Главная > Конкурс


М
ЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

Ф
едеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

И РАЗВИТИЯ «КАЧЕСТВО»

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА

«МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ»

в соответствии с проектом «РОСОБРАЗОВАНИЯ»:

«Научно-методическое обеспечение создания и внедрения системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования»

Краснодар – 2006

УДК 658.562

Сборник материалов научно-практического семинара «Менеджмент качества в образовании» в соответствии с проектом «РОСОБРАЗОВАНИЯ»: «Научно-методическое обеспечение создания и внедрения системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования» - Краснодар, КубГу, МЦУР «Качество», 2006г. - 114с.

Сборник содержит материалы научно-практического семинара «Менеджмент качества в образовании» в соответствии с проектом «РОСОБРАЗОВАНИЯ»: «Научно-методическое обеспечение создания и внедрения системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования» состоявшегося 05 – 09 июня 2006 года в Кубанском государственном университете. Семинар проводился в рамках решений коллегии Федерального агентства по образования РФ №3/1 от 16 ноября 2004г., Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования от 21 декабря 2005г., приказа «Рособрнадзора» №1938 от 30 сентября 2005г.

На семинаре рассмотрены следующие темы:

  • общие аспекты реформирования системы высшего образования в России;

  • построение системы менеджмента качества ВУЗа, ССУЗа на основе международных стандартов ИСО 9001:2000, ИСО 9004:2000;

  • процессный подход в управлении качеством образования;

  • ИСО 9000 и критерии для измерения результативности и эффективности процессов;

  • Конкурс «Системы обеспечения качества подготовки специалистов.

Во время работы семинара проведено обсуждение вопросов:

  • Совершенствование самооценки учебных заведений, их аттестация и государственная аккредитация. Оценка качества образования. Единая система показателей уровня качества образования;

  • Системы менеджмента качества учебного заведения: практика разработки и внедрения;

  • Создание в учебных заведениях систем стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи с потребителями;

  • Информационное и программное обеспечение систем менеджмента качества учебных заведений;

  • Организация проведения и результативность внутреннего аудита;

  • Мониторинг взаимодействия рынка труда и рынка образования;

Ответственный за проведение семинара Боровик В.Н., доцент КубГУ, к.э.н.

© Кубанский государственный университет, 2006-06-15

© ООО «Межрегиональный центр усовершенствования и развития «Качество»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образования

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

16 ноября 2004 г. № 3/1Москва

«О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)»

Заслушав и обсудив сообщение ректора Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) Ю.С. Карабасова об опыте разработки и внедрения внутривузовской системы управления качеством образования в высшем учебном заведении, коллегия отмечает, что современные внутривузовские системы управления качеством образования должны решать задачи по эффективному использованию ресурсов образовательных учреждений, их наращиванию в интересах повышения качества образования, а также определению приоритетов в перспективах развития вузов, совершенствованию самооценки высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации, положив в основу единую систему показателей уровня качества образования.

В этих целях следует внедрять новые принципы менеджмента качества, совершенствовать организационную и функциональную структуры высшего учебного заведения, разрабатывать планы его стратегического развития, формировать инновационные инфраструктуры с продуманным кадровым обеспечением инновационной деятельности, обратить особое внимание на взаимодействие с работодателем, обеспечивающим обратную связь «ВУЗ – потребитель».

Высшие учебные заведения накопили определенный опыт внедрения современных методов управления качеством образования, включающий:

расширение в высших учебных заведениях страны практики по созданию, внедрению и сертификации систем управления качеством образованияв соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту качества (ГОСТ Р ИСО 9001:2001) и принципами Всеобщего менеджмента качества (TQM);

проведение высшими учебными заведениями самооценки в целях определения достижений и недостатков в учебной, научной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности;

создание в ряде высших учебных заведений систем стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи вузов с потребителями их выпускников;

участие высших учебных заведений в конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества, лауреатом которой в 2000 году стал Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет);

рост числа высших учебных заведений, принимающих участие в ежегодном конкурсе «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», организованном Минобразованием России в 2000 году. В период с 2000- 2004 годы в конкурсе приняли участие 139 вузов.

Однако, исходя из анализаопыта разработки и внедрения внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях, можно выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование таких систем:

отсутствие устоявшейсянормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию систем управления качеством образования в высших учебных заведениях;

Решение

Совета по координации управления качеством

высшего профессионального образования

21.12.2005

г. Москва

Совет по координации управления качеством высшего профессионального образования (далее - Совет) создан приказом Минобразования России от 19.01.2004 № 158 для координации работ в области управления качеством высшего профессионального образования, интенсификации разработок и развития в вузах систем качества, широкой пропаганды идей культуры качества.

В связи с ликвидацией Министерства образования Российской Федерации и организации новых государственных структур приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.11.2004 № 404 Совет воссоздан в преобразованном составе.

В состав Совета входят работники Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Федерального агентства по образованию (Рособразование), ректоры вузов, ведущие специалисты в области управления качеством высшего профессионального образования, представители организаций и учреждений системы образования, научно-педагогической общественности.

Совет является консультативно - совещательным органом, действующим с целью определения направлений и механизмов контроля качества и содействия вузам в решении задач обеспечения качества высшего профессионального образования.

При Совете организована рабочая группа, которой поручено готовить проекты документов для заседания Совета.

Заслушав и обсудив на своем заседании вопросы управления качеством высшего профессионального образования, Совет отмечает, что высшие учебные заведения страны в последние годы стали больше уделять внимания вопросам обеспечения качества подготовки выпускников. Наилучших результатов добиваются вузы, которые используют современные системы управления качеством. Это позволяет им эффективно распоряжаться ресурсами, сокращать административно-управленческий персонал, затраты на многие виды деятельности, гарантированно обеспечивать качество подготовки специалистов.

Высшие учебные заведения стали использовать в административно-управленческой и образовательной деятельности подходы, базирующиеся на принципах обеспечения гарантий качества профессионального образования, что соответствует сегодняшним направлениям развития национальной системы образования и рекомендациям Болонского процесса. При комплексной оценки деятельности вузов учитываются их достижения в создании систем качества и результаты конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов».

Актуальность проблем создания и внедрения систем качества образования нашла отражение в проектах, выполненных в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования», программ Минобразования России «Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов», «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2005 год (раздел № 4.11 «Научно-методическое обеспечение развития независимой системы оценки качества образования»).

Проекты в области управления качеством образования поддерживались Национальным фондом подготовки кадров, программой Темпус-Тасис Европейского союза, Бюро CROSS, Ассоциацией голландских университетов NUFFIK.

По инициативе вузов и при поддержке Минобрнауки России, Рособрнадзора, Рособразования проводились конференции и семинары по проблемам совершенствования качества образования.

В Российской академии государственной службы под председательством Министра образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А. проведен круглый стол «Общественная оценка качества образования», основными итогами которого стали решения по определению механизмов сотрудничества и координации государственных, профессиональных и

общественных организаций в области оценочных процедур деятельности образовательных учреждений и качества подготовки специалистов.

За период с 2002 года 46 образовательных учреждений сертифицировали систему менеджмента качества по государственным стандартам ГОСТ Р ИСО и международным стандартам серии ISO 9000. Их сертификация осуществлена российскими и зарубежными органами по сертификации. В России существует более 50 органов по сертификации систем менеджмента качества в сфере образования. Их деятельность заключается в оценке качества управленческой структуры учебных заведений, проведении консалтинга и последующего, после сертификации системы, мониторинга.

Россия, взявшая на себя обязательство выполнять согласованные договоренности Болонского процесса, должна обеспечить создание национальной системы гарантий качества высшего профессионального образования.

С этой целью Советом и его рабочей группой осуществлена координация работы консорциума вузов (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

«ЛЭТИ», Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет), Московский государственный технологический университет «Станкин», Томский политехнический университет), что привело:

- к созданию типовой модели Системы качества вуза с учетом директив и стандартов гарантий качества образования, принятых в Бергене в рамках Болонского процесса, и руководства по ее применению;

- к модернизации методики самооценки совершенствования вуза;

- к разработке проекта терминологического словаря в области качества профессионального образования;

- к модернизации конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов».

Результаты работы направлены, прежде всего, на обеспечение эффективной помощи вузам в разработке механизмов тесной и гибкой взаимосвязи качества подготовки выпускников высших учебных заведений с запросами рынка труда. Это дает возможность выпускникам вузов стать адаптированными к требованиям современного российского и международного рынка, высококвалифицированными и конкурентноспособными специалистами.

В этой связи Совет считает целесообразным одобрить деятельность Рособрнадзора и Рособразования по координации создания в вузах систем качества, усовершенствованных механизмов контроля качества подготовки специалистов на основе применяемых моделей

систем качества, позволяющих достичь высокого уровня качества образовательных и сопровождающих процессов в вузе и соответственно высокого уровня подготовки специалистов.

Совет рекомендует:

Рособрнадзору (Управлению лицензирования, аттестации и аккредитации (В.И. Круглову) и Рособразованию (Управлению учреждений образования (П.Ф. Анисимову):

- довести до высших учебных заведений информацию о разработках, представленных на заседании Совета;

- оказывать содействие вузам в изучении и внедрении типовой модели системы качества образовательного учреждения, одобренных Советом.

Рабочей группе Совета:

- обеспечить соответствующее консалтинговое сопровождение и информационное обеспечение изучения и внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения;

- подготовить в месячный срок предложения по организации в 2006 году:

корпоративного проекта (системы проектов) по совершенствованию управления и оценки качества высшего профессионального образования, предусматривающего апробацию типовой модели системы качества вуза в ряде образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

проекта по созданию информационного и программного обеспечения систем качества образовательных учреждений;

конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» с номинациями;

международного форума «Гарантии качества образования» с участием зарубежных университетов, аккредитационных агентств, экспертов, органов по сертификации систем качества и персонала;

- до 30 июня 2006 года провести анализ поступивших предложений по применению типовой системы качества вуза и моделей совершенствования управлением вузом;

- подготовить до 30 апреля 2006 года предложения о создании экспертных комиссий Совета по аттестации систем качества вузов и по аттестации экспертов в области оценки качества профессионального образования и включения их в реестр Рособрнадзора;

- подготовить в двухмесячный срок предложения по организации системы международных научно-практических семинаров и мероприятий повышения квалификации преподавателей и сотрудников вузов «Оценка и обеспечение качества высшего профессионального образования. Теория и практика»;

- совместно с базовым вузом по проведению конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Московским государственным институтом стали и сплавов (технологическим университетом) (Ю.С. Карабасовым) развернуть в 2006 году работу по привлечению вузов для участия в конкурсе;

- во втором квартале 2006 года наладить обучение по программам повышения квалификации в области управления качеством высшего профессионального образования руководителей, работников учебных заведений, разработчиков и экспертов в соответствии с документами, одобренными на заседании Совета;

- подготовить предложения по созданию консультационных центров по решению вопросов обеспечения качества высшего профессионального образования;

- обеспечивать регулярное освещение деятельности Совета в средствах массовой информации.

Председатель Совета В.А.Болотов

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. N 1938

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

П Р И К А З

30 сентября 2005 г.

N 1938

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2005 г.
Регистрационный N 7092

«Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном

образовании, п. 4 Положения о государственной аккредитации высшего

учебного заведения, утвержденного постановлением Правительства Российской

Федерации от 02.12.1999 N 1323 (Собрание законодательства Российской

Федерации 1999, N 49, ст. 6006, 2005 N 7, ст. 560), в целях

совершенствования деятельности высших учебных заведений и оценки ее

эффективности при принятии решений о государственной аккредитации,

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Показатели деятельности высших учебных заведений (приложение

N 1).

1.2. Критерии государственной аккредитации, используемые при

экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных

видов (приложение N 2).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2006 года.

Руководитель В.А. Болотов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2005 г.

Регистрационный N 7092

Приложение 1

к приказу Федеральной службы

по надзору в сфере образования и науки

от 30 сентября 2005 г. N 1938

Показатели деятельности высших учебных заведений

1. Показатели государственной аккредитации, определяющие

аккредитационный статус по типу «высшее учебное заведение»

Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям

государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию.

Показатель 1.2. Качество подготовки

Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.

Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников

требованиям государственных образовательных стандартов.

Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества

образования.

Уровень организации научно-исследовательской работы студентов

Востребованность выпускников.

Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного

учреждения

Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной

работы с обучающимися.

Организация воспитательной работы с обучающимися.

2. Показатели государственной аккредитации, используемые для

определения вида высшего учебного заведения (институт, академия,

университет).

Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ

Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по

образовательным программам послевузовского и дополнительного

профессионального образования.

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее

результативность

Показатель 2.4. Методическая работа

Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников

Приложение 2

к приказу Федеральной службы

по надзору в сфере образования и науки

от 30 сентября 2005 г. N 1938

Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе

показателей деятельности высших учебных заведений различных видов

+-----------------------------------------------------------------------N

| Показатель государственной | Наименование критерия |

| аккредитации |государственной аккредитации и его |

| | значение |

|-----------------------------------+-----------------------------------|

|2.1. Спектр реализуемых основных|Число укрупненных групп|

|образовательных программ |специальностей (направлений|

| |подготовки) по реализуемым основным|

| |образовательным программам: |

| |-----------------------------------|

| |для университетов|- не менее 7 |

|-----------------------------------+-----------------------------------|

|2.2. Возможность продолжения|Число отраслей науки по|

|образования по образовательным|специальностям научных работников|

|программам послевузовского и|(аспирантуры): |

|дополнительного профессионального|-----------------------------------|

|образования |для университета |- не менее 5 |

| |-----------------------------------|

| |Число аспирантов на 100 студентов|

| |контингента, приведенного к очной|

| |форме обучения: |

| |-----------------------------------|

| |для университета |- не менее 4; |

| |-----------------+-----------------|

| |для академии |- не менее 2. |

| |-----------------------------------|

| |Процент аспирантов, защитивших|

| |диссертации не позднее чем через|

| |год после окончания аспирантуры (от|

| |числа поступивших): |

| |-----------------------------------|

| |для университета |- не менее 25; |

| |-----------------+-----------------|

| |для академии |- не менее 25. |

| |-----------------------------------|

| |Для университета  — наличие|

| |докторантуры, диссертационных|

| |советов, реализация образовательных|

| |программ профессиональной|

| |переподготовки и (или) повышения|

| |квалификации руководящих работников|

| |и специалистов, научных и|

| |научно-педагогических работников. |

| |Для академии  — наличие|

| |докторантуры, наличие|

| |диссертационных советов|

| |(информационный показатель),|

| |реализация образовательных программ|

| |профессиональной переподготовки и|

| |(или) повышения квалификации|

| |руководящих работников и|

| |специалистов для определенной|

| |области научно-педагогической|

| |деятельности |

| |-----------------------------------|

| |Среднегодовой контингент|

| |обучающихся по образовательным|

| |программам профессиональной|

| |переподготовки и (или) повышения|

| |квалификации (чел) |

| |-----------------------------------|

| |для университета |- не менее 50; |

| |-----------------+-----------------|

| |для академии |- не менее 20. |

|-----------------------------------+-----------------------------------|

|2.3. Научная, научно-техническая|Число отраслей науки, в рамках|

|деятельность и ее результативность |которых выполняются научные|

| |исследования: |

| |-----------------------------------|

| |для университета |- не менее 5. |

| |-----------------------------------|

| |Среднегодовой объем финансирования|

| |научных исследований за пять лет|

| |(тыс. руб.): |

| |-----------------------------------|

| |для университета |не менее 10 000 |

| |-----------------+-----------------|

| |для академии |не менее 5 000 |

| |-----------------+-----------------|

| |для института |не менее 1 500 |

| |-----------------------------------|

| |Среднегодовой объем научных|

| |исследований на единицу|

| |научно-педагогического персонала за|

| |пять лет (тыс. руб.): |

| |-----------------------------------|

| |для университета |- не менее 18; |

| |-----------------+-----------------|

| |для академии |- не менее 12; |

| |-----------------+-----------------|

| |для института |- не менее 5. |

|-----------------------------------+-----------------------------------|

| |Среднегодовое количество монографий|

| |на 100 основных штатных|

| |педагогических работников с учеными|

| |степенями и (или) учеными званиями,|

| |изданных за пять лет: |

| |-----------------------------------|

| |для университета |- не менее 2,0; |

| |-----------------+-----------------|

| |для академии |- не менее 1,5; |

| |-----------------+-----------------|

| |для института |- не менее 1,2. |

|-----------------------------------+-----------------+-----------------|

|2.4. Методическая работа |Процент учебных|- 100% |

| |дисциплин | |

| |основных | |

| |образовательных | |

| |программ, | |

| |обеспеченных | |

| |учебно-методичес-| |

| |кими комплексами | |

| |-----------------------------------|

| |Для университета  — использование|

| |инновационных методов в|

| |образовательном процессе |

| |-----------------------------------|

| |Для академии  — использование|

| |инновационных методов в|

| |образовательном процессе |

|-----------------------------------+-----------------------------------|

|2.5. Квалификация педагогических|Процент |

|работников |профессорско-преподавательского |

| |состава с учеными степенями и (или)|

| |учеными званиями: |

| |-----------------------------------|

| |для университета |- не менее 60; |

| |-----------------+-----------------|

| |для академии |- не менее 60; |

| |-----------------+-----------------|

| |для института |- не менее 55. |

| |-----------------------------------|

| |Процент докторов наук и (или)|

| |профессоров: |

| |-----------------------------------|

| |для университета |-не менее 10; |

| |-----------------+-----------------|

| |для академии |-не менее 10; |

| |-----------------+-----------------|

| |для института |- не менее 8,5. |

| |-----------------------------------|

| |Процент |

| |профессорско-преподавательского |

| |состава, работающего в вузе на|

| |штатной основе: |

| |-----------------------------------|

| |для вузов,|- не менее 30; |

| |существующих от| |

| |трех до пяти лет | |

| |-----------------+-----------------|

| |для вузов,|- не менее 40; |

| |существующих от| |

| |пяти до девяти| |

| |лет | |

| |-----------------+-----------------|

| |для вузов,|- не менее 50. |

| |существующих | |

| |более девяти лет | |

| |-----------------------------------|

| |Среднегодовое число защит|

| |диссертаций на 100 человек|

| |научно-педагогического персонала за|

| |5 лет |

| |-----------------------------------|

| |для университета |- не менее 3; |

| |-----------------+-----------------|

| |для академии |- не менее 3; |

| |-----------------+-----------------|

| |для института |- не менее 1. |

+-----------------------------------------------------------------------+

Дополнительные требования к показателям и критериям государственной

аккредитации для военных образовательных учреждений высшего

профессионального образования (высших военно-учебных заведений)

Показатель 1.1. Уровень и содержание подготовки

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин

квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям)

офицеров (специалистов).

Показатель 1.2. Качество подготовки

Соответствие качества подготовки обучающихся требованиям

государственных образовательных стандартов и квалификационным требованиям

по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.

Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по

образовательным программам послевузовского и дополнительного

профессионального образования

Соответствие контингента аспирантов (адъюнктов) и (или) докторантов

установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.

Для военной академии  — наличие образовательных программ

дополнительного профессионального образования для офицерского состава,

научных и научно-педагогических кадров.

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее

результативность

Соответствие объема финансирования научных исследований на единицу

профессорско-преподавательского состава установленным требованиям для

высших военно-учебных заведений.

Показатель 2.4. Качественный состав научных и научно-педагогических

кадров

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут

приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин,

не имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие профильное высшее

образование, опыт работы в войсках (на флотах), штабах, учреждениях не

менее 10 лет, воинское звание не ниже «подполковник», а также боевой опыт

или государственные награды, государственные или отраслевые почетные

звания, государственные премии.

В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым

званием профессора могут учитываться преподаватели

военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата

наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые

почетные звания, государственные премии.

Дополнительные требования к показателям и критериям государственной

аккредитации для высших учебных заведений культуры и искусств

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее

результативность

В перечень основных научных и творческих школ по каждому направлению

научных исследований включаются:

защищенные диссертации (кандидатские/докторские), а для творческих

школ  — работы учеников, ярко проявивших себя в данной сфере

художественной и педагогической деятельности (к ним относятся имеющие

почетные звания, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских

конкурсов, лауреаты государственных и других премий; члены творческих

союзов; исполнившие ведущие партии/роли; осуществившие самостоятельную

постановку спектакля/фильма/телепередачи; выступающие в качестве

концертирующих музыкантов и т.п.);

опубликованные статьи в специализированных журналах и научных

изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.

К монографиям могут приравниваться публично представленные,

опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты

профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию

авторских художественных произведений: спектакль, концертная композиция,

фильм, цирковое и эстрадное представление.

Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.

Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут

приравниваться лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные

почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов,

лауреаты государственных премий.

Источник —



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Iso 19011–2003 руководящие указания по аудиту систем енеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

    Документ
    ... РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ по аудиту СИСТЕМ ЕНЕДЖМЕНТАКАЧЕСТВА и/или СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Стр ... по аудиту Образование Высшее образование (см. примечание 1) Высшее образование (см. примечание 1) Высшее образование (см ...
  2. М енеджмент за умов трансформаційних інновацій виклики реформи досягнення

    Документ
    ... стран [1]. Да и в плане качестваобразования американские ведущие университеты считаются в настоящее ... современного экологического воспитания-образования / С. В. Казначеев, Л. В. Молчанова // Методология и технология в образовании и воспитании ( ...
  3. ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ (5)

    Автореферат диссертации
    ... за «суверенитеты» регионов и муниципальных образований РФ, В этот же период ... основе высокой производительности труда, 4! БИБЛИОТЕКА качества продукции и т. д. 2.2 Различные ... % ШМ а р кетинг □ М енеджмент Финансовый одел Служба безопасности Юридическая ...
  4. Программа «дней молодёжной науки

    Программа
    ... 1 к. Инновации в риск-енеджменте кредитной организации. Науч. рук ... А.В., 3 к. Совершенствование контроля качества оказания медицинских услуг в краевом ... Богданов А.А. 4 к. Google-технологии в дистанционном образовании. Науч. рук. Веряева Ю.А., к. п. н., ...
  5. Владивостокский экономики и

    Документ
    ... , стоящая сегодня перед университетом, – это качествообразования. Требования, предъявляемые к знаниям будущего специалиста ... Китая» (№ 10190). Направления подготовки: 521500 «енеджмент, 522000 Коммерция, 521600 Экономика. Русский ...

Другие похожие документы..