textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


Компьютерная визуализация учебной информации:

компьютерная визуализация изучаемого объекта — наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; компьютерная визуализация изучаемого процесса — наглядное представление на экране ЭВМ данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости — в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой зако­номерности изучаемого процесса. Требование обеспечения компьютерной визуализации учебной информации, предъяв­ляемой к программным средствам учебного назначения пред­полагает реализацию возможностей современных средств ви­зуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике развития, с сохранением возможности диалогового общения с программой.

  • Управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы), лабораторными установками или экспериментальными стендами.

  • Управление отображением на экране моделей различных объектов, в том числе промышленных или лабораторных установок, систем, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих.

  • Автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Перечисленные выше уникальные возможности информа­ционных и коммуникационных технологий позволяют реали­зовать в учебном процессе следующие основные функции этих средств:

  • информационно-справочная, за счет представления разного рода информации (при использовании баз данных, средств телекоммуникаций и связи) на экране, в том числе теоретического материала, методики решения задач и т. п.;

  • наглядная демонстрация материала, компьютерная визуализация изучаемого объекта и его составных частей;

  • индивидуализация и дифференциация процесса усвое­ния учебного материала в ходе занятий и самостоятельной работы обучаемых, за счет генерации заданий различного уровня сложности, выдачи справок и подсказок;

  • оптимизация учебного процесса за счет возможностей поэтапной работы или работы в определенном темпе;

  • контролирующая за счет осуществления объективного контроля с обратной связью, оценки знаний, умений и на­выков с диагностикой ошибок, осуществления самоконтроля знаний, умений, навыков;

  • корректирующая за счет осуществления в процессе обучения тренировки, консультаций и других видов помощи;

  • диагностирующая за счет информирования учителя о результатах обучения, о наиболее часто встречающихся ошибках;

  • автоматизация процессов управления учебной деятельностью при осуществлении регистрации, сбора, анализа, хранения информации об обучаемых, рассылки необходимого ма­териала и информации по сети;

  • моделирование реальных опытов, имитация работы разнообразных лабораторных стендов, объектов, процессов и явлений;

  • автоматизация процессов обработки результатов лабораторного эксперимента, построения графиков, таблиц и диаграмм; получение информации о протекающем в реальных условиях процессе или явлении с помощью комплекта датчиков, сопрягаемых с ПЭВМ, что позволяет выводить на экран компьютера полученные в ходе эксперимента данные и производить их обработку.

Специфика каждого занятия с использованием средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, определяется индивидуальным опытом педагога, уровнем теоретической и практической подготовки конкретного класса и пр.

Использование в сфере образования выделенных выше ди­дактических возможностей ИКТ не является самоцелью или данью моде. Оно в обязательном порядке предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий для достижения определенных педагогических целей. Перечислим важнейшие из этих целей.

  1. Реализация социального заказа современного общества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации.

Общество заинтересовано в том, чтобы система общего образования обеспечивала своим выпускникам необходимый уровень подготовки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, а система профессионального образования обеспечивала подготовку профессиональных кадров и специалистов к реализации возможностей ИКТ во всех сферах их жизнедеятельности в информационном обществе.

  1. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.

Достижение данной педагогической цели предполагает использование средств ИКТ для развития мышления обучаемых, формирования у них системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности. Средства ИКТ обеспечивают возможность осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельность по представлению и извлечению знания. При этом обучаемый получает возможность одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников. Это позволяет ему принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации. Кроме того, при информационном взаимодействии возможно развитие коммуни­кативных способностей, умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность в предметной среде.

  1. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования.

Повышение эффективности и качества образовательного процесса может быть обеспечено за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогики, возможностей информационных и коммуникационных технологий, которые были перечислены выше. При этом развиваются побудительные мотивы (стимулы) к получению образования, обусловливающие активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ, углубляются межпредметные связи за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной. Особое место принадлежит возможности реализации идеи открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса [23, 24].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. В чем заключается разница между дидактическими воз­можностями средств ИКТ и функциями средств ИКТ в учеб­ном процессе?

    2. В чем состоит новизна дидактических возможностей средств ИКТ?

Темы и вопросы для обсуждения

    1. Каким образом дидактические возможности средств ИКТ способствуют реализации педагогических целей? Сфор­мулируйте конкретную педагогическую цель и приведите примеры использования выбранных вами средств ИКТ для ее реализации.

    2. Какие качества личности необходимы человеку для комфортной жизнедеятельности в информационном общест­ве? Как можно использовать средства ИКТ для развития этих качеств?

§ 4. Основные направления развития информатизации образования

В настоящее время наметились основные направления развития информатизации образования, описание которых занимает существенное место в отечественных и зарубежных педагогических трудах. Кратко остановимся на раскрытии их со­держания.

1. Методология и стратегия формирования структуры и отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества.

Совершенствование методологии и критериев отбора содержания образования на данном этапе развития педагогической науки обусловлено прежде всего необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым определенной суммы знаний, умений, навыков, а на развитие его интеллектуального потенциала, умения самостоятельно извлекать знания в условиях активного использо­вания средств современных технологий информационного взаимодействия — таких как мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации.

Данное направление предполагает, во-первых, выявление условий переструктурирования содержания обучения в соответствии с отходом от линейных форм представления учебно­го материала, во-вторых, включение новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии, в-третьих, интеграцию предметных областей или тем, ставших уже традиционными, в-четвертых, разработку содержания и структуры корпоративных информационных систем и сетей образовательных учреждений, а также распределенных информационных ресурсов образовательных систем, функци­онирующих на базе телекоммуникаций.

2. Проектирование педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию учебной информации характеризуется созданием педагогических технологий, методических систем обучения, ориентирован­ных на формирование умений осуществлять учебную деятельность в следующих областях: а) поиск информации, представленной в электронном виде (литературные первоисточники, научно-практические и учебно-методические материалы, электронные копии документов и пр.), в том числе на базе использования распределенного информационного ресурса Всемирной сети Интернет; б) создание авторских работ, в том числе и компьютерных презентаций, на базе реализации возможностей технологии мультимедиа, геоинформационных технологий; в) реализация различных видов информационного взаимодействия с изучаемыми объектами, процессами, явлениями, представленными как реально, так и виртуально, в том числе, в условиях функционирования компьютерных сетей.

Педагогические цели при этом определяются: возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения; повышением мотивации обучения за счет информационно емкого и эмоционально насыщенного общения пользователя с виртуально представленными изучаемыми или исследуемыми объектами, процессами, явлениями или рассматриваемыми сюжетами и ситуациями; формированием умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности с распределенным информационным ресурсом Всемирной сети Интернет.

3. Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения различных предметных областей предполагает формирование у обучаемого определенных подходов к осуществлению учебной деятельности с использованием средств ИКТ в аспектах, от­ражающих особенности конкретного общеобразовательного или учебного предмета (предметной области). Реализация этого направления предполагает разработку стандарта в области применения средств ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного или учебного предмета или пред­метной области.

Перспективной становится также разработка образо­вательных стандартов в области применения средств информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения групп общеобразовательных дисциплин. Это предполагает как выявление содержательных линий изучения закономерностей данной предметной области, так и основных информационных технологий, используемых в науке и тех­нике в процессе исследования ее закономерностей. При этом в процессе выбора целей обучения рассматриваемого общеобразовательного или учебного предмета (предметной области) с использованием средств ИКТ предполагается, что учащимся обеспечивается предоставление информации, необходимой для формирования школьной программы и ее обеспечения. При выборе программного обеспечения следует ориенти­роваться на базовое, инструментальное и прикладное программное обеспечение, относящееся только к программам общего назначения (например, базы данных, электронные таблицы, инструментальные программные средства или системы компьютерного моделирования, инструментарий, ре­ализующий возможности технологии мультимедиа, тексто­вый редактор, графический редактор, музыкальный редактор и пр.).

При этом под стандартизацией в области применения средств ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов будем понимать установление в рамках организаций сферы среднего образования единых норм и требований, предъявляемых:

  • к предоставлению (обеспечению) возможностей использования определенных видов средств ИКТ в процессе изуче­ния конкретного общеобразовательного или учебного предмета (предметной области);

  • к сформированности представлений, знаний, умений, навыков осуществления учебной деятельности с использованием средств ИКТ в процессе освоения содержательных ли­ний изучения конкретного общеобразовательного или учебного предмета (предметной области).

4. Реализация возможностей учебного информационного взаимодействия и потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей как основы функционирования единого информационного образовательного пространства. Современные подходы к использованию Web-технологий предполагают реализацию информационного взаимодействия участников образовательного процесса в различных режимах работы все­мирной информационной среды, реализованной на базе Интернета.

Интернет обеспечивает современных пользователей информационными ресурсами глобальной сети, а Интернет-технология позволяет организовать учебную деятельность с использованием прикладных и инструментальных программных средств и систем, доступных современному пользователю. При этом становится возможным использование в учебном процессе информационной среды науки (информация и знания, являющиеся наполнением баз данных; распределенная обработка информации; распространение научной информации на основе Интернет-технологии) и культуры (электронные библиотеки, виртуальные музеи и выставки, художественные презентации).

5. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного применения средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в образовании. Это направление предполагает осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в системе непрерывного образования, разработку программно-технического и педагогико-эргономического обеспечения эффективного и безопасного применения средств ИКТ в образовательных целях.

Также это направление предполагает разработку психолого-педагогических, эргономических, технических, эстетических требований к средствам информатизации и коммуникации, используемым в образовательных целях. Перспективными разработками в этой области является создание отраслевых стандартов на программно-аппаратные комплексы вычислительной техники, на базовое и прикладное программное обеспечение, используемое в образовательных целях. Важным аспектом является также разработка педагогических и гигиенических рекомендаций по оснащению и оборудованию учебных кабинетов, в которых используется вычислительная техника, в том числе обоснование эргономики рабочего места, оснащенного средствами вычислительной техники, информатизации, коммуникации, и разработка состава и спецификаций этого оборудования.

6. Создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, разработка автоматизированных систем информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления. Автоматизированные банки данных научно-педагогической информации, функционирующие на основе телекоммуникационных сетей, становятся в настоящее время одним из пока­зателей уровня современного образовательного учреждения. По этой причине совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей предполагает создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом обра­зовательного учреждения, в том числе разработку автоматизированных систем информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением или системой учебных заведений.

Отечественные подходы в этой области предполагают разработку систем автоматизации ведения делопроизводства в учебном заведении. Но рассматривать эту проблему следует гораздо шире — в направлении автоматизации процессов обеспечения современного учебного заведения необходимыми научными, информационно-справочными, учебно-методическими, инструктивно-организационными, техническими, нормативными и другими материалами, которые во все большем объеме используются в научно-практической деятельности в образовательной сфере, а также в направлении решения вопросов автоматизации внутришкольного управления на базе методологии системного и квалиметрического подходов [4].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что необходимо учитывать учителю при проектирова­нии педагогической технологии в условиях информатизации образования?

  2. В чем заключается совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования на современном этапе развития системы образования?

Темы и вопросы для обсуждения

    1. Как вы считаете, нужна ли стандартизация в области применения средств ИКТ в процессе изучения конкретного предмета, и в чем она должна заключаться? Постарайтесь ар­гументировать свою точку зрения.

    2. Сформулируйте позитивные и негативные последствия использования Интернета для развития личности ребенка.

§ 5. Из зарубежного опыта:

совершенствование информационной подготовки учителей в Великобритании

Анализ исследований, проводящихся в Великобритании, и практика показывают, что внедрение ИКТ в систему британ­ского школьного образования осуществляется по схеме технология — практика — теория, в то время как внедрение ИКТ в отечественную школьную систему образования происходит чаще всего по схеме теория — технология — практика.

Кратко охарактеризуем особенности опыта информацион­ной подготовки учителей в Великобритании.

  1. Учителя должны понимать не только то, как использовать то или иное оборудование, но и осознавать его образовательный потенциал, причем оба этих аспекта должны развиваться взаимосвязанно. Там, где вводятся в эксплуатацию сразу две или более ИКТ-системы, учителя должны обучаться их использованию по отдельности. Основная задача — научить учителей понимать, как новая ИКТ-система интегрируется в существующую систему образования и как ее использование может улучшить образовательный процесс. При этом обычно демонстрируют конкретные примеры для их после­дующего обсуждения с учителями.

  2. Процесс обучения должен обеспечивать свободный доступ учителей к точной и своевременной информации, возможность соотнести эту информацию с их потребностями, возможность обсудить свои идеи и разработки с другими учи­телями. Кроме того, учителям необходимо время для обработки и осознания информации, для чего обеспечивается доступ к Интернету и возможность работы с различными CD-ROM в домашних условиях.

Таким образом, широко используется «коллективный разум» учителей для теоретического осознания использования средств ИКТ в образовательных целях.

  1. Необходимо, чтобы программы обучения учителей ста­ли частью стратегического плана развития школ. Для этого следует начать с аудита потребностей в обучении. Обучение не должно начинаться прежде, чем будет установлено необходимое оборудование. С учетом того, что вначале только часть учителей сможет получить нужные знания, необходимо, что­бы существовала четкая политика относительно того, каким образом смогут получить знания все остальные.

  2. Роль координаторов процесса использования ИКТ-систем в школах (по прогнозам специалистов) будет только возрастать. В этой связи направлениями их профессионального развития должны стать следующие:

  • понимание ими своей роли в образовательном учреждении и осознание ответственности при принятии решений в области применения средств ИКТ;

  • знание возможных вариантов применения ИКТ-ресурсов в образовательных целях;

  • приобретение и установка оборудования, разработка и использование электронных ресурсов, оптимальных для данной школы;

  • способность организовывать разработку Web-страниц и электронных материалов;

  • способность правильно определять, где, когда и как необходимо обучать ИКТ-навыкам персонал и учителей школы.

При таком подходе остаются не подготовленными к использованию средств ИКТ в своей профессиональной деятельности такие категории работников образовательного учреждения, как методист, отвечающий за структуризацию содержания информационного ресурса образовательного назначения; администрация и управленцы, отвечающие за автоматизацию информационного обеспечения учебного процесса, а также за организационное управление; техник-лаборант, оператор компьютерного класса; психолог, отвечающий за компьютерное тестирование, и ряд других.

Рассматривая вышеописанный опыт информационной подготовки учителей, отметим, что в нем технологические аспекты превалируют над теоретическим осмыслением педагогической целесообразности реализации дидактических возможностей ИКТ (см. гл. I, § 3). Следует также отметить, что остаются нереализованными следующие направления подготовки учителей:

  • психолого-педагогическая экспертиза педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ (в том числе электронных изданий (средств) наCD-ROM);

  • педагогико-эргономические условия безопасного использования средств ИКТ и меры по предотвращению возможных негативных последствий (психологических, гигиенических, педагогических) их применения, защита авторских прав разработчиков (в том числе учителей) педагогической продукции, реализующей возможности ИКТ.

Описанный выше опыт подготовки учителей Великобритании может применяться в процессе обучения будущих учителей в отечественной системе высшего педагогического образования с учетом приведенных ремарок.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В чем заключается основное отличие во внедрении средств ИКТ в систему российского школьного образования от зарубежного подхода?

Темы и вопросы для обсуждения

Как осуществляется подготовка учителей в российской системе образования к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности? Достаточна ли она? Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы подготовка учите­лей отвечала потребностям информационного общества?

Глава II



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (2)

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред.
  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (1)

    Документ
    Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования.
  3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании от теории к практике

    Программа
    Преподаватели и научные сотрудники вузов, использующие в своей научной и образовательной деятельности информационные и коммуникационные технологии, а также по роду деятельности связанные с внедрением информатизации в в системе высшего
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании от теории к практике

    Программа
    Преподаватели и научные сотрудники вузов, использующие в своей научной и образовательной деятельности информационные и коммуникационные технологии, а также по роду деятельности связанные с внедрением информатизации в в системе высшего
  5. " использование информационных и коммуникационных технологий в образовании"

    Темы рефератов
    Условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники и средств информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях
  6. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «информатизация образования» («информационные и коммуникационные технологии в образовании»)

    Программа
    Цель курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» — привить навыки обращения с новыми информационными технологиями. В курсе рассматриваются основные методы эффективного использования IT-технологий, возможности

Другие похожие документы..