textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


Информационное взаимодействие

с использованием распределенного информационного

ресурса образовательного назначения

Как только в учебном заведении появляется возможность использования распределенного информационного ресурса (например, образовательных сайтов), информационное взаимодействие может осуществляться с несколькими партнерами1, в различных режимах работы в Интернете. В перспективе информационное взаимодействие может осуществляться в рамках открытого образования — в образовательном пространстве.

Рассмотрим вариант информационного взаимодействия учеников и учителя в информационно-коммуникационной предметной среде. Организация учебного процесса в информационно-коммуникационной предметной среда предполагает, что любой ученик непосредственно на уроке или при выполнении домашнего задания имеет возможность выхода во Всемирную информационную сеть Интернет для работы с информационным ресурсом некоторой предметной области. Ученик получает возможность поиска, отбора, передачи информации — из практически неограниченного информационного ресурса, а главное, самостоятельного выбора «траектории» обучения.

Учитель, помимо перечисленных выше функций, разрабатывает, модернизирует или адаптирует электронные средства образовательного или учебного назначения, представленные в сети Интернет, подбирает учебный материал для занятий, разрабатывает структуру и принципы информационного взаимодействия обучаемого, педагога и системы. На уроках учитель выполняет роль куратора продвижения ученика на пути освоения знания, в некотором роде «навигатора» в информационной среде.

Рассмотрим структуру информационного взаимодействия, содержание учебной информации и виды информационной деятельности ученика в информационно-коммуникационной предметной среде с использованием распределенного информационного ресурса образовательного назначения.

1. Структура информационного взаимодействия как между учениками в классе, учениками и учителем, так и каждого из них с распределенным информационным ресурсом некоторой предметной области показана на рисунке 5.

В учебном процессе ученик и учитель могут либо произвольно использовать потенциал сети Интернет, либо они получают доступ только к заведомо известным источникам учебной информации.

В первом случае реализуется идея открытого образования и

использования всего информационного потенциала глобальной сети Интернет. Данный подход рекомендуется использовать для поиска дополнительной информации при написании рефератов или докладов; для проведения телеконференций, лекций, семинаров, в которых могут принимать участие преподаватели и обучаемые из разных регионов и стран; для организации разного рода совместных исследовательских работ учеников из различных учебных заведений, а также нескольких регионов и стран. Однако и в этом случае не стоит забывать, что ученика необходимо оградить от нежелательной информации.

Рис. 5. Информационное взаимодействие с использованием распределенного информационного ресурса образовательного назначения

Во втором случае ученик и учитель получают доступ только к информационному ресурсу образовательного назначения, хранящемуся на определенных сайтах или порталах.

Например: на уроке используется электронное средство образовательного назначения, реализованное наCD-ROM, а непосредственно в тексте, предъявляемом ученику, имеются ссылки на сайты, где хранится большой объем дополнительной информации (примеры, задания, видео- и аудиоинформация). Это позволит ученикам быстро найти информацию по интересующим вопросам и использовать ее в учебных и научных целях.

В любом случае при использовании интерактивных обучающих систем, предполагающих использование распределенного информационного ресурса, у учеников формируется ряд умений и навыков, например, умение добывать информацию из разнообразных источников, банков знаний, банков данных, хранить ее, передавать и обрабатывать; формируются социальные и коммуникативные способности, культура общения, умение кратко и четко формулировать собственные мысли, вести дискуссию, доказывать свою точку зрения, уважать мнение партнеров; формируются навыки исследовательской деятельности; развивается интеллект.

2. Содержание учебной информации при использовании распределенного информационного ресурса некоторой предметной области.

Традиционно содержание информационной деятельности было ограничено обменом учебной информацией между двумя субъектами образовательного процесса (учеником и учителем). При этом осуществлялся информационный обмен конкретными порциями учебной информации от учителя к ученику и обратно в целях контроля (например, учитель объясняет, ученик отвечает на вопросы учителя или рассказывает то, что усвоил).

Как было показано выше, с появлением интерактивных средств обучения в информационное взаимодействие включается третий субъект — средство обучения, функционирующее на базе ИКТ, которое имеет возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь не только партнером по информационному взаимодействию, но и источником учебной информации значительного объема и различного уровня как по сложности, так и по содержанию. В настоящее время, когда появилась возможность свободного доступа к ресурсам Интернета, ученик получает возможность выбора содержания учебной информации. Он может пользоваться дома и на уроке не только рекомендованными по данному предметуCD-ROM, но и информационным ресурсом Интернет. При этом содержание учебной информации обучаемый может выбрать сам, сооб­разно своим предпочтениям и уровню подготовленности.

3. Вид информационной деятельности ученика. Традиционно вид информационной деятельности ученика был ограничен известным набором: восприятие (при прослушивании, просмотре) в процессе объяснения учителем нового учебного материала; запоминание, заучивание самим учеником, как правило, только части представленного учебного материала; воспроизведение (вербально или в письменной форме) учеником усвоенного материала. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображенными на экране моделями различных объектов, явлений, процессов.

Hi Теперь перейдем к рассмотрению различных видов учебной деятельности, осуществляемой во время информационного взаимодействия образовательного назначения в информационно-коммуникационной предметной среде.

Учебная деятельность, реализуемая в информационно-коммуникационной предметной среде, обеспечивает условия взаимодействия между учеником, учителем и средствами информационных и коммуникационных технологий и направлена на достижение учебных целей. Возможности средств информационных и коммуникационных технологий, позволяю­щие моделировать и имитировать на экране учебные сюжеты, объекты, процессы, явления, обеспечивают реализацию новых видов учебной деятельности как по форме, так и но методам представления и извлечения знания.

Напомним эти виды учебной деятельности: регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации; интерак­тивный диалог; визуализация учебной информации; управле­ние реальными объектами; управление отображением на экране моделей различных объектов; автоматизированный контроль (самоконтроль).

Использование распределенного информационного ресурса Интернета позволяет осуществлять ученику и учителю, помимо вышеперечисленных видов учебной деятельности, еще и поиск информации, в том числе аудиовизуальной, в различных базах данных, на сайтах и порталах сети Интернет в ди­алоговом режиме реального времени; самопредставление во всемирной мультимедийной среде; продуцирование информации (деятельность по созданию информационного продукта); формализацию информации.

Таким образом, бурное развитие технологий и их практическая реализация в системе образования неизбежно приводит к изменениям структуры, видов учебной деятельности и форм информационного взаимодействия образовательного назначения, осуществляемого между учеником, учителем и средствами ИКТ.

Характерные особенности информационно-коммуникационной предметной среды.

В соответствии с приведенным выше определением информационно-коммуникационной предметной среды и рассмотренными вариантами структур информационного взаимодействия, приведенными выше на рисунках, выявим характерные особенности информационно-коммуникационной предметной среды.

Фиксированностъ информационного потенциала образовательного назначения предполагает наличие опреде­ленного объема информационного ресурса распределенного доступа, ориентированного на данную предметную область (или интегрированную область учебных предметов). Пользователю предоставляется информация о содержании, структу­ре, режимах работы с информационным ресурсом, возможность использовать его содержание, предоставляется также информация о любых изменениях, произошедших за какой-либо промежуток времени, начиная с последней модификации или обновления информации.

Модифицируемость информационного потенциала образовательного назначения предполагает возможность санкционированного изменения, дополнения, исключения определенной части информации как в содержательном плане, так и его структуры, режимов работы с ним. Необходимость модификации вызвана постоянным совершенствованием ИКТ вообще и средств обучения, функционирующих на базе ИКТ, в частности. Помимо этого, «устаревание» прикладных разработок, в том числе прикладных программных средств учебного назначения, приводит к необходимости постоянного их совершенствования, хотя бы в технологическом плане. Это, однако, достаточно затруднительно, особенно в случае разработок педагогических приложений в сетях. Одним из возможных путей решения этой проблемы является использование инструментальных средств технологии мультимедиа, которые позволяют создавать мультимедийные приложения в сетях образовательного назначения и могут пополнять информационный потенциал информационно-коммуникационной предметной среды. Довольно часто происходит замена морально устаревающих организационных, инструктивных, методических материалов или возникает необходимость замены содержания учебной информации, вызванная различными причинами технического, эстетического, организационного характера, в том числе необходимость включения нового учебного материала.

Открытость доступа к информационному потенциалу образовательного назначения предполагает возможность выбора любой информации из информационного ресурса, реализацию различных режимов работы с ним, установленных для пользователя. При этом пользователю должна быть предоставлена возможность реализации различных видов информационного взаимодействия. Например, в таких режимах работы Интернета, как электронная почта, электронные конференции, чаты, форумы, телеконференции, видеоконференции и др.

Интерактивность информационного взаимодействия, осуществляемого в информационно-коммуникационной предметной среде в процессе пользования информационным потенциалом образовательного назначения, предполагает осуществление поиска, отбора, применения, передачи информации, информационного обмена и взаимодействия. При этом необходимо обеспечение интерактивной формы информационного взаимодействия, которая позволяет пользователю выбирать:

а) условия поиска (поле ввода текста для набора фраз или ключевых слов, констатирующие засечки, флажки, вехи отмены для уточнения области поиска и т. д.) информации; при этом поиск необходимо обеспечивать как по предметно-ориентированным указателям (с помощью поисковых систем, в которых тематические базы данных организованы в виде предметно-ориентированного иерархического дерева), так и по ключевым словам, в которых осуществляется просмотр адресов, на которых может содержаться нужная информация, и/или краткого содержания документов;

б) условия отбора информации (по адресам страниц, текст которых удовлетворяет условиям поиска, и краткие аннотации или первые абзацы текста этих страниц); условиями отбора могут быть: простые запросы (несколько ключевых слов, характеризующих документ), сложные запросы (набор логических условий, которым должен удовлетворять документ);

в) условия поиска и загрузки доступной информации; при этом необходимо обеспечение поиска и загрузки по ключевым словам или последовательности символов, по иерархическим предметно-ориентированным базам данных.

Наличие развитого каталога ресурсов сайта (назначением является постоянное обновление сайта, на головной странице которого помещаются ссылки на часто используемые сетевые ресурсы) как средства систематизации информационного ресурса.

Возможность пользования информационными каналами как средством доставки пользователю информации с наиболее часто посещаемых имWeb-узлов портала.

При этом необходимо обеспечить:

просмотр полученных данных, информации в автономном режиме (без соединения с сетью), что сокращает время подключения, необходимое для загрузки файлов и получения доступа к занятым Web-серверам;

возможность «подписки» на информационный канал, что обеспечивает появление содержимого информационного канала на рабочем столе и регулярное обновление информации ее поставщиком (соответствующим сайтом).

7. Однозначность распознавания рабочей ситуации в процессе навигации при поиске, отборе, передаче, применении информации.

Еще раз обратим внимание на факт изменения форм и методов информационного взаимодействия образовательного назначения, осуществляемого в информационно-коммуникационной предметной среде, обусловленное, во-первых, наличием нового компонента (компонентов) системы учебного взаимодействия, принимающего активное участие в процессе обучения, во-вторых, усложнением структуры этого взаимодействия в направлении развития коммуникативных и информационных реализаций, в-третьих, возможностью организовывать вышеперечисленные виды учебной деятельности, обеспечивающие высокий уровень самостоятельности и «открытость» образования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Чем принципиально отличается информационное взаимодействие между учителем и учеником без использования средств ИКТ и с использованием средств ИКТ?

Как изменяется роль учителя при использовании средств ИКТ в образовательном процессе? Как изменяется роль ученика?

Какие формы и виды учебной деятельности появляются в условиях информатизации образования?

Темы и вопросы для обсуждения

Какие функции учителя может выполнять средство обучения на базе ИКТ и в каких случаях это целесообразно с педагогической точки зрения?

Попробуйте разработать план урока с использованием средства обучения (средств обучения) на базе ИКТ для решения конкретной методической задачи. Аргументируйте целесообразность использования выбранного вами средства обучении для решения этой задачи.

Представьте в виде таблицы описание действий ученика, действий учителя и реакции со стороны выбранного вами средства обучения на базе ИКТ на действия учителя и ученика и конкретной предложенной вами педагогической ситуации.

Чем отличается информационное взаимодействие между учителем и учеником в информационно-коммуникационной предметной среде от традиционного информационного взаимодействия, при котором взаимодействуют только учитель и ученик?

Глава III

Технологии мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная реальность» в образовании

§ 1. Использование технологии мультимедиа в образовании

Мультимедиа — быстро развивающаяся современная информационная технология, позволяющая объединять в информационной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). В результате обеспечивается такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно. Именно этот переход к параллельной передаче аудио и видеоинформации в сочетании с использованием ее больших объемов, быстрого доступа и интерактивного взаимодействия с ней, предоп­ределил качественно новые возможности повышения эффективности обучения.

Технология мультимедиа — информационная технология, реализующая возможности мультимедиа-операционных сред, основанная на одновременном использовании различных средств представления информации, обеспечивающая применение совокупности приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой.

Возможности систем мультимедиа позволяют интегрирование представлять на экране компьютера любую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог пользователя с системой. При этом система обеспечивает возможность выбора по результатам анализа действий пользователя нужной линии развития представляемого сюжета или ситуации. В обучении технологию мультимедиа реализуют при создании и использовании программных (электронных) средств образовательного назначения. Компонентами таких программных средств являются статические и анимированные изображения, а также текстовая и видеоинформация со .звуковым сопровождением.

Отличительной особенностью технологии мультимедиа в сочетании с использованием оптических дисков типаCD-ROM, переносных портативных устройств внешней памяти, флэш-памятью,DVD является возможность хранения в памяти компьютера больших объемов разнородной информации (текст, графика, цветные изображения, звук, человеческий голос, музыка, анимация, видеоклипы). Данное обстоятельство способствует созданию прикладных авторских мультимедиа-систем, предназначенных для информационной поддержки различных форм учебной деятельности. В настоящее время существуют и развиваются мультимедиа-приложения в сетях.

Обучающие мультимедиа-системы позволяют пользователям, работая с базой данных, манипулировать формой визуальной информации, деформировать представленную на экране видеоинформацию по линейным параметрам; выбирать необходимую линию развития рассматриваемого сюжета; использовать информацию различного вида (текст, видеосюжет, графика, анимация); управлять работой различных устройств, лабораторных стендов и т. д. Система обеспечивает возможность анализировать действия пользователя, использовать коммуникации между обучаемым и преподавате­лем, реализовывать широкий спектр обучающих воздействий и т. д. [22, 30].

Отдельно следует остановиться на возможностях технологий гипертекста и гипермедиа.

Гипертекст (Hyper-Text) — технология обработки информации, обладающая методом организации данных, который характерен следующим: в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами установлены именованные связи, которые являются указателями.

Гипертекст появился в начале 60-х гг. XX века и описывал систему, позволяющую получить доступ к любым зафиксированным в системе текстовым данным. При этом в таких системах имелась возможность создания собственной взаимосвязи между различными частями данных. Гипертекстовое представление информации предполагает, что текст на экране дисплея содержит активные окна, которые выделены другим шрифтом, цветом, имеют вид различных символов, картинок и т. п. Эти окна активизируются с помощью щелчка мышкой что позволяет пользователю продвигаться «в глубь» экрана, перемещаться по произвольной траектории из одного раздела в другой, концентрируя свое внимание на нужной информации, осуществлять произвольный выбор последовательности ознакомления с информацией.

Распространение этого подхода с текстовых данных на доступные ныне в ПЭВМ (мобильных телефонах, карманных калькуляторах, интерактивных досках) другие виды данных — графические, звуковые, видео и т. п., определяет современное представление системы гипермедиа (Hyper-Media).

Из сочетания возможностей таких технологий, как ги­пертекст и мультимедиа образуется технология гипермедиа {Hipermedia — сверхсреда).

Системы гипермедиа содержат большой объем аудио- и видеоинформации. В процессе работы с такого рода системами обучаемым предоставляется возможность сочетать текстовую и графическую информацию со звуком, анимационными ро­ликами и видеофрагментами.

История создания и развития технологии мультимедиа

К середине 80-х гг. массовое использование персональных компьютеров нового поколения платформIBM иMacintoshобусловило необходимость создания прикладного программного обеспечения, доступного для применения пользователями-непрофессионалами и вместе с тем инструментальных программных средств разработки прикладных программ. Появление интегрированных сред разработки прикладного программного обеспечения позволило сочетать эффективность компиляторов с удобством интерпретаторов. «Традиционные» алгоритмические языки программирования уступили место языкам (средам), основанным на технологии объектно-ориентированного программирования, таких как С++, объектный Паскаль и другие, поставляемых в комплекте с обширной библиотекой готовых классов (методов), разработанных профессиональными программистами. Тем не менее создание сложного полноценного приложения требовало достаточно высокой квалификации программиста. Таким образом, возникла проблема создания интерфейса для пользователя-непрофессионала (в области программирования) с целью создания качественного приложения определенной предметной области. Эта проблема решалась частично путем создания для наиболее распространенных областей применения персональных компьютеров (обработка текстов, графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных) мощных приложений, позволяющих решать большую часть стандартных задач, используя простые специализированные языки (примером могут послужить макрокоманды электронной таблицы). Вместе с тем в целом эта проблема остается нерешенной и по сей день.

Появление в 1984 г. персональных компьютеровMacintosh, в которых были реализованы графический многооконный пользовательский интерфейс, система меню, ориентация па использование мыши и другие возможности, ставшие впоследствии стандартными для персональных компьютеров всех платформ, сразу сделали его применимым для большинства категорий пользователей, в том числе и для начинающих. Такие возможности, как оконно-графический интерфейс, развитые возможности по графике, анимации и звуку определили перспективы создания принципиально новых систем (и даже их классов) программирования, главными отличительными чертами которых были простота использования и реализуемость аудиовизуальных приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (2)

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред.
  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (1)

    Документ
    Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования.
  3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании от теории к практике

    Программа
    Преподаватели и научные сотрудники вузов, использующие в своей научной и образовательной деятельности информационные и коммуникационные технологии, а также по роду деятельности связанные с внедрением информатизации в в системе высшего
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании от теории к практике

    Программа
    Преподаватели и научные сотрудники вузов, использующие в своей научной и образовательной деятельности информационные и коммуникационные технологии, а также по роду деятельности связанные с внедрением информатизации в в системе высшего
  5. " использование информационных и коммуникационных технологий в образовании"

    Темы рефератов
    Условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники и средств информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях
  6. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «информатизация образования» («информационные и коммуникационные технологии в образовании»)

    Программа
    Цель курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» — привить навыки обращения с новыми информационными технологиями. В курсе рассматриваются основные методы эффективного использования IT-технологий, возможности

Другие похожие документы..