Главная > Учебное пособие


Л.В.Храмков

ВВЕДЕНИЕ В САМАРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Самара – 2003

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕРВАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА

НА БАЗЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 57 г. САМАРЫ

Л.В.Храмков

ВВЕДЕНИЕ В САМАРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Самара – 2003

УДК__________

ББК­­­­­­__________

Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного университета.

Автор-составитель – Л.В.Храмков.

Введение в самарское краеведение. Самара: Изд-во ООО ";Научно-технический центр";, 2003. – стр.

Учебное пособие ";Введение в Самарское краеведение"; подготовлено на основе курса лекций, прочитанного автором в Самарском государсвтенном университете, Самарской гуманитарной академии и Самарском медико-техническом лицее. Учебное пособие адресовано всем, кого интересуют история и культура родного средневолжского края

Рецензенты:

кандидат исторических наук – Т.И.Ведерникова

кандидат филологических наук – Т.Ф.Зиброва

кандидат биологических наук – Д.П.Мозговой

кандидат биологических наук – С.А.Сачков

кандидат педагогических наук А.Е. Сейненский

кандидат исторических наук – Г.С.Шерстнева

заслуженный учитель школы

Российской Федерации – Ю.П.Власов

директор средней школы № 57 г.Самары – А.А.Захаркин

JSBN_________________ Храмков Л.В. 2003

Вместо предисловия

Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.

За последние тридцать лет сформировалась современная самарская историко-краеведческая школа – одна из крупнейших в Поволжье. Краеведение стало неотъемлемой частью научно-педагогического процесса средней и высшей школы Самаркого региона.

Исчезла существовавшая многие годы диспропорция в исследовании различных хронологических периодов истории края. Все серьёзные соверменные работы опираются на материалы полевых исследований и многолетние архивные изыскания. Широко привлекаются недоступные ранее архивные документы и комьютерные технологии. Широкую известность получили Платоновские, Кирилло-Мефодиевские,Алабинские, Головкинские, Репинские, Иоанновские чтения, проводимые в г. Самаре.

Публикация сводных трудов (трёхтомная ";Самарская летопись";, восьмитомная ";История Самарского края с древнейших времён до наших дней";, четырёхтомная ";Историко-культурная энциклопедия";, ";Книга Памяти Самарской области"; (34 тома), ";Белая книга"; (16 томов), журналы ";Самара";, ";Самарская Лука";, ";Краеведческие записки"; областного историко-краеведческого музея (9 томов), десятки монографий и документальных изданий) служат прочной базой для нового этапа изучения края и воспитания молодых поколения самарцев на лучших традициях ушедших поколений.

";Введение в самарское краеведение"; (автор-составитель Л.В. Храмков) явится ценным учебно-методическим пособием для педагогов и учащихся учебных заведений самого различного профиля по историческому, этнографическому, естественно-научному, литературному и лингвистическому краеведению.

Сведения по истории изучения края, об источниках и методах краеведческого исследования, конкретно-исторический материал, вопросы и задания для учащихся, программы по краеведению дают необходимый современный инструментарий для начинающих исследователей родного края.

Председатель Археографической комиссии РАН и Союза краеведов России, академик Российской Академии образования С.О. Шмидт

Ветер Времени сурово веет над миром – топит

в морских волнах Атлантиду, рушит вековые

царства и троны, оставлял от них цветные обломки,

уносит наших близких и нас самих, горестно шумит

травой на забытых могилах...

Но и этот сокрушительный ветер не всевластен:

есть великое и вечное нечто, противостоящее времени,

бессмертная любовь человека к Родине, волшебный

исток которой – ";Тот уголок земли";, где мы родились

и выросли.

До конца дней проносим мы в душе любовь к этому

благословенному уголку, как проносят пилигримы в ла-

данке на груди горсть иссохшей и все же чудотворно

живой родной земли.

И потому все, что связано с этим уголком, неувя-

даемо светится в нашей памяти, будто любимый цветок в

сказочной живой воде.

Николай Смирнов.

Лекция первая.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КРАЕВЕДЕНИЯ.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва, …

Александр Пушкин.

План

1. Что изучает краеведение?

2. Шаг в былое.

3. Источники и методы изучения родного края.

Литература

– Историческое краеведение. Пособие для студентов педвузов // Н.П.Милонов, Ю.Ф.Кононов, A.M.Разгон, М.Н.Черноморский, А.С.Завадье; Под ред. Н.П.Милонова. – М. 1969.

– Методические материалы по школьному москвоведению. – М., 1997.

– Сейненский А.Е. Родной край. Страницы истории. В помощь педагогу – краеведу. – М., 1994.

– Сухарев А.И. Основы регионоведения. – Саранск, 1996.

– Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. – Тверь, 1992.

* * *

Самарская область (География и история, экономика и культура). Учебное пособие. Изд.третье. – Самара, 2001.

Самарский край в истории России. Материалы юбилейной научной конференции 6-7 февраля 2001 г. – Самара, 2001.

1. Что изучает краеведение?

Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам и студентам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.

Родиноведение, краеведение, рнгионоведение означают знание о своей ближней родине. Границы ";края";, ";региона"; подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край), республика.

Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественную и сословную жизнь.

Объектом изучения краеведения и регионоведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края: исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края.

Задачами курса является не только дать слушателю комплексные знания о прошлом и настоящем Самарского края, но и воспитать любовь к своему городу, району, селу, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

В процессе изучения курса необходимо вырабатывать навыки работы с краеведческой литературой, иконографическим и картографическим материалом, бережного сохранения семейного архива, ведения дневника, составления своей родословной, ведения элементарных экскурсий и т.д.

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям писали В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.П.Семенов-Тян-Шанский, B.О.Ключевский, Д.С.Лихачев, С.О.Шмидт и многие другие ученые, педагоги, писатели, философы, священнослужители.

Первое краткое определение краеведения было представлено в 1916 г. в академическом словаре: ";Краеведение – это изучение родного края...";. ";Педагогическая энциклопедия"; определяет школьное краеведение"; как ";...изучение учащимися на уроках и во внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой развития общества";. Председатель правления Союза краеведов России академик РАО С.О.Шмидт полагает, ";что краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо ";края"; во всем многообразии тематики. Краеведное знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не просто географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое";1

Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.

В ряде высших и средних учебных заведений Самарской области читаются весьма близкие по содержанию учебные или специальные курсы – краеведение,регионоведение и самароведение (последний явно представляют вариант или симбиоз вышеназванных двух дисциплин). Кратко остановимся на некоторых отличительных чертах регионоведения.

В науке существует множество определений понятия ";регион";. Одни исследователи предпочитают определять его как хозяйственно-экономическую общность (напр. российский Волго-Вятский регион, германский Рур, американский Средний запад и т.д.), другие – как географически-административную единицу (напр., область), третьи – как историко-культурную область (Поволжье, Северная Россия и др.). Многие признают, что основополагающими признаками региона являются определенная территория, население, общность истории, природных условий, решаемых проблем. Все же остальное зависит от тех задач, которые решает исследователь. Если он больше заинтересован в изучении экономических аспектов, то будет тяготеть к рассмотрению региона через призму имеющихся там хозяйственных связей. Возможно и комбинированное использование критериев, если задача носит комплексный характер1. Можно привести еще одно определение: регион это ";социологическая квалификация той или иной административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления. Регион есть естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-эко­номическая и общественная деятельность проживающих в нем лю­дей";2.

Обращение к истории отечественного краеведения позволяет сделать вывод о том, что краеведение на протяжении веков являлось формой общественного социокультурного движения, любительским занятием ";краезнатцев";, проживающих в этой местности. Содержанием любительского краеведения было изучение прошлого, настоящего и будущего родного края; культурно-просветительская, попу­ляризаторская деятельность по распространению полученных крае­ведческих сведений среди населения родного края. Любительское краеведение имело глубокие нравственные корни. Самодеятельными краеведческими обществами сохранялись и преумножались культурно-исторические традиции народа.

Параллельно с любительским краеведением возникает и разви­вается научное краеведение. Со второй половины XVIII в. это направление (научное краеведение) сложилось при Академии наук, в это же время начали возникать общественные научные краевед­ческие общества.

2. Шаг в былое

Одним из первых трудов по краеведению в России явилось ";Описание города Оренбурга";, составленное в 1744 г. Петром Ивановичем Рычковым (1712-1777). Уроженец Вологодчины, П.И. Рычков благодаря своим способностям стал главным помощником наместника Оренбургского края И.И.Неплюева. В качестве заве­дующего губернской канцелярией П.И.Рычков много способствовал развитию промышленности и торговли края, изучению его природных богатств. Для него краеведение было не умозрительным занятием, а конкретно-деятельным трудом государственного значения. Его ";Записки о пугачёвском бунте"; опубликовал А.С.Пушкин во второй части своей ";Истории Пугачевского бунта";.

В 1761 г. М.В.Ломоносов предпринимает попытку исследования края с участием местного населения и детей. Он составил анкету из 30 вопросов о городах, губерниях и провинциях России. Эту анкету можно считать первой программой краеведческого изучения страны.

С 1786 г. начал выходить первый в России ежемесячный провин­циальный журнал – ";Уединенный пошехонец";, содержавший значитель­ный краеведческий материал по городам и уездам Ярославской гу­бернии.

В 1788 г. правительством составлен документ, предписывающий изучение и составление ";кратких известий о древней истории губер­ний, и о народах, тамо живших, есть ли древние остатки, курганы и что о них повествуют; каковы земледелие, скотоводство, рыбная ловля, промыслы, заведения, фабрики, заводы и торги, не только в губернском и уездном городах, но и в деревнях, куда с оных фабрик товары по большей части в продажу отправляются; какие науки и художества, с означением, сколько есть семинарий; какое вообще свойство народа в нравах, обычаях, какие важные наречия и к каким промыслам вообще народ этого наместничества склонен; колико число душ мужского и женского полу по всей губернии считают и как далеко отстоят уездные города или знатные селения от губернского города, в которую сторону света и при каких реках и озерах именно; какой герб каждого уезда";.

В 1789 г. Василий Васильевич Крестинин и Александр Иванович Фомин основали в Архангельске общество исторических исследова­ний, в задачу которого входил сбор сведений о прошлом, докумен­тов, археологических и прочих материалов о жизни русского Севе­ра. В.В.Крестинин (1729-1795) прошел путь от купеческого сына до члена-корреспондента Академии наук. Им написаны ";Краткая ис­тория о городе Архангельском";(1792), ";Начертание истории города Холмогор"; (1792), Автор он и других трудов. Особенно интересен сегодня ";Исторический опыт о сельском старинном домостроитель­стве Двинского народа на Севере"; (1783). Его сподвижник А.И.Фо­мин (1735-1802) также был увлеченным археографом и такие членом-корреспондентом Академии наук.

Развитию краеведческих исследований успешно содействовало созданное в 1765 г. ";Вольное экономическое общество";, в ";Трудах"; которого освещалось состояние сельского хозяйства, положение крестьянства и т.д. в различных областях России. Было подготов­лено топографическое описание всех губерний России, где, кроме характеристики природных условий и экономики, предусматривались и вопросы местной истории. Многие исторические сведения, собран­ные в этот период знатоками-краеведами были обобщены А.Щекатовым и Л.Максимовичем в ";Географическом словаре Российского госу­дарства"; (т.1 – 7, 1801-1809 гг.). Историко-краеведческие знания использовались при составлении гербов городов и губерний Россий­ской империи.

Еще в программах народных училищ (1782) учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губерний и о ";народах тамо живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют";.

В начале и середине XIX в. центрами краеведческих исследований стали провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе), научные общества (местные отделения ";Общества истории и древ­ностей российских";, ";Русского геральдического общества"; и др.), были созданы первые музеи (первоначально в Причерноморье для сохранения и изучения античных древностей). В 1834 г. была создана Археографическая комиссия в Петербурге, затем – в других городах России. Материалы краеведческого характера публиковались в изданиях научных обществ, с 1888 г. – в ";Губернских ведо­мостях";, других местных изданиях. Развивалось церковное крае­ведение. В 1830-х гг. были созданы предпосылки для формирова­ния исследовательской сети по всей России – были созданы ста­тистические комитеты в областях и губерниях России. Всего в 1759-1917 гг. действовало свыше 70 научных обществ.1

В течение XIX столетия краеведческая литература значитель­но умножилась, в школах были введены курсы ";родиноведения"; или ";отечествоведения";, выпущена целая серия учебников. В начале 1860-х гг. Дмитрий Дмитриевич Хмыров (1830-1872) составил про­ект ";Энциклопедии русского отечествоведения";, оставшийся, правда, неосуществленным.

Замечательным подвижником отечествоведения был писатель и ученый Сергей Васильевич Максимов (1831-1901), исходивший пешком Владимирскую, Нижегородскую, Вятскую, Костромскую губернии, собирая литературно-этнографический материал, делая зарисовки крестьянского быта, вошедшие в его книгу ";Лесная глушь"; (1871). Исходил Максимов и берега Белого моря, печерские деревни (";Год на Севере";, 1859),";Амур, Сибирь, Урал, Белоруссию... Им созданы замечательные книги ";О русской земле";, ";О русских людях";, а ";Крылатые слова"; заняли почетное место на полках рядом со сло­варем В.И.Даля.

Велик вклад русских писателей в литературно-этнографическое отечествоведение. Вспомним – ";На горах"; и ";В лесах"; П.И.Мельникова – Печер-ского, ";Остров Сахалин"; А.П.Чехова, ";С севера на юг"; Н.Н.Каразина, ";По Восточной Сибири"; И.А.Гончарова.

Значительный вклад в развитие краеведения внесли областные съезды исследователей истории и древностей (1901-1911 гг.).

В конце XIX – начале XX вв. краеведы России были объединены в многочисленных архивных комиссиях, обществах изучения природы и истории местного края и т.п., существовавших практически повсе­местно. Наряду с периферийными изданиями выходили и централь­ные журналы краеведческого направления, такие как ";Русский экскурсант-";, ";Экскурсионный вестник";, ";Старые годы"; и др.

Провинциальная краеведческая мысль России рубежа ХIХ-ХХ вв., отразившая многообразие и противоречие процесса национально-государственного, духовного и культурного развития Российской державы, имела своим логическим продолжением массовое научно-культурное движение в так называемое ";золотое десятилетие"; оте­чественного краеведения. Только с 1917 по 1927 гг. число краеведных организаций увеличилось в десять раз. В.1927 г. в Рос­сии было 1765 краеведческих обществ, 560 музеев, 64 краеведчес­ких обществ, 560 музеев, 64 краеведческих исследовательскихстанции. Краеведение в те годы было сферой и научно-культурной работы и общественной деятельности. В 1921-1923 гг. в ряде ву­зов появились кафедры краеведения.

В декабре 1921 г. в Москве состоялась Первая Всероссийская конференция научных обществ по краеведению. Было избрано Цент­ральное бюро краеведения, в состав которых вошли крупнейшие ученые, академики С.Ф.Ольденбург, Н.Я.Марр, А.Е.Фереман, М.М. Богословский, С.Ф.Платонов. ЦБК было подчинено Главнауке, со­стоявшей при Наркомпросе. Постановлением Наркомпроса от 5 августа 1930 г. краеведение вводилось в программы всех педаго­гических вузов и техникумов.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. краеведы сыграли значительную роль в мобилизации местных ресурсов на разгром врага.

В 1950-1960-х гг. появилось немало ценных краеведческих ис­следований, неоднократно проводились региональные совещания и конференции. Значительное внимание стало уделяться охране па­мятников истории и культуры. Массовое движение в этом направле­нии организационно оформилось с созданием в 1965 г. Всерос­сийского общества охраны памятников истории и культуры, в ре­гиональных отделениях и секциях которого объединилось большин­ство краеведов страны.

Большое влияние на дальнейшее развитие краеведной работы оказал академик Д.С.Лихачев. В ряде работ он обосновывал необ­ходимость ";в программы средней школы ввести преподавание крае­ведения с основами экологии и охраны памятников культуры, шире создавать кружки по истории и природе своего района, области, республики";1. С серией статей, посвященных краеведению, выступил известный журналист В.Песков, увидевший основной стержень этой деятельности – ";радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постепенно формирует у человека понятие ";Отечество";2.

Дальнейшее развитие российского краеведения в 1980-1990-х гг. связано в первую очередь с именем академика С.О.Шмидта, избранного в 1990 году председателем Союза краеведов России3. Разработанная под руководством С.О.Шмидта Комплексная долговременная программа Союза краеведов России"; Краеведение";4 на мно­гие годы определила организационные принципы, основные направ­ления развития краеведения в России, совершенствование.;его те­ории и методики, содержание деятельности первичных и региональ­ных краеведческих объединений.

Практически ежегодно Союз краеведов России участвует в под­готовке и проведении общероссийских, межрегиональных и международных краеведческих конференций в различных городах России. Назовем лишь наиболее значимые: Международная конференция по проблемам краеведения и генеалогии (Петрозаводск, 1992); Первая республиканская конференция ";Русская провинция: культура ХVIII-ХХ вв"; (Москва, 1993); Всероссийская научная конференция ";Российская провинция ХVIII- XX веков: Реалии культурной жизни"; (Пенза, 1995); Международная краеведческая конференция ";Туль­ский металл в истории промышленности и предпринимательства"; (Тула, 1996), Международная научно-методическая конференция ";Малые города России. Проблемы истории и возрождения"; (Переяславль-Залесский, 1998) и др.

Еще в 1996 г. в РГГУ по инициативе С.О.Шмидта были созданы Центр исторического краеведения и москвоведения и кафедра регио­нальной истории и краеведения, которые проводят большую работу по созданию, экспертизе и апробации соответствующих программ и учебно-методических пособий.

Программа ";Краеведение"; создает организационные, теорети­ческие и методические предпосылки для реализации национального, регионального и местного компонентов государственных образова­тельных стандартов – одного из базисных понятий Закона РФ ";Об образовании";. Неслучайно поэтому при разработке программы туристско-краеведческого движения учащихся РФ ";Отечество"; Мин­образования РФ взяло программу СКР ";Краеведение"; в качестве ор­ганизационно-методической основы, а ряд целевых программ (";Летопись родного края";, ";Культурное наследие";, ";Великая Оте­чественная война";, ";Земляки";, ";Исторический некрополь России";, ";Исчезнувшие памятники России"; и др.) включало в программу ";Отечество"; Программой ";Отечество"; предусмотрено систематичес­кое проведение детских и учительских краеведческих конференций, чтений, олимпиад школьников и т.д. Проведено уже восемь детских краеведческих конференций, четыре краеведческих конференции педагогов, пять краеведческих олимпиад учащихся. Всем участни­кам вручены билеты члена Союза краеведов России, а лауреаты награждены грамотами и дипломами СКР1.

Сегодня основными центрами теоретических и методических ис­следований в области краеведения являются Союз краеведов России, Научный совет по краеведению Российской Академии образования и Центр исторического краеведения и москвоведения при Российском государственном гуманитарном университете.

3. Источники и методы изучения родного края2

Краевед изучает прошлое и настоящее своего региона, своей малой родины на основании исторических источников. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о много­образии общественной жизни и служит основой для научного позна­ния и является историческим источником.

Историческое знание, утверждал И.Д.Ковальченко, ";является дважды субъективированным отражением. Первый уровень субъективизации имеет место при фиксировании исторической действитель­ности той или иной эпохи творцами исторических источников, второй уровень связан с восприятием этой действительности историком. Естественно, что это делает историческое познание зна­чительно более сложным по сравнению с теми областями науки, где такой двойной субъективизации нет. Использование историком в ка­честве исходной базы субъективизированной картины прошлого, оставленной его современниками, требует тщательного предваритель­ного критического анализа этой картины для выявления степени адекватности и полноты отражения ею исторической действительности. Важность и самостоятельность этой задачи привели к возникновению специальной исторической дисциплины, занимающейся ее решением – источниковедения";1.

Поэтому источниковедческая подготовка является необходимым условием профессиональной деятельности и историка и краеведа. Издан ряд пособий по этой дисциплине. К ним должен обращаться каждый серьезный краевед: Источниковедение истории СССР. Ред. И.Д.Ковальченко. Изд.2, М., 1981; В.Л.Янин. Очерки комплексного источниковедения. Средневекоый Новгород. М., 1997; Сборник.лек­ционных курсов преподавателей РТТУ И.Н.Данилевского, В.В.Ка­банова, О.М.Медушевской , М.Ф.Румянцевой ";Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории";. М., 1998; А.Т.Голиков, Т.А.Круглова, Источниковедение отечественной исто­рии. М., 2000 и др.

Каковы же основные источники изучения истории края?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение в самарское краеведение

    Учебное пособие
    ... СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 57 г. САМАРЫ Л.В.Храмков ВВЕДЕНИЕ В САМАРСКОЕКРАЕВЕДЕНИЕ Самара – 2003 УДК__________ ББК­­­­­­__________ Печатается ... на лучших традициях ушедших поколений. "Введение в самарскоекраеведение" (автор-составитель Л.В. Храмков) явится ...
  2. Сведения об образовательном учреждении реализующем общеобразовательные программы начального общего основного общего среднего (полного) общего образования I Общие сведения об образовательном учреждении

    Документ
    ... . - М.: Просвещение, 2009. Краеведение Учебная программа по краеведению для 5 класса «Введение в Самарскоекраеведение». Автор: Андропова Л.А., учитель ...
  3. Задачи школы на 2011-2012 учебный год

    Документ
    ... Ляха. – М.: Просвещение. 2006. Краеведение Модифицированная 1. В.В.Воронин, В.А. Гавриленкова География Самарской области, Самара, 2010 ... веке» В.И.Шенкевич, Кинель-Черкассы, 2000. «Введение в Самарскоекраеведение», Л.В.Храмков. Самара, 2003. «Работа ...
  4. Самарское епархиальное управление русской православной церкви работников образования

    Учебная программа курса
    ... наук, профессор, проректор Самарского государственного педагогического университета; ... в виде рекомендаций по введению основных образовательных элементов ... Космодемьянской, молодогвардейцев, А. Матросова. Краеведение. Местная книга памяти героев. ...
  5. Самарское епархиальное управление русской православной церкви работников образования

    Программа
    ... наук, профессор, проректор Самарского государственного педагогического университета; ... в виде рекомендаций по введению основных образовательных элементов ... Космодемьянской, молодогвардейцев, А. Матросова. Краеведение. Местная книга памяти героев. ...

Другие похожие документы..