textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


Рабочая программа

Полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с Уставом

Администрация г. Шумерли Чувашской Республики

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Шумерля Чувашской Республики

Где рассматривалась рабочая учебная программа.

Дата принятия

Подпись

1. Заседание методического объединения учителей

Протокол №1 от 30.08.10 г.

__________ / Лимонова Н.Н. /

2. Заместитель директора по УВР _________ /Табункина Р.Н./

3. Заседание педагогического совета от 30.08.10 №1

Где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа

Приказ директора школы

№ 67-УВР от 31.08.10г

Подпись руководителя________

Наименование учебного предмета (курса)

Информатика

Указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени (I, II, III), уровню общего образования (класс)

II ступень

8 - 9 класс

Срок реализации данной программы

2010 - 2011 учебный год

Указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа

Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 5-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 463 с.

ФИО учителя, составившего данную рабочую учебную программу

Парфенюк О.В.

Рабочая программа по информатике

Информатика 8 - 9 классы

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта информатики и ИКТ, примерной программы и базисного учебного плана.

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики в 9 классах, общее количество часов: 68.

Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника Угриновича Н.Д.. Базовый курс 9.

Содержание данной программы согласовано с содержанием примерной программы базового курса информатики для основной школы, рекомендованной министерством образования и науки РФ.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на современных ПК. Примерно 50% учебного времени отводится на выполнение практических работ по всем темам программы. На каждом уроке информатики предполагается теоретическая и практическая часть за компьютером в соответствии с СанПин (для детей данного возраста работа за компьютером не более 20 -25 минут).

Требования к уровню усвоения предмета

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Содержание тем учебного предмета

Информация и информационные процессы

Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Аппаратные и программные средства ИКТ

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Кодирование и обработка текстовой информации

Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита. Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Проверка правописания. Запись и выделение изменений. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Оптическое распознавание отсканированного текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Кодирование и обработка числовой информации

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования).

Алгоритмизация и основы программирования

Компьютер - исполнитель алгоритмов. Знакомство с языком программирования . Линейные алгоритмы и их программирование на языке ТП.

Ветвящиеся алгоритмы и их программирование. Программирование ветвлений по многим направлениям.

Программирование циклических алгоритмов. Программирование циклических алгоритмов. (цикл с постусловием). Программирование циклических алгоритмов (цикл с параметром). Графические возможности языка программирования

Формализация и моделирование.

Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов). Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей. Геоинформационные модели. Информационные модели систем управления. Обратная связь.

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы. Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных.  Поиск данных. Условия поиска. Сортировка данных.

Коммуникационные технологии

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа. Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен). Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации в компьютерных сетях.

Информационная деятельность человека. Информационная безопасность

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.  Основные этапы развития средств информационных технологий.

Контроль уровня обученности

Формы рубежной и завершающей аттестации:

  • Тематические зачеты;

  • Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

  • Диктанты по информатике;

  • Решение задач;

  • Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

  • Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

  • Итоговые контрольные работы;

  • Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Итоговая аттестация по информатике у учащихся групп со средним (полным) общим образованием проводится в форме:

    1. итогового тестирования;

    2. разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;

    3. защиты рефератов.

Календарно-тематический план по информатике класс 8

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Контроль лабор и практич работы

Информационное обеспечение

Поправки

1 четверть

Тема 1. Информация и информационные процессы – 7 часов

1

1. Информация в живой и неживой природе.

2.Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Урок-лекция; презентация

2

1. Человек и информация.

1

Комбинированный урок; презентация

2.Практическая работа № 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации. Клавиатурный тренажер.

3

1. Информационные процессы в технике.

2. Повторение пройденного в 7 классе.

1

Беседа

4

1.Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1

Комбинированный урок;

2.Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

5

1.Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

1

Комбинированный урок;

2.Практические работа на определение количества информации.

6

1.Определение количества информации.

.

1

Комбинированный урок;

2.Решение задач

7

1.Алфавитный подход к определению количества информации.

1

Урок – усвоение новых знаний

8

1.Алфавитный подход к определению количества информации.

Комбинированный урок;

Практическая работа № 1. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.

9

Обобщение пройденного материала.

1

Беседа

2 четверть

Тема 2. Хранение, поиск и сортировка информации

6 ч

10

1.Базы данных

1

Урок-лекция; презентация

2.Знакомство с MS Excel

11

1.Системы управления базами данных

1

Творческая лаборатория; презентация

2.Практическая работа № 5. Создание и редактирование базы данных «Записная книжка»

12

1.Сортировка в базах данных.

1

Комбинированный урок;

2.Практическая работа № 3. Сортировка данных в электронных таблицах.

13

1.Сортировка в электронных таблицах.

1

Комбинированный урок;

2.Практическая работа в MS Excel

14

1.Поиск в базах данных.

1

Комбинированный урок;

2.Практическая работа № 4. Поиск данных в электронных таблицах.

15

1.Хранение, поиск и сортировка информации – обобщение.

1

Урок-консультация.

Самостоятельная работа.

2.Знакомство с MS Access.

3 четверть

Тема 3. Кодирование и обработка текстовой информации

10 ч.

16

1.Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита..

1

Комбинированный урок;

2.Практическая работа № 8. Кодирование текстовой информации

17

1.Создание документов в текстовых редакторах

1

Урок-практикум;

2.Практическая работа № 9. Создание визитных карточек на основе шаблона.

18

1.Редактирование документов

1

Урок-консультация.

2.Практическая работа № 10. Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц.

19

1.Сохранение и печать документов

1

Комбинированный урок;

2. Практическая работа № 11. Вставка в документ формул.

20

1.Форматирование документа

1

Урок-практикум;

2. Практическая работа № 12. Форматирование символов и абзацев.

21

1.Форматирование документа

1

Урок-практикум;

2. Практическая работа № 13. Создание и форматирование списков. Практическая работа № 14. Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки.

22

1. Таблицы.

1

Урок-практикум; презентация

2.Практическая работа № 15. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

23

1.Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

1

Урок-практикум; презентация

2.Практическая работа № 16. Создание гипертекстового документа.

24

1.Компьютерные словари и системы перевода текстов.

компьютерного словаря.

1

Комбинированный урок; презентация

2.Практическая работа № 17. Перевод текста с помощью

25

1.Оптическое распознавание текста.

Комбинированный урок; презентация

2. Практическая работа № 18. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Тема 4. Кодирование и обработка числовой информации

10 ч.

26

1.Кодирование числовой информации.

1

Урок-лекция; презентация

2.Системы счисления.

27

1.Перевод чисел в позиционных системах счисления.

1

Урок-консультация.

2. Практическая работа № 19. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

4 четверть

28

1.Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Практическая работа № 20.

1

Урок-консультация.

2.Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора.

29

1. Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1

Комбинированный урок;

2.Перевод чисел из одной системы счисления в другую

30

1.Основные параметры электронных таблиц.

1

Урок-лекция; презентация

2.Создание различных типов таблиц.

31

Типы данных: числа, формулы, текст.

1

Комбинированный урок;

2. Создание различных типов таблиц.

32

1.Абсолютные и относительные ссылки.

1

Комбинированный урок;

2. Практическая работа № 21. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

33

1.Встроенные функции.

1

Урок-практикум;

2. Практическая работа № 22. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

34

1.Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

.

1

Урок-практикум; презентация

2. Практическая работа № 23. Построение диаграмм различных типов

35

1. Мастер диаграмм.

1

Урок-практикум;

презентация

2. Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм.

Повторение, резерв времени

36

Выполнение и представление индивидуальных творческих работ и проектов.

Творческая лаборатория;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа (63)

    Рабочая программа
    Программа разработана в соответствии с положениями нормативно-правовых и директивных документов Министерства образования РФ, на основе обязательного минимума содержания общего образования по иностранному языку и Программы по английскому
  2. Рабочая программа (400)

    Рабочая программа
    Основной целью данного учебного курса является изучение хозяйственных проблем предприятий и организаций в условиях современной экономики как субъектов рыночных отношений.
  3. Рабочая программа (477)

    Рабочая учебная программа
    Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 5-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Рабочая программа (541)

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Сборник нормативных документов.
  5. Рабочая программа (653)

    Рабочая программа курса
    Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.
  6. Рабочая программа (664)

    Рабочая программа
    Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного

Другие похожие документы..