textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ сервиса (ПВГУС)"

Кафедра "Информационный и электронный сервис"

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол УМС № __________

от "___"______________200__г.

Проректор по УМР Проректор по УРиКО

________________С.П. Ермишин ________________О.Н. Наумова

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по выполнению выпускной квалификационной работы

для студентов направления 230100.62 ''Информатика и вычислительная техника''

Одобрено

Учебно-методическим

Советом университета

Составитель: к.т.н., доцент Воловач В.И.

Тольятти 2010

Учебно-методическое пособие по дисциплине выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника", утвержденного Министерством образования РФ 13 марта 2000 года.

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры "Информационный и электронный сервис".

Протокол № _____ от _____ _______________ 2010 г.

Зав. кафедрой, к.т.н., доц. _________________ В.И.Воловач

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Научно-методического совета по специальности 100101.65 "Сервис", направлениям 230100.62 "Информатика и вычислительная техника", 230200.62 "Информационные системы".

Протокол № _____ от _____ _______________ 2010 г.

Председатель НМС, к.т.н., доц. ______________ В.И.Воловач

Рецензент: и.о. зав. кафедрой ЭКиС, д.техн.н., доцент Б.М.Горшков

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание учебно-методического пособия………….…………………..........................

3

Введение……………………………………………….……………………………….........

4

I. Общая характеристика процесса выполнения выпускной квалификационной работы………………………………...……………………………………………………..

5

1.1. Итоговая государственная аттестация…………………………………………..

5

1.2. Цели и задачи выпускной квалификационной работы………………………...

6

1.3. Требования Государственного образовательного стандарта к ВКР..…………

8

1.4. Преддипломная практика………………………………………………………..

9

1.5. Тематика и темы ВКР…………………………………….………………………

11

1.6. Требования к структуре ВКР……………………………………...……………..

13

1.7. Последовательность выполнения ВКР……………………………………..…...

19

1.8. Основные обязанности руководителя ВКР, консультанта и дипломанта……

21

1.9. Работа над ВКР, нормоконтроль, предварительная защита и рецензирование…………………………………………………………………………………………....

23

1.10. Публичная защита ВКР…………………………………………………………

25

II. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы……………

31

2.1. Требования к оформлению текстовой части...…………………………………

31

2.2. Требования к оформлению графической части….……………………………..

44

2.3. Форматы и основные надписи…………………….……..………………………

45

Библиографический список………………………………………………………………...

48

Приложения……………………………...…………………………………………………..

49

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие может быть полезным на завершающем этапе обучения студентов, поскольку в нем описываются цели, задачи и тематика выпускных квалификационных работ (ВКР) бакалавров по направлению 230100.62 «Информатика и вычислительная техника», а также все этапы и содержание ВКР, правила оформления выпускной работы. ВКР по данному направлению высшего профессионального образования выполняется в виде дипломной (бакалаврской) работы.

Пособие содержит все необходимые сведения, касающиеся различных этапов дипломного проектирования.

Выполнение ВКР можно условно разделить на следующие составляющие:

– организационную;

– содержательную;

– оформительную.

К первой составляющей относятся преддипломная практика, работа над ВКР, предварительная, а затем и публичная защита дипломной работы (ДР). В настоящем пособии обозначены цели преддипломной практики, место ее проведения и содержание, тематика ВКР, а также описывается, что необходимо выполнить во время преддипломной практики и какие ее результаты представить, описывается деятельность дипломанта над ДР с указанием основных обязанностей руководителя ВКР и дипломанта. Отмечается, что после завершения выполнения ВКР проводится ее предварительная защита и описывается процесс публичной защиты выпускной работы.

Второй, содержательной, составляющей выполнения ВКР посвящена большая часть пособия. Структурно ДР включает в себя аналитический раздел, специальный раздел и раздел безопасности жизнедеятельности.

Требования и содержательная часть раздела по безопасности жизнедеятельности приводится в учебно-методических разработках соответствующей кафедры: [7], [14], [15], [16].

К третьей составляющей дипломного проектирования относится оформление пояснительной записки и графической части ВКР. Эти вопросы рассмотрены довольно подробно с необходимыми ссылками на используемые стандарты.

Автор выражает искреннюю благодарность В. Н. Будилову, А. А. Попову и Е. С. Устиновой за действенную помощь, оказанную при подготовке настоящего пособия.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1.1. Итоговая государственная аттестация

Итоговая государственная аттестация (ИГА) выпускника университета направления 230100.62 «Информатика и вычислительная техника» проводится в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1155 от 25.03.2003 г., а также «Стандартом процедуры подготовки и защиты выпускной квалификационной работы ПВГУС», утвержденный приказом № 54/14 от 24.05.2006 г., и включает сдачу Государственного междисциплинарного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы, выполненную в ходе дипломного проектирования. ИГА предназначена для определения теоретической и практической подготовленности будущего бакалавра техники и технологий к самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) направления 230100 (552800) «Информатика и вычислительная техника», утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав ИГА, допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение образовательной программы по направлению подготовки ВПО.

Государственный междисциплинарный экзамен (ГМЭ) проводится в письменной форме в соответствии с программой, составленной на основе программ учебных дисциплин предметной подготовки по данному направлению. ГМЭ проводится в виде междисциплинарного экзамена по нескольким общепрофессиональным, специальным дисциплинам, включая дисциплины профиля.

Перечень конкретных дисциплин и вопросов, входящих в программу ГМЭ утверждаются приказом ректора университета, а форма и условия проведения ГМЭ устанавливаются соответствующими нормативными документами, в частности «Положением о проведении итоговой государственной аттестации выпускников» (утверждено приказом № 86/14 от 06.06.2006 г.)*).

Дипломное проектирование – процесс, осуществляемый в вузе с целью ИГА студента, охватывающий период от ГМЭ до защиты ВКР. Дипломное проектирование является завершающим этапом высшего технического образования студента и одновременно проверкой его способности самостоятельно решать инженерно-технические задачи. В ходе дипломного проектирования продолжается самостоятельная работа студента над выбранной темой, начатая на преддипломной практике. При этом происходит дальнейшее углубление его теоретических знаний и их систематизация, развитие прикладных умений и практических навыков, повышение общей и профессиональной эрудиции.

Дипломная (бакалаврская) работа – ВКР студента, предназначенная для объективного контроля сформированности знаний, умений и навыков решать задачи по видам профессиональной деятельности, установленным ГОС направления для данного уровня образования, и предусматривающая проведение всестороннего анализа или научных исследований по одному из вопросов теоретического или практического характера по профилю направления.

ВКР включает в себя текстовую часть (пояснительная записка) и графическую часть (плакаты и/или чертежи).

________________________________________________________________________________

*) В настоящее время в университете готовится новая редакция положения о проведении итоговой и государственной аттестации выпускников.

ДР может содержать как результаты проектирования нового объекта профессиональной деятельности, так и результаты исследований, анализа, испытаний уже существующего объекта. При этом ВКР бакалавра может потребовать проведения исследований, если они необходимы для обоснования принятых проектных решений.

ВКР студентов направления 230100.62 «Информатика и вычислительная техника» выполняются в форме дипломной работы. ДР является выпускной работой студента, на основе которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении ему квалификации бакалавра техники и технологий.

ВКР должна представлять собой профессионально выполненную законченную разработку, посвящённую решению конкретных производственных, научных или учебных задач, оформленную в соответствии с действующими стандартами и настоящим пособием.

ВКР выполняется студентом в течение времени, отведенного учебным планом направления на преддипломную практику и дипломное проектирование.

Задание на ВКР составляется руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Тема ВКР должна соответствовать профилю направления и современному развитию науки и техники. Тематика и темы ВКР утверждаются приказами ректора университета.

Длительность итоговой аттестации, включая подготовку и защиту ВКР, составляет, согласно ГОС направления, не менее шести недель.

Следует отметить, что результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в ИГА, определяются исходя из рейтинговой оценки в баллах с последующим переводом в четырехбалльную оценку; повторное прохождение этапов ИГА с целью повышения оценки не допускается.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из университета.

Обучающиеся, не подтвердившие соответствие подготовки требованиям ГОС ВПО при прохождении ГМЭ, преддипломной практики, защите ВКР отчисляются из университета или могут продлить обучение на условиях компенсации затрат на обучение на срок не более, чем до одного года.

При отчислении из вуза повторные испытания могут быть назначены не ранее, чем через год, но не позднее пяти лет после прохождения итогового испытания впервые.

Университет предоставляет право прохождения итоговых аттестационных испытаний повторно без отчисления из вуза обучающимся на условиях возмещения затрат за обучение.

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Обучающиеся обязаны выполнить все требования по прохождению этапов ИГА в соответствии с нормативными документами, действующими в вузе.

1.2. Цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы

Дипломное проектирование – завершающий этап учебы будущего бакалавра в высшем учебном заведении. Дипломная работа – это ВКР, подводящая итоги обучения в университете, характеризующая приобретенные знания и навыки, необходимые для самостоятельной профессионально-ориентированной деятельности. При ее выполнении основными целями являются систематизация, закрепление и расширение знаний, полученных в вузе, выявление практической и теоретической подготовленности студента и способности самостоятельно применять полученные знания к решению конкретных научно-технических, производственных и организационных задач, установленных ГОС направления.

Подготовка и защита выпускной работы на квалификационную академическую степень бакалавра техники и технологий является завершающим этапом обучения студентов в образовательной программе базового высшего образования. Выпускная работа выполняется и защищается студентом в 8-ом семестре, в сроки, определенные действующими ГОС ВПО и учебным планом вуза.

Общими задачами дипломного проектирования являются:

– проявление творческой инициативности и изобретательности для получения результатов, имеющих практическую ценность, умение делать выводы и предложения;

– освоение методик анализа предметной области, конструирования функциональных структур разрабатываемых и исследуемых систем;

– освоение методов (методик) выбора и обоснования научно-технических решений с учетом технических требований при разработке реальных инженерных проектов и научно-исследовательских работ;

– освоение методов разработки (в случае необходимости) или применения соответствующих алгоритмического, программного, информационного, технического, математического, метрологического, лингвистического, эргономического, организационного и правового обеспечений системы;

– совершенствование методов разработки систем автоматизации и управления заданного качества;

– освоение методов тестирования и отладки аппаратно-программных комплексов;

– приобретение навыков разработки аппаратно-программных комплексов систем автоматизации и управления и их передачи на изготовление и сопровождение;

– приобретение навыков разработки программ и методик испытаний, проведения испытаний аппаратно-программных средств и систем автоматизации и управления;

– приобретение навыков сертификации аппаратных, программных средств и аппаратно-программных комплексов;

– приобретение навыков оценки эффективности и целесообразности принимаемых решений относительно обеспечения безопасности жизнедеятельности;

– совершенствование навыков графического и текстового оформления результатов исследования в виде текста, чертежей, карт, схем, расчетов, проведенных экспериментов и других материалов, иллюстрирующих содержание работы;

– выявление степени подготовленности выпускника к самостоятельной работе в современных условиях.

ВКР является важнейшим итогом обучения, в связи с этим содержание дипломной работы и уровень ее защиты должны учитываться как основной критерий при оценке уровня подготовки выпускника и оценке качества реализации образовательной программы в вузе.

Общими требованиями к дипломной работе являются:

  • целевая направленность;

  • логическая последовательность изложения материала;

  • глубина исследования и полнота освещения вопросов;

  • убедительность аргументаций;

  • краткость и четкость формулировок;

  • конкретность изложения результатов работы;

  • доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

  • грамотное оформление.

В то же время работа студента над ВКР является первым этапом инженерной деятельности и, как правило, первой его инженерной разработкой. В связи с этим представляется целесообразной организация дипломного проектирования непосредственно на рабочих местах будущей деятельности выпускников. Это поможет молодому специалисту быстрее пройти период адаптации и освоиться в новом коллективе.

В процессе дипломного проектирования студент должен уметь:

– осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследований;

– составлять описания проводимых исследований, готовить данные для составления отчетов, обзоров и другой документации;

– проводить системный анализ решаемой задачи (системы, устройства или блока управления контроля, диагностики и т.п. для конкретного технологического процесса, объекта и т. п.) с использованием современной научно-технической литературы (отечественной и иностранной) и патентных источников;

– составлять математическое описание проектируемой системы (устройства, блока, объекта) и его общий алгоритм работы;

– выполнять математическое моделирование структур, приборов или технологических процессов с целью оптимизации их параметров;

– разрабатывать функциональные и принципиальные схемы отдельных блоков и узлов проектируемой системы (устройства);

– разрабатывать алгоритмическое и программное обеспечение;

– проводить конструкторско-техническую разработку проектируемой системы (устройств, объектов) с учетом новейших достижений технологии производства, в соответствии с назначением изделия, масштабностью его выпуска, используя достижения технической эстетики, технической психологии, а также государственных, отраслевых и ведомственных стандартов;

– разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;

– разрабатывать проектируемую систему (устройство) с учетом вопросов безопасности жизнедеятельности.

1.3. Требования Государственного образовательного стандарта к ВКР

ВКР бакалавра представляет собой законченную научно-исследовательскую, проектную или технологическую разработку, в которой решается актуальная задача для направления «Информатика и вычислительная техника» по проектированию или исследованию одного или нескольких объектов профессиональной деятельности и их компонентов (полностью или частично).

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника» являются:

– вычислительные машины, комплексы, системы и сети;

– автоматизированные системы обработки информации и управления;

– системы автоматизированного проектирования;

– программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы);

– математическое, информационное, техническое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

После завершения дипломного проектирования в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой, полученной в результате освоения образовательно-професси-ональной программы, разработанной и реализуемой в Поволжском государственном университете сервиса, бакалавр по направлению «Информатика и вычислительная техника», может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • проектно-конструкторскую;

  • производственно-технологическую;

  • научно-исследовательскую;

  • организационно-управленческую;

  • эксплуатационную.

ВКР должна быть представлена в форме рукописи. Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются вузом на основании Положения об ИГА выпускников вузов, утвержденного Минобразования РФ, ГОС ВПО по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника» и методических рекомендаций УМО в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники.

В ВКР выпускник должен показать:

– методы системного анализа и описание предметной области и объектов проектирования;

– формальный аппарат для анализа программных и аппаратных структур объектов проектирования;

– математические модели и методы для анализа расчетов, оптимизации детерминированных и случайных явлений и процессов в объектах проектирования;

– возможности ЭВМ или вычислительных систем объекта проектирования;

– методы и средства разработки алгоритмов и программ, приемы структурного программирования;

– системные программные средства, операционные системы и оболочки, обслуживающие сервисные программы;

– модели представления знаний и формализации задач при разработке интеллектуальных компонент автоматизированных систем (в зависимости от тематики работы);

– основные инструментальные средства разработки экспертных систем (в зависимости от тематики работы);

– инструментальные средства компьютерной графики и графического диалога (в зависимости от тематики работы).

Должен уметь:

– формулировать основные технико-экономические требования к объектам проектирования;

– разрабатывать алгоритмы обработки информации и управления;

– разрабатывать структуры аппаратных и программных модулей;

– количественно оценивать производительность и надежность объектов проектирования;

– обеспечить информационную безопасность;

– выпускать проектную документацию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие (17)

    Учебно-методическое пособие
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕПОСОБИЕ по организации и проведению занятий ... сооружениях. НПБ 104-03». Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации ... . В школе, в соответствии с расписанием, ведутся учебные занятия в классах. Ч + 0,5 Учительница в ...
  2. Учебные и учебно-методические пособия изданные в 2010 году

    Учебники и учебные пособия
    ... Учебные и учебно-методическиепособия, изданные в 2010 году № п/п Ф.И.О. авторов Название публикации Объем п.л. Тираж Издательство, гриф 1 2 3 4 5 6 Учебныепособия ... в трансформирующемся обществе (учебно-методическоепособие) 6,0 100 Иркутск: ...
  3. Учебные и учебно-методические пособия изданные в 2010 году

    Учебники и учебные пособия
    ... Учебные и учебно-методическиепособия, изданные в 2010 году № п/п Ф.И.О. авторов Название публикации Объем п.л. Тираж Издательство, гриф 1 2 3 4 5 6 Учебныепособия ... в трансформирующемся обществе (учебно-методическоепособие) 6,0 100 Иркутск: ...
  4. Учебные и учебно-методические пособия изданные в 2011 году

    Учебники и учебные пособия
    Учебные и учебно-методическиепособия, изданные в 2011 году № п/п Ф.И.О. ... for first-year students: Учебно-методическоепособие по английскому языку для студентов ... (штат.сотрудник) Каноническое право: методическоепособие 6,7 100 Иркутск: Изд-во ИГУ ...
  5. Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников в том числе электронных i учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного

    Учебно-методическое пособие
    ... для дошкольников, в том числе электронных I. Учебно-методическоепособие для специалистов системы дошкольного образования ... образовательных ресурсов для дошкольников. Данное учебно-методическоепособие предназначено для учителей, социальных педагогов ...
  6. Учебно- методические пособия по курсу «История» Дидактические материалы

    Документ
    Учебно- методическиепособия по курсу «История» Дидактические ... билеты. Москва.2000. Жуковский С.Т.Методическоепособие по курсу Россия в истории мирвой ... Лекций. Кочетов Н.С.История России.Методическое обеспечение уроков.В помощь преподавателю.Волгоград ...

Другие похожие документы..