textarchive.ru

Главная > Тесты


Философия

Словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Учебное пособие

Кемерово 2008

Федеральное агентство по образованию

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Философия

Словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Учебное пособие

Для студентов вузов

Кемерово 2008

УДК 1 (075)

ББК 87 я 7

Ф 56

Авторы:

Э.Г. Винограй, З.А. Медведева, Г.П. Ковалева, О.Э. Васькина.

Под редакцией:З.А.Медведевой

Рецензенты:

С.П. Батурин, доцент Кемеровского института (филиала) РГТУ, кандидат исторических наук;

В.Н. Порхачев, доцент кафедры гуманитарных наук Кемеровского государственного Сельскохозяйственного института кандидат философских наук.

Рекомендовано редакционно-издательским советом Кемеровского технологического института пищевой промышленности

Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие / Э.Г.Винограй, З.А.Медведева, Г.П.Ковалева, О.Э.Васькина; под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. – Кемерово, 2008. - с.

Работа включает в себя словарь персоналий, словарь терминов и тесты по философии. Пособие помогает студентам ознакомиться с учебным материалом, получить представление об основных школах и течениях философии, о наиболее видных философах. Тесты, данные в конце пособия, дают возможность студентам проверить свои знания самостоятельно.

Данное пособие предназначено для подготовки к зачету, экзамену (тестированию) по курсу «Философия».

Оглавление

Введение 4

Словарь персоналий 5

Словарь терминов 25

Тесты по философии 57

Список литературы 105

Введение

Данное пособие предназначено для подготовки к зачету, экзамену (тестированию) по курсу «Философия». Оно включает в себя словарь персоналий, Словарь терминов и тесты по философии ( в т.ч и по истории философии). Структура пособия помогает студентам ознакомиться с учебным материалом, получить представление об основных школах и течениях философии, о наиболее видных философах. Тесты, данные в конце пособия, дают возможность студентам проверить свои знания самостоятельно и объективно оценить их уровень.

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

Философские традиции Индии, Китая и Греции.

В VIII-II вв. до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции возникает философия. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот исторический период «осевым временем», так как тогда закладывались основы нашей современной цивилизации.

В Индийской философии можно выделить 3 периода: 1. - Ведический -ХV-V вв. до н. э. 2. - Классический - V в. до н. э. - X в. н. э. 3. - Индуистский - с X в. н. э. В Индии становление философского знания пролегало через оппозицию ряда направлений. Брахманизм, основан на ведическом ритуале, зафиксированном в четырех Ведах (веда - знание) - сборников гимнов в честь богов и ритуальных заговоров. В VI-V вв. до н. э. появились критические в отношении брахманизма течения: адживика (натуралистическо-фаталистическое учение), джайнизм и буддизм. Далее индийская философия развивалась практически в русле шести классических систем - даршан: веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, ориентировавшихся на авторитет Вед, и неортодоксальных течений: материалистической чарваки или локаяты, джайнизма и школ буддизма.

В Китаев VI в. до н.э. сформировались философские направления даосизма, легизма и конфуцианства.

Даосизм. Основатель - Лао-цзы - китайский философ, живший в VI в. до н. э. (подлинное имя Ли Эр), прозвище означает «Старый учитель» или «Старый ребенок», автор книги «Дао-дэ-цзин», название которой переводится как «Книга пути и благодати» или «Путь добродетели» или «Книга о силе и действии». Дао - есть путь вселенной, а его проявление в мире форм - есть Дэ. Дао непостижимо, но совершенно, оно основа всего сущного.

Конфуцианство. Основатель - Конфуций (551-479 г. до н. э.), человек, которого в Китае называют «Отец китайской нации» либо «Учитель десяти тысяч поколений». Открыв свою школу, воспитал огромное количество учеников. Его беседы, названные впоследствии «Лунь юй» («Суждения и беседы»), и составляют основу учения Конфуция. Центральная тема философии - человек {жэнъ). Ли - это ритуал, традиции, предписания, обряды, обязательное неукоснительное следование которым и составляла одну из основ конфуцианского учения. Дао - путь - это комплекс идей, принципов и методов. Термин «жэнь» переводится также как «человеколюбие», «гуманность», «добродетель». Одно из основных понятий - «благородный муж», который противопоставляется «низкому человеку». Благородным человека делает не происхождение и не богатство, а высокие нравственные качества. Во II в. до н.э. конфуцианство стало государственной идеологией Китая.

Античная философияпредставляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме с VI в. до н. э. по VI в. н. э. Начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н. э.), конец - с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н. э.). Для греков природа выступала единственным абсолютом, она не сотворена богами, сами боги составляют ее неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии. Человек не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только «по природе», но и «по установлению» - закону (номосу). Картина мироздания отражает ответы на вопросы полисной жизни. Полис - это город-государство. «Началом мироздания» - архэ или субстанцией является природа. Природа при этом рассматривается как живое (гилозоизм), одушевленное (панпсихизм) и божественное (пантеизм) целое. Античная философия представлена космогоническими учениями (учениями о происхождении мира), космологией (учением об устройстве мироздания), онтологией (учением о бытии), этикой (учением о нравственности и морали).

Периодизация греческой философии.

1.Натурфилософский период (VI-IV в.в. до н.э)- досократики, на первый план выходят проблемы философии природы. Ранние натурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анксимен, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид, Зенон.

2.Второй период (IV-V в. в. до н.э.) - период классической философии, включает софистов и Сократа, Платона, Аристотеля; философов интересуют не только вопросы устройства мирозданья, но и человек, общество, государство.

3.Третий период (III в. до н. э. - VI в. н. э.) - эллинистически – римская философия, развивавшаяся в Древней Греции и в Древнем Риме, представлена такими течениями как эпикурейство, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм. На первый план выходят проблемы этики, обоснования человеческой жизни, а аргументация черпается из предыдущих философских систем, из физики Гераклита, Демокрита, теории идей Платона и т.д.

Натурфилософский период. Фалес(основоположник милетской школы, 625-547 гг. до н. э.); основные положения: «все из воды», «все одушевлено и полно демонов». Анаксимандр (610-546 гг. до н. э.); основные положения: начало мироздания - «апейрон» качественно неопределенное, из «апейрона» (всеобъемлющего, вечного и божественного) возникает мир, он всем правит. Анаксимен (588-525 гг. до н. э.); основные положения: учение о воздухе как о первооснове (субстанции) мира. Гераклит Эфесский ( род. ок. 544 до н. э.) - крупнейший диалектик, считал, что основой мира является вечно живой огонь - подвижная динамичная стихия.

Пифагор (2-я половина VI - начало V вв. до н. э.), его философия это эзотерическое (сокровенное) знание. Пифагорейские кружки были тайными братствами. Основные положения философии: учение о числе как субстанции всех вещей. Числа - это и математические величины, и физические существа, и живые тела. Числовые отношения и пропорции отражают гармонию мира (космоса).

Парменид (начало IV в. до н. э.) - основатель элейской школы; первым выразил мысль, что при множестве мнений - истина одна; истинным, достойным предметом изучения является Единое, «бытие», которое есть всегда, оно не возникает и не уничтожается; знание о бытии мы получаем с помощью разума; чувственное восприятие порождает только мнение (doxa). Одно и то же мысль и то, «о чем мысль существует, ибо без бытия мысли тебе не найти».

Анаксагор (500-428 гг. до н. э.) - им завершается натурфилософия. Плюралист: элементов столько, сколько окружающих нас вещей. Каждая частица (гомеомерия подобочастная, подобная частице от целого) - это качественная определенность предмета, качество вещи. Вначале они беспорядочно смешаны, но мировой ум (нус) приводит их в движение и структурирует: неоднородные элементы отделяет друг от друга, однородные соединяет, так образуются вещи. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Эмпедокл (490-430 гг. до н. э.) - один из представителей италийской традиции, которая исходила из орфической религии. Суть орфической религии перенос всех процессов этой жизни в загробную жизнь, идея переселения душ. Работы: «О природе» и «Очищения». Изменение мира - результат вечной борьбы любви и вражды, в которой побеждает то одна, то другая сила.

Демокрит (род. 460 г. до н. э.) - прославился своим учением об атомах. Есть лишь атомы и пустота. Атомы - это единые, неделимые частицы, которые могут быть гладкими, шероховатыми, крючковатыми и все трясутся в пустоте, сцепляются между собой и образуют космический вихрь. Существует мир природы (фюсис) и мир культуры (номос - второй мир). Номос надстраивается над фюсис.

Классический период. Софисты- название группы древнегреческих философов середины V - первой половины IV вв. до н. э., представителями являются Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Алкидим, Критий и др. Древнегреческое «софистэс» означает мастера, знатока мудрости. С середины V в. до н. э. софистами стали называть платных учителей мудрости: красноречия и других знаний, полезных в публичной деятельности. Софисты полагали, что все в мире относительно, истина у каждого своя. Знание зависит от условий, времени, места при которых его получают. Мир непознаваем. Добра и зла объективно нет, что кому выгодно, то для него и хорошо. Оппонентами софистов были Сократ, Аристофан, Платон. Сократ (470-399 гг. до н. э.) ничего не писал, но учил мудрости на площадях. О его взглядах мы узнали из философии Платона (его ученика). Девизом Сократа стало «Познай самого себя» - надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах. Процесс рождения истины в спорах он называл маевтикой (повивальным искусством). Ирония помогала собеседнику увидеть, что его спесь, самомнение основаны на кажущемся знании, частичном, ложном. Другим девизом Сократа было: «Я знаю, что я ничего не знаю, другие не знают даже этого».

Платон (427-347 гг. до н. э.) - основатель школы, получившей название Академии. Главные произведения: «Парменид», «Пир», «Федон», «Федр», «Государство», «Политик», «Законы». Утверждал реальность идеального, поэтому его называют объективным идеалистом. Реально существуют бестелесные идеи (истинно сущий мир), вещи являются материальными слепками идей. Идеи - «эйдосы» - это и есть те сущности, которые душа созерцает сама по себе. Проблема состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить подлинное знание (идеи), что возможно только на пути Эроса. Создал учение об идеальном государств, основным принципом которого он считал справедливость. Полагал, что аристократия, идеальная форма государства. Среди законных форм государства демократия является наихудшей; среди форм, основанных на беззаконии, она является лучшей. Согласно Платону зло есть лишенность добра.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - систематизатор всего античного знания. Основатель Ликея (Лицея), создатель универсальной системы знания, которая включает: логику (в средние века логические работы Аристотеля были объединены под латинским названием «Органон»), физику, метафизику (то, что после физики), практическую философию - этику, политику и т.д. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Наиболее значимые произведения: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О душе», «Никомахова Этика», «Политика», «Экономика», «Риторика». Критикует платоновское учение об идеях. Основоположник психологии, науки логики, наук об обществе. Считал, что опорой государства должны быть средние слои.

Эллинистически - римская философия. Стоицизм- школа древнегреческой философии, возникшая в III в. до н. э.. Основана Зеноном Китийским, наиболее известные представители - Сенека, Марк Аврелий. Это философия долга, философия судьбы, основанная на физике Гераклита и натурфилософии. Идеал стоиков - мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, жизнь которого не зависит от внешних обстоятельств.

Эпикуреизм- философская школа, просуществовавшая с IV в. до н.э. по IV в. н.э., в ней находит свое применение атомистический материализм Демокрита. Основана в предместьях Афин Эпикуром, поэтому часто называлась в древности «Садом». Наиболее выдающимся последователем Эпикура из римлян был Лукреций. Философия для эпикурейцев - это деятельность, которая посредством рассуждения приводит человека к счастливой жизни. Счастье - отсутствие страданий. Добиться его можно устранившись от волнений и тревог, от общественных и государственных дел, отказавшись от желаний.

Неоплатонизм- последний этап развития античного платонизма. Основоположник - Плотин (204(5)-270г.г.), основное произведение - «Энеады». Неоплатонизм представляет собой систематизацию идей, разбросанных в диалогах Платона, которые были дополнены идеями стоицизма, аристотелизма, неопифагореизма. Учение Плотина является последовательной системой объективного идеализма. С точки зрения неоплатонизма, абсолютным первоначалом бытия выступает Единое, постичь которое невозможно никакими усилиями человеческой мысли. Убедиться в бытии Единого можно только на путях апофатической (отрицательной) теологии. Плотин считал, что божественное есть во всем и в каждом из нас, что истечение, излучение божественного Абсолюта есть эманация. Призывал к объединению с божественным Абсолютом через эманацию. Неоплатоники учили, что всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет».

Скептицизм- идейное течение, возникающее в конце IV в. до н. э., основатель Пиррон из Элиды, учил, что истина не достижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от всякого суждения.

Киники- в греческой философии сторонники Антисфена, который в гимназии «Киносарг» проповедовал нетребовательность и умеренность. Признаком более позднего кинизма (Диоген из Синопа) было пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в цинизм.

Цицерон Марк Тулий (106-43 г. до н. э.) - римский политик и философ, блестящий оратор. Его заслугой является то, что он познакомил римлян с греческой философией, по-своему интерпретировав ее. Первым ввел понятие «культура».

Сенека Луций Анней (5. г. до н. э. - 65 г. н. э.) - римский философ-стоик, поэт игосударственный деятель. Воспитатель будущего императора Нерона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством. Считал философию нравственным учением, дающим нормы и правила человеческой жизни. Выступал против института рабства и социальных различий. Золотое правило нравственности: «обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше». До нас дошли следующие произведения Сенеки: «Нравственные письма к Луцилию», «О милосердии», «О блаженной жизни», «О благодеяниях» и др.

Марк Аврелий Антонин (121-180) - римский император, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Оставил 12 написан ных на греческом языке томов под общим названием «Рассуждения о самом себе» или «Размышления». Сфера интересов - этические проблемы, рассуждения о нравственности. Центральная идея - неразрывная связь всего в божественном миропорядке. Единственно подвластный человеку мир - это его внутренний мир: «Смотри внутрь себя. Внутри - источник добра, который никогда не истощится, если ты не перестанешь жить».

Философия средних веков.

Периодизация средневековой философии: 1. – патристика (II-VIII в.в.) (восточная и западная); 2. - схоластика, подразделяемая на ранний (IX-ХII вв.) и поздний (XIII-ХIV вв.) периоды.

Апологетика (от греческого «апология» - «заступничество», «оправдание») - течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения в период борьбы с язычеством (I-Vв.в.). Наиболее выдающиеся представители Иустин (Юстин), Татиан, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген. Теология(от греч. theos - Бог и logos - учение) - богословие, учение о Боге.

Ориген (185-254) - представлял греческую апологетику. В трактате «ОНачалах» утверждал, что Бог - это действующее провидение, Христос - не избавитель, а образец; Святой Дух является своеобразным посредником между Христом и миром, человечеством, осуществляющим новое превращение Святого Духа в Бога. Был сторонником неизбежности полного спасения всех душ и духов, включая дъявола и, соответственно временности адских мук. Эта идея впоследствии была осуждена церковью.

Тертуллиан (160-220) - представлял латинскую апологетику. Его труды «Апологетика», «О душе», «О плоти Христа», «Против Маркиона». Он сделал многое для подготовки идеи триединства Бога, первым заговорил о различии римской и греческой христианской церкви. Считал, что язычество и христианство, вера и разум, религия и философия принципиально несовместимы. Истины веры недоступны разуму, они сверхразумны: «Верую, потому что нелепо».

Патристика(от лат. Раtег-отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в.в., которых принято называть «святыми отцами (и учителями) церкви». В русской традиции термину «патристика» соответствует термин «святоотеческая литература». К числу наиболее известных авторов патристики относятся Ориген, Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Низианзин (Богослов), Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Аврелий Августин (Блаженный). Основными темами патристики явились: тема троичности, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах - Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; христологическая тема, т.е. учение о сочетании в Христе двух природ - божественной и человеческой; тема соборности (кафоличности); тема богопознания, т.е. учения о путях познания Бога; обобщение практики духовной жизни монахов и христианских подвижников.

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430) - представитель латинской (западной) патристики, епископ Гиппонийский. В поисках истины обращается к трактатам Цицерона, манихейцев, неоплатоников. Главные работы «Исповедь», в которой подверг критике свои ранние языческие взгляды, «О Троице», где систематизированы его теологические воззрения, «О граде Божием», в котором содержатся историко-философские взгляды. Он считал, что «К изучению наук ведет нас двоякий путь - авторитет и разум..».

Боэций (480-524), его называют «последний римлянин», автор произведения «Утешение философией», написанного в тюрьме в ожидании казни. Несмотря

на свои христианские убеждения он был предан античной философии. Создал классификацию 7 свободных искусств, которые он разделил на 2 раздела. Первый раздел - грамматика, риторика, диалектика («Трехпутье»); второй раздел - арифметика, геометрия, астрономия, музыка («Четырехпутье»). Появившиеся в XII в. университеты обязательно наряду с теологией включали их в образовательную программу.

Схоластика( IX-XIVв.в. от лат. Schole - ученая беседа, школа) - средневековая латинская теологическая философия, разрабатывающаяся и преподававшаяся в придворных, епископальных и монастырских школах, а затем в университетах Западной Европы. Как правило философы-схоласты были докторами теологии. Идейные истоки схоластики восходят к неоплатонизму и патристике. Период формирования западной схоластики связан прежде всего с деятельностью Эриугены (810-877), который с помощью философии обосновал христианскую религию, что в дальнейшем стало характерной чертой схоластики.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109), глава английской католической церкви. Основные теологические произведения «Почему Бог вочеловечился?», «Монолог», «Прибавление к рассуждениям». Его называли в Англии «вторым Августином»,он оказал огромное влияние на своих современников, сказав, что стремится размышлять не для того, чтобы помочь своей вере, а верит для того, чтобы понимать.

Петр (Пьер) Абеляр (1079-1142). Трагическая история его любви описана в книге «История моих бедствий». Его философские труды: «Диалектика», «Схоластическая теология», «Да и Нет», «Этика или познай самого себя», «Апология или символ веры». Он полагал, что любой человек находится на пути к Богу как высшему благу, природа человека должна рассматриваться в моральном аспекте. Был осужден на Саннском соборе (1140), приговорен к вечному молчанию, а его трактаты были сожжены.

Фома Аквинский (1225-1274) принадлежал к знатному роду, но вступил в орден доминиканцев. В своих двух фундаментальных трудах «Сумма теологии» и «Сумма философии» пытался систематизировать современные ему воззрения на все стороны человеческого бытия и духа. Выдвинул пять доказательств бытия Бога. Для Фомы было сверхзадачей сблизить теологию и философию. Практический разум, ведая этическими проблемами, на опыте распознает добро и зло. Все, что соответствует разуму - добро, что противоречит ему - зло. Фома Аквинский полагал, что религия обретает свои истины в разуме. Также он утверждал: общие понятия существуют «до вещей» в божественном уме, «в самих вещах» как их сущность и «после вещей» как результат деятельности человеческого ума.

Роджер Бэкон (1214-1294), ученик и последователь Гроссетеста, монах- францисканец. Современники называли его «удивительным доктором». Его интересовала «метафизика света», он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Наиболее известное произведение «Большой труд». За независимость суждений был заточен в тюрьму, где написал «Компедий теологии». Сторонник отделения теологии от светских наук. Опыт, эксперимент, математику считал основой науки. Призывал ученых, перейти от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от споров к опыту, от книг к природе.

Иоанн Дуне Скотт (1265-1308) - «тончайший доктор». Развивал концепцию «двойственной истины», считал, что теология должна распространяться прежде всего на мораль, т.е. она практична, а философия – теоретична, поэтому истины одной могут не совпадать с истинами другой.

Уильям Оккам (1300-1349) продолжает спор Аристотеля с теорией идей Платона. «Эйдосы» - это не что иное, как вещи, созданные Богом. Знаменитая «бритва Оккама»также проникнута аристотелевским духом: «То, что можно

объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего», «без необходимости не следует утверждать многое», «одна и та же истина не может быть получена в разных родах знаний». «Бритва Оккама» требовала удалять из науки понятия, не поддающиеся проверке в опыте.

Философия эпохи Возрождения.

«Ренессанс» или «Возрождение» - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по ХVI вв. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Главная особенность философии ренессанса - антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследования. Другая особенность ренессансной культуры-секуляризация - освобождение от церковного влияния. Начало Возрождения связано с деятельностью гуманистов - Ф. Петрарки, К. Салютати, Л. Бруни и др. Возрожденческий неоплатонизм разрабатывался Н. Кузанским, Дж. Бруно и участниками Флорентийской платоновской академии, натурфилософия представлена Леонардо да Винчи, Телезио, Н. Коперником, аристотелизм представлен П. Помпонацци, скептицизм - М. Монтенем. Социально философские вопросы рассматривались Н. Макиавелли, Г. Гроцием. Утопические социальные системы строят Т. Мор и Т. Кампанелла. Реформу католической церкви с позиций гуманизма предложил Эразм Роттердамский. В ХVI в. против католицизма и гуманизма выступил М. Лютер - идеолог Реформации.

Петрарка Франческо (1304-1374) - выдающийся поэт, создатель знаменитой «Книги песен». С его именем многие последователи связывают начало гуманизма в Европе. Петрарка ставит сознательную задачу поворота философии к новой системе ценностей, перенеся центр внимания философии на внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании. Основные философские труды: «Моя тайна», «Об уединенной жизни», «Старческие письма», «Книга о делах повседневных».

Валла Лоренцо (1407-1457) - итальянский гуманист. Будучи учителем риторики, боролся с вульгарной (народной) латынью, благодаря своим переводам с греческого познакомил Западную Европу с Геродотом и Фукидидом. Одно из его произведений называется «О наслаждении». Утверждал, что только суетность заставляет человека приписывать себе божественные способности и считать себя центром мироздания.

Николай Кузанский (Кребс) (1401-1464) - выдающийся философ и теолог своего времени, кардинал римско-католической церкви, родоначальник ренессансного платонизма. Основные труды: «Об ученом незнании», «О предположениях», «Книга Простеца», «Апология ученого незнания», «О вершине созерцания». Считал, что познание дано Богом, поэтому предел познания - Бог. Человек, как творение божие, является «малым миром», включающим «Большой мир». Главное в жизни человека - это деятельность.

Пико делла Мирандола (1463-1494) - видный гуманист, смело выступивший против засилия схоластики и догматизма. В 1486 г. опубликовал «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме», которые открывались работой «Речь о достоинстве человека». Человек - это центр Вселенной, «микрокосм», поэтому человек выше всех смертных существ и может творить свою собственную природу. Человек свободен, его свобода не ограничивается вмешательством Бога, только «мировым порядком». Высоко ценил философию как путь к «естественному счастью». Однако, считал что высшие законы доступны только через веру, через высшее откровение. Законы мира постижимы через разум.

Макиавелли Николо (1469-1527) - самый известный политический философ Европы, вплоть до сегодняшнего времени. Его работы и поныне актуальны. В своих основных произведениях: («Государь», «История Флоренции», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия») обосновал главные принципы исследования законов социума, в особенности политической сферы. Государство имеет в качестве материала человека, а обычный человек обладает рядом качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Опорой власти является сила, другой опорой служит умело создаваемый «культ личности» государя, третьей опорой выступает сильный бюрократический аппарат. Религия и мораль - это только инструменты политики, но жить государство по правилам религии и морали не может. Цель оправдывает средства, поэтому в политике допустимы жестокость и насилие.

«Макиавелизм» - термин для определения беззастенчивой политики, которая добивается своих целей, пренебрегая нормами морали.

Коперник Николай (1473-1543) - средневековый философ, гуманист, астроном. Окончательно заменил геоцентрическую (птолемееву) картину мира, господствующую в средние века, гелиоцентрической. Важнейший труд Коперника «Об обращениях небесных сфер» вышел в свет в 1453 г., в нем доказывалось, что Земля движется вокруг Солнца и не является центром Вселенной. По имени Коперника гелиоцентрическая картина мира называется коперниковской.

Томас Мор (1478-1535) - политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529), историк и философ. Выступив против Реформации в Англии, был казнен королем Генрихом VIII. Друг Эразма Роттердамского, знаток античности и современных ему гуманистов, он проводил принципы ренессансной мысли в своих основных произведениях «История Ричарда III», «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии». В этой книге Мор описывает совершенное общество, где нет частной собственности, люди равны, власть выбирается и сменяется, существует веротерпимость, воспитание юношества передано духовенству.Позднее многие политические учения об идеальном государстве стали называться «утопиями».

Кампанелла Томазо (1568-1639) - итальянский философ, поэт, политический деятель, доминикацец старого церковного толка, защищал идею папско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все национальные государства. В своей книге «Город Солнца»рисует картину совершенно го государства в христианско-коммунистическом духе, в котором господствуют священники-философы (во главе с папой, олицетворяющим собой идеал). Иезуиты во время своего господства в Парагвае (1688-1768) пытались создать такой «Город солнца».

Мишель де Монтень (1533-1592) - основное произведение «Опыты», в котором представлена позиция возрожденческого скептицизма, свободомыслия, жизнеутверждения, направленная против схоластического догматизма, религиозного фанатизма, суеверия и аскетизма. Признавая единственность материального мира, отрицал наличие потустороннего мира и бессмертие души.

Бруно Джордано (1548-1600) - итальянский философ. По приговору инквизиции сожжен в Риме. Идейными источниками философии Бруно являются неоплатонизм и герметизм. Принял гелиоцентрическую теорию Коперника. Считал что все вещи содержат в себе разум, все одухотворено. Вселенная есть Бог, она бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Всякое познание естественного закона есть дело нравственное. Естественный закон- это закон развития и движения универсума, ему подчиняется так же жизнь человека.

Галилей Галилео (1564-1642) - итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы Луны, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника.

Философия Нового времени (ХVП- середина ХVШ в.в.).

Бэкон Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, писатель, политический деятель. Он задумал грандиозный проект «великого восстановления наук», наиболее важной частью которого была работу «Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы». Разработал классификацию наук, считал источником философии рассудок, а ее предметом Бога, природу и человека. Главная задача научной философии - очистить разум от «идолов» (заблуждений) - субъективности и ложных авторитетов. Выделял 4 вида «идолов» - идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра. Ему приписывают девиз «Знание-сила». В своих социально-политических произведениях «Опыты, или Наставления нравственные и политические» и «Новая Атлантида» Бэкон был идеологом просвещенной монархии, защищающей интересы обуржуазившейся аристократии. Утопия Бэкона «Новая Атлантида»- программа буржуазных социальных реформ. Разрабатывал дедуктивный метод исследований. Сторонник эмпиризма.

Декарт Рене (1596-1650) - французский философ, основоположник
новоевропейского рационализма. Основные произведения: «Правила для
руководства ума», «Философские опыты», «Рассуждение о методе»,
«Метафизические размышления», «Начала философии». «О страстях
души».Основой познания является принцип непосредственной достоверности, устанавливаемой с помощью света разума. В основу системы знания кладет утверждение «мыслю, следовательно существую». Декарт - дуалист, он признает существование двух независимых друг от друга субстанций - мыслящей и материальной (телесной). Обе субстанции сотворены Богом. «Философию можно сравнить с деревом. Корнем этого дерева является метафизика. Ствол - физика. А ветви и крона - остальные науки, которые сводятся к трем главным: медицина, механика и этика». Разрабатывал метод индукции.

Гоббс Томас (1588-1679) - английский философ, создатель системы механического материализма. Главные сочинения: трилогия «Основы философии», «Левиафан». Сторонник теории общественного договора. Естественное состояние людей - война всех против всех. Государство учреждается в целях всеобщего мира и личной безопасности. Наилучшая форма государственного правления - абсолютная монархия.

Спиноза Бенедикт (1632-1677) - нидерландский философ. Один из главных творцов метафизики своего века, которая включает учение о бытии, о принципах знания, являющихся введением в разработанную им этику и социально-политическую философию. Отрицал существование личного внеприродного Бога. Пантеист. Философские работы: «Трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», «Этика».

Локк Джон (1632-1704) - английский философ-просветитель. Главное произведение «Опыт о человеческом разуме». Душа человека с момента рождения наподобие «чистой доски» ( tabula rаза), которая при жизни человека наполняется все новым и новым содержанием. В своей политической философии, Локк, примыкая к теориям общественного договора, разрабатывает теорию конституционной парламентской монархии. Ему принадлежит идея разделения властей - законодательной, исполнительной (куда включалась и судебная), и «федеративной» (внешние сношения).

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, математик, юрист, историк, языковед. Основные философские произведения: «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология». Мир состоит из бесчисленных деятельных субстанций, первоэлементов - монад, которые находятся между собой в отношении предустановленной гармонии. В каждой монаде в миниатюре потенциально представлен весь мир («монада – зеркало- вселенной»). К числу особых монад относятся души людей. Выступал против учения Локка о душе, как «чистой доске». Считал: «нет ничего в разуме, что прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума».

Беркли Джордж (1685-1753) - английский философ, епископ Клойнский (Ирландия). Философское учение Беркли есть учение чистого спиритуализма, отрицающее за материей право именоваться субстанцией и оставляющее подлинное бытие за духами и их идеями. Беркли утверждал, что «существовать значит быть воспринимаемым». Главный труд «Трактат о началах (принципах) человеческого знания», а также «Опыт новой теории зрения», «Альсифон или ничтожный философ», «Три разговора между Гиласом и Филонусом».

Юм Дэвид (1711-1776) - английский философ, историк, экономист, автор публицистических работ. Представитель субъективно-идеалистической традиции в философии Нового времени; сформулировал основные принципы агностицизма, считал ,что наши знания это вера, мы не можем выйти за пределы опыта и проверить соответствует ли знание действительности. Главное сочинение «Трактат о человеческой природе», а также «Исследование о человеческом познании», «Исследование о принципах морали». Юм рассматривал проблему объективности причинно следственных связей, указывая на такую ее трудность, как недоказуемость.

Французские просветители.

ХVIII век вошел в историю как век Просвещения.Идея перестройки жизни на разумных основаниях, унаследованная от Локка и Лейбница, была подхвачена рядом мыслителей Англии, Германии, Франции и других европейских стран. Эта перестройка мыслилась как результат распространения положительных, практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей. Главную задачу просветители видели в критике христианства и борьбе с религиозными догмами.

Особенно ярко дух Просвещения проявил себя во Франции, где мыслители-просветители идеологически подготовили революцию 1789-1793 гг. В центре просветительской теории была теория естественного права и общественного договора, согласно которой каждый человек обладает «естественным», т.е. природным правом, правом на жизнь и на свое место в мире. Личный интерес должен быть подчинен общественному. Для идеологии просвещения была характерна вера в силу человеческого разума.

Монтескье Шарль-Луи (1689-1755) - французский философ-просветитель, писатель, историк, сотрудник «Энциклопедии», редактируемой Д. Дидро. Главное философское произведение «О духе законов». Философская концепция основана на принципах деизма и механического материализма, которые выводятся из самой природы вещей. (Деизм - направление считающее безличного Бога первопричиной мира, который развивается затем по своим собственным законам). Целью государственного правления является благо общества в целом, достичь его можно с помощью прогрессивных законов. Законы государства обязательны для всех граждан, законы религии - для верующих, если они не противоречат законам государства.

Вольтер Аруэ Француа Мари (1694-1778) – французский философ, просветитель, писатель. Вольтер - деист. Его Бог – великий инженер, cоздавший физический миропорядок и вечные заповеди. Сотворив мир, Бог «удалился» от дел, предоставив человека «свободной воле». Считал философию великим орудием разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Не отрицая религии как таковой, он требует религиозной свободы. Критикует католическую церковь, считая ее врагом прогресса.

Руссо Жан-Жак (1712-1778) - французский философ-просветитель, писатель, композитор, теоретик искусства. Активный сотрудник «Энциклопедии». Наиболее известные философские произведения: Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», автор педагогического трактата «Эмиль, или о воспитании», романа «Юлия, или Нолвая Элоиза», стихов, опер, романсов. Ответив отрицательно на конкурсный вопрос Дижонской академии: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», - получил премию и приобрел репутацию оригинального мыслителя. Его идеи стали основой революционной программы Робеспьера. Он призывал: «Назад кприроде!», т.к полагал ,что простые и честные нравы дикарей предпочтительнее культуры, ибо ее развитие сопровождается падением нравственности, заблуждениями, предрассудками.

Дидро Дени (1713-1748) - французский философ, просветитель, руководитель и главный редактор «Энциклопедии», писатель. Почетный член Петербургской Академии наук и Академии художеств. По приглашению Екатерины II работал в Петербурге над проектами реформ. В начале философского пути был деистом, затем материалистом и атеистом. Считал материю единственной субстанцией, выводя все многообразие форм бытия из присущего ей движения.

Ламетри Жюльен Офре де (1709-1751) - французский философ-материалист, естествоиспытатель, врач. Умер во время испытания на себе нового метода лечения. Философия Ламетри - первое последовательное построение системы механического материализма. Его книги Трактат о душе», «Человек-машина» были публично сожжены.

Немецкая классическая философия и немецкий романтизм.

Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ. Всю жизнь прожил в Кенигсберге. В его философии различают 2 периода: «докритический» (до 1770 г.) и «критический». В первый период разрабатывал космогоническую картину мира, исходя из умозрительных (метафизических) предпосылок. Кант провозгласил категорический императив, т.е. внутреннее повеление, одна из формулировок которого гласит: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство». Для Канта существует только две истины: «звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Агностик, считал возможности разума ограниченными из-за наличия в нем антиномий (неразрешимых противоречий). Мир представлен «вещами в себе» (ноуменами) и «вещами для нас» (феноменами). О первых мы ничего знать не можем, т.к они не даны нам. О «вещах для нас» мы знаем, как они нам являются, но не каковы они сами по себе.

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) - немецкий философ, субъективный идеалист и диалектик. Главный труд - «Основа общего наукоучения». Свою философию называет «наукоучением» (наукой о науке) - фундаментом всех наук. Настаивал на первенстве практически-деятельного отношения к миру перед теоретическим (созерцательным). Эту основную установку выразил в афоризме: «Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем». Любая наука «систематична и органична», потому что положения в ней связываются в одном-единственном принципе - «Я есмъ».

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - немецкий философ, объективный идеалист, крупный представитель диалектики. Создал диалектическую натурфилософию, которая трансформировалась в философию тождества. В поздний период создал философию откровения (мистика). Главное сочинение - «Система трансцендентального идеализма». Природа разумна и духовна. Материя - это «дремлющий дух», а пробудившаяся материя - это духовность.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики, диалектической логики. Основные работы: «Наука Логики: В 3 т.», «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике», «Философия истории». Первоосновой сущего считал абсолютную идею (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории и сознании. Абсолютная идея развивает себя в этих формах, имея своей конечной целью познание самое себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием. Соответственно формам бытия абсолютной идеи диалектическая система Гегеля состоит из 3-х частей: логика, философия природы, философия духа. Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума («все действительное разумно; все разумное действительно).

Фейербах Людвиг (1804-1872) - немецкий философ материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Основные работы: Сущность христианства», «Основные положения философии будущего». Характерная черта материализма Фейербаха - антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии». Философия Фейербаха, как и диалектика Гегеля, оказала большое влияние на К. Маркса и Ф. Энгельса.

Иррационалистическая философия XIX в.

Иррационализм - антитеза рационализму, учение о непознаваемости иррационального мира с помощью логики, понятийного мышления, науки. В онтологии - учение, по которому в мире нет устойчивых, фиксированных элементов и связей между ними.

Шопенгауэр Артур (1788-1860) - немецкий мыслитель, основоположник современного европейского иррационализма, противопоставивший систему своих взглядов прежде всего рационализму, панлогизму Гегеля. В основе мира лежит Воля, подчиняющая себе интеллект (волюнтаризм). Основной труд «Мир как воля и представление». Шопенгауэр – пессимист,считал жизнь трагедией, бессмысленной и бесцельной.

Кьеркегор Серен (1813-1855) - датский философ, теолог, писатель, его при жизни называли «Анти-Гегелем». Основные произведения в 20-ти томах литературного наследия: «Либо-либо», «Наслаждение и долг», «Болезнь к смерти», «Страх и трепет». Главная проблема, фундаментальность выбора человеком самого себя, выражается в особых экзистенциальных категориях: вера, грех, отчаяние, абсурд, возможность, смерть, одиночество.

Ницше Фридрих Вильгельм (1844-1900) - крупный немецкий философ, предвозвестник «философии жизни», экзистенциальной философии и философской антропологии, представитель волюнтаризма. Основные идеи Ницше: 1) переоценка всех ценностей - критическая, порой разрушительная идея ломки и уничтожения устаревших моральных (в основном христианских) ценностей и замена их новыми, провозглашенными в учении Ницше. 2) «воля к власти» - фундаментальное онтологическое понятие. Формуле Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» Ницше противопоставляет положение: «я обладаю волей и действую, а следовательно, я живу». 3) идея Сверхчеловека -создателя и носителя новых ценностей и новой морали. Ницше утверждал: «Бог умер: мы хотим - пусть живет сверхчеловек». 4) идея «вечного возвращения». Основ ные произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти». Большое влияние на Ницше оказали философ Шопенгауэр и композитор Вагнер. Свою философию Ницше назвал антихристианской.

Дильтей Вильгельм (1833-1911) - немецкий историк культуры и философ. Представитель философии жизни, основоположник понимающей психологии и школы «истории духа» (истории идей) в немецкой истории культуры. Основные произведения: «Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах», «Наброски к критике исторического разума», «Категории жизни».

«Философия жизни»- направление, сложившееся в последней трети XIX в. Кроме Дильтея ее представителями были Ницше, Бергсон, Шпенглер и др. Возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Обратилась к жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу.

Диалектико-материалистическая философия. Маркс Карл (1818-1883) и Энгельс Фридрих (1820-1895) совершили глубокий переворот в общественной мысли - в философии, социологии и политической экономии. Учение Маркса и Энгельса получило название марксизм - по имени автора главного теоретического труда, в котором выражена и обоснована сущность этого учения, - «Капитала» Маркса. Основные работы Маркса: «К критике гегелевской философии права», «Экономическо-философские рукописи 1844 года», вместе с Энгельсом написаны произведения: «Святое семейство, или Критика критической критики», «Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии»,«Тезисы о Фейербахе», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии».

Главное положение марксизма: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Основные разделы марксизма: диалектический материализм, исторический материализм, учение о построении социализма (коммунизма), политэкономия. Марксом и Энгельсом были переосмыслены гегелевская диалектика и философия права, в результате они пришли к материалистическому пониманию истории. История человечества - это естественно- исторический процесс. Законы истории объективны. В марксизме разработаны понятия о способе производства иобщественно экономических формациях, в основе которых лежит тот или иной способ производства. Совокупность материальных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, называется производственными отноше ниями. Маркс выделил первобытную, рабовладельческую, феодальную, буржуазно-капиталистическую, социалистическую (коммунистическую) общественно-экономические формации. Общественно-экономическая формация - понятие философское.В структуру формации входит производственный базис общества ( способ производства), состоящий из производительных сил и производственных отношений, он первичен, и социально-идеологическая надстройка, в которую входят наука, искусство, политика, религия, идеология и др. Главными в производственных отношениях являются отношения собственности на средства производства. В обществе выделяются классы - группы людей, различающиеся отношением собственности на средства производства. Общественно историческая сущность сознания выражается в том, что сознание является продуктом социальной среды и не возникает вне общества. В структуру общественного сознания не входит государство.

Западноевропейская философия второй половины XIX - середины XX в.

Марбургская школапредставители именами Г. Коген (возглавивший школу), П. Наторп, Э. Кассирер. Они определяют предмет познания не как субстанцию, лежащую по ту сторону всякого познания, а как субъект, формирующийся в прогрессирующем опыте и «заданный» первоначалом бытия и познания. Коген Герман (1842-1918), делает акцент на логической стороне кантовского учения, считает, что мышление порождает не только форму, но и содержание познания. Наиболее наглядной моделью порождения знания мышлением является математика. Основное сочинение: «Система философии: В 3 т. Наторп Пауль (1854-1924) классическим примером научного знания считает математический анализ. Основные сочинения: «Общая психология», «Философская пропедевтика», «»Социальная педагогика», «Философия, ее проблема и ее проблемы». Кассирер Эрнст (1874-1945) устраняет из кантовской системы понятие «вещь в себе». Материал для построения опыта создается мыслью. Основные сочинения: «Познание и действительность», «Философия символических форм: В 3 т».

Баденская школа. В центре интересов этой школы – проблемы специфики социального познания, его форм, методов, отличия от естественных наук и т.п. Лидеры баденской школы неокантианства Виньдельбанд Вильгельм (1848-1915), Риккерт Генрих (1863-1936) выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических (идеографических, т.е. описывающих индивидуальные, неповторимые события, процессы) и естественных (номотетических - физика, биология и др., формулирующих законы и соответствующие им понятия). Как писал Виндельбанд: «одни из них суть науки о законах, другие - науки о событиях». Основные работы: В. Виндельбанд «Прелюдии», «История и естествознание», «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия»; Г. Риккерт - «Границы естественнонаучного образования понятий», «Науки о природе и науки о культуре», «Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания», «Философия истории».

Прагматизм- философское течение, возникшее в последние десятилетия XIX в. в США, и хотя имеющее последователей в других странах (Англия, Италия, Китай), но считающееся типичным выражением американского духа, наиболее значительным вкладом США в философию. Рассматривали мышление как средство приспособления организма к среде, понимали истину как утверждение, способствующее достижению жизненного успеха, философию рассматривали как метод прояснения мыслей и верований, значимых для решения жизненных проблем. Создателем термина и автором некоторых основных идей прагматизма был американский философ Чарльз Пирс (1839-1914). Уильям Джеймс (1842- 1910) развил идеи Пирса, Джон Дьюи, опираясь на бихевиоризм, придал им популярную форму, создал инструменталистскую версию прогматизма. Куайн и Гудмен попытались синтезировать идеи прагматизма, современной логики и аналитической философии. В настоящее время некоторые идеи прагматизма развивает один из наиболее влиятельных философ США - Ричард Ротри. «Принцип Пирса»: истинными мы называем те наши идеи, теории, суждения, которые направляют наши действия, ведут к желаемым результатам. У. Джемс считал: «истина -это разновидность блага...Истинным называется все то, что оказывается благом в области убеждений, и к тому же благом, в силу определенных наглядных оснований».

Позитивизм и постпозитивизм.

Позитивизм- направление в философии XIX - первой половины XX вв. Возникло во Франции в 30-е г. Основоположник О. Конт. История позитивизма насчитывает 4 «волны». «Первый» позитивизм начал оформляться в 30-х гг. XIX в. Он основана на работах О. Конта, его последователями были Д.С. Милль и Г. Спенсер. «Второй» позитивизм (эмпириокритицизм) возникает в 70-90-е гг. XIX в. в Австрии и Швейцарии (Р. Авенариус, Э. Мах, И. Петцольд, Ф. Карстаньен и др.). «Третий» позитивизм (неопозитивизм) возникает в 20-е г. XX в. (Б. Рассел, Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат, Г. Рейхенбах и др.). К 40-м гг. XX в. позитивистская программа исчерпала себя, на смену ей пришел постпозитивизм. В России позитивистом был А. Богданов, основное его произведение «Тектология» , т.е. наука о всеобщей организации. Основным предметом исследования является научное познании, его логика и методология.

Конт Огюст (1798-1857) - французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Основная работа: «Курс позитивной философии: В 6 т». Милль Джон Стюарт (1806-1873) - философ, экономист и общественный деятель. В работе «Система логики» разработал совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Трактовал логику как всеобщую методологию наук. Спенсер Герберт (1820-1903) широкую известность получил благодаря разработанному им в «Системе синтетической философии» учению о всеобщей эволюции, опиравшемуся на эволюционные идеи Ч. Лайеля и Ч. Дарвина. Основным объектом исследования представители «первого» позитивизма считали факты действительности и данные самого наблюдения.

Эмпириокритицизм (махизм) - («критика опыта») - вторая основная форма позитивизма, сложившаяся в конце XIX - начале XX в. в работах крупного австрийского «философствующего» физика Э. Маха (и названная поэтому его именем) и швейцарского философа Р. Авенариуса и призванная «защитить» опыт от проникновения в него философских категорий (особенно причинности, субстанции, необходимости и др.). Мах Эрнст (1838-1916),основные сочинения: «Анализ ощущений и отношение физического к психическому», «Познание и заблуждение», «Механика. Историко-критический очерк ее развития».

Неопозитивизм (логический позитивизм) - это третий этап позитивизма и одно из основных направлений западной философии, особенно активно себя проявивший в 30-60-е гг. XX в. Представители: Карнап, Шлик, Рейхенбах и др. Отделяя науку от философии, они считали, что единственно возможным знанием является только специальное знание, а задача философии - анализ языковых форм последнего, и прежде всего языка науки.

Постпозитивизм- течение западной философско-методологической мысли XX в., пришедшее на смену неопозитивизму (логическому позитивизму). Постпозитивизм исторически восходит к работам К. Поппера 50-х гг. XX в. и последующих представителей «философии науки» Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст. Тулмина и др. Возник как критическая реакция на логический позитивизм. Поппер Карл Раймунд (1902-1994) - британский философ, логик, социолог, один из крупнейших мыслителей XX в. Свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для постпозитивизма. Основные работы: «Логика и рост научного знания», «Открытое общество и его враги», «Что такое диалектика?». Кун Томас Сэмюэл (р. 1922) - американский историк и философ, один из лидеров исторического направления в философии. Наибольшую известность получил как автор оригинальной модели развития научного знания, изложенной в программной работе «Структура научных революций». Лакатос Имре (1922-1974) - английский математик, логик и философ науки. Основные сочинения: «История науки и ее рациональные реконструкции», «методология научных исследовательских программ», «Фальсификация и методология научных исследовательских программ». Критикует неопозитивистскую концепцию науки. Научно-исследовательская программа -основное понятие концепции науки Лакатоса. Фейерабенд Пол Карл (р. 1924) - американский философ и методолог науки, один из основных представителей постпозитивизма. Основное сочинение: «Избранные труды по методологии науки».

Психоанализ- 1) В узком смысле - психотерапевтический метод, разработанный 3. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX в. для лечения психоневрозов. 2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Психоанализ представлен именами 3. Фрейда, К.-Г. Юнга, Р. Адлера, В. Райха, К. Хорни, Р. Ассаджиоли, Э. Фромма, В. Франкла, Э. Барна и др.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) - австрийский психолог и невролог, основатель психоанализа. Выделил в структуре психики человека пласты: «Оно» -бессознательное (инстинктивные импульсы, желания), «Я»- сознание , «Сверх -Я»- сфера моральных и поведенческих установок, запретов, табу. Краеугольным камнем учения Фрейда является понятие о либидо - неосознанном сексуальном влечении и детской сексуальности. Фрейд определял религию как «общечеловеческий невроз навязчивости». Основные произведения: «Психопатология обыденной жизни», «Толкование сновидений», «Лекции по введению в психоанализ», «Очерки о психологии сексуальности», «Остроумие и его отношение к бессознательному».

Юнг Карл Густав (1875-1961) - основатель аналитической психологии, развил собственное представление о бессознательном, не совпадающее с идеями Фрейда. Выделил в психике архетипы «коллективного бессознательного»: Анима и Анимус (архетип женственности и мужественности), Персона (совокупность наших социальных ролей) и Тень («низший человек в нас»: наши страхи, сексуальные комплексы, агрессивные желания), Самость (психологический образ Бога, целостность человека как индивидуальности). Архитип - схема инстинктивного поведения, возможности психических процессов и переживаний, лежащие в основе психики и присущие всем людям.

Фромм Эрих (1900-1980) - психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. Вместе с М. Хоркхайиером, Т. Адорно, Г. Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой работе «Бегство от свободы» рассматривает феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Другие работы: «Душевно здоровое общество», «Иметь или быть?», «Психоанализ и религия».

Феноменология - одно из наиболее влиятельных философских учений XX в. Родоначальником был Эдмунд Гуссерль (1859-1938), поставивший проблему философии как строгой и точной науки. Основная тема феноменологии- взаимодействие сознания, и окружающего его мира вещей. Ведущие мыслители XX века использовали основные понятия и методы этого учения. М. Хайдеггер, а позже Ж.П. Сартр применяют феноменологический метод для исследования фундаментальных понятий бытия, времени, человеческого существования и свободы; М. Шелер - для развития идей философской антропологии и аксиологии; М. Мерло-Понти - для анализа сознания и восприятия в концепции «феноменального тела».

Экзистенциализм- одно из влиятельных философских направлений XX в. Экзистенциалистские идеи широко разрабатывались в России (Л. Шестов, Н. Бердяев), в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бербер), Франции (Сартр, Марсель, Камю). Основу экзистенциализма составляет философская традиция иррационализма. В центре внимания экзистенциализма - проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Одно из основных понятий - экзистенция, как основа личности (сущность личности) – было введено датским философом Къеркегором, которого экзистенциалисты считают одним из своих предшественников.

Хайдеггер Мартин (1889-1975) - философ, сыгравший решающую роль в становлении экзистенциализма, хотя сам себя экзистенциалистом не называл. Основная работа «Бытие и время».

Ясперс Карл (1883-1969) - известный немецкий философ- экзистенциалист. Основные работы: «Психология мировоззрений», «Об истине», «Истоки истории и ее цель», «Философская вера», «Истоки истории и ее смысл», «Куда движется ФРГ?», «Духовная ситуация эпохи». Ввел понятие «осевое время», «осевая эпоха», относящееся к VIII – II вв. до н. э., когда возникли основные философские учения даосизм, конфуцианство, буддизм, греческая философия.

Сартр Жак Поль (1905-1980) - французский философ и писатель, глава французского атеистического экзистенциализма. Основные произведения: «Транцендентность эго», «Воображение», «Критика диалектического разума», «Бытие и ничто».

Камю Альбер (1913-1960) - французский эссеист и литератор. Одно из главных понятий философии Камю - бунт. В работе «Бунтующий человек» бунт выступает как основа борьбы с бессмысленным и слепым мировым злом. Он провозглашает принцип: «Я бунтую, а следовательно мы существуем».

Герменевтика(в пер. с греч. - разъясняющий, толкующий) - искусство и теория толкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Формирование герменевтики начато немецким теологом-протестантом Ф. Шлейермахером (1768-1834). В настоящее время герменевтика - одно из основных направлений современной, в первую очередь западноевропейской философии, основы которой заложены Х.-Г. Гадамером. Представителями современной герменевтики являются: П. Рикер (Франция), Г. Кун, А. Апель (Германия), Э. Коорет, Э. Хайнтель (Австрия). Гадамер Ханс-Георг (р. 1900) - немецкий философ, основоположник философии герменевтики. Главный труд «Истина и метод. Основы философской герменевтики». Рикер Поль (р. 1913) - французский философ, представитель феноменологической герменевтики. Основные произведения: «Философия воли 1: Вольное и невольное», «История и истина», «Философия воли, : Конечность и виновность», «Об интерпретации: Эссе о Фрейде», «Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике».Кун Гельмут (р. 1899) - немецкий философ. Основное произведение: «История эстетики».

Структурализм- совокупность научных и философских идей, связанных с применением структурного метода, первоначально разработанного в лингвистике, а затем распространенного на другие области гуманитарного знания. Возникнув в 20-е годы XX в., наибольшее распространение получил в 60-е годы. Основными представителями структурализма являются: Леви -Стросс, Фуко, Деррида, Лакан. Основу структурного метода образует понятие структуры. Леви-Стросс Клод Анри (р. 1908) - французский этнограф и философ, представитель структурализма. Основное сочинение философской направленности «Структурная антропология». Деррида Жак (р. 1930) – французский семиотик, философ - поструктуралист, заложил основы деконструктивистской теории литературного анализа. Основные работы: «О грамматологии», «Позиции», «Психея: изобретение другого». Мир культуры и сам человек рассматриваются как бесконечный текст.

Культура - первоначально обработка и уход за землей. Термин ввел древне­римский философ Цицерон. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений в материальной и духовной сферах.

Цивилизация - раскрывается часто в связи с понятием культуры. Отождест­вляли культуру и цивилизацию В.О. Ключеский, 3. Фрейд, Н.Я. Данилевский. Противопоставляли культуру и цивилизацию Ш. Фурье, И. Кант, О. Шпенглер, Н. Бердяев. Л.Г. Морган и Ф. Энгельс трактовали цивилизацию как ступень следующую за варварством. Понятие цивилизации, как явления в основном техногенного, широко используется в теориях индустриального общества, применяется как средство особого цивилизационного подхода к истории. Цивилизация воплощает в себе технологическийаспект культуры.

Карлейль Томас (1795-1881) -английский философ, моралист, историк, противник французского материализма. Считал, что гениальная человеческая личность, возвышаясь над «серой массой», делает историю. Герой – носитель божественного предначертания, духовный творец истории. Некоторые идеи Карлейля дают основания сравнивать ее с идеей «сверхчеловека» Ницше. Основные произведения «Герои, почитание героев и героическое в истории «(1841).

Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975) - английский историк и социолог. В работе «Исследование (постижение) истории» разработал концепцию локальных цивилизаций. Тойнби прогресс человечества видел в его духовном совершенствовании. Возникновение цивилизации связано с ее способностью дать «ответ» на исторический «вызов». Если ответ не найден, возникают аномалии, которые приводят цивилизацию сначала к « надлому», а позже к гибели.

Шпенглер Освальд (1788-1860) - немецкий философ, представитель философии жизни. Основная работа «Закат Европы», в которой он развивает взгляд на историю как совокупность замкнутых в себе, локальных культур, всего он выделяет 8 достигших своего совершеннолетия культур. Период жизни культуры равен 1000 годам. Все культуры не связаны между собой.Западная культура умирает и переходит в стадию цивилизации, нарождается новая русско-сибирская культура.

Римский клуб - это объединение ученых для рассмотрения глобальных
проблем современности.Эта международная неправительственная организация, в которую входят видные общественные деятели, представители деловых и финансовых кругов, ученые. Основан в 1968 г. по инициативе предпринимателя А. Печчеи. Насчитывает 100 человек. Совет Римского клуба организует временные исследовательские группы, которые представляют результаты своих исследований в виде докладов Римскому клубу. Среди этих работ наиболее известны такие как «Пределы роста» (1972) - руководитель Д. Медоуз, «Человечество на перепутье» (1974) - руководители Э. Пестель, М. Месарович и др. Первый доклад Римскому клубу Медоуза основывался на методе компьютерной глобальной модели, т.е. упрощенного представления о реальности.

Постмодернизм - комплекс идей, характерных для новейшей «постсовременной» культуры. Первым употребил этот термин как уничижительную характеристику человека декаданса - Р. Панвиц в работе «Кризис европейской культуры». В современном значении употребляется как обозначение специфики культуры периода после Второй мировой войны - он появляется в работе Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» (1975). Центральной проблемой становится проблема осмысления текста.

Словарь терминов

ДЕ 1: Что есть философия?

Мировоззрение – система общих представлений о мире, месте человека в мире и его отношении к миру. М. может быть научным и ненаучным, например религиозным. Научное мировоззрение вырабатывается как философией, так и конкретными науками. Философское М. отличается предельной обобщенностью, всесторонностью, целостностью, обращенностью к человеку.

Натурфилософия – особый подход к истолкованию природы, основывающийся главным образом на методе философского умозрения. Для натурфилософских концепций характерно стремление к созданию всеобъемлющих картин мироздания, рассмотрение философии как «царицы наук», играющей главную роль в развитии теоретического знания, и уже упомянутая опора главным образом на умозрение в построении картины реальности. Натурфилософский характер присущ учениям Дж. Бруно, Парацельса, Шеллинга, Гегеля и др.

Вульгарный материализм – философское течение, сводящее духовные явления, мышление, сознание к чисто материальным, физиологическим, физическим и химическим процессам. Характерным для В.м. является тезис представителей этого течения второй половины XIX века Л. Бюхнера и Я. Молешотта о том, что «мозг выделяет сознание так же, как печень выделяет желчь». Тем самым В.м. отрицал специфику сознания и сводил его к материи. Разновидностью В.м. является вульгарный экономизм, согласно которому материальные, экономические отношения общества якобы непосредственно определяют его духовную жизнь, культуру, общественное сознание. В.э. искажал позицию классиков марксизма, в учении которых идеи определяющей роли материально-экономических отношений в обществе сочетались с признанием качественной специфики духовных явлений, их относительной автономности, самостоятельности.

Онтология – философское учение о бытии. О. изучает природу бытия, происхождение и сущность его основных сфер: природы, общества «второй природы», человека.

Гносеология (теория познания) – раздел философии, изучающий природу и закономерности научного познания, его формы и методы, критерии истины и т.п.

Праксиология – философское учение о человеческой деятельности, труде, практике, источниках и факторах их эффективности.

Аксиология – философское учение о ценностях человека и общества.

Антропология философская – философское учение о природе человека. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о человеке, его происхождении и развитии, человеческих качествах, познавательных, коммуникативных, деятельностных возможностях, особенностях человеческого образа жизни, места и роли человека в мире.

Эстетика – философская дисциплина, изучающая свойства и закономерности художественной деятельности. Упрощенно Э. можно определить как учение о прекрасном.

Этика – философская дисциплина о морали. Э. изучает нормы и правила морали, моральные отношения в обществе, нравственное сознание и нравственные ценности человека.

Логика – наука о формах мысли и их влиянии на процесс рассуждения. Главной задачей Л. является изучение форм мысли, обеспечивающих достижение истины в познании. Л., как наука, состоит из двух частей: общая (формальная) логика и диалектическая логика. Формальная логика изучает условия (требования), обеспечивающие истинность форм построения знания. Диалектическая логика изучает условия, обеспечивающие совпадение содержания знания с объектом, т.е. достижения объективной истины.

Научная картина мира – совокупность философско-мировоззренческих представлений о характере и свойствах определенных сфер действительности (неживой природы, живой природы, общества и др.) или мира в целом. Н. к. м. обобщает множество теорий, относящихся к данным сферам, и является опосредствующим звеном между философией и конкретными науками. В ходе развития науки сформировались физическая, химическая, геологическая, биологическая и другие картины мира. Научная картина мира эволюционирует вместе с наукой. Так, например, в развитии физики последовательно сменяли друг друга механическая, электромагнитная и квантово – релятивистская картины мира.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Философия словарь основных понятий и тесты по курсу «философия»

    Тесты
    ... Кемеровского технологического института пищевой промышленности Философия: словарьосновныхпонятий и тестыпокурсу «Философия»: учебное пособие / Э.Г.Винограй, З.А.Медведева, Г.П.Ковалева ...
  2. Тесты по курсу «Общая социология» Тема 1

    Тесты
    ... Тестыпокурсу «Общая социология». Тема 1. ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ Тесты ... наряду с историей, философией, литературоведением, искусствознанием, ... в словарях определяется ... логический анализ основныхпонятий, формулировку гипотез ...
  3. Тесты по курсу «Общая социология» Тема 1

    Тесты
    ... Тестыпокурсу «Общая социология». Тема 1. ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ Тесты ... наряду с историей, философией, литературоведением, искусствознанием, ... в словарях определяется ... логический анализ основныхпонятий, формулировку гипотез ...
  4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Челябинск 2006

    Методические указания
    ... Проректор по УР А.А.Патрушев МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПОКУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» И ... словарь // Под ред. А.П.Алексеева. М., 2003, (статьи: «Философия», «Религия», «Наука», «Мировоззрение»). Хайдеггер М. Основныепонятия ...
  5. Философия права (5)

    Методические указания
    ... по блоку /тест РАЗДЕЛ 3. Общие проблемы философии права 10 Тема 10. Сущность и понятие ... РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОКУРСУОсновная: Данильян О.Г. Философия права: ... – 657 с. Блинников, Л.В. Великие философы: Словарь-справочник / Л.В. Блинников. – М.: ...

Другие похожие документы..