textarchive.ru

Главная > Документ


11. Как вы начнете и закончите свою речь, если вы:

1) защищаете свой курсовой проект;

2) выступаете с докладом на семинаре: а) по философии, б) по культурологии, в) по истории России;

3) обращаетесь к администрации вуза от имени профкома студентов с требованием: а) повысить стипендию, б) изменить расписание, в) изменить время начала занятий, г) понизить плату за обучение;

4) обращаетесь к коменданту общежития с просьбой: а) переселить в другую комнату, б) отремонтировать газовую плиту, в) попросить открыть душевую комнату, г) попросить решить вопрос с дежурством на вахте.

12. Подберите аргументы для защиты или опровержения данных ниже тезисов в одной из следующих ситуаций: а) при разговоре с деканом, б) в беседе с друзьями-студентами, в) в дискуссии на ток-шоу.

  1. Выпускник вуза должен быть скорее энциклопедически образованной личностью, чем узким специалистом.

  2. Необходимо провести реформу вузовского образования.

  3. Изучение русского языка и культуры речи в вузе необходимо студентам всех специальностей.

  4. Занятия в институте должны начинаться не ранее 10 часов утра.

  5. Студент, не посещавший занятий, не имеет права получить зачет.

  6. Каждый российский студент должен пройти стажировку в зарубежном вузе.

  7. Образованный человек – полезный человек.

РАЗДЕЛ 3. ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны – и все это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.

А. П. Чехов

1. Прочитайте отрывок из романа Б. Пильняка «Машины и волки». Какие особенности официально-делового стиля воспроизводятся в нем (в тексте сохранена авторская орфография и пунктуация). Какие стилистические ошибки персонажей воспроизводит автор?

РСФСР

КОМЯЧЕЙКА

ЗАЯВЛЕНИЕ

РКП

при Коммуне

в С. Расчислово

«КРЕСТЬЯНИН».

Товарищи в Уездкоме. Мы как коммунисты женившиеся в дореволюционный период на представительницах контрреволюции Авдотье Семеновне Мериновой с детьми и Арине Ивановне Мериновой с детьми, как мы теперь братья один Председатель а другой Секретарь Коммуны КРЕСТЬЯНИН. Просим онулировать наших жен Авдотью Семеновну и Арину Ивановну; и детей. Как рожденных в дореволюционный период.

Члены партии РКП.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ липат меринов.

Секретарь логин меринов.

тыща девятьсот двадцать первого года.

2. Составьте заявление о предоставлении очередного отпуска и об оказании материальной помощи. Чем они будут различаться?

3. Определите жанры приведенных ниже документов. Какие ошибки допустили их составители? Предложите свои варианты документов.

А). Директору школы № 17

Иванову И.И.

заведующей методическим

кабинетом Слободенюк М.К.

Извещаю Вас о том, что необходимо купить новые наглядные пособия по истории Дальнего Востока. Прошу выделить сумму денег (2000 руб.), необходимую для приобретения этих наглядных пособий.

23 марта 2011 года М.К. Слободенюк

Б).

ФИО Кузнецова Екатерина Петровна

Дата рождения 02.07.1973

Образование Владивостокский государственный

медицинский университет

Специальность по диплому Врач-лечебник

Специализация 1998-2000 гг. клиническая

ординатура, кафедра

госпитальной

хирургии.

Сертификат: врач-хирург.

О себе: после окончания средней школы в 1991 г. решила связать свою судьбу с профессией, которую считаю самой интересной и человечной. С поступления в институт началась самая увлекательная пора моей жизни: освоение интересных наук, общение с интереснейшими людьми, участие в общественных мероприятиях. Помимо освоения профессии научилась находить общий язык с людьми разных социальных групп и характеров. После окончания университета я выбрала хирургию. При природной доброжелательности и милосердии я обладаю твердостью характера, напористостью в достижении цели и в какой-то степени мужественностью. Все это позволило мне стать женщиной-хирургом. Два года ординатуры помоги мне раскрыться как практическому врачу и выявили новые качества: самостоятельность, решительность, выносливость. Со всеми поддерживаю ровные и добрые отношения. Но такая черта характера, как разумный эгоизм, а также неприятие современного положения в финансировании нужд медицины и как следствие – невозможность самореализации в государственном секторе здравоохранения подтолкнули меня к поиску другой работы. Считаю, что в данный момент наиболее перспективной смежной с медицинской сферой является фармацевтическая.

Самым ценным в жизни считаю семью. Мечтаю обеспечить достойную жизнь своим близким, быть полезной обществу, совершенствовать себя. Планирую освоить персональный компьютер и иностранный язык.

В).

Я, Петрова Светлана Викторовна, родилась 23 сентября 1987 г. в г. Хабаровске. Мои родители живут и работают в Хабаровске.

В 2005 году я окончила среднюю школу № 45 и решила попробовать себя в роли мастера женских и мужских стрижек. Проучившись 4 месяца на парикмахерских курсах, я поняла, что это не мое призвание.

Затем поступила в торговый техникум. По окончании получила специальность продавца и начала свою трудовую деятельность в небольшом пригородном гастрономе. Я любила свой коллектив и свою работу, но спустя 2 года моя любовь постепенно охладела, и мне захотелось новизны. В настоящее время я являюсь студенткой Дальневосточной государственной академии государственной службы.

В личной жизни все хорошо, но семейную жизнь пока не построила (нет достойных).

12. 06. 2011 Петрова

4. Составьте следующие личные бумаги:

– доверенность на получение стипендии;

– объяснительную в связи с опозданием на занятие;

– автобиографию;

– резюме.

5. Прочитайте фрагмент интервью на собеседовании при приеме на работу. Измените его так, чтобы у интервьюера сложилось благоприятное впечатление о претенденте на вакантную должность. Какие языковые средства вы использовали?

– Расскажите немного о себе.

– У меня очень простая жизнь, она вся как на ладони. Школу окончил, пошел в армию. Из армии – в университет. Университет окончил – на завод инженером. Инженером поработал – опять в университет, в аспирантуру. Аспирантуру закончил – опять на завод начальником отдела. С завода – в совместное предприятие, опять инженером. Из инженеров – в начальники отдела. Теперь пришел в вашу фирму на собеседование. Все!

– Но были же подробности?!

– Да были...

6. Прочитайте рекламные сообщения. Укажите, какие языковые средства используются в них?

1. «Indesit. Мы работаем вы отдыхаете»;

2. «Квас не Кола, пей Николу» реклама кваса «Никола».

3. «Пребывание на кухне как путешествие. А путешествовать я люблю налегке. Майонез «Балтимор лёгкий»».

4. «... Если нужен ГАЗ!» (реклама автомобилей марки ГАЗ).

5. «Модель идеальна, цена оптимальна» (стиральные машины «Candy»).

6. «VEKA. Клуб производителей отечественных окон. Ты узнаешь его по профилю».

7. «Матрица. Матрица. Матрица. Много это только половина того, что мы предлагаем».

8. Газета «Коммерсантъ».

9. «Не тормози! Сникерсни!» (реклама шоколада «Сникерс»).

10. «Tefal заботится о вас».

7. Деловая беседа по телефону предполагает соблюдение ряда правил. Из приведенных ниже этикетных формул укажите те, которые НЕ следует использовать во время делового телефонного разговора.

1. Поднять трубку до четвертого звонка телефона

2. Сказать «доброе утро (день)», «говорите», представиться и назвать отдел.

3. Спрашивать «Чем я могу помочь»?

4. Вести две беседы сразу.

5. Предложить перезвонить, ели для выяснения деталей требуется время.

6. Говорить: «Все обедают», «Никого нет», «Пожалуйста, перезвоните».

7. Использовать для заметок клочки бумаги и листки календаря.

8. Записать номер звонящего и перезвонить ему.

РАЗДЕЛ 4. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее,

как видеть, что уместно.

М.Т.Цицерон

ЯЗЫКОВАЯ НОРМА

1. Прочитайте рассказ И. Бунина «Смарагд». Проиллюстрируйте на материале этого рассказа функции языка.

СМАРАГД

Ночная синяя чернота неба в тихо плывущих облаках, везде белых, а возле высокой луны голубых. Приглядишься – не облака плывут – луна плывет, и близ нее, вместе с ней, льется золотая слеза звезды: луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду.

Она боком сидит на подоконнике раскрытого окна и, отклонив голову, смотрит вверх – голова у нее немного кружится от движения неба. Он стоит у ее колен.

– Какой это цвет? Не могу определить! А вы, Толя, можете?

– Цвет чего, киса?

– Не зовите меня так, я уж тысячу раз говорила вам…

– Слушаю-с, Ксения Андреевна.

– Я говорю про это небо среди облаков. Какой дивный цвет! И страшный и дивный. Вот уже правда небесный, на земле таких нет. Смарагд какой-то.

– Раз он в небе, так, конечно, небесный. Только почему смарагд? И что такое смарагд? Я его в жизни никогда не видал. Вам просто это слово нравится.

– Да. Ну, я не знаю, – может, не смарагд, а яхонт… Только такой, что, верно, только в раю бывает. И когда вот так смотришь на все это, как же не верить, что есть рай, ангелы, божий престол…

– И золотые груши на вербе…

– Какой вы испорченный, Толя. Вправду говорит Марья Сергеевна, что самая дурная девушка все-таки лучше всякого молодого человека.

– Сама истина глаголет ее устами, Киса.

Платьице на ней ситцевое, рябенькое, башмаки дешевые; икры и колени полные, девичьи, круглая головка с небольшой косой вокруг нее так мило откинута назад… Он кладет руку на ее колено, другой обнимает ее за плечи и полушутя целует в приоткрытые губы. Она тихо освобождается, снимает его руку с колена.

– Что такое? Мы обиделись?

Она прижимается затылком к косяку окна, и он видит, что она, прикусив губу, удерживает слезы.

– Да в чем дело?

– Ах, оставьте меня…

– Да что случилось?

Она шепчет:

– Ничего…

И, соскочив с подоконника, убегает.

Он пожимает плечами:

– Глупа до святости!

2. Подберите и запишите русские пословицы, поговорки, крылатые выражения и фразеологизмы, посвященные языку и речи.

3. В приведенных примерах подчеркните речевые единицы, не соответствующие современной литературной норме. Определите тип нормы для этих единиц (разговорная, просторечная, диалектная, корпоративная, жаргонная, устаревшая и т.п.).

1). Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили наглые дворовые холопы в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или просто – не давали проходу ни конному, ни пешему, – хохот, баловство, хватанье руками. Нынче ворота закрыты наглухо, на широком дворе – тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья и зятья либо в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы – учиться навигации, математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у раскрытого окошечка – рад, что хоть на малое время царь Петр, за отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или в белых чулках по колено, в парике из бабьих волос – до пупа – вертеть и дергать ногами (по А. Толстому);

2). В это время в Англии погорела Мария Стюарт. Машке сунули липовый букет и пустили на луну. Доходяга Филипп II послал на Англию Непобедимую армаду, но здорово фраернулся. Гранды-нарядчики филонили, поздно вывели Армаду на развод, на Армаде не хватило пороху и баланды (по Н. Гумилеву);

3). На север с юга идут – авеню, на запад с востока – стриты,

Хочешь под землю – бери собвей, на небо – бери элевейтер (по В.Маяковскому).

4).

К отъезду музыканта-друга

Мой стих минорный тон берет,

И нашей старой дружбы фуга,

Все развиваяся, растет…

Мы увертюру жизни бурной

Сыграли вместе до конца,

Грядущей славы марш бравурный

Нам рано волновал сердца.

В свои мы верили таланты,

Делились массой чувств, идей…

И был ты вроде доминанты

В аккордах юности моей.

Увы! Та песня отзвучала,

Иным я звукам отдался,

Я детонировал немало

И с диссонансами сжился.

Давно без счастья и без дела

Дары небес я растерял,

Мне жизнь, как гамма, надоела,

И близок, близок мой финал.

Но ты, – когда для жизни вечной

Меня зароют под землей, –

Ты в нотах памяти сердечной

Не ставь бекара предо мной.

(А. Апухтин «К отъезду музыканта-друга…»);

5). Жил был в селе Чебровка Семка Рысь, забулдыга, но непревзойденный столяр <…> и когда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то и видна вся его устрашающая сила и мощь <…> кажется, не знать таким рукам усталости, и Семка так, для куража, орет:

– Что мы тебе, машины? Тогда иди заведи меня – я заглох. Но подходи осторожней – лягаюсь (по В. Шукшину).

НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Затранскрибируйте слова. Укажите ошибку, которую можно допустить при их произношении.

1. Констатировать;

2. компрометировать;

3. компостировать;

4. дерматин;

5. инцидент.

2. Найдите и устраните недочеты в звуковой организации речи.

1. Широка река как Ока.

2. Не видели ли вы Лидии?

3. На юге уже весна шагает широким шагом.

4. Инициатива родителей улучшила блюдаж питания детей в детсаде.

3. Затранскрибируйте произношение аббревиатур. В каких случаях использование аббревиатуры в устной речи крайне нежелательно?

ГИБДД, ВДНХ, ВРУ (водно-распределительное устройство), ДЮСШ, ГОУ ВПО, УЕ (условная единица), ВДНХ, ЧМО (численные методы обработки), ВТЭК (врачебная трудовая экспертная комиссия).

4. Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударение в словах, отметьте случаи, когда ударение выполняет смыслоразличительную функцию.

Алкоголь, апартаменты, арахис, асимметрия, атлет, атомный, астроном, баловать – балованный – баловник, баржа, бекон, Бекон, бронировать – броня – бронированный, бомбардировать, валовой, вероисповедание, визирь, на выборах, геликоптер, генезис, грейпфрут, гренки, гуся, декольтированный, с деньгами, дипломатия, догмат, договор, еретик – еретика, жалюзи, зубчатый, индустрия, инсульт, камбала, каучук, квартал, кедровый, километр, кирза – кирзовый, клубы, кожух, коклюш, колледж, кремень, кулинария, лавровый, лубочный, мастерски, медикаменты, мельком, мизерный, мокрота, мышление, мускулистый, одновременно, оптовый, осведомиться, острота, партер, пасквиль, пломбировать – пломбированный, рондо, силос – силосный, симметрия, сироты, старение, столяр – столяра, по средам, судей, танго, тамбур, танцовщик-танцовщица, творог, тефтели, торты, туника, туфли (ед.ч., Им.п.; мн.ч., Р.п.), украинский, упрочение, унты, феномен, характерный, холеный, шприцы – шприцев, щавель – щавелевый – щавеля, языковые, яслей.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Найдите, прокомментируйте и исправьте лексические ошибки.

1. Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде.

2. Пока мы ходили за машиной, очередь сильно пролонгировалась.

3. Хороших работников на нашем предприятии награждают доской почета.

4. Он из Германии туманной привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно страстный, Всегда восторженную речь и кудри черные до плеч.

5. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков.

6. Необходимо улучшить зоотехническое и ветеринарное обслуживание животноводства.

7. (Из обращения отца к четырехлетней дочери):

– Можешь гулять, но поставь в известность меня и маму.

2. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным «холодный», «чистый», «яркий», употребленным в данных словосочетаниях:

1. Холодный дождь; холодное пальто; холодный темперамент; холодный прием.

2. Чистое белье; чистое небо; чистая шерсть; чистая работа; чистое произношение.

3. Яркое солнце; яркое платье; яркая личность; яркое выступление.

3. Прочитайте предложения, определите стилистические функции паронимов.

1. Меня тревожит встреч напрасность, что и ни сердцу, ни уму, и та не праздничность, а праздность, в моем гостящая дому.

2. Ему была поручена заглавная роль в пьесе «Волки и овцы».

3. Лицо его мне знакомо. Личность его мне знакома.

4. Найдите и исправьте ошибки в использовании паронимов.

1. В толковых словарях даются различного рода стилистические пометки.

2. Потребовались экскурсии в математику, геометрию, тригонометрию.

3. Для этой книги автор собрал благодарный материал.

4. Пушкин стоял у источников нашей поэзии.

5. Текст написан понятливым языком.

6. Работа написана простым языком, сразу уясняется существо вопроса.

7. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений.

5. Найдите, прокомментируйте и исправьте ошибки в использовании многозначных слов и омонимов.

1. Вот уже третью встречу команда проводит без голов.

2. Ребенок требует ухода матери.

3. За год учебы мы потеряли шесть студентов.

4. Продавца можно подобрать в самом поселке.

5. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.

6. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром.

6. Найдите, прокомментируйте и исправьте речевые ошибки.

1. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях.

2. Сдается квартира с ребенком.

3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.

4. Сегодня у нас в гостях гость из Москвы.

5. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью.

6. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.

7. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно.

8. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке.

7. Отметьте словосочетания, недопустимые в литературном языке. Определите тип ошибки, допущенной в этих сочетаниях.

1. Всеобщее глобальное потепление;

2. информационное сообщение;

3. патриот своей Родины;

4. народная демократия;

5. дважды дублировать;

6. будущая перспектива;

7. ближайшая перспектива;

8. преобладающее большинство;

9. антагонизм социальных противоречий.

8. В приведенных ниже словах найдите приметы, которые свидетельствуют о нерусском происхождении слова. Там, где это возможно, найдите примеры, указывающие на конкретный язык-источник. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов.

Авокадо, адажио, адъютант, ансамбль, арифметика, ассамблея, баобаб, бестселлер, библиотека, брифинг, бюро, вахтер, вентиляция, вокзал, генерал, джемпер, джинсы, диктатура, колонна, комментатор, культура, манго, милитари, нюанс, офис, пицца, пляж, поэзия, президиум, ракета, рюкзак, силуэт, схема, термос, трикотаж, фойе, чизбургер, хаки, штатив, штемпель, шпиль, эволюция, эгоизм, экипаж, экстра, эсперанто, этаж.

9. Ниже приведены слова, которые являются новыми или актуализировавшимися в современном русском языке. Разбейте данные слова на четыре группы: 1) слова, заимствованные из других языков; 2) слова, созданные по моделям русского языка; 3) слова, которые получили новое значение; 4) слова, прежде находившиеся на периферии языка (историзмы, архаизмы) и активизировавшиеся в последние десятилетия.

Автоответчик, блокбастер, бомжевать, бутик, гастарбайтер, губернатор, гувернантка, диск-жокей, домофон, евроокна, зеленые (доллары), карточка (магнитная), картридж, компакт-диск, линия (парфюмерии и косметики), менеджер, мышь (компьютерная), пентхаус, псевдоэлита, рейтинг, суперприз, ток-шоу, хакер, шкаф-купе, эксклюзивный.

10. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых текстах. Произведите, где нужно, синонимические замены.

1. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

2. Идентичное решение было принято студентами второй групп.

3. Ничто не может вывести Обломова из его баланса.

4. В композиции романа важную роль играет пейзаж местности.

5. Монолог Сатина – это хвалебный дифирамб человеку.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Прочитайте фразеологизмы, определите их источник (при выполнении задания можно использовать материалы словаря Н.С. Ашукина «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения»).

1. С одной стороны нельзя не признаться, с другой – нельзя не сознаться.

2. В карете прошлого никуда не уедешь.

3. Быть или не быть?

4. А ларчик просто открывался.

5. Сильнее кошки зверя нет.

6. Свежо предание, а верится с трудом.

7. А счастье было так возможно, так близко.

8. Есть еще порох в пороховницах.

9. На деревню дедушке.

10. Человек в футляре.

11. Явление Христа народу.

12. Ахиллесова пята.

13. Ящик Пандоры.

2. Найдите в предложенном отрывке устойчивые сочетания слов, определите тип данных фразеологических единиц с точки зрения происхождения, семантической слитности, морфологической структуры. В какие отношения вступают между собой используемые в тексте фразеологизмы? Приведите собственные примеры фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов-антонимов.

– Умерла Клавдия Ивановна! – сообщил заказчик.

– Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук, – преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или богу душу отдают – это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, – значит, «преставилась»... А, например, которая покрупнее, да похудее – та, считается, «богу душу отдает»...



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс (365)

    Учебно-методический комплекс
    ... подготовки кадров, их мобильности, умениям и компетентности с учетом запроса работодателей. Настоящий учебно-методический ... век. Документы и материалы: Учебноепособие: В 2 кн. / Сост ... (ФЭПО или ... учебного курса. 3. В области русскогоязыка и культурыречи ...
  2. Отчет об образовательной и научной деятельности юргту(нпи) 1 содержание подготовки специалистов (бакалавров) 1 1 соответствие разработанных образовательных программ и учебно-методической документации

    Отчет
    ... , философия, английский язык, история, русскийязык и культураречи, экономика, экономическая ... тестирования) ФЭПО – 8 (декабрь 2006 - январь 2007) ФЭПО – ... курсов лекций, методических указаний, подготовки учебников и учебныхпособий и т.п., находят ...
  3. БАЗОВЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебной дисциплины «Иностранный язык для специальных целей» (английский второй образовательный уровень-бакалавриат)

    Документ
    ... подготовки студента). Календарный план дисциплины. Карта обеспеченности учебно-методической ... такими дисциплинами как «Русскийязык и культураречи», «Философия», « ... пособия Learn English (2-й уровень обучения), учебно-методическимипособиями ... , ФЭП) ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 011200 - физика

    Основная образовательная программа
    ... Правоведение, Русскийязык и культураречи, Социология ... подготовки специалистов, в том числе, в системе государственного Интернет-тестирования по иностранному языкуФЭПО ... физическими упражнениями: Учебно-методическоепособие. Лутченко Н.Г., Щеголев ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 011200 - физика

    Основная образовательная программа
    ... Правоведение, Русскийязык и культураречи, Социология ... подготовки специалистов, в том числе, в системе государственного Интернет-тестирования по иностранному языкуФЭПО ... физическими упражнениями: Учебно-методическоепособие. Лутченко Н.Г., Щеголев ...

Другие похожие документы..