textarchive.ru

Главная > Рабочая учебная программа


Все лекционные и практические занятия реализуются в активной и интерактивной формах.

Вопросы для контроля и самоконтроля

  1. Сформулируйте цели и задачи курса «История математики и математического образования».

  2. Раскройте сущность известных Вам подходов к изложению истории математики как длительного процесса.

  3. Перечислите основные парадигмы в развитии истории математики.

  4. Представьте систематизацию основных фактов и достижений Древнеегипетской, Древневавилонской, Древнеиндийской и Древнекитайской математик по разделам: алгебра, геометрия, арифметика (например, в виде таблицы).

  5. Приведите примеры математического материала математики «Древних».

  6. Раскройте понятия «аксиома» и «постулат» (согласно Евклиду). Назовите этапы решения задачи по Евклиду.

  7. Перечислите основные философские школы Древней Греции. Назовите представителей этих школ и основные достижения школ в области математики.

  8. Сформулируйте особенности построения знаний в философских школах Древней Греции.

  9. Раскройте суть инфенитезимального метода математиков Древней Греции для нахождения площадей и объемов тел.

  10. Систематизируйте Ваши знания о соотнесении основной, Евклидовой и неевклидовых геометриях. Результат представьте в виде схемы или в таблице.

  11. Укажите характерные черты развития математики в Западной Европе (17-19 века).

  12. Перечислите основные достижения математиков Западной Европы.

  13. В одном из подходов выделите основные этапы развития математики в России.

  14. Назовите математиков, внесших вклад в развитие математики и математического образования в России. Перечислите основные положения Указа 1804 г.

  15. Перечислите кризисы в истории математики.

  16. Выделите (назовите) основные направления в современных обоснованиях математики.

  17. Опишите систему обучения в университетах Западной Европы в 11-17 вв.

  18. Охарактеризуйте методические системы математического образования для каждой из парадигм развития математики.

4. Самостоятельная работа И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов заочной формы обучения

  1. История геометрии

  2. Развитие идеи создания математического анализа

  3. Развитие математики в России. Становление высшего математического образования

  4. Сущность реализации кризисного подхода к исследованию развития истории математики. Исследование противоречий четвертого кризиса. Современные подходы к построению математического знания

  5. Современные системы математического образования (опыт зарубежных стран)

Перечень заданий для самостоятельной работы

1. Проанализируйте оглавление (содержание) доступной литературы по истории математике и сформулируйте суждения о реализации определенного методологического подхода при изложении материала.

2. Составьте систему связей курса «История математики и математического образования» с другими предметами и курсами (результат оформите в виде рисунка или схемы).

3. Составьте список литературы (журнальных статей и статей материалов конференций за последние 3-и года) по вопросам истории математического образования.

4. Выбрав определенные принципы введения историко-математического материала (Х.Ж.Ганеева, О.Б.Епишевой, Е.В.Карповой или др.), приведите примеры организации деятельности учащихся с историко-математическим материалом, выделив цели и средства его использования в учебно-воспитательном процессе (с опорой на нормативные документы Мин образования и науки РФ).

5. Изучите историю развития математики в России и представьте этот материал в одном из известных Вам подходов с четким выделением названия и основания подхода.

6.  Составьте программу педагогических чтений на тему «История математики в России» или «История математического образования в России».

7.  Составьте справочник математиков и механиков, внесших вклад в создание и развитие математического анализа.

8.  Составьте развернутый конспект лекции на тему: «Развитие идей неевклидовых геометрий», подготовьте презентацию этих материалов.

9. Составьте словарь историко-математических терминов.

10. Сформулируйте цели и задачи профессионального и личностного самообразования в рамках изучаемого курса.

11. Перечислите информационные ресурсы для профессионального самообразования по материалам курса и расположите их в порядке значимости.

Вопросы для зачета

  1. Выделите различные подходы при изучении и изложении историко-математического материала. Сформулируйте суть парадигмального подхода (согласно Т.Куну). Приведите примеры периодизаций при толковании истории и развития математики.

  2. Укажите характерные черты развития «Древних математик» (Египет, Вавилон, Индия, Китай) в рамках парадигмального подхода. Сформулируйте причины общности правил передачи знаний. представьте обзор основных достижений.

  3. Выделите принципиальные особенности развития математики Древней Греции. Охарактеризуйте основные периоды развития Древнегреческой математики. Проведите обзор достижений и фактов (по выбору).

  4. Укажите основные философские школы Древней Греции. сформулируйте (с опорой на известные Вам источники) суждение о вкладе представителей философских школ в развитие математики.

  5. Сформулируйте основные характеристики образовательного процесса в Древней Греции (школа Пифагора, метод Сократа, школа софистов, Академия Платона и др.).

  6. Выделите отличительные черты математики Арабского Востока. Укажите причинно-следственные связи этих черт в контексте особенностей развития арабской цивилизации. Выделите основные достижения арабских математиков IХ – ХIV в.в.

  7. С опорой на известные Вам источники характеризуйте уровень математического образования и развитие математики в Западной Европе (Х – ХV в.в.). Укажите точки зрения разных авторов на выделение принципиально новых достижений европейских математиков в развитии математики постоянных величин.

  8. Составьте хронологический ряд становления и развития математики переменных величин.

  9. Выделите основные этапы развития математики в России. Укажите основные события, определившие характер развития математического образования в России. Охарактеризуйте исторические документы, позволяющие формулировать суждения об уровне развития математической грамотности и математического образования в России до 19 века (новгородская грамота Кирика, 1136г., Арифметика Магницкого. 1703г. и др.).

  10. Охарактеризуйте (с опорой на литературу) вклад русских ученых (по выбору) в развитие математики (до ХХ в).

  11. Раскройте суть реформы математического образования 60-70-х годов предыдущего столетия. Расскажите (по выбору) о вкладе одного из исследователей ХХв. в математическое образование.

  12. Перечислите основные кризисы в развитии математики. Раскройте сущность и историю разрешения кризисов.

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен овладеть следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции (ОК):

ОК-1: способности совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень:

Знать:

- категориальный аппарат исследования современных проблем математики и математического образования,

- перечень организаций (в том числе международных) и нормативных документов, регламентирующих современное образование.

Понимать:

- значение математики как части общечеловеческой культуры,

- сущность особенностей математики у разных народов и в разные исторические периоды,

- сущность современных подходов к трактовке «образование»,

- причинно-следственную обусловленность тенденций в образовательных процессах.

Уметь:

- формулировать сущность современных проблем в области отечественного и зарубежного математического образования,

- выделять этапы в развитии математики (в разных подходах к периодизации),

- использовать научный аппарат в представлении результатов исследований в области истории математики и математического образования (в том числе и собственных).

Владеть:

- навыками анализа, обобщения и систематизации результатов исследований, представленных в предметной литературе, а также нормативных документов.

ОК-2: готовности использовать знание современных проблем математической науки и математического образования при решении образовательных и профессиональных задач:

Знать:

- современные проблемы математической науки и математического образования.

Понимать:

- связь между знаниями современных проблем математической науки и образования и решением образовательных и профессиональных задач.

Уметь:

- формулировать связь между знаниями современных проблем науки и образования и решением образовательных и профессиональных задач на языке деятельностного подхода,

- выделять образовательные и профессиональные задачи для организации собственной деятельности.

Владеть:

- навыками анализа, синтеза, сопоставления и обобщения результатов теоретических и практических исследований в предметной области,

- навыками рефлексии профессиональной деятельности.

ОК-3: способности к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности:

Знать:

- новые методы исследования.

Понимать:

- значимость самостоятельного освоения новых методов исследования для изменения научного профиля своей профессиональной деятельности.

Уметь:

- выделять методы исследования,

- оценивать значимость методов исследования для изменения научного профиля профессиональной деятельности,

- изменять научный профиль своей профессиональной деятельности.

Владеть:

- навыками работы с научной литературой,

- приемами экспертных оценок методов исследования,

- приемами рефлексии профессиональной деятельности.

ОК-4: способности формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач:

Знать:

- технологии формирования ресурсно-информационных баз для решения профессиональных задач.

Понимать:

- значение и возможности использования баз для решения учебных и профессиональных задач.

Уметь:

- формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач

Владеть:

- технологией формирования ресурсно-информационных баз для решения профессиональных задач.

ОК-5: способности самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности:

Знать:

- основные информационные ресурсы для получения новых знаний.

Понимать:

- возможности информационных технологий для получения и использования новых знаний и умений в практической деятельности.

Уметь:

- получать новые знания и умения с помощью информационных технологий,

- применять полученные знания для решения практических задач.

Владеть:

- навыками работы с различными источниками информации.

ОК-6: готовности работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке:

Знать:

- деловой иностранный язык,

- перечень средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для осуществления перевода научных тестов.

Понимать:

- значимость знания иностранного языка для приобретения новых знаний и умений,

- значимость знакомства с результатами исследований зарубежных авторов, школ для собственной профессиональной деятельности,

- возможности перевода научных текстов с помощью средств ИКТ.

Уметь:

- работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке.

Владеть:

- навыками перевода,

- навыками использования средств ИКТ для перевода научных текстов.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

ОПК-1: готовности осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках:

Знать:

- цели, формы, методы, средства профессиональной коммуникации,

- ресурсы, регламентирующие требования (правила, в том числе этические нормы) к оформлению средств коммуникации.

Понимать:

- значение профессиональной коммуникации для развития современного образовательного процесса,

- необходимость учета требований к оформлению коммуникационных ресурсов.

Уметь:

- осуществлять профессиональную коммуникацию,

- готовить материалы для профессиональной коммуникации в рамках установленных требований.

Владеть:

- коммуникативной культурой,

- навыками использования средств ИКТ для оформления материалов для профессиональной коммуникации.

ОПК-2: способности осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру:

Знать:

- цели и задачи профессионального и личностного самообразования,

- информационные ресурсы для самообразования.

Понимать:

- значимость самообразования для профессиональной деятельности.

Уметь:

- проектировать индивидуальный образовательный маршрут.

Владеть:

- навыками рефлексии образовательной и профессиональной деятельности.

в области педагогической деятельности:

ПК-1: способности применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях:

Знать:

- современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях.

Понимать:

- значение ведения историко-математического материала в образовательный процесс.

Уметь:

- разрабатывать методику включения историко-математического материала в образовательный процесс.

Владеть:

- умением целеполагания на различных этапах образовательного процесса.

в области научно-исследовательской деятельности:

ПК-5: способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач:

Знать:

- основные результаты (деятелей и достижения), связанные с решением современных проблем математического образования в предметной области магистерского исследования.

Понимать:

- значение результатов научных исследований для решения исследовательских задач,

- достижения в решении задач, связанных с современными проблемами математической науки и математического образования.

Уметь:

- выделять, сопоставлять, сравнивать результаты научных исследований.

Владеть:

- исследовательскими умениями.

в области методической деятельности:

ПК-9: готовности к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области:

Знать:

- основные результаты практического опыта решения современных методических проблем в области математического образования,

- традиции и особенности методических систем математического образования в зарубежных странах.

Понимать:

- значение распространения методического опыта в профессиональной области.

Уметь:

- оценивать опыт практической деятельности в профессиональной области.

Владеть:

- навыками поиска информации,

- методами оценки эффективности образовательных продуктов в современном педагогическом процессе,

- навыками представления информации.

в области проектной деятельности:

ПК-14: готовности к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов:

Знать:

- структурные и содержательные компоненты (модели) индивидуально-образовательного маршрута в курсе «История математики и математического образования»,

- нормативные документы Министерства образования и науки РФ.

Понимать:

- зависимость траектории индивидуального образовательного маршрута от результатов самодиагностики образовательной деятельности.

Уметь:

- проектировать траекторию собственного образовательного маршрута на основании результатов самодиагностики.

Владеть:

- навыками рефлексии.

в области культурно-просветительской деятельности:

ПК-19: способности разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций:

Знать:

- факты истории математики в причинно-следственной обусловленности с устремлениями эпохи,

- современные подходы к трактовке «образование»,

- нормативные документы Министерства образования и науки РФ,

- основные направления современных педагогических исследований в области математического образования,

- пути развития отечественного математического образования в педагогическом поле ИКТ-пространства.

Понимать:

- значимость культурно-просветительской деятельности и цели, задачи и особенности этой деятельности для различного контингента.

Уметь:

- осуществлять целеполагание и подбор материала для проведения культурно-просветительской деятельности,

- выбирать и перерабатывать материал по проблемам современного образования для разных уровней научности, строгости, доступности.

Владеть:

- навыками презентации материала,

- коммуникативными навыками.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Хрестоматия по истории математики. / Под ред. А.П. Юшкевича М.: Просвещение, 1976. – 318 с.

  2. Рыбников, К.А. История математики / К.А. Рыбников. – Изд-во Московского ун-та, 1974. – 457 с.

  3. Рыбников, К.А. Возникновение и развитие математической науки / К.А. Рыбников. М. : Просвещение 1987. – 159 с.

  4. Стройк, Д.Я. Краткий очерк истории математики. М. : Наука,1978. – 336 с.

  5. Ван дер Варден, Б.Л. Пробуждающаяся наука. М. : 1959.

  6. Ковалевская С.В. Избранные произведения. М.: Советская Россия, 1982. – 352 с.

  7. Колмогоров, А.Н. Математика в ее историческом развитии. М., 1991.

  8. Математика в образовании и воспитании / Сост В.Б.Филиппов. – М. : ФАЗИС, 2000. – 256 с.

  9. Клайн, М. Математика. Утрата определенности / Под. ред. И.М.Яглома М. : Мир, 1984. – 434 с.

  10. Родин, А.В. О геометрических определениях первой книги «Начал» Евклида /Вопросы философии. 1996, №3. – С.117-142

  11. Андреев, А. Л. Российское образование: социально-исторические контексты [Текст] / А. Л. Андреев. – М. : Наука, 2008. – 359 с.

  12. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования [Текст] / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. – М. : 2000.

  13. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : /db/portal/spe/index.htm.

  14. Семенова, И. Н. Развитие системы методов обучения студентов педвузов в условиях использования информационно-коммуникационных технологий [Текст] : монография / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2010. – 192 с.

  15. Фройденталь, Г. Математики как педагогическая задача /Под ред. Н.Я.Виленкина. М.: Просвещение, 1982. – 208 с.

Дополнительная литература

1. Светлов, В.А. Философия математики: основные программы обоснования математики ХХ столетия: учебное пособие. [Текст] М.: Ком.Книга, 2010. – 218 с.

2. Ямвлих. О пифагоровой жизни [Текст] / М.:Алетейа, 2002. – 102 с.

3. Вечтомов, Е.М. Философия математики: Монография. – Киров ВятГГУ, 2004. – 192 с.

4. Винничук, Л Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима [Текст] / Л.Винничук. Пер. с польск. В.К.Ронина. М. : Высш. шк., 1988 – 496 с.

5. Колмогоров, А.Н. Математика – наука и профессия. [Текст] М. : Наука, 1988. –288 с.

6.Арнольд, В.И. Что такое математика? [Текст] М.: МЦНМО, 2004. – 104 с.

6.2. Информационное обеспечение дисциплины

Презентации по темам курса:

1. Архимед: история жизни [Электронный ресурс].

2. История развития теории вероятности и статистики [Электронный ресурс]. 

3. Великая книга Аль Хорезми [Электронный ресурс].

4. Математические софизмы В.И.Обреимова [Электронный ресурс].

7. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины

Учебно-методические пособия:

1. Блинова, Т.Л.Современные аспекты методики обучения математике (учеб. пособие) / Т.Л. Блинова, Э.А. Власова, А.В. Слепухин, И.Н. Семенова // Под ред. И.Н. Семеновой, А.В. Слепухина. – 2 изд., перераб. и доп.; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2009. – С.150-187, С. 146-150.

2. Семенова, И.Н.Применение парадигмального подхода к построению фундаментальной теории общего механизма развития методов обучения в системе математического образования высшей школы / И.Н. Семенова// Современные проблемы образования: вопросы теории и практики: коллективная монография.– Екатеринбург, УрГПУ, 2009.– С.24-36

8. СВЕДЕНИЯ ОБ авторЕ программы

Семенова Ирина Николаевна

Кандидат педагогических наук

доцент

профессор кафедры теории и методики обучения математике Уральского государственного педагогического университета

рабочий телефон 371 – 45 – 97

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «История математики и математического образования»

по направлению «050100 – Педагогическое образование»

Магистерская программа «Математическое образование детей
с ограниченными возможностями здоровья»

по профессиональному циклу М.2. В.05. – Вариативная часть

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .

Тираж экз. Заказ .

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (204)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА по технологии 5-9 класс Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению ...
  2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (254)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Барнаульского учебного центра ФПС повышения квалификации ... В.В. Доронин «___» _____________2011г. «___»_____________2011г. РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Барнаульского учебного центра ФПС повышения квалификации специалистов ...
  3. Рабочая учебная программа (65)

    Программа
    ... : федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебнаяпрограмма, рабочаяучебнаяпрограмма, методические разработки для студентов и преподавателей ...
  4. Рабочая учебная программа (148)

    Рабочая учебная программа
    ... -методического совета Протокол № Секретарь ________ РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Предмет: Английский язык Учитель:Лаврова ... ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочаяучебнаяпрограмма (далее по тексту – программа) по английскому языку в 10 ...
  5. Рабочая учебная программа (244)

    Программа
    ... , первая квалификационная категория с. Култаево 2011 Рабочаяучебнаяпрограмма составлена на основе Федерального компонента ... 5 Развитие речи 16 Программа: Рабочаяучебнаяпрограмма составлена на основе примерной программы и программы по русскому языку ...
  6. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (77)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА по Информатике и информационно ... Бином. Лаборатория знаний, 2008 г. Программу разработала учитель информатики Кудринская Н.В. ... требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической ...

Другие похожие документы..