textarchive.ru

Главная > Программа


Аннотации к программам дисциплин (модулей)

Общенаучный цикл

Аннотация к рабочей программе дисциплины

«История и философия специальной педагогики и психологии»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП)

Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла ООП.

Дисциплина «История и философия специальной педагогики и психологии» при изучении опирается на знания, получаемые при изучении дисциплин «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность» и служит основой для последующего изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: «Современные педагогические концепции и системы в специальном (дефектологическом) образовании», «Сравнительная специальная педагогика», осуществления научно-исследовательской работы и подготовки к итоговой государственной аттестации.

2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения дисциплины является изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области истории и философии специальной психологии и педагогики.

3. Структура дисциплины

Выявление и анализ предпосылок развития специальной педагогики и психологии (философский и исторический аспекты): коррекционно-образовательные модели, перспективы и приоритеты развития системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы людей с отклонениями в развитии в зарубежной и отечественной философии. Творческое и научное наследие Л.С.Выготского и его роль в развитии дефектологической науки. Основные направления развития специального образования на современном этапе: гуманизация, фундаментализация, интеграция.

4. Основные образовательные технологии

В качестве основных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий, проектное представление результатов работы студенческих исследовательских групп) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, учреждений структур здравоохранения и социальной защиты, научных, государственных и общественных организаций, органов управления образованием, мастер-классы экспертов и специалистов, работающих в данной области.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК- 1);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6);

способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7)$

способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);

способностью изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

В результате изучения курса «История и философия специальной педагогики и психологии», обучающийся должен:

– знать ретроспективные аспекты развития специальной педагогики и психологии; современное состояние научного знания и перспективы его развития; научные методы исследования; основы философии науки;

– уметь предлагать решение актуальных проблем развития научного знания; работать с различными источниками информации; выбирать адекватные методы исследования;

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

6. Общая трудоёмкость дисциплины

2 зачётные единицы (72 часа общей трудоёмкости).

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.

8. Составитель

Ермолова Вера Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики КГУ.

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП)

Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла ООП.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, получаемых при знакомстве с дисциплиной «История и философия специальной педагогики и психологии».

Основные положения дисциплины могут быть использованы для последующего изучения дисциплин базовой части: «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность», «Сравнительная специальная педагогика».

2. Цель изучения дисциплины

Формирование у студентов научных педагогических знаний и подходов к проблемам специального дефектологического образования, овладение сравнительным анализом выявленных проблем, способов организации их решений; обеспечение академической мобильности в области специального образования.

3. Структура дисциплины

Современные тенденции развития науки и специального дефектологического образования. Законодательные и нормативные документы, обеспечивающие специальное дефектологическое образование. Проблемы инклюзивного образования в России и за рубежом. Проблемы подготовки дефектологов для систем общего и специального дошкольного и школьного образования, социальной и медицинской сфер.

4. Основные образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины используются традиционные формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа), активные и интерактивные методы и технологии (учебные, деловые и ролевые игры, проектные методики, решение психолого-педагогических задач, проблемные ситуации, учебные дискуссии).

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);

способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);

способность ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОП-3);

готовность к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности (ОП-4);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6);

способность исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1);

готовность к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-2);

способность проектировать коррекционно-образовательное пространство, в том числе в инклюзивных формах (ПК-3);

способность создавать инновационные, в том числе информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса (ПК-4);

способность осуществлять взаимодействие с работниками органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения и представителями общественных организаций по проблемам образования лиц с ОВЗ (ПК-6);

способность осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ (ПК-9);

способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

готовность к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15);

способность преподавать в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (ПК-16);

способность организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ПК-20);

способность к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ПК-23);

В результате изучения курса «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», обучающийся должен:

– знать современное состояние научного знания и перспективы его развития; достижения отечественной и зарубежной науки по проблемам специальной педагогики и психологии; основные инновационные технологии в специальном образовании;

- уметь предлагать решение актуальных проблем развития научного знания; работать с различными источниками информации; организовывать и проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его оптимизации; проектировать и реализовывать коррекционно-развивающий процесс в инновационном режиме;

- владетьосновными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; методами психолого-педагогического анализа образовательных систем; приемами моделирования содержания, форм и технологий коррекционно-развивающего процесса в инновационном режиме.

6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетные единицы (72 часа общей трудоемкости).

7. Формы контроля

Промежуточная аттестация – курсовая работа, зачет.

8. Составитель

Бугаева Тамара Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальных методик и русского языка КГУ.

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Методология психолого-педагогического исследования»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП)

Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Методология психолого-педагогического исследования», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «История и философия специальной педагогики и психологии», «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования».

Дисциплина «Методология психолого-педагогического исследования» является основой для изучения дисциплин: «Основы организации научно-исследовательской работы», для последующего изучения дисциплин базовой части профессионального цикла, для осуществления научно-исследовательской работы в семестре и прохождения научно-исследовательской практики.

2. Цель изучения дисциплины

Целью изучения курса является формирование теоретических знаний магистрантов о методологии и методах психолого-педагогического исследования, достижениях отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний; формирование умений разработки стратегии, структуры и процедуры опытно-экспериментальной работы; овладение навыками анализа, систематизации результатов исследований, их презентации и использования в профессиональной деятельности

3. Структура дисциплины

Общие представления о методологии науки. История развития и современные представления о научном познании. Общая характеристика психолого-педагогического исследования. Логика, структура, методы и методики психолого-педагогического исследования. Интерпретация, апробация, оформление результатов исследования.

4. Основные образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины используются традиционные формы обучения (лекции, практические занятия, самостоятельная работа), инновационные (проблемные ситуации, научные дискуссии), активные и интерактивные методы и технологии (коллективной мыслительной деятельности, проектных методик, развития критического мышления, экспертно-оценочной деятельности, теоретического и экспериментального моделирования, решения исследовательских задач).

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);

готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-4);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6);

способность и готовности применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7);

способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОПК-1);

способность демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способности порождать новые идеи (ОПК- 2);

готовность к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности (ОПК-4);

способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления экспериментальной работы (ПК-11);

готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12);

способность использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13).

В результате изучения курса «Методология психолого-педагогического исследования», магистрант должен:

знать современное состояние научного знания и перспективы его развития; научные методы исследования; методологию психолого-педагогического исследования;

уметь выбирать адекватные методы исследования; предлагать решение актуальных проблем развития научного знания; проводить научные эксперименты; работать с различными источниками научной информации; применять методы статистической обработки информации при решении исследовательских и профессиональных задач; использовать современные методы качественной и количественной обработки результатов исследований, в том числе междисциплинарные;

владеть навыками организации научно-исследовательской работы, основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетных единицы (72 часа общей трудоемкости).

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.

8. Составитель

Репринцева Елена Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики КГУ.

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Иностранный язык»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть общенаучного цикла основной образовательной программы магистратуры.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания, умения, навыки в разных видах речевой деятельности, сформированные как в процессе изучения иностранного языка в школе, так и в рамках базового курса иностранного языка в бакалавриате.

2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, достаточной для использования иностранного языка в профессиональной и научной деятельности и участия в ситуациях профессионально-делового и социокультурного характера с представителями других культур, способности к самообразованию, развитие информационной культуры, воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.

3. Структура дисциплины

Иностранный язык межкультурного общения. Иностранный язык в академических целях. Иностранный язык профессионального общения.

4. Основные образовательные технологии

Преподавание строится не только на основе современных традиционных технологий: практические занятия, консультации, самостоятельная работа. В ходе обучения используются активные и интерактивные методы: деловые игры, коммуникативные ситуации, тренинги. Используется ситуативно-ролевое обучение с широким применением Интернет-ресурсов и мультимедийных средств.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Иностранный язык» направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);

способность свободно использовать русский и иностранный языки, как средства делового общения (ОК-3);

готовность к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности (ОП-4).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать: базовую грамматику и грамматические особенности письменной и устной профессиональной коммуникации на иностранном языке, лексику, представляющую нейтральный научный стиль, а также основную терминологию своей широкой и узкой специальности, нормы межкультурного общения и этикет обмена информацией на профессиональном уровне, стратегии и тактики общения, речевые модели для выражения определенных коммуникативных намерений;

- уметь: осуществлять информационный обмен на профессиональном уровне; логично и целостно выражать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам; участвовать в обсуждении тем, связанных с профессиональной деятельностью; анализировать текст на иностранном языке; создавать тексты различного характера; пользоваться ресурсами в сети Интернет с использованием иностранного языка;

- владеть: навыками основных видов чтения аутентичных текстов в области дефектологии (изучающего, ознакомительного, поискового, просмотрового характера), спонтанного общения в диалогических и полилогических профессиональных ситуациях на иностранном языке, понимания речи собеседника (ов) – участника (ов) общения, перевода иноязычных текстов научно-популярного, профессионального и социокультурного характера; навыками и умениями письменной научной речи, изложения содержания прочитанного в форме резюме, аннотации, реферата, составления научных сообщений: докладов, презентаций и др., навыками использования иностранного языка в информационно-справочном и терминологическом поиске в сети Интернете.

6. Общая трудоёмкость дисциплины

2 зачётных единицы (72 часа общей трудоемкости).

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – зачёт.

8. Составитель

Кононова Татьяна Леонидовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры профессиональной коммуникации и иностранных языков.

Аннотация к рабочей программе



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа (7)

    Основная образовательная программа
    ... , социальной психологии и философии; умение ... общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла ... рабочейпрограмме учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений» и школьного Положения о рабочихпрограммах ...
  2. « » примерная основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ... 4.3. Рабочиепрограммы учебных дисциплин (модулей) по направлению подготовки «Управление персоналом». Аннотации всех дисциплин базовой ... экономический цикл Базовая часть Философия Иностранный язык История Политология Правоведение Социология Психология ...
  3. Аннотации к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «современные проблемы науки и образования» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... , профессор кафедры философии КГУ. Программа магистерской подготовки Математическое образование Общенаучныйцикл М.1 Вариативная часть Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «История и методология ...
  4. Аннотации к программам дисциплин (модулей) общенаучный цикл базовая часть аннотация к рабочей программе

    Программа
    Аннотации к программамдисциплин (модулей) Общенаучныйцикл Базовая часть Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Философские проблемы науки и техники» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП ...
  5. Аннотации к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «иностранный язык» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... кафедры педагогики. Елизаров Сергей Геннадьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии КГУ. Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «История ...

Другие похожие документы..