textarchive.ru

Главная > Методическое пособие


Общественное объединение «Восточно – Казахстанский молодежный центр «Матросово»

при поддержке Общественного фонда «Десента»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах

(в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей»)

г. Усть-Каменогорск, 2011 г.

Настоящее пособие подготовлено в

рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей». Который было поддержан общественным фондом «Десента».

Составители:

Шведунова И.М., Лунева Е.А., Пархоменко Е.В.

Данное пособие предназначено для социальных педагогов, которые работают в детских домах, прежде всего для начинающих социальных педагогов, для которых важно понять, в чем состоит суть работы социального педагога, поставить перед собой цели и задачи в работе, понять систему работы социального педагога в детском доме.

При разработке пособия, его составители старались максимально учесть пожелания практикующих социальных педагогов Восточно – Казахстанской области, ряд материалов мы включили именно по их рекомендации.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Профессиональные обязанности социального педагога детского дома:

4

    1. Теоретические и практические основы деятельности социального педагога детского дома (на примере Восточно-Казахстанской области).

4

    1. Должностные инструкции социального педагога.

9

    1. Основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15

    1. Порядок приема и выпуска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

22

  1. Юридические основы деятельности социального педагога:

24

    1. Примерный перечень нормативных правовых актов, регулирующих права детей в Казахстане.

24

    1. Краткий анализ законов, касающихся социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.

28

    1. Кодекс РК от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» (положения, касающееся детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

33

  1. Полезное в работе социального педагога.

  1. Использованная литература и источники.

  1. Профессиональные обязанности социального педагога детского дома:

    1. Теоретические основы деятельности социального педагога детского дома.

В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления. Это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность.

Практическая деятельностьсводится к решению проблем ребенка (подростка), а также к координации деятельности различных ведомственных служб в оказании ему помощи.

Он устанавливает причины кризиса, в котором оказался ребенок, координирует участие различных государственных учреждений в помощи ребенку, хлопочет о пособии, организует помощь юриста, устраивает подростка на работу, организует общественную защиту несовершеннолетнему, выступает защитником в суде, помогает в организации и открытии различных реабилитационных центров, центров социальной помощи, центров молодежи, в организации досуга детей и молодежи, в создании клубов и различных секций, клубов.

Социальный педагог выступает посредником в отношениях, он выступает третьим лицом между воспитанником и взрослыми, советует, помогает, сочувствует своим подопечным, строит с ними отношения взаимопонимания.

Социальный педагог должен быть в курсе государственной социальной политики в области защиты детства, должен знать основы законодательства, без чего невозможен успех в его работе.

Социальный педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, заниматься самообразованием, пополнять знания.

Он должен быть включен в систему непрерывного образования, пройти

довузовскую и вузовскую подготовку. В этом состоит его образовательная деятельность.

Практическая деятельность социального педагога начинается с исследовательской работы, анализа, изучения ребенка (подростка), психологических и возрастных особенностей всех, с кем ему необходимо работать.

Он изучает задатки и способности ребенка, его интересы, условия жизни, моральный климат его ближайшего окружения, его положительные и отрицательные качества, обстановку в семье, в школе, во дворе, его физическое и психическое здоровье.

Социальный педагог — сотрудник определенной социальной службы, учебного заведения, отсюда его ответственность как государственного служащего и обязательное знание своих обязанностей.

Сложная система (процедура) оформления документов, поступающих в учреждение детей и подростков камень преткновения работы социальных педагогов.

Официально в учреждение из Центра адаптации несовершеннолетних или напрямую из органа опеки и попечительства ребенок должен попадать в интернатное учреждение (далее детский дом) имея на руках следующий перечень документов, предусмотренных Стандартом оказания государственной услуги «Оформление документов на социальное обеспечение сирот, детей, оставшихся без попечения родителей»:

  • подлинник свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка;

  • справка с места жительства родителей;

  • медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, которая выдается организациями здравоохранение Кокпектинского района;

  • документы об образовании (личное дело учащегося);

  • документы на родителей или лиц, их заменяющих: копия свидетельства о смерти, копии решения суда об ограничении или лишении родительских прав, о признании их безвестно отсутствующими, об объявлении их умершими, о признании их недееспособными (ограниченно дееспособными), справка о болезни, справка о розыске, справка об отбывании наказания в местах лишения свободы, заявления родителей (матери), об отказе взять ребенка из лечебного или воспитательного учреждения, акт об оставленном ребенке в лечебном учреждении или другом месте, а также документы (акты, справки и т.д.) по иным случаям отсутствия родительского попечения.

На практике дело обстоит немного по-другому, в большинстве случаев ребенок имеет на руках только направление в детский дом от органа опеки на распределение в детский дом, заключение органа опеки, решение суда. Этот перечень документов предоставляется ребенку в обязательном порядке органом опеки и попечительства, который находится в местных отделах образования. Наличие же всех остальных документов для распределения в детский дом законодательно обязателен (согласно вышеприведенному Стандарту), на практике же это положение не выполняется и зависит от положения на данный момент ребенка, то есть у него может быть и полный пакет документов, а может не быть даже свидетельства о рождении.

В момент приема ребенка в детский дом и начинается кропотливая работа социального педагога: восстановление всех документов и присвоение ребенку определенного статуса: отказной, подкидыш, чьи родители лишены родительских прав, чьи родители находятся в местах заключения, чьи родители находятся в розыске, чьи родители находятся на длительном лечении, чьи родители ограничены в правах, чьи родители признаны судом без вести пропавшими, отобраны у родителей, чьи родители признаны судом умершими, чьи родители признаны судом недееспособными.

Если с восстановлением документов бюрократическая волокита для социального педагога является более менее знакомой, так как оформление документов в Центрах обслуживания населения проходил каждый человек, то с присвоением статуса ребенку все обстоит намного сложнее и бюрократическая машина задействует в этом случае огромное количество различных государственных учреждений: паспортный стол, органы юстиции, отделы записей актов гражданского состояния, Акимат, районные отделы образования, ГЦВП, орган опеки и попечительства, архивы, кадастровое агентства, судебные органы и т.д.

Необходимо заметить, что присвоение статуса ребенку очень важно, так как от этого зависит, каким будет его будущее. Приведем краткий пример: ребенок, которому присвоен статус сироты получает в месяц от 10 000 до 14 000 тенге. Данная сумма откладывается (с 2011 года) ему на счет в АО "Жилстройсбербанк Казахстана". Счет открыт в течение пяти лет и по истечении этого срока на счету у ребенка скапливается достаточно приличная сумма.

Социальные педагоги проводят огромною работу по признанию родителей без вести отсутствующими, если в течение одного года родители не появляются, что позволяет ребенку получить статус сироты и получать ежемесячно пособие по утере кормильца. Это одна из тех законодательных «лазеек», которые позволяют ребенку получить стартовый капитал в период вхождения во взрослую жизнь.

Если же статус сироты нет возможности присвоить, то социальные педагоги начинают огромную судебную волокиту по взысканию алиментов присвоен с родителей.

Пока родители находятся в розыске по невыплате алиментов, государство выплачивает ежемесячное пособие согласно статье 155 закона «О браке и семьи». В реальной практике эта статья не работает, так как судебные исполнители не подают в розыск этих родителей, следовательно ребенок не получает никаких выплат. Детский дом в розыск подать не может, так как Управление внутренних дел в розыск принимает дела только от судебного исполнителя.

Итак, попав по распределению в детский дом ребенок находится на полном социальном обеспечении государства: обеспечивается питание, проживание, мягкий инвентарь, учебники, одежда и т.д. После выхода из детского дома дети ОБПР и дети – сироты получают стипендию от фонда «Бобек» в размере 15 000 тенге и стипендию от учебного заведения, в котором они продолжили свое образование.

Если же образование ребенок не продолжает или не может продолжать из-за физического состояния, то он выходит из детского дома с единовременным пособием, можно сказать, в никуда.

Итак, мы рассмотрели вопрос о самом важном вопросе в работе социального педагога: присвоении статуса ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Проанализировав работу социальных педагогов на местах на этом этапе мы сделали вывод, что практически к каждому ребенку необходим индивидуальный подход не в психологическом плане, а в плане юридическом, учесть все нюансы оформления документов практически невозможно. Сколько ребят поступают в детский дом, столько и юридических прецедентов.

Каждый социальный педагог разработал собственный алгоритм прохождения бюрократической процедуры, при чем основывается он на личных контактах, если социальный педагог новенький, то ему очень тяжело включатся в работу, так как от него требуются, прежде всего, юридические навыки, а не навыки социального работника.

Индивидуальный подход к оформлению документа каждого ребенка, невозможно определить шаблона, по которому социальный педагог мог бы действовать.

Для каждого детского дома характерны свои проблемы, четко закрепленной практики не существует и для создания неких общих алгоритмов действия социальных педагогов необходимо проделать очень кропотливую работу, и, лучше, чем социальный педагог, который имеет продолжительный опыт работы на данной должности, не сделает никто.

То есть на деле, услугу ребенку оказывает, в большинстве случаев, не орган опеки и попечительства, а сотрудник детского дома в лице социального педагога.

С присвоением статуса ребенку волокита не заканчивается, так как существует пакет документов, который ребенок должен иметь при поступлении в детский дом, при нахождении в детском доме и в момент выпуска из детского дома. И всем этим документооборотом занимается социальный педагог детского дома. И от качества его работы, от его усидчивости и грамотности зависит, каким будет будущее ребенка.

Социальный педагог оформляет все документы, которые положено иметь гражданину республики Казахстан: удостоверение личности, заграничный паспорт, СИК, РНН, банковская карточка, лицевой счет и т.д.

Кроме того, социальный педагог оформляет все документы для поступления в учебное заведение.

Для того, чтобы хоть как-то обеспечить будущее детей, которые остались без попечения родителей социальные педагоги проделывают огромнейшую работу, начиная от «выбивания» уплаты алиментов, признания нигде не зарегистрированной смерти одного или обоих родителей – состоявшейся, сохранением за ребенком права на жилищную площадь и т.д.

Одной из трудностей, у ребенка есть родители, которые не в состоянии воспитывать детей и орган опеки и попечительства решает лишить родительских прав, а документов у родителя нет и его невозможно в следствие этого лишить родительских прав.

Бюрократическое несоответствие, требуется по закону оформление документов для постановки в очередь на жилье, хотя данная процедура бессмысленна, так как дети достигают возраста 23 лет, а очередь до него, в большинстве случаев не доходит. А становится на учет нужно ежегодно. На время пребывания в детском доме оформляется прописка по месту нахождения детского дома. Когда ребенок выходит из детского дома, то он прописывается по месту дальнейшего обучения и соответственно теряет льготную очередь на жилье. Следовательно, процедура бессмысленна. Закон «О жилищных отношениях». Опираясь на внесение изменений в закон необходимо ставить детей ОБПР в очередь на жилье.

Здесь необходимо заметить, что согласно должностным инструкциям социального педагога, которая, кстати, является одинаковой как для социального педагога, работающего в средней школе, так и для педагога, работающего в детском доме. В должностной инструкции об оформлении документов подопечных сказано только одной строчкой: «Социальный педагог обязан: …2.30. Выступать посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов». Более в должностной инструкции социального педагога о его обязанностях, которые касаются оформления какой-либо документации не сказано ни слова.

Финансирование работы социального педагога, помимо заработной платы, также достаточно сложно, для того, чтобы оформить некоторые документы (например, на правообладние жилищной площадью) необходимо съездить в районный центр около 7 раз, а одна поездка обходится около 5000 – 6000 тенге, а такие поездки, по словам руководителей детских домов, финансируется по остаточному принципу.

Нет защиты социального педагога с правовой стороны, недоработки судоисполнителей, которые ищут родителей ребят ОБПР, на местах в районах они не работают, а любые проверяющие органы (прокуратура) ставят в вину социального педагога то, что у ребенка не подтвержден статус, работа судоисполнителя возвращается обратно к социальному педагогу. Судоисполнители в рамках рабочих встреч на областных семинарах-совещаниях оправдывают свое бездействие: слишком большим объемом работы, нечего взыскивать с людей, так как у них нет никакого имущества и возможностей выплачивать алименты.

Например, устанавливается, что родитель умер в 2009 году, а узнали об этом и юридически установили в 2011 году, соответственно ребенок начинает получать пособие с 2011 года, а не с 2009 года, при проверке замечания опять же выносятся социальному педагогу, а не судоисполнителю на месте.

    1. Должностные инструкции социального педагога:

I. Общие положения:

1.1. Настоящая инструкция разработана на основании квалификационной характеристики социального педагога, утвержденной приказом министра образования и науки 27.08.02г. № 629.

1.2. Социальный педагог назначается и освобождается от должности в установленном порядке из из числа лиц, имеющих высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовку на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «Социальный педагог», а также курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика»;

1.3. Социальный педагог непосредственно подчиняется директору школы и своей работе руководствуется уставом школы, настоящей инструкцией, другими нормативными документами, регламентирующими его деятельность.

II. Должностные обязанности:

Социальный педагог обязан:

2.1. Руководствоваться в своей деятельности психологическими аспектами, профессиональными, этическими принципами и нравственными идеалами, подчиняя их исключительно интересам детей и их семей.

2.2. Постоянно повышать свою квалификацию.

2.3. Владеть новейшей правовой информацией.

2.4. Совместно с администрацией выделять приоритетные направления социально-педагогической работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым контингентом в соответствии с содержанием работы социального педагога.

2.5. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции.

2.6. Препятствовать принятию решений, ущемляющих права воспитанников. В решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития.

2.7. Защищать всеми законными средствами, на любом профессиональном, общественном и государственном уровнях права и интересы детей и подростков в образовательном учреждении, в семье.

2.8. Представлять и защищать интересы школьников в органах законодательной и исполнительной власти.

2.9. Планировать и вести регистрацию выполненной работы с соблюдением сроков и форм (отчетности докладывать о результатах своей работы.

2.10.Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).

2.11. Изучать условия жизни и развития детей, планирование и анализ результативности социально- педагогической работы.

2.12. Проводить профориентационную работу среди обучающихся.

2.13. Осуществлять социально-правовое просвещение учителей, обучающихся и их родителей, (профилактику конфликтов, правонарушений и наркозависимости.

2.14. Изучать традиции воспитания в семье, оказывать помощь в повышении педагогической культуры родителей.

2.15. Владеть профессиональным кодексом этики социального педагога.

2.16. Владеть методами профилактики, развития и коррекции негативного поведения и эмоциональной сферы учащихся.

2.17. Владеть методами социологических и социолого-психологических исследований, навыками проведения диагностических измерений развития личности, а также влияния факторов среды.

2.18. Владеть методикой изучения семейного воспитания.

2.19. Владеть методикой составления социально-педагогического паспорта социума, микрорайона, семьи.

2.20. Владеть методикой составления профилактических, просветительских, развивающих, коррекционных программ по какому-либо направлению деятельности.

2.21. Работать с социально-неблагополучными семьями:

малообеспеченными

многодетными

группы «риска»

2.22. Проводить профилактику и коррекцию социальной и школьной дезадаптации подопечных.

2.23. Расширять социальные связи:

с другими образовательными учреждениями;

с учреждениями государственного обеспечения;

с ОДН

с общественными организациями.

2.24. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе и гуманистического отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2.25. Выявлять родителей из числа неблагополучных семей, состоящих на внутри школьном учете, в отношении которых следует ставить вопрос о лишении родительских прав.

2.26. Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку.

2.27. Привлекать к работе по охране прав детей классных руководителей, родительский комитет, если считает это необходимым.

2.28. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта учащихся.

2.29. Изучать психологические, возрастные, индивидуальные особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни, моральную атмосферу.

2.30. Выступать посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

2.31. Участвовать в работе совета профилактике правонарушений в школе.

2.32. Оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуального подхода к ребенку.

2.33. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

2.34. Взаимодействовать со специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

2.35. Выполнять распоряжения администрации школы, если эти распоряжения не находятся в противоречии с этическими нормами социального педагога.

2.36. Проводит профилактическую работу среди учащихся школы через уроки по программе «Белая птица».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аналитическая справка по реализации План а мероприятий на 2007-2009 годы по реализации Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы Экологизация законодательства По пункту 1

    Документ
    ... и информационная поддержка преподавателям школ, колледжей; - Общественнымобъединением «Восточно-КазахстанскийМолодежныйцентр «Матросово» проведена праздничная ... проводилась при финансовой и технической поддержке Всемирного фонда дикой природы ...
  2. АЛТАЙСКИЙ КРАЙ ВВЕДЕНИЕ Составитель доклада

    Доклад
    ... -сибирский правозащитный центр (самофинансирование и гранты российских и зарубежных фондов) и Новокузнецкий молодежный правовой центр(приподдержке администрации г.Новокузнецка ...
  3. Общественные и некоммерческие организации в россии занимающиеся проблематикой соотечественников за рубежом и переселенцев информация из справочного издания мид россии «в помощь российскому соотечественнику за рубежом»

    Документ
    ... п. Молодежный. Издается газета «Дом Дружбы». Восточно-Казахстанский областной филиал ... Русский вестник». Общественноеобъединение «Казахстанский Русский культурный центр» (ОО ... Людмила Алексеевна (Председатель). Фондподдержки русской культуры в Украине ...
  4. Общественные и некоммерческие организации в россии занимающиеся проблематикой соотечественников за рубежом и переселенцев информация из справочного издания мид россии «в помощь российскому соотечественнику за рубежом»

    Документ
    ... п. Молодежный. Издается газета «Дом Дружбы». Восточно-Казахстанский областной филиал ... Русский вестник». Общественноеобъединение «Казахстанский Русский культурный центр» (ОО ... Людмила Алексеевна (Председатель). Фондподдержки русской культуры в Украине ...
  5. Список юридических лиц действующих на территории республики казахстан за период с 01 01 1995 по 28 02 2011 года

    Документ
    ... Молодежноеобщественноеобъединение "Ынтымақ-Содружество" при ... 118 Общественноеобъединение "Восточно-Казахстанскиймолодежныйцентр "Матросово" 060340012966 181600244291 ... РНН 511712753215 332 Общественноеобъединение "ФОНДПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ...

Другие похожие документы..