textarchive.ru

Главная > Программа курса


Судебная палата по информационным спорам: Вып.1–3. – М., 1995; 1997.

Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001.

Формирование гражданского общества в современной России. – М., 1996.

Цыганков В.Д., Лопатин В.Н. Психотронное оружие и безопасность России. – М., 1999.

Швец Д.Ю. Информационная безопасность России и современные международные отношения. – М., 2001.

Шулепов А.В. Становление институтов гражданского общества в реформируемой России. – М., 2001.

К теме «Журналистика в информационном пространстве»

Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. – М., 1978.

Взаимодействие СМИ, народа и институтов власти в процессе демократизации. – Минск, 1991.

Закупень Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств – участников СНГ. – М., 1998.

Информационное пространство новых независимых государств. – М., 2000.

Казаринов М.Ю. Понятие «информационное пространство»: методологические проблемы определения // Изв. СПбГЭТУ (ЛЭТИ), Сер. гуманит. и соц.-эк. наук, 1999. – Вып. 1

Любосветов Д.И. По законам эфира. – М., 1979.

Мартынов В.Л. Коммуникационная среда и региональное развитие России. – СПб., 2000.

Общественное телерадиовещание. Документы, комментарии, реклама. – СПб., 2000.

Прайс М., Круг П. Благоприятная среда для свободных и независимых средств массовой информации. – [М., 2001].

Практическое мышление: функционирование и развитие. – М., 1990.

Прохоров Е.П. Российские СМИ в национальном и глобальном информационном пространстве // Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2000. – М., 2001.

Райков А.Н. развитие России и единое информационное пространство // Вестник РФФИ. – 1999. – № 3.

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.

РИА «Новости». 60 лет в мире информации. – М., 2001.

Система средств массовой информации России. – М., 2001.

Типологическое развитие журналистики. – Ростов н/Д, 1993.

Типология местной прессы. – Ростов н/Д, 1991.

Типология периодической печати. – М., 1996.

Формирование и функционирование информационного пространства в условиях рынка. – Пенза, 2000.

Хелемендик В.М. Союз пера, микрофона и телекамеры. – М., 1985.

Шостак М.И. Еженедельник как тип издания. – М., 1985.

Шкондин М.В. Система средств массовой информации. – М., 1999.

Юровский А.Я. Телевидение поиски и решения. – М., 1983.

Якимович Ю.К. Мир печати. – М., 2000.

К теме «Журналистика как область творческой деятельности»

Аграновский В.А. Ради единого слова. – М., 1978.

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. – М., 1994.

Вайнцванг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

Горохов В.М. Слагаемые мастерства. – М., 1982.

Жарков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий. – Кишинев, 1990.

Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. – М., 1983.

Методы журналистского творчества. – М., 1982.

Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. – М., 1986.

Николко В.Н. Творчество как инновационный процесс. – Симферополь, 1990.

Практическое мышление: функционирование и развитие. – М., 1990.

Прохоров Е.П. Искусство публицистики. – М., 1984.

Сагал Г. 25 интервью. Так работают журналисты. – М., 1974.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистики. – М., 1998.

Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. – М., 2000.

Уроки Аграновского. – М., 1986.

Ученова В.В. Беседы о журналистике. – М., 1985.

Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. – М., 1976.

К теме «Действенность и эффективность журналистики»

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. – М., 1991.

Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблема измерения. – М., 1979.

Лубкович И.М. Местная печать: проблема повышения эффективности. – Львов, 1989.

Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

Проблемы эффективности журналистики. – М., 1990.

Прохоров Е.П. Проблема эффективности журналистской деятельности. – М., 1987.

Рощин С.К. Психология и журналистика. – М., 1989.

США глазами американских социологов. – М., 1988. – Кн. 2. – Разд. 2. – Гл. 2.

Урих М.С. Психология восприятия и осознания. – Тюмень–Екатеринбург, 2001.

Фомичева И.Д. Провинциальный читатель в России. – М., 1992.

Харрис Р. Психология массовой коммуникации. – СПб.; М., 2001.

К теме «Журналистская деонтология»

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999.

Бачило С.С. Информационное право. – М., 2001.

Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. – М., 1984.

Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г. и др. Журналист. Российско-американские социологические исследования. – М., 1998.

Казаков Ю.В. На пути к профессионально правильному. – М., 2001.

Часть II. Система и организация функционирования средств массовой информации

В данной части курса будущие журналисты получают знания о современных СМИ России – как о системе в целом, так и о ее главных составляющих: печати, электронных СМИ, информационных агентствах, интернет-изданиях. В процессе изучения курса студенты знакомятся с основными типологическими группами газетно-журнальной периодики, проблемами и тенденциями развития ведущих газет и журналов, соотношением общероссийской и региональной прессы. Соответственно требованиям к уровню подготовки дипломированных специалистов в данной части курса также даются знания о современном состоянии, проблемах и тенденциях развития российского телевидения и радиовещания и о перспективах нового канала информирования – сети Интернет как одной из важнейших подсистем современных российских СМИ.

Типологическая структура разных групп СМИ рассмотрена на фоне общественной социально-политической жизни России. Показаны факторы, влияющие на формирование подсистем прессы, на функционирование электронных СМИ: политический, экономический, профессионально-интеллектуальный и аудиторный (потребительское поведение реальных и потенциальных читателей); роль учредителей СМИ.

Обращено внимание на изменения в структуре СМИ РФ последних лет, на развитие, помимо государственных, частных, коммерческих и общественных каналов информации. Особенности организации системы СМИ изучаются на трех разных уровнях – региональном, национальном и межнациональном.

Рассматриваются перспективы развития российских СМИ в соответствии с запросами аудитории и возможностями общественного развития нашей страны. Система СМИ современной России сопоставляется, соответственно, с системой СМИ советского периода и с вариантами структур, сложившимися в других странах.

Изучаемые проблемы имеют как теоретическое, так и прикладное значение для будущих журналистов. Знакомясь с основами типологии изданий и программ, студенты приучаются к профессиональному взгляду на газетный лист, на модель газеты, еженедельника, журнала, на «формат» радио- и телепрограмм, учатся обращать внимание на своеобразие работы в изданиях и программах определенного типа и точной аудиторной направленности.

Лекционный курс строится следующим образом: вначале уточняются принципы деятельности СМИ как системного объекта и социальные функции – общие и специфические – для изданий и программ разных типов; далее предлагаются основы типологического анализа; затем общие представления конкретизируются. Семинарские занятия проводятся после завершения каждого раздела, связаны с самостоятельным изучением российской печати и текущей практики радио и ТВ, предполагают выполнение контрольных работ.

В течение семестра каждый студент должен представить развернутую характеристику двух изданий (газеты и еженедельника или еженедельника и журнала) и разработать гипотетическую модель нового издания или программы.

ЦЕЛи и задачи

Цель данной части курса – дать комплексное представление о поле деятельности современного журналиста. Студенты осваивают основы методики классификационного типологического анализа, учатся дифференцировать издания и программы с учетом характера информации, понимать суть работы как универсальных изданий и программ, так и тех, которые отличает предметно-тематическая специализация, либо связь с определенным типом творчества (научно-популярного, художественного, публицистического).

Изучение многообразия характеристик газет, журналов, еженедельников, радио и телепрограмм, информационных агентств новостей, интернет-изданий окажет будущим журналистам помощь в самоопределении, в корректировке их профессионального поведения.

По окончании изучения данной части курса студент должен:

  • знать о месте и роли журналистики в обществе, процессах ее функционирования;

  • понимать смысл основных категорий теории и практики журналистики;

  • иметь четкое представление о современной системе российской журналистики, ее структуре, типологии органов информации, тенденциях их развития.

Раздел I. Периодическая печать в системе сми

Тема 1. Функционирование прессы

Общая характеристика состояния современного информационного пространства России. Особенности газетно-журнальной периодики как канала массовой коммуникации. Факторы, влияющие на функционирование печатных СМИ. Вариативность типологических структур в зависимости от положения прессы в обществе. Теории (авторитарности, свободы воли, социальной ответственности) и концепции печати. Тенденции и проблемы развития прессы в условиях реформирования общества.

Основные компоненты системы печати.

Фактор времени и пресса (утренние и вечерние газеты; степень оперативности ежедневных, еженедельных и ежемесячных изданий).

Соотношение общенациональной и региональной прессы. Особенности системы печати в связи с делением прессы на качественную и массовую.

Тема 2. Дифференциация системы прессы

Дифференциация изданий: в соответствии с характером аудитории; по целевому назначению; по ареалу распространения; по качественным параметрам. Разделение прессы на качественную и массовую, политизированную и «нейтральную», общей ориентации и специализированную, прессу «дела» и прессу развлечений, просветительские издания и прессу масс-культуры.

Объем издания и вариативность структур периодических изданий. Формат издания. Основные форматы и их соответствие типологическим структурам. Периодичность выхода газеты, журнала, еженедельника как фактор развития типологической структуры. Аудиторный фактор.

Газета как тип издания. Журнал как тип издания. Особенности типологии еженедельников. Группы изданий: общественно-политическая пресса; деловая пресса; литературно-художественная и культурологическая пресса; конфессиональная пресса; научно-публицистические и научно-популярные издания, специализированные издания; пресса для женщин, для молодежи, рекламно-информационная, сервисная и рекреативная пресса.

Тема 3. Сеть газетных изданий РФ

Городские и общенациональные издания.

Ведущие газеты России.

Региональные газеты – районные и областные.

Городские газеты и газеты округов мегаполисов (на примере изданий Москвы и Санкт-Петербурга).

Многотиражные газеты, их роль в истории советской прессы и современные задачи.

Особенности специализированных газет.

Газетные листки и приложения. Характерные черты воскресных газетных приложений. Тематические вкладыши. «Газета в газете».

Качественная газета: основные параметры издания.

Оперативная пресса во взаимоотношениях с радио и телевидением.

Тема 4. Еженедельники-газеты и еженедельники-журналы

Специфические условия восприятия информации аудиторией, рекреативные возможности еженедельных изданий. Особый характер оперативности еженедельников.

Ведущие общественно-политические еженедельники России.

«Тетрадки», тематические блоки и другие возможности использования расширенного (по сравнению с газетой) объема.

Жанровая палитра еженедельников. Панорама новостей, принцип их фильтрации. Оперативный комментарий и обозрение как литературные формы, определяющие специфику издания. Возможности «расцвечивания новости» в репортажах и интервью по горячим следам событий. Художественные произведения, юмор и сатира на страницах еженедельников.

Специализированные еженедельники.

Тема 5. Система российской журнальной периодики

Основные характеристики журнала в сопоставлении с газетой и еженедельником. Исторически сложившиеся варианты первых журналов и дальнейшая трансформация этого типа издания. Журнальные приложения: тематические и литературные. Традиционное определение задач политического «партийного» журнала и их соотнесение с задачами журнального издания в целом.

Ведущие группы журнальных изданий: общественно-политические (в том числе «иллюстрированный журнал новостей»), литературно-художественные, научные и научно-публицистические, специальные, популярные, отдыха и развлечений.

Региональные журналы.

Ежемесячный и еженедельный журнал: особенности работы.

Варианты классификации современных журналов: по спросу и предложению, по функциональному признаку, по степени публицистичности.

Раздел II. ВЕДУЩИЕ ГРУППЫ (ПОДСИСТЕМЫ)

СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ

Тема 6. Общественно-политическая пресса

Политизированная, партийная и независимая российская пресса.

Общенациональные издания современной России; круг тем и проблем.

Сопоставление задач и моделей общественно-политических журналов партийной и массовой ориентации.

Системы политического информирования и печать. Пресс-службы партий, аналитические центры политических и социальных исследований в их взаимодействии с политическими и политизированными изданиями.

Публицистические еженедельники. Иллюстрированный еженедельник новостей как наиболее перспективный вариант массового общественно-политического издания.

Особенности общественно-политической периодики в связи с делением на прессу качественную и массовую.

Тема 7. Деловая пресса

Деловая пресса России как результат новой политической, социально-экономической и правовой обстановки. Социальные задачи, на которые ориентирована деятельность бизнес-прессы: формирование рыночного мышления, предпринимательской цивилизованной этики, необходимость адаптации российского бизнеса к общественной среде.

Система деловой прессы России: газеты, еженедельники, журналы. Бизнес-приложения к газетам и журналам. Типологические варианты: массовые издания с широким диапазоном информации, массовые специальные издания с узким диапазоном информации, специализированные издания.

Международные издания бизнес-прессы и их российские аналоги. Общественно-политическая пресса: бизнес-вариант; массово-популярная деловая пресса (журнал «Деньги» и др.); реклама в деловом издании; рекреативные издания для бизнесменов; справочно-рекомендательные газеты, журналы, еженедельники.

Тема 8. Научно-публицистические и научно-популярные издания

Научные специальные журналы и научная журналистика. Ведущие научные журналисты российских газет.

Современные российские научно-публицистические журналы по проблемам естественных и общественных наук.

Система научно-популярной прессы. Научное просветительство. Научно-публицистические издания экологической тематики. Исторические журналы; роль популяризации истории в свете перспектив национального самосознания. Региональные историко-просветительские, краеведческие и историко-культуро­логические издания.

Журналистика «профессий приключений» – популяризация проблем этнографии, географии, археологии и пр. Специализированные научно-популярные журналы. Популяризация как средство помощи в социальной адаптации: популярные издания на темы бизнеса, фермерства, банковского дела. Специфика работы научно-популярных изданий общего профиля.

Тема 9. Специализированные издания

Специализированные журналы и газеты «для всех» и «не для всех». Общность интересов, общность досуга как основа специализированных изданий «для всех» (здоровье, спорт, армия, кино, телевидение и пр.). Основания для специализации: профессиональные интересы, возраст, хобби, объекты воздействия со специфическими запросами (женская аудитория).

Профессиональная пресса России.

Литературные журналы. Объединение задач литературного и общественно-политического издания. Региональная литературно-художественная пресса.

Спортивная пресса.

Типологические варианты прессы для женщин.

Подсистема молодежной печати. Дифференциация по возрастным группам. Клубные молодежные журналы и хобби-периодика. Подростковая самодеятельная пресса. Студенческая пресса.

Журналы общественных групп («Журнал московской интеллигенции», «Издание для малоземельных» и т.п.).

Журналы землячеств.

Конфессиональная периодика.

Тема 10. Рекреативная периодика и сервисные издания

Система газет, журналов и еженедельников рекреативного направления. Развлекательная юмористическая журналистика.

Бульварная пресса сплетен, скандалов, сенсаций.

Тема фантастики, приключений и путешествий. Эзотерическая пресса.

Рекламно-рекомендательные газеты и журналы. Сервисные издания как отклик на необходимость адаптации населения к ситуации рыночных отношений. Газеты частных объявлений. Бесплатные газеты и еженедельники объявлений и рекламы.

Еженедельники – обозрения товаров и услуг. Сервисная пресса – служба знакомств.

Справочно-рекомендательные издания.

Особенности рекламно-информационного и рекомендательного направления в современной российской прессе.

Раздел III. РОССИЙСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ

Тема 11. Общественно-политическая роль телевидения как СМИ

Пути становления российского телевещания.

Школа советского телевещания и ее влияние на современное функционирование телесистемы.

Важнейшие этапы трансформации системы телевещания в 90-е гг. ХХ столетия. Перестройка центрального вещания. Перестройка местного вещания.

Осознание телевидением своей роли в демократическом обществе. Условия, помогающие наиболее полно реализовать коммуникационную природу телевещания.

Тема 12. Программные и вещательные организации ТВ

Дифференциация по способу трансляции: антенное, кабельное и спутниковое ТВ.

Дифференциация по типу деятельности: вещательные, программопроизводящие (продюсерские фирмы), дистрибьюторы.

Дифференциация по охвату аудитории: общероссийские, межгосударственные, региональные, местные.

Дифференциация по форме собственности: государственные, негосударственные (частные, акционерные общества, корпорации и др.).

Межрегиональные телеассоциации («Кубань», «Восток» и др.). Общественные некоммерческие организации: Национальная ассоциация телевещателей – НАТ, Российская ассоциация региональных телекомпаний – РАРТ (информационные услуги, защита интересов местных телекомпаний).

Тема 13. Проблемы и перспективы развития телесистемы РФ

Новые запросы телеаудитории и пути их реализации. Рынок кадров и рынок программ: основные параметры, проблемы успешного функционирования.

Пласты информации. Совмещения телекоммуникационного пространства с информационным пространством: общезначимая телеинформация и потребность в ней. Особые запросы аудитории; специализированная телеинформация.

Необходимость сохранения вещательной структуры, единой для страны. Борьба за общее экономическое пространство.

Проблемы вариативности выразительных средств современного ТВ. Творчество тележурналиста. Рейтинг программ. Специфические возможности, общее и особенное в работе тележурналистов.

Тема 14. Системные особенности современного российского радиовещания

Тенденции к монополизации и централизации вещания. Сектор государственного радиовещания. Основные этапы его образования. Масштаб работы.

Сектор муниципальной собственности.

Сектор коммерческих и частных радиостанций.

Иновещание.

Складывание радиорынка как современное состояние РВ: стимулы, факторы, главные достижения.

Тема 15. Основные радиоорганизации России, особенности
их деятельности, формат программ

Эфир государственного вещания: политика, формат программ.

Эфир коммерческого радиовещания: ведущие станции, формат и рейтинг программ. Конкуренция и взаимодополняемость на примере работы «Радио России».

Образование мощных вещательных корпораций как примета времени. Мультимедийные холдинги, их спонсоры и владельцы. Телерадиоконцерны. Коммерческие станции в регионах (два типа: ретрансляторы и местные коммерческие станции).

Борьба за слушателя. Информационный формат, музыкальный формат; смешанный и универсальный варианты. Определение, уточнение и модификации формата в связи с аудиторной направленностью.

Раздел IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СМИ РФ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курса основы журналистики

    Программа курса
    Предмет данной части курса – общие закономерности функционирования СМИ, знание которых необходимо для получения теоретических представлений о журналистике и присущих ей формах деятельности в обществе.
  2. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    Предмет данной части курса – общие закономерности функционирования СМИ, знание которых необходимо для получения теоретических представлений о журналистике и присущих ей формах деятельности в обществе.
  3. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    Предмет данной части курса – общие закономерности функционирования СМИ, знание которых необходимо для получения теоретических представлений о журналистике и присущих ей формах деятельности в обществе.
  4. Учебное пособие по курсу «основы журналистики» (раздел «введение в специальность (журналистика)» ч 2)

    Учебное пособие
    С 24 Культура учебного труда: Учеб. пос. по курсу «Основы жур-налистики» (раздел «Введение в специальность (журналис-тика)». Ч. 2). - М.: ИМПЭ им. А.С.
  5. «основы журналистики»

    Программа дисциплины
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основе программы выполненной кафедрой теории журналистики МГУ
  6. «основы журналистики»

    Урок
    Элективный курс «Основы журналистики» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятие журналистикой решает одну из главных задач воспитания — формирование

Другие похожие документы..