Главная > Документ


Специальные приборы: радиационной и химической разведки и мониторинга окружающей среды; поиска пострадавших (акустические, радиолокационные, телевизионные); метеокомплексы и метеостанции; наблюдения; ночного видения; аудио- и видеоаппаратура.

Средства связи, сигнализации и оповещения: радиостанции мобильные и носимые (КВ и УКВ диапазонов); системы громкоговорящей связи; средства сигнализации и оповещения (сирены стационарные и переносные, сигнальные ракеты, фонари, солнечные батареи, мегафоны, ограждения территории чрезвычайной ситуации и др.).

Средства защиты: индивидуальной защиты органов дыхания и кожи (от аварийных, химически опасных веществ, низких температур, механических воздействий, в том числе порезов, ударов, тепловых); противогазы изолирующие и фильтрующие; перчатки; каски; обувь и т.п.

Плавсредства: катера (суда) на воздушной подушке; спасательные плоты; лодки (надувные, пластиковые, металлические); жилеты спасательные; сигнальные буи; лодочные моторы и принадлежности; водолазное снаряжение. Экипировка спасателей: форменная одежда МЧС России; снаряжение спасателей; рюкзаки (сумки) и т.д.

Медицинские средства и оборудование: аптечки индивидуальные, коллективные, травматические и специального назначения; носилки; шины пневматические (вакуумные), одноразового применения; приборы искусственной вентиляции легких; комплекты реанимационные. Средства для промышленного альпинизма (горноспасательные): подъемно-спусковые устройства и страховочные системы; пневматические элементы; обмундирование.

Средства жизнеобеспечения: электростанции (бензиновые, дизельные) от 1,0 кВт и более; палатки брезентовые; надувные пневмомодули; отопительные приборы; осветительное оборудование; средства приготовления и хранения пищи (печки, термоса, посуда, холодильные камеры); походная мебель.

Аварийно-спасательное формирование , см .Формирование аварийно-спасательное.

Аварийно-спасательное формирование гражданской обороны, см .Формирование аварийно-спасательное гражданской обороны.

Аварийно-спасательные машины, см. Машины аварийно-спасательные.

Аварийно-спасательные машины коммунальных служб, специализированные машины, предназначенные для доставки и обеспечения работы аварийных групп (дорожных, электросетей, водопроводных, канализационных, газовых и др.) по локализации и ликвидации последствий аварий в населенных пунктах и вне их территорий.

Аварийно-спасательные работы, действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуации и при ведении военных действий, локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют их специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Аварийно-спасательные силы постоянной готовности, см. Силыаварийно-спасательные постоянной готовности.

Аварийно-спасательные работыпервоочередные, 1) неотложные работы в зоне чрезвычайной ситуации или очаге поражения по устранению или снижению степени поражающих воздействий и одновременному поиску и спасению пострадавших. П.а.с.р. включают тушение пожаров, аварийное отключение источников подачи жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очаг поражения, мешающих поиску и спасению пострадавших, спасение людей, оказание им первой медицинской помощи и при необходимости их эвакуацию; 2) боевые действия противопожарных подразделений и сил местной обороны воинских частей (гарнизонов), направленные на спасение людей и материальных ценностей, оказание доврачебной помощи пострадавшим при пожарах, стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и ведении военных действий. См. также Аварийно-спасательные работы.

Аварийно-спасательные средства, см. Средства аварийно-спасательные.

Аварийный выброс, см.Выброс аварийный.

Аварийный запас, см.Запас аварийный.

Аварийный радиобуй, буй, снабженный автоматически действующим устройством, посылающим радиосигналы, которые служат для радиопеленгования и наведения спасателей на место аварии.

АВАРИЙНЫЙ РАЗЛИВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ, загрязнение водной среды и суши в результате утечки нефти и нефтепродуктов при авариях на морских (речных) объектах, неисправности и повреждения технологического оборудования или береговых сооружений, а также в результате выброса нефти при бурении на континентальном шельфе, на суше и аварий на магистральном железнодорожном и трубопроводном транспорте.

Авария, 1) разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ; опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде. Авария может сопровождаться взрывами, пожарами, выбросом (разливом) радиоактивных, химических и биологических веществ, приводящих, собственно, к радиоактивному и химическому загрязнению, биологическому заражению окружающей среды, к радиоактивному облучению (химическому и биологическому поражению) персонала и населения; 2) ситуация ( в биосфере или техносфере), в которой могут происходить нежелательные события, вызывающие отклонение состояния здоровья человека и (или) состояния окружающей среды от их среднестатистического значения.

Примеры крупнейших промышленных и транспортных аварий в России

Год

Местоположение

Тип аварии

Масштабы аварии и ее последствия

1957

Район г. Кыштым, Урал

Выброс радио­актив­ных веществ в резу­ль­тате теплового взрыва емкости с ЖРО

Выброс 2,1 млн. кюри радиоактивных веществ, загрязнение территории на площади не менее 15 тыс. км2, выселение 10 тыс. чел.

1986

Чернобыльская АЭС, Украина

Взрыв реактора АЭС

Выброс радиоактивных веществ с загрязнением части территории России, на которой проживало около 30 млн. человек

1988

Арзамас, европейская часть России

Взрыв двух вагонов с промышленной взрывчаткой

Погибло 8 человек и ранено более 200, большие разрушения

1988

Свердловск, Урал

Взрыв вагонов с взрывчаткой

Гибель более 10 человек и более 100 человек ранено, большие разрушения

1989

Улу-Теляк, под Уфой, Урал

Взрыв на продуктопроводе, железнодорожная катастрофа

Крупнейшая за все годы существо­вания СССР железнодорожная катастрофа. Энергия объемного взрыва газа соответствовала 300 т тротила, гибель более 780 человек, ранено более 800 человек, 11 вагонов сброшено под откос, 33 вагона сгорело

1993

Серов, Свердловская область

Прорыв плотины Киселевского водо­хранилища на р. Ка­ква, наводнение

Общий ущерб составил 63,3 млрд. руб. в ценах 1993 г.

Гибель 12 чел, ранено 43 чел., постра­дало 6,5 тыс. чел., затоплено 69 км2

1994

Усинский район, Республика Коми

Массовая утечка нефти

Вылив из нефтепровода на грунт с последующим попаданием в водотоки около 100 тыс. сырой нефти. Крупнейшая экологическая катастрофа в истории нефтедобычи России. Общая площадь загрязнения составила 69,32 га. Пострадало 63,5 тыс.чел.

1994

Пос.Мамоны, Иркутская область

Авиакатастрофа самолета ТУ-154М

Гибель 125 чел., 111 голов крупного рогатого скота

1996

Иркутск

Авиакатастрофа самолета АН-124 «Руслан»

Гибель 66 чел. Разрушено несколько многоэтажных жилых домов, школа, д/сад

Авария авиационная, опасное происшествие на воздушном судне, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, возникновению санитарных потерь и разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных средств.

Авария антропогенная, опасное происшествие на объекте экономики с угрозой для жизни и здоровья людей, прямо или косвенно вызванное недостатками (ошибками) в деятельности человека.

Авария биологическая, авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений, наносящих ущерб природной среде.

Авария гидродинамическая, авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

Авария гипотетическая (относится к запроектным), авария на объекте техносферы, характеризующаяся наиболее низкой вероятностью возникновения и наибольшим из возможных при запроектных авариях ущербов. При проектировании, создании и эксплуатации объектов высокой потенциальной опасности для гипотетической аварии остаются не установленными и не назначенными в полном объеме источники, причины, условия и сценарии ее возникновения и развития, которые представляются как наиболее неблагоприятные по своим последствиями. Для А.г. невозможно окончательное построение защит; такие аварии создают необратимые повреждения объектов, заканчивающиеся их полной остановкой и невозможностью проведения, как правило, обычных ремонтно-восстановительных работ; запасы по прочности и ресурсу для таких аварий оказываются самыми низкими.

Авария глобальная, событие, представляющее опасность для жизнедеятельности всего человечества и связанное с крупномасштабными природными и техногенными воздействиями на природную среду (военные действия с применением ЯО, падение на землю космических тел, аварии на АЭС и пр.). Например, А.г. на АЭС – происходит разрушение всех барьеров безопасности с полным повреждением активной зоны, выбросом в окружающую среду большого количества радиоактивных продуктов, накопленных в активной зоне реактора, их распространением на значительную территорию. Возможны острые лучевые поражения, длительное воздействие на окружающую среду (зоны поражения, загрязнения, «ядерная зима») и здоровье населения. По Между­народной шкале классифицируется под номером 7.

Авария железнодорожная, опасное происшествие на железной дороге, повлекшее за собой гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, разрушение или . повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава или полотна железных дорог до степени их капитального ремонта и полное прекращение движения на аварийном участке на время, превышающее нормативное. Может сопровождаться возникновением чрезвычайных ситуаций химического, радиационного, пожаро-, взрывоопасного и другого характера.

Авария морского (речного) объекта, опасное происшествие на морском (речном) объекте, представляющее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к повреждению корпуса морского (речного) объекта или его оборудования, к потери мореходности либо к повреждению морским (речным) объектом берегового сооружения и загрязнению окружающей среды.

Авария на магистральном трубопроводе, авария на трубопроводе, связанная с выбросом и выливом под давлением опасных химичес­ких или пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной чрезвычайной ситуации. В зависимости от вида транспортируемого продукта выделяют аварии на газопроводах, нефтепроводах и продуктопроводах.

Авария на подземном сооружении, опасное происшествие на подземной шахте, горной выработке, подземном складе или хранилище, в транспортном тоннеле или рекреационной пещере, связанное с внезапным полным или частичным разрушением сооружений, создающее угрозу жизни и здоровью находящихся в них людей и (или) приводящее к материальному ущербу.

Авария промышленная, авария на промышленном объекте, в технической системе или на промышленной установке. Промышленные аварии классифицируются как проектные и запроектные (гипотетические) аварии

Авария промышленная запроектная, промышленная авария, вызываемая неучитываемыми для проектных аварий исходными состояниями и сопровождающаяся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности и реализациями ошибочных решений персонала, приведшим к тяжелым последствиям. На стадии проектирования и создания объекта при анализе запроектной аварийной ситуации не удаётся в полной мере предусмотреть все возможные источники её возникновения, сценарии развития и тяжесть последствий. В связи с этим не могут быть построены необходимые барьеры и системы защиты. Для запроектной аварии допускаются более низкие уровни запасов прочности, чем для нормальной эксплуатации. А.п.з., как правило, требует полной остановки эксплуатации объекта, проведения ремонтно-восстановительных работ или вывода объекта из дальнейшей эксплуатации на длительный срок.

Авария промышленная проектная,промышленная авария, для которой проектом определены исходные и конечные состояния и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварии установленными пределами. Для анализа проектной промышленной аварии используются соответствующие нормы и правила проектирования со своими запасами прочности и ресурса для проектных аварийных ситуаций, а также нормы и правила проведения ремонтно-восстановительных работ.

Авария радиационная, 1) событие, которое могло привести или привело к незапланированному облучению людей или к радиоактивному загрязнению окружающей среды с превышением величин, регламентированных нормативными документами для контролируемых условий, происшедшее в результате потери управления источником ионизирующего излучения, вызванное неисправностью оборудования, неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями или иными причинами — см. также Фазы радиационной аварии; 2) опасное происшествие на радиационно опасном объекте, сопровождающееся выбросом (разливом) радиоактивных веществ и (или) выходом ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации; 3) происшествие, ведущее к потере управления источником ионизирующего излучения, вызванное неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды. Потенциальным источником являются ядерно- и радиационно опасные объекты. Аварии на них приводят к выбросу радиоактивных веществ и (или) выходу ионизирующих излучений за установленные границы (барьеры) в количествах, превышающих пределы безопасной эксплуатации. В некоторых случаях, когда вследствие повреждения барьеров безопасности происходит нарушение контроля и управления цепной ядерной реакцией деления в активной зоне реактора, радиационные аварии могут перерастать в ядерные. В этом случае могут произойти тепловые (как в случае аварии на Чернобыльской АЭС) и ядерные взрывы. Одним из видов ядерно- и радиационно опасных объектов являются ядерные боеприпасы и комплексы ядерного оружия (мобильные пусковые установки ракет, атомные подводные лодки, стратегические бомбардировщики и др.).

Авария транспортная, авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей среде. А.т. разделяют по видам транспорта, на котором они произошли и (или) по поражающим факторам опасных грузов.

Авария химическая, не планируемый и неуправляемый выброс опасных химических веществ, оказывающих отрицательное действие на окружающую среду и поражающее действие на человека и живую природу.

Авария экологическая, производственная или тран­спортная авария, не предусмотренная действующими технологическими регламентами и правилами и сопровождающаяся существенным увеличением воздействия на окружающую среду.

Авария ядерная, авария, связанная с нарушением правил эксплуатации или с повреждением ядерного реактора, ядерного взрывного устройства, других объектов, содержащих делящиеся материалы, в результате которого происходит неконтролируемое несанкционированное выделение ядерной энергии деления, представляющее опасность для жизни и здоровья людей и наносящее ущерб окружающей среде.

Авиационная катастрофа,см. Катастрофа авиационная.

Авиационные технологии ликвидации чрезвычайных ситуаций, совокупность способов реагирования на чрезвычайные ситуации, спасения и оказания помощи терпящим бедствие людям с помощью авиации. Современный парк самолетов и вертолетов позволяет решать задачи пожаротушения, особенно лесных пожаров, спасения людей в труднодоступных местах и на воде, организации воздушных пунктов управления, ведения инженерной, радиационной и химической разведки, ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, оказания экстренной медицинской помощи в крупных мегаполисах, проведения дегазации и дезактивации местности и борьбе с вредителями сельского хозяйства.

Авиация, обобщённое название летательных аппаратов тяжелее воздуха, предназначенных для полётов в околоземном воздушном пространстве. Играет значительную роль в обеспечении решения задач гражданской защиты.

Авиация МЧС России, воздушно-транспортные средства МЧС России, предназначенные для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолетов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК «Защита», экстренная перевозка вертолетами тяжелобольных в госпитали) и др. задач. Авиация МЧС России состоит из Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России (ФГУАП), трех отдельных смешанных эскадрилий и базы аэродромного и материально-технического обеспечения (БАТМО). В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолеты Ил-76ТД, универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащенные специальной связью и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов. Самолеты Ил-76ТД, оснащаются, при необходимости, двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмещают 42000 л воды или огнегасящей жидкости. Авиация МЧС России использует также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 м3 на вертолетах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М способен: управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек). Кроме того, в трёх отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д. В вертолетной эскадрилье ФГУАП имеются вертолеты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолета Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства аварийно-поисковых работ. С 1998 санитарные вертолеты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут в состав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с разработкой аварийно-спасательного вертолета легкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды. Авиапарк МЧС России пополняется многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200 ЧС, способными забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.

Авиация санитарная, 1) части (подразделения) транспортных самолётов и вертолётов специальной авиации, предназначенные для эвакуации раненых и больных, перевозки медицинского персонала, доставки медикаментов и др. медицинского имущества. Самолёты и вертолёты А.с. оборудуются местами для размещения раненых и больных на носилках или сидя, в них также обеспечивается возможность оказания необходимой медицинской помощи во время полёта; 2) подразделения гражданской авиации и др. ведомств, используемые для оказания экстренной квалифицированной медицинской помощи жителям, главным образом, отдалённых и труднодоступных районов страны, эвакуации больных в специализированные лечебные учреждения, а также при проведении срочных противоэпидемических мероприятий. В СССР А.с. была создана в 1930 при исполкоме Красного Креста и Красного Полумесяца.

Автоблокировка, автоматическое изменение режима работы машины (вплоть до полной остановки), прибора, технической системы, вызванное внезапным нарушением нормальных условий их функционирования; совокупность технических средств, осуществляющих такое изменение режима. А. применяется для защиты персонала при возникновении аварийных ситуаций, для обеспечения безопасности движения.

Автодегазационная станция, подвижное средство для дегазации парогазовым или жидкостным способом вещевого имущества, загрязненного АХОВ (ОВ). Состоит из силовой, дегазационных и подсобной машин, на которых смонтировано специальное оборудование. Может быть использована также для дезинфекции и дезинсекции.

Автоматизированная информационно-управляющая система всероссийской службы медицины катастроф (АИУС ВСМК), включает комплекс: программно-технических средств на базе персональных ЭВМ, локальных и глобальных сетей; различные средства передачи данных и средства отображения информации, предназначенные для повышения эффективности функционирования службы медицины катастроф. Является подсистемой автоматизированной информационно-управляющей системы обеспечения деятельности РСЧС.

Автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС(АИУС РСЧС), система сбора, комплексной обработки оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, передачи органами повсе­дневного управления необходимых указаний силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций . В автоматическом режиме система способна выполнять задачи сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи информации, необходимой для обеспечения работы органов управления РСЧС, автоматизации процессов поддержки принятия управленческих решений, доведения принятых решений до подчиненных и взаимодействующих органов управления и контроля их исполнения. В составе системы имеются следующие основные средства: комплекс средств автоматизации (КСА), размещаемых на стационарных пунктах управления; мобильные КСА подвижных пунктов управления; абонентские комплекты пользователей; КСА взаимодействия с внешними по отношению к МЧС России структурами; сеть связи и передачи данных. На базе перечисленной техники создаются объектовые комплексы средств автоматизации АИУС.

Автоматизированная система дистанционного мониторинга «АСД-ЛИДАР», система, предназначенная для дистанционного обнаружения аварий на химически опасных объектах, пожаров, взрывов и т.п..; разведки зоны аварии для обеспечения действий аварийно-спасательных формирований; прогноза зон поражения для принятия решений по защите и эвакуации населения. Автоматизированная система состоит из стационарного поста и мобильного лидарного комплекса. Стационарный пост включает в себя лидар кругового обзора, панорамную телевизионную систему и сканирующую тепловизионную систему, позволяющие проводить обнаружение аэрозольных выбросов в атмосферу и очагов возгорания над значительной территорией. Главной частью стационарного поста является лидар кругового обзора, результат работы которого отображается на мониторе. Панорамная телевизионная система позволяет оператору визуально контролировать состояние атмосферы и в случае обнаружения чрезвычайных ситуаций проводить лидарные измерения в заданном секторе. Использование тепловизионной системы повышает достоверность обнаружения чрезвычайных ситуаций, которые вызывают локальное изменение температуры (пожар, выбросы некоторых химических веществ). Оператор также имеет возможность наблюдать любой из ракурсов в ИК-диапазоне, используя сканирующую тепловизионную систему, что существенно повышает достоверность обнаружения чрезвычайных ситуаций. Мобильный лидарный комплекс (лаборатория) размещен на автомобильном шасси и представляет собой сложную оптоэлектронную систему, в состав которой входят инфракрасный гетеродинный лидар и импульсный лидар вакуумного ультрафиолетового (ВУФ) диапазона. Гетеродинный лидар позволяет получать информацию об относительном распределении аэрозоля, векторе скорости ветра, интенсивности турбулентности атмосферы, а также о распределении в атмосфере таких газов как аммиак, хлор, акролеин и др. Импульсный лидар ВУФ-диапазона позволяет в режиме DIAL контролировать аномальные выбросы в атмосферу города таких газов как аммиак, хлор, а также озон, окислы азота и др.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА единой дежурно-диспетчерской службы(ЕДДС), совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления, обеспечивающих автоматизированное выполнение задач, возложенных на Единую дежурно-диспетчерскую службу, и являющихся составной частью местной подсистемы автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.

Автоматизированная система консультационного обслужи­вания населения в чрезвычайных ситуациях, подсистема в составе автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС, предназначенная для оказания информационных услуг населению и организациям по вопросам обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях на основе: интеграции информационных ресурсов; формирования единого информационного пространства между структурными подразделениями центрального аппарата, организациями и учреждениями МЧС России, региональными центрами ГОЧС, органами управления ГОЧС субъектов РФ и муниципальных образований; информатизации и автоматизации функционирования перечисленных органов управления в части работы с населением на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях.

Автоматизированная система поддержки принятия решения в чрез­вы­чай­ных ситуациях, совокупность взаимосвязанных систем и средств автоматизации управления, обеспечивающих автоматизированную поддержку действий лиц, принимающих (готовящих) решения по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Автоматизированная система централизованного оповеще­ния, система оповещения, в которой передача, обработка и (или) прием сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием технических средств и комплексов автоматизации оповещения, сопряженных с каналами связи сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также вещания.

Автоматизированное рабочее место, программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности определенного должностного лица из состава пользователей автоматизированных систем.

Автоматизированные системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, системы, состоящие из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующие информационную технологию выполнения установленных функций. В зависимости от состава автоматизируемых функций автоматизированные системы делятся на: информационные системы, предназначенные для автоматизации процессов сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи информации; информационно-расчётные системы, предназначенные для автоматизации процессов сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи информации, а также для автоматизации процессов поддержки принятия управленческих решений; информационно-управляющие системы, предназначенные для автоматизации процессов сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи информации, а также для автоматизации процессов поддержки принятия управленческих решений, доведения принятых решений до подчинённых и взаимодействующих органов управления и контроля их исполнения; автоматизированные системы управления, предназначенные для комплексной автоматизации всех процессов управления на основе системного подхода и современных возможностей науки и техники.

Автомобильная бригада МЧС России, специальное тактическое соединение в МЧС России, предназначенное для доставки материальных средств, перевозки военнослужащих войск ГО, а также эвакуации раненых, больных, имущества из зон чрезвычайных ситуаций.

Автомобильный комплект для специальной обработки техники(ДК-4), набор устройств и принадлежностей, предназначенный для дегазации, дезактивации и дезинфекции грузовых автомобилей, автопоездов, специальных шасси и бронетранспортеров с карбюраторными двигателями. В состав комплекта ДК-4 входят: газожидкостный прибор; набор дегазирующих и дезактивирующих веществ; комплект ЗИП и крепежные детали; металлический ящик (или две брезентовые сумки) для укладки и транспортирования комплекта. Ящик комплекта крепится на технике в установленном месте (на переднем борту кузова). Время развертывания комплекта — 3-4 минуты. При дезактивации сухих, незамасленных поверхностей, а также внутренних поверхностей кабин и кузовов используется метод отсасывания радиоактивной пыли, а во всех остальных случаях обработка проводится газожидкостным методом.

Автомобильный кран, грузоподъемная машина, предназначенная для проведения погрузочно-разгрузочных и монтажно-демонтажных работ при разборке завалов и разрушений. Состоит из базового автомобиля, силовой установки, поворотной платформы, приводов и рабочего оборудования. Наиболее распространенные автомобильные стреловые краны с гидравлическим или электрическим приводом крановых механизмов грузоподъемностью до 16 т.

Автономная парожидкостная установка высокого давления,комплект специального оборудования, предна­значенный для специальной обработки техники, зданий, сооруже­ний, оборудования и санитарно-гигиенической обработки людей и имущества. Состоит из энергетического моду­ля рамочной конструкции, комплекта принадлежностей и комплекта рабо­чих сменных инструментов. Энерге­тический модуль включает малогаба­ритный дизельный двигатель, обеспечивающий работу всех узлов, насос высокого давления, подогрева­тель, топливный насос, распредели­тельное устройство, позволяющее регулировать расход топлива в зави­симости от выбранного теплового ре­жима работы и др. узлы. Установка надежна, удобна и проста в эксплуатации и обслужива­нии, обеспечивает необходимую эффективность обработки как вод­ным, так и специальными раствора­ми в сочетании с применением раз­личных режимов работы. Перевозится любым видом транспорта: железнодорожным, воз­душным, водным и автомобильным в виде отдельных модулей в специ­альной упаковке. Очистка производится энергией струи горячей или холодной воды, парожидкостной смеси или пара, подводимой к очищаемой поверхно­сти оператором с помощью сменных рабочих органов. Геометрическая форма струи определяется видом применяемой насадки. Санитарно-гигиеническая обработка людей производится с использованием различных типов душей. Для более интенсивного смыва­ния загрязнений с поверхностей в рабочую среду энжектированием подаются из отдельных рабочих емкостей химически активные вещества, моющие составы, абразивные добавки.

Автономный бортовой прибор специальной обработки,специальное техническое устройство, предназна­ченное для проведения специальной обработки техники и имущества методом орошения и протирания орошаемой щеткой. В качестве основной в приборе при­меняется рецептура на органиче­ской основе, но возможно исполь­зование и других штатных рецеп­тур. В состав прибора входят резер­вуар объемом 7,2 л для раствора (рецептур) специальной обработки, автономный источник давления, рас­пределительная головка с устройст­вом для распыла и нанесения растворов, устройство для крепления и перено­ски прибора во время обработки. Вытеснение дегазирующей рецептуры из рабочей емкости про­исходит под воздействием избы­точного давления, создаваемого микролитражным баллончиком со сжатым воздухом или газогенерирующим устройством. При необходимости возможно подключение источника высокого давления са­мого обрабатываемого объекта или ручного автомобильного насоса. Количество автономных источников давления в комплекте каждого автономного бортового при­бора обеспечивает полную специ­альную обработку наружных поверхностей типового объекта площадью 50 м2 одним прибором при его переснаряжении рецептурой. Необходимые расход, дисперс­ность, угол распыла и плотность аэрозольно-капельного потока обусловливаются оптимальной величи­ной начального избыточного давле­ния в резервуаре и конструктивны­ми характеристиками тангенциаль­ной форсунки. Время работы прибора — не менее 4 мин. Полностью снаряженный прибор массой не более 15 кг может размещаться как внутри, так и снаружи объектов. Его конструкция и габаритно-массовые характеристики позволя­ют проводить все работы, связанные со специальной обработкой (переноску, дегазацию, переснаряжение источниками давлений и рецептурой), одним человеком. Прибор без доработки может применяться в народнохозяйственных целях (распыл инсектицидных растворов в сельском хозяйстве, в бытовых целях).

Авторазливочная станция, комплект специального оборудования, смонтированного на автомобиле повышенной проходимости. Предназначена для дегазации, дезинфекции и дезактивации техники и транспортных средств; дегазации и дезинфекции местности; забора, транспортировки и временного хранения жидкостей, дегазирующих, дезинфицирующих и дезактивирующих рецептур; снаряжения жидкостями комплектов специальной обработки; перевода жидких рецептур в аэрозольное состояние; пылеподавления на местности и помывки людей; тушения очагов пожаров.

Агентство по мониторингу и прогнозированию чрезвы­чай­ных ситуаций, организация, созданная при МЧС России для решения задач по мониторингу опасностей и прогнозированию природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на территории РФ. Агентство выполняет следующие основные задачи: мониторинг потенциально опасных объектов и территорий; выявление зон загрязнения водных поверхностей, приземного слоя атмосферы в городах и крупных промышленных центрах; выявление зон загрязнения нефтепродуктами в результате аварий на продуктопроводах и на местах добычи нефти; мониторинг лесных массивов; выявление лесных гарей; выявление свежих и старых лесных вырубок; представление данных для оценки ущерба от лесных пожаров (координаты и площади гарей, тип сгоревшего леса); оперативное выявление возникновения и динамики развития лесных (торфяных) пожаров; определение координат очагов пожаров, их удаление от объектов инфраструктуры, площади горения, зоны задымления атмосферы; контроль возникновения и динамики развития паводков (наводнений) с определением координат зон затопления, площади разлива воды, объектов инфраструктуры, попавших в зоны затопления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии)

    Документ
    Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации среднего и старшего начальствующего состава ФПС, военнослужащих, работников и специалистов
  2. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии) (1)

    Документ
    Раздел 2.1. Деятельность органов исполнительной власти, специально уполномоченных на решение вопросов в области ГО, органов управления и подразделений ГПС МЧС России.
  3. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий департамент гражданской защиты

    Примерная программа
    В Примерных программах изложены организация и методика обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, личного состава спасательных служб
  4. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации

    Методические рекомендации
    «Методические рекомендации федеральным органам исполнительной власти и подведомственным организациям по разработке и представлению материалов в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской
  5. «учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» методические материалы по подготовке к действиям

    Документ
    За последние годы произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической обстановке в мире. В результате распада СССР и социалистического лагеря, а вместе с ними и военного блока стран Варшавского договора,
  6. «учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» методические материалы по подготовке к действиям

    Документ
    За последние годы произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической обстановке в мире. В результате распада СССР и социалистического лагеря, а вместе с ними и военного блока стран Варшавского договора,

Другие похожие документы..