, использующие в своей научной и образовательной деятельности информационные и коммуникационные технологии, а также по роду деятельности связанные с внедрением информатизации в в системе высшего
  5. " использование информационных и коммуникационных технологий в образовании"

    Темы рефератов
    Условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники и средств информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях
  6. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «информатизация образования» («информационные и коммуникационные технологии в образовании»)

    Программа
    Цель курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» — привить навыки обращения с новыми информационными технологиями. В курсе рассматриваются основные методы эффективного использования IT-технологий, возможности

Другие похожие документы..