textarchive.ru

Главная > Статья


Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГКУ «Центр экспертизы образовательной деятельности»

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в 2012 году

Сборник нормативных документов

Тамбов * 2012

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в 2012 году. Сборник нормативных документов.– Тамбов, 2012. – 227с

Сборник предназначен для руководителей, специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений.

© ТОГКУ «Центр экспертизы образовательной деятельности», 2012

ПРОЕКТ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушения порядков проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательную организацию

Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 29, ст. 3597; 2010, № 19, ст. 2291) следующие изменения:

1) дополнить примечание к статье 2.4 предложением следующего содержания:

«Председатели и члены экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководители и организаторы пунктов проведения экзаменов, осуществляющие организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, совершившие административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 19.30 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица»;

2) в статье 19.30:

а) часть 5 дополнить словами «, на граждан – в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей».

Статья 2

Дополнить статью 336 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878) пунктом 5 следующего содержания:

«5) нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, повлекшее искажение результатов государственной (итоговой) аттестации, и (или) порядка приёма в образовательное учреждение, повлекшее неправомерное зачисление гражданина в образовательное учреждение».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушения порядков проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательную организацию»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушения порядков проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательную организацию» (далее – проект федерального закона) разработан Минобрнауки России в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № АЖ-П8-6152 в целях усиления ответственности за нарушения установленных порядков проведения государственной (итоговой) аттестации, обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательную организацию (далее – соответственно Порядок проведения ГИА и Порядок приёма).

В ходе проверок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (далее – ГИА), в том числе в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и организации приёма в образовательные учреждения систематически фиксируются нарушения. Вместе с тем, существующие в настоящее время меры ответственности за нарушение порядков проведения ГИА и приёма представляются недостаточными.

Так в период проведения ГИА фиксируется значительное число обращений граждан с жалобами на действия лиц, осуществляющих проведение ГИА в качестве членов экзаменационных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов проведения экзаменов. В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Однако лица, осуществляющие проведение ГИА, в большинстве случаев не являются государственными или муниципальными служащими, а также работниками образовательных учреждений, обучающиеся которых проходят ГИА.

В состав экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов проведения экзамена включаются в основном представители образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации. В связи с этим не представляется возможным привлечь указанных лиц к административной ответственности в качестве должностных лиц ввиду того, что организационно-распорядительные функции они выполняют не в рамках своей деятельности в государственном или муниципальном учреждении, в котором они работают. В случае установления факта свершения такими лицами административного правонарушения в части умышленного искажения результатов ГИА, а также нарушения установленного законодательством Российской Федерации в области образования Порядка проведения ГИА к ним применяются меры административной ответственности, предусмотренные частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ для граждан, – наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, что не является достаточным и соразмерным наказанием ущербу, причиненному совершёнными деяниями.

При этом председатели и члены экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководители и организаторы пунктов проведения экзаменов в рамках проведения ГИА осуществляют полномочия распорядительного характера и принимают юридически значимые решения в отношении обучающихся (утверждение или отмена результатов экзаменов, удовлетворение или неудовлетворение апелляций, удаление обучающихся с экзаменов и др.).

Информация о дифференциации установленной ответственности и полномочиях лиц, привлекаемых к проведению ГИА, представлена в таблице 1 приложения.

В связи с этим проектом федерального закона вводится норма, предусматривающая наложение на председателей и членов экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов проведения экзаменов, осуществляющих проведение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, совершивших административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ, административной ответственности как на должностных лиц – административного штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В период организации приема в образовательные организации также фиксируется значительное число нарушений. Так, в 2010 году количество лиц, подавших свидетельство о результатах ЕГЭ в 6 вузов, составляло 5166 человек, в 2011 году – 4737 человек; количество лиц, подавших свидетельства о результатах ЕГЭ в 7 вузов  в 2010 году составило 674 человека, в 2011 году – 810 человек (что является нарушением пункта 26 Порядка приёма граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 21 октября 2009 г. № 442). Также нередки случаи представления поступающими недостоверных сведений о результатах ЕГЭ, подложных документов, дающих преимущественное право на получение образования. При этом в КоАП РФ не предусмотрено возможности наложения ответственности на граждан за нарушение Порядка приёма. Информация о дифференциации установленной ответственности и полномочиях лиц, привлекаемых к приёму в образовательные организации, представлена в таблице 2 приложения.

В связи с этим проектом федерального закона вносятся дополнения в часть 5 статьи 19.30 КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность физических лиц за нарушение установленного Порядка приёма. Кроме того, проектом федерального закона вводится норма, предусматривающая применение к педагогическим работникам, совершившим административное правонарушение в части нарушения Порядка проведения ГИА или Порядка приёма, такой дополнительной меры ответственности, как прекращение трудового договора по основному месту работы.

Важно отметить, что ГИА, а также приём в образовательное учреждение непосредственно связаны с реализацией установленных статьей 43 Конституции Российской Федерации прав граждан на образование. Принимая во внимание высокую социальную значимость решения обозначенной проблемы в сфере образования и широкий общественный резонанс по случаям нарушений при приёме в образовательные учреждения и проведении ГИА, внесение предлагаемых дополнений в КоАП РФ и Трудовой кодекс Российской Федерации позволит значительно повысить эффективность соблюдения законодательства об образовании, что в целом приведёт к повышению результативности работы по профилактике и предупреждению правонарушений в сфере образования.

Заместитель директора Департамента
общего образования Минобрнауки России
И.И. Тараданова

Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. № 2-ФЗ

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статьи 11 и 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования единого государственного экзамена»

Принят Государственной Думой 14 января 2011 года

Одобрен Советом Федерации 26 января 2011 года

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 30, ст. 3120; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 10, ст. 835; № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360; № 7, ст. 838; № 17, ст. 1932; № 27, ст. 3215; № 30, ст. 3808; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6068, 6069, 6070, 6074; 2008, № 9, ст. 813; № 30, ст. 3616; 2009, № 7, ст. 786, 787; № 46, ст. 5419; № 52, ст. 6450; 2010, № 19, ст. 2291; № 25, ст. 3072; № 46, ст. 5918) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«5. Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.

Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Типовые положения об образовательных учреждениях, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных»;

2) в статье 15:

а) пункт 4.1 изложить в следующей редакции:

«4.1. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта (далее - контрольные измерительные материалы). Сведения, содержащиеся в контрольных измерительных материалах, относятся к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения сведений, содержащихся в контрольных измерительных материалах, в сети «Интернет») устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Лица, привлекаемые к проведению единого государственного экзамена, а в период проведения единого государственного экзамена также лица, сдававшие единый государственный экзамен, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в контрольных измерительных материалах сведений.

Единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования. За пределами территории Российской Федерации единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с учредителями российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования»;

б) дополнить пунктом 4.7 следующего содержания:

«4.7. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, гражданам предоставляется право присутствовать в качестве общественных наблюдателей при ее проведении и направлять информацию о выявленных ими нарушениях в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей проводится по их заявлениям органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, или учредителями российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации и имеющих государственную аккредитацию, в порядке, установленном положением о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования. Это положение утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»;

в) пункт 5.1 изложить в следующей редакции:

«5.1. В целях информационного обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования создаются федеральная информационная система обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее - федеральная информационная система) и региональные информационные системы обеспечения проведения единого государственного экзамена (далее - региональные информационные системы). Организация формирования и ведения указанных информационных систем выполняется соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, учредители российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования вносят в федеральную информационную систему сведения, необходимые для информационного обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования. Образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вносят в региональные информационные системы сведения, необходимые для информационного обеспечения проведения единого государственного экзамена.

Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы и региональных информационных систем (включая перечень содержащихся в них сведений, порядок их внесения в информационные системы, порядок хранения, обработки и использования этих сведений и обеспечения к ним доступа, срок хранения и порядок обеспечения защиты этих сведений, порядок обеспечения взаимодействия информационных систем) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы и организации, указанные в абзаце втором настоящего пункта, осуществляют передачу, обработку и предоставление полученных в связи с проведением единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования персональных данных обучающихся, участников единого государственного экзамена, лиц, привлекаемых к его проведению, а также лиц, поступающих в такие образовательные учреждения, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных без получения согласия этих лиц на обработку их персональных данных»;

г) дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9. В местах проведения единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации обучающихся, олимпиад школьников, вступительных испытаний, проводимых образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования, во время проведения указанных мероприятий запрещается размещать, участникам указанных мероприятий и лицам, привлекаемым к их проведению, запрещается иметь при себе и использовать средства связи и электронно-вычислительной техники (в том числе калькуляторы), за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации»;

3) в статье 16:

а) в абзаце втором пункта 1 слова «имеющие государственную аккредитацию» и второе предложение исключить;

б) в пункте 3:

в абзаце втором слова «имеющие государственную аккредитацию» исключить;

в абзаце третьем слова «имеющие государственную аккредитацию» исключить;

4) в статье 28:

а) подпункт 11.1 изложить в следующей редакции:

«11.1) установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе порядка проведения единого государственного экзамена (включая порядок проверки экзаменационных работ и систему оценки результатов, порядок подачи и рассмотрения апелляций), порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, а также утверждение положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе установление порядка аккредитации общественных наблюдателей»;

б) в подпункте 11.2 слова «формирование и ведение федеральных баз данных об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена» заменить словами «организация формирования и ведения федеральной информационной системы»;

в) подпункт 11.3 изложить в следующей редакции:

«11.3) установление порядка приема в образовательные учреждения (в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования, предельного количества образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которые поступающий для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста гражданин одновременно вправе подать заявления, и количества направлений подготовки (специальностей), по которым он вправе участвовать в конкурсе)»;

г) в подпункте 11.5 слова «имеющие государственную аккредитацию» исключить;

5) подпункт 8.1 пункта 1 статьи 29 изложить в следующей редакции:

«8.1) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (включая подготовку лиц, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена, организацию формирования и ведения региональных информационных систем, обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, а также обеспечение ознакомления участников единого государственного экзамена с его результатами и аккредитацию общественных наблюдателей)»;

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360; № 7, ст. 838; № 17, ст. 1932; № 43, ст. 5084; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6068, 6069, 6070, 6074; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 7, ст. 786, 787; № 46, ст. 5419; № 52, ст. 6409; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4167; № 46, ст. 5918; Российская газета, 2010, 31 декабря) следующие изменения:

1) в статье 11:

а) в пункте 1: в абзаце втором слова, «имеющие государственную аккредитацию» исключить;

в абзаце третьем слова «имеющие государственную аккредитацию» исключить;

б) в пункте 3.4 слова «, имеющие государственную аккредитацию,» исключить;

2) в статье 24:

а) в подпункте 11 пункта 2 слова «имеющие государственную аккредитацию» исключить;

б) в подпункте 14 пункта 3 слова «имеющие государственную аккредитацию» исключить.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

Москва, Кремль 2 февраля 2011 года

№ 2-ФЗ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Нормативное правовое обеспечение государственной (итоговой) аттестации обучающихся освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в 2012 году документы федерального уровня

    Закон
    ... обеспечение государственной (итоговой) аттестацииобучающихся, освоившихосновныеобщеобразовательныепрограммысреднего (полного) общегообразования в 2012году. Документы федерального уровня Закон Российской Федерации «Закон об образовании» от ...
  2. Программа подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом государственной (итоговой) аттестации обучающихся освоивших основные общеобразовательные программы основного

    Программа
    ... в 2012годугосударственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по общеобразовательному предмету обучающихся, освоившихосновныеобщеобразовательныепрограммыосновногообщегообразования Изменения экзаменационной работы в 2012году в сравнении ...
  3. Административный регламент предоставления муниципальной услуги « предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего

    Регламент
    ... утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестацииобучающихся, освоившихосновныеобщеобразовательныепрограммысреднего (полного) общегообразования»; - Приказ Минобрнауки Российской Федерации от ...
  4. Государственная (итоговая) аттестация выпускников освоивших общеобразовательные программы основного общего образования в новой форме в 2012 году сборник нормативных документов

    Документ
    ... организацию и проведение в 2011/2012 учебном году: государственной (итоговой) аттестацииобучающихся, освоившихосновныеобщеобразовательныепрограммысреднего (полного) общегообразования, в форме единого государственного экзамена по русскому языку ...
  5. Основные общеобразовательные программы

    Документ
    ... государственнойитоговойаттестацииобучающихся, освоившихосновныеобщеобразовательныепрограммысреднего (полного) общегообразования (приказ Минобрнауки РФ от 28.11.2008г. №362); -Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников ...

Другие похожие документы..