textarchive.ru

Главная > Документ


Эффективность внедрения ИКТ в государственном управлении.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в государственное управление обеспечивает повышение эффективности деятельности государственных органов управления и власти (далее - государственных органов), прозрачность процессов государственного управления, а также играют важную роль в осуществлении административной реформы и совершенствовании системы государственного управления в Республике Узбекистан.

5.1. Основные цели и задачи Программы:     

Основной целью Программы является повышение эффективности работы государ-ственных органов управления и власти, организации предоставления ими услуг гражда-нам и организациям, а также удовлетворение информационных потребностей общества путем внедрения электронных технологий в их деятельность.

Основными задачами Программы являются:

- обеспечение реализации государственной политики в области информатизации по широкому внедрению ИКТ в сфере государственного управления;

- определение мероприятий по внедрению ИКТ в государственное управление и этапов их реализации;

- создание механизмов взаимодействия государственных органов с гражданами и ор-ганизациями на основе использования ИКТ.

2. Существующее состояние использования электронных технологий в государственном управлении. В результате реализации Программы развития компьютеризации и информацион-но-коммуникационных технологий на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 6 июня 2002 года №200, 85,6% государственных органов создали локальные компьютерные сети в центральных аппаратах. Количество государственных органов, подключенных к Интернет, возросло со 156 в 2002 году до 665 в 2004 году. В настоящее время 90,5% государственных органов имеют веб-сайты в сети Интернет. Вместе с тем, имеется неподготовленность государственных органов к примене-нию современных технологий в управлении и организации взаимодействия с населением и хозяйствующими субъектами. Так существует ряд вопросов, решение которых способ-ствовало бы ускорению процесса внедрения информационных технологий в государст-венное управление. В частности:  всего 8 % государственных органов имеют корпоративные компьютерные сети с объединением своих территориальных подразделений; не разработан перечень общегосударственных и ведомственных информационных ресурсов; не развито внедрение систем электронного документооборота в государственных органах;   отсутствует достаточная регуляторная и техническая нормативная база по вопро-сам сертификации и стандартизации средств ИКТ (средств криптографии и шифрования, электронно-цифровой подписи); не сформированы требования к системе предоставления государственных услуг юридическим и физическим лицам с применением ИКТ. Указанные вопросы требуют системного и комплексного подхода к их решению, координацию проводимых государственными органами работ по внедрению информационных технологий в государственное управление.

3. Основные направления развития и внедрения электронных технологий в государственное управление: 

Основными направлениями развития и внедрения электронных технологий в государственное управление являются:

- совершенствование деятельности государственных органов на основе использования электронных технологий;

- обеспечение общедоступности государственных информационных ресурсов и взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями на основе использования ИКТ;

- совершенствование нормативно-правовой базы применения информационных технологий в государственном управлении;
обеспечение информационной безопасности информационных систем государственных органов.

3.1. Совершенствование деятельности государственных органов на основе использования электронных технологий. По данному направлению предусматривается:

- дальнейшее оснащение в государственных органов современной компьютерной техникой, а также создание локальных и корпоративных компьютерных сетей; развитие единой информационной сети государственных органов и обеспечение широкого доступа государственных органов к сети Интернет; завершение формирования ведомственных, межведомственных, корпоративных, региональных и местных информационных систем и баз данных; создание единой системы электронного документооборота между государственны-ми органами; Реализация данного направления позволит сократить издержки на управление, в том числе за счет высвобождения части технического персонала этих служб и повысить эффективность управления и взаимодействия государственных органов, увеличить долю безбумажного документооборота.

Прогнозные показатели внедрения ИКТ в государственное управление на 2005-2010 годы приведены в приложении.

3.2. Обеспечение общедоступности государственных информационных ресурсов и взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями на основе использования ИКТ. По данному направлению предусматривается:

формирование общедоступных государственных информационных ресурсов;

расширение объемов информации, предоставляемой государственными органами населению и хозяйствующим субъектам;

реализация прав граждан на доступ к информации;

выработка механизмов для стимулирования развития пунктов коллективного доступа к сети Интернет, в целях предоставления широкого доступа граждан к государственным информационным ресурсам.

Реализация данного направления будет способствовать повышению информационной прозрачности и открытости деятельности государственных органов для общества, а также созданию механизмов общественного контроля реализации их функций.

3.3. Совершенствование нормативно - правовой базы применения ИКТ в государственном управлении. В данном направлении предусматривается:        
разработка нормативных актов, регламентирующих порядок оказания государственных информационных услуг, ведения электронного документооборота и пользования государственными информационными ресурсами и т.д.;        
разработка стандартов по электронному документообороту, созданию государственных информационных систем и их взаимодействию;        
подготовка проектов законов о конфиденциальной информации (о служебной тайне, коммерческой тайне, персональных данных и др.).
Реализация данного направления будет способствовать развитию нормативно-правовой базы, регламентирующая порядок применения ИКТ в государственном управлении, а также оказание государственных услуг с применением ИКТ.

3.4 Обеспечение информационной безопасности информационных систем государственных органов. В данном направлении предусматривается:        
внедрение средств и систем информационной безопасности государственных информационных ресурсов, систем и сетей государственных органов;

разработка алгоритмов, стандартов и систем криптозащиты в системы электронного документооборота государственных органов;

разработка и внедрение системы мер по обеспечению защиты персональных данных.

Реализация данного направления будет способствовать созданию эффективного механизма обеспечения информационной безопасности государственных информационных ресурсов и систем.

4. Финансирование Программы. Для реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, предусматривается использование следующих источников финансирования:

собственные средства государственных органов;

средства внебюджетных фондов;

средства государственного и местных бюджетов;

иностранные инвестиции и кредиты;

гранты международных фондов, организаций и другие источники, не противоречащих законодательству.

В процессе реализации Программы будут проводиться работы по привлечению дополнительных источников финансирования, в первую очередь, частного капитала, путем его участия в подготовке и реализации программных мероприятий.

5. Оценка реализации Программы. Оценка реализации Программы будет осуществляться на основе ежегодно проводимого системного мониторинга и комплексной оценки результатов внедрения ИКТ в государственное управление.

По результатам мониторинга и комплексной оценки, а также с учетом тенденции развития ИКТ, Координационным советом по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий могут быть внесены изменения и дополнения в прогнозные показатели в целях уточнения приоритетов внедрения информационных технологий в деятельность государственных органов.

Темпы применения ИКТ в органах государственного и хозяйственного управления

7. Государственное управление в сфере ИКТ, государственная политика Республики Узбекистан в сфере ИКТ, состояние использования и внедрения ИКТ в органах государственного и хозяйственного управления.

За последние годы в Узбекистане осуществлены определенные меры для развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий. Создана законодательная база информатизации и телекоммуникаций, определяющая основные экономические, правовые и организационные основы функционирования информационно-коммуникационных технологий.

В результате реализации первого этапа Национальной программы реконструкции и развития телекоммуникационной сети республики создана цифровая магистральная сеть, цифровые каналы в регионах доведены до 51 районного центра, и на местных телефонных сетях действуют 32,6% цифровых линий.

Развивается сеть передачи данных, пропускная способность которой позволит доступ до 170 тыс. пользователей. Оказанием услуг Интернет занимаются более 100 хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем, из 62 высших учебных заведений только 40 и из 531 колледжей и лицеев только 22 имеют доступ к сети Интернет. Уровень компьютеризации общества не отвечает современным требованиям, что препятствует расширению доступа к информационным сетям.

Слабо развит рынок программных средств и информационных ресурсов.

Настоящая Программа нацелена на ускорение развития современной технической инфраструктуры, создание условий по стимулированию развития компьютеризации, отечественной индустрии и экспорта программных продуктов, подготовку высококвалифицированного кадрового потенциала и совершенствование законодательства, обеспечение информационной безопасности.

Целевой задачей Программы является удовлетворение информационных потребностей общества и повышение конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках.

Перечень государственных информационных ресурсов, утвержденный Постановлением Кабинета Министров №27, был дополнен 9 государственными информационными ресурсами. Были также внесены изменения наименований 6 государственных информационных ресурсов, а Реестр базовых интерактивных государственных услуг, утвержденного Постановлением Кабинета Министров №181, дополнен 103 наименованиями базовых интерактивных государственных услуг.

Дополнительно постановлением определено, что на базе центров компьютеризации при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента будут созданы государственные унитарные предприятия - «Центр компьютеризации». На данные предприятия возложены следующие задачи:

разработка и реализация мероприятий по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на местах в соответствии с современными международными тенденциями и стратегией социально-экономического развития регионов;

ведение и обновление информационных ресурсов, оказание содействия в регистрации созданных и создаваемых государственных информационных ресурсов и информационных систем в регионах;

постоянное обновление веб-порталов Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, организацию предоставления интерактивных государственных услуг, в том числе по принципу «единое окно»;

осуществление постоянного анализа состояния и перспектив развития информационно-коммуникационных технологий в регионе и на основе его результатов внесение предложений по совершенствованию данной сферы.

Нормативно-методическое руководство деятельностью «Центром компьютеризации» будет осуществляться Узбекским агентством связи и информатизации.

В целях дальнейшего развития компьютеризации

В целях совершенствования учета, расширения перечня государственных информационных ресурсов и оказания интерактивных гос.услуг Кабинетом Министров Республики Узбекистан 1февраля 2012 года принято постановление «О мерах по созданию условий для дальнейшего развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на местах».

Основополагающие принципы государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), определенные Президентом Исламом Каримовым, подразумевают их широкое внедрение во все сферы жизни общества с тем, чтобы в нашей стране велась интенсивная работа по интеграции в мировое информационное пространство.

Для реализации поставленных задач при хокимиятах областей и города Ташкента создаются государственные унитарные предприятия «Центры компьютеризации». На них возложены разработка и реализация мероприятий по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на местах в соответствии с современными международными тенденциями и стратегией социально-экономического развития регионов.

В сферу их деятельности входит ведение и обновление информационных ресурсов, оказание содействия в регистрации созданных и создаваемых государственных инфоресурсов и инфосистем в регионах. Большое внимание будет уделяться постоянному обновлению веб-порталов Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, организации предоставления интерактивных госуслуг, в том числе по принципу «единое окно». Важнейшей составляющей в работе центров станет осуществление постоянного анализа состояния и перспектив развития ИКТ в регионе и на основе его результатов разработка предложений по совершенствованию данной сферы.

Как сообщили в Узбекском агентстве связи и информатизации, нормативно-методическое руководство деятельностью создаваемых государственных унитарных предприятий «Центры компьютеризации» будет осуществляться данным агентством. Важно при этом отметить, что перечень государственных информационных ресурсов дополнен новыми, а в Реестр государственных информационных услуг внесено более 100 базовых интерактивных гос.услуг. Это предоставление разнообразной информации пользователям по различным вопросам, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Например, предоставление информации о взаиморасчетах налогоплательщиков - физических лиц с бюджетом и внебюджетными фондами; предоставление информации о порядке и составе представляемых документов для государственной регистрации прав на земельные участки; реестр зарегистрированных малых предприятий и частных предпринимателей; предоставление информации о существующих маршрутах и приеме предложений граждан по организации транспортных услуг и много других сведений, которые может в режиме реального времени получить любой пользователь веб-портала хокимията или какого-то госучреждения.

8. Общее понятие об электронном правительстве. Использование информационных технологий в решении задач эффективного межведомственного взаимодействия. Обеспечение предоставления государственных услуг населению и организациям с помощью современных информационных технологий.

В нашей стране уделяется большое внимание развитию и внедрению ИКТ во все сферы экономики, социальной и общественной жизни населения. В этом плане создание и развитие электронного правительства в республике направлено на повышение эффективности деятельности государственных органов власти и управления на основе широкого использования ИКТ, а также поднятие на новый качественный уровень взаимоотношения государства с обществом и бизнес структурами.

С этой целью в республике за последние годы приняты Законы Республики Узбекистан «О связи», «О радиочастотном спектре», «О почтовой связи», «О телекоммуникациях», «Об информатизации», «Об электронно-цифровой подписи», «Об электронном документообороте», «Об электронной коммерции», Указы Президента Республики Узбекистан «О мерах по реорганизации и совершенствованию управления сферой информационных систем», «О мерах по совершенствованию управления в сфере телекоммуникаций», «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий», а также более 15 постановлений КМ РУз., которые создали надежное и качественное правовое условие для развития электронного правительства в Республике Узбекистан.

Вместе с тем, несмотря на принятые руководством и правительством республики меры по развитию ИКТ в республике оснащенность органов государственного управления и власти на местах компьютерной техникой на 2008 год составляла 62%. Доля государственных органов имеющих корпоративные сети составляла 59,2%, около 22% рабочих мест в правительственных учреждениях оснащены персональными компьютерами. Практически все правительственные учреждения имеют доступ к сети Интернет, однако при этом число компьютеров, подключенных к сети, равно примерно 13%.

За истекший период Портал постоянно расширялся и пополнялся новыми ресурсами, были осуществлены работы по совершенствованию функциональных возможностей Портала, предоставления удобного для пользователей интерфейса, размещения актуальной и оперативной информации по деятельности органов государственной власти и управления.

В результате создания Портала в него были интегрированы информационные ресурсы органов государственной власти и управления – 61 орган, что позволило предоставлять услуги «в одно окно», т.е. всю необходимую информацию о республике можно получить через один официальный информационный источник.

В настоящее время Портал предоставляет информацию населению республики, бизнес сообществу, иностранным гражданам и госорганам о Президенте Республики Узбекистан, о законодательной, исполнительной и судебной власти республики, о деятельности органов государственной власти и управления. На портале ежедневно размещаются новости и события, происходящие как в Узбекистане, так и во всем мире, освещаются проводимые правительством республики реформы в общественно-политической и социально-экономической жизни страны.


Рис.1. Главная страница Правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет

В связи с принятием постановления Кабинета Министров РУз. № 181 от 23 августа 2007г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с юридическими и физическими лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий» государственные интерактивные услуги можно будет получить через Правительственный портал, что, безусловно, будет способствовать еще большему развитию Правительственного портала, углублению и расширению взаимодействия между государством и обществом.

В некоторых регионах страны уже сделаны первые шаги по внедрению интерактивных гос.услуг. Например, удачно осуществлен пилотный проект по внедрению электронного документооборота в государственных органах Сырдарьинской области. Здесь предусматривается построение целостной системы, обеспечивающей открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти и управления, создание «Портала Сырдарьинской области» и другие меры, способствующие более тесному взаимодействию местных властных структур с гражданами, бизнес - структурами. Ныне поэтапно продвигается система приема от хозяйствующих субъектов налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме, расширяется перечень интерактивных государственных услуг как компонентов будущего электронного правительства.

Понятие «Центр Единого окна» и государственные услуги, оказываемые для населения через «Центры Единого окна»

Проект Программы Развития ООН «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнёрство» (проект ПРООН по местному управлению) совместно с хокимиятами городов Намангана и Джизака провели презентацию концепции внедрения системы оказания государственных услуг по принципу «единое окно». В ней приняли участие ответственные сотрудники хокимиятов и их подразделений, представители государственных структур, предоставляющие услуги населению, представители ННО, городских центров Торгово-промышленной палаты и махаллинских комитетов (органы местного самоуправления).

Единое окно — это термин, обозначающий технологию предоставления государственных услуг для граждан и бизнеса в одном месте. Например, при существующей процедуре обращения за государственной услугой гражданам требуется посещение каждого государственного учреждения по отдельности для получения соответствующих справок, разрешений и решений. После внедрения системы «единого окна», заявитель, обратившись в Центр Единого Окна (ЦЕО) и предоставив лишь первичные документы, имеющие непосредственное отношение к заявителю, получает возможность получить конечный документ или решение по своему запросу в том же месте. Процедура согласования принятия решений и оформления нужных документов с другими соответствующими государственными органами осуществляется самостоятельно со стороны служб ЦЕО.

ПРООН уже имеет успешный опыт оказания содействия в применения системы оказания государственных услуг по принципу «единое окно» - путем создания пилотного «Центра Единого Окна» при Хокимияте Сергелийского района г. Ташкент. Данный ЦЕО был создан в 2009 г. на основании трехстороннего соглашения, подписанного между Агентством связи и информатизации Республики Узбекистан, Хокимиятом Сергелийского района г. Ташкент и ПРООН.

В настоящее время, в ЦЕО функционируют 14 отделов для предоставления в общей сложности 44 видов интерактивных услуг. Услуги, предоставляемые ЦЕО, разделены на такие сферы как социальное обеспечение, народное образование, культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, государственная регистрация субъектов предпринимательства и услуги в сфере земельно-имущественных отношений. Учитывая преимущества и успешную деятельность ЦЕО в Сергелийском районе, Правительством Республики Узбекистан было дано поручение (№08-8-14 от 16.02.2011 г.) министерствам и другим ведомствам, а также органам государственной власти на местах обеспечить организацию деятельности ЦЕО во всех областях до конца текущего года.
Открывая мероприятия представители хокимиятов г. Джизак и г. Наманган отметили о необходимости создания ЦЕО в административных центрах областей для совершенствования процедур предоставления местному населению государственных услуг оперативно и качественно. Вместе с тем, они ознакомили участников о результатах проделанных работ хокимиятами городов в этом направлении. В частности, в соответствии с решением хокима области об утверждении плана совместных мероприятий по реализации проекта ПРООН по местному управлению, будет оказана содействие хокимиятам городов Намангана и Джизака в создании и обеспечении эффективной деятельности ЦЕО при хокимиятах этих городов. В частности, проект ПРООН по местному управлению окажет содействие в оснащении ЦЕО необходимым современным оборудованием и проведении семинаров и тренингов для работников хокимията и персонала ЦЕО.

В ходе презентации была представлена информация о целях и задачах ЦЕО на примере деятельности ЦЕО при хокимияте Сергелийского района г. Ташкента. В частности, участники получили подробную информацию о предоставляемых видах услуг, структуре, количестве и обязанностей сотрудников, расписании приема посетителей, анализе обращений в ЦЕО.
Также участникам представилась возможность обменяться мнениями и поделиться конкретными рекомендациями, которые необходимо будет учесть при создании ЦЕО в областях. Одну из таких рекомендаций озвучила Нилуфар Абдувохидова - сотрудник Центрального архива г. Джизак, которая заключается в необходимости предусмотрения возможности электронного обмена информации между ЦЕО разных областей и городов. Реализация данного предложения поможет населению получать нужную информацию, хранящуюся в любой другой области республики, не покидая родную область, таким образом, не расходуя драгоценное время и деньги. Норматов Абдували - представитель схода граждан «Зилол» города Джизака выступил с предложением о целесообразности включения юридических консультаций в перечень услуг, которые будут, предоставляется в ЦЕО.
В заключительной части презентации, сотрудники проекта ПРООН по местному управлению сообщили участникам, что создание ЦЕО в городах Наманган и Джизак запланировано до конца этого года. Участники, поблагодарив организаторов за предоставленную информацию, выразили заинтересованность в принятии активного участия для успешной реализации поставленных задач по внедрению системы оказания государственных услуг по принципу «единое окно».

Состояние и перспективы развития «Центров Единого окна» в Узбекистане



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сборник методических материалов по курсу предпринимательство

    Программа
    ... . наук, доц. А.Б. Можаев Сборник методических материаловпокурсу «Предпринима-тельство». - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова ... получают необходимый раздаточный материал, содержащий следующие исходные данные: стоимость единицы материалов и комплектующих ...
  2. Материалы по новым педагогическим технологиям

    Документ
    ... обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Сами модули ... на которые можно найти в учебниках, раздаточномматериале, документах и т.д. Всегда определяется время, на ...
  3. По информационным технологиям в образовании

    Документ
    ... на занятиях в компьютерном классе методические и раздаточныематериалы для курса “Математические методы в психологии”, который ... слайд-лекций покурсу КСЕ. 2. Лекционный модуль покурсу КСЕ. 3. Комплект компьютерных демонстраций покурсу КСЕ ...
  4. По организации внешнеэкономической деятельности На тему Методы госрегулирования ВЭД Минск1999 ОГЛАВЛЕНИЕ

    Курсовая
    ... и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны и ведения ... Президента Республики Беларусь № 52 // Раздаточный материал покурсу “Организация и техника международной торговли”. Положение ...
  5. Сведения о материально –техническом обеспечении образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами объектами для проведения практических занятий по образовательным программам

    Документ
    ... - наборы тематических картинок, - ситуационные плакаты с раздаточнымматериаломпо темам. - географическая карта Лондона, -географическая ... по основным разделам курса географии и природоведения; -коллекция цифровых образовательных ресурсов покурсу ...

Другие похожие документы..