textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________/Н. В. Гафурова/

«_____» _____________2012 г.

НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 10.02.19 – теория языка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.А.03 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

Красноярск

2012

Рабочая программа дисциплины

составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)»

Программу составила д. филол. н., профессор ___________О.В. Магировская

«_____»_______________2012 г

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Лингвистики и межкультурной коммуникации

«______» _________________ 2012 г. протокол № _____________

Заведующий кафедрой _____________________________ Л.В. Куликова

1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов и соискателей целостного и системного научно-теоретического представления о состоянии современной лингвистической науки в рамках ознакомления с историей мировой науки о языке с момента ее возникновения до настоящего времени, изучения, сопоставления и критического осмысления взглядов и концепций различных лингвистических школ и направлений, выявления их связи с философией как общенаучной методологической основой.

В результате изучения дисциплины формируется теоретическая база для сдачи кандидатского экзамена и работы над кандидатской диссертацией, осуществляется становление современной профессионально компетентной личности, хорошо ориентирующейся в лингвистической теории.

1.2 Задачи изучения дисциплины

- формирование теоретических знаний о достижениях науки о языке на протяжении ее развития,

- ознакомление с современным состоянием лингвистической науки, системой методов лингвистических исследований языка, новыми тенденциями и актуальными проблемами, требующими научного решения;

- формирование умения самостоятельно, критически и творчески работать с большим объемом научной литературы в процессе написания теоретической главы кандидатской диссертации.

В результате изучения курса аспирант / соискатель должен:

- владеть основными понятиями данного курса;

- знать основные идеи и концепции крупнейших лингвистических школ и направлений, существовавших со дня возникновения науки о языке по настоящее время;

- иметь расширенное представление о наиболее общих аспектах науки о языке, позволяющее проследить историю развития общетеоретических проблем, вопросов отдельных лингвистических направлений и направлений, смежных с ними, проблем изучения различных уровней языка;

- уметь формулировать главные проблемы в области научной специальности, оценивая лингвистические концепции и подходы с учетом опыта отечественной и зарубежной лингвистики.

1.3 Межпредметная связь

Для изучения данной дисциплины аспирантам и соискателям необходимо иметь знания основ языкознания (дисциплина «Основы общего языкознания»), иметь представления об актуальных лингвистических направлениях и проблемах (дисциплина «Актуальные проблемы современной лингвистики»). Дисциплина «Теоретическая лингвистика» тесно связана с дисциплиной «История и философия науки».

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Год обучения

1

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

2 (72)

Аудиторные занятия:

лекции

-

-

семинарские занятия (СЗ)

-

-

Самостоятельная работа:

2 (72)

2 (72)

изучение теоретического курса (ТО)

1 (36)

1 (36)

работа с научными первоисточниками

1 (36)

1 (36)

Вид промежуточного контроля

Кандидатский экзамен

Кандидатский экзамен

3 Содержание дисциплины

3.1 Содержание разделов и тем лекционного курса

Наименование тем курса

Количество часов

Самостоятельная

работа

Всего

Модуль 1: Становление и развитие лингвистической науки

1

Языкознание античности, Средних веков, эпохи Возрождения

2

2

2

Зарождение сравнительно-исторического языкознания

2

2

3

Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта и ее значение в развитии науки о языке

2

2

4

Психологизм в языкознании.

А.А. Потебня

2

2

5

Натурализм в языкознании.

А. Шлейхер

2

2

6

Младограмматическая школа в языкознании

2

2

7

Московская школа языкознания

2

2

8

Казанская школа языкознания

2

2

9

Лингвистическая теория Ф. Де Соссюра

2

2

10

Структурализм в языкознании

2

2

11

Советское языкознание

2

2

Модуль 2: Современное состояние лингвистической науки

12

Отечественное языкознание на современном этапе

5

5

13

Современная зарубежная лингвистика

5

5

Модуль 3: теоретические проблемы современной лингвистики

14

Язык как объект лингвистического исследования

3

3

15

Язык как система и процесс

3

3

16

Язык как деятельность

3

3

17

Происхождение и развитие языка, основные принципы типологии и классификации языков

3

3

18

Язык как общественное явление

3

3

19

Внутренняя структура языка

3

3

20

Фонетико-фонологический уровень языка

3

3

21

Морфологический уровень языка

3

3

22

Лексико-фразеологический уровень языка

3

3

23

Синтаксический уровень языка

3

3

24

Стилистический аспект языка

3

3

25

Семантика

3

3

26

Методы лингвистического анализа

4

4

Итого

72

Модуль 1. Становление и развитие лингвистической науки

Тема 1. Языкознание античности, Средних веков, эпохи Возрождения.

Причины возникновения науки о языке. Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини. Изучение фонетики и морфологии в трудах древнеиндийских философов-языковедов.

Китайская традиция. Классификация иероглифов. Фонетические таблицы.

Греко-римское языкознание. Теория языка как одна из составных частей философии. Проблема происхождения языка. Проблема природного или условного характера слов Проблема аналогии и аномалии в языке Александрийские грамматики. Расцвет античной языковедческой традиции в александрийский период. Римское языкознание как приложение образцов греческой грамматики к латинскому языку.

Арабское языкознание. Теории происхождения языка. Арабская лексикография.

Языкознание в средневековой Европе. Отношение слов и понятий. Спор реалистов и номиналистов. Латинский и греческий варианты традиции. Появление философских грамматик. Разработка понятий синтаксиса.

Языкознание в эпоху Возрождения. Теории происхождения языка. Философия языка в трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейбница, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева. Универсальные грамматики. Всеобщая грамматика Пор-Рояля.

Тема 2. Зарождение сравнительно-исторического языкознания.

Формирование сравнительно-исторического языкознания. Лингвистические открытия Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма, А. Х. Востокова. Закон Раска-Гримма.

Тема 3. Лингвистическая концепция В. Гумбольдта и ее значение в развитии науки о языке.

Лингвистические взгляды В.фон Гумбольдта на основные проблемы теоретической лингвистики: Языкознание как наука. Язык и дух народа. Язык – мышление - действительностьДеятельностная природа языка. Язык и речь. Виды речевой деятельности: говорение и понимание. Язык как система. Членораздельность и форма языка). Лингвистические антиномии. Природа межъязыковых различий. Возникновение и развитие языка.

Тема 4. Психологизм в языкознании. А. А. Потебня.

Психологические концепции в языкознании XIX в. Идея языкового развития. Связь языка и мышления. Учение о внутренней форме. Этапы мыслительной деятельности. Учение о слове (Объективное значения слова. Ближайшее и дальнейшее значения слова. Отрицание многозначности слов. Концепция внутренней формы слова. Связь внутренней формы слова с понятием знака). Теория грамматической формы (Лексические (вещественные) и грамматические (формальные) слова. Понятие грамматической категории). Учение о предложении (Понятие стадиальности в развитии языка). Значение лингвистических работ А. А. Потебни.

Тема 5.Натурализм в языкознании. А. Шлейхер.

Биологическая концепция языка (Язык как точная наука. Язык как природный организм. Классификация языков.). Проблема сравнительно-языковедческих исследований. Понятие праязыка и теория родословного дерева.

Тема 6. Младограмматическая школа в языкознании.

Основные принципы исторического описания у младограмматиков (Г. Пауль, К. Бругман, Г. Остгоф, Б. Дельбрюк). Понятия лингвистического закона и факторов, его нарушающих, у младограмматиков. Методологические основания младограмматизма. Г. Пауль «Принципы истории языка». Концепция развития языка. Учение о звуковых законах и аналогии. Вопросы сравнительно-исторического языкознания. Проблемы синтаксиса. Проблема изменения значений слов. Роль младограмматический идей в развитии языкознания. Критика младограмматизма в рамках исторического подхода к языку.

Тема 7. Московская школа языкознания.

Лингвистические концепции Ф.Ф. Фортунатова, В.К. Поржезин­ского, М.Н. Петерсона, А.А. Шахматова, Д.Н. Ушакова. Соотношение языка и мышления. Учение о словосочетании. Учение о форме слова. Сравнительно-историческая проблематика в трудах Ф. Ф. Форту­натова. История русского языка в связи с историей народа. Реконструкция общерусского праязыка. Комплексный метод изучения явлений языка. Учение о предложении.

Тема 8. Казанская школа языкознания.

Философские взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ. Проблема языка и речи, статики и динамики языка. Учение о языке как системе. Знаковый характер языка. Учение И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме. Вопросы морфологической структуры. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в трудах представителей Казанской лингвистической школы.

Тема 9. Лингвистическая теория Ф. Де Соссюра.

Ф.де Соссюр и «Курс общей лингвистики». Истоки лингвистической концепции. Определение языка. Теория языка и речи. Внутренние и внешние элементы языка. Понятие о фонологии. Фонологические типы. Учение о знаке. Язык как система знаков. Учение о синхронии и диахронии. Синтагматические и ассоциативные отношения. Механизм языка. Учение об аналогии. Аналогия и эволюция. Внешняя и внутренняя лингвистика.

Тема 10. Структурализм в языкознании.

Пражский структурализм (Функциональная лингвистика): Язык как функциональная система. Понятие функции и телеологическая точка зрения. «Тезисы Пражского лингвистического кружка» (Проблемы метода, вытекающего из представления о языке как системе. Задачи изучения лингвистической системы. Проблемы исследования языков с различными функциями. Принципы лингвистической географии. Проблемы метода славянской лексикографии. Значение функциональной лингвистики для культуры и критики славянских языков). Перспективы развития лингвистики.

Проблема фонологии и морфонологии (Н.С. Трубецкой «Основы фонологии». Фонетика и фонология. Звук и фонема. Понятие оппозиции. Классификация оппозиций. Морфонология как особый раздел фонологии).

Исследования пражских лингвистов в области грамматики. Вопросы типологии языков и проблема языковых союзов.

Глоссематика (Копенгагенская школа структурализма):Общие принципы глоссематики (Х.И. Ульдалль «Основы глоссематики»). В. Брёндаль «Структурная лингвистика». Л. Ельмслев «Пролегомены к теории языка» (Лингвистическая теория и гуманитарные науки. Эмпирический принцип лингвистической теории. Процедура лингвистического анализа. Цели и перспективы лингвистической теории). Л. Ельмслев «Язык и речь».

Американский структурализм (дескриптивная, генеративная и трансформационная лингвистика):Общеязыковедческая проблематика в дескриптивной лингвистике. Дескриптивные методы лингвистического анализа.

Генеративная и трансформационная лингвистика. Метод непосредственных составляющих. Трансформационный метод.

Тема 11. Советское языкознание.

Е. Д. Поливанов. Сущность и социальное функционирование языка. Методология языкознания («Где лежат причины языковой эволюции?», «Круг очередных проблем современной лингвистики», «Лекции по введению в языкознание и общей фонетике»). Теоретические проблемы описания разноструктурных языков («Словарь лингвистических терминов», «Введение в языкознание для языковедческих вузов»).

Г.О. Винокур «Глагол и имя», «Заметки по русскому словообразованию», «О языке художественной литературы».

Л. В. Щерба «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании», «Русские гласные», «О трех типах толковых словарей современного русского языка».

В. В. Виноградов «Русский язык (Грамматическое учение о слове)», «Из истории изучения русского синтаксиса», «О категории модальности и модальных словах в русском языке», «Основные вопросы синтаксиса предложения», «Об основных типах фразеологических единиц в русском языке».

Модуль 2. Современное состояние лингвистической науки

Тема 12. Отечественное языкознание на современном этапе.

Функциональная лингвистика (Г.А. Золотова, А.В. Бондарко, Н.А. Слюсарева). Прагмалингвистика (Ю.С. Степанов, Н.Д. Арутюнова, В.З. Демьянков). Социолингвистика (А.Д. Швейцер, В.И. Карасик, Н. Мечковская и др.). Психолингвистика (А. А. Леонтьев, А.А. Залевская и др.). Эпистемология. Синтаксические теории. Этнолингвистика. Лингвокультурология.

Тема 13. Современная зарубежная лингвистика.

Компьютерная лингвистика (Р. Шенк, Л. Бирнбаум, Дж. Мей). Антропологическая лингвистика. Культурологическая лингвистика. Генеративная и интерпретативная семантика. Психолингвистика и нейролингвистика. Медиаэкология. Эколингвистика.

Модуль 3: Теоретические проблемы современной лингвистики

Тема 14. Язык как объект лингвистического исследования.

Общие сведения о языке. Языкознание как наука о естественном человеческом языке. Частные и общие понимания языка. Понятие языка как основа для формирования лингвистических парадигм и идеологий. 
Предмет и объект языкознания. Язык, речь, речевая деятельность, история и возможные варианты противопоставления “языкового” и “речевого” в языке. Структура науки о языке. Общая проблематика: внутренняя структура языка; уровни языка, его основные единицы;  язык и мышление; социальная природа языка; язык и общество; социальные формы существования языка; язык и культура; язык и личность; развитие языка. Лингвистика и смежные науки. 

Тема 15. Язык как система и процесс.

Язык как системно-структурное образование в русле традиционного (структуралистского) подхода. Иерархическое устройство языковой системы. Понятие языкового уровня. Иерархические, синтагматические, парадигматические отношения между единицами языка. Синхрония и диахрония. Единицы языка. Достижения современной системологии. 
Язык как процесс в русле динамического подхода. Основы коммуникативно-динамической парадигмы. Варианты коммуникативно-динамической парадигмы. История формирования коммуникативно-динамической парадигмы: основные этапы от античности до наших дней. Возможность характеризации той или иной школы/направления с позиций коммуникативно-динамического подхода.

Тема 16. Язык как деятельность.

Основные понятия теории деятельности. Общая характеристика речевой деятельности, виды речевой деятельности. Понятия мотива, цели, продукта, результата речевой деятельности. Понятия речевого действия и операции. Модель порождения речевого высказывания. Этапы порождения высказывания. Модель восприятия речевого высказывания. Совместная работа перцептивных органов, мышления, памяти. Общая динамическая схема смыслового восприятия. Результат восприятия и внутренний код. 

Тема 17. Происхождение и развитие языка, основные принципы типологии и классификации языков.

Гипотезы о происхождении языка. Наиболее общие представления о законах развития языка. Моногенез, теория волн, гипотезы о единстве глоттогонического процесса. Универсальное в истории языков. 
Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический, ареальный и др. Основы генеалогической классификации языков. Основные принципы компаративистики. Языковое родство. Макросемья, семья, группа. Основные семьи и группы языков 
Принципы типологической классификации языков. Возможные варианты классификаций. Характерные черты основных типов языков. Новейшие варианты классификаций (системологическая, коммуникативно-синтаксическая). 

Тема 18. Язык как общественное явление.

Сущность языка как общественного явления. Общественные функции языка. Формы существования языка. Стихийное влияние общества на язык. Стратификационная вариативность языка как отражение социальной дифференциации общества. Ситуационная вариативность. Литературный язык и социолекты. Языковые ситуации. Языковые контакты. Билингвизм и диглоссия. Сознательное влияние общества на язык. Понятия языковой политики, языкового строительства, языкового планирования. Влияние языка на общество.

Тема 19. Внутренняя структура языка.

Язык как система/механизм/устройство. Универсум звучаний и универсум значений, их проекция на конкретные языки. Грамматика и словарь как два компонента структуры языка. Лексическое и грамматическое значения. Грамматические категории. Уровни языка. Основные языковые единицы: фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.

Тема 20. Фонетико-фонологический уровень языка.

Возможность и принципы дифференицации фонетического и фонологического, возможность различения их как уровней языка.
Предмет и задачи фонетики. Место общей фонетики в системе лингвистических дисциплин, ее предмет и задачи. Акустические основы фонетического описания языка. Универсальные фонетические классификации. Три аспекта в изучении звуков речи. Акустические характеристики звуков речи. Основы артикуляторной классификации звуков речи. Сегментация речевого потока: фраза, синтагма, слог, звук. Теории слогоделения. Просодические явления: ударение, интонация. Изменения звуков в потоке речи. Комбинаторные изменения: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. Позиционные изменения. Фонетическая и фонематическая транскрипция.

Предмет и задачи фонологии. Артикуляционные основы фонологического описания языка. Важнейшие фонологические понятия и главные различия в их трактовке представителями разных фонологических школ. Фон, аллофон. Фонема. Функции фонемы. Основы дистрибутивного анализа на фонологическом уровне. Дифференциальные признаки фонемы. Система фонологических оппозиций. Позиция нейтрализации. Сегментные звуковые средства, их функции, виды звуковых инвентарей и их соотношение. Супрасегментные звуковые средства, их функция и формируемые ими фонетические единицы.  Понятие транскрипции. Виды транскрипций, их соотношение.

Тема 21. Морфологический уровень языка.

Понятие морфемы. Морф, алломорф. Способы выделения морфем. Классификация морфем. Морфема и словоформа. Грамматическое значение и грамматическая форма. Способы обозначения грамматических значений в языках мира. Понятие грамматической категории. Граммема. Словоизменение и словообразование. Словоформа, лексема, парадигма, грамматический разряд. Понятие частей речи. Критерии выделения частей речи. Основные грамматические категории имени в языках мира. 
Основные грамматические категории глагола в языках мира. 
Морфологическая типология языков (краткая история и современное состояние проблемы). Агглютинация, фузия, изоляция, аналитизм. 

Тема 22. Лексико-фразеологический уровень языка.

Проблема определения слова. Слово как номинативная единица. Понятие лексемы, соотношение лексемы и словоформы. Значение слова. Соотношение референта, денотата, сигнификата и коннотата. Роль слова в процессе познания. Семантическая структура слова.
Лексико-семантические группировки слов. Синонимия, антонимия, омонимия, полисемия и подобные явления. Специальная и терминологическая лексика. Классификация словарного состава языка. Основные пути обогащения словарного состава. Лексикография. Фразеология. Классификация фразеологических единиц.

Тема 23. Синтаксический уровень языка.

Проблема противопоставления синтаксиса как комбинации и синтаксиса как исходной организации. Средства и виды синтаксической связи. Синтаксические единицы. Сло­восочетание как одна из единиц синтаксических уровней. Типы словосочетаний и их специфика в различных языках. Предложение как основная синтаксическая единица. Основные признаки предложения. Предложение и высказывание. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Формально-грамматическое членение предложения. Учение о членах предложения. Понятия семантического синтаксиса. Актуальное членение предложения. 
Коммуникативная организация высказывания. Типология предложения. 
Способы представления синтаксической структуры предложения. 
Элементы порождающей грамматики. 

Тема 24. Стилистический аспект языка.

Понятие о стилях языка. Причины стилистической дифференциации языка. Варианты стилистической дифференциации языка. Функциональная стилистика. Основные стили и их отличительные признаки. Соотношение стиля и жанра.

Тема 25. Семантика.

Существующие понимания «значения» (Значение термина «значение» в различных моделях языкового знака).  Проблема многозначности: языковая и речевая многозначность; полисемия, омонимия и диффузность значений; методы разрешения многозначности. Системность организации лексико-семантического уровня. Семантическое поле и важнейшие корреляции между его элементами. Компонентный анализ значения. Уровневая семантика. Семантические отношения между предложениями. Логико-семантические типы предикатов с сентенциальным актантом. Эксплицитная и имплицитная информация в высказывании. Семантические метаязыки: общее понятие, основные типы, области применения. 

Тема 26. Методы лингвистического анализа.

Методология лингвистической науки. Антропоцентризм как ведущий методологический принцип. Экспансионизм, функционализм (неофункционализм), экспланаторность как основные методологические принципы языкознания. Основные методы исследования в функциональной лингвистике. Метод функционально-семантического анализа. Контекстологический метод. Семантико-синтаксический метод. Метод словарных дефиниций. Метод компонентного анализа. Сравнительно-сопоставительный метод. Метод лингвистического эксперимента.

3.3 Практические занятия

Учебным планом не предусмотрены.

3.4 Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрены.

3.5. Самостоятельная работа

Изучение теоретического курса строится на самостоятельном изучении теоретических вопросов. Оно основано на работе с учебными пособиями, монографиями, научными первоисточниками и предполагает умение грамотно и критически перерабатывать и систематизировать необходимый теоретический материал. Общая трудоемкость самостоятельной работы составляет 72 часа (2 з. ед.).

Самостоятельная работа осуществляется в нескольких формах:

    1. Самостоятельный поиск и отбор научных первоисточников.

    2. Конспектирование и реферирование при подготовке к кандидатскому экзамену по специальности.

    3. Самостоятельная работа по включению необходимой теоретической информации по истории вопроса, проблематике исследования и ее включенности в цикл актуальных проблем и направлений в теоретическую главу кандидатской диссертации.

МАТЕРИАЛ ДАННОГО КУРСА ВХОДИТ В ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

4 Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1 Основная литература

  1. Алефиренко Н.Ф.Современные проблемы науки о языке. – М., 2009.

  2. Даниленко В.Г. История русского языкознания: курс лекций. – М.: Флинта: Наука, 2009.

  3. Даниленко В.Г. Общее языкознание и история языкознания: курс лекций. – М.: Флинта: Наука, 2009.

  4. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков. – М: Флинта: Наука, 2009.

4.2 Дополнительная литература

  1. Алпатов В. М. История лингвистических учений. Учебное пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2005.

  2. Амирова Т., Ольховиков Б. А., Рождественский Ю. В. История языкознания. – М.: Академия, 2007.

  3. Базылев В.Н. Общее языкознание. М.: Гардарики, 2007.

  4. Боронникова Н. В., Левицкий Ю. А. Лекции по теории лингвистики. – Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2002.

  5. Блумфилд Л. Язык. – М.: Прогресс, 1968.

  6. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.1 –2. – М., 1963.

  7. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984.

  8. Зарубежная лингвистика. I, II, III: Пер. с англ. / Общ. ред. В.А. Звегинцева и Н.С. Чемоданова. – М.: Прогресс, 1999.

  9. Лингвистические исследования в конце ХХ в.: Сб. обзоров / исслед. Отдел языкознания, Редколл.: Березин Ф.М., отв. ред. и др. – М., 2000.

  10. Михалев А.Б. Общее языкознание и история языкознания: путеводитель по лингвистике: конспект-справочник. – М.: Флинта : Наука, 2005.

  11. Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960.

  12. Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию. Избранные работы. – М.: Наука, 1968. – 376 с.

  13. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. – М.: Изд-во «Логос», 1998.

  14. Томсен В. История языковедения до конца XIX века. М.: 2004.

  15. Фортунатов Ф. Ф. Избранные труды. Т. 1 –2. – М.: Учпедгиз, 1956.

  16. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. – М., 1972.

  17. Шелякин М.А. Язык и человек: К проблеме мотивированности языковой системы. – М.: Флинта : Наука, 2005.

  18. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974.

  19. Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. – М.: Восток-Запад, 2007.

  20. Проблемы языкознания в СССР: 1987 – 1991 гг. – М., 1992.

  21. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

4.3. Информационные ресурсы

  1. Интернет библиотека по филологии \

  2. Портал теоретической и прикладной лингвистики \

  3. Русский филологический портал (раздел «Общее языкознание») \

  4. Интернет библиотека научной литературы \

  5. Интернет библиотека лингвистической литературы \ zinki.ru



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 10 02 19 теория языка

    Основная образовательная программа
    ... учебный план, рабочиепрограммыдисциплин (модулей), программу практики, ... 2 ОД.А.02 Иностранный язык 2 ОД.А.03Теоретическаялингвистика 2 Дисциплины по выбору ... по научнойспециальности10.02.19Теорияязыка, входящие в штат кафедры Лингвистики и ...
  2. Коноваленко Ирина Владимировна Роль гендерного фактора в коммуникативном поведении мужчин и женщин Специальность - 10 02 01 - русский язык

    Автореферат диссертации
    ... Специальность - 10.02.01 - русский язык ... Теоретическая значимость работы. Теоретическая ... научныхдисциплин - "прагматики, теории коммуникации, когнитивной лингвистики ... является рабочим состоянием ... изменениях в программе. В ответе ... «Комок» 19.03.02 - Вы ...
  3. Ширяева татьяна александровна когнитивное моделирование институционального делового дискурса 10 02 19 – теория языка

    Автореферат диссертации
    ... ДЕЛОВОГО ДИСКУРСА 10.02.19теорияязыка АВТОРЕФЕРАТ ... исследованию, являющийся теоретическим и методологическим единством лингвистики, лингвофилософии, ... дисциплинам, публицистических текстов, взятых из вышедших в последнее десятилетие специальных ...
  4. Ширяева татьяна александровна когнитивное моделирование институционального делового дискурса 10 02 19 – теория языка (1)

    Автореферат диссертации
    ... ДЕЛОВОГО ДИСКУРСА 10.02.19теорияязыка АВТОРЕФЕРАТ ... исследованию, являющийся теоретическим и методологическим единством лингвистики, лингвофилософии, ... дисциплинам, публицистических текстов, взятых из вышедших в последнее десятилетие специальных ...
  5. Ширяева татьяна александровна когнитивное моделирование институционального делового дискурса 10 02 19 – теория языка (2)

    Автореферат диссертации
    ... ДЕЛОВОГО ДИСКУРСА 10.02.19теорияязыка АВТОРЕФЕРАТ ... исследованию, являющийся теоретическим и методологическим единством лингвистики, лингвофилософии, ... дисциплинам, публицистических текстов, взятых из вышедших в последнее десятилетие специальных ...

Другие похожие документы..