textarchive.ru

Главная > Документ


– То есть как это считается? У кого это считается?

– У нас и считается. У мастеров... Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели не дай бог помрете, что «в ящик сыграли». А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, «приказал долго жить». А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят – «перекинулся» или «ноги протянул». Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что «дуба дают». Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал»...

Потрясенный этой, несколько странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

– Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

– Я человек маленький. Скажут «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.

И строго добавил:

– Мне «дуба дать» или «сыграть в ящик» – невозможно. У меня комплекция мелкая... А с гробом как, господин Воробьянинов? Неужто так без кистей и глазету ставить будете?

И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев».

3.Определите значение иноязычных выражений (при выполнении задания используйте словарь иностранных слов или словарь Н.С. Ашукина «Крылатые слова. Литературныецитаты. Образныевыражения»).

Nota bene, ex libris, post faktum, pro et kontra, pro forma, a la, alma mater, a priori, carte blanche, idee fixe, terra inсognita, post scriptum, de facto, perpetuum mobile, alter ego.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Найдите, прокомментируйте и исправьте ошибки в использовании форм числа имен существительных.

1. Коллективы решили каждый квартал обмениваться информациями.

2. Для нанесения прямых линий используют стальные выверенные линейки разных длин и толщин.

3. В этом же здании обучаются будущие повары.

4. В магазине мы купили три пары чулков и две пары носок.

5. Сейчас можно встретить девушек в легких косынках и молодых людей без головного убора.

6. Разные цехи специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства.

2. Найдите, прокомментируйте и исправьте ошибки в использовании падежных форм имен существительных.

1. Ответ по его заявлению был отправлен своевременно.

2. Оппонент написал отзыв на диссертацию соискателя.

3. Родители очень тревожились о сыне: он долго не возвращался с прогулки.

4. Кондуктор потребовала оплатить за проезд.

5. Татьяна Ивановна не выполняет свои обещания.

6. Мы не теряем время зря.

7. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов.

8. Перу профессора Петра Черныха принадлежит много работ по истории русского языка.

9. Открыта выставка работ Базилюк Ивана Сергеевича.

10. Мария и Рейнгольд Эстремы спасли группу русских военнопленных в период Второй мировой войны.

11. Студенту Юрию Кулик необходимо срочно явиться в деканат.

3. Найдите, прокомментируйте и исправьте ошибки в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных.

1. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будет дан старт первому этапу летней олимпиады.

2. Вера оказалась в преглупейшем положении.

3. Твой рисунок более красивее моего.

4. Нижайшие зимние температуры бывают у нас в Якутии, в поселке Оймякон.

5. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям.

6. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

7. Я не знаю, что может быть более лучше, чем прогулка по зимнему лесу.

8. Нам удалось победить в этом матче самого сильнейшего противника.

4. Прочитайте формы субъективной оценки имен прилагательных. Определите морфему, которая образует оценочную форму, и значение, вносимое этой морфемой.

Беленький, претихий, сверхвысокий, слабенький, здоровешенький, новехонький.

5. Найдите, прокомментируйте и исправьте ошибки в употреблении глаголов и глагольных форм.

1. Обжигающий ветер пробирается за шиворот, мороз щипет щеки и нос, мне трудно дышать.

2. Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.

3. Лучше всего он чувствовал себя среди учеников, которым постоянно помогает.

4. Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

5. Артист, руководимый школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля.

6. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков.

7. Подъезжая к станции, в вагоне стало шумно.

8. Мы прибежали домой промокнувшие до нитки.

6. Прочитайте отрывок из рассказа А. Аверченко «Леденящая душу история». Найдите в тексте числительные, определите их разряд. Выпишите из отрывка сложные и простые количественные числительные. Просклоняйте числительные 36, 72, 134, 288, 576, 16 000 000 , поставив их в дательный, творительный и предложный падежи.

Эту историю рассказал мне один очень симпатичный человек.

– Видите, – сказал он мне, показывая в театре на сидящего в ложе полного блондина. – Видите этого господина? Инженер Пятеркин. /…/

...Этот Пятеркин обо мне очень много наслышан.

Как-то встречает меня:

– Поступайте ко мне на службу!

– К вам-то? Да с удовольствием! А какое жалованье?

– Три тысячи в месяц.

– Пожалуй, подходит. Закончу дела на своей теперешней службе и через две недели к вам.

Закончил я дела, собрался к инженеру Пятеркину, узнала жена, одобрила. Потом спрашивает:

– А какое жалованье?

– Три тысячи.

– С ума ты сошел? Не хватит!

– Постой... А я уже две недели тому назад покончил с ним.

– То было две недели тому назад, а то теперь! Тогда масло стоило 30 рублей фунт, а теперь 45, тогда ботинки стоили тысячу рублей, а теперь полторы. И все так... Пойди, измени условия!

Прихожу: рассказываю. Инженер Пятеркин, как я уже изволил вам докладывать, – светлая личность! Да, говорит, вы правы... За эти две недели жизнь поднялась в полтора раза. Хорошо. Будете вы у меня получать четыре с половиной тысячи!

Радостный, побежал я к жене. До того бежал, что вспотел, пронизало меня ветром, пришел домой и слег.

Инфлюэнца.

Две недели провалялся. Встал, собираюсь к инженеру Пятеркину.

А жена опять:

– Постой! Как же ты будешь получать четыре с половиной тысячи, когда жизнь опять вздорожала на 35 процентов. Масло, что стоило 2 недели тому назад 45 – теперь 60, ботинки вместо полуторы – две тысячи!

Пошел я к этой светлой личности – Пятеркину, рассказал.

С одного слова все понял человек!

– Верно, – говорит. – Ежели, – говорит, – по маслу равняться – цена вам шесть тысяч. Только подождите две недельки. Пока вы болели, я на ваше место взял на месяц временного человека. Дослужит он и уйдет. А вы на его место.

Подождал я две недели, собираюсь идти к Пятеркину.

Жена опять:

– А на какое жалованье?

– Шесть тысяч.

– Что ты, милый! Как же можно на шесть тысяч прожить, когда масло уже 120, ботинки – четыре тысячи...

Прихожу к этой буквально замечательной личности Пятеркину – рассказываю...

– Верно, – говорит. – Если уж начали мы по маслу равняться и по ботинкам – так и будем продолжать. Значит, полагается вам 9 тысяч. Контракт на 3 года, как у нас установлено...

Тут меня и осенило.

– Позвольте! – говорю. – Ежели за это время каждый месяц цены на все увеличиваются вдвое, то как же я могу застыть на одном и том же жалованье? Ведь этак я месяца через три умру с голода.

До чего это была светлая личность – сказать даже не могу.

– Верно, – кричит, – совершенно бесспорно! Тогда мы, если вы хотите, сделаем расчет прогрессивный. Два месяца тому назад сколько стоило масло?

– 30 рублей.

– Месяц тому назад?

– 60.

– Теперь?

– Значит, 120.

– Ботинки?

– То же самое: тысяча – две тысячи – четыре тысячи...

– Так-с, – говорит, – теперь, когда мы математически установили вздорожание жизни в месяц ровно вдвое (ох, и математик же был шельма! Светлая голова! Недаром – инженер!)... то теперь мы, – говорит, – равняясь по маслу и ботинкам, исчислим математически и увеличение вашего жалованья... Этот месяц вы получите 9 тысяч, второй – 18, третий – 36, четвертый – 72, пятый – 134, шестой – 288, седьмой – 576, восьмой... ну не будем, для ровного счета считать – миллион в месяц. На девятый месяц – 2 миллиона, десятый – четыре, одиннадцатый – 8, двенадцатый – 16 миллионов. Он погрузился в вычисления, потом оторвался, покрутил головой:

– Гм... да! Выходит, что к концу второго года вы получите ежемесячно 64 миллиарда, а к середине третьего года свыше четырех биллионов в месяц.

– Многовато, – задумчиво сказал я.

– Да дело, пожалуй, этого не выдержит.

– И возиться с ними, с такой уймой деньжищ, тоже, знаете, затруднительно. Ведь эти четыре биллиона домой привезти – обоз нанимать придется!

– И верно! А сколько миллиардов один обоз будет стоить? Да помещение для хранения нужно. Сухое, железобетонное! Да страховка от пожара, да сторожа, да счетчики...

Говорю ж вам – светлая был голова инженер Пятеркин – все высчитал – даже сторожей не забыл! Сидим мы, молчим оба – грустные-прегрустные.

– Что ж теперь делать, – спрашиваю. – Может, плюнуть пока на эти расчеты и поступить к вам тысяч на десять!.. А там видно будет.

– А контракт на 3 года? Ведь по уставу нашего общества – мы без контракта не можем.

Вздохнул я. Ушел.

И так вот до сих пор хожу я к нему. Поговорим, поговорим и разойдемся. И мне хочется служить, и ему страх, как хочется, чтобы я поступил. /…/ Сойдёмся оба и чуть не плачем...

* * *

Голова рассказчика уныло свисла на грудь.

– А я, собственно, не понимаю, – заметил я, — почему вам было не подписать контракт на эти 4 биллиона? Получали бы вы 4 биллиончика в месяц, а ботинки стоили бы тогда биллиончика три...

– Мы-то оба понимаем, но главное – перевозка! Да наем сухого железобетонного сарая, да сторожа, да счетчики, да кассиры... Инженер Пятеркин – светлейшая голова – он уж все высчитал!

Да... Страшные, леденящие кровь драмы совершаются около нас каждый день, а мы проходим себе мимо, как дураки, и ничего не замечаем...

7. Раскройте скобки, цифры запишите словами, согласуйте дополнения с числительными.

1. Вместе с новыми (1230 слова) учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов.

2. Разность между (87) и (58) составляет двадцать девять.

3. Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба – обе) стороны живописной реки, привлекал много туристов.

4. На дорогу у нас ушло (полтора – полторы) суток.

5. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей).

6. Старшие братья уехали вперед, младшие дожидались, пока за ними (тремя - троими) приедет мать.

8. Раскройте скобки, цифры запишите словами. Внесите необходимые исправления. Мотивируйте выбор варианта.

1. Вторая мировая война началась (в одна тысяча девятьсот тридцать девятом – в одну тысячу девятьсот тридцать девятом) году.

2. По сравнению с тысяча сто сорока шестью трудными в орфографическом отношении словами, включенными в сборник диктантов, все остальные представляются легкими.

3. (Пройдет – пройдут) еще пара месяцев, и начнется долгожданная весна.

4. В начале учебного года ученикам было дано по (10 тетрадей), по (5 цветных карандашей), по (6 ластиков).

5. Издательство выпускает (дву – двух) и (тре – трех)язычные словари.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Определите тип и причину ошибок. Предложите исправленные варианты.

1. Хаос на автодорогах и сотни аварий вызвали резкое понижение температуры и гололед.

2. Хорошо выполнила практику вторая группа IV курса, где старостой является Нина Петрова, которая в этом году значительно увеличилась в своем объеме по сравнению с прошлым годом.

3. Никто, даже лучшие друзья, не могли мне помочь выйти из кризиса.

4. Промчался лыжник, оставляя на снегу глубокий след.

5. Для работы в фирме требуются люди, окончившие вуз и которые имеют специальную подготовку.

6. Лучшая доярка Козлова М.П. на 28-й день после отела получила от коровы по кличке Маруська 37 литров молока.

7. Эти вдохновенные строки А. Пушкин посвятил женам декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь.

8. Мы должны успеть не только купить билеты, но и продукты в дорогу.

9. Антикварный салон купит дорого картины, алюминиевые, бронзовые и другие ювелирные изделия.

2. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.

1. На совещании был… представлен… пятнадцать стран, причем большинство их посланцев являл…сь депутатами парламентов. 2. Некоторая часть учителей сельских школ нужда…тся в повышении квалификации. 3. Большинство картин художников-передвижников был… воспринят… как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности. 4. Большое количество студентов и аспирантов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам. 5. Ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди учащихся, принима…тся администрацией школы. 6. Большинство работ В. Е. Евгеньева-Максимова (десятки книг и сотни статей) посвящен… исследованию творчества Н. А. Некрасова. 7. Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Сибирь. 8. Подавляющее большинство слушателей показал… на экзаменах глубокие знания.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ

1. Расставьте знаки препинания в примерах, схематично объясните расстановку знаков.

А).

1. Я люблю идти в лесу тихо с остановками с замиранием и тогда всякая зверушка меня за своего принимает.

2. Удочки черви подкормка спички для костра все было готово для рыбалки.

3. Трудно с упорством отступала зима.

4. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.

5. Все волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье.

6. Зиму и лето осень и весну из года в год жили кормились и вековали в лесу лоси.

7. Загорелое его лицо было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами.

8. Внук попросил дедушку пожелать ему ни пуха ни пера и пошел в школу.

Б).

1. Конечно не один Евгений смятенье Тани видеть мог.

2. Но как на беду в это время подвернулся губернатор.

3. Чу сверчок за печкой затрещал… чу вздохнул кто-то.

4. Ба Знакомые все лица!

5. К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

6. Мы дело кончим полюбовно но только чур не плутовать!

В).

1. У ворот его стояла кибитка запряженная тройкою татарских лошадей.

2. Часть книг предназначенная для кабинета литературы получена.

3. Августовское солнце еще жаркое освещало обмелевшую за лето реку.

4. Илья закрылся с головой дядиным полушубком и лежал затаив дыхание.

5. Ганс фон Дитрих печально вздохнул и нахмурясь оглядел шкафы.

6. Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались.

7. Ветер злой и холодный уныло запел свою песню похожую на вой голодного волка.

8. Никто исключая камердинера не видел его ненапудренным.

Г).

1. Еще в полях белеет снег а воды уж весной шумят.

2. Он знак подаст и все хохочут.

3. Над долиной где мы ехали спустились тучи.

4. Я думал о том что случилось и ничего не понимал.

5. Очевидно было что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.

6. Когда наша шлюпка направлялась от фрегата к берегу мы увидели что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей.

Д).

1. Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.

2. Любите книгу она поможет разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека.

3. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.

4. И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист.

5. Несчастья бояться счастья не видать.

6. Поздней осенью перед самой зимой степь опять зеленеет.

7. За мной гнались я духом не смутился.

8. Погода была ужасная ветер штормовой ревел с ночи дождь лил как из ведра.

Е).

1. Валя тепло обняв за плечи мать успокаивала ее провожая до двери Ты не тревожься мама.

2. На вопрос мой Жив ли старый смотритель никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.

3. Посвети барину сказал Бирюк девочке.

4. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец сняв шапку оборотился ко мне и сказал Барин не прикажешь ли воротиться?

5. Он (незнакомец) нагнулся к ней и спросил Псина ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная бедная… Ну не сердись не сердись… Виноват.

6. Давненько не брал я в руки шашек! Говорил Чичиков.

2. Замените предложения с прямой речью на предложения с речью косвенной.

1. «Имеете вы известия от вашего сына?» – спросил я ее наконец.

2. «Какая же будет ваша последняя цена?» – спросил наконец Собакевич.

3. «Душевно рад знакомству, – проговорил Василий Иванович, – только уж вы не взыщите: у меня здесь все по простоте, на военную ногу».

4. Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города».

3. Прочитайте устойчивые сочетания, запомните их написание. Составьте с тремя из них предложения.

Во что бы то ни стало; что ни есть; ни днем ни ночью; ни дать ни взять; ни свет ни заря.

4. Расставьте знаки препинания. Схематично объясните постановку или отсутствие знаков на месте цифр-индексов.

Вернувшись на свое место (1) он облокотился на парту (2) и (3) подпирая подбородок руками (4) уставился в стену каменным взглядом (5) выражавшим страдание (6) дошедшее до последних пределов.

5. Расставьте знаки препинания. Разберите предложение по составу.

Вода в круглых окнах-колодцах казалась неподвижной но если вглядеться то можно было увидеть как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники.

6. Разберите предложение по составу. Исправьте пунктуационные ошибки.

Становлюсь на колени перед тобой россиянин – кем бы ты ни был: младым главой ватаги, из княжеского рода, посланным отцом из уютных палат ради наживы, и подвига, простым ли мужиком, с Дона, страждущим свободы, и лучшей доли или хитроумным дьячком, писавшим царю челобитные, от вождей племен и атаманов, сквозь которые просматривается: недюжинный ум летописцев русской славы.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните выбор проверяемого написания:

изм…рять площадь (……….…..)

прим…рять ребят (………..…....)

прор…дить морковь (………..….)

нак…лоть дров (………………….)

п…лоть грядки (……………...….)

посв…тить фонарем (………….)

спуститься в д…лину (………….)

ум…лять о помощи (……………)

запл…тить долг (………………..)

зар…дить ружье (……………….)

нак…лить железо (……………..)

оп…лить гуся (………………..…)

посв…тить стихотворение (….)

находиться вд…леке (…………..)

ум…лять чьи-либо грехи (……...)

спл…титься во имя дела (……..)

быть ст…рожилом (………..…)

ст…рожить огород (…….……...)

прист…жные воротники (…….)

прист…жные лошади (………...)

2. Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните выбор написания:

уб...раю – уб...ру (………………..)

скл...няться – скл…ниться (..…..)

отп…рать – отп...реть (………)

Утв…рь – раств...ритель (…….)

зам…реть – зам...рать (…………)

з...ря – з...ри – з...рево (……….….)

раст…реть – раст…рать (…..)

заг…рать – за..гар – выг..рки (...)

уд…рает – уд…ерет (…………...)

ск…кать – ск…очить - ск..чу(..)

разж…гать - разж…чь (……….)

ср...внить – ср...внять (……….…)

выч…тать – выч…сть (…………)

пор…сль – зар…стать (…….….)

изл…гать – изл…жить (………)

попл…вок - пл...вцы (……………..)

прик...снуться – соприк…саться

Обм...кнуть – вым...кнуть (…..)

разл...жение – изл…гать (……...)

отр…сль – р…стовщик (……..…)

3. Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните выбор написания:

гребеш…к (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

печ…т (…………………………)

ш…пот (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

реш…тка (…………… ………….)

толч…шь (…………………………)

трущ…ба (………………………)

окруж…нный (…………… ……)

береж…т (……………… ………)

обж…ра (…………….. ………….)

сестриц…н (……………………….)

крыж…вник (…………………..)

ц…пленок (……………… ……….)

пальц…м (…………… ……………)

расч…санный (……………………)

бац…лла (………………………..)

горяч…(………… …………………)

лекц…я (……………………………)

ж…лтый (…………………………)

бледнолиц…й (…………………….)

ож…г (……………………………..)

4. Вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте выбор написания:

перепис…ик(……………………..)

спал…нка ( ……………………….)

газет…ик (………………………..)

пальт…цо ( ………………………)

камен…ик (……………………….)

плать…це (………………………...)

пиль…ик (…………………………)

врем…чко ( ……………………….)

горош…нка (……………………….)

звоноч…к (………………………..)

кресл…це (…………………………)

крюч…к ( …………………………)

5. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс (365)

    Учебно-методический комплекс
    ... подготовки кадров, их мобильности, умениям и компетентности с учетом запроса работодателей. Настоящий учебно-методический ... век. Документы и материалы: Учебноепособие: В 2 кн. / Сост ... (ФЭПО или ... учебного курса. 3. В области русскогоязыка и культурыречи ...
  2. Отчет об образовательной и научной деятельности юргту(нпи) 1 содержание подготовки специалистов (бакалавров) 1 1 соответствие разработанных образовательных программ и учебно-методической документации

    Отчет
    ... , философия, английский язык, история, русскийязык и культураречи, экономика, экономическая ... тестирования) ФЭПО – 8 (декабрь 2006 - январь 2007) ФЭПО – ... курсов лекций, методических указаний, подготовки учебников и учебныхпособий и т.п., находят ...
  3. БАЗОВЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебной дисциплины «Иностранный язык для специальных целей» (английский второй образовательный уровень-бакалавриат)

    Документ
    ... подготовки студента). Календарный план дисциплины. Карта обеспеченности учебно-методической ... такими дисциплинами как «Русскийязык и культураречи», «Философия», « ... пособия Learn English (2-й уровень обучения), учебно-методическимипособиями ... , ФЭП) ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 011200 - физика

    Основная образовательная программа
    ... Правоведение, Русскийязык и культураречи, Социология ... подготовки специалистов, в том числе, в системе государственного Интернет-тестирования по иностранному языкуФЭПО ... физическими упражнениями: Учебно-методическоепособие. Лутченко Н.Г., Щеголев ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 011200 - физика

    Основная образовательная программа
    ... Правоведение, Русскийязык и культураречи, Социология ... подготовки специалистов, в том числе, в системе государственного Интернет-тестирования по иностранному языкуФЭПО ... физическими упражнениями: Учебно-методическоепособие. Лутченко Н.Г., Щеголев ...

Другие похожие документы..