textarchive.ru

Главная > Программа курса


ПРОГРАММА

КУРСА

ОСНОВЫ

ЖУРНАЛИСТИКИ

Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2002

ПРОГРАММА

КУРСА

ОСНОВЫ

ЖУРНАЛИСТИКИ


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2002

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики

периодической печати

С о с т а в и т е л и: д-р филол. наук, проф. Е.П. Прохоров (часть I),

канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак (часть II),

канд. филол. наук, доц. Л.Г. Свитич (часть III)

Программа курса «Основы журналистики». – М.: ИМПЭ

им. А.С. Грибоедова, 2002. – 50 с.

Подготовлена на факультете журналистики.

Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта

© Прохоров Е.П., Шостак М.И., Свитич Л.Г., 2002

Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ

Предмет данной части курса – общие закономерности функционирования СМИ, знание которых необходимо для получения теоретических представлений о журналистике и присущих ей формах деятельности в обществе. Столь высокий уровень обобщения необходим для формирования глубоких представлений о сущности журналистики и для знакомства с эмпирическим миром журналистики. Очень важно, чтобы с первых шагов обучения теоретические представления о журналистике накладывались на знание реальных явлений в жизни СМИ. Поэтому и на лекциях, и на семинарских занятиях, и при подготовке письменных работ обязательно обращение к анализу текущей практики журналистики. Данная часть курса задает систему подходов и для других теоретических дисциплин по журналистике, а также для истории и социологии журналистики. Этим определено место данной части курса в структуре занятий. Курс имеет пропедевтический (pro + paideuo – «обучаю вперед») характер и призван дать целостное представление о журналистской деятельности.

Тема 1. Предмет, задачи и структура данной части курса

Понятие «журналистика» в ряду терминов: средства массовой информации, средства массовой коммуникации, средства массовой пропаганды, средства массового общения (mass media) и др. Журналистика как средство массовой информации и специальная (научная, техническая, медицинская и т.д.) журналистика.

Предмет изучения теории журналистики: особая сфера социально-творческой практики. СМИ как функционирующая система. Компоненты системы: «учредитель» («владелец», «издатель», «вещатель»), «журналист», «текст», «канал», «аудитория» и другие; ее структура, взаимодействие компонентов. «Прямые» и «обратные» связи в системе. Факторы порождения текстов, предназначаемых для публикации в СМИ.

Система основных категорий науки о журналистике. Центральное место понятия «массовая информация» в структуре системы категорий. Прямые и опосредованные связи между категориями науки о журналистике.

Сферы и области научного знания о журналистике: теория, история, социология. Связи и взаимодействия. Особенности развития и современного состояния. Объекты изучения и отрасли научного знания (газетно-журналь­ное дело, тележурналистика, радиожурналистика, фотожурналистика, редакционно-издательское дело, агентская журналистика, служба паблик рилейшнз, кибержурнализм в Интернете и т.д.). Множественность конкретных научно-учебных дисциплин и их система.

Значение научного знания для практики журналистской деятельности. Проблема практичности научного знания и его востребованности. Учебно-научные центры. Формы подготовки, повышения квалификации, переподготовки.

Задачи данной части курса. Роль в формировании личности профессионала. Выработка теоретических ориентиров как оснований практического подхода к анализу явлений жизни. Соотнесение теории и практики. Формирование методологических основ изучения журналистских дисциплин. Роль системного научного знания о закономерностях функционирования журналистики для профессионально ориентированного овладения дисциплинами общегуманитарного и социально-экономического циклов.

Тема 2. Журналистика как сфера массово-информационной
деятельности

Специфика массово-информационной деятельности. Информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Понятие «информация»: обыденное и научное содержание термина. Многообразие использования. Традиционные и современные значения. Атрибутивный и функциональный подходы. Информация и знание. Произведение – текст – информация.

Массовая информация в ее взаимоотношениях с личностной и специальной. Признаки и специфика массовой информации. Журналистика как носитель массовой информации. Массово-информационная деятельность: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование информации. Проблема полноты и достоверности. Потенциальная, принятая и реальная информация.

Семантический аспект массово-информационной деятельности. Информация и знания о действительности. Дескриптивная, валюативная, нормативная, прескриптивная информация как элементы информационной модели действительности.

Синтактический аспект массово-информационной деятельности. Принципиаль­ные возможности структурирования текста и основания использования различных элементов в разных ситуациях.

Прагматический аспект массово-информационной деятельности. Текст (потенциальная информация) и аудитория. Принятая и реальная информация. Проблема информационной насыщенности текста и его информативности. Условия и критерии информативности: небанальность, декодируемость и релевантность.

СМИ и ориентация «потребителей» информации в самых различных сферах жизни. «Необходимое и достаточное» разнообразие СМИ в демократическом обществе. Право на получение полной и достоверной информации журналистами и аудиторией. Информационная транспарентность и ее рамки. Требование гласности деятельности социальных институтов и доступа журна­листов к источникам информации. Правила работы с ними. Законодательные и этические нормы. Проблема информированности. Информационная безопасность. Информационная борьба и информационные войны. Информационная природа слухов. Проблема публикации непроверенных данных и сведений. Информация и дезинформация. Проблема «информационного порядка» в обществе.

Массовая информация в социальном управлении. Ожидаемые и реальные результаты массово-информационных контактов. Информация как фактор формирования сознания и направленности поведения массовой аудитории. Массовая информация и социальные институты: прямые и опосре­дованные последствия информационного взаимодействия.

Тема 3. Функции журналистики

Функциональный подход к журналистской деятельности. Место категории «функция» в системе знаний о журналистике. Взаимосвязь поня­тий «цель», «средства», «деятельность», «результат» Выявление сущности предмета или явления через его функции. Необходимость знания о функциях журналистики для оптимизации практической деятельности. Функции журналистики: объективное предназначение и субъективное целеполагание. Функ­ции журналистики и многообразие общественных потребностей в массовой информации. Значение объективного знания о функциях в целях реализации объективного предназначения СМИ по достижению информированности аудитории.

Функциональная роль СМИ в общественной системе. Представления о функциях различных субъектов системы («учредителя / владельца», «журналис­та», «аудитории»). Объектив­ные и субъективные причины неверной интерпретации и реализации функций. Функциональные, дисфункциональные, нефункциональные, афункциональные результаты.

Коммуникативная основа деятельности журналистики. Понятие коммуника­ции. Многообразие коммуникативных средств и форм. Средства массовой коммуникации.

Система функций журналистики. Идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные.

Идеологические функции. Понятие «идеология», проблема деидеологиза­ции, переидеологизации, реидеологизации применительно к различным областям современной жизни. Идеология и социальная ориентация. Журналистика и массовое сознание. Структура массового сознания и его реальное бытие в различ­ных социальных группах. Журналистика и различные компоненты массового сознания (мировоззрение, миросозерцание, историческое сознание, общественное мнение). Знания, нормы, ценности. Взгляды, убеждения, идеалы.

Место и роль журналистики в формировании отдельных компонентов массового сознания. Определяющий сущность СМИ характер взаимоотноше­ний «журналистика – общественное мнение». СМИ – аккумулятор, трибуна, комментатор, аналитик, инструмент формирования, преобразования и развития общественного мнения. Особенности его взаимодействия с другими компонентами массового сознания.

Культуроформирующие (просветительные, образовательные) функции СМИ. Особенности культуроформирующей деятельности журналистики по сравнению с характером обязанностей других институтов культуры. Отношение СМИ к массовой и элитарной культуре. Роль СМИ в развитии духовной культуры. СМИ и культура быта, досуга, здоровья, общения и т.д. Рекламно-справочная (утилитарная) информация. Рекреативные функции СМИ. Журналистика и развлечение, психологическая релаксация.

Непосредственно-организаторские функции СМИ. Массово-информа­цион­ное обеспечение решения политических, экономических, социальных и других задач. СМИ и реализация программ, выдвигаемых ими и стоящими за ними социальными силами, партиями, организациями. Участие журналистики в управлении и социальном контроле. Журналистика и социальная защита граждан.

Функции журналистики как системы.

Базовый характер идеологических функций. Взаимодополнение функций в массово-информационном процессе. Монофункциональные и полифункциональные произведения. Функциональ­ная структура отдельных изданий и программ. Интегративная роль журналистики и возможности ее реализации в различных социальных условиях.

Тема 4. Социальная позиция журналиста

Журналист – субъект профессиональной деятельности, осуществляемой на основании представления об объективном предназначении СМИ. «Жизнь» функций в представлениях журналиста в зависимости от его взглядов на общест­во. Социальная позиция журналиста как определенное культурно-идеологическое отношение к прошлому и настоящему, представление о желаемом будущем, действующих силах, путях и средствах его достижения.

Журналистика и разнообразие позиций, ценностей и интересов социаль­ных групп (классовых, национальных, региональных, конфессиональ­ных, возрастных и др.).

Связь групповых интересов и общечеловеческих гуманистических ценнос­тей: необходимость и трудности согласования подходов. Границы разнообразия в рамках гуманистической системы ориентиров открытого общества. Журналистика и права человека (политические, экономические, социальные, культурные и др.).

СМИ и глобальные проблемы человечества. Геополитическое мышление журналиста и отношение к различным проявлениям глобализма и антиглобализма, необходимости решения глобальных проблем человечества при осознании требований устойчивого развития общества.

Объективные и субъективные основания определения личной позиции журналиста. Журналист и партии, движения, союзы с их программами, отноше­ние к действующим в их поддержку СМИ. Виды социально-политиче­ской позиции в традиционных представлениях: «левые», «левоцентристские», «центристские», «правоцентристские», «правые», по-разному проявля­ющие­ся в названи­ях партий (социалистических, социал-демократических, либерально-демократических, народных, христианско-социальных, консервативных, национально-патриотических и т.д. и т.п.). Возможность и необходимость формирования социальных позиций в современных условиях на основе различных вариантов гуманистических идей и подходов.

Проблема конвергенции различных позиций. Отношение к экстремизму в различных проявлениях («левому», правому», «национальному», «религиозно­му» и т.д.). Социальная позиция как система принципов деятельности. Сущность и механизм формирования принципов.

Проблема принципа партийности как форма проявления ангажированности журналиста. Объективные основания партийности и ее субъективные интерпретации. Место и роль принципа партийности в формировании системы принципов и их содержательном наполнении. Проблема верности принципов. Причины различий в интерпретации принципов (объективности, народности, патриотизма и др.). Историческая динамика принципов. Принципы как основа социально-политического анализа явлений жизни. Роль принципа гуманизма как интегрального выражения принципов. Гуманистические критерии деятельности в СМИ.

Принципиальность – ясность и последовательность позиции и формы ее реализации. Проблема верности принципам. Опасные для общества формы «принципиальности» (догматическая – недостаток принципиальности – отступления от принципиальности – беспринципность). Творческая, антидогматиче­ская природа подлинной принципиальности. Принципиаль­ность в условиях политического и идеологического плюрализма современного общества. Принципиальность и требования толерантности и гибкости в целях достижения социального согласия. Принципиальность и выбор способа дискуссии и полемики с представителями иных позиций и взглядов. Возможности трансформации принципов в результате борьбы мнений в целях более точного учета реальностей жизни.

Тема 5. Свобода печати и журналистской деятельности

Социальная позиция и возможности ее свободной реализации. Многознач­ность понятия «свобода» и трудности, связанные с его понимани­ем и использованием. Возникновение лозунга «свобода печати». Политическая и идеологическая борьба на различных этапах развития журналистики. «Позитивная» и «негативная» свобода. Свобода и произвол.

Свобода журналистской деятельности в общем контексте личных и социальных свобод. Свобода СМИ как условие реализации всех других сво­бод человека. Различные аспекты проблемы свободной деятельности СМИ.

Социально-творческий аспект свободы журналистской деятельности. Объективное значение и субъективная ценность свободы выбора решений. Проблема социальной ответственности за него. Необходимость учета связей «свобода – необходимость – ответственность». Основа свободы – творческое следование исторической необходимости (свобода как «снятая» необходимость). Свобода и прогресс: деятельность в пользу и против исторической необходимости. Характер социальной позиции и мера свободы. Борьба различных концепций. Творческий потенциал журналиста и мера свободы деятельности, его профессиональных решений и действий. Развитие креатив­ных возможностей журналиста и расширение границ социально-творческой свободы журналистской деятельности.

Юридический аспект свободы журналистики. Нормы международного права и национальное законодательство. Становление и характер концепции свободы: авторитарная, полной и ответственной свободы. Современные подходы и решения. Зависимость концептуальных решений от социальной позиции различных общественных сил. Законодательство о журналистике как юридическая фиксация рамок социально-творческой свободы. Законодательство: запреты, обязывания, дозволения и санкции за нарушение норм в сфере журналистики. Закон и право. Мера адекватности действующих норм. «Ограничение» свободы и «злоупотребление» ею. Пресечение злоупотреблений свободой печати на основе закона. Законодательно закрепленные права и обязанности субъектов журналистской деятельности. Документы, регламентирующие деятельность редакций (учредителей, издателей, вещателей, главных редакторов, сотрудников). Права аудитории СМИ. Права и обязанности социальных институтов как объектов публикаций.

Государственные институты регулирования деятельности СМИ. Административный контроль. Проблема цензуры (предварительной, последующей, консультативной, косвенной). Правоприменительная практика.

Своеобразие юридической регламентации в разных странах. Правовое регулирование массово-информационной деятельности на международной аре­не. Формирование международного информационного права в сфере деятельности СМИ и сети Интернет (кибержурналистики). Документы ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, деятельность Европейского суда по правам человека.

Экономические условия и возможности реализации права на свободу жур­налистской деятельности. Экономические основы функционирования СМИ в государственном, общественном, частном секторах. Источники средств: субсидии владельца, подписная и абонементная плата, спонсорство, реклама, государственная поддержка и пр. Проблема экономической независимости. Диверсификация источников финансовых поступлений. Концерны и конгломераты. Государственные дотации, налоговые, тарифные, таможенные льготы: проблема справедливого распределения в общественных интересах.

Проблема свободы СМИ в различных социальных системах. Исторические типы журналистики. Сущность и эволюция. Отношение к историческому наследству в сфере журналистики. Исторические типы СМИ и современная цивилизация. Формирование «мирного периода» развития человечества и трансформация (реальная и ожидаемая) массово-информационной сферы. Теоретические, политические, психологические трудности функционирования журналистики в переходный период на пути глобализации к устойчивому развитию в условиях «информационной цивилизации» XXI в.

Тема 6. Журналистика в системе социальных институтов

Институциональная организация общества. Многообразие видов социальных институтов и их юридических статусов. Суверенитет народа в демократическом обществе и проблема характера журналистики при развитой демократической системе. Структура общественной системы: гражданская, экономиче­ская, государственно-административная подсистемы. Инфраструктуры: научная, образовательная, безопасности. Роли и взаимосвязи компонентов общественной системы. Место и значение гражданской подсистемы (гражданского общества). Гражданин как субъект всех компонентов общественной системы. Проблема гражданского сознания («адекватного гражданина»). Уровень гражданского сознания и поведения как критерий развитости демократического общества. Журналистика как социальный институт демократического общества.

Вопрос о журналистике как «четвертой власти». Специфика, масштабы, ограничения, формы реализации «властных полномочий» различных СМИ в демократическом и тоталитарном обществе. Массово-информацион­ная деятельность СМИ как социального института в связи с особенностями учредителей (владельцев) и стоящих за ними социальных сил (СМИ – официальные органы и «официозы» различных социальных институтов, в том числе государственных; частные и независимые издания и программы). СМИ как инструмент непосредственной демократии. Проблема легитимности СМИ как «четвертой власти». Участие СМИ в формировании и реализации делиберативной партиципарной демократии. Отношения с институтами представительной демократии («первой», второй», «третьей» властями). Область и мера «властных полномочий» СМИ. СМИ как «сверхвласть» или «недовласть».

СМИ и информационный порядок в демократическом, гуманистически ориентированном обществе. Информационное обеспечение демократии (представительной и непосредственной) через достижение информированнос­ти всех слоев общества. Плюрализм как обязательное условие демократизма. «Необходимое и достаточное» разнообразие СМИ в демократическом обществе. «Борьба до победы» или стремление к согласию? Проблема моноплюрализма. Толерантность (терпимость) к инакомыслию. Признание равенства социальных сил и позиций (исключая экстремизм). Диалог как способ движения к согласию и его достижения.

Многообразие форм: закрытая позиция (монолог), «монологический диалог», «диалогический монолог», открытый диалог. Подготовленный и спонтанный диалог. Ясность представлений о роли и сущности диалога. Открытая и закрытая позиция участников диалога. Полнота и адекватность представления и обсуждения взглядов, позиций и предложений. Коллоквиум и солилокви­ум. Ход и результаты диалога. Консенсус, компромисс, паллиативное решение, «отложенный диалог». Проблема «сдвига к центру». Зависимость успеха от намерений сторон и их способности вести конструктивный диалог. Социальное партнерство как условие и результат достижения информационного порядка.

Государственная политика в области СМИ. Требования информационного порядка и его нормативное фиксирование. Регулирование отношений «учредитель (владелец) – главный редактор – журналист», «СМИ – действительность», «СМИ – социальные институты», «СМИ – аудитория». Юридические нормы и обычное право как регуляторы журналистской деятельности. Нормы международного права и национальное законодательство. Государственное регулирование деятельности СМИ. Уставные документы, регламентирующие деятельность редакций (учредителей, издателей, вещателей, главных редакторов, сотрудников). Государственный контроль деятельностьи СМИ. Проблема цензуры. Деятельность правоохранительных органов в сфере массовой информации. Саморегулирование (прежде всего этическое) в журналистике. Общественный контроль в сфере СМИ. Своеобразие юридической регламентации, административного и общественного контроля в разных странах. Проблема формирования Хартии поведения СМИ.

Обеспечение информационной безопасности. Государственная Доктрина информационной безопасности. Информированность как важнейшее условие безопасного состояния и развития. Сущность, условия, факторы, опасности и угрозы (внутренние и внешние). Участие различных общественных сил и институтов в поддержании массово-информационной безопасности.

Система социальных типов журналистики, необходимых для достижения информированности и поддержания информационной безопасности. СМИ гражданского общества. Государственные СМИ и проблема выполнения ими роли «всеобщего представителя». Частные СМИ как представители различных социальных слоев, политических сил, институтов гражданского общества. Общественные (государственно-общественные) СМИ как выразители потребностей и интере­сов всего общества и формирования общественности. Государственно-общественный Национальный совет по СМИ и его возможные роли в налаживании оптимального функционирования СМИ. Взаимодействие и динамика развития социальных типов журналистики в демократическом обществе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курса основы журналистики

    Программа курса
    Предмет данной части курса – общие закономерности функционирования СМИ, знание которых необходимо для получения теоретических представлений о журналистике и присущих ей формах деятельности в обществе.
  2. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    Предмет данной части курса – общие закономерности функционирования СМИ, знание которых необходимо для получения теоретических представлений о журналистике и присущих ей формах деятельности в обществе.
  3. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    Предмет данной части курса – общие закономерности функционирования СМИ, знание которых необходимо для получения теоретических представлений о журналистике и присущих ей формах деятельности в обществе.
  4. Учебное пособие по курсу «основы журналистики» (раздел «введение в специальность (журналистика)» ч 2)

    Учебное пособие
    С 24 Культура учебного труда: Учеб. пос. по курсу «Основы жур-налистики» (раздел «Введение в специальность (журналис-тика)». Ч. 2). - М.: ИМПЭ им. А.С.
  5. «основы журналистики»

    Программа дисциплины
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основе программы выполненной кафедрой теории журналистики МГУ
  6. «основы журналистики»

    Урок
    Элективный курс «Основы журналистики» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятие журналистикой решает одну из главных задач воспитания — формирование

Другие похожие документы..