Главная > Задача


3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Формирование научного образа гуманитарного знания в эпохи Возрождения, Раннего нового времени в Просвещения: средневековое понимание сути гуманитарного знания и изменения, произошедшие в начале нового времени; переход от экзегетики к критике теста; основные приемы научной критики текста; различие немецкой и французской школ в истории и филологии; идея нравственных оценок в истории культуры; понимание роли личности в истории культуры. Формирование научного образа гуманитарного знания в XIX – начале XX вв.: гуманитарное знание и романтизм; гуманитарное знание и эпоха национализма; трансформация гуманитарного знания в эпоху позитивизма; концепции эволюции культур; юридическая школа в гуманитарных науках; лингвистические концепции в культуре; культурно-историческое направление; неокантианство и его роль в трансформации гуманитарных наук; марксизм и его роль в развитии методов гуманитарных наук. Формирование научного образа гуманитарного знания в XX в.: возникновение социологии и ее роль в развитии методов гуманитарных наук; историко-психологический подход к гуманитарным наукам; эпоха структурализма в гуманитарных науках; феноменология и ее влияние на гуманитарные науки; экзистенциализм и его влияние на понимание культуры; неомарксизм в гуманитарных науках; школа анналов, ее судьба и ее русские адепты. Формирование научного образа гуманитарного знания на современном этапе: герменевтика и ее роль в гуманитарных науках; тартусская школа и ее влияние; просопографический метод; постмодернизм и его роль в развитии гуманитарных наук; лингвистический поворот; теория деконструкции; эпистемология; культурная антролопология. Возврат к теории объективного знания. Гендерное направление в гуманитарных науках.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Лингвистика и семиотика»

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является ввести студентов в круг понятий и проблем современной семиотики, познакомить их с этапами ее развития, методами анализа знаковых систем.

Задачей дисциплины является. изучить основные принципы построения и функционирования семиотических систем.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-способностью применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в области организации труда (ПК-6);

-способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности (ПК-7);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: способы анализа авторской прагматической установки, приемы восприятия целостного смысла текста.

уметь: применять свои знания в профессиональной деятельности.

владеть: основными принципами анализа простейших семиотических систем, принципами анализа процессов коммуникации, основами лингвистического анализа текста.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы:

предмет, сфера и основные понятия семиотики. Основоположники семиотики. Коммуникация как сфера знака. Принципы описания знаковых систем. Лингвистика текста.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Социальная и культурная антропология»

  1. Цели и задачи дисциплины. Цель курса – расширение кругозора студентов, формирование понимания поликультуральности мира и рефлексивного подхода к собственной культуре. Решаемые в рамках курса задачи: сформировать умение ориентироваться в теоретических направлениях дисциплины; дать систематизированное представление об антропологии, истории возникновения, существовавших и существующих парадигмах, объектах интереса науки, методах исследования; привить навыки чтения классических трудов по антропологии.

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8). Способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: основные теоретические направления, понятия, определения и терминологию дисциплины; классические тексты по антропологии и современные дискуссии.

уметь: ориентироваться в классических и современных теориях, применять их аналитические ресурсы к анализу современных социокультурных явлений.

владеть: теоретико-методологическим инструментарием, навыками сравнительного анализа, рефлексивным подходом к изучению социокультурных феноменов.

  1. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Общие понятия, история и значение дисциплины. Место антропологии среди других гуманитарных наук, границы науки, объект изучения.История развития антропологии (эволюционизм, диффузионистское направление, историческая школа американской культурной антропологии. Исторический партикуляризм Франца Боаса и исторический конфигурационизм Кребера, французская социологическая школа,структурный функционализм, структурная антропология К. Леви-Строса, социальная экология, многолинейный эволюционизм Л.Уайта, Дж. Стюарта, Крупника, антропология как «культурный перевод» К. Гирца).

Культура, как научная категория, определения, функции.Генезис научных представлений об этносе, этничности, этнических границах. Понятие этнонациональной идентичности.

Теории экономической антропологии, способы накопления и распределения, дар и обмен в традиционном обществе. Политическая антропология и антропологические представления о власти. Системы родства как объект антропологических исследований. Духовная культура: вера, обряд, ритуал, мифы и символы – общие понятия в антропологических теориях.

Методы исследований в антропологии, их преемственность и отличие от методов пограничных дисциплин.Рефлексия – как инструмент антропологического понимания окружающего мира, ответственность перед изучаемыми сообществами, кодекс антрополога.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Методика преподавания культурологии»

        1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является рассмотрение методических проблем изучения и преподавания культуры в общенаучном контексте и в связи с изменениями в системе современного социально-гуманитарного знания.

Задачами дисциплины является: оказать тесную взаимосвязь теоретико-методологических, историко-культурных аспектов изучения культуры с методическими проблемами подготовки культурологов, содействовать формированию у студентов-культурологов понимания многообразных возможностей применения современных методов изучения культуры, конкретного их использования в научно-исследовательской и преподавательской работе.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-овладение культурой мышления, формирование способностей к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: дисциплинарные и институциональные аспекты знания о культуре, принципы построения, структуру и содержание государственных стандартов по специальности и направлению Культурология, корпус учебной и учебно-методической литературы по Культурологии, современные образовательные модели и технологии, лучшие практики мировой высшей школы.

уметь: компетентно составлять программы учебных курсов в соответствии с требованиями Госстандартов.

владеть: понятийным аппаратом дисциплины, методиками и технологиями преподавания и обучения в контексте уровневого образования.

  1. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Знание о культуре: дисциплинарные и институциональные аспекты. Государственные образовательные стандарты по специальности и направлению «культурология» в условиях реформы российской высшей школы. Методики и технологии преподавания и обучения в контексте уровневого образования. Ресурсы обеспечения уровневого образования. Учебная литература по культурологии. Учебный курс по культурологии. Учебные программы курсов по культурологии. Методические проблемы чтения курса.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«История культуры»

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины – представить в целостном виде мировую культуру как исторически изменчивую и противоречивую систему ценностей и смыслов,  механизмы ее становления и развития; познакомить со спецификой ее национально дифференцированного существования; определить содержание ее количественных и  качественных преобразований в процессе формирования и эволюции как целого; рассмотреть многообразие культурных форм, отмечаемых  в  истории и в современном мире.

Задачи дисциплины – продемонстрировать студентам формирование и трансформацию мировой культуры; проследить функционирование базовых категорий и понятий; содействовать освоению понятийно-терминологического аппарата, которым оперирует современная культурология, и исследовательских подходов к разработке отдельных проблем истории мировой и отечественной культуры.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование

следующих компетенций:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике  (ПК-1); 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: магистральные направления развития культуры Востока и Запада, а также России, своеобразие культур древности и средневековья;  Нового и Новейшего времени; основные методологические подходы к изучению истории мировой культуры.

Уметь: идентифицировать культурные источники и подбирать к ним соответствующие методы анализа; опознавать структурные особенности национальных культур с древнейших времен до наших дней, ориентироваться в современных моделях развития культуры данного периода;

Владеть: методами анализа культурных моделей – на примере конкретных произведений;  навыками систематизации данных, полученных в результате аналитической работы над текстами; методиками персонального и коллективного представления результатов аналитической работы;

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Предмет и методы изучения истории мировой культуры. Периодизация истории мировой культуры. Проблема культурогенеза в первобытном обществе. Цивилизации и культуры Древнего Востока. Античная культура и ее всемирно-исторические достижения. Своеобразие культуры эллинизма. Культура средневековья. Идеи и образы культуры Возрождения. Ренессанс как всемирно-исторический поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Истоки новоевропейской культуры. Культура Просвещения в Западной Европе и в России: сходство и различия. Самосознание новоевропейской культуры во второй половине XIX – начале XX вв. Модерн и модернизм, декадентство и символизм на переломе веков. Возникновение тоталитарной культуры и ее влияние на развитие мировой культуры. Советская цивилизация и культура: национальное и мировое значение. Трансформации мировой культуры во второй половине XX века. Феномен глобализации. Постиндустриальная и информационная культура.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«История религий»

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины заключается в создании у студентов целостного представления о религии как о важнейшем компоненте мировой культуры и о многообразии религиозных форм.

Задачами дисциплины являются: формирование основных компетенций о возникновении, историческом развитии и идейном содержании религий мира, овладение студентами религиоведческой методологией, раскрытие значения сравнительного религиоведения для мировоззренческого и межкультурного диалога.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ((ОК-2);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные категории и понятия религиоведения, специфику религиозного мировоззрения и особенности исторического развития религий мира в контексте истории культуры;

уметь: использовать полученные знания для объективного анализа социально-исторических процессов и понимания истории культуры и истории развития общественной мысли;

владеть: понятийным аппаратом и методами сравнительного религиоведения.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

История религии как научная дисциплина. Религия как феномен культуры. Типологии и классификации религий мира. Проблема происхождения религии. Миф и ритуал. Ранние формы религии. Шаманизм. Религии древних восточных цивилизаций и античного мира. Мифология и религия народов дохристианской Европы. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Даосизм и конфуцианство. Синто. Буддизм как первая мировая религия. Зороастризм. Иудаизм. Библия как культурно-исторический памятник. Христианство: основы вероучения, история развития и основные направления – православие, католицизм, протестантизм. Ислам: пять столпов веры, происхождение, утверждение и распространение. Религия в современном мире. Типология новых религиозных движений. Секуляризация, толерантность и свобода совести.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«История искусств»

  1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является знакомство студентов с зарубежным искусством в контексте культуры с этапами развития архитектуры и изобразительного искусства, с историей эволюции стилей, направлений, национальных школ, с особенностями и закономерностями регионального развития архитектуры и искусства, с конкретными произведениями архитектуры и изобразительного искусства, творчеством выдающихся мастеров.

Задачами курса являются:

- дать общее представление об историческом развитии искусства и незримых нитях, связывающих факты художественной жизни с культурой изучаемой эпохи в ее духовном, религиозном и материальном измерениях.

- раскрыть типологическое многообразие художественных культур в цивилизованном масштабе.

- выявить художественные особенности основных видов искусства- архитектуры, скульптуры, живописи, графики.

- познакомить студентов с выдающимися произведениями архитектуры и изобразительного искусства, с основами методологии искусствознания и профессионального анализа.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК- 9).

-способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований, владеть методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК- 2).

- способностью разрабатывать проекты с учетом конкретных технологических, эстетических, экономических параметров, готов использовать современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов (ПК-9).

- готовностью к реализаций направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия (ПК-15).

- способностью к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16).

- готовностью к участию в реализации культурно-досуговой деятельности (ПК-18).

В результате обучения студен должен :

знать: основные источники по истории искусства, историческое развитие изобразительного искусства и архитектуры, основные художественные стили, направления, выделяемые современной наукой, творчество ведущих мастеров, содержание фундаментальных художественных концепций, их философские и общекультурные основания, проблематику взаимодействия и взаимовлияния между разными видами искусств, проблематику взаимосвязей и взаимовлияний европейского и русского изобразительного искусства и архитектуры.

уметь: выявлять контекстуальные связи произведения искусств в философском, религиозном, эстетическом, социокультурном аспектах, анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры, интерпретировать их содержательные аспекты, исторический и идейный контекст их создания, различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места их возникновения.

владеть: понятийным аппаратом дисциплины, основами современными подходами к анализу произведений искусства как специфической формы визуальной культуры.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Виды и жанры изобразительного искусства в контексте художественных канонов и стилей. Искусство Древнего Востока. Искусство античного мира.

Средневековое искусство. Искусство Ренессанса. Искусство западной Европы XIX- XX вв. искусство Киевской Руси. Искусство художественных центров XII- первой трети XY в. Искусство времени объединения русских земель вокруг Москвы ( втор. пол. XY-нач. XVI вв.). Русское искусство XYI-XYII вв. Русское искусство XYIII в. и проблема освоения западноевропейских традиций. Русское искусство XIX века в контексте европейских художественных школ. Русское искусство начала XX века. Русское искусство 1920- конца 50- х годов. Искусство конца 50-х- 90-х годов.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«История литературы»

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является курс, основанный на современных достижениях российского и зарубежного литературоведения, имеет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренческую цели.

Задачей дисциплины является дать студентам знания в области истории развития зарубежной литературы, формирования культурного менталитета учащихся , привитие навыков свободного использования и владения культурными ценностями. Сформировать у студентов уважение к историческому прошлому и современному состоянию зарубежных стран, развития чувства толерантности к другой культуре.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-5);

- способностью применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в области организации труда (ПК-6);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные направления, жанры и стили литературного творчества писателей и поэтов мировой классики, а также основные периоды в истории зарубежной литературы; знать содержание литературных произведений, относящихся к классике литературы.

уметь: использовать приобретенные знания и навыки работы с литературоведческими словарями в своей профессиональной деятельности.

владеть: специальным терминологическим словарем дисциплины, разбираться в отличительных чертах стилей и жанров литературных направлений и произведений крупнейших писателей и поэтов.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы:

литература Древнего Востока, античная литература (литература древней Греции, литература Древнего Рима), литература Средних веков ( литература Поздней античности, средневековый героический эпос, рыцарская литература), литература Предвозрождения (творчество Данте), Предвозрождение в Англии и во Франции. Литература эпохи Возрождения (Возрождение в Италии, Франции и Англии). Переход от эпохи Возрождения к XVII веку (Шекспир, Сервантес). Литература XVII века (классицизм, барокко). Литература Испании, Франции, Англии. Из истории литературы Востока XVII века (Япония, Басе).Литература XVIII века. Английская литература (Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг, Смоллетт, сентиментализм в Англии). Французская литература (Вальтер, Дидро, Руссо).Литература рубежа XVIII-XIX веков: предромантизм. Французская литература. Немецкая литература (Шиллер, Гете). Литература XIX века. Немецкий романтизм. Английский романтизм. Французский романтизм. Реализм о Франции(Стендаль, Бальзак, Мериме).Реализм в Англии (Диккенс, Теккерей). Литература рубежа XIX-XX веков. Реализм рубежа XIX-XX веков. Натурализм (Золя). Символизм (Верлен, Рембо, Метерлинк). Неоромантизм. Эстетизм. Литература XX- модернизм: реализм. Литература рубежа XX-XIX веков.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«История повседневности»

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины – показать специфику изучения повседневности и определить место повседневности в социокультурном пространстве истории, дать студентам основные знания о структуре повседневного существования человека (природные условия, среда обитания, традиции питания, жилище и интерьеры, костюм и мода), истории семьи и частной жизни.

Задача дисциплины – дать целостное представление о типологических особенностях культуры повседневности и ознакомить с современными методами изучения культуры повседневности; показать диалектику развития и преемственности структур повседневности.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций:

-- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

-- владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

-- способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные категории и реалии культуры повседневности, ориентироваться в историографии изучения истории повседневности;

уметь: самостоятельно анализировать источники и литературу по истории повседневности; применять полученные знания для осмысления современных реалий культуры повседневности;

владеть: понятийным аппаратом дисциплины, современными методами исследования истории повседневности, эдиционными практиками и текстологией.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Понятие культуры повседневности. Повседневность как частная жизнь. Повседневность как сфера естественного, спонтанного переживания и мышления. Изучение истории повседневности в XVIII—XX вв. Историческая антропология, микроистория и история повседневности: общее и особенное. История повседневности Древнего мира. Культура повседневности древнерусского периода. История повседневности Средних веков. Повседневная жизнь Московского царства. История повседневности Нового времени. Культура повседневности имперской России. История повседневности XX в. Культура повседневности советской эпохи. Повседневная жизнь современной России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотация рабочей программы дисциплины «история» 1 цели и задачи дисциплины

    Задача
    Аннотациярабочейпрограммыдисциплины «История» 1.Цели и задачидисциплины. Цельдисциплины ... конкретных целей. Аннотациярабочейпрограммыучебнойдисциплины «Налогообложение» 1. Цели и задачидисциплины. Целью изучения дисциплины «Налогообложение» ...
  2. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин направление «менеджмент» магистерская программа «управление проектами и организационными изменениями» м 1 общенаучный цикл

    Программа
    Аннотациирабочихпрограммучебныхдисциплин Направление «Менеджмент» Магистерская программа «Управление проектами и организационными изменениями» М.1 Общенаучный ...
  3. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин направление «финансы и кредит» магистерская программа «финансовые рынки» аннотация

    Программа
    Аннотациирабочихпрограммучебныхдисциплин Направление «Финансы и кредит» Магистерская программа «Финансовые рынки» Аннотация Методология научного исследования Преподаватель: канд ...
  4. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин направление «финансы и кредит» магистерская программа «финансовые рынки» аннотация

    Программа
    Аннотациирабочихпрограммучебныхдисциплин Направление «Финансы и кредит» Магистерская программа «Финансовые рынки» АннотацияДисциплина: «Финансовые рынки и финансово-кредитные институты» ...
  5. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин магистерская программа направление «менеджмент» программа «финансовый менеджмент»

    Программа
    ... Аннотациирабочихпрограммучебныхдисциплин Магистерская программа Направление «МЕНЕДЖМЕНТ» Программа «Финансовый менеджмент» АннотацияДисциплина ... формулировать цели и задачи для разработки ... Пререквизиты: Теория и история менеджмента, Стратегический ...

Другие похожие документы..