textarchive.ru

Главная > Документ


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

Е.С. Бабкина

Русский язык и культура речи:

подготовка к ФЭПО

учебно-методическое пособие

Комсомольск-на-Амуре

2011

УДК 808.2:82.085(07)

ББК 81.2 Рус.

Б 126

Рецензенты:

Кафедра связей с общественностью Хабаровской государственной академии экономики и права (составитель рецензии– кандидат филологических наук, доцент Чернораева Т.Н.).

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии Тихоокеанского государственного университета Семёнова И.В.

Бабкина Е.С.

Русский язык и культура речи: подготовка к ФЭПО: учебно-методическое пособие / Е.С. Бабкина – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2011. – 67 c.

ISBN 978-5-85094-446-9

В учебно-методическом пособии представлены практические задания и контрольные материалы, необходимые для успешной сдачи Федерального экзамена в сфере профессионального образования по дисциплине «Русский язык и культура речи». Предназначено для студентов нефилологических специальностей высших учебных заведений.

© Бабкина Е. С., 2011

© Издательство АмГПГУ,

2011

ISBN978-5-85094-446-9

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………....4 – 5

Раздел 1. СТИЛИСТИКА……………………………………………….…...6 – 15

Раздел 2. РИТОРИКА……………………………………………………...16 – 23

Раздел 3. ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК…………………………………..24 – 27
Раздел 4. КУЛЬТУРА РЕЧИ…………………………………………….....28 – 47

Итоговая контрольная работа……………………………………………...48 – 56

Словарь лингвистических терминов………………………………………57 – 64

Библиографический список………………………………………………..65 – 67

ВВЕДЕНИЕ

Создание данного учебно-методического пособия было продиктовано введением Федерального экзамена в сфере профессионального образования как обязательного компонента проверки знаний и умений учащихся высших учебных заведений по изучаемой дисциплине. Дисциплина «Русский язык и культура речи» является частью гуманитарного блока дисциплин и предусматривается для изучения всеми Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Она продолжает работу по формированию грамотной речи, начатой в школе, и направлена на совершенствование коммуникативной компетентности студента и будущего специалиста.

Целью ФЭПО является формирование единых требований к оценке качества подготовки специалистов. Эксперимент реализуется в режиме Интернет-тестирования на основе единых измерительных материалов по единой технологии сбора и обработки результатов тестирования. Основной задачей эксперимента является оценка соответствия результатов обучения студентов требованиям Государственных образовательных стандартов.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области русского языка и культуры речи студенты должны знать содержание следующих вопросов:

  • Понятие «языковая норма», роль языковой нормы в становлении и функционировании русского литературного языка.

  • Характеристики устной и письменной разновидности русского литературного языка.

  • Определение понятия «культура речи».

  • Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

  • Функциональные стили современного русского языка. Характер взаимодействия функциональных стилей.

  • Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

  • Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

  • Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи, выбор темы, цель речи, поиск материала, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

  • Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

  • Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.

  • Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны приобрести следующие умения:

  • Ориентироваться в основной терминологии.

  • Различать виды норм литературного языка.

  • Строить свою речь в соответствии со знаниями о стилях речи и изобразительно-выразительных средствах языка.

  • Выявлять, объяснять и исправлять речевые ошибки.

  • Выполнять различные виды работ с текстом.

  • Иллюстрировать нормативное употребление элементов языка примерами из собственной языковой практики.

  • Работать с различными типами словарей.

Система упражнений данного учебно-методического пособия по форме и содержанию соответствует заданиям, составляющим ФЭПО. В основу предлагаемого пособия положена методика освоения дидактических единиц, необходимых для успешного изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»: «Стилистика», «Риторика», «Деловой русский язык», «Культура речи».

Содержание учебно-методического пособия «Русский язык и культура речи. Подготовка к ФЭПО» соответствует современному уровню состояния лингвистической науки. Материалы практических заданий даны с учетом принципов научной достоверности, репрезентативности, вариативности содержания, системности и сбалансированности знаний, возрастающей трудности заданий итогового тестового контроля.

Предлагаемые в учебно-методическом пособии материалы способствуют систематизации и обобщению сведений о русском языке как языковой системе, совершенствуют полученные в средней школе знания, умения и навыки по русскому языку, развивают языковую личность будущего специалиста.

РАЗДЕЛ 1. СТИЛИСТИКА

Достоинство стиля заключается в ясности.

Аристотель

Общие вопросы стилистики

1. Определите стиль фрагментов текста.

1).Центральное положение жанра в мире художественного текста обусловливает особое внимание к этой категории. Разработка теории жанра началась в период античности, прошла многовековой и сложный путь формирования и до сих пор не закончила свое окончательное оформление. В мировом искусстве сложилась определенная система жанров, разработку которой содержат труды Аристотеля, Н. Буало, Г. Ф. Гегеля, В. Г. Белинского, которые не утратили своей ценности и по сей день, поскольку представили общий, универсальный комплекс жанров литературы.

2). Работа Минздравсоцразвития часто оказывалась антинациональной. Когда мы встречались с президентом, он нас поддержал в том, что надо спасать первичное звено в медицине, иначе все рухнет. Не хватает сестер, врачей. Президентом было принято правильное решение: поднять заработную плату. Выделил деньги. Но в Минздравсоцразвития распорядились по-своему. В результате такой раздрай устроили… (Л. Рошаль).

3). В соответствии с требованиями, содержащимися в статье 30 Федерального закона Банка России № 395-1 от 02 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности», и порядком расчета, изложенным в Указании Банка России № 2008-У от 12 июня 2008 года «О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита», размер рассчитанной полной стоимости кредита по Кредитному договору КД Ф 96000/08 – 034КЖ / Д000 от 03.07. 2008 года составляет 21, 4 (двадцать одна целая четыре десятых) процента годовых.

4). Солнце уже снижалось над Лысой Горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением. Та кавалерийская ала, что перерезала путь прокуратору около полудня, рысью вышла к Хевронским воротам города. Путь для нее уже был приготовлен. Пехотинцы каппадокийской когорты отдавили в стороны скопища людей, мулов и верблюдов, и ала, рыся и поднимая до неба белые столбы пыли, вышла на перекресток, где сходились две дороги: южная, ведущая в Вифлеем, и северо-западная – в Яффу.

5) Так вот как! Наконец вот что вышло, а я, право, совсем и предполагать не мог, чтобы оно было так… Вот такое уж, точно, никак неожиданное, того… этого бы никак… Этакое-то обстоятельство!

2. Проанализируйте предложения на предмет взаимодействия в них средств разных функциональных стилей. Насколько уместно их использование?

1.Вот и сейчас, в морозные, студеные дни, фермеры вершат свое благородное дело.

2.Наконец наступила долгожданная весна, на улицах проводятся весенние работы, производится подрезка зеленых насаждений.

3. Из детских садов стали поступать сигналы о том, что эти очаги воспитания подрастающего поколения подвергаются набегам со стороны любителей спиртного.

4. Мы усекли все указания и подключились к работе, начав перестраивать ее в том направлении, в котором рекомендовалось министерством.

5. Перед нами возникал даже такой вопрос: на глянец или мат клеить пленку?

6. В летний период времени можно нередко видеть, как сторож Кузьмич распекает нарушителей порядка, протаптывающих тропинки на газонах и портящих зеленые насаждения.

Научный стиль

1. Прочитайте текст. Какие особенности научного стиля и характерные ошибки пародирует автор?

Как писать научные статьи

Прежде чем начать об этом разговор, остановимся на том, С ЧЕГО ВООБЩЕ НАЧИНАТЬ. Начинать надо с главного. Многие авторы, особенно начинающие, страдают болезнью раскачки, начинают вяло, с неважного, второстепенного, долго разгоняются, тянут резину, боятся сразу взять быка за рога, сразу ввести в курс дела и вводят в него медленно, постепенно, что, конечно, утомляет читателя. Иногда на вводную часть уходит целый абзац.

Читателя утомляют и бесконечные ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ фамилий, имен, отчеств, стран, городов, деревень, лесов, морей, полей и рек, озер, пойм, дамб, каналов, заливов и лиманов, а также арыков, айсбергов, оазисов, водопадов, водопроводов, керогазов, козерогов, кристаллических решеток и т. д. Перечислять можно до бесконечности. Но размер данной статьи не позволяет это сделать. А потому перейдем к другой распространенной ошибке – ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ ЦИТАТАМИ.

«Следует больше видеть самому, чем повторять чужие слова». (10) Эти замечательные слова принадлежат Пихтенбергу. Гельвеций в этой связи заметил: «Немногие авторы мыслят самостоятельно». Поэтому не увлекайтесь цитатами. «Учеными глупцами» называл цитатчиков Лев Толстой. В подкрепление этой мысли не побоюсь привести цитату из латинского: «Цитатум минимум» (цитируйте только в случае необходимости).

Избегайте КРАСИВЫХ СРАВНЕНИЙ. Красивое, но ненужное сравнение подобно бриллиантовому колье на груди бородавчатой жабы, которую из серебристого тумана выносит гнусная макака.

Теперь спросим, что такое РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС? Когда он ставится? И так ли необходим?

К скучному тексту также может привлечь внимание ИНВЕРСИЯ. Неправильный в предложении слов порядок – вот что инверсия значит такое.

Избегайте БАНАЛЬНОСТЕЙ. Пишите хорошо, оригинально.

ОРИГИНАЛЬНО то, что не банально. Если бы все вокруг было оригинально, писать банально было бы оригинально, а писать оригинально – банально. Однако, чем больше вокруг оригинального, тем оригинальней банальное. Неправда ли, сказано оригинально?

НЕ ПОВТОРЯЙТЕСЬ. Не высказывайте одну и ту же мысль дважды. Дважды высказанная мысль – есть повторение сказанного. Поэтому не повторяйте сказанное дважды. Дважды сказанное – это фактически повторение уже дважды высказанного.

Избегайте БОЛЬШОГО ЧИСЛА ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ на одной странице: одно, два числительных – куда ни шло; но три, четыре – уже много; пять, шесть, семь – очень много; восемь – предел; максимум – девять, хотя можно и десять; если нужно – пятнадцать; но не больше сорока.

БУДЬТЕ КРАТКИМИ, НЕ УДЛИНЯЙТЕ НЕПОМЕРНО ФРАЗУ, загромождая ее ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ, стоящим вдобавок перед ПРИЧАСТНЫМ, которое лучше, однако, ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ибо не увеличивает, не расширяет и не нагнетает количества ГЛАГОЛОВ, различных необязательных и лишних ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, стоящих уже непонятно в каком падежу, из чего ясно, что крайне много появляется не только наречий, но также и СОЮЗОВ, опять-таки каких-либо-кое-нибудь ЧАСТИЦ, СКОБОК, усложняющих (затемняющих) мысль, ЗАПЯТЫХ, ТОЧЕК С ЗАПЯТОЙ; МНОГОТОЧИЙ… прочих знаков препинания, в том числе – ТИРЕ, если к тому же слог изобилует ложными АЛЛИТЕРАЦИЯМИ, иллюстрирующими лишь иллюзорность любви к слову, и ненужными и натужными РИФМАМИ-шнифмами, потому что В КОНЦЕ ФРАЗЫ УЖЕ ЗАБЫВАЕШЬ ТО, О ЧЕМ ГОВОРИЛОСЬ В ЕЕ НАЧАЛЕ.

Готовя статью к публикации, НЕ ЛЬСТИТЕ РЕДАКТОРАМ. Редактора талантливы, умны и не нуждаются в ваших похвалах.

ЗАКАНЧИВАТЬ статью ни в коем случае нельзя категорически. Никогда, никого и ни в чем не поучайте! Запомните это раз и навсегда!

К. Мелихан.

2. Определите, какие из перечисленных языковых особенностей присущи научному стилю речи.

Обобщенность, стереотипность, наличие общественно-политической лексики и фразеологии, отвлеченность изложения, наличие сложных синтаксических конструкций, инверсия.

3. В каком ряду перечислены жанры научного стиля речи?

1. Гарантийное письмо, доверенность, резюме, служебная записка, контракт.

2. Аннотация, монография, дипломная работа, пособие, патент.

3. Фельетон, репортаж, рассказ, очерк, информационное сообщение.

4. Прочитайте текст. Укажите признаки научной речи в тексте. Определите жанр. Обозначьте основную мысль текста. Составьте сложный план текста и аннотацию.

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ СОЛНЦА

В настоящее время перед учеными стоит проблема освоения таких источников энергии, которые помогут сократить использование природного топлива (нефти, газа, угля). Ученые считают, что перспективными являются атомная термоядерная и солнечная энергия. Возможность использования энергии Солнца изучают ученые разных стран.

Солнце – мощный источник энергии. Например, известно, что в солнечном излучении, падающем в Средней Азии на 70 кв. км территории за 1 год, содержится столько энергии, сколько в 600 миллионах тонн нефти. В целом планета Земля получает от Солнца за 1 год в 10 раз больше энергии, по сравнению с той, которая заключена во всех видах ископаемого топлива, имеющегося на Земле. Солнце не только мощный, но и экологически чистый источник энергии, т. к. при его использовании нет никаких вредных выбросов, не происходит дополнительного нагрева Земли.

Можно выделить четыре основных направления использования солнечной энергии: теплотехническое, фотоэлектрическое, биологическое и химическое.

Первое из направлений – теплотехническое – самое простое. Оно основано на нагревании солнечными лучами в специальных устройствах каких-либо веществ-теплоносителей, например, воды. При этом нагревание теплоносителей может осуществляться обычными или сконцентрированными солнечными лучами. Этот способ уже используют во многих странах. Например, его применяют не только для получения горячей воды и для обогрева зданий зимой, но и для опреснения воды. В настоящее время проектируются и создаются даже солнечные электростанции.

Хотя коэффициент полезного действия (КПД) преобразования излучения Солнца в тепловую энергию достаточно велик (даже в простых коллекторах в полдень он достигает 50-70 %), но при последующем превращении тепловой энергии в электрическую или механическую он уменьшается иногда в 20 раз. Поэтому перед учеными стоит задача поиска новых путей преобразования световой энергии Солнца, более эффективных по сравнению с теплотехническими методами.

Второе направление – фотоэлектрическое. Оно связано с открытиями в физике и химии полупроводников. На основе полупроводников созданы фотоэлектрические преобразователи солнечной энергии – солнечные батареи. Такие батареи уже используются, например, на космических кораблях (эти батареи собирают солнечные лучи и фокусируют их на фотоэлектрические преобразователи). КПД солнечных батарей очень высок, а в лабораторных условиях достигнуты и более высокие результаты. Однако широкое использование фотоэлектрических преобразователей солнечной энергии пока затруднено из-за высокой стоимости полупроводников и технологии их производства.

В настоящее время изучаются и биологические методы преобразования солнечной энергии. Известно, что с помощью фотосинтеза растения превращают световую энергию в химическую. Возникает вопрос, можно ли использовать это способ для преобразования световой энергии Солнца. В последние годы ученые не только более детально (тщательно) исследуют механизм фотосинтеза, но и разрабатывают методы практического использования работ в роли биологических преобразователей солнечной энергии. В некоторых странах уже начали выращивать специальные растения для переработки их в жидкое и газообразное топливо (метанол, этанол, метан). В будущем благодаря таким растениям можно будет уменьшить использование обычного органического топлива.

Другим перспективным направлением использования солнечной энергии в будущем является химическое направление. Примером может служить использование солнечной энергии для разложения воды на водород и кислород. Получаемый в результате этой реакции водород можно использовать для производства экологически чистого топлива. Кроме того, водород, получаемый при разложении воды, может служить аккумулятором энергии. Такие аккумуляторы необходимы, т. к. поток солнечной энергии, падающий на Землю, непостоянен в течение суток.

Прямой химический метод получения водорода из воды под воздействием солнечного света гораздо дешевле, чем электролитический метод. Однако видимая часть солнечного излучения практически не разлагает воду (это свойство солнечного излучения и сохраняет воду на Земле). Чтобы разложить воду при помощи видимой части солнечного излучения, нужны специальные катализаторы. Ученые проводят исследования в этом направлении и уже получили первые результаты.

Как видим, использование солнечной энергии перспективно, не связано с большими трудностями. Исследования, проведенные учеными разных стран, доказали, что эффективность использования солнечной энергии можно значительно увеличить уже сегодня. Возможно, в будущем ученые найдут новые способы использования солнечной энергии, но несомненно, что в будущем Солнце будет одним из основных источников энергии на Земле.

Официально-деловой стиль

1. Прочитайте фрагмент повести И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Какие характерные особенности официально-делового стиля доводятся авторами до абсурда?

Начальник «Геркулеса» давно уже не подписывал бумаг собственноручно. В случае надобности он вынимал из жилетного кармана печатку и, любовно дохнув на нее, оттискивал против своего титула сиреневое факсимиле. Этот трудовой процесс очень ему нравился и даже натолкнул на мысль, что некоторые наиболее употребительные резолюции не худо бы тоже перенести на резину.

Так появились на свет первые каучуковые изречения:

«Не возражаю. Полыхаев».

«Согласен. Полыхаев».

«Прекрасная мысль. Полыхаев».

«Провести в жизнь. Полыхаев».

Проверив новое приспособление на практике, начальник «Геркулеса» пришел к выводу, что оно значительно упрощает его труд и нуждается в дальнейшем поощрении и развитии. Вскоре была пущена в работу новая партия резины. На этот раз резолюции были многословнее:

«Объявить выговор в приказе. Полыхаев».

«Поставить на вид. Полыхаев».

«Бросить на периферию. Полыхаев».

«Уволить без выходного пособия. Полыхаев».

Борьба, которую начальник «Геркулеса» вел с коммунотделом из-за помещения, вдохновила его на новые стандартные тексты:

Я коммунотделу не подчинен. Полыхаев».

«Что они там, с ума посходили? Полыхаев».

«Не мешайте работать. Полыхаев».

«Я вам не ночной сторож. Полыхаев».

«Гостиница принадлежит нам – и точка. Полыхаев».

«Знаю я ваши штуки. Полыхаев».

«И кроватей не дам, и умывальников. Полыхаев».

Эта серия была заказана в трех комплектах. Борьба предвиделась длительная, и проницательный начальник не без оснований опасался, что с одним комплектом он не обернется.

Затем был заказан набор резолюций для внутригеркулесовских нужд.

«Спросите у Серны Михайловны. Полыхаев».

«Не морочьте мне голову. Полыхаев».

«Тише едешь – дальше будешь. Полыхаев».

«А ну вас всех! Полыхаев».

Творческая мысль начальника не ограничилась, конечно, исключительно административной стороной дела. Как человек широких взглядов, он не мог обойти вопросов текущей политики. И он заказал прекрасный универсальный штамп, над текстом которого трудился несколько дней. Это была дивная резиновая мысль, которую Полыхаев мог приспособить к любому случаю жизни. Помимо того, что она давала возможность немедленно откликаться на события, она также освобождала его от необходимости каждый раз мучительно думать. Штамп был построен так удобно, что достаточно было лишь заполнить оставленный в нем промежуток, чтобы получилась злободневная резолюция:

В ответ на …………………………………………………………….

мы, геркулесовцы, как один человек, ответим:

а) повышением качества служебной переписки,

б) увеличением производительности труда,

в) усилением борьбы с бюрократизмом, волокитой, кумовством и подхалимством,

г) уничтожением прогулов и именин,

д) уменьшением накладных расходов на календари и портреты,

е) общим ростом профсоюзной активности,

ж) отказом от празднования рождества, пасхи, троицы, благовещения, крещения, курбан-байрама, йом-кипура, рамазана, пурима и других религиозных праздников,

з) беспощадной борьбой с головотяпством, хулиганством, пьянством, обезличкой, бесхребетностью и переверзевщиной,

и) поголовным вступлением в ряды общества «Долой рутину с оперных подмостков!»,

к) поголовным переходом на сою,

л) поголовным переводом делопроизводства на латинский алфавит,

а также всем, что потребуется впредь.

Пунктирный промежуток Полыхаев заполнял лично, по мере надобности, сообразуясь с требованиями текущего момента.

Постепенно Полыхаев разохотился и стал все чаще и чаще пускать в ход свою универсальную резолюцию. Дошло до того, что он отвечал ею на выпады, происки, вылазки и бесчинства собственных сотрудников.

Например: «В ответ на наглое бесчинство бухгалтера Кукушкинда, потребовавшего уплаты ему сверхурочных, ответим…». Или: «В ответ на мерзкие происки и подлые выпады сотрудника Борисохлебского, попросившего внеочередной отпуск, ответим…» – и так далее. <…>

И только отчитав таким образом Кукушкинда и Борисохлебского, начальник пускал в дело коротенькую резинку: «Поставить на вид. Полыхаев», или «Бросить на периферию. Полыхаев».

При первом знакомстве с резиновой резолюцией отдельные геркулесовцы опечалились. Их пугало обилие ее пунктов. В особенности смущал пункт о латинском алфавите и о поголовном вступлении в общество «Долой рутину с оперных подмостков!». Однако все обернулось мирно. Скумбриевич, правда, размахнулся и организовал, кроме названного общества, еще и кружок «Долой “Хованщину”!», но этим все дело и ограничилось.

И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс (365)

    Учебно-методический комплекс
    ... подготовки кадров, их мобильности, умениям и компетентности с учетом запроса работодателей. Настоящий учебно-методический ... век. Документы и материалы: Учебноепособие: В 2 кн. / Сост ... (ФЭПО или ... учебного курса. 3. В области русскогоязыка и культурыречи ...
  2. Отчет об образовательной и научной деятельности юргту(нпи) 1 содержание подготовки специалистов (бакалавров) 1 1 соответствие разработанных образовательных программ и учебно-методической документации

    Отчет
    ... , философия, английский язык, история, русскийязык и культураречи, экономика, экономическая ... тестирования) ФЭПО – 8 (декабрь 2006 - январь 2007) ФЭПО – ... курсов лекций, методических указаний, подготовки учебников и учебныхпособий и т.п., находят ...
  3. БАЗОВЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебной дисциплины «Иностранный язык для специальных целей» (английский второй образовательный уровень-бакалавриат)

    Документ
    ... подготовки студента). Календарный план дисциплины. Карта обеспеченности учебно-методической ... такими дисциплинами как «Русскийязык и культураречи», «Философия», « ... пособия Learn English (2-й уровень обучения), учебно-методическимипособиями ... , ФЭП) ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 011200 - физика

    Основная образовательная программа
    ... Правоведение, Русскийязык и культураречи, Социология ... подготовки специалистов, в том числе, в системе государственного Интернет-тестирования по иностранному языкуФЭПО ... физическими упражнениями: Учебно-методическоепособие. Лутченко Н.Г., Щеголев ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 011200 - физика

    Основная образовательная программа
    ... Правоведение, Русскийязык и культураречи, Социология ... подготовки специалистов, в том числе, в системе государственного Интернет-тестирования по иностранному языкуФЭПО ... физическими упражнениями: Учебно-методическоепособие. Лутченко Н.Г., Щеголев ...

Другие похожие документы..