textarchive.ru

Главная > Программа курса


Тема 7. Журналистика в информационном пространстве

Проблема информационного пространства. Формирование единого информационного пространства региона, страны, мира. Информационное пространство – «информационные поля» различных СМИ, «информационная среда» личности (группы, слоя общества). Обеспечение его единства при различных состояниях системы СМИ.

Зависимость меры выполнения функций СМИ в условиях политическо­го и идеологического плюрализма от состояния системы СМИ, действующих в информационном пространстве. Понятие системы СМИ как сложно организованной совокупности изданий и программ, информационных служб, а также управленческих структур, технических служб, средств доставки и других организаций. Формирование и развитие информационного рынка. Система и конъюнктура на рынке. Издательские дома, СМИ-холдинги и другие объединения («империи СМИ»). Открытость и динамика системы СМИ. Критерии оптимальности. Внешние и внутренние факторы становления и развития.

Использование в СМИ различных средств коммуникационной техники. Печатные СМИ: газеты, еженедельники, журналы, альманахи и др. Специфика прессы как носителя информации. Достоинства и недостатки. Пресса на ранних стадиях развития СМИ как единственный тип каналов СМИ. Пресса в условиях действия радио и телевидения. Прогнозы развития прессы. Радиовещание. Специфические возможности радио и их использование в массово-информационной деятельности. Развитие радиовещания. Телевидение. Аудиовизуальный синтез. Разнообразие использования творческих возможностей. Будущее телевидения. Мультимедиа и кибержурнализм.

Пресса – радио – телевидение – кибержурналистика: проблема взаимоотношений. Взаимодополнение и соревнование на рынке информации.

Инфраструктура СМИ. Агентства и другие производители печатной, аудио- и видеоинформации. Отношения с прессой, радио- и телевещательными организациями. Пресс-службы ведомств и организаций. Синдикаты прессы и их будущее. Рекламные организации. Службы паблик рилейшнз (ПР). Независимые журналисты (free lance) и внештатные сотрудники (stringer). Организационно-управленческая инфраструктура СМИ, ее институ­ты, их нормотворческая, регулирующая и контрольная деятельность. Учебно-научная инфраструктура СМИ.

Структура системы СМИ. Формирование и проблемы оптимизации. Макросистема СМИ, мера ее организованности в стране. Зарубежные СМИ, включающиеся в макросистему. Типы изданий и программ РВ и ТВ. Микросистема СМИ: совокупность изданий и программ, к которым обращается конкретная аудитория (информационная среда личности, семьи, малой группы, слоя и т.д.). Информационные ниши и динамика типологических характеристик в зависимости от определения каждым СМИ своего места в макро- и микросистемах в условиях плюрализма.

Взаимодействие СМИ на макро- и микроуровнях. Конкуренция, политическая борьба, кооперация, диалог как формы взаимодействия. Формирование подсистем СМИ, близких по позициям, и координация их деятельности. Закономерности участия в социальном диалоге частных, государствен­ных и общественно-государственных СМИ. Проблема обеспечения информа­ционной безопасности при организации функционирования системы журналистики.

Тема 8. Журналистика как область творческой деятельности

Творческая деятельность как способ реализации функций СМИ на базе принятой социальной позиции. Разнообразие массово-информационных продуктов – результат творческой деятельности. Сущность творчества. Единство продуктивного и репродуктив­ного. Развитие журналистских способностей и овладение методологической культурой творчества.

Виды творческой деятельности в журналистике. Журналист – руководитель СМИ и его подразделений (редактор, продюсер), журналист – организатор, журналист – автор при подготовке номера, программы, пресс-релиза и т.д.

Формирование, принятие и проведение информационной политики – идейно-содержательная основа творчества. Сущность и структурные части информационной политики. Направление издания и программы как реальное проявление социальной позиции. Программная политика. Мягкие и жесткие формы реализации. Проблемно-тематические линии и формы их творческого воплощения. Факты и мнения. Взаимоотношения с другими СМИ. Отношения со своей аудиторией. Реализация информационной политики: пропаганда, агитация, контрпропаганда, организационные меры в условиях конфронтации или поиска «поля согласия».

Редакция как творческий коллектив. Распределение обязанностей. Журналист как творческая личность. Взаимодополнение и взаимозаменяемость. Планирование. Индивидуальные и коллективные формы творчества. Но­мер (программа) как результат труда творческого коллектива. Качества массовой информации: достоверность, объективность, актуальность, оперативность, последовательность и т.д. Доказательность и убедительность. Опровержение и переубеждение.

Творческие формы деятельности. Система рубрик, материалов колумнистов, крупные авторские («гвоздевые») материалы, рядовые публикации в системе номера (программы). Кампании. Выбор типов повествова­ния (направленности): позитивно-утверждающая, критическая, сатирическая, полемическая, проблемная, дискуссионная. Организация социального диалога и формы его ведения. Области диалога: СМИ – социальные институты, СМИ – СМИ, СМИ – аудитория.

Типы и методологические основы творчества в журналистике. Использование в СМИ научного, художественного, публицистического типов творчества. Роль и специфика публицистики в журналистике. Публицистика и общественное мнение. Движущаяся панорама современности через совокупность произведений номеров (программ). Отслеживание процессов современности в разных ее проявлениях. Публицистичность других произведений в СМИ.

Методологическая культура журналиста (общесоциальная, общежурналистская, эмпирическая, интерпретационная). Произведение: содержание (тема, проблема, идея) и форма (жанр, композиция, стиль). Процесс создания произведения: замысел, подготовленность и подготовка к реализации, сбор и обработка данных, гипотезы (предполагаемые решения) и их разработка. Создание текста и включение его в структуру номера (программы). Уровни творчества: технологические навыки, искусство, мастерство. Творческая индивидуальность.

Тема 9. Действенность и эффективность журналистики

Результативность – оценочное суждение о характере и мере выполнения СМИ своих функций в соответствии с социальными потребностями. Результативность и прагматика творческой деятельности: интегральное представление. Закономерности оптимизации деятельности в расчете на конечный результат (социальная позиция и метод – мастерство – качество произведения – результативность). Проблема прагматической адекватности различных сторон и шагов профессиональной деятельности. Факторы создания произведений высокой результативности. Использование информации о состоянии различных компонентов системы. Формула результативности и возможности ее использования при оценках деятельности. Значение результативности для СМИ, действующих в рыночных условиях.

Действенность выступлений журналистики как мера результативности контрольной, непосредственно-организаторской деятельности. Определение (формула) действенности и ее использование в практике. Анализ ситуации и разработка рекомендаций. Требования обоснованности, конструктивности, реалистичности. Организаторские факторы повышения действенности. Проблема правового регулирования реакции социальных институтов на выступления СМИ. Значение публикаций типа «по следам наших выступлений» для повышения действенности и роста авторитета СМИ. Методы изучения действенности и использование их результатов.

Эффективность – мера результативности влияния на массовую аудиторию при реализации ее потребностей в информации. Аудитория как субъект и объект. Закономерности информационного поведения аудитории. Определение (формула) эффективности и ее значение для практической ориентации журналиста на конечные результаты. Два варианта подхода к пониманию эффективности. Идея совокупного результата и концепция пофакторного (шагового) определения эффективности. Взаимодополняемость подходов.

Закономерности оптимизации журналистской деятельности в расчете на массовую аудиторию. Расчетная, реальная, потенциальная аудитория. Знание аудитории как условие эффективности. Источники сведений о характере, социокультурном и психологическом состоянии аудитории. Социально-демографические сведения, знания о социальных ориентациях и информационном поведении как исходные данные. Представления о потребностях, интересах, мотивах, предпочтениях, запросах аудитории и их роль в определении информационной политики.

Пути повышения информативности текстов в расчете на конкретную аудиторию. Творческие факторы эффективности. Проблемы близости, ситуативности, драматизма. Общепсихологические и социально-психологические механизмы восприятия и интерпретации информации, реагирования на нее в различных слоях аудитории. Творческое использование сведений для повышения эффективности.

Изучение эффективности в целях оптимизации деятельности журналистики. Аналитические службы и формы их деятельности. Критерии эффективности и методы ее изучения. Анализ реальной и потенциальной эффективности текстов. Способы изучения совокупного результата. Методы изучения эффективности различных шагов массово-информационной деятельности. Интерпретация данных и разработка рекомендаций по оптимизации и повышению эффективности деятельности СМИ.

Взаимозависимость эффективности и действенности.

Тема 10. Журналистская деонтология

Журналистская деонтология как система знаний о профессиональном долге и обеспечивающих его выполнение свойствах личности и формах поведения работников СМИ во всех областях его деятельности.

Внешняя и внутренняя ответственность: объективный характер и субъективное осознание. Общественный долг и социальная позиция. Формы ответственности (гражданская, юридическая, этическая, внутриредакционная) и характер их кодификации.

Гражданская ответственность. Сознательность и убежденность в выборе своей социальной позиции. Толерантное и честное отношение к другим общественным силам и их представителям в сфере массовой информации. Ответственность за свои профессионализм, общую и частную компетентность, добросовестность поиска, обработки и представления информации. Ответственное отношение к СМИ иных позиций, открытость и готовность к диалогу и компромиссу. Внимание к аудитории, ее потребностям, интересам, запросам. Учет особенностей аудитории, ее состава и характера. Забота о ее развитии. Охрана от деструктивных, унижающих и развращающих воздействий. Проблема отношений к неразвитым запросам и вкусам.

Юридическая ответственность журналиста. Правовые рамки деятельности журналиста в СМИ. Юридическая компетентность журналиста в сфере его предметно-тематических интересов. СМИ и охрана тайн и секретов. Права и обязанности журналиста. Регламентация доступа к источникам информации. Ответственность за злоупотребление свободой журналистской деятельности. Охрана чести, достоинства, деловой репутации журналистов. Защита журналиста от неправомерных действий: закон и практика. Основания исков к журналистам и работников СМИ к официальным лицам и организациям. Авторское право. Ответственность за плагиат.

Этическая ответственность журналиста. Профессиональная этика. Принципы, нормы и правила этического поведения в различных сферах журналистской деятельности («журналист – аудитория», «журналист – источник информации», «журналист – персонаж произведения», «журналист – коллеги» и др.). Этические кодексы и кодексы поведения работников различных СМИ. Контроль за их соблюдением. Ответственность за нарушения. Журналистский этикет.

Долг журналиста как члена коллектива. Внутриредакционная ответственность. Устав редакции, его содержание и необходимость выполнения его требований. Другие внутриредакционные документы (правила поведения персонала, коллективный договор, приказы по редакции, редакционные планы и т.д.). Структура редакции, подчинение и соподчинение сотрудни­ков. Дисциплинарная ответственность. Журналист и информационная политика СМИ. Жесткая и мягкая формы следования ей. Разрешение творческих и трудовых споров. Пути решения конфликтов.

Журналистский корпус страны и профессиональные объединения. Профессиональные и непрофессиональные (нештатные сотрудники, авторский актив) работники СМИ. Состояние кадрового корпуса и авторского окружения редакций. Подбор, обучение, переподготовка. Роль личных профессиональных ориентаций. Редакцион­ные коллективы в формировании журналистов как профессионалов и общественных деятелей. Внутригосударственные и международные организации журна­листов. Уставные требования. Характер и организация деятельности. Общественные центры защиты журналистов в мире. Учебно-научные учреждения. Журналистские издания.

Письменные работы (рефераты) и коллоквиумы

Первая письменная работа – терминологическая. Выбор термина – по согласованию с преподавателем из предложенного списка. Возможен выбор других терминов.

При подготовке реферата используются словари разного характера: этимологические (Черных, Фасмера, Преображенского), толковые (Даля, Ушакова, Евгеньевой и др.), иностранных слов, англо- (франко-, немецко-, латинско-) русские, специализированные (политические, философские, психологические, социологические) и энциклопедические, энциклопедии (БСЭ разных изданий, иноязычные) и другие с точным указанием источников.

Структура реферата: этимология слова, современное значение в разных трактовках, сравнение трактовок, сводная характеристика, наиболее верная по представлениям студента, причем применительно к журналистике.

Объем – 2–3 стр. Срок сдачи реферата – 10–15 октября

.Автор

Авторитет

Агентство (инф., рекл., ПР и пр.)

Агитация

Адекватность

Аккредитация

Анализ

Аргументация (доказательства и пр.)

Актуальность

Аудитория (реципиент)

Банальность (небанальность)

Безопасность (информационная)

Взаимодействие

Власть (информационная, «четвертая»)

Влияние (в обществе)

Внимание

Внушение

Газета

Гласность

Гражданственность

Группы, слои, страты, классы (социальные)

Гуманизм

Дебаты

Дезинформация (и ее средства: ложные, неполные, нарочито односторонне интерпретированные сведения, использование софизмов и пр.)

Дезориентация

Деидеологизация

Действенность

Декодируемость

Демагогия

Демократизм

Деонтология

Диалог

Дискуссия

Диффамация (клевета, оскорбление и пр.)

Доверие

Доказательство

Достоверность

Доступность (информации, СМИ)

Досье

Закон и право

Запрос (информационный)

Идеология

Идеологическая борьба (война и пр.)

Идея, идейность

Имидж

Интерес (информационный)

Интернет (кибержурналистика и пр.)

Интернационализм

Интерпретация

Информация

Информативность

Информационная борьба (война, оружие и пр.)

Информационное поведение (аудитории)

Информированность

Историческое сознание

Источники информации (информатор)

Комментирование

Коммуникация (массовая)

Компания (в СМИ)

Компиляция

Консенсус, компромисс, паллиатив

Конкретность

Контрпропаганда

Концепция

Космополитизм

Критика

Манипуляция (ложная, неполная, односторонняя)

Маркетинг

Массовое сознание (общественное)

Менеджмент

Мировоззрение

Миросозерцание

Мотивы (выбора и получения информации)

Направление СМИ

Народ, народность

Национализма

Новость, новизна (news)

Обсуждение (публичное)

Общественное мнение

Объективность, объективизм

Объяснение

Ориентация (социальная)

Ответственность

Паблик рилейшнз (ПР)

Партнерство (социальное)

Партийность

Патриотизм

Позиция (социальная)

Плагиат

Плюрализм (монизм, дуализм)

Полемика

Политика (информационная, редакционная)

Понимание

Популизм

Популярность

Потребность (в информации)

Право / закон

Право (на информацию, коммуникацию)

Предпочтения

Пресса, в т.ч. электронная (массовая, качественная, качественно-массовая, «желтая», «рептильная», «бульварная» и пр.)

Пространство (информационное, инфосфера, медиа-среда, поле и пр.)

Пресс-конференция ( -релиз, -брифинг, -центр, -секретарь и пр.)

Принцип

Принципиальность

Проблема

Пропаганда

Прямые и обратные связи

Публицистика, публицистичность

Радио

Редактирование

Редакционная тайна

Реклама

Рекреация (релаксация, гедонизм и пр.)

Релевантность

Реферирование

Свобода

Сенсация

Сетевая (кибер-) журналистика

Событие

Спор

Субъективность, субъективизм

Текст

Телевидение

Тема

Тенденциозность

Типология (в журналистике)

Толерантность

Убеждения, убедительность

Управление, регулирование (в области СМИ)

Факт

Функция (целеполагание, предназначение)

Цензура

Эвристика

Эксклюзив

Этика (профессиональная в журналистике)

Эффективность

Вторая письменная работа «СМИ о СМИ» требует внимания студента к «стыковым» проблемам теории и практики СМИ и потому касается обсуждения в журналистике проблем самой журналистики – тех или иных теоретических, творческих, организационных и других актуальных проблем СМИ. Например, как обсуждаются проблемы свободы и независимости СМИ, какой должна быть аналитическая еженедельная программа; как ведется диалог в различных передачах с участием публики; насколько последовательно ведется дискуссия между разными газетами; каково положение местной прессы по материалам общефедеральных газет и т.п. Источники – журналы и газеты («Журналист», «Четвертая власть», «Среда», «Литературная газета», «Культура» и др.). Следует обсудить и согласовать с преподавателем тему, показать отобранные материалы, объяснить причины возникшего интереса и определить пути дальнейших поисков и разработки темы. Над темой работать легче и продуктивнее для того, кто следит за двумя-тремя газетами, программами ТВ и РВ.

Объем реферата – 4–5 стр. с приложением вырезок или ксерокопий материалов прессы, которые стали предметом анализа. Сроксдачи – 10–15 ноября.

Третья письменная работа обращена к вопросам журналистской практики и законодательства. Это рефераты законодательных актов, их отдельных разделов или опубликованных законопроектов, касающихся правового положения журналистики, анализ проблем «журналистика – власть», «СМИ – капитал», обзоры выступлений официальных лиц, политических деятелей, публицистов, специалистов по правовым вопросам деятельности журналистики, ее деонтологическим проблемам, другим общим и частным правилам деятельности и поведения журналистов («Права и обязанности журналистов», «Учредитель и редакция», «Тайны и секреты: поведение журналистов», «Тема журналистики в дебатах в Федеральном Собрании», «Законодательство о защите чести, достоинства, деловой репутации», «Решения Судебной палаты по информационным спорам», «Документы Совета Европы и Европейского суда по правам человека в сфере журналистики» и т.д.). Тема также должна быть согласована с преподавателем.

Объем реферата – 4–5 стр. Срок сдачи работы – 10–12 декабря.

Коллоквиумы(собеседования) проводятся на учебных занятиях в форме обсуждения в группе сделанных студентами кратких докладов на выбранную и согласованную с преподавателем тему.Первый коллоквиум – по материалам одной-двух работ, указанных в списке литературы к первой теме, второй и третий – по результатам сравнительного анализа номеров нескольких (2–4) изданий или программ ТВ или РВ по темам третьего раздела, которые каждыйстудент выбирает и согласовывает с преподавателем (соответственно рассматриваются типологические особенности и характер взаимодействия различных СМИ).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курса основы журналистики

    Программа курса
    Предмет данной части курса – общие закономерности функционирования СМИ, знание которых необходимо для получения теоретических представлений о журналистике и присущих ей формах деятельности в обществе.
  2. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    Предмет данной части курса – общие закономерности функционирования СМИ, знание которых необходимо для получения теоретических представлений о журналистике и присущих ей формах деятельности в обществе.
  3. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    Предмет данной части курса – общие закономерности функционирования СМИ, знание которых необходимо для получения теоретических представлений о журналистике и присущих ей формах деятельности в обществе.
  4. Учебное пособие по курсу «основы журналистики» (раздел «введение в специальность (журналистика)» ч 2)

    Учебное пособие
    С 24 Культура учебного труда: Учеб. пос. по курсу «Основы жур-налистики» (раздел «Введение в специальность (журналис-тика)». Ч. 2). - М.: ИМПЭ им. А.С.
  5. «основы журналистики»

    Программа дисциплины
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основе программы выполненной кафедрой теории журналистики МГУ
  6. «основы журналистики»

    Урок
    Элективный курс «Основы журналистики» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятие журналистикой решает одну из главных задач воспитания — формирование

Другие похожие документы..