textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


Предисловие

Данное учебное пособие адресовано будущим учителям — специалистам, которым предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в школе XXI века. Такая школа очень сильно отличается не только от тех учебных заведений, в которых когда-то учились авторы этой книги, но и от школ конца XX века. И основная ее особенность — это наличие современных компьютеров и различных устройств на их базе, широкого спектра электронных средств образовательного на­значения, телекоммуникационных сетей, обеспечивающих как внутришкольное управление, так и доступ к глобальным ресурсам Интернета. Направить этот арсенал средств на развитие и совершенствование всех компонентов образовательной системы — важнейшая задача современной школы. Эффективное решение этой задачи может быть по силам только специалистам, которые, с одной стороны, обладают высоким уровнем подготовки в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), владеют знаниями о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с помощью уни­кальных возможностей ИКТ, и, с другой стороны, владеют необходимыми психолого-педагогическими знаниями. Материал этого пособия поможет сформировать у будущих учителей комплекс знаний и умений в области методологии, теории и практики разработки и использования средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Особо следует отметить необходимость опережающей подготовки учителя в области создания и использования средств ИКТ в образовании, поскольку эти технологии не только являются носителями такого «опережения», но и могут обеспечить возможность постоянного профессионального самосовершенствования современных педагогов.

Интерес к использованию информационных технологий в обучении возник практически с момента появления ЭВМ. Специалистами уже в 50—60-х гг. XX в. была отмечена важнейшая черта программного обеспечения компьютера — возмож­ность организации диалога между учителем и учеником, что принципиально отличало его от таких традиционных средств, как учебник, телевидение или радио. Именно это принципиальное обстоятельство вызвало волну интереса к возможности автоматизации процесса обучения. За прошедшие десятилетия менялись поколения ЭВМ, многократно возросли мощности и возможности самого компьютера, а также средств информатизации на его базе. На смену простейшим формам диалога ученика и компьютера пришла новая парадигма информационного взаимодействия между обучаемым, обучающим и средством обучения, функционирующим на основе средств ИКТ, обладающим интерактивностью, возможностью обеспечения незамедлительной обратной связи, возможностью предоставления огромных объемов аудиовизуальной информации адекватно интересам обучающегося. Также менялась и развивалась терминология, связанная с использованием средств ИКТ в системе образования: «компьютер в обучении», «автоматизированные обучающие системы», «новые информационные технологии в образовании» и т. д.

Однако само по себе наличие в школе современных компьютеров и средств связи не гарантирует их позитивного влияния на функционирование всех компонентов образовательного процесса, а главное — на развитие личности ученика. Определяющим фактором эффективного использования богатых возможностей ИКТ в обучении является готовность преподавателя к применению этих возможностей в своей профессиональной деятельности.

Информатизация образования, являющаяся одним из приоритетных направлений процесса информатизации общества, предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки преподавателей, к методическим и организационным аспектам использования в обучении средств ИКТ. Роль преподавателя в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий на разного рода занятиях остается не только ведущей, но и становится более сложной.

Авторы пособия убеждены в том, что только специальная подготовка студентов педагогических специальностей вузов и учителей в области информатизации образования дает возможность повысить эффективность использования средств ИКТ в системе образования.

Структура и содержание подготовки студентов педагогических специальностей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в обучении определяются прежде всего тем, что у учителя в XXI веке появились качественно новые профессиональные функции и виды профессиональной деятельности, связанные с подготовкой к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования средств ИКТ в учебном заведении; реализацией обучения, ориентированно­го на развитие личности ученика в условиях использования технологии мультимедиа, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе средств ИКТ, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией; развитием творческого потенциала, необходимого будущему учителю для дальнейшего самообразования, саморазвития и самореализации в условиях динамичного развития и совершенствования средств ИКТ.

Авторы выражают надежду, что данное пособие окажет помощь учителям школ, работникам управления образования, научным работникам, преподавателям учебных заведений системы профессионального образования — всем, чья деятельность связана с использованием в образовании средств информационных и коммуникационных технологий.

Глава 1

Информатизация образования: характерные особенности, цели, задачи

§1. Информатизация общества

В начале третьего тысячелетия развитие цивилизации определяется переходом от индустриального общества к информационному обществу, которое характеризуется принципиальным изменением структуры общественного разделения труда, переносом центра тяжести из области материального производства в область создания информационных продуктов, осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия, реализации информационных процессов и технологий. В информационном обществе уровень интеллектуального развития его членов становится главным стратегическим ресурсом, важнейшим фактором развития экономики, что значительно повышает статус образования, предъявляет новые требования к его уровню и качеству. Анализ современных тенденций развития образования, характерных в настоящее время для всего мирового сообщества и определяющих политику в области образования во многих странах, убеждает в становлении новой системы образования, реализующей возможности информационных и коммуникационных технологий. Глобальная информатизация общества инициирует формирование информационно-коммуникационной среды и экономики, основанной на знаниях. При этом главным ее ресурсом становится человек, способный приобретать знания, творчески их применять, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний. Подготовка такого человека возможна только в новой системе образования, ориентированной на опережающее развитие индивидуума. Само образование становится ведущим фактором экономического развития общества, определяя возможности, потенциал общества в будущем, формируя квалифицированные кадры, для которых знание является важным источником развития личности. Анализ и обобщение многих источников отечественной и зарубежной литературы, рассматривающих состояние образования и запросы общества к подготовке выпускников учреждений общего среднего и профессионального образования, позволяют выделить следующие тенденции: специалисты в области образования ищут новые пути его развития на основе гуманизации, императива общечеловеческих ценностей, реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в целях развития личностных качеств и профессионального потенциала индивидуума; подготовка кадров для наукоемких производств неизбежно повышает уровень требований не только к уровню общего и профессионального образования человека, но и к развитию его творческих способностей, его интеллектуальному потенциалу; в условиях рыночной экономики человек играет все более активную роль на рынке труда, предлагая в качестве товара свой главный личный капитал — компетентность, профессионализм, квалификацию, и чем выше уровень его квалификации, тем большую свободу выбора имеет он на рынке труда, тем больше востребован он в жизни; в связи с постоянно изменяющейся ситуацией на рынке труда человек вынужден получить такое образование, которое позволит ему в кратчайшие сроки осваивать новые профессии; постоянно растет количество людей, занятых в информационной сфере по сравнению со специалистами, работающими в промышленности и сельском хозяйстве.

Все эти изменения в сфере профессиональной деятельности неизбежно меняют и структуру образования, определяя характерную особенность современного общества периода его информатизации.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Информатизация общества обеспечивает: активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрирован­ного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного произ­водства, интеллектуализацию трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступ любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных [23, 24, 30].

Особенностью современного периода развития общественного устройства является применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступного в данный момент обществу. Это позволяет совершенствовать механизмы управления современным социумом, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей возможность развития творче­ского потенциала каждого индивида.

Характерной чертой этого периода является становление и функционирование Всемирной информационной сети Интернет, которая позволяет формировать информационные запросы, информационные потоки сообразно интересам и предпочтениям каждого потребителя информации. Информация начинает обладать первостепенной значимостью в науке, искусстве, производстве, технике и образовании. Более того, информация персонифицируется. В конце 1980-х — начале 90-х гг. уникально быстрое развитие и совершенствование всемирной информационной сети Интернет значительно расширило сферу применения информационных ресурсов современного общества, что позволило обеспечить пользователю доступ к информационным ресурсам крупнейших библиотек мира, радиостудий, телестудий, баз данных, к копиям реальных исторических документов. Современные средства передачи информации практически снимают ограничения как по объему, так и по скорости транслируемой информации, а средства навигации обеспечивают возможность обращения к любому, сколь угодно удаленному, источнику информации и получения любого объема информации. Уже к концу XX века возможности Всемирной информационной сети Интернет расширяются — становится возможным как обеспечение непосредственного информационного взаимодействия с партнерами, единомышленниками, коллегами по работе и научным исследованиям, так и интерактивное информационное взаимодействие с источниками информационного ресурса.

Для современного общества этапа информатизации и глобальной массовой коммуникации характерен процесс активного использования информации в качестве общественного продукта. Применение методов и средств информатики как научной области знания позволяет эффективнее и качественнее решать учебные и профессиональные задачи, реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий в целях развития личности человека, его адаптации к современным условиям жизнедеятельности в информационном обществе.

Вместе с тем применение средств ИКТ влечет за собой изменения как в области технического и технологического обеспечения деятельности специалиста любой профессии, так и эргономических, физиолого-гигиенических аспектов этой деятельности. При этом быстрота изменений, происходящих в этой сфере, не имеет аналогов в прошлом. В связи с этим будущему специалисту необходимо обеспечить такую базовую подготовку в области использования методов и средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, которая будет гарантировать необходимый уровень информационной культуры члена современного общества и определенный уровень профессиональной подготовки.

Всестороннее рассмотрение проблем, связанных с внедрением в образование информационных и коммуникационных технологий, предполагает использование определенных понятий и терминов. Некоторые из них являются общеупотребительными в педагогике и информатике, другие появились в последнее десятилетие и являются отражением все усиливающегося процесса информатизации как всего общества, так и сферы образования. Эта терминология, а также толкование слов и словосочетаний представлены в «Словаре терминов». Наряду с представленными ниже основными, базовыми понятиями и терминами, на страницах пособия по ходу рассмотрения определенных проблем и перспектив процесса информатизации образования будут вво­диться соответствующие определения и понятия.

К числу основных прежде всего отнесем понятия, которые, с одной стороны, являются «логическим развитием» важнейших понятий собственно предметной области «информатика» (таких, например, как «информационные и коммуникационные технологии», «информационное взаимодействие»), а с другой стороны, имеют важнейшее значение при рассмотрении путей и средств внедрения ИКТ в систему образования: «средства информационных и коммуникационных технологий», «средства информатизации и коммуникации образовательного назначения», «информационное взаимодействие образовательного назначения». Именно эти понятия составляют основу систематического рассмотрения в настоящем пособии вопросов, связанных с внедрением ИКТ в образование.

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) — программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей. К средствам ИКТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов; информационные сети; устройства ввода-вывода информации; средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией; средства архивного хранения больших объемов информации; устройства для преобразования данных из , текстовой, графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики; программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.); современные средства связи, обеспечиваю­щие информационное взаимодействие пользователей как, на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном (в рамках Всемирной информационной сети Интернет); электронные средства образовательного назначения, реализованные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации [23, 24, 30].

Средства информатизации и коммуникации (средства ИК)

образовательного назначения — средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического использования [30].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. В чем заключается основное отличие информационного общества от общества индустриального?

  2. Какие отличительные черты информационного общества вам известны?

  3. Как изменяется роль образования при переходе к информационному обществу?

Темы и вопросы для обсуждения

  1. Информатизация общества — глобальный социальный процесс, который затрагивает все сферы деятельности человека. Охарактеризуйте известные вам изменения в профессиональной деятельности человека и систематизируйте эти изменения по предложенной вами классификации.

  2. Проанализируйте роль и значение информации в деятельности педагога.

§ 2. Информатизация образования как процесс и область педагогического знания

Реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования занимается отрасль педагогической науки — информатизация образования.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания в условиях безопасного их применения. Этот процесс инициирует: совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной массовой коммуникации; совершенствование методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебную экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности; совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых [23, 24, 30].

Вместе с тем информатизация образования рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следую­щих проблем и задач:

  • создание методологической базы отбора содержания образования, разработка методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;

  • обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения;

  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;

  • разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;

  • использование распределенного информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных коммуникаций, в том числе продуцирование педагогиче­ских приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса;

  • разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента — как реального, так и виртуального, в том числе удаленного доступа;

  • создание и применение средств автоматизации для пси- холого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;

  • осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования;

  • разработка и использование средств автоматизации для управления системой образования на основе использования баз и банков данных научно-педагогической информации, учебно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также управления образовательным учреждением или систе­мой образовательных учреждений [23, 24].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие проблемы являются основными для информатизации образования как отрасли педагогической науки?

  2. Назовите основные проблемы и задачи информатизации образования?

Темы и вопросы для обсуждения

      1. В чем, на ваш взгляд, заключаются различия между ме­тодологией, технологией и практикой разработки и оптималь­ного использования средств ИКТ? Рассмотрите эти понятия и приведите примеры их использования в деятельности учителя.

      2. Как вы понимаете словосочетание «оптимальное ис­пользование средств ИКТ»?

§ 3. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий

Остановимся на описании дидактических возможностей ИКТ, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания. Перечислим их:

  • Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИТК, определяющая реализацию интерактивного диалога, характерного тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

  • визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели; графической интерпретации исследуемой закономерности, изучаемого процесса);

  • моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений — как реальных, так и виртуальных (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

  • архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

  • автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения, которая включает в себя автоматизацию проектирования, оперативного планирования и управления образовательным процессом в учебном заведении, автоматизацию информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.

В современных программных разработках, предназначенных для образования, активно реализуются вышеперечисленные возможности, что позволяет организовать следующие виды учебной деятельности.

  • Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации, представленной в цифровой форме, об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различном виде.

Интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся (в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов и пр.); при этом обеспечи­вается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с ЭВМ характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие про­граммы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (2)

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред.
  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании (1)

    Документ
    Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования.
  3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании от теории к практике

    Программа
    Преподаватели и научные сотрудники вузов, использующие в своей научной и образовательной деятельности информационные и коммуникационные технологии, а также по роду деятельности связанные с внедрением информатизации в в системе высшего
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании от теории к практике

    Программа
    Преподаватели и научные сотрудники вузов, использующие в своей научной и образовательной деятельности информационные и коммуникационные технологии, а также по роду деятельности связанные с внедрением информатизации в в системе высшего
  5. " использование информационных и коммуникационных технологий в образовании"

    Темы рефератов
    Условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники и средств информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях
  6. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «информатизация образования» («информационные и коммуникационные технологии в образовании»)

    Программа
    Цель курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» — привить навыки обращения с новыми информационными технологиями. В курсе рассматриваются основные методы эффективного использования IT-технологий, возможности

Другие похожие документы..