Главная > Лекция


Департамент образования

администрации Кстовского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Селекция

«Утверждена» «Принята»

Директор школы на заседании педсовета

___________ О.Л.Паузина

Приказ № ____ от __________ Протокол № 06 от 30.03.2012г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МБОУ СОШ п.СЕЛЕКЦИЯ

(начальная ступень образования)

Авторы-разработчики:

О.Л.Паузина, директор

Е.А.Белаш, зам. директора по УВР

Е.Н.Филькина, зам. директора по ВР

В.В.Мошкова, руководитель ШМО

учителей начальных классов

В.Ф.Гувеннова, учитель начальных классов

Н.С.Казанская, учитель начальных классов

Е.В. Черникова, учитель физкультуры

Л.В. Буркулакова ,учитель музыки

Т.В.Калякина, учитель английского языка

2011

Содержание

Раздел 1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка…………………………………………

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО ..

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО ………………………………………………………………………

Раздел 2. Содержательный раздел

2.1. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………

2.2. Программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности ………………………………………………………

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………

Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Учебный план начального общего образования……………………

3.2. План внеурочной деятельности………………………………………

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования………………………………

3

8

24

35

50

148

160

185

186

197

Раздел 1. Целевой

    1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ

п.Селекция разработана педагогическим коллективом начальной школы: зам. директора по УВР Белаш Е.А., зам. директора по ВР Филькиной Е.Н., руководителем ШМО Мошковой В.В., учителями начальных классов Гувенновой В.Ф., Казанской Н.С., учителем физкультуры Черниковой Е.В. , учителем музыки Буркулаковой Л.В. и учителем английского языка Калякиной Т.В.

Образовательная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373, приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009г. № 373» и от 22 сентября 2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009г. № 373», а также с учетом рекомендаций «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа» (М., Просвещение, 2010) и с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Начальная школа ХХI века», реализующих фундаментальное ядро содержание современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).

При разработке ООП НОО МБОУ СОШ п.Селекция учтены требования Стандарта к структуре основной образовательной программы. Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

учебный план начального общего образования;

план внеурочной деятельности;

систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Цели и задачи реализации Образовательной программы ориентированы на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.

Цель реализации Образовательной программы – обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В основу разработки основных подходов к построению учебно-методического комплекта «Начальная школа ХХI века» легли основные концепции начального образования.

В соответствии с требованиями Федерального государственного Образовательного стандарта в УМК «Начальная школа ХХI века» реализуются следующие цели:

1. Целостное, гармоничное развитие личности обучающихся; его творческих способностей, воспитание нравственных и эстетических чувств; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основами учебной деятельности: умением понимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и т.д.

3. Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов обучающихся.

4. Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях организованной учебной деятельности, где ученик является равноправным участником процесса обучения.

В соответствии со Стандартом, УМК «Начальная школа ХХI века» на ступени начального образования решаются следующие задачи:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;

- формирование и развитие творчески мыслящей личности школьника, способной адаптироваться к условиям новой жизни, способной к самообразованию, самоконтролю и самосовершенствованию;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира и опыта его преобразования и применения в условиях решения учебных и жизненных задач;

- развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся посредством включения их в проектную и исследовательскую деятельность;

-совершенствование воспитательной системы школы; развитие творческой созидательной деятельности;

-укрепление кадрового потенциала, формирование творчески работающего коллектива школы;

- обновление системы оценки для достижения планируемых результатов освоения ООП НОО и обеспечения обратной связи для управления образовательным процессом.

Принципы и подходы к формированию Образовательной программы

Стандарт направлен на обеспечение:

- равных возможностей на получение качественного начального общего образования;

- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности;

- преемственности основных образовательных программ;

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального населения Российской Федерации, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурами разных народов России.

В соответствие с принципами Стандарта УМК «Начальная школа ХХI века» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучающимся с учётом разновозрастного зачисления детей в первый класс, разного уровня дошкольной подготовки.

Основными принципами УМК «Начальная школа ХХI века» являются:

  1. Принцип природосообразности – обеспечивает меру трудности обучения для каждого ученика с учетом уровня психофизического развития и этапа обучения, темпов его продвижения в освоении знаний-умений. Начальная школа должна соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

  2. Принцип учета актуальной для младшего школьника деятельности – акцент на формирование учебной деятельности. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными.

  3. Принцип педоцентризма – предполагает отбор наиболее актуальных для ребенка знаний и умений.

  4. Культурологический принцип – обеспечивает введение обучающихся в широкий круг представлений из разных областей действительности, развитие его кругозора, эрудиции и познавательных интересов

  5. Принцип учета межпредметных связей – требует прослеживания вклада каждого учебного предмета в формирование универсальных умений и навыков, способов учебной деятельности.

  6. Принцип интеграции обучения – установление устойчивых связей между разными учебными предметами, а также общее содержание разных образовательных областей, формирует представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его объектов и явлений. Обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью обучающегося, создает условия для усиления значения разнообразной деятельности как способа познания разных сторон окружающей действительности.

  7. Принцип дифференциации обучения – как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса. Обучающийся получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество. «Субъективный» характер обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые влияют на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создается возможность для поддержки его индивидуальности.

Общая характеристика Образовательной программы

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (УУД, познание и освоение мира) как системообразующий компонент; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников; учёт индивидуальных особенностей; обеспечение преемственности; разнообразие видов деятельности и форм общения; гарантированность достижения планируемых результатов.

Достижение планируемых результатов в рамках системно-деятельностного подхода происходит средствами:

  • различных учебных предметов (УМК «Начальная школа XXI века») путём создания образовательной среды (включая внеурочную) на основе уровнего подхода;

  • дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

  • образовательных технологий деятельностного типа;

  • системы оценки достижения планируемых результатов.

Образовательная программа, разработанная МБОУ СОШ п.Селекция, предусматривает следующие направления развития способностей обучающихся:

  • учебная деятельность: общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, воспитание духовной и эмоциональной культуры; дифференциация и индивидуализация обучения, коррекционная работа, использование личностно- ориентированного обучения, формирование учебной самостоятельности, связь урочной и внеурочной деятельности;

  • внеурочная деятельность: спортивно-оздоровительное направление, общекультурное направление, общеинтеллектуальное направление, духовно-нравственное направление и социальная деятельность; участие обучающихся и их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Технологии и методики

Способы организации образовательного процесса предполагают использование следующих технологий:

  • Личностно-ориентированное обучение включает в себя оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.

  • Проблемно-диалогическая технология: постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные (постановка и удержание задач), познавательные (необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.).

  • Технология организации проектной деятельности выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, для реальной самостоятельной деятельности учащихся. Проектная деятельность учащихся должна потеснить традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог. Каждый учащийся имеет возможность выбрать проект в соответствии со своими интересами.

  • ИКТ включает в себя способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными способностями и возможностями младшего школьника.

  • Дифференцированное обучение позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей. УМК «Начальная школа XXI века» обеспечивает два типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий по принципу «труднее-легче» (коррекционные тетради по русскому и математике). Второй тип определяет индивидуализацию обучения в условиях одного класса. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество. В УМК входят специальные рабочие тетради по родному языку и математике, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим детям.

  • Интегрированное обучение устанавливает устойчивые связи между различными учебными предметами. Интеграция позволяет сформировать представления о целостности мира. Интеграция лежит в основе разработки учебных предметов «Окружающий мир», «Искусство и художественный труд». Интеграция обеспечивает формирование ведущей учебной деятельности младшего школьника, например, интегрированные предметы «Чтение и письмо» (1-й год обучения). Интеграция между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьника.

  • Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Реализацию этой технологии обеспечивают система вопросов и заданий учебников, специальные рабочие тетради, контрольные работы и тесты, возможность выбора заданий для проверки своих знаний. Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, и так как связана с рефлексивным мышлением, приводит кличностному развитию ученика.

Методики: моделирующая деятельность, система игр с правилами, поисково – исследовательская деятельность, творческая деятельность.

Образовательная программа в соответствии с требованиями Стандарта направлена на обеспечение

- равных возможностей получения качественного начального общего образования;

- преемственности основных образовательных программ.

Направления работы в рамках преемственности при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию:

  • психолого-педагогическое сопровождение (диагностика, планирование, мониторинг, коррекция);

  • Формирование УУД (коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные) средствами УМК под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Начальная школа XXI века»;

  • Сотрудничество с МБДОУ № 34

Состав участников образовательного процесса.

Участниками образовательного процесса являются

  • Педагоги школы МБОУ СОШ п. Селекция;

  • Родители (законные представители);

  • Обучающиеся начальной школы;

  • Совет школы;

  • Общешкольный родительский комитет;

  • Социальные партнёры (Дом культуры, Спортивный клуб «Авангард», сельская библиотека, ДЮСШ №1 г.Кстово, учреждения дополнительного образования г.Кстово)

В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении МБОУ СОШ п.Селекция, реализующая программу начального общего образования, укомплектована руководящими кадрами, педагогическими кадрами и техническим персоналом.

Руководящий состав:

  • Директор МБОУ СОШ п.Селекция Паузина О.Л.;

  • Заместитель директора по УВР Белаш Е.А.;

  • Заместитель директора по ВР Филькина Е.Н.;

Педагогический состав:

  • 7 учителей начальных классов ( высшая квалификационная категория – 3 человека, I квалификационная категория – 2 человека, II квалификационная категория – 2 человека);

  • Учитель музыки – высшая квалификационная категория;

  • Учителя физкультуры – I квалификационная категория;

  • Учителя английского языка – высшая квалификационная категория

  • Педагог- психолог;

  • Социальный педагог;

  • Педагоги дополнительного образования ;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждено принято (1)

    Решение
    УТВЕРЖДЕНОПРИНЯТО Первый заместитель ... среднего профессионального образования разрабатываются и утверждаются в соответствии с типовыми положениями об ... образования Правила приема разрабатываются и утверждаются в соответствии с типовыми положениями ...
  2. Утверждено принято (2)

    архив
    Утверждено: Принято Приказом по МУ «Ровеньский ... общего образования и про­фили обучения; утверждает программу развития Школы; устанавливает режим ... комиссии. Персональный состав комиссий утверждается Председа­телем Совета по представлению председателя ...
  3. «утверждена» «принята»

    Программа
    «УТВЕРЖДЕНА» «ПРИНЯТА» На заседании Совете учреждения Решением ... уважении его достоинства, доверии к нему, принятии его личностных целей, запросов и интересов ... постановки учебной задачи (осознание и принятие учебно-познавательной задачи, плана её ...
  4. Утверждено принято

    архив
    Утверждено: Принято Приказом по МУ «Ровеньский на ...
  5. Утверждено принято (3)

    архив
    Утверждено: Принято Приказом по МУ «Ровеньский на ...
  6. Утверждено принято общим собранием коллектива образования» от 29 12 2007 №777 (протокол № 1 от 27 12 2007 ) положение о совете школы

    архив
    Утверждено. Принято Приказ МУ «Ровеньский отдел ... общего образования и про­фили обучения; утверждает программу развития Школы; устанавливает режим ... комиссии. Персональный состав комиссий утверждается Председа­телем Совета по представлению председателя ...

Другие похожие документы..