textarchive.ru

Главная > Документ


1. Зверь выкорм…т детеныша (…………..). 2. Кто кого обид…т, тот кого и ненавид…т (……………………..). 3. Я вид...л небо (…………………….). 4. Мы замеш...ны в эту историю (………………………….). 5. Воск та…т и капа…т на ложку (………………………). 6. Когда выйд…те (……………..) на дежурство, проверьте журнал посещаемости. 7. Выйд...те (…………) завтра на дежурство. 8. В лицо мне дыш...т (………..) свежая трава. 9. С молодыми гармонистами соловьи завод…т (…………..) спор. 10. Есть у людей язык чувств, выража..щий (……………….) мир незримый, неслыш…мый (………….).

6. Отметьте индексом «С» слитное, индексом «Р» раздельное и индексом «Д» дефисное написание. Свой ответ обоснуйте.

(Не)кто, (не)говори, (не)лепица, (не)без успеха, отнюдь (не)глупый собеседник, вот (не)задача, (не)во что одеться, (не)взирая на лица, (не)досказанные слова, (не)годовать, (не)людим, (не)много подождать.

7. Спишите. Раскройте скобки. Мотивируйте правописание частиц «не» и «ни».

1. Откуда только (ни, не) получит он письмо, отвечает без задержки.

2. Откуда только (не, ни) получал он писем! (в значении: отовсюду получал он письма).

3. И где бы (не, ни) бывали мы, тебя (не, ни) забывали мы.

4. Кто их только (не, ни) обижал? (в значении: все обижали).

5. Пока (не, ни) требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света он малодушно погружен.

6. Пока (не, ни) получу письмо, не успокоюсь.

8. Отметьте индексом «Р» раздельное, индексом «С» слитное и индексом «Д» дефисное написание частиц, обоснуйте свой выбор.

однако(же) (……………….….)

(кое)кто (…………………….)

вряд(ли) (……………….…....)

если(бы) (…………………....)

чей(нибудь) (…………...…....)

прямо(таки)(…………………)

если(бы) (…………………….)

пойдем(ка) (……………….….)

(кое)(к) кому(………………....)

нет(с) (…………………….….)

все (ж) таки (……..…………..)

вот(ведь) (……………….…..)

он (таки) заснул (…………….)

что(ж) (…………….………...)

9. Перепишите, заменяя выделенные слова или словосочетания другими с приставками пре- и при- . Объясните значение приставок во вновь образованных словах.

1. Совсем закончить занятия –………………………………………..

2. Участок при усадьбе –………………………………………………

3. Полоса при береге –…………………………………………………..

4. Город около Волги –…………………………………………………

5. Слегка затворить дверь –…………………………………………..

6. Очень странный случай –…………………………………………..

7. Сделать ручным дикое животное – ……………………………….

8. Быстро проходящее явление – ………………………………………

9. С избытком насытиться чем-нибудь – ……………………………..

10. Очень увеличить опасность – …………………………………….

10. Вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте выбор написания.

светский (…………………….)

мытищ…нский (…………………..)

мер…кий (…………………………)

уживчив…ый (…………………….)

таджи…кий (…………………….)

глянц…вый (……………………….)

бра…кий (………………… ………)

обидч…вый (…………………….. )

кавка…кий (……………………….)

привередл…вый (…………………)

тка…кий (…………………………..)

выносл…ый (……………………. )

узбе…кий (………………………….)

заносч…вый (………………………)

парламент…кий (…………………)

хвастл…вый (………… …………)

екатерин…нский (………………...)

хабаров…ий (………………………)

11. Отметьте индексом «Р» раздельное, индексом «С» слитное и индексом «Д» дефисное написание наречий, свой выбор обоснуйте.

1. (Во) первых, (во) вторых, (в) третьих, (в) четвертых.

2. (По) прежнему, (по) птичьи, (по) видимому, (по) немецки, (по) русски, (по) новому, (по) старому, говорить (по) польски.

3. (Еле) еле, (едва) едва, (чуть) чуть, (точь) в (точь), (давным) давно, (черым) черно, (мало) мальски, (мало) помалу, (крепко) накрепко, (как) никак, (волей) неволей, (крест) накрест.

4. (Нежданно) негаданно, (тихо) смирно, (подобру) поздорову.

12. Определите слитное, дефисное или раздельное написание предлогов.

(в)низу самого текста (…………)

(по)верх одеяла (………………...)

(в)виде плотины (………………)

(на)счет работы (………………...)

(в)следствие дождя (…………...)

(в)место этих книг (……………..)

(в)продолжение ужина (………..)

(в)связи (с)чем (……………….)

(на)встречу детям (……….....)

(по)среди каюты (…………….)

(в)течение месяца (…………….)

(по)мере поступления (…………)

13. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Близость реки ощущалась во всем в свеж…м воздухе в обильной р…се на травах брызж…щей на людей светлыми ледя…ыми каплями в таинстве…ых звуках характерных для пр..речья в тихом булькань… коротком внезапном в…плеске шуршань… похож…м на ч…и-то быстрые осторожные шаги может это лисица разгуливала в камышах а может серый волк под..скивал сухой островоч…к чтобы ра…положит…ся там на отдых и подремать на солн…шке (Г. М. Тютюнник).

Итоговая контрольная работа

Ответьте на вопросы таблицы по вариантам.

Номер

задания

I вариант

II вариант

III вариант

1.

Риторика возникла в Древней Греции как искусство…

а) убеждать;

б) хорошо говорить;

в) украшать речь;

г) логично рассуждать.

По сфере употребления выделяют несколько жанров академического красноречия. Определите, что НЕ относится к академическому красноречию?

а) лекция вузовская, школьная;

б) приветственное красноречие;

в) научный доклад;

г) научное сообщение;

д) научно-популярная лекция;

е) агитаторское красноречие.

К какому виду ораторской речи можно отнести речь, построенную по схеме:

1) указание на источник информации; 2) определение места и времени события; 3) основные элементы события; 4) мнения участников события:

а) убеждающая речь;

б) развлекательная речь;

в) информационная речь;

г) приветственная речь.

2.

Последовательность «введение – основная часть – заключение» представляет собой:

а) сложный план;

б) простой план;

в) основной план;

г) трехчастную композицию.

К основным источникам информации по теме выступления относятся:

а) официальные документы;

б) научная литература;

в) справочная литература;

г) все перечисленные источники.

Какой из перечисленных факторов более всего влияет на установление контакта между оратором и аудиторией?

а) актуальность речи;

б) разнородность аудитории;

в) чтение заготовленного текста;

г) численность аудитории.

3.

Вопрос «Который час?» ни прямо, ни косвенно НЕ может означать:

а) приглашение в кино;

б) что говорящий не имеет часов;

в) что говорящий спешит;

г) упрек в опоздании.

Какое коммуникативное событие обычно происходит без слов?

а) покупка минеральной воды в киоске;

б) покупка билета на самолет;

в) покупка стирального порошка в супермаркете;

г) покупка книги в интернет-магазине.

Какие выражения являются допустимыми при ведении делового телефонного разговора:

а) Я не знаю;

б) Спасибо за звонок. Постараюсь Вам помочь;

в) Вы должны…

г) Нет (произнесенное в начале предложения).

4.

К какому виду относится аргумент, использованный в примере: «Само собой, студенты у нас хорошие. Все, кто работает с ними, говорят, что у историков и юристов самый высокий IQ» (Г. Э. Говорухин).

а) факт;

б) мнение;

в) умозаключение;

г) определение понятия.

К какому виду относится аргумент, использованный в примере: «Вы же не простужены, у Вас даже насморка нет?»

а) факт;

б) мнение;

в) умозаключение;

г) определение понятия.

К какому виду относится аргумент, использованный в примере: «До настоящего времени никто не сумел дать устойчивого определения литературы. Напомним два из них, наиболее распространенные. Согласно первому, отличительная особенность литературного дискурса заключается в том, что составляющие его предложения не являются ни истинными ни ложными, не создают представления о вымышленности действительности. Однако, с одной стороны, не всякая литература является вымыслом (fiction) – вне этого определения остаются лирическая поэзия, некоторые культовые тексты <…>, эссе; с другой – не всякий вымысел является литературой: таков миф» (Ц. Тодоров).

а) факт;

б) мнение;

в) умозаключение;

г) определение понятия.

5.

Общение – это:

Основным функциональным качеством речи являются:

Передачу информации только в одном направлении реализует этот вид коммуникации:

6.

Г.П. Грайс утверждал, что в процессе коммуникации должна сообщаться только достоверная информация. Этого требует:

Принцип вежливости Лича уточняется с помощью максим. Какая из них соответствует библейской истине «Не судите, да не судимы будете»?

Г. П. Грайс утверждал, что в процессе коммуникации высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется, и меньше, чем требуется. Этого требует:

7.

В зависимости от речевых характеристик выделяют несколько типов собеседников. Определите тип собеседника, исходя из предложенной характеристики: «Легко входит в разговор, не испытывает трудностей, говорит много, перескакивая с темы на тему. Поэтому его необходимо возвращать к теме разговора, не допускать вступлений и отвлеченных разговоров».

а) доминантный тип;

б) мобильный собеседник;

в) ригидный собеседник;

г) интровертный собеседник.

В зависимости от речевых характеристик выделяют несколько типов собеседников. Определите тип собеседника, исходя из предложенной характеристики: «Испытывает трудности при вступлении в общение. Когда этот первый этап пройден, он четко формулирует свои мысли. Его необходимо вначале разговорить, поговорить с ним на отвлеченную тему».

а) доминантный тип;

б) мобильный собеседник;

в) ригидный собеседник;

г) интровертный собеседник.

В зависимости от речевых характеристик выделяют несколько типов собеседников. Определите тип собеседника, исходя из предложенной характеристики: «Стремится завладеть ситуацией. Не любит, когда его перебивают, говорит громко. В разговоре с ним не рекомендуется перехватывать инициативу, перебивать. Дождавшись паузы, необходимо четко и быстро сформулировать свои вопросы».

а) доминантный тип;

б) мобильный собеседник;

в) ригидный собеседник;

г) интровертный собеседник.

8.

Императивная норма предполагает:

а) только один правильный вариант, остальные – неправильные;

б) один вариант не ограничен, другие – ограничены в употреблении;

в) варианты равноправны;

г) отсутствие вариантов.

Литературная норма НЕ характеризуется:

а) кодифицированностью;

б) индивидуальностью;

в) общеупотребительностью;

г) соответствием особенностям национального языка.

В рамках литературной нормы НЕ выделяются:

а) императивные и диспозитивные нормы;

б) книжные и разговорные нормы;

в) орфоэпические, грамматические, лексические нормы;

г) узуальные нормы и индивидуальные стили.

9.

В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

а) шарфы; туфля, августовский;

б) шофер, ножны, афиняне;

в) реквием, давнишний, звонит;

г) генезис, ломоть, задолго.

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

а) ходатайство, шофер, донельзя;

б) ножны, планер, некролог;

в) отгул, озимые, реквием;

г) искра, кета, кремень.

В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?

а) алкоголь, алфавит, валовой;

б) вероисповедание, исподволь, магазин;

в) индустрия, феномен, танцовщица;

г) сосредоточение, подростковый, хозяева.

10.

В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: грипп, орхидея, афера?

а) гри[п], орхи[д]ея, а[ф’э]ра;

б) гри[пп], орхи[д’]ея, а[фэ]ра;

в) гри[п], орхи[д’]ея, а[фэ]ра;

г) гри[п], орхи[д]ея, а[ф’о]ра.

В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: свекла, белесый, острие?

а) с[в’э]кла, бе[л’о]сый, остри[йо];

б) c[в’о]кла, бе[л’э]сый, остри[йэ];

в) c[в’о]кла, бе[л’о]сый, остри[йо];

г) с[во]кла, бе[л’э]сый, остри[э].

В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: еж, вьюга, опека?

а) [йошь], [в’йю]га, о[п’о]ка;

б) [йош], [в’йу]га, о[п’э]ка;

в) [ёш], [в’ю]га, о[п’о]ка;

г) [ешь], [в’йу]га, о[пэ]ка.

11.

В каком случае форма имени существительного не соответствует предлогу?

а) в отношении работодателя;

б) согласно договора;

в) вследствие срыва поставки;

г) в течение февраля.

В каком примере нарушена сочетаемость слов?

а) изданный приказ;

б) предъявленная рекламация;

в) полученная договоренность;

г) вынесенное порицание.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) скучаю по вам;

б) сорок граммов;

в) ляг на кровать;

г) три девушки.

12.

Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им. п.).

Заявление подано от…

а) Олега Мицкевич (Мицкевич);

б) Константина Живаго (Живаго);

в) Натальи Седых (Седых);

г) Антонины Венда (Венда).

Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им. п.).

Расписка принята от…

а) Александра Андрейчук (Андрейчук);

б) Владимира Михальского (Михальский);

в) Натальи Кулик (Кулик);

г) Романа Жукова (Жуков).

Укажите верный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им. п.).

Доверенность подписана…

а) Светланой Алешина (Алешина);

б) Николаем Тонких (Тонких);

в) Тимофеем Клименком (Клименко);

г) Ириной Литовченкой (Литовченко).

13.

К какому словарю следует обратиться, чтобы уточнить происхождение слова?

а) орфографическому;

б) толковому;

в) этимологическому;

г) словарю паронимов.

К какому словарю следует обратиться, чтобы уточнить значение иноязычного слова?

а) орфоэпическому;

б) толковому;

в) этимологическому;

г) словарю иностранных слов.

Использование какой из аббревиатур нежелательно в устной речи?

а) ВАК (Высшая аттестационная комиссия);

б) ООН (организация объединенных наций);

в) КИИСА (Корпусная информационно-исследовательская система).

14.

Укажите, какого рода выделенное существительное в предложении:

Маша – большая сластена.

а) женского;

б) мужского;

в) среднего;

г) общего.

В каком ряду ВСЕ существительные женского рода?

а) диван-кровать, кафе-бильярдная, клуб-казино.

б) музей-квартира, плащ-палатка, кафе-столовая;

в) комедия-буфф, динамо-машина, школа-интернат;

г) самолет-амфибия, кафе-бильярдная, чудо-богатырь.

В каком ряду ВСЕ существительные мужского рода?

а) бри, шимпанзе, коммюнике;

б) желе, такси, хинди;

в) конферансье, рантье, кофе;

г) реле, кенгуру, суахили.

15.

Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

а) Наше путешествие продлилось двадцать двое суток;

б) Их было семеро;

в) У женщины трое детей;

г) На кафедре работают три профессора.

Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

а) По обеим сторонам реки раскинулся чудесный город;

б) Семинарские занятия вели трое доцентов;

в) В зоопарке мы увидели тигрицу и троих тигрят.

г) Великая Отечественная война началась в одна тысяча девятьсот сорок первом году.

Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

а) Науке известно около семнадцати тысяч цикад.

б) Я хорошо вижу обоими глазами;

в) В нашей группе шестеро девочек;

г) Наибольшее расстояние, которое вообще когда-либо преодолевал пешком человек, составляет двадцать семь тысяч семьсот семьдесят пять километров.

16.

Выберите фразеологизм, значение которого соответствует словосочетанию «потерял рассудок»:

а) наломать дров;

б) белены объелся;

в) как две капли воды;

г) вылететь в трубу.

Какой из фразеологизмов приведен с ошибкой?

а) тянуть кота за хвост;

б) толкать быка за рога;

в) поймать за руку;

г) притянуть за уши.

Выберите фразеологизм, значение которого соответствует словосочетанию «очень далеко»:

а) во весь дух;

б) белены объелся;

в) куда Макар телят не гонял;

г) вылететь в трубу.

17.

Специфической особенностью научного стиля речи является использование:

а) выразительных средств;

б) терминов;

в) риторических фигур;

г) разговорной лексики.

Специфической особенностью официально-делового стиля речи является использование:

а) речевых штампов;

б) разговорной лексики;

в) риторических фигур;

г) выразительных средств.

Специфической особенностью научного стиля речи НЕ является использование жанра:

а) обзора;

б) статьи;

в) очерка;

г) тезисов.

18.

Обещания, гарантии в официально-деловой речи могут быть выражены формулой:

а) Довожу до Вашего сведения, что…

б) Конфиденциальность информации обеспечена…

в) Изыскать дополнительные возможности…

г) Напоминаем Вам, что срок соглашения истекает…

Распоряжение, приказ в официально-деловой речи могут быть выражены формулой:

а) Ваше распоряжение не может быть выполнено…

б) Нам приятно сообщить, что…

в) Обязать руководителей всех подразделений института…

г) В ответ на Ваш запрос сообщаем…

Напоминание, предупреждение в официально-деловой речи может быть выражено формулой:

а) Организация уведомляет Вас о том, что…

б) Приказываю создать комиссию в составе…

в) Благодарим Вас за предложение…

г) Назначить расследование по факту…

19.

Элементами рекламы в информационно-рекламных письмах являются:

а) этикетные формулы;

б) речевые штампы;

в) реквизиты адресата;

г) оценочные конструкции.

Какому виду коммерческой корреспонденции соответствует формула: «Качество товара соответствует образцам, высланным Вам вместе с каталогом»?

а) письмо-претензия (рекламация);

б) письмо предложение (оферта);

в) письмо-запрос;

г) ответ на предложение.

Какому виду коммерческой корреспонденции соответствует формула: «Будем весьма признательны, если Вы сообщите нам…»?

а) письмо-претензия (рекламация);

б) письмо предложение (оферта);

в) письмо-запрос;

г) ответ на рекламацию.

20.

В деловой письменной речи рекомендуется:

а) сарказм;

б) ирония;

в) учтивость;

г) оскорбления.

В официально-деловой речи обычно употребляются слова:

а) доложить, ответчик, взыскание;

б) эскалация, форум, почин;

в) амплитуда, локальный, следовать;

г) климат, хроника, журнал.

Реквизиты адресата документа указываются:

а) в правом верхнем углу;

б) в левом верхнем углу;

в) в правом нижнем углу;

г) в левом нижнем углу.

21.

Выберите фразеологизм, значение которого соответствует словосочетанию «очень далеко».

а) Куда Макар телят не гонял.

б) После дождичка в четверг.

В) Как снег на голову.

г) Терять голову.

Укажите значение, которое соответствует фразеологизму «Семь пятниц на неделе».

а) Непостоянный, непоследовательный.

б)Неожиданно.

в) Помалкивать, хранить тайну.

г) Совершать необдуманные поступки.

Выберите фразеологизм, значение которого соответствует словосочетанию «нависшая опасность».

а) Курить фимиам.

б) Перейти Рубикон.

в) Гомерический смех.

г) Дамоклов меч.

22.

В каком предложении использована перифраза (описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова)?

а) Чудный воздух движет океан благоуханный.

б) Добытчики черного золота.

в) Волны бегут, ласкаются к берегу.

Какое из перечисленных слов является разговорным?

а) общежитие;

б) дивиденд;

в) минералка;

г) предпочтительный.

В каком из приведенных примеров слово «железный» использовано как метафора?

а) железный гвоздь;

б) железный характер;

в) железная руда;

г) железная дорога.

23.

Определите, к какому функциональному стилю и типу речи относится фрагмент текста. Аргументируйте свой ответ.

Хлопковое волокно – волокно растительного происхождения, покрывающее семена однолетнего растения – хлопчатника. Хлопчатник теплолюбивое растение, поэтому выращивается в южных странах. После цветения хлопчатника образуется плод в виде коробочки. В одной коробочке содержится 1845 семян и около 200500 тысяч волокон.

Определите, к какому функциональному стилю и типу речи относится фрагмент текста. Аргументируйте свой ответ.

Для качественного выполнения указанной работы, в связи с большим количеством информационного материала, а также загруженностью информационно-вычислительного центра завода, возникла необходимость привлечения других вычислительных центров для машинной обработки материала. С этой работой может справиться вычислительный центр Института экономики промышленности.

Определите, к какому функциональному стилю и типу речи относится фрагмент текста. Аргументируйте свой ответ.

Для горнопромышленных регионов как территориальной совокупности предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, а также потребителей минерального сырья – металлургических и химических заводов, предприятий энергетического комплекса и стройиндустрии характерно многостороннее воздействие инженерно-хозяйственной деятельности и технологических процессов на все сферы окружающей природной среды: атмосферу, биосферу, гидросферу, литосферу.

24.

Определите способ изложения материала в тексте:

Во второй половине XX века в России начинается активный выпуск словарей. В 1949 году вышел «Словарь русского языка» С. И. Ожегова. В первом издании в него было включено 50 100 слов. Так как словарь однотомный, толкования значений в нем отличаются краткостью, иллюстративный материал невелик по объему и представляет собой небольшие предложения.

В 19571961 гг. выходит «Словарь русского языка» в 4-х томах. Объем слов в этом словаре не превышает 80000 слов.

С 19501965 гг. выходит 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» (Большой академический словарь – БАС) – наиболее полный из нормативных словарей (в нем зафиксирована почти вся лексика, встречавшаяся в произведениях русской классической литературы). Его словник составляет более 120 000 слов, даны подробные толкования, тщательно разработана система помет, приведены многочисленные примеры словоупотреблений из произведений разных жанров, наиболее полно представляющие смысловые и синтаксические возможности слова.

а) стадиальный (ступенчатый);

б) дедуктивный;

в) концентрический;

г) исторический.

Определите способ изложения материала в тексте:

Научно-техническая революция XX века коснулась многих сторон человеческой деятельности. Особенно это проявилось в стремлении человека к объективному отображению окружающей его действительности. Результатом этого явилось открытие в 1958 году голограммы и развитие на ее основе науки голографии.

Голограмма – оптическая, зарегистрированная на фотопластинке картина интерференции двух пучков света от одного источника (обычно лазера).

Своим появлением на свет голограмма обязана трем выдающимся открытиям. Первое сделано в 1690 году Х. Гюйгенсом. В «Трактате о свете» он указал, что каждую точку пространства, до которой дошло световое возмущение, можно рассматривать как центр нового возмущения, распространяющегося в виде сферической волны. Второе сделано Т. Юнгом в 1801 году. Он открыл интерференцию света: при наложении световые волны гасят друг друга, если не совпадают по фазе и усиливаются при совпадении фаз. И третье сделал Д. Габор в 1948 году. Желая избавить микроскоп от сферического искажения, он предложил использовать двухступенчатый метод преобразования световых волн из одного диапазона в другой.

а) стадиальный (ступенчатый);

б) дедуктивный;

в) индуктивный;

г) исторический;

д) концентрический.

Определите способ изложения материала в тексте:

У отечественных толковых словарей многовековая история. Первыми толковыми словарями считают рукописные словарики XII и XIV веков, которые прилагались к книгам религиозного содержания.

В конце XVIII – начале XIX века появляются первые словари, толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка. Это «Словарь Академии Российской» 17891794 гг., в составлении которого приняли участие виднейшие ученые и писатели того времени, и «Словарь церковнославянского и русского языка» 1847 года. Эти словари являются нормативными, содержат систему помет и имеют в качестве иллюстраций отрывки из литературных произведений.

Особое место среди толковых словарей занимает «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, вышедший в 186301866 годах и включающий 200 тыс. слов.

В 19351940 гг. выходит «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова в 4 томах. Это нормативный словарь с тщательно разработанной системой помет. Расположение слов алфавитное, толкования краткие и точные, иллюстрации взяты в основном из художественной публицистической литературы. В конце словарных статей приведены и истолкованы фразеологизмы с данным словом.

а) стадиальный (ступенчатый);

б) дедуктивный;

в) метод аналогии;

г) исторический;

д) концентрический.

25.

Приведите пример коммуникативной неудачи, участником или свидетелем которой вы были. Охарактеризуйте причины коммуникативной неудачи.

Приведите пример коммуникативной неудачи, участником или свидетелем которой вы были. Охарактеризуйте причины коммуникативной неудачи.

Приведите пример коммуникативной неудачи, участником или свидетелем которой вы были. Охарактеризуйте причины коммуникативной неудачи.

Словарь лингвистических терминов

Аббревиатура– сложносокращенное слово, которое может быть образовано из начальных звуков или букв (вуз, УВД), из начальных частей слова (Минюст).

Антонимы – слова одной части речи, имеющиепротивоположное значение: грубость – нежность, усилить – ослабить.

Вариативность нормы – сосуществование параллельных (дублетных) языковых форм, одна из которых относится к старой норме, а другая – к новой. Отношения между такими языковыми формами, или вариантами, могут быть равноправными, когда оба эти варианта тождественны, одинаково допустимы с точки зрения современной нормы (творог – творог), или неравноправными, когда один из них находится за пределами нормы (средства – средства) или когда эти варианты имеют разную стилистическую отнесенность (в отпуске – строгий официально-деловой стиль и в отпуску– вариант, допустимый в разговорно-бытовом стиле).

Виды речи – разновидности речи в зависимости от количества участников общения и распределения функций порождения / восприятия речи между ними: монолог, диалог, полилог.

Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания; отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Грамматика – строй языка, а также правила о формах словоизменения (морфология) и типах соединения слов в словосочетания и предложения (синтаксис).

Единица языка – типовой отрезок речи, выделяемый на основе единства звучания и значения. Единицы языка– постоянные элементы языковой системы (морфема, форма слова, слово, словосочетание, предложение). Фонетические единицы – звук, слог, интонация – сами по себе значения не имеют, а являются смыслоразличительными единицами и выступают в речи не самостоятельно, а в составе или на фоне других языковых уровней.

Диалект – некодифицированная форма общенационального языка, функционирующая на определенной географической территории; местный, исторически сложившийся народный говор, имеющий свои фонетические, лексические, грамматические особенности.

Диалектизмы – диалектные слова, напр.: морква, боркан соответствуют литературному морковь.

Дисфемизмы – слова и выражения, называющие те или иные понятия в грубой форме (напр. дал дуба, сыграл в ящик, откинул копыта и пр. вместо умер). – см. термин эвфемизмы.

Жаргон– некодифицированная форма общенационального языка, обслуживающая какую-либо социальную (возрастную, профессиональную) группу. Такая речь отличается особым составом слов и выражений, часто искусственно созданных с целью «зашифровать» свою речь, сделать ее понятной узкому кругу лиц и тем самым обособиться, в той или иной степени противопоставить себя другим. Другая причина появления жаргонных слов и выражений – стремление ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к каким-либо предмерам, явлениям (свойственно молодежному жаргону). Термин «арго» и «сленг» имеют более узкое значение (воровское арго, молодежный сленг).

Знаковость языка – свойство языковых единиц быть заместителями в речи реальных объектов или ситуаций, т.е. способность означать что-либо, иметь значение.

Канцеляризм – канцелярский штамп (т.е. слово или выражение, принадлежащее канцелярскому подстилю официально-делового стиля), который воспринимается негативно в случаях его использования вне сферы официально-делового стиля – в живой речи, в публицистике, в художественной речи.

Коммуникативная неудача – недостижение инициатором общения своей коммуникативной цели, выражающееся в непонимании или неполном понимании адресатом речевого произведения.

Коммуникативная ситуация – ситуация общения. Представляет собой определенный набор ситуативных признаков, которые можно свести к следующим компонентам: кто (автор, говорящий) – кому (адресат, собеседник, слушающий) – о чем (тема, предмет речи) – почему и зачем (причина и цель) – при каких условиях (где, когда, в каком состоянии, настроении и т.п.).

Компетенция коммуникативная – активное, свободное, осознанное использование единиц языка в процессе общения (или наличие сформированных знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и порождения своих программ речевого поведения, соответствующих целям и ситуациям общения). Коммуникативная компетенция включает в себя языковую компетенцию.

Компетенция языковая – знание системы данного языка.

Контекст – завершенная по смыслу часть текста, словесное окружение той или иной языковой единицы.

Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Под культурой речи понимается также система коммуникативных качеств речи: правильность, точность, логичность, связность, чистота, выразительность, богатство, уместность, целенаправленность.

Лексика – совокупность слов, входящих в состав языка.

Лексикон – словарный запас какого-либо человека или какой-либо сферы деятельности.

Лексическое значение – значение слова, то, что обозначается словом. Это отображение предмета действительности (явления, отношения, качества, процесса) в сознании, постоянно и неразрывно связанное с определенным звучанием. Например, оброк – это слово. Его значение – «принудительный сбор с крестьян при крепостном праве».

Лексико-семантический вариант (ЛСВ) – одно из значений многозначного слова; слово в одном из своих значений. Например, слово лес имеет два значения, или ЛСВ: значение 1 «множество деревьев, растущих на большом пространстве» и значение 2 «срубленные деревья как строительный материал».

Лексическая сочетаемость – такое соединение слов, которое считается допустимым и оправданным значением каждого из данных соединяемых слов. Лексическая несочетаемость – нарушение закона лексической сочетаемости: соединение слов, не допускаемое их лексическими значениями (ср.: * глубокое детство вместо правильного раннее детство; глубокой может быть только старость).

Литературный язык – это основная, наддиалектная, образцовая форма существования языка, предназначенная для обслуживания разнообразных коммуникативных потребностей людей любой национальности. Характеризуется свойствами: обработанность, нормированность (кодифицированность), полифункциональность, общегосударственный характер, обязательность для всех носителей.

Норма языковая – система правил, упорядочивающих употребление языковых средств устной и письменной речи; исторически сложившийся, принятый в данном языковом коллективе выбор одного из функциональных вариантов языкового знака; характеризуется стабильностью, распространенностью, обязательностью.

Омонимы – слова оной части речи с одинаковым звучанием, но различные по значению. Например: брак – «супружеские отношения» (вступить в брак) и брак – «изъян в изделии» (стекло с браком).

Орфография – система правил, устанавливающих единообразное написание слов и их форм.

Орфоэпия – совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразие литературного произношения, которое включает в себя нормативное произношение звуков данного языка, ударение и интонацию.

Паронимы – слова оной части речи, сходные по морфологическому составу и близкие (но не одинаковые!) по звучанию, имеющие разные значения: абонент – абонемент, одеть – надеть, человечный – человеческий.

Парцелляция – прием присоединения: к уже законченному предложению присоединяется то, что могло бы быть его частью, например, придаточным предложением, второстепенным или однородным членом. Ср.: Мы купили телевизор самой последней модели и Мы купили телевизор. Самой последней модели!

Письмо (написание) – процесс создания речевого сообщения с последующей графической его фиксацией; зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Позитивная самопрезентация – способность произвести хорошее впечатление на адресата. Предполагает владение основами культуры речи (знание норм языка и правил речевого этикета, умение демонстрировать свои положительные качества, ориентируясь в общении на собеседника / читателя, делая общение приятным для адресата).

Порядок слов – определенное расположение слов в предложении или части предложения, последовательность компонентов синтаксических единиц.

Плеоназм – речевое излишество, смысловая избыточность, связанная с употреблением слов, дублирующих значение, уже выраженное другими словами в высказывании: * молодой юноша, * совместное взаимодействие, * толпа людей.

Предложение – единица синтаксического уровня системы языка, выполняющая функцию сообщения о внеязыковой ситуации; в речи выступает как коммуникативная единица – высказывание.

Предложение простое – предложение, имеющее одну грамматическую основу.

Предложение осложненное – простое предложение, в состав которого входят однородные члены, или / и обособленные члены, или / и вводные слова, или / и обращения, или / и междометия.

Предложение сложное – предложение, состоящее из нескольких частей (простых предложений), каждая из которых имеет свою грамматическую основу.

Просторечие – речь людей, не вполне овладевших нормами литературного языка. Вместе с жаргонами и территориальными диалектами составляет устную некодифицированную сферу общенационального языка.

Пунктуация – система знаков препинания и правил их использования для отражения на письме смысловой и грамматической расчлененности речи.

Разговорная речь – устная разновидность литературного языка, обслуживающая бытовую сферу, свойственная для повседневного, неофициального, спонтанного (неподготовленного) общения.

Речевая коммуникация (речевое общения) – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации с помощью речи, который направлен на реализацию конкретной жизненной целеустановки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Она органически включается во все другие виды деятельности – трудовую, общественную, познавательную и т.п.

Речевой этикет – выработанные обществом правила речевого поведения, основанные на нормах морали, обязательные для человеческого общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но, в то же время, исторически изменчивые.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени, представляющее собой последовательность знаков языка, организованную по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации, облеченное в устную или письменную форму. Под речью понимается при этом, с одной стороны, сам процесс говорения, а с другой – результат говорения (т.е. речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Речь – в соотношении с понятием язык – это реализация языка, это употребление каких-либо языковых средств в конкретном процессе коммуникации.

Ритмико-интонационные средства – средства смыслового и грамматического оформления устной, звучащей речи: ударение, интонация, темп, ритм, тембр, громкость, паузы.

Семантика – значение языковых единиц, их содержательная сторона.

Семантический – имеющий отношение к семантике, смысловой, содержательный.

Синонимы – слова одной части речи с разным звучанием и близким или тождественным значением: думать – мыслить, размышлять, раздумывать, кумекать, мозговать.

Системность языка – организация языка по принципу иерархии уровней и взаимодействия между формальной и смысловой стороной языковых единиц.

Слово – основная единица языка, характеризующаяся единством звучания и значения. С грамматической точки зрения слово – это совокупность всех его грамматических форм (звезда = звезда + звезды + звезде + звезду + звездой + о звезде + звёзды + звёзд + звёздам и т.д.). С лексико-семантической точки зрения слово – это совокупность всех его смысловых (лексико-семантических) вариантов: звезда = ЛСВ 1 «геометрическая фигура» + ЛСВ 2 «небесное тело» + ЛСВ 3 «известная личность».

Словоизменение – образование грамматических форм одного и того же слова: лес – леса – о лесе – лесом и т.д.

Словообразование – образование новых слов от основы данного исходного слова с помощью словообразующих аффиксов: лес – лесной, лесник, подлесок, лесовик.

Словосочетание – синтаксическая единица, образованная на основе подчинительных связей слов (одно – главное, другое – зависимое) – согласования, управления или примыкания.

Слушание (аудирование) – смысловое восприятие устного речевого произведения (речевых акустических сигналов), активный мыслительный процесс, направленный на понимание речевого сообщения.

Согласование – такой способ связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное: сахарный арбуз – именительный падеж ед. число, сахарного арбуза – родительный падеж ед. число, сахарным арбузом – дательный падеж множ. число.

Стиль функциональный – разновидность литературного языка, его структурно-функциональный вариант, определяющийся сферами деятельности человека и имеющий свои нормы отбора и сочетания звуковых единиц. Принято выделять пять таких разновидностей литературного языка: официально-деловой, научный, публицистический, разговорно-бытовой и стиль художественной литературы.

Стилистическая окраска – стилистическая отмеченность слова, связанная с его принадлежностью к одному из функциональных стилей (или отсутствие таковой) или с наличием в его значении эмоционально-экспрессивной оценки (или отсутствие таковой). Ср.: предписание, воспрещается, вышеуказанный – официально-деловой стиль; семантика, деноминация, диффузия – научный стиль; дом, вода, говорить – нейтральная, межстилевая лексика; лицо (нейтр.) – лик (книжн., высок.) – морда (снижен., груб., отриц.).

Тавтология – повторение одних и тех же или однокоренных слов в узком контексте. Ср.: * каким занятием он занимается? и чем он занимается?

Текст – речевое произведение, которое имеет смысловую и структурную организацию и характеризуется связностью, целостностью и относительной завершенностью

Термин – языковая единица, обозначающая специальное понятие в той или иной области науки или практики.

Терминология – совокупность терминов данной области знания.

Ударение – особенность произношения, состоящая в выделении одного из слогов длительностью, силой (громкостью) и особым качеством произношения входящих в этот слог звуков.

Уровень языка – одна из языковых подсистем: фонетическая, лексико-семантическая, морфологическая, синтаксическая. Каждый уровень состоит из определенных единиц. Например, фонетическую подсистему составляют звуки, слоги, а также интонация, а синтаксическую – словосочетания и предложения.

Форма слова (словоформа, грамматическая форма) – слов в одном из своих видоизменений, характеризующихся регулярностью образования, сохранением лексического значения и различающихся грамматическим значением – значением рода, числа, падежа, времени и т.п.

Формы речи – разновидности речи в зависимости от условий речевого общения (устная и письменная).

Фразеологизм (идиома) – свойственное только данному языку устойчивое неразложимое сочетание слов с самостоятельным значением, которое в целом отличается от простой суммы значений его компонентов. Например: бить баклуши – «бездельничать».

Цель коммуникативная – результат, к достижению которого стремится говорящий с помощью своей речи, что связано, прежде всего, с адекватным пониманием смысла речевого произведения адресатом.

Части речи – грамматические классы слов, выделяемые на основе общего частеречного значения, морфологических признаков и синтаксических свойств. Например, имена существительные – это слова, которые обозначают предмет, отвечают на вопрос кто? что?,изменяются по падежам и числам и имеют основную функцию в предложении – подлежащего или дополнения.

Чтение – смысловое восприятие письменного речевого сообщения, направленное на его понимание; расшифровка графических символов и их понимание.

Эвфемизмы – слова и выражения. В смягченной форме называющие некоторые понятия, прямое выражение которых было бы нежелательным в определенных условиях, оскорбляло вкус и нарушало культурные стереотипы общения (напр., эвфемизмы скончался, ушел из жизни, ушел в мир иной, покинул нас вместо прямого умер).

Эллипсис – обоснованный пропуск некоторых членов предложения, опущение в речи слов, легко подразумеваемых или восстанавливаемых по контексту. Распространен в разговорной речи, используется в художественном стиле как особый прием. Например: Ты куда? – Домой. Вместо: Я иду домой.

Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, служащая коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека об окружающем мире.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК

Основная литература

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение / Р. И. Аванесов. – М., 1984.

2. Ашукин Н. С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / Н. С. Ашукин. – М., 1988.

3. Бабкин А. М. Русская фразеология, ее развитие и источники / А. М. Бабкин. – М., Л., 1970.

4. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д, 2002.

5. Головин Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. – М., 1988.

6. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М., 1981.

7. Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи / Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. – М., 1976.

8. Кузин Ф. А. Культура делового общения : практич. пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. / Ф.А. Кузин. – М., 2002.

9. Культура русской речи / под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М., 2000.

10. Львова С. И. Язык в речевом общении / С. И. Львова. – М., 1991.

11. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи / С. И. Ожегов. – М., 1974.

12. Пестрякова А. И. Культура речи / А. И. Пестрякова. – М., 1998.

13. Плещенко Т. П. Основы стилистики и культуры речи / Т. П. Плещенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет ; под. общ. ред. проф. П. П. Шубы. – Минск, 1999.

14. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д. Э Розенталь. – М., 2006.

15. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М., 1999.

16. Русский язык и культура речи / под ред проф. О. Я. Гойхмана. – М., 1982.

17. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин. – М., 1982.

18. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика / Д. Н. Шмелев. – М., 1977.

Словари

1. Бирих А. К. Словарь фразеологических синонимов русского языка / А. К. Бирих. – СПб., 1999.

2. Колесников Н. П. Словарь омонимов русского языка / Н. П. Колесников. – Ростов-на-Дону, 1995.

3. Колесников Н. П. Словарь паронимов и антонимов / Н. П. Колесников. – Ростов-на-Дону, 1995.

4. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. – Красноярск, 1990.

5. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М., 1984.

7. Орфографический словарь / под ред. С. Г. Бархударова. – М., 1979.

8. Орфоэпический словарь. Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р. И. Аванесова. – М., 1983.

9. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М., 2003.

10. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лезина., С. М. Локшиной. – М., 1979.

11. Словарь синонимов русского языка / под ред. А. П. Евгеньева. – М., 2002.

12. Толковый словарь русского языка конца XX века / под ред. Г. Н. Скляревской. – С.-Пб., 1998.

13. Фразеологический словарь / под ред. А. И. Молоткова. – М., 1978.

Дополнительная литература

1. Акиншина А. А. Жесты и мимика в русской речи / А. А. Акиншина. – М., 1991.

2. Верещагин Е. М. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – М., 1983.

3. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки / П. В. Веселов. – М., 1993.

4. Гольдин В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М., 1983.

5. Граудина Л. К. Теория и практика русского красноречия / Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич. – М., 1989.

6. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. – М., 1989.

7. Кохтев Н. Н. Популярная стилистика русского языка. – М., 1988.

8. Изучаем риторику: методические указания к практическим занятиям для студентов нефилологических специальностей / Сост. Е.В. Пучкова, М. Г. Синегуб. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2007.

9. Ладыженская Т. А. Живое слово / Т. А. Ладыженская. – М., 1986.

10. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля / И. Г. Проскурякова [и др.]. – СПб., 2002.

11. Потылико Г. И. Этико-психологические основы общения / Г. И. Потылико. – М., 1983.

12. Русский язык и культура речи: рабочая тетрадь : учеб.-метод. пособие / сост. И. А. Авдеенко. – Комсомольск - на - Амуре, 2007.

13. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи / Л. И. Скворцов. – М., 1980.

14. Токарчук И.Н. Речевая коммуникация: учеб.-мотод. Пособие / И.Н. Токарчук, Н.В. Алехина. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007.

15. Фонетика спонтанной речи / под. ред. Н. Д. Светозарова. – Л., 1988.

16. Чернораева Т. Н. Стилистика русского языка и культура речи: учеб. пособие для практ. занятий / Т. Н. Чернораева. – Хабаровск, 2005.

Бабкина Екатерина Сергеевна

Русский язык и культура речи:

подготовка к ФЭПО

Учебно-методическое пособие

Отпечатано с авторского оригинала

Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Бумага писчая. Гарнитура «Таймс». Печать цифровая. Усл. печ. л. 10, 7. Тираж 100 экз. Заказ №

Издательство Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета

681000, Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 17/2.

Отпечатано в типографии Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета: 681000, Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 17/2.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс (365)

    Учебно-методический комплекс
    ... подготовки кадров, их мобильности, умениям и компетентности с учетом запроса работодателей. Настоящий учебно-методический ... век. Документы и материалы: Учебноепособие: В 2 кн. / Сост ... (ФЭПО или ... учебного курса. 3. В области русскогоязыка и культурыречи ...
  2. Отчет об образовательной и научной деятельности юргту(нпи) 1 содержание подготовки специалистов (бакалавров) 1 1 соответствие разработанных образовательных программ и учебно-методической документации

    Отчет
    ... , философия, английский язык, история, русскийязык и культураречи, экономика, экономическая ... тестирования) ФЭПО – 8 (декабрь 2006 - январь 2007) ФЭПО – ... курсов лекций, методических указаний, подготовки учебников и учебныхпособий и т.п., находят ...
  3. БАЗОВЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебной дисциплины «Иностранный язык для специальных целей» (английский второй образовательный уровень-бакалавриат)

    Документ
    ... подготовки студента). Календарный план дисциплины. Карта обеспеченности учебно-методической ... такими дисциплинами как «Русскийязык и культураречи», «Философия», « ... пособия Learn English (2-й уровень обучения), учебно-методическимипособиями ... , ФЭП) ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 011200 - физика

    Основная образовательная программа
    ... Правоведение, Русскийязык и культураречи, Социология ... подготовки специалистов, в том числе, в системе государственного Интернет-тестирования по иностранному языкуФЭПО ... физическими упражнениями: Учебно-методическоепособие. Лутченко Н.Г., Щеголев ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 011200 - физика

    Основная образовательная программа
    ... Правоведение, Русскийязык и культураречи, Социология ... подготовки специалистов, в том числе, в системе государственного Интернет-тестирования по иностранному языкуФЭПО ... физическими упражнениями: Учебно-методическоепособие. Лутченко Н.Г., Щеголев ...

Другие похожие документы..