Главная > Учебно-методическое пособие


Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

Центр дистанционного образования Кемеровской области

Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий

Учебно-методическое пособие

Кемерово

2011

Оглавление

Пояснительная записка

Уважаемые коллеги! Центр дистанционного обучения Кемеровской области (структурное подразделение ГС(К)ОУ ОШ ) предлагает вашему вниманию методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений, реализующих дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Настоящими методическими рекомендациями мы хотим устранить возможные вопросы, связанные с организацией воспитательно-образовательной деятельности и работой в образовательной среде – на сайте

Данное методическое пособие разработано с целью формирования необходимых знаний, умений и навыков у педагогов занимающихся обучением детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий.

Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:

  1. Ознакомить с основными понятиями и характерными особенностями дистанционного образовании;

  2. Выделить основные формы, методы и виды учебно – воспитательной работы при обучении детей с ОВЗ при дистанционном обучении;

  3. Рассмотреть и познакомить с работой на сайте , являющимся образовательной средой для проведения учебно – воспитательной деятельности педагогов, осуществляющих процесс дистанционного обучения;

  4. Сформировать представление об уроке дистанционного обучения, способах и методах его проведения;

  5. Рассмотреть психолого – педагогическое и коррекционное сопровождение детей с ОВЗ в учебно – воспитательном процесс с использованием дистанционных технологий;

  6. Сформировать представление о внеурочной деятельности, ее видах и формах в процессе дистанционного обучения детей с ОВЗ.

  7. Ознакомить с требованиями Центра дистанционного образования Кемеровской области при ведении воспитательно-образовательного процесса с использованием дистанционных технологий.

  1. Методология дистанционного обучения

    1. Основные понятия дистанционного обучения

Сегодня одним из самых перспективных направлений развития технологий обучения является дистанционное обучение.

Различают понятия дистанционного образования и дистанционного обучения. Дистанционное обучение — это составляющая дистанционного образования. Понятие дистанционное образование является более широким, поскольку включает в себя помимо обучения под руководством преподавателя также и самообразование.
Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и педагога в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Информационные технологии в дистанционном обучении играют роль инструментов, которые:

- обеспечивают обучающимся удаленный доступ к учебному конвенту
- предоставляют обучающимся средства общения с педагогом, а также между собой;
- осуществляют управление и контроль за процессом обучения;
- предоставляют возможность создания эффективных тренажеров, симуляций и т.д.

Ключевым элементом построения обучения с использованием технологий дистанционного обучения является обеспечение удаленного доступа к учебному контенту. Именно благодаря такой возможности совокупность описываемых технологий и получила название - технологии дистанционного обучения.
Основой построения дистанционного обучения являются - дистанционные уроки, с помощью которых и осуществляется основное обучение. Дистанционные уроки в некоторой степени похожи на школьные уроки. Ключевым отличием дистанционного урока от школьного урока является наличие инструментов, обеспечивающих развитие у обучающихся необходимых навыков и умений, благодаря чему обучение проводимое с использованием дистанционных технологий становится намного более эффективным.


Дистанционный урокэто форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью обучающихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения обучающимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева).

Основные факторы, определяющие дистанционную форму обучения:

- разделение педагога и обучающегося расстоянием, по крайней мере, на большую часть учебного процесса;

- использование учебных средств, способных объединить усилия педагога и обучающихся, и обеспечить усвоение содержания курса;

- обеспечение взаимодействия между педагогом и обучающимися, администрацией и обучающимися;

- преобладание самоконтроля над контролем со стороны педагога.

    1. Характерные черты и принципы дистанционного обучения

Чтобы понять, как повышать квалификацию педагогу и готовиться к работе в учреждениях ведущих обучение детей с особыми потребностями, необходимо иметь четкое представление о возможностях и принципах дистанционной работы с обучающимися.

Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие возможности:

- Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

- Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов — модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

- Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью или учебой в других учебных заведениях обучение.

- Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.п.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с педагогами.

- Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижают затраты на организацию учебного процесса.

- Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

- Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от жеста проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

- Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

Для дистанционного обучения (ДО) характерен ряд принципов:

- Гуманизации. Направленность обучения и образовательного процесса на личность; создание максимально благоприятных условий для обучающегося. Индивидуальная работа направлена на развитее и проявление творческих особенностей.

- Интерактивности. Возможность значительный объем учебной информации доводить доступными инструментами. Принцип работы позволяющий поддерживать высокую мотивацию к обучению у обучающихся, инструментарий самостоятельного изучения учебного курса.

- Индивидуализации. Для реализации данного принципа в реальном учебном процессе в информационной среде проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, дополнительную подготовку обучающегося в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в информационной среде. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

- Регламентности обучения. Опыт практического ДО показывает, что особенно для школьников должны быть обеспечены жесткий контроль и четкое планирование.

- Педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Данный принцип выполняет ведущую роль и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации информационной среды ДО.

- Открытости и гибкости обучения. Принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.п. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из одного учебного заведения в другое для обучения по родственным или другим направлениям.

    1. Нормативно – правовая база дистанционного обучения детей с ОВЗ

В настоящее время получение общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране связывают с дистанционными технологиями. Нормативно-правовая база дистанционного обучения рассматривает широкий спектр вопросов, которые необходимо знать администрации ОУ и педагогам, так как на основе нормативно - правовой базе выстраивается весь образовательный процесс.

Следует выделить: законодательные документы на федеральном и региональном уровнях, и локальные акты, регламентирующие дистанционное образование детей-инвалидов.

Международная ";Конвенция о правах ребенка";, ратифицированная в 1989 году Парламентом РФ, законодательно закрепляет право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья. Соблюдение данного права гарантированно Конституцией Российской Федерации и закреплено в ЗаконеРФ «Об образовании"; от 10.07.1992 N 3266 (ред. от 27.12.2009). В статье 2 данного закона обозначен один из принципов государственной политики в области образования - адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся.

Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья является мощным средством их социальной защиты, следовательно, вопрос этот всегда будет актуален и был закреплен в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Обучение детей с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний и детей-инвалидов регламентируется Постановлением Российской Федерации от 18.07.1996 г. № 861 ";Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях"; и письмом Министерства образования РФ от 30 марта 2001 г. N 29/1470-6 ";Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)";.

Обучение ребенка с целым рядом заболеваний на дому часто приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. А существующая практика организации надомного обучения не может в полной мере обеспечить качественное образование и интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья. Поэтому в настоящее время получение общего образования детьми-инвалидами связывают с дистанционными технологиями.

Использование дистанционных технологий в организации учебного процесса регулируется федеральными нормативными актами. Среди них можно выделить три основных:

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.06.2004 г. № 01-17/05-01 ";О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования";.

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 марта 2005 года № 63 ";Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий";.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года № 137 ";Об использовании дистанционных технологий";.

Данные акты определяют порядок использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

  1. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

  2. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

  3. Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися.

Одним из особенностей использования дистанционных технологий является обеспечение щадящего режима проведения занятий, максимально приближенного к домашним условиям. Он регламентируется индивидуальным учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно на основании письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. № 17-253-6 ";Об индивидуальном обучении больных детей на дому"; и Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005 № 54";О мерах по реализации Закона Кемеровской области";О социальной поддержке инвалидов";.

Федеральная нормативно-правовая база, определяющая и регламентирующая дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, дополняется рядом законодательных документов на региональном уровне: законы Кемеровской области и Постановления Коллегии администрации КО.

В Кемеровской области действует Закон ";О социальной поддержке инвалидов"; от 14.02.2005 № 25-ОЗ. Обеспечение гарантированного права детей на образование закрепляется Законом Кемеровской области от 12.07.2006 № 95-ОЗ «Об установлении нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам» ( с изменениями и дополнениями в 2010г.).

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2010 № 338 были внесены изменения в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005 № 54";О мерах по реализации Закона КО ";О социальной поддержке инвалидов";.

Главной задачей обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательныхтехнологий является удовлетворение потребностей детей и их родителей с учетом их интересов, и выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.

В Кемеровской области на основании вышеуказанного Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005 № 54 ";О мерах по реализации Закона КО ";О социальной поддержке инвалидов"; (с изменениями, 2010г.) организационно-методическое обеспечение образования детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательныхтехнологий осуществляет Государственноеспециальное (коррекционное) образовательное учреждение дляобучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Кемеровскаяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов» (ЦДО)

Центр дистанционного образования Кемеровской области создан в рамках Программы реализации приоритетного национального проекта «Образование»

В соответствии с Положением о ЦДО Кемеровской области осуществляет:

  1. обеспечение доступа обучающихся и учителей, непосредственноосуществляющих обучение детей-инвалидов с использованиемдистанционных образовательных технологий, к учебно-методическомукомплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализациюобразовательной программы, и другим электронным образовательнымресурсам;

  2. организацию учебно-методической помощи обучающимся,учителям, родителям (законным представителям) обучающихся. Это регламентировано техническим минимумом учителей школы ДО с ОВЗ;

  3. ведение учета детей-инвалидов, обучающихся с использованиемдистанционных образовательных технологий;

  4. проведение мониторинга деятельности по организации обучениядетей-инвалидов с использованием дистанционных образовательныхтехнологий в Кемеровской области(на основании Положения о мониторинге);

  5. обеспечение подключения мест проживания обучающихся и рабочих мест учителей к сети Интернет (на основании Договоров с учителями и обучающими);

  6. оплату услуг доступа к сети Интернет для обучающихся, учителей;оснащение обучающихся и учителей комплектами компьютернойтехники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программногообеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушенийразвития детей-инвалидов (далее - комплект оборудования);

  7. поддержание комплектов оборудования в рабочем состоянии в соответствии с Требованиями для организации образовательного процесса по дистанционным технологиям.

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальному учебному плану является его регламентация в Уставе образовательного учреждения (с изменениями), закрепление данной формы обучения в Положение о надомном обучении и Положение по обучению детей с использованием ДОТ.

В заключение необходимо сказать, что Конституция и законы нашей страны содержат достаточно хорошо разработанную правовую базу для реализации инвалидами своего права на образование. Знание законов помогает отстаивать права и интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Методика проведения уроков дистанционного обучения

    1. Формы и методы организации урока дистанционного обучения

Методы проведения уроков дистанционного обучения, аналогичен тем методам, которые используются при традиционном обучении.

Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

- информационно-рецептивный,

- репродуктивный,

- проблемное изложение,

- эвристический,

- исследовательский.

Однако периоды самостоятельной работы в дистанционном обучении являются ограниченными по времени. Общение обучающегося с педагогом и обучающихся между собой является неотъемлемой частью дистанционного обучения. В дистанционном обучении с использованием Интернет - технологий могут найти применение различные типы общения с использованием возможностей компьютерных сетей, возможностям сетевых коммуникаций в ходе повышения квалификации также отводится значительное время:

- общение типа «один с одним»;

- общение типа «один со многими»;

- общение типа «многие со многими». Общение типа «один с одним» используется при проведении индивидуальных консультаций, когда преподаватель отвечает одному обучающемуся или один обучающийся - другому. Основной признак этого типа общения - приватность, которая предполагает, что содержание сообщений недоступно остальным участникам образовательного процесса.

Общение типа «один со многими» осваивается для проведения педагогом дистанционных аналогов уроков.

Общение типа «многие со многими» предусматривается для проведения дистанционных аналогов семинарских занятий, дебатов и дискуссий, деловых игр, при анализе конкретных ситуаций, проведении мозгового штурма, выполнении учебных телекоммуникационных проектов. Такое общение организуется с использованием учебных чатов, форумов, телеконференций. Его особенностью является то, что все участники процесса обучения могут свободно взаимодействовать между собой. При этом отсылаемые сообщения общедоступны и на них может ответить любой из участников.

Эффективность дистанционного обучения обучающихся зависит от:

- детальной проработки действий педагога и обучающихся в единой информационной среде;

- используемых педагогических технологий;

- эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;

- эффективности обратной связи.

Другими словами, успешность и качество рабо­ты педагогов дистанционного обучения в большей мере зависят от эффективно­сти организации и педагогического качества используемых учебных материалов, педагогического руководства и обязательно мастерства и постоянного саморазвития педагогов, участвую­щих в этом процессе.

    1. Формы уроков дистанционного обучения.

Формы проведения уроков дистанционного обучения многообразны:

  1. Анонсирующие занятие. Цель - привлечение внимание учащихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.

  2. Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащихся. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI.

  3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии ICQ.

  4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.

  5. Выполнение виртуальных лабораторных работ.

  6. Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в реальном времени посредством chat или ICQ.

  7. Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации.

  8. Вебинар(происходит от двух слов: web — «сеть» и «семинар») ─ это семинар, который проходит по сети Интернет. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие педагога и обучающихся, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).

  9. Урок с использованием видеомоста. Такой тип урока не отличается от традиционного. Урок проходит в реальном режиме времени.

    1. Учебные средства дистанционного урока

К учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся:

1. Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

2. Сетевые учебно-методические пособия;

3. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

4. Аудио учебно-информационные материалы;

5. Видео учебно-информационные материалы;

6. Лабораторные дистанционные практикумы;

7. Учебные тренажеры с удаленным доступом;

8. Базы данных и знаний с удаленным доступом;

9. Электронные библиотеки с удаленным доступом;

10. и т.д.

Обратите внимание!

Использование качественных графических файлов, оснащенных звуковым сопровождением и анимацией, повышают усвоение материала до 65% (для сравнения: во время обычного объяснения материала усваивается только 5%).

    1. Технологические аспекты подготовки и проведения дистанционного урока

Техническое обеспечение для уроков дистанционного обучения состоит из нескольких частей:

  1. оборудование, используемое на каждом дистанционном уроке

  2. оборудование, используемое периодически

  3. оборудование, используемое на уроках физики

  4. оборудование, используемое на уроках биологии

  5. оборудование, используемое на уроках химии

  6. специализированное программное обеспечение, используемое на уроках математики

  7. специфическое оборудование для детей с ОВЗ

  8. специализированное программное обеспечение



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Руководителям государственных специальных (коррекционных) школ-интернатов для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    Методические рекомендации
    ... -методическиерекомендациидля управленческих кадров по вопросам обучениядетей с ограниченнымивозможностямиздоровья и детей-инвалидов. Направляем Вам указанные учебно-методическиерекомендациидля дальнейшего использования ...
  2. Письмо министерства образования и науки рф от 18 апреля 2008 г n аф-150/06 " о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

    Документ
    ... представителями), педагогическимиработниками. Вопросы деятельности образовательногоучреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченнымивозможностямиздоровья, должны быть ...
  3. Методические рекомендации для специалистов центров дистанционного образования в субъектах российской федерации «особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «развитие

    Методические рекомендации
    ... качественного состава педагогического коллектива Формирование и распространения опыта организационно-методического обеспечения дистанционногообучениядетей с ограниченнымивозможностямиздоровья Осуществление PR ...
  4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Материалы IX Международной научно-практической конференции

    Документ
    ... психолого-педагогического сопровожде­ния учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе 129 Панина О. П. Обучениедетей с ограниченнымивозможностя­миздоровья с использованиемдистанционныхобразователь­ныхтехнологий ...
  5. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    ... использованиедистанционныхобразовательныхтехнологий при решении следующих задач: Организация обучениядетей-инвалидов. При обучениидетей-инвалидов и иных лиц с ограниченнымивозможностямиздоровьявозможна ...

Другие похожие документы..