textarchive.ru

Главная > Программа


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Уральский государственный университет имени А.М. Горького

Исторический факультет

Отделение архивоведения, документоведения

и информационно-правового обеспечения управления.

Кафедра документационного и информационного обеспечения управления

История денежно-кредитных отношений в России

Программа специализированного курса

Екатеринбург

2006

Составитель:

Килин Алексей Павлович - доцент кафедры документационного и информационного обеспечения управления, кандидат исторических наук

История денежно-кредитных отношений в России. Программа специализированного курса. / Составитель А.П. Килин. - Екатеринбург, Уральский государственный университет, 2006. - 21 с.

Рецензент - кандидат исторических наук, доцент Мазур Л.Н.

Издание содержит тематический и учебный планы, программу спецкурса, вопросы для самостоятельной работы студентов, список источников и литературы.

Программа предназначена для студентов и слушателей IV курса дневного и заочного отделения, обучающихся по специальностям: «Документоведение. Документационное обеспечение управления».

Предполагаются междисциплинарные связи спецкурса с другими курсами:

  • Отечественная история

  • История государственных учреждений России

  • Вспомогательные исторические дисциплины – нумизматика, геральдика

  • Экономика

  • Менеджмент

  • Маркетинг

  • Основы финансового права

  • История экономических учений

  • Уральский регион: социально-экономическое развитие

 Килин А.П., 2000, 2006

Учебный план по курсу

«История денежно-кредитных отношений в России»

Тема занятий

Лекции

Семинары

1. Основные элементы финансовой системы и их взаимосвязь. Исторический подход.

2

2. Становление и развитие денежно-кредитных отношений в Древней Руси.

2

2

3. Государственные доходы и расходы Московского государства в XVXVI вв.

2

2

4. Развитие денежно-кредитных отношений в XVII в.

2

2

5. Денежно-кредитная система России XVIII века.

2

2

6. Денежно-кредитные отношения России в первой половине XIX века.

2

2

7. Финансово-кредитные отношения во второй половине XIX - начале XX вв.

2

2

8. Финансово-кредитная система России в период Первой мировой войны.

2

2

9. Финансово-кредитная система в годы нэпа.

2

2

Всего:

18

16

ИТОГО:

34

Предмет и задачи курса.

Актуальность курса.

Россия в настоящее время переживает болезненный процесс трансформации модели хозяйствования. От директивной, командно-административной к косвенному государственному регулированию экономики, основанной на рыночном механизме.

Экономическая трансформация сочетается с политическим кризисом. Процесс дезинтеграции приводят к разрыву ранее существовавших хозяйственных связей.

Ориентация на активное использование рыночного механизма, развитие товарно-денежных отношений, с неизбежностью выдвигает на первый план вопросы становления адекватной финансовой системы.

Этот процесс носит догоняющий характер и поэтому ориентирован преимущественно на западные модели. Однако исторический опыт свидетельствует, что механическое перенесение на российскую почву зарубежных технологий может привести к обратным результатам. Необходима тщательная адаптация к отечественным условиям. Значительную помощь в этом может оказать отечественный опыт, традиции российского предпринимательства, наработки отечественной финансовой науки, которая, как известно, в конце XIX - начале XX веков занимала лидирующее положение.

Россия – огромное евразийское государство, со специфическими географическими, природными, людскими ресурсами. Сложившиеся на протяжении веков традиции не могут быть отброшены, напротив, должны быть использованы при решении современных проблем.

Это важно и в общекультурном плане. Без освоения национальной традиции, без преемственности знаний невозможно фундаментальное образование, невозможно освоение финансовой культуры и банковских традиций.

Немецкий экономист К. Эеберг писал: «Финансовая наука есть область знания, заслуживающая внимательного изучения частью вследствие теоретической важности этого учения для общего образования, частью вследствие широкого применения его к практике. Особенно значение имеет она для всех тех, кто прямо – как чиновник или член совещательных и законодательных учреждений – или косвенно – посредством своего права голосования, посредством права собрания или петиции, или посредством прессы – может приобрести влияние на общественную жизнь». Изучение русской финансовой литературы позволяет сделать вывод, что в дореволюционной России финансовая наука развивалась на уровне мировой, и на ее рекомендациях строилась финансовая политика СССР, вплоть до финансовой реформы 1930-х годов. Профессор И.И. Янжул считал финансовые знания важнейшей компонентой образования. Он писал: «...большее или меньшее знакомство с финансовой наукой составляет повсюду безусловную необходимость для каждого образованного человека».

Сложность финансового образования современного поколения россиян обусловлены тем, что традиции финансовой культуры были уничтожены практикой общественного хозяйства вместе с финансовой наукой, получившей ярлык «буржуазной». Финансовая реформа 1930-32 годов отрезала на длительное время советскую науку от мировой и дореволюционной отечественной. Восполнить пробелы финансового образования невозможно без знания исторических аспектов развития мировой и отечественной финансовой науки и практики.

Финансовый профессионализм – это особая сфера деятельности, сложность которой определяется спецификой фискальных проблем. Министр финансов России В.Н. Коковцев (1906-1913 гг.) подчеркивал, что «нет другой области, которая менее поддавалась бы новшествам, как область финансового управления и нет другой области, в которой всякие неудачные эксперименты не проявляли своего гибельного влияния так быстро, как эксперименты в области финансов». Добавим - и по масштабам негативных последствий.

Вопреки толкованию экономических категорий, основанном на классовых позициях, которое культивировалось в «советский» период, необходимо рассматривать финансово-кредитные отношения как объективные экономические понятия, независящие от существующего политического строя. Больше внимания уделять экономической истории России, основываясь на достижениях современной исторической науки. Преодолевать жесткие рамки формационного подхода.

Задача курса.

Рассмотреть процесс зарождения, становления и развития денежно-кредитных отношений в России, проанализировать механизм образования их внутренней структуры и взаимозависимости в исторической ретроспективе. Получить представление о «корнях» современного состояния финансово-кредитной системы, дать ей оценку и спрогнозировать возможные варианты развития.

Задачи реформирования российской финансовой системы возвращают нас к необходимости теоретических построений. Профессор Колумбийского университета Э. Селигман писал в 1908 году: «Главная задача экономики – объяснить нам то, что есть. Если все общество, однако, результат эволюции, то мы можем понять то, что есть, только зная, что было. Исследование социальных тенденций вводит вопрос о том, что, должно быть».

Если современность без истории не понятна, то история без современности не актуальна. Теоретическое и прикладное решение современных финансовых проблем явилось развитием выводов науки прошлого.

Предмет курса.

Процесс создания предпосылок, зарождение, становления и развития денежно-кредитных отношений в России.

Хронологические рамки.

С периода образования государственности у восточных славян (IX в.) до первой четверти XX века. Основанием для определения хронологических рамок курса может служить принцип рассмотрение процесса функционирования финансово-кредитной системы в условиях рыночной экономики и товарно-денежных отношений. В этой связи выглядит оправданным включение в рамки данного курса относительно непродолжительного периода Новой экономической политики, когда в ограниченном объеме эти отношения имели место. Рубежом в истории отечественных финансов является реформа 1930-х годов.

Структура курса.

Структура курса определяется в соответствии с проблемно-хронологическим принципом. Рассматриваются этапы становления денежно-кредитной системы России на основе общепринятой периодизации отечественной истории. Можно предложить вашему вниманию несколько вариантов исторической интерпретации исторического процесса: Религиозную, линейно-стадиальную (в том числе формационную, модернизационную, либеральную) цивилизационную и т.д. Отметим относительную условность данного подхода, так как сам процесс развития финансов России имеет внутреннюю логику, и создание специализированной периодизации является предметом дальнейшего исследования. Подробнее структура курса представлена в учебном плане.

Междисциплинарные связи.

Курс «История финансово-кредитных отношений» изучается студентами I курса экономических специальностей в качестве предусмотренного учебным планом, а также студентами 3-4 курсов гуманитарных специальностей в качестве специализированного курса. В рамках данного курса предполагаются междисциплинарные связи со следующими дисциплинами: «Отечественная история», «Финансовое право», «Экономика», «История экономических учений», «Финансы», «Деньги, кредит, банки», «Банковское дело», «История государственных учреждений России», «Источниковедение», «Прикладные исторические дисциплины: нумизматика, геральдика», «Уральский регион: социальное и экономическое развитие».

В рамках курса предусмотрены семинарские занятия, которые направлены на углубленное изучение отдельных проблем, а также на осуществления механизма «обратной связи» преподавателя и студентов. Планируется работа с историческими источниками, а также подготовка рефератов. Темы рефератов предложены в Учебном пособии. Здесь же содержится перечень литературы по данному курсу. Отметим, что приведена литература, реально существующая в библиотеках города и, следовательно, с большей долей вероятности, доступная господам студентам. Реферат, оцененный преподавателем на "отлично", дает ему право поставить итоговую оценку по итогам тестирования.

Форма отчетности – экзамен, который проходит в несколько этапов. Первый этап - тестирование. В тесте содержатся закрытые вопросы, два варианта. Затем собеседование по итогам тестирования.1 Преподаватель обсуждает со студентом все те вопросы, на которые в тесте даны неверные ответы.

Если реферат оценен преподавателем на «отлично», круг обсуждаемых вопросов резко сужается.

Основные элементы финансовой системы и их взаимосвязь. Исторический подход.

История как наука. Историческое время и историческое пространство. Понятие исторического источника и их классификация. Интерпретация исторического факта – линейно-стадиальная, религиозная, цивилизационная. Понятие товарно-денежных отношений и их формирование. Роль денег, их основные функции. Эволюция денежной системы. Понятие кредита и его происхождение. Ретроспективный анализ эволюции термина «финансы». Особенности формирования доходов и осуществления расходов в России.

Становление и развитие денежно-кредитных отношений в Древней Руси.

Характеристика социально-экономического развития России. Формирование государства и расширение его функций. Становление налоговой системы и переход к денежной форме налогообложения. Русь в период феодальной раздробленности XII – конец XIV века. «Русская Правда» как источник по истории денежно-кредитных отношений Древнерусского государства. Денежный счет «Русской Правды». Денежная система Древней Руси. «Меховая и «металлическая» теории денег. «Безмонетный период». Татаро-монгольское нашествие и его влияние на процесс формирования денежно-кредитной системы страны.

Государственные доходы и расходы Московского государства в XVXVI вв.

Формирование Русского централизованного государства. Приказная система. Финансовые функции приказов. Эволюция системы налогообложения. Соха. Региональные особенности налогообложения. Финансовая реформа середины XVI в. Развитие денежного обращения.

Развитие денежно-кредитных отношений в XVII в.

Становление абсолютизма. Централизация управления финансами. Специализированные финансовые учреждения – их функции. Составление росписи доходов и расходов. Система налогов, сборов и повинностей. Замена посошного обложения – подворным. Финансовая мысль эпохи (Б.И. Морозов, Ю. Крижанич, Г. Кошихин, А.М. Ордын-Нащокнн). Анализ их произведений как исторических источников.

Денежно-кредитная система России XVIII века.

Петровская модернизация – её особенности. Политика меркантилизма. Протекционизм. Реформы административно - территориального деления и органов управления. Развитие системы налогообложения. Переход к подушному налогобложению. Региональные особенности налогообложения. Становление денежной системы. Русский рубль. Ассигнации. Государственный кредит. Финансовая мысль (И.Т Посошков, В.Н. Татищев, М. Д. Чулков)

Денежно-кредитные отношения России в первой половине XIX века.

Социально-экономическое развитие. Органы управления финансами в России. Развитие государственного и банковского кредита. Денежная система. Система налогообложения. Формирование государственного бюджета. Финансовая мысль (М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев).

Финансово-кредитные отношения во второй половине XIX - начале XX вв.

Модернизация. Промышленный переворот. Финансовые реформы С.Ю. Витте. Становление банковской системы России. Коммерческие банки. Система ипотечного кредитования. Возникновение и деятельность Государственного банка. Становление и развитие системы местного банковского кредита. Деятельность Екатеринбургской конторы Государственного банка. Финансовые аспекты Роль иностранного капитала и методы его проникновения в экономику России. Реформы П.А. Столыпина. Финансовая мысль России (И.Я. Горлов, Е.Г. Осокин, Ф.Б. Мильгаузен, И.И. Янжул, С.И. Иловайский, И.Х. Озеров).

Финансово-кредитная система России в период Первой мировой войны и первые годы после Октября 1917 года.

Россия в годы Первой мировой войны. Усиление государственного регулирования. Проблемы формирования доходной части бюджета. Государственный кредит. Денежно-кредитная система в годы гражданской войны. Национализация банковской системы в годы военного коммунизма. Большевики о роли товарно-денежных отношений. Народный банк РСФСР. Органы финансово-кредитного регулирования в первые годы советской власти. Проблемы денежного обращения.

Финансово-кредитная система в годы нэпа.

Предпосылки нэпа. Цели и задачи нового курса. Многоукладная экономика. Становление кредитной системы. Роль Государственного банка и специализированных банков. Местные кредитные учреждения. Общества взаимного кредита, ломбарды. Государственное регулирование денежно-кредитных отношений. Денежная реформа. Вытеснение частного сектора, свертывание новой экономической политики и кредитная реформа 1930-х годов.

Вопросы для самостоятельной работы.

  1. Предмет и задачи курса.

  2. Понятия исторического времени, исторического пространства и исторического факта.

  3. История термина «финансы»

  4. Финансы как экономическая категория.

  5. Основные источники доходов государства.

  6. Происхождение и роль налогов.

  7. Понятие, основные условия и роль кредита.

  8. Функции денег.

  9. Характеристика социально-экономического развития Древней Руси IX – XI вв.

  10. Формирование древнерусского государства и расширение его функций. Реформы княгини Ольги.

  11. Формирование налогов и переход к денежной форме налогообложения в Древней Руси IX – XI вв.

  12. Татаро-монгольское нашествие и его влияние на процесс формирования денежно-кредитной системы.

  13. Русь в период феодальной раздробленности XII – конец XV века. Основные причины.

  14. Классификация государственных доходов Руси периода феодальной раздробленности.

  15. Денежно-кредитные отношения Руси по материалам "Русской Правды". "Русская Правда" как исторический источник.

  16. Денежное обращение в Древней Руси.

  17. "Меховая" и "металлическая" теории денежного обращения.

  18. Становление Русского централизованного государства. Приказная система управления.

  19. Основные направления развития налоговой системы в XV-XVI вв.

  20. Характеристика системы посошного обложения.

  21. Реформы управления государственными финансами в России во второй половине XVII – первой четверти XVIII вв.

  22. Центральные финансовые учреждения в России в XVII в.

  23. Система налогов, сборов и повинностей в России в XVII в.

  24. Характеристика системы подворного обложения в России во второй половине XVII - начале XVIII в.

  25. Характеристика государственных регалий в России во второй половине XVII - начале XVIII в.

  26. Становление и развитие государственного кредита в России XVII - XVIII вв.

  27. Научная мысль в области финансов в XVII веке.

  28. Сочинение Г. Кошихина «О России в царствование Алексея Ми­хайловича» - как исторический источник.

  29. Социально-экономическое развитие России в XVIII в.

  30. Система налогообложения в России XVIII в.

  31. Органы управления финансами в России XVIII в

  32. Денежная система России в XVIII в..

  33. Характеристика системы подушного обложения в XVIII в.

  34. Финансовая мысль в ХVIII веке. И. Посошков и его "Книга о скудости и богатстве".

  35. Социально-экономическое развитие России в XIX в.

  36. Система налогообложения в России XIX в.

  37. Органы управления финансами в России XIX в

  38. Денежная система России в XIX в.

  39. Развитие системы государственного кредита в России XIX в.

  40. Развитие системы банковского кредита в России XIX в.

  41. Финансовые реформы С.Ю. Витте.

  42. Становление банковской системы России в XIX- начале XX в.

  43. Коммерческие банки России в XIX - начале XX в.

  44. Система ипотечного кредитования России в XIX - начале XX в.

  45. Возникновение и деятельность Государственного банка России в XIX - начале XX в.

  46. Становление и развитие системы местного банковского кредита России в XIX в.

  47. Деятельность Екатеринбургской конторы Государственного банка.

  48. Финансовая мысль России в XIX - начале XX в.

  49. Роль иностранного капитала в экономике России в XIX - начале XX в.

  50. Методы проникновения иностранного капитала в Россию в XIX - начале XX в.

  51. Национализация банковской системы в годы военного коммунизма.

  52. Органы финансово-кредитного регулирования в годы советской власти.

  53. Становление банковской системы в годы нэпа.

  54. Роль Государственного банка в годы нэпа.

  55. Создание системы специализированных банков в годы нэпа.

  56. Денежная реформа 1920-х годов.

  57. Кредитная реформа 1930-х годов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Влияние денежной массы на инфляцию и денежно-кредитная политика центральных банков логвинов денис алексеевич

    Документ
    ... использовать европейский опыт денежного таргетирования в России. Ключевые слова: денежная масса, инфляция, денежно-кредитная политика. INFLUENCE ... , в то время как денежно-кредитная политика проводится без отношения к денежной массе, она остается важной ...
  2. Денежная система россии библиографический указатель

    Библиографический указатель
    ... ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИИ 1.1 История и реформы денежной системы 1 Амосов А. И. Эволюция денежной системы России /А. И. Амосов //Вопросы истории ... денежной эмиссии в России в рамках единой государственной денежно-кредитной ... и международные отношения. - 2004 ...
  3. История экономических учений (3)

    Программа курса
    ... подъема, умножения национального богатства России. Литература История экономической мысли в России: Учебное пособие / Под ... Ливанского университета. Специалист в области финансов и денежно-кредитныхотношений. Он является автором двух фундаментальных ...
  4. История экономики политики и культуры Библиографический указатель

    Библиографический указатель
    ... -90. 6. Кочеврин Ю. Кредитная реформа 1930 года и ее последствия (к истории советской денежной системы) / Ю. Кочеврин ... политика. - 2012.- № 1. - С. 66-77. 8. Муравьева Л.А. Кредитныеотношения в России первой четверти XVIII века / Л. А. Муравьева ...
  5. (указывается орган кредитной организации - эмитента утвердивший ежеквартальный отчет по ценным бумагам)

    Отчет
    ... 19 2.3.2. Кредитнаяисториякредитной организации - эмитента 20 2.3.3. Обязательства кредитной организации ... ужесточение денежно-кредитной политики Банком России обусловили более ... . 30 Указывается в отношениикредитной организации – эмитента, ...

Другие похожие документы..