textarchive.ru

Главная > Учебное пособие


Городилов А.А., Козлов С.Д.

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

Учебное пособие

2006

УДК 327(075.В)

ББК 66.4(0)я73

Г 70

АВТОРЫ:

ГОРОДИЛОВ Анатолий Алексеевич, профессор Академии геополитических проблем, кандидат юридических наук.

КОЗЛОВ Сергей Дмитриевич, профессор Российского государственного университета имени И. Канта, доктор политических наук, профессор.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Алексеев В.В. - заведующий кафедрой «Государственное и муниципальное управление» филиала Северо-Западной академии государственной службы в Калининграде, кандидат философских наук, доцент.

Каргополов С.Г. – профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Калининградского юридического института МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Куликов А.В. – профессор Балтийского института экономики и финансов, доктор юридических наук, профессор.

Рекомендовано к опубликованию и использованию в учебном процессе редакционно-издательским советом филиала Северо-Западной академии государственной службы в Калининграде

Городилов А.А., Козлов С.Д.

Регионоведение. Учебное пособие./А.А. Городилов, С.Д. Козлов. – Калининград: Янтарный сказ. 2006. - 502 с.

ISBN 5-7406-1010-8

В учебном пособии рассматриваются вопросы управления региональным развитием субъектов Российской Федерации на примере и данных Калининградской области. При этом значительное внимание уделено историческим, демографическим, природно-ресурсным, национальным факторам, политико-правовой, социально-экономической основам регионального развития и управления. Регионоведение как учебная дисциплина введено в общеобразовательный государственный стандарт и включено в учебные программы специальности «Государственное и муниципальное управление» и др. высших учебных заведений государственной службы.

Книга адресована всем, кто изучает курс «Регионоведение», может быть использована при изучении курса «Геополитика», а также практическими работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Введение 6

Глава 1. Региональное управление 9

1.1. Предмет, объекты и задачи курса регионоведения 9

1.2. Основные понятия и определения регионального управления 18

1.3. Структура региональных органов власти и

юридический механизм управления регионом 35

Глава 2. Регион в системе российских федеративных отношений 85

2.1. Федерация как форма государственного устройства 85

2.2. Формирование Российской Федерации как конституционно –

договорного федеративного государства 94

2.3. Бюджетный федерализм 122

Глава 3. Исторические аспекты регионального развития 130

3.1. Период до второй мировой войны 130

3.2. Период после второй мировой войны 138

Глава 4. Геополитические условия развития

Калининградской области 147

4.1. Международно-правовая характеристика Калининградского

региона Российской Федерации 147

4.2. Региональная безопасность 172

Глава 5. Территориальная организация общества 193

5.1. Условия формирования современного

регионального общества 193

5.1. Региональная политическая элита 220

Глава 6. Ресурсный потенциал Калининградского региона 228

6.1. Природно-ресурсный потенциал региона 228

6.2. Трудовой потенциал региона 245

Глава 7. Региональная политика 254

7.1. Понятие региональной политики 254

7.2. Региональная промышленная политика 269

7.2.1. Основные понятия и определения. Формы и методы

осуществления промышленной политики 269

7.2.2. Общая оценка социально-экономической ситуации

в Калининградском регионе и ее влияние

на формирование промышленной политики 279

7.3. Региональная сельскохозяйственная (аграрная) политика 324

7.3.1. Основные цели и задачи, формы и методы

региональной сельскохозяйственной политики 324

7.3.2. Основные проблемы и перспективы сельскохозяйственной

(аграрной) политики Калининградской области 340

7.4. Региональная политика в сфере торговли

и общественного питания 351

7.5. Региональная финансовая политика 361

7.6. Региональная экологическая политика 378

7.7. Региональная культурная политика 408

7.8. Региональная социальная политика 444

Заключение 466

Использованная литература 469

Приложения 482

Словарь употребляемых терминов 470

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сбор материалов для этой книги был начат авторами еще в 90-е годы прошлого века. За время работы над книгой очень многое изменилось в Калининградской области. Осталось только главное – особое геополитическое положение Калининградского региона, не имеющего общих границ с остальной российской территорией, т.е. его пространственная специфика, объясняющая своеобразность многих процессов, которые происходят с этим Прибалтийским регионом и отличают его от остальных российских территорий.

Выявление особенностей и путей развития Калининградской области, определяемых ее месторасположением, и стало главной задачей авторов. Решение ее было сопряжено с рядом трудностей, т.к. динамизм жизни региона привел ко многим изменениям в оценках его действительности. В этом процессе познания большую роль сыграли средства массовой информации и труды калининградских ученых. Их анализ и видение происходящих событий помогали вносить необходимые корректировки в книгу.

Особое, достойное место среди них занимает основатель свободной (особой) экономической зоны в Калининградской области, первый глава администрации области, доктор экономических наук, профессор Юрий Семенович Маточкин. Интерес к представленной работе побуждал его не только читать рукопись, но и обсуждать ее с авторами. Рецензируя содержание, Ю.С. Маточкин делал многие ценные замечания и предложения, которые учитывались авторами. Только его внезапный и безвременный уход из жизни в июле 2006 года прервал это плодотворное сотрудничество.

Книг, посвященных науке «Регионоведение», ранее в Калининграде не издавалось. Поэтому авторы надеются, что их труд поможет в подготовке государственных и муниципальных служащих, лиц, занимающих государственные должности Калининградской области.

Калининград, 2006 год.

ВВЕДЕНИЕ

Будущее естественное развитие Российской Федерации, её целостность связаны с федерализацией страны, а, следовательно, с развитием ее субъектов. Так же, как любая федеральная политика, в своей основе, состоит из совокупности региональных политик, а в основе интересов федерации находится совокупность интересов всех субъектов федерации, так и устойчивое развитие и целостность Российской Федерации как федеративного государства является следствием добровольности объединения различных этносов, проживающих на территориях России, в единое союзное государство на основе справедливого разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами.

Исключить конфликты между ними помогает договорная основа этого союза.1 Именно поэтому российский федерализм носит конституционно - договорный характер. В концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию2 прямо сказано, что устойчивое развитие России «...предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона3».

Основной наукой, изучающей регионы России как сложное этнополитическое и социально-экономическое образование, является регионоведение. Как учебная дисциплина регионоведение только в 90-х годах ХХ века включена в образовательный российский государственный стандарт, хотя в иных странах (особенно это характерно для развитых федеративных государств) эта дисциплина преподается уже достаточно давно.

В представленной работе, кроме теоретических и методологических аспектов регионоведения, носящих достаточно общий характер, рассматриваются также и вполне определённые, выявленные только в последнее время, закономерности жизнедеятельности такого своеобразного российского и европейского региона как Калининградская область Российской Федерации.

Основой территориально-политической организации современного российского общества является федерализм. Это предполагает рассмотрение региона-субъекта Российской Федерации как сложного социально-экономического и политического образования, в котором на практике реализуется гибкое сочетание двух уровней власти: федерального, регионального, а также местного самоуправления. Необходимо отметить, что с точки зрения развития основ демократического устройства региона и его общества главная роль отводится местному самоуправлению.

Изучением региона в качестве субъекта федерации - государственного образования1, в настоящее время, занимаются такие смежные науки как: региональная экономика, региональная социология, региональная география, региональная этнография, региональное природопользование и другие. Регионоведение же является комплексной, интегральной научной дисциплиной, пользующейся достижениями всех этих наук.Известно, что теория представляет собой систему идей в определенной отрасли знаний, дающую целостное представление о ее закономерностях. Знания о закономерностях регионоведения представляют собой именно такую систему и выступают как теория этой науки.

В представленной работе авторы значительное место отвели рассмотрению закономерностей развития региона, попытались дать необходимые понятия, предложили принципы, системы показателей, критерии и методы регионоведческих исследований, необходимых для управления регионом-субъектом федерации.

Следует отметить, что читателю, работая с этой книгой, надо учитывать следующее:

1. Настоящая работа одна из первых по курсу «Регионоведение», созданная на материалах Калининградской области, поэтому предполагает систематическое изучение и использование также других источников.

2. Перед тем как приступить к изучению данного учебного пособия по курсу «Регионоведение», рекомендуется ознакомиться с учебной программой, предлагаемой учебным заведением.

3. Изучение курса должно быть планомерным и систематическим, начинать его следует с составления на основе тематического плана курса «Регионоведение» индивидуального плана, в котором должны быть предусмотрены методы, формы и сроки освоения каждой темы.

4. Значительный объем предлагаемого материала, его сложность и важность для формирования профессиональных качеств регионального государственного и муниципального служащего требуют высокой организованности, самодисциплины, чувства ответственности. Кроме этого, необходимо помнить, что без научного анализа практики, осуществляемого с целью обоснования действий предпринимаемых органами управления регионом, без уверенности в них, невозможна эффективная деятельность государственных и муниципальных служащих. И в этом смысле регионоведение, как отрасль знаний, в своих результатах и выводах должна быть наукой практической.

Глава 1

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

1.1. Предмет, объекты и задачи курса «Регионоведение»

При определении предмета курса «Регионоведение» представляется необходимым исходить из общих научных предпосылок о том, что предмет любой теории определяется характером тех закономерностей (социальных, экономических, природных и т.д.) и связей, которые рассматриваются данной отраслью науки. Исходя из этого, предметом рассматриваемого курса является исследование (изучение) объективно существующих закономерностей, определяющих жизнедеятельность региона - субъекта Российской Федерации. К их числу можно отнести: связь между его прошлым, настоящим и будущим; взаимовлияние и соотношение интересов Федерации и её субъектов, определение их предметов ведения; влияние на интересы региона его геополитического и социально-экономического положения; связь между целями действий органов регионального управления и тактическими приемами осуществления этой деятельности и так далее. Кроме перечисленных, существуют закономерности собственно в организации государственной и муниципальной службы и другие.

В предмете «Регионоведение» мы выделяем следующие группы закономерностей:

- познавательные. Базируясь на общих основах теории познания курс «Регионоведение» изучает обстоятельства, в которых осуществляется жизнедеятельность региона, его специфику. Теория «Регионоведения» (то есть система идей в данной отрасли знаний, дающая целостное представление о ее закономерностях) изучает, в первую очередь, закономерности отражения в реальной действительности специфики конкретного региона, которые трудно обнаружить, анализируя только общие закономерности развития Российской Федерации и ее субъектов. Регионоведение изучает закономерности развития конкретного региона, получения, проверки и фиксации необходимых фактических данных, обеспечивающих успешное принятие управленческого решения и решение других управленческих задач. Здесь существенной является закономерная связь между спецификой региона, принимаемыми управленческими решениями и эффективностью их реализации с точки зрения положительного влияния на жизнедеятельность региона;

- деятельные. Эти закономерности определяют содержание конкретных управленческих решений, направленных на выполнение задач, стоящих перед региональным обществом и решения других задач путем использования для этого необходимой информации. Здесь важными являются закономерности правового, экономического и психологического воздействия на региональное общество, поиска аргументов и способов воздействия на него, чтобы убедить в правильности принятого решения и заставить изменить поведение общества в нужном для решения стоящей задачи направлении.

- правовые и морально-этические основы. Сюда входят базирующиеся на специфике региона правовые аспекты его развития, характерные черты формирующихся моральных и этических основ регионального общества, населяющего территорию данного субъекта федерации - государственного образования.

Вместе с тем, следует отметить, что закономерности являются главным, но не единственным элементом структуры предмета регионоведение. Структура предмета регионоведение, наряду с закономерностями включает в себя также изучение общественных отношений, возникающих в регионоведении как процессе познания. Общественные отношения, изучаемые регионоведением, носят объективный характер, через них проявляются его свойства и специфические черты. Эти отношения многообразны и находят отражение в различных сферах жизни общества - материальной и духовной. Необходимо отметить, что материальные отношения возникают и существуют объективно, независимо от воли и сознания конкретных людей, тогда как духовные отношения предварительно проходят через человеческое сознание.

Следует учитывать, что содержание курса «Регионоведение» не сводится только к накоплению знаний при изучении указанных выше групп закономерностей. Познание закономерностей в регионоведении носит творческий характер и оказывает обратное воздействие на объект познания. Это может приводить к выявлению новых закономерностей, уточнению уже названных, а значит уточнению и предмета курса.

Для исследования многочисленных закономерностей регионоведения используются различные методы познания, базирующиеся на общем диалектическом методе. К ним следует, прежде всего, отнести методы содержательные (наблюдение, сравнение, опрос, изучение документов), формализованные (формальная логика, моделирование, построение структурных систем и другие), теоретического анализа, синтеза и другие. Изучение курса с учетом рассмотрения положений, имеющих общее значение для регионоведения различных стран и субъектов Российской Федерации, частное (специфическое) свойственное отдельным странам и регионам, позволит получить необходимые профессиональные знания в области регионоведения.

Говоря о регионоведении, необходимо, прежде всего, определить его научные основы. Это тем более важно, что некоторые авторы пытаются свести эту науку только к отрасли региональной экономики, учитывающую отдельные региональные социальные особенности, или отрасли географии. Так, Морозова Т.Г. определяет регионоведение как «область научных знаний, изучающую территориальную организацию хозяйства», а предметом регионоведения она считает «экономические районы всех уровней»1. Другие (например, Гладкий Ю.Н. и Чистобаев А.И.) считают, что по своему характеру регионоведение тяготеет к географии и может рассматриваться в качестве её субдисциплины (т.е. вспомагательной дисциплины).2 Несколько другого, по нашей оценке более правильного, мнения придерживаются Бутов В.И. и Игнатов В.Г., которые определяют регионоведение как «комплексную, интегральную социально-экономическую дисциплину», предметом изучения которой являются регионы - субъекты Российской Федерации.3 Но при этом мы не можем согласиться с ними в их определении субъекта Российской Федерации как политико-административного образования, так как сама Конституция Российской Федерации определяет субъект Федерации (регион) как образование, обладающее в пределах собственного ведения всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Федерации).

Основной причиной предложения указанными авторами такого определения регионоведения мы считаем те процессы, которые происходят в настоящее время с российским государством, медленно, часто с возвращением в прошлое состояние, трансформирующимся из унитарного в федеративное, и в котором начинается новая оценка значимости регионов - субъектов Федерации. Так, если ранее под регионом чаще всего подразумевалась «определённая часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающаяся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией»1, то в последнее время под регионом в России всё чаще понимают республику, край, область и т.д. - субъект Российской Федерации.2

В целом это основано на современных основных положениях региональной политики в Российской Федерации, которые утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года №803. Так, в этом документе «под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально- экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации» (то есть имеет целую кратность по отношению к территории любого субъекта Российской Федерации - Авт.).

Предметом изучения регионоведения являются регионы - субъекты Российской Федерации - государственно-правовые образования (а не административно-территориальные единицы, присущие унитарному государству), составляющие в совокупности российское федеративное государство. Согласно Конституции Российской Федерации все субъекты Федерации,равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (пункт 4 статьи 5 Конституции).1

Поэтому, учитывая методологическое значение понятия «регион» и, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что:регионоведение – комплексная, интегральная, социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования (включая управление) социально-экономической системы с учётом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико - правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.2

Вместе с тем, в государственно-правовом статусе субъектов разных видов (республики, края, области, города федерального значения, автономные образования) имеются определённые различия, установленные Конституцией Федерации, Федеративным договором и специальными договорами между Федерацией и её субъектами.3

Основной задачей курса «Регионоведение» является вооружение обучающихся знаниями в области теории и передовой практики регионоведения. Другие задачи учебного курса «Регионоведение» можно сформулировать следующим образом:

1) определение основных принципов, понятий и категорий этой области знаний;

2) изучение:

- закономерностей, устойчивых и повторяющихся связей, явлений и процессов регионоведения;

- истории становления и развития региона, ее влияния на его сегодняшнее состояние;

- природно-ресурсного потенциала региона - субъекта Российской Федерации, проблем регионального общества, экономических, экологических и иных проблем.

Регионоведение является основой для познания:

- формирования и функционирования регионального управления и политики;

- состояния и развития социально-экономического комплекса региона;

- исторической (экономической и культурной) преемственности развития регионального общества;

При этом комплексно используются знания различных отраслей права, региональной экономики, управления, психологии, демографии, социологии, статистики, религиоведения, философии, экологии и других научных дисциплин, с которыми курс «Регионоведение» тесно связан. В нем используются некоторые категории и институты этих наук для решения своих теоретических проблем, а также применяются некоторые частные методы и методики этих наук для исследования своих закономерностей.

Знание регионоведения необходимо для специалистов высшей квалификации государственного и муниципального управления. Только это позволит им достаточно глубоко разбираться в политических, экономических и других ситуациях, складывающихся в регионе и муниципальном образовании. Необходимо помнить, что огромное различие в геополитических, экономических, природно-ресурсных, социально-демографических и других условиях существования регионов исключает одинаковость подхода к решению, казалось бы, схожих региональных проблем.

К главным проблемам регионального развития, изучаемым регионоведением относятся:

а) региональное управление в условиях федерализма;

б) формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона.

При этом территория в административных границах субъекта Российской Федерации характеризуется основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью.

Целостность указанного региона определяется следующими чертами:

  1. Рациональным использованием природно-ресурсного потенциала.

  2. Пропорциональным сочетанием различных отраслей.

  3. Формированием устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей.

  4. Наличием на территории региона особого сообщества людей с определенными традициями и определенным образом жизни.1

Комплексность хозяйства региона определяется сбалансированностью и пропорциональным согласованным развитием производительных сил региона. При этом учитываются особенности окружающего регион пространства и региональное разделение труда, что предопределяет специализацию регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими.

В регионоведении могут использоваться следующие методы исследования:

- системный анализ. Он позволяет изучать комплексное развитие территориального образования, внутренние связи и их взаимодействие. Его использование основано на поэтапности: постановка цели (например, наиболее полное удовлетворение потребностей населения данного территориального образования); определение задач; формулировка научной гипотезы; всестороннее изучение оптимального варианта решения;

- картографический. Он позволяет наглядно представлять особенности размещения различных объектов изучения. Карта - своеобразная модель территории, на которой при помощи условных знаков отображаются объекты, явления и их взаимосвязи. Благодаря картам, картосхемам и так далее лучше воспринимаются количественные показатели развития регионов и их административно-территориальных единиц;

- балансовый1. Он характеризуется становлением отраслевых и региональных балансов, позволяет выбрать оптимальное соотношение между отраслями рыночной специализации. Содержание балансового метода составляет экономическое обоснование размещения предприятий, обеспеченности их сырьём, топливом, энергией, трудовыми и другими ресурсами;

- метод экономического моделирования. Суть его в моделировании территориальных пропорций развития экономики региона. Моделирование может производиться по отраслям хозяйства региона для формирования его хозяйственных комплексов;

- метод таксонирования. Он позволяет осуществить процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчинённые таксоны (равнозначные или иерархически соподчинённые территориальные ячейки);

- вариантный метод размещения производительных сил региона. Он используется при разработке схем размещения производства на территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Обычно рассматриваются следующие варианты: различные уровни развития хозяйства тех или иных регионов, территориальные экономические пропорции по регионам, структуры экономического развития отдельных регионов;

  • методы социологических исследований. Используются стандартизованные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона, контакт-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты региона, учёных специалистов и другое.

Важным представляется составление экономических характеристик отраслей регионов. При этом надо следовать следующей схеме:

  • дать оценку экономико-географического положения, природных условий и ресурсов;

  • определить отраслевую и территориальную структуру социально-политических, природно-ресурсных, демографических, экологических, национальных на формирование и функционирование социально-экономических комплексов региона;

  • определить место региона в социально-экономическом комплексе Российской Федерации;

  • рассмотреть внутрирегиональные, межрегиональные и международные экономические связи;

  • определить основные направления развития региона в условиях переходного периода, продолжающегося в России с 90-х годов прошлого века.1

Следование данному плану поможет обучающимся отобрать основной материал и приобрести навыки аналитической работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. По направлению подготовки 080100

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» и профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную
  2. Социально-гуманитарные чтения 2008 года

    Сборник научных работ
    Печатается по решению совета общеуниверситетских кафедр Иркутского государственного университета в соответствии с планом научно-исследовательских работ ИГУ
  3. 1 общие положения (42)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» и профилю подготовки «Экономическая теория» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (3)

    Основная образовательная программа
    «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и профилю подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (6)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в Чеченском государственном университете по направлению подготовки 080100 «Экономика» и профилю подготовки «Математические методы в экономике» для программ бакалавриата представляет собой систему документов,
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (8)

    Документ
    ООП бакалавриата, реализуемая в Чеченском государственном университете по направлению подготовки 080100 «Экономика» и профилю подготовки «Математические методы в экономике» для программ бакалавриата представляет собой систему документов,

Другие похожие документы..