textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Положение иракских рабочих-нефтяников помогают раскрыть материалы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Личные дела иракских коммунистов, учебные тетради по истории ИКП, справки и доклады о положении в Ираке, воззвания и петиции рабочих, характеристика забастовочного движения, обзоры иракской печати существенно дополняют сведения, почерпнутые из отчетов британского посла в Ираке и других источников.

Многочисленные сводки западной и ближневосточной прессы по Ираку, сообщения ТАСС и мировых информационных агентств, радиоперехваты имеются в фондах Архива внешней политики РФ (АВП РФ). Наиболее полно и разнообразно представлены события, связанные с государственным переворотом Р.А. Гайлани и англо-иракским вооруженным противостоянием в мае 1941 г. Это объясняется тем, что по времени они совпали с установлением дипломатических и торговых отношений между СССР и Ираком, что вызвало широкий резонанс в кругах мировой общественности. Данный архив также обеспечивает наше исследование некоторыми документами по процессу установления советско-иракских дипломатических отношений и информационными обзорами по Ираку, подготовленными полпредством СССР в Тегеране в 1930-е гг. Отечественные документы внешней политики СССР из архива МИД РФ, опубликованные в 1990-е гг., позволяют дополнить картину общей международной обстановки накануне и на начальном этапе Второй мировой войны13.

Охарактеризовать реакцию правящих и оппозиционных кругов стран Ближнего Востока на деятельность западного капитала в сфере нефтяного производства помогают фонды Российского государственного архива экономики (РГАЭ), располагающие отчетами аналитиков наркомата внешней торговли и советских торговых атташе, а также обзорами местной прессы.

Солидную информационную базу обеспечивает зарубежная и отечественная периодическая печать. В изданиях деловых кругов Англии и США («Petroleum Times», «Oil and Gas Journal», «World Oil», «Oil Petroleum Year Book») представлена нефтяная проблематика широкого спектра. Различные аспекты политики великих держав на Ближнем Востоке подробно рассматривались на страницах близкого к внешнеполитическим ведомствам Уайтхолла журнала «Near East and India» (с октября 1935 г. – «Great Britain and East»). Внимательно отслеживали тенденции развития мировой, американской, европейской и ближневосточной нефтяной промышленности отечественные журналы «Нефтяное хозяйство» и «Внешняя торговля СССР».

Мемуарная литература помогает существенно дополнить сведения из других источников, получить представление о деталях событий, которые были опущены в документах или отражены в них частично, воссоздать атмосферу эпохи и ее человеческое измерение. Специфика политической обстановки в Ираке, англо-иракских и германо-иракских отношений раскрывается в воспоминаниях главы британского военного кабинета У. Черчилля, британских послов в Багдаде (М. Петерсон) и Анкаре (Х. Нэтчбулл-Хьюджессен), личного врача королевского дома Хашимитов Х. Синдерсона, политического агента в Кувейте Г. Диксона, а также в мемуарах германских дипломатов и разведчиков-востоковедов (Ф. Гробба, О. Гентиг, Р. Ран, М. Бовери). Отдельные упоминания об арабской политике гитлеровской Германии и англо-германских противоречиях на Ближнем Востоке имеются в воспоминаниях И. Риббентропа, Ф. фон Папена, Э. фон Вейцзеккера. Нефтяная политика Германии и роль нефтяного фактора в военной стратегии Гитлера освещается в дневниках и мемуарах министра экономики Г. Шахта, начальника генштаба сухопутных войск Ф. Гальдера, генерал-майора вермахта Б. Мюллер-Гиллебранда. О повышенном внимании правительства США к проблемам ближневосточной нефти свидетельствуют дневники Г. Икеса, директора Корпорации нефтяных ресурсов США в годы Второй мировой войны, и воспоминания К. Хэлла, госсекретаря в администрации Ф. Рузвельта.

Политика великих держав на Ближнем Востоке на фоне переговоров нефтяных компаний с местными правительствами отчетливо проступает в воспоминаниях Н. Гульбенкяна, члена совета директоров ИПК; Г. Филби, советника короля Саудовской Аравии; американского геолога К. Твитчелла; представителя АИНК в регионе А. Чизхолма. Тесную связь ближневосточных нефтяных вопросов с политической конъюнктурой подчеркивают Г. Детердинг (глава англо-голландского треста «Ройял Датч Шелл»), Дж. Кэдман (президент ИПК и АИНК), К.С. Гульбенкян (акционер ИПК с холдингом 5%). Вместе с тем многие имеющиеся в воспоминаниях факты требуют тщательной проверки и уточнения, в них явно преувеличена роль авторов в тех или иных событиях.

Таким образом, использованные в работе источники имеют разносторонний характер и различную степень достоверности, что при соблюдении критического подхода к их содержанию и сопоставительном анализе позволяет решать поставленные в диссертационном исследовании цель и задачи.

Методологической основой исследования являются принципы научной объективности, историзма и системности. Автор стремился воссоздать объективную картину становления и трансформации ближневосточной политики великих держав под влиянием иракского нефтяного фактора, анализируя события и явления как феномены объективной действительности во всей ее многогранности и противоречивости, придерживаясь критического подхода к изучению источников и беспристрастного отношения к отраженной в них информации. Принцип историзма позволил раскрывать нефтяной аспект ближневосточной политики западных стран в контексте общеисторических событий и закономерностей своего времени. Это потребовало учета текущей международной и региональной обстановки, специфики политического и экономического развития западных и арабских стран, характерных черт взаимоотношений между ключевыми «игроками» рассматриваемых процессов (правительствами Великобритании, Франции, Германии, Италии, США, Ирака, представителями частного нефтяного капитала). В реализации основополагающего для историзма принципа последовательности существенное значение приобретают проблемно-хронологический и историко-генетический методы. Они позволяют в динамике рассмотреть эволюцию нефтяной и ближневосточной политики великих держав, экономической и региональной политики Ирака, последовательно раскрыть свойства, функции и изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения.

Системный подход и структурно-функциональный анализ способствовали более углубленному изучению роли иракского нефтяного фактора в процессе эволюции нефтяной дипломатии и внешней политики стран Запада на Ближнем Востоке. Политика великих держав и их отношения со странами региона рассматриваются как определенная целостная система, обладающая сложной структурой, состоящая из совокупности элементов, каждый из которых имеет определенное значение, играет определенную роль, находится в отношениях и связях с другими элементами, выполняет специфические функции, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы. При таком подходе объект исследования представлен как целостный феномен, и в то же время имеется возможность выявить особенности, динамику развития и взаимодействия структурных составляющих. В этой связи также базовым для работы стал сравнительно-исторический метод, предполагающий сравнение и обобщение однородных исторических явлений. В данной работе он позволяет раскрыть разнонаправленность интересов стран Запада и Востока, выявить и проанализировать несходства явлений и неповторимость ситуаций, подчеркнуть уникальность явления, ее значение в контексте исторических событий. Автор, кроме того, включает в модель реконструкции фактор исторической случайности, учитывает роль отдельных личностей.

Применение междисциплинарного подхода обусловлено многофакторностью исторического процесса в целом, а также многоаспектным характером предмета исследования и спецификой источниковой базы, в частности. Феномен встречи двух культур и их взаимовлияние представляет собой разноплановое и в то же время системное явление, которое включает в себя политическую, экономическую, правовую, социокультурную, философскую составляющие. Поэтому изучение степени готовности Запада и Востока к диалогу, в том числе в рамках взаимодействия в нефтяной сфере, требует привлечения методологического инструментария смежных гуманитарных научных дисциплин.

В соответствии с основными принципами, поставленными целью и задачами, особенностями предмета и объекта исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, систематизация и обобщение материала.

Научная новизнаработы определяется выбором предмета исследования, постановкой конкретных исследовательских задач и их авторским решением. Хотя нефтяной аспект ближневосточной политики стран Запада достаточно широко представлен в отечественной и зарубежной исторической науке, целый комплекс вопросов, изучение которых способствовало бы более глубокому пониманию прошлых и современных международных проблем, пока остается вне поля зрения аналитиков. На сегодняшний день отсутствуют обобщающие труды, раскрывающие в историческом контексте роль иракской нефти в международной политике на Ближнем Востоке. Данная работа является попыткой восполнить этот пробел. Новизна предлагаемого исследования, кроме того, обусловлена введением в научный оборот документов из фондов Национального архива Великобритании и российских государственных архивов, привлечением редко используемых источников, прочтением через призму нефтяной проблематики уже известных опубликованных документальных материалов. Это позволило автору существенно скорректировать, дополнить, уточнить, а в ряде случаев – пересмотреть многие факты, оценки и выводы, имеющиеся в отечественных и зарубежных публикациях по нефтяной тематике.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования её положений и выводов другими исследователями, работающими по смежной проблематике. Материалы диссертации также могут найти применение в практике преподавания общих и специальных курсов по истории стран Ближнего Востока, Европы и США; при подготовке научных трудов и соответствующих учебных изданий.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 40 научных работ, в том числе 3 монографии и 8 статей в ведущих рецензируемых научных журналах. Отдельные аспекты и выводы исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных конференциях. Диссертация обсуждалась на заседании Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН. Фактический материал и выводы диссертации использованы автором при чтении общего курса и ряда спецкурсов по новейшей истории стран Востока.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений (карты, таблицы, схемы).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, хронологические рамки, цель и задачи исследования, его методологическая основа, научная новизна и практическая значимость, характеризуется степень изученности проблемы в отечественной и зарубежной исторической науке, проанализированы использованные в работе источники.

В первой главе «Роль нефтяного фактора в процессе принятия решения об отмене британского мандата на Ирак, 1928–1932 гг.» освещается нефтяной аспект конфликта, возникшего между великими державами в связи с предоставлением Ираку политической независимости.

К нефтяным ресурсам подмандатного Ирака Англия допустила только Францию и США, поддержка которых позволяла сдерживать рост национально-освободительного движения в арабских странах. Нефтяной альянс стал действовать в рамках многонациональной корпорации «Ирак Петролеум Компани» (ИПК). В ее состав с равной долей участия (23,75%) вошли: британская полуправительственная «Англо-иранская нефтяная компания» (АИНК), англо-голландский трест «Ройял Датч Шелл» (РДШ), французская полуправительственная «Компани Франсез де Петроль» (КФП), группа ведущих американских нефтяных компаний во главе со «Стандард Ойл оф Нью-Джерси» и «Стандард Ойл оф Нью-Йорк», объединившихся в «Нир Ист Девелопмент Компани» (НИДК), а также британский нефтяной магнат К.С. Гульбенкян с пакетом акций в 5%. В 1928–1941 гг. ИПК возглавлял Дж. Кэдман, президент АИНК.

В 1925 г. ИПК получила эксклюзивные права на проведение исследовательских операций в провинциях Мосул и Багдад сроком на 75 лет. Открытие крупного месторождения в Киркуке в 1927 г. форсировало процесс выработки условий сотрудничества между европейским и американским капиталом на Ближнем Востоке. 31 июля 1928 г. владельцы ИПК подписали «Соглашение о красной черте», которое оговаривало их совместные действия не только в Ираке, но и во всех арабских странах (кроме Кувейта и Магриба), Турции и на о. Кипр. Соглашение примирило бывших соперников и облегчило процесс приобретения ими совместного контроля над нефтяными ресурсами региона, но не устранило важных противоречий, в связи с чем иракский нефтяной вопрос остался в числе сложных международных проблем. ИПК создавалась на основе компромиссов; группы и поддерживавшие их правительства по-разному оценивали коммерческий и политико-стратегический потенциал иракской нефтяной концессии.

ИПК формально являлась британской компанией; контрольным пакетом акций владели британские держатели. Учитывая, что АИНК также имела монопольные нефтяные права в Южной Персии и на северо-востоке Ирака (район Ханакина), подавляющее английское влияние в нефтяном производстве Ирака и всего Ближнего Востока не вызывало сомнений. Лондон считал «Соглашение о красной черте» инструментом сдерживания активности американского капитала в жизненно важном для Британской империи регионе и средством уклонения от соблюдения там политики «открытых дверей». Разрешив проблему самообеспечения империи нефтью, Великобритания взяла курс на неспешное освоение иракских нефтяных источников. Для Вашингтона соглашение стало символом готовности Уайтхолла к определенным уступкам в перспективном нефтяном районе мира. США, сохраняя нефтяное лидерство за счет месторождений Западного полушария, получили точку опоры на Ближнем Востоке и возможность расширения нефтяной экспансии в Восточном полушарии. В свете мирового кризиса перепроизводства НИДК настаивала на сдерживании темпов роста нефтедобычи в Ираке. В результате в ИПК сформировался англосаксонский блок, выступивший против Франции, которая стремилась за счет форсированной разработки иракской нефти проводить независимую нефтяную политику и освободиться от нефтяного диктата американских и английских трестов. Антифранцузская направленность этого союза была закреплена в условиях секретного Акнакаррийского соглашения (сентябрь 1928 г.), заключенного «Большой тройкой» (АИНК, РДШ, «Стандард Джерси»). Создание Международного нефтяного картеля (МНК) способствовало консолидации усилий его участников в деле проведения согласованной производственной и коммерческой политики в мировых масштабах.

Картельные соглашения 1928 г. не привели к установлению прочного нефтяного мира ни между великими державами, ни между мировыми трестами. Кроме того, они наносили удар по интересам ряда финансово-промышленных групп США, Англии и Франции, которые не были допущены в ИПК, а также оставляли за бортом растущие нефтяные потребности Германии и Италии. С 1928 г. борьба развернулась не только между участниками ИПК и МНК, но также между последними и компаниями-аутсайдерами, которые стремились получить доступ к иракской нефти в обход «красной черты». Грядущая отмена мандатного режима в Ираке возродила проблему «открытия дверей» на Ближний Восток.

Главным конкурентом ИПК стала многонациональная компания «Бритиш Ойл Девелопмент» (БОД), сформированная в 1928–1930 гг. с участием влиятельных представителей Лондонского Сити, чьи интересы были проигнорированы при создании ИПК, а также итальянской полуправительственной корпорации «Ациенда Дженерале Италиана Петроли» (АДЖИП) и финансово-промышленных групп Германии, Швейцарии и Франции. БОД, заручившись поддержкой Берлина и Рима, поставила в Лиге Наций вопрос о нарушении Англией принципа «открытых дверей» на мандатных территориях. Нефтяная политика державы-мандатария подверглась острой критике в Женеве. После подписания 30 июня 1930 г. англо-иракского союзного договора, который прочно гарантировал британские военно-стратегические и экономические позиции в Ираке, Англию уже открыто обвиняли в создании монопольной сферы влияния. Действия Германии и Италии поставили под угрозу срыва британский план перехода к косвенным методам управления в Ираке и сохранения британского контроля над минеральными ресурсами, экономикой и вооружениями страны. Ситуация осложнялась отсутствием единого фронта, который Лондон мог бы противопоставить нажиму аутсайдеров. Франция, главный британский союзник, присоединилась к кампании критики в адрес Уайтхолла в надежде склонить англичан к уступкам в вопросе о маршруте иракского нефтепровода к Средиземному морю, который продемонстрировал наличие острых англо-французских противоречий в рамках военно-стратегического соперничества двух держав в регионе. Правительство Ирака стремилось ослабить британские позиции в стране после отмены мандата и использовало разногласия между всеми заинтересованными в иракской нефти сторонами.

В итоге Англия взяла курс на восстановление фундаментального альянса с Францией на Ближнем Востоке и примирение с Германией и Италией путем их допуска к иракской нефти. Англо-французский конфликт был урегулирован принятием компромиссного решения о строительстве двух веток нефтепровода равной мощности Киркук – Триполи (Ливан) и Киркук – Хайфа (Палестина) с точкой бифуркации в районе Хадиты (Ирак). Под давлением Лондона и Парижа ИПК уступила БОД половину территории своей концессии (районы на западном берегу Тигра в провинциях Мосул и Багдад), иракское правительство форсировало пересмотр нефтяных прав ИПК и выдачу концессии БОД; власти Палестины, Трансиордании, Сирии и Ливана подписали с ИПК соглашения о транзите иракской нефти. Готовность Лондона к компромиссу в нефтяных вопросах обеспечила благоприятную атмосферу в Лиге Наций, члены которой 3 октября 1932 г. единогласно решили предоставить Ираку независимость.

Тем не менее иракские политики не сняли с повестки дня вопрос о пересмотре неравноправных отношений с Англией, в связи с чем Лондон не мог заявить о своей дипломатической победе. Кроме того, угроза потери контроля над Ираком вынудила Уайтхолл пойти на многочисленные уступки. В результате к разработке иракской нефти был допущен аутсайдер – БОД, за спиной которой стояли правительства Италии и Германии. Обострились проблемы национальных и религиозных меньшинств, что привело к дестабилизации обстановки на севере Ирака, где разворачивала свою деятельность ИПК. Намерения Франции освободиться от нефтяной зависимости тоже не увенчались полным успехом: хотя новая концессия обязала ИПК форсированными темпами начать добычу и экспорт иракской нефти, ее транзит в целом остался под британским контролем. В то же время восстановление англо-французского альянса на Ближнем Востоке позволяло Лондону и Парижу совместными усилиями противодействовать укреплению германского и итальянского капитала в арабских странах. На очередном этапе борьбы за сферы влияния на Ближнем Востоке иракской нефти вновь отводилось особое место.

Во второй главе «Нефтяные концессии в Ираке в ближневосточной политике великих держав в 1932–1939 гг.» в контексте иракского нефтяного фактора раскрываются методы реализации политико-стратегических интересов Англии, Франции, Германии и Италии в Ираке и в регионе.

В первом параграфе «Строительство нефтепровода ИПК и укрепление военно-стратегических позиций Англии и Франции на Ближнем Востоке, 1932–1935 гг.» выявляются причины форсированного сооружения иракского трубопровода к Средиземному морю. Отмена мандата и вступление Ирака в Лигу Наций ограничили британское влияние в стране, но Англия сохранила свои доминирующие стратегические и экономические позиции. Ирак остался важным форпостом на пути между Суэцем и Индией. Ему отводилось важное место в англо-французской системе военной защиты Ближнего Востока, получившей дальнейшее развитие в связи со строительными работами ИПК.

Сооружение нефтепровода началось в сентябре 1932 г. и завершилось через 2 года, в рекордно короткий период, с опережением на 15 месяцев сроков, предусмотренных концессией ИПК. Это объяснялось давлением Лондона и Парижа, которые обязали ИПК ускорить строительство и работать в тесном сотрудничестве с британскими и французскими мандатными и военными властями в регионе. В результате нефтепровод в целом был приспособлен для военных нужд. Насосные станции, оборудованные новейшими образцами радиотелеграфной и телефонной связи, взлетно-посадочными полосами, оружейными складами и т.п., могли быть использованы в качестве военных баз для военно-воздушных и сухопутных сил. Посадочные площадки вдоль линии нефтепровода позволяли производить сосредоточение авиации и применять ее против повстанцев и регулярных частей вражеской армии. Модернизация портов в Хайфе и Триполи обеспечила возможности нефтяного снабжения военно-морского флота Англии и Франции в Восточном Средиземноморье; в случае необходимости их можно было использовать как военно-морские базы и места высадки наземных войск. ИПК также была вовлечена в форсированное развитие транспортной инфраструктуры региона.

Строительство иракского нефтепровода, по сути, стало составной частью широкомасштабных мероприятий Англии и Франции по укреплению своих военно-стратегических позиций на Ближнем Востоке, что вызвало крайнее недовольство арабских националистических кругов. В то же время крупные инвестиции западных монополий оказали стимулирующее воздействие на экономику Ирака и соседних стран-транзитеров. ИПК стала главной нефтедобывающей компанией в Ираке и единственным поставщиком иракской нефти на мировые рынки. Но мощность нефтепровода (4 млн. т в год) ограничила экспортные возможности Ирака и, как следствие, рост его нефтяных доходов. В условиях подъема радикальных националистических настроений в арабских странах, активизации ближневосточной политики Германии, Италии и СССР традиционное для региона англо-французское соперничество утрачивало острые формы, так как Англия и Франция оказались перед лицом одних и тех же угроз.

Во втором параграфе «Продвижение интересов Германии и Италии в Ираке через БОД и ответные меры Англии, ноябрь 1932 г. – июнь 1935 г.» выявляется роль иракской нефти в формировании ближневосточной политики Берлина и Рима, рассматривается процесс разработки Лондоном стратегии вытеснения БОД из Ирака.

Великобритания стремилась удержать молодое независимое государство в рамках своей имперской политики, но БОД могла стать одним из важных факторов экономической самостоятельности Ирака и проникновения Германии и Италии в сферу британских интересов. Так как Уайтхолл уже не мог пойти на массированный прессинг в отношении Багдада, он перешел к косвенным, финансово-политическим методам вмешательства в дела БОД. В результате английские и французские банки отказались сотрудничать с БОД. Поддержка БОД Веймарским правительством свидетельствовала о возрождении германского интереса к Ближнему Востоку и его тесной связи со становлением национальной нефтяной политики страны. Незавершенность этого процесса к моменту прихода нацистов к власти и стремление Гитлера избежать трений с Англией на время лишили БОД финансовой подпитки в Берлине. Финансово-политическая слабость британских, германских и французских владельцев БОД создала благоприятные условия для реализации ближневосточных интересов Италии: к весне 1935 г. при финансовом участии Рима АДЖИП приобрела контрольный пакет акций БОД.

К этому времени в Гайяре было открыто крупное месторождение нефти, что подтвердило коммерческую и политическую ценность концессии БОД. Так как обнаруженная нефть имела большое количество тяжелых примесей, что не позволяло перекачивать ее по нефтепроводу, в июне 1935 г. БОД обратилась к правительству Ирака за санкцией на строительство железной дороги Гайяра – Тель-Котчек, где новая ветка протяженностью всего 68 миль могла соединиться с железнодорожной системами Сирии и Турции. Проект БОД реанимировал германские идеи строительства Багдадской железной дороги. С осени 1934 г. в германской нефтяной политике уже не стоял вопрос выбора между природным и синтетическим топливом, в рамках подготовки базы для широкомасштабного перевооружения Берлин приступил к реализации интегрированной программы самообеспечения страны стратегическим сырьем. Гитлеровское руководство фактически продолжило нефтяной курс Веймарского правительства, которое возрождало ближневосточное направление внешней политики Германии в рамках борьбы за нефтяную независимость. По мере укрепления нацистского режима Ближний Восток стал рассматриваться не только как емкий рынок сбыта для германских промышленных товаров и потенциальный поставщик нефти, регион мог быть включен в процесс восстановления былого величия Германской империи и расширения ее границ далеко за пределы Европы. Оказание финансовой и политической поддержки БОД логично укладывалось в общее русло экспансионистской политики Гитлера.

Установление итальянского контроля в БОД при активном участии Рима свидетельствовало об аналогичных тенденциях в нефтяной и ближневосточной политике Италии. Стремясь вытеснить соперника из потенциальной зоны своих экономических и стратегических интересов, обе державы решили на время заручиться сотрудничеством с Англией, казалось бы не возражавшей против усиления иностранного влияния в БОД. Фактически германские и итальянские политики недооценивали многослойную и гибкую игру британской дипломатии, которая пыталась рассорить Берлин и Рим и использовала Италию в качестве инструмента в борьбе с колониальными устремлениями Германии. Когда намерения двух фашистских государств стали очевидными, Лондон отказался от выжидательной позиции и привел в действие весь свой защитный механизм.

В третьем параграфе «Участие британского правительства в процессе установления контроля ИПК над концессией БОД, июнь 1935 г. – октябрь 1936 г.» выявляются методы, которые использовал Уайтхолл для сохранения британского доминирующего положения в нефтяной отрасли Ирака и предотвращения сближения Багдада с Германией и Италией.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции

    Документ
    ... Валихужаевич Валиахметов Станислав Табрисович Валиахметова Людмила Александровна Валиев Андрей ... Зоя Гафаровна Сулейманова Оксана Ниловна Сулейменова Лариса Станиславовна ... Хабибуллин Рустам Раисович Хабибуллина Гульнара Саматовна Хабибуллина Наталья ...

Другие похожие документы..