textarchive.ru

Главная > Документ


Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Московский авиационный институт (государственный технический университет),

Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации,

Межвузовский центр по политологическому образованию

К 180-летию МГТУ им. Н.Э. Баумана и 40-летию факультета «Социальные и гуманитарные науки»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ

Материалы II Всероссийской научно-методической конференции

Москва

МГТУ им. Н.Э. Баумана

2010

УДК 30:378.147

Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров// Материалы II Всероссийской научно-методической конференции/ Москва, 2-3 декабря 2010г.

Сборник включает доклады, тезисы, сообщения, сделанные участниками II Всероссийской научно-методической конференции «Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров», проведённой в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана 2-3 декабря 2010г.

Сборник рассчитан на широкий круг работников образования, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин в технических вузах и все тех, кому интересны проблемы его реформирования в условиях модернизации российского общества.

Материалы публикуются в авторской редакции с внесением технических исправлений в структуру оформления.

Составители:

Доктор философских наук, профессор – Ремарчук В.Н.

Кандидат философских наук, доцент – Ореховский А.В.

Инженер – Попова А.А.

Отпечатано в типографии МГТУ им. Н.Э. Баумана. Тираж 200 экз.

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Московский авиационный институт (государственный технический университет),

Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации,

Межвузовский центр по политологическому образованию

К 180-летию МГТУ им. Н.Э. Баумана и 40-летию факультета «Социальные и гуманитарные науки»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ

Материалы II Всероссийской научно-методической конференции

(2-3 декабря 2010г.)

Москва

МГТУ им. Н.Э. Баумана

2010

Участникам и организаторам второй Всероссийской научно-методической конференции «Современные образовательные технологии и их использовании в системе гуманитарной подготовки инженеров».

Дорогие друзья и коллеги!

От имени ректората и Ученого совета МГТУ им. Н.Э. Баумана приветствую Ваш научный форум. Уверен, что научно-методическая конференция станет заметным событием для всех преподавателей дисциплин социогуманитарного цикла, руководителей Вузов, для всех, кто всерьез озабочен проблемами совершенствования подготовки инженерно-технических кадров для экономики нашей страны, способных достойно ответить на вызовы XXI века.

Современная задача модернизации российского общества, основанная на научных знаниях, предполагает неуклонный рост значимости человеческого капитала, его интеллекта, удельный вес которого в сравнении с традиционными природными и энергетическими ресурсами все больше становится определяющим. Этот факт налагает огромную ответственность на систему профессионального, в первую очередь, инженерного образования, за подготовку всесторонне и гармонично развитых специалистов. Важнейшей составляющей этого процесса является социально-гуманитарное знание. Именно гуманитарная составляющая на протяжении всей истории обеспечивает сохранение и передачу духовных и нравственных ценностей, культурных традиций народов России в целом, а также является надежным фундаментом в развитии инженерной мысли. Так, гениальный мыслитель К.Э.Циолковский отмечал, что без нравственного совершенства человека научно-технический прогресс невозможен.

Инженер XXI века должен глубоко понимать и осмысливать изменения в политике и экономике, культуре и социальной сфере, изменения в общественных отношениях, в моделях образа жизни и ее стандартов. Социально-гуманитарная подготовка в технической школе призвана формировать научное мировоззрение, качество патриотизма и гражданственности, толерантности, социальные нормы поведения, а также совершенствовать общекультурный уровень. Гуманитарное образование выдержало нелегкие испытания периода коренной перестройки содержания и методов преподавания, оно способствовало выработке новых эффективных форм работы со студенчеством, созданию современных учебных программ, учебников и учебно-методических пособий, развитию научно-педагогических исследований.

Уверен , что использование Вашего интеллектуального и творческого потенциала окажет благотворное влияние на внедрение инновационных технологий в развитие и укрепление престижа Российской инженерной школы.

Желаю всем участникам второй Всероссийской научно-методической конференции эффективной плодотворной работы, выработки решений, которые будут активно востребованы педагогическим сообществом и послужат делу совершенствования образования и воспитания инженерно-технических кадров.

Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана А. А. Александров

Введение

2-3 декабря 2010 года в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана состоялась вторая Всероссийская научно-методическая конференция «Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров».

Конференция проводилась с целью осмысления динамики перехода на новые образовательные стандарты, а также обмена опытом методики использования современных образовательных технологий в системе гуманитарной подготовки инженеров.

Организатором конференции выступил Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, при активном участии Московского авиационного института (государственного технического университета), Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации, Межвузовского центра по политологическому образованию.

В работе конференции приняли участие свыше 190 ученых, преподавателей, аспирантов из 15 регионов РФ, которые представляли 58 технических вузов России. Программа конференции предусматривала пленарное заседание по основным проблемам гуманитарного образования в технических вузах, а также работу секций «История», «Культурологиия», «Социология», «Политология», «Философия», «Лингвистика». В ходе пленарных заседаний было заслушано 15 докладов, на секциях выступило свыше 70 участников конференции.

Актуальность конференции обусловлена, прежде всего, новым качеством наших вузов, большинство из которых стали национальными исследовательскими университетами, а также сложностью и противоречивостью процесса реформирования высшего образования, с которым сталкиваются коллеги гуманитарии. Наше беспокойство вызывает сохраняющаяся тенденция, при которой гуманитарная составляющая образования в технических вузах понимается лишь как необходимая уступка требованиям нового государственного стандарта или формальное стремление следовать лучшим мировым принципам построения инженерной подготовки. Так было при переходе на действующие сейчас стандарты поколения, когда посчитав социально-гуманитарные науки «рупором коммунистического мировоззрения», их сократили наполовину. Но почему-то по-прежнему считалось, что выпускник технического вуза должен знать «историю», «философию», «политологию» и т.д. В тоже время педагогу профессионалу было очевидно, что при оставленном количестве часов, которые отводятся на изучение большинства социально-гуманитарных дисциплин, знать даже их основы невозможно. В рамках предоставленного времени материал не может осваиваться системно, поскольку не обеспечивается глубина понимания, полученные знания весьма схематично соотносятся с социальной действительностью. Тем самым в действующих стандартах была нарушена мера, между разумным объемом преподаваемого материала и временем, предоставленным для его адекватного усвоения.

К сожалению, аналогичный подход формируется и при переходе на стандарты многоуровневого образования, только после очередного сокращения часов о качественном гуманитарном образовании в техническом вузе можно будет забыть, соответственно не может быть и речи об улучшении стандартов, и о подготовке специалиста мирового уровня.

Казалось бы, все очевидно и понятно, и нет необходимости доказывать, что смысл изучения философии, истории, социологии, политологии и культурологии, для студентов инженерных специальностей определяется простым обстоятельством, что будущий специалист - это не просто носитель определенных специальных знаний, навыков, а человек, обладающий особыми – человеческими качествами и включенный в разветвленную систему социальных отношений, приоритетными из которых являются политические, социальные, экономические, духовные. Понимание этих отношений как раз и формируется общекультурными компетенциями, приобретаемыми при изучении социально-гуманитарных дисциплин. Еще одна важная функция социально-гуманитарного образования - это реализация воспитательных функций, путем формирования у студентов качеств гражданина, патриота, способного бережно относиться к своему народу, его истории, культуре. Всего того, что характеризует истинную российскую интеллигенцию.

В связи с актуальностью обозначенных проблем, мы пригласили коллег к рассмотрению проблем гуманитаризации и гуманизации образования в технических вузах, методических проблем преподавания социально-гуманитарных дисциплин, к анализу процесса перехода на новые образовательные стандарты и компетентностный подход, определению места и роли гуманитарных кафедр в национальных исследовательских университетах.

Вопросов действительно много. Необходимо понять, что сегодня происходит в образовании - кризис или революция? Как корректировать подходы, в том числе к предмету образования, т. е. то, чему следует учить и учиться. Ведь именно проблемам понимания наше образование учит меньше всего. Мы не доходим до последней точки, когда человек должен понимать, что он делает; как это делать и для чего; зачем он существует, зачем все мы. Эту взаимосвязь между образованием и осознанием того, для чего все это нужно, человек понимает все хуже, потому что так его учат. В итоге падает интеллект человека, нравственный уровень и, как следствие, его профессионализм. Некоторые подходы к решению этих проблем представлены в научных докладах участников конференции, опубликованных в сборнике.

Думается, что вторая конференция стала содержательным форумом педагогического сообщества, на котором организаторы учебного процесса по гуманитарным наукам, ученые, преподаватели провели плодотворные дискуссии о судьбах социально-гуманитарного образования в технической школе, наметили пути совершенствования методики преподавания читаемых дисциплин.

Участники конференции отмечают, что она становится признанной «площадкой» обмена опыта профессионалов-гуманитариев, работающих в технических вузах. При этом мы исходим из убеждения, что любой общественный прогресс, начинается с прогресса нравственного, духовного. Гуманитарное образование, от которого зависит духовный мир современного специалиста, его социальная ответственность за принимаемые решения, по большому счету, являются одним из факторов обеспечения национальной безопасности страны. Хочется выразить уверенность, что во главе нового этапа развития отечественного образования будут профессионализм, интересы инженерного образования России, которые, в первую очередь, присущи гуманитарному образовательному сообществу.

Декан факультета «Социальные и гуманитарные науки»

МГТУ имени Н.Э. Баумана доктор философских наук,

профессор В.Н. Ремарчук

Акимова И.А.(Москва)

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях трансформации современного российского общества не остается без изменения и высшая техническая школа. Основной задачей высшего технического образования, прежде всего, является подготовка высокопрофессиональных инженеров различного профиля. Современный этап развития науки и техники требует от инженерно-технических специалистов глубоких знаний как предметов естественно-технического цикла, так и в специальных профессиональных направлениях. Все это отражено в образовательных программах конкретных инженерных специальностей. Является ли это достаточным для подготовки молодого специалиста высокого уровня?

Высшее техническое образование мы можем рассмотреть как определенную подсистему общей системы высшего образования. Эта подсистема способна не только адаптировать в себе ценности и нормы общей системы, но и создавать новые, исходя из задач собственного развития. Разрабатывается система профессиональных компетенций инженеров различного профиля, в соответствии с которыми составляются учебные планы, программы, вырабатываются новые концепции, формы взаимодействия преподавателей со студентами и др.

В настоящее время находит все более широкое понимание следующая позиция: важнейшими функциями инженера являются не только технико-технологические функции (обеспечение развития и функционирования техники и технологии), но и ряд социальных функций (социально-экономическая, политическая, управленческая, гуманистическая, культурная). Специалист с высшим техническим образованием должен обладать как сугубо профессиональной, так и социально-личностной и межличностной компетентностью. Сюда входят и способности «выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и совершенствования,… навыки культуры социальных отношений, умение критически переосмысливать свой социальны опыт, умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить и подчиняться, способность использовать этические и правовые нормы, толерантность, способность к социальной адаптации и др.». В документах ЕС в межличностные компетенции входят также «…способность работать в команде, межличностные навыки, способность работать в междисциплинарной команде, способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия, способность работать в международном контексте, приверженность этическим ценностям»(в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ).

Следует признать, исходя из выше изложенного, что необходимым принципом функционирования системы высшего технического образования является обеспечение деятельности вузов как особого социокультурного института, призванного способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении.

Вуз как социокультурный институт является важным агентом социализации молодого человека, призванным обеспечить необходимые социогуманитарные компетенции молодого специалиста в области инженерной деятельности.

На высоком научно-методическом уровне это может и должен предоставить только социогуманитарный цикл дисциплин. В частности, социология и культурология помогает осознать социокультурные контексты инженерного труда, его этические императивы, обосновать важность «человеческого фактора», понимать, что сама способность к творчеству, мотивация профессионального труда формируется в социокультурной среде конкретного общества. Способность конкурировать на рынке труда определяется не только, а иногда и не столько уровнем конкретных профессиональных знаний, но и способностью работать «в команде» и умению подчиняться и управлять людьми, строить межличностные отношения для достижения общей профессиональной цели. Но для того, чтобы изучение дисциплин социогуманитарного комплекса могли принести действенную пользу специалисту на современном рынке труда, необходима серьезная адаптация их для инженерного образования. И речь здесь не идет об «упрощении», а, скорее, наоборот, о создании таких «схем» и технологий подачи материала, которые без потери качества смогут «встроиться» в будущую профессиональную жизнь и обогатить социокультурный опыт молодого человека. Общие требования современной социокультурной среды вуза как совокупности условий, в которых осуществляется жизнедеятельность субъектов образовательного пространства: способствовать самореализации личности, способствовать удовлетворению потребностей, интересов личности; способствовать адаптации к социальным изменениям, выступать инструментом формирования ценностей и моделей поведения, определять перспективы развития организации и т.д., должны быть конкретизированы в соответствии с будущей профессией, ее социальным значением в современном обществе.

Инновации в преподавании социогуманитарного цикла должны быть обеспечены и соответствующей материально-технической базой, и новыми программами, учебниками, учебными пособиями и т.д. Усложненные требования в данных условиях буду предъявляться и к профессорско-преподавательскому составу. Не формальное, а реальное и постоянное повышение квалификации и культурного уровня, овладение новыми информационными технологиями, развитие креативных способностей, и многое другое - станут необходимыми для самого преподавателя для обеспечения тесного взаимодействия двух главных субъектов образовательно-воспитательного процесса - студентов и преподавателей и неразрывной связи учебно-научного, учебно-воспитательного и внеучебного социокультурного процессов.

На наш взгляд, одной из главных дисциплин социогуманитарного цикла является социология. Социологические знания позволяют определить систему взаимодействия социальных субъектов и их место в конкретном сообществе, перспективы социальных изменений и влияния последних на формирование определенного типа личности и многое другое, касающееся жизни каждого человека. Будущий инженер формируется как профессионал и личность лишь в определенных социальных реалиях. Без учета социокультурных закономерностей общественного развития, структурных и культурных ресурсов и ограничений в конкретном обществе невозможно выстроить «линию жизни». И поэтому курс социологии в техническом вузе должен отражать реальный статус и специфические проблемы, как инженерной деятельности, так и самого инженера как объекта и субъекта социальных отношений. Таким образом, курс социологии для инженеров должен иметь конкретную направленность. В него должны быть включены в достаточном количестве и экономическая социология, и социология труда, и социология управления. Н наш взгляд, сложности преподавания социологии будут заключаться не столько в том, что на дисциплину выделяется неоправданно мало учебных часов, сколько в том, как структурно выстроить новый «старый» курс.

Алейник Р. М.

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева

КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ

В программах и формах преподавания научных дисциплин сегодня наблюдается невероятная полифония, потому что разнообразились типы школ и педагогических практик, программ и форм преподавания, возникли новые типы университетов.

Меняются и целиобразования. Конечно, сохраняется традиционная цель - «сформировать человека знающего», обладающего вполне определенным набором навыков и способностей, но этого недостаточно. Важно, чтобы он мог ориентироваться в разных обстоятельствах, умеющего выжить в критической ситуации, стремящегося к поддержанию необходимого баланса и стабильности в окружающей среде, чтобы обладал способностью обнаруживать, ставить и решать проблемы, разрабатывая соответствующие методы и предлагая необходимые способы решения. Для этого нужно обладать способностью понимания смысла происходящего, устанавливать новые отношения в непрерывно меняющемся мире. Во многом это зависит от масштаба и характера видения проблем.

Сущность современного образования - в ориентировке в реальных ситуациях, способах деятельности и мышления, навыках владения собой, способности к общению. Очень важной целью подлинной образованности является выработка способности к ясному и внятному выражению сущности проблем. Современный труд предполагает знание алгоритмов действий в стандартных ситуациях. Но жизненная практика зачастую слабо ассоциируется со стандартными правилами. Профессионал и должен действовать, опираясь на понимание и оценку проблем как звена технологической ситуации. Возможность ориентации в такой ситуации и способность подняться над ней, связана с умением формулировать проблему. «Ясность становится критерием профессионализма»1. Трансформируются технологии и педагогические практики: ныне требуется не пассивное усвоение знаний, а втягивание в диалог, проблематизация материала. Требуется, чтоб обучающийся прошел сам путь к истине, отдавая отчет о своих действиях.

Помимо всего прочего, меняется представление об идеале науки: если раньше под ним понимались естествознание и математика, то теперь в этот разряд включаются и «гуманитарный идеал научного познания», и техника, куда относится не только инженерия, но и проектирование в современном производстве, программирование, и технология. Как заметил В. М. Розин, «вообще естественнонаучное и инженерное мировоззрение и опирающийся на них «технократический дискурс» все больше подвергается критике и отходит на второй план, вместо него складывается сложная картина действительности, включающая в себя разнообразные сферы человеческой деятельности»2. Изменился характер и способы изложения учебного материала. Содержание учебника не берется прямо из науки или другой области знания, а конструируется на основе знаний данного научного предмета, с учетом реального опыта преподавания данной дисциплины, включая ценностные ориентиры автора, его отношение к жизни, к людям, самому себе.

Как в сложившихся условиях преподавать философию сегодня? Какое место она должна занимать в системе современного университета? Философия - необычный предмет для преподавания. Она представляет собой особое смысловое пространство, где «в одно и то же время живут и сосуществуют все философы» (В. В. Миронов).

Кант опубликовал работу «Спор факультетов» в 1798 году, чтоб обосновать право философии и других наук на свободное исследование. Он объяснял устройство университета, исходя из априорного основания: обеспечению вечного благополучия человека служит теология; для его гражданского благополучия нужна юриспруденция; для физического - медицина. Это высшие факультеты, по его признанию, т.к. их деятельность определяется более или менее правительствами. Хотя философский ф-т он причислял к низшим, но в определенном смысле считал его высшим, поскольку тот призван контролировать три высших факультета и тем самым, быть полезным им, ибо важнее всего - истина. Философ выступал против особого положения богословия и юриспруденции, которые подчиняются не «законодательству разума», а «законодательству правительства». Спор этот никогда не может прекратиться посредством мировой сделки, заключал автор.

Кант выразил в этой работе стремление создать разумное основание в университетской структуре. С тех пор университетские структуры существенно изменилась. Основополагающее место в нем занимают естественнонаучные дисциплины. В ХХ в. в известной мере философия у нас занимала то место, которое в работе Канта имел теологический факультет. Но проходит время и налицо новые трансформации. Тридцать лет назад и представить было невозможно, что интерес к этому сочинению И. Канта будет связан с дебатами нашей общественности по поводу введения теологии в качестве вузовской дисциплины и особой ваковской специальности.

Технический университет сохраняет разумные основания в своей структуре. А положение философии в нем таково, что предполагает ее связь со всеми формами знания, которые существуют в университете. Для организаторов учебного процесса эта интегративная функция философии осуществляется, прежде всего, в курсе «Философия и методология науки». Философия рассматривается в этом случае однозначно как наука, как форма критического знания, которое осуществляется другими. Но сегодня стоит вопрос: что есть само знание? Концепция глобального эволюционизма, парадигма современной науки, меняет представление о нем. У философии и здесь свое предназначение. Она выступает в роли посредницы с естественными и техническими науками. И мы реализуем эту функцию в курсе «Концепции современного естествознания», которые читали социологам, и в курсе «История и философия науки» для аспирантов. Содержание философии как образовательной дисциплины в нынешних условиях требует специального рассмотрения.

Но в современном преподавании философии сохраняются недостатки, о которых говорилось четверть века назад. При всем том, что меняются цели и задачи образования, нередко обнаруживается стремление однозначно трактовать знания, не раскрывая сложности их формирования и толкования. Это формирует упрощенные представления о задачах и целях философского обучения. Мнение, что ее преподают схоластически, как мертвое знание, не имеющее отношения ни к философии, ни к жизни, в значительной мере справедливо. Отдельных преподавателей слушают, потому что это их личная заслуга. Возможно ли понять философа, который жил давно, в другой стране, писал на другом языке?! Проблем, которые его тревожили, мы не знаем, живой ход его мысли неизвестен, как он был воспринят в тогдашнем обществе, неизвестно, а результат отражает только конечный итог размышлений. Есть мнение, что правильнее было бы читать и уяснять философский текст - осознать его непонимание, углублять его, ставить проблемы, обсуждать условия понимания, анализировать личность автора, искать контекст, время создания текста, позволяющий кое-что понять?

Есть иная точка зрения, что нельзя вообще научить философствовать, но философской мыслью можно заразить, к ней можно подтолкнуть, то есть - вернуться к исходному смыслу философии, кформированию человеческой личности. Только зрелый человек начинает задавать вопросы: что такое бытие, в чем смысл жизни, что означает смерть, есть ли высшая сила, назначение человека и природы. Может ли девятнадцатилетний студент дорасти до экзистенциальных вопросов? Философия - весь смысл жизни. К этому занятию нужно иметь склонность. Ко всему прочему современная философия вообще мало похожа на традиционную. На смену всеобъемлющим классическим системам пришли частные философские концепции и осмысления, и надо объяснять, на какой почве они возникли, в какой интеллектуальной обстановке, постоянно проводя мысль, что идеи возникают при столкновении с чем-то непривычным и требующим разрешения. Надо раскрывать контекст, в котором рождается новый подход к миру и знанию. Есть положительный пример - учебник под общей ред. В.В. Миронова, где изложение истории немецкой классической философии дано в контексте споров той эпохи1. Сегодня продолжает выходить огромное количество учебников и учебных пособий по философии. Они построены на разных ценностных основаниях и полемизируют друг с другом. Многие созданы по одинаковой схеме: предмет философия, ее сущность, функции, философские системы, отдельные направления в философии, проблемы, которые активно обсуждаются. При этом каждый автор стремится, чтоб учебник был основательным в теоретическом отношении, беспристрастным, и проникнутым гуманизмом, но чуждым морализаторству, ясным и понятным, но побуждающим к раздумьям и дискуссиям, систематичным и последовательным, но кратким. Но совместить все это практически невозможно. Бывает и хуже, когда философские идеи, проблемы, целые учения зачастую подаются в схематичном в отношении содержания в предельно упрощенном виде. При этом игнорируются многочисленные их истолкования в истории философской мысли. А сейчас появились учебники по философии в виде комиксов. Игнорируется реальный факт непонимания многих смыслов философских представлений и понятий. Изложение философии должно быть понятным, но философские представления и понятия не освобождаются от многозначности, разных толкований, понимания и непонимания.

В то же время нельзя не учитывать, что изложение философии как точной науки закрывает сознание студента для постижения философской мысли. Формализм, однозначная трактовка знаний, отсутствие понятного для студента контекста - очевидные недостатки прежнего обучения философии не изжиты и сегодня.

Есть положительный опыт изложения философии - как критического анализа философских идей, выдвинутых европейскими мыслителями второй половины XIX и XX вв1. Он содержит критический анализ важнейших идей: проблем бытия и человека, сознания и познания. По замыслу автора он должен способствовать осмыслению и популяризации последних достижений человеческой мысли. Учебник разъясняет, как идеи прошлого получили развитие в ХХ веке - в феноменологии, экзистенциализме, философской антропологии, структурализме, постструктурализме; как идеи бытия, сознания, познания приняли парадоксальные формы и определения: «онтологический поворот», «лингвистический поворот», разрушение реальности. На первый план выносятся проблемы вещи и языка, тела и души, памяти и свободы, метафоры жизни и смерти. Он должен помочь внутреннему становлению целостной личности. Еще одной особенностью этого издания является то, что он не упускает из виду очень важную сторону образования - ее духовность. Он возводит сознание на уровень духовного измерения и формирует представление о том, что в мире есть ценности, более весомые, чем успех и богатство. Автор раскрывает факт глубокой укорененности ценностной проблематики, которая содержится в русской религиозной философии серебряного века.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах российской федерации межвузовский центр по политологическому образованию

    Документ
    Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров Материалы II Всероссийской научно-методической конференции/ Москва, 2-3 декабря 2010г.
  2. Приоритетный национальный проект «образование» заявка

    Программа
    «формирование и реализация инновационных научных и образовательных программ подготовки и перепод­готовки конкурентоспособных специалистов в регионе на базе университетского комплекса»
  3. Российская ассоциация политической науки

    Сборник статей
    Ежегодный альманах, продолжая традицию предыдущих выпусков (Публичная политика-2004, Публичная политика-2005), посвящен развитию как самой публичной политики, так и структур, способствующих ее развитию – Центров публичной политики.
  4. Департамент образования науки (3)

    Документ
    Направляем в Ваш адрес поступившие из аппарата Национального антитеррористического комитета научно-методические материалы для использования в работе по противодействию идеологии терроризма.
  5. Департамент образования науки (7)

    Документ
    Направляем в Ваш адрес поступившие из аппарата Национального антитеррористического комитета научно-методические материалы для использования в работе по противодействию идеологии терроризма.
  6. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой

    Программа
    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХ СО СЛОЖНОЙ ОБСТАНОВКОЙ

Другие похожие документы..