Главная > Доклад


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36

Текст доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме

«О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших».

Составитель: Шушаров Александр Павлович,

заместитель директора по учебной работе

1 категории

город Нижний Тагил, 2009 г.

Содержание:

Тезис 1. Качественное образование, его слагаемые. Модель оценки качества образования в ОУ……………………………………………………………………………………………….4

Тезис 2. Обеспечивается ли сегодня в ОУ принцип доступности качественного образования?................................................................................................................................10

2.1. Социальные факторы образовательного заказа школе: нужно ли качественное образование и кому?....................................................................................................................10

2.1.1. Слагаемые качественного образования (по данным международных исследований TIMSS - 2008 (Trends in Mathematics and Science Study)…………………………………….13

2.1.2. Слагаемые качественного образования (по данным анкетирования выпускников – 2009)……………………………………………………………………………………………..15

2.2. Направления и особенности развития системы образования в 2008-2009 учебном году: выводы и предложения к основному целевому ориентиру школы – модели нашего выпускника……………………………………………………………………………………...18

2.3. Содержание образовательной деятельности и направленность образовательных программ………………………………………………………………………………………...21

  • Соответствие учебного плана ОУ Базисному учебному плану Свердловской области №13-д.

  • Полнота реализации учебного плана ОУ.

  • Предложения по формированию учебного плана на новый учебный год, каких рисков необходимо избежать?

  • Реализуемость права на выбор учебных дисциплин через компонент образовательного учреждения.

  • Наличие в ОУ индивидуальных учебных планов учащихся.

  • Уровень социально-психологической комфортности образовательного процесса.

  • Уровень разработанности рабочих программ. Соответствие реализуемых учебных программ целям и задачам деятельности ОУ.

2.4. Выводы и предложения……………………………………………………………………38

Тезис 3. Качество подготовки учащихся……………………………………………………..39

3.1. Авторитет школы в социуме: адекватность «PR» реальному положению дел. Структура контингента учащихся: движение и его причины……………………………….39

3.2. Соответствие уровня обученности ГОСу: проблемы повышения уровня обученности в разрезе классов и учебных предметов………………………………………………………...42

3.3. Анализ степени обученности учащихся (СОУ) или для чего фиксировать и анализировать персональную динамику успешности учащихся? Что такое результирующая стратиграфия в образовании?.......................................................................52

3.4. ГКР – 2009. Результаты независимой экспертизы качества образования учащихся 8, 10 классов по данным руководителей ГМО……………………………………………………...55

3.5. Результаты школьного и муниципального туров предметных олимпиад: наши успехи и очевидные проблемы. Что можно посоветовать городу?.....................................................59

3.6. О состоянии качества образования выпускников по результатам государственной (итоговой) аттестации – 2009. Первые итоги штатного ЕГЭ в формате «Мы и Федерация»……………………………………………………………………………………...78

3.7. Степень готовности выпускников к продолжению образования: тенденции последних двух лет. Успешность встраивания выпускников в экономическую и социальную реальность (уровень социализированности) как важнейший результат образования……..94

3.8. Выводы и предложения……………………………………………………………………96

Тезис 4. О важнейшем условии для получения качественного образования - сплоченном коллективе квалифицированных педагогов…………………………………………………..97

4.1. Укомплектованность педагогическими и руководящими работниками……………….97

4.2. Уровень квалификации педагогических и руководящих работников ОУ по итогам аттестации……………………………………………………………………………………….98

4.3. Повышение профессионально-педагогической компетенции работниками ОУ…….111

4.4. О наших молодых специалистах и пользе грамотного наставничества: предложения к работе на будущее…………………………………………………………………………….114

4.5. Выводы и предложения………………………………………………………………….116

Цель анализа: определить ключевые факторы, оказавшие влияние на достигнутое в образовательном учреждении в 2008-2009 учебном году качество образования учащихся основной и старшей школы.

Задачи:

  1. Сформулировать ключевые проблемы в работе основной и старшей ступеней образовательного учреждения в качестве исходных позиций для определения деятельности на различных уровнях системы образования (административно- управленческом, учительском, ученическом), направленной на последующее развитие указанных ступеней образования;

  1. Сформировать в педагогическом коллективе атмосферу творческой, позитивной «неудовлетворенности» собой;

  1. Оценить достижения педагогического коллектива, коллектива учащихся 5-11 классов, а также отдельных педагогов и учащихся по развитию условий для получения в образовательном учреждении качественного образования;

  1. Определить возможные пути и средства решения обозначенных проблем.

Тезис 1.

Качественное образование, его слагаемые. Модель оценки качества образования в ОУ.

Роль комплексного педагогического анализа в деле управления образовательным учреждением чрезвычайно велика. Развитие год от года его теоретической базы, на наш взгляд, будет во многом способствовать интенсификации учебно-воспитательного процесса, изжитию формально-отчетных тенденций в оценке результатов деятельности педагогического коллектива, сводящихся исключительно к характеристике уровня успеваемости обучаемых. Несомненно, что только постоянное познание сущности управляемых процессов дает возможность сознательно и эффективно воздействовать на их ход и развитие.

В предлагаемом комплексном педагогическом анализе итогов 2008-2009 учебного года в разрезе основной и средней ступеней обучения, мы постарались определить круг проблем и вопросов, которые на сегодняшний день волнуют наших педагогов и нас, руководителей и координаторов учебно-воспитательного процесса.

Но прежде, чем начать анализ состояния качества образования учащихся 5-11 классов, необходимо определить для себя некоторую систему общепринятых понятий, оперировать которыми предполагается в ходе анализа. Ибо, если нет договоренности о системе аксиом, могут появиться совершенно разные теории. В данном случае, разговор идет в непересекающихся плоскостях, когда люди говорят вроде бы об одном, но на самом деле о разных вещах. А хотелось, чтобы разговор был об одном – о реализации той цели, которая кажется понятной абсолютно всем: возможности получения качественного образования нашими учащимися и о его доступности в нашем образовательном учреждении.

Нередко, на тему «что же считать качеством образования» или «качественным образованием» ведутся достаточно длинные и серьезные дискуссии. Наверное, это тоже очень важно, но, как нам представляется, они заслуживают гораздо большего внимания на различных научно-практических конференциях, образовательных саммитах и т.п. Ведь в реальной работе руководителей школы и педагогов есть не менее важные конкретные задачи, нежели эта глобальная. Однако, это только на первый, поверхностный взгляд. «Тому, кто не видит ясной цели, нет и попутного ветра».

Категория «качество» прочно вошла в арсенал педагогических понятий с достаточно большой обобщенной смысловой нагрузкой как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других.

Феномен «качество образования» на протяжении многих лет находился в зоне пристального внимания исследователей. Понятие «качества образования» сформировалось в 1988 году на Всемирной конференции по высшему образованию (Париж). Анализируя работы, посвященные исследованию «качества образования», его составляющих и факторов, непосредственно оказывающих влияние на него, можно определить следующие ведущие подходы, в рамках которых ведется изучение феномена «качества образования»:

1. Системный подход к качеству образования признает в качестве ведущих критериев для описания качества глубину, системность знаний, осознанность, обобщенность, сформированные навыки свертывать и разворачивать знания, что служит индикатором их осознанности.

2. Структурно-функциональный подход, хорошо нам знакомый. Данный подход лежал в основе реализации регионального стандарта НРК содержания образования и предполагал, что о качестве образования можно судить по степени сформированности у учащихся следующих групп знаний: предметно-содержательной (информационной) - полнота, обобщенность и системность, содержательно-деятельностной (деятельностно-коммуникативной) – прочность, мобильность, действенность, содержательно-личностной (ценностно-ориентационной) – устойчивость, гибкость, глубина, самостоятельность.

3. Системно-деятельностный подход, нашедший свое отражение в стандартах нового поколения, активно разрабатываемых РАО. В отечественной психологической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальныхспособов деятельности.

Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперин).

Основные результаты обучения, свидетельствующие о достижении школой определенного качества образования, сводятся к следующим составляющим:

Таблица 1. Результаты обучения при использовании системно-деятельностного подхода в трактовке качества образования.

Личностное развитие

Социальное развитие

Познавательное развитие

Коммуникативное развитие

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой

социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;

- формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций

и нравственных оснований личностного морального выбора;

- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;

- развитие готовности

к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование нетерпимости

к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, и умения противодействовать им в пределах своих возможностей.

- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;

- освоение основных социальных ролей, норм и правил.

- формирование у учащихся научной картины мира;

- развитие способности управлять своей

познавательной и интеллектуальной деятельностью;

- овладение

методологией познания, стратегиями и способами познания

и учения;

-развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения,

произвольных памяти и внимания, рефлексии.

- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся

на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

- умение слушать, вести диалог в соответствии

с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;

- строить продуктивное

сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Соответственно, в рамках деятельностной парадигмы, результаты общегообразования связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. Это, в частности, означает, что результаты общего образования не только должны быть выражены в предметном формате, но прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений.

Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

С целью выявления критериев, определяющих состояние качества образования в ОУ, целесообразно кратко проанализировать многообразие подходов и их основания. Обращает на себя внимание широкая представленность основных характеристик в понимании «качества образования»:

Таблица 2. Разнообразие в трактовке критериев качества образования в различных научных школах.

С.Е.Шишов

В.А.Кальней

А.И.Моисеев

Е.В.Яковлев

Е.В.Бондаревская

Л.А.Санкин

Е.П.Тонконогая

Л.Л.Редько

Н.А.Селезнева

А.И.Субетто

В.И.Байденко

М.М.Поташник

В.М.Полонский

В.П.Пасюк

А.П.Крахмалев

Г.А.Бордовский

Т.И.Шамова

П.И.Третьяков

Г.Е.Володина

Качество образования это:

Совокупность показателей результативности и состояния процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, МТБ, кадры и пр.).

Сформированный уровень ЗУН и социально значимых качеств личности. Слагаемые качества образования – это цели, технологии, условия, уровень личностного развития.

Соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результаты требованиям ГОС, социальным нормам общества, ожиданиям личности.

Соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития учащихся. Качество образования – это совокупность характеристик образованности выпускника.

Способность ОУ удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности. Качество образования – это способность удовлетворять запросы потребителей разных уровней.

Обобщенный анализ подходов к определению качества образования позволил нам выявить определенные основания к их систематизации (см. таблицу), а персонализированный мониторинг результативности работы педагогов нашего образовательного учреждения позволил также определить различные акценты, расставляемые педагогами в трактовке качества образования, как в узком, так и в широком смыслах:

Таблица 3. Подходы к определению качества образования.

Подход

Основание

Интуитивно-эмпирический

Опыт и интуиция преподавателя.

Формально-отчетный

Уровень успеваемости обучаемых. Измерение среднестатистической температуры по ОУ (% успевающих на «4» и «5» и пр.).

Психологический

Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности.

Педагогический

Уровень воспитанности и обученности обучаемых.

Процессуальный

Оценка состояния образовательного процесса.

Результирующий

Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения.

Комплексный

Внешняя экспертиза (МТБ, кадры, программы, формы и методы работы и пр.).

Многопараметрический

Оценка деятельности ОУ на основе внутрисистемных параметров.

Методологический

Соотношение результата с операционально заданными целями.

Интегрированный

Введение в персонализированный мониторинг категорий, носящих интегрированный характер.

Личностно ориентированный

Личностное развитие учащихся.

Социальный

Степень удовлетворенности индивидуальных образовательных потребностей.

Квалиметрический

Измерение показателей по параметрам.

Схема 1. Составляющие качества образования.

Качество образования


В узком аспекте – это результат образовательного процесса

В широком аспекте – это подход к образованию как социально-педагогическому процессу



- уровень сформированности знаний; - степень реализации целей и задач ОП;

- уровень сформированности практических - использование передовых пед. технологий;

умений и навыков у выпускников; - создание дополнительных условий, для

- уровень IQ учащихся; достижения динамики положительных

- уровень развития нравственных качеств результатов.

личности;

- особенности ценностных ориентаций,

определяющих мировоззрение;

- творческая активность учащихся.

Проанализировав сущностные характеристики и определения качества образования разных авторов можно сделать следующие выводы, которые рекомендуется учитывать членам педагогического коллектива при анализе качества собственной работы:

Вывод 1. В современном подходе к содержанию качества образования основным критерием выступает степень удовлетворения запросов учащихся и их родителей (законных представителей), соответствие стиля работы учителя индивидуальным особенностям учащихся с различными образовательными потребностями.

Вывод 2. Множественность запросов к образованию разных социальных, профессиональных групп, отдельных личностей, порождает и множественность целей. Результаты образования оцениваются не только учителем, и не только с позиций обозначенного выше формально-отчетного, оценочного подхода, а самими обучающимися, родителями, администрацией школы, на разных уровнях. При этом речь может идти о разных результатах. В этом и состоит сущность государственно-общественного характера управления школой и интерпретации результатов ее работы.

Вывод 3. Качество результативности образовательного процесса (независимо от ступени образования и уровня образовательных программ) распространяется не только на его результаты – успешность итоговой аттестации, успешность в выполнении заданий ГКР, высокий уровень социальной компетентности учащихся по результатам ОКР, высокий процент хорошистов и отличников в классе и т.п., но и на сам процесс, на условия взаимодействия, на базовые принципы гуманизации образовательного процесса, на используемые нами педагогические, оценочные и др. технологии и т.п.

Очевидно, что качество образования во многом зависит от тех условий, которые созданы нашим образовательным учреждением. Вот на этом нам и хотелось бы остановиться подробнее. Дело в том, что перечень необходимых критериев для успешной реализации задачи обеспечения качественного образования может в различных школах значительно различаться. Однако я бы выделил четыре обязательных критерия, которые за время работы в системе образования и государственного воспитания стали для меня некими аксиомами:

1. Наличие в школе квалифицированных педагогов;

2. Создание информационно-технологичной среды;

3. Обеспечение безопасных, комфортных условий для учащихся и педагогов;

4. Формирование развивающей среды общения для учащихся и педагогов.

Что понимать под качеством образования? Современные дидакты дают приблизительно более 200 определений. Предлагаю рассматривать качество образования как совокупность достаточных и необходимых критериев, характеризующих эффективность деятельности школы в целях развития личности ученика, его социальной успешности.

Завершая экскурс в проблему трактовки феномена «качество образования», хочется предложить для обсуждения педагогическому коллективу нашего образовательного учреждения следующий набор критериев и показателей качества образования, которые, на наш взгляд, носят конкретный характер и достижение которых можно проверить и необходимо анализировать ежегодно. Периодически их можно пересматривать и актуализировать:

Таблица 4. Критерии и показатели качества образования в МОУ СОШ № 36 (к обсуждению на заседании педагогического совета).

Критерии

Показатели

1.Инвестиционная привлекательность школы.

    1. Востребованность наработанных идей, инструментов (программы развития, образовательной программы, рабочих программ педагогов).

    2. Востребованность кадрового потенциала в подсистемах системы образования ОУ (движение кадров, анализ его причин).

    3. Реальные инвестиции в развитие ОУ.

    4. Позитивные изменения в МТБ ОУ.

    5. Формирование информационно-технологичной среды.

2.Уровень ";потребительской культуры"; родителей.

    1. Содержание договорных отношений (социальное партнерство и государственно-общественный характер управления ОУ).

    2. Количество рекламаций на некачественное образование.

    3. Эффективность родительских собраний.

    4. Эффективность деятельности попечительского совета ОУ.

    5. Эффективность и недостатки государственно-общественного характера управления ОУ.

3.Авторитет школы в социуме

3.1. Комплектование 1х классов. Прибытие учащихся во 2-11 классы.

3.2. Движение учащихся: причины, имеющийся отсев по причине неуспеваемости.

3.3. Имидж школы в микрорайоне.

3.5. Адекватность PR о школе реальному положению дел в школе.

3.6.Адекватность миссии потребностям окружающего социума.

3.7.Степень влияния родителей на формирование положительного имиджа школы.

3.8.Наличие государственного лицензирования и аккредитации образовательной деятельности.

4. Успешность встраивания выпускников в экономическую и социальную реальность (уровень социализированности).

4.1.Система знаний, соответствующая и (или) превышающая уровень государственных стандартов: результаты ЕГЭ.

4.2. Сформированные типы деятельности.

4.3. Успешность в различных видах деятельности.

4.4. Гражданская позиция.

4.5. Уверенность в себе.

4.6. Конкурентоспособность.

4.7. Коммуникабельность.

6. Соответствие целей образования и способов их достижения.

6.1. Уровень физического развития учащихся и педагогов.

6.2. Сохранность здоровья.

6.3. Психологические особенности личности.

6.4. Психологический климат в школе.

6.5. Формирование развивающей среды общения для учащихся и педагогов.

6.6.Эффективность пропаганды и профилактики здорового образа жизни.

6.7.Эффективность системы физкультурно-оздоровительной работы в школе.

6.8. Специфика сформированной организационной культуры.

6.9. Острота межнациональных отношений.

6.10. Уровень воспитанности субъектов образовательного процесса.

7. Профессиональная компетентность.

7.1.Эффективность использования должностной позиции.

7.2. Уровень обученности учащихся.

7.3. Уровень доступности обучения.

7.4. Педагогическая стратиграфия: работа с одаренными детьми и детьми «группы риска».

7.3. Уровень взаимоотношений в классе.

7.4.Уровень влияния учебного предмета на формирование личностных качеств учащихся.

7.5.Влияние субкультур на формирование личностных качеств.

7.6. Качество и результативность используемых педагогических технологий.

7.8. Результаты аттестации педагогических и руководящих работников школы.

7.9. Участие школьников в олимпиадах и НПК.

7.10. Методическая работа в ОУ: ее результативность и проблемность.

7.11. Работа по наставничеству с молодыми специалистами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методический комплекс по кредитной технологии обучения ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

    Учебно-методический комплекс
    ... учебно-воспитательной работе школ Казахстана. По их выводам школы республики (в особенности аульные) по уровню подготовки учащихся ... снижения качестваобразования. В условиях недостаточной профилизации настаршейступени среднего образования выпускники ...

Другие похожие документы..