textarchive.ru

Главная > Документ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 декабря 2010 г. N 615-р

1. Одобрить Основные направления развития туризма в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Основные направления) согласно приложению.

2. Определить Министерство экономического развития Республики Коми ответственным за координацию деятельности органов исполнительной власти по реализации Основных направлений.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Республики Коми Бурова А.А.

Глава Республики Коми

В.ГАЙЗЕР

Одобрены

распоряжением

Правительства Республики Коми

от 31 декабря 2010 г. N 615-р

(приложение)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Введение

Сегодня туризм является важной сферой экономики, неотъемлемой частью жизни современного человека.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р и 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.

В Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р говорится, что восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2009 года отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие туризма становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов оздоровления нации.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации, является одним из направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство.

ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения "диалога между культурами".

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации.

Туризм также рассматривается как важный элемент формирования благоприятного имиджа региона по отношению к внешним субъектам - жителям других регионов и стран, различным хозяйствующим субъектам.

Республика Коми, обладающая значительным туристско-рекреационным потенциалом, в настоящее время использует его в незначительной степени.

Основные направления развития туризма в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Основные направления) разработаны в целях решения проблем, сдерживающих развитие туризма в регионе, создания современного конкурентоспособного туристского комплекса в Республике Коми, разработки эффективной конкурентной и маркетинговой стратегий, позволяющих создать благоприятный имидж региона, повысить туристский интерес к Республике Коми, а также ее инвестиционную привлекательность.

Требование диверсификации экономики Республики Коми, потребность в увеличении доходов республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов муниципальных образований являются дополнительными основаниями для разработки документа, определяющего основные стратегические направления развития туризма в Республике Коми.

В Основных направлениях туризм рассматривается как межотраслевой комплекс, развитие которого регулируется, в том числе с использованием кластерной теории конкурентоспособности регионов.

В целях исключения разночтения используется понятийный аппарат, приводимый в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", за исключением случаев: под термином "внутренний туризм" следует понимать туризм в пределах территории Республики Коми лиц, постоянно проживающих в Республике Коми; под термином "въездной туризм" следует понимать туризм в пределах территории Республики Коми лиц, не проживающих постоянно на территории Республики Коми.

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

1.1. Развитие внутреннего и въездного туризма

Основными показателями, характеризующими развитие внутреннего и въездного туризма в конкретном регионе, являются такие показатели как: количество посещений региона туристами других регионов, количество туристов-жителей региона, совершивших туристские поездки внутри региона; доля туристских услуг (в части оказания услуг по внутреннему и въездному туризму) в валовом региональном продукте (далее - ВРП), доля туризма в ВРП с учетом мультипликативного эффекта, численность занятых в сфере туризма и другие показатели.

Однако вышеуказанные показатели развития туризма практически не исследуются.

Потому на основании данных официальной статистики достаточно сложно оценить реальное состояние дел в сфере туризма в Республике Коми.

Судить о его развитии можно только по отдельным статистическим показателям.

Так, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми (далее - Комистат), в 2009 году гостиницами, организациями отдыха и турбазами региона было принято 168758 человек (таблица N 1).

Таблица N 1

Число лиц, размещенных в средствах размещения

в Республике Коми

Показатель

2005
год

2006
год

2007
год

2008
год

2009
год

Численность размещенных лиц -
всего, чел.

156868

172340

192568

193276

168758

Однако представленные цифры не дают полной объективной картины по динамике приема граждан средствами размещения в связи с тем, что ряд объектов размещения в последние годы в связи с изменением методики учета был исключен из перечня учитываемых.

Кроме того, существует ряд других сложностей в системе учета размещения туристов, особенно в малом бизнесе.

По данным Управления федеральной миграционной службы России по Республике Коми регион в 2009 году посетил 18301 иностранный гражданин (таблица N 2).

Таблица N 2

Въезд в Республику Коми иностранных граждан

Показатель

2004
год

2007
год

2008
год

2009
год

Въезд в Республику Коми иностранных
граждан, всего, чел.

18574

21318

25284

18301

В том числе из стран вне СНГ, чел.

1429

2102

3877

5066

Из стран СНГ, чел.

21407

19216

21407

13235

Причем, если по категории граждан из стран вне СНГ наблюдается стабильная тенденция роста числа прибытий (в 3,5 раза с 2004 года), то по гражданам стран СНГ тенденция роста наблюдалась только до 2008 года. В 2009 году численность прибывших в Республику Коми граждан из стран СНГ сократилась по сравнению с предыдущим годом почти на 40% и составила 13235 человек. Данное обстоятельство связано с тем, что приезд в регион граждан из стран СНГ связан, в первую очередь, с вопросами трудовой деятельности, а не с целью туризма. Между тем, число иностранных граждан из стран вне СНГ, заявляющих основной целью своего прибытия туризм, стабильно растет (в 3,7 раза к 2004 году).

Учет прибытия туристов, не имеющих путевок ("неорганизованных туристов") и туристов, приобретающих туристские путевки за пределами Республики Коми, не организован.

Одним из методов, апробированных на практике, по учету прибывающих в регион туристов, является метод, основанный на учете посещения туристами основных достопримечательностей региона. Например, для Санкт-Петербурга таким объектом является Эрмитаж, для Республики Карелия - музей-заповедник Кижи. Для Республики Коми такими знаковыми объектами в настоящий период могут быть национальный парк "Югыд ва" и "Печоро-Илычский заповедник", посетители которых регистрируются.

По данным администрации национального парка "Югыд ва" за период с 1998 года по 2009 год количество посетителей парка возросло в 3,7 раза и в 2009 году составило 5400 человек, то есть среднегодовой темп прироста составил порядка 12 - 13% (таблица N 3).

Таблица N 3

Количество посетителей национального парка "Югыд ва",

доход парка от посещений

Показатель

1998
год

1999
год

2000
год

2001
год

2002
год

2003
год

2004
год

2005
год

2006
год

2007
год

2008
год

2009
год

Количество
посетителей
парка, чел.

1458

2856

2709

3800

3790

3750

3800

3710

3914

4036

4409

5400

Доход парка,
тыс. руб.

50

113

216

330

401

701

1107

1500

2800

2000

2400

3400

Ежегодный прирост числа посетителей Печоро-Илычского заповедника за последние 5 лет составляет порядка 10% в год. Число посетителей объекта плато Маньпупунер за два года (2007 - 2009 годы) увеличилось в 7 раз. Резкий рост числа посетителей плато объясняется включением туристского объекта показа (достопримечательности) "Столбы выветривания" в число победителей конкурса "Семь чудес России" (конкурс широко освещался в средствах массовой информации).

Наблюдается положительная тенденция расширения ассортимента предлагаемых туристских продуктов, особенно, связанных с различными видами активного туризма, ориентированными на использование природных туристских ресурсов: экологические и рыболовные и охотничьи туры, сплавы по рекам, пешие походы.

Возросло число организаций, предоставляющих услуги по организации отдыха в выходные, праздничные, каникулярные дни (ООО "Лыжный клуб "Зеленецкие Альпы", ООО "Спорт Экстрим", база отдыха "Русские горки" в Сыктывкаре, ООО "Снегири" в Ухте, база отдыха "Боярская Усадьба" в Корткеросском районе и другие).

Одновременно наблюдается активное развитие выездного туризма. Рост за последние пять лет - в 3,5 раза, с 10173 человек в 2004 году, до 35368 человек в 2009 году (по отчетным данным туристских организаций Республики Коми), что связано с ростом реальных доходов населения и изменением структуры потребительского спроса. Стабильный рост потока выездного туризма свидетельствует о том, что категория туристов - туристы Республики Коми должны рассматриваться как потенциал для развития рынка внутреннего туризма.

По данным Управления федеральной миграционной службы России по Республике Коми в целях туризма в 2009 году посетило Республику Коми 21,6% от общего числа иностранцев граждан стран, не входящих в СНГ, и лишь 0,2% иностранцев граждан СНГ. По данным Комистата в целях досуга, рекреации и отдыха посетило Республику Коми в 2009 году 12,6% от общего числа граждан России, размещенных в гостиницах, турбазах и аналогичных средствах размещения региона.

Фиксируемое изменение структуры спроса не позволяет пока говорить о формировании туристской специализации территории.

Доли делового туризма по всем категориям туристов остаются весьма значительными.

1.2. Развитие центров туристской активности в Республике Коми (туристско-рекреационное районирование)

Структура предложения туристских услуг в Республике Коми во многом определяется туристско-рекреационным потенциалом региона. Существующая дифференциация в уровне хозяйственного освоения территории, плотности автомобильных дорог, природно-климатические условия и наличие объектов туристской привлекательности определяют туристскую специализацию районов Республики Коми и, соответственно, приоритеты в развитии предпочтительных для данной территории видов туризма.

С учетом историко-культурного, ландшафтного разнообразия территории Республики Коми, условий ее заселения и индустриального освоения, сохранения самобытности выделены три туристско-рекреационных района:

1) Тимано-Уральский район с ареалами первозданных и сохраняемых ландшафтов и возможностями развития видов туризма, ориентированных на использование природных туристских ресурсов;

2) Мезенско-Печорский район, имеющий значительный природно-рекреационный и этнографический туристский потенциал;

3) Вычегодский район - хозяйственно более освоенный, с разными типами заселения территории, экологическим и историко-культурным разнообразием ресурсов.

Обобщенная характеристика районов представлена в приложении (рисунок N 1, таблица N 1).

Развитие туристско-рекреационной сферы вызовет формирование туристских центров и специализированных зон. Туристские центры могут возникнуть в городских округах "Сыктывкар", "Ухта", "Инта", "Воркута", в муниципальных районах "Печора", "Вуктыл", "Троицко-Печорский". Этому будут способствовать развитая инфраструктура, имеющиеся объекты туристской индустрии, культуры, спорта, памятники истории, а также наличие организаций, занимающихся туристской деятельностью.

1.3. Доходы от туризма и инвестиции

Объем платных туристских услуг населению в Республике Коми составил в 2009 году - 918,9 млн. руб., санаторно-оздоровительных - 285,2 млн. руб., услуги гостиниц и аналогичных средств размещения - 608,1 млн. руб., индексы физического объема к предыдущему году составили соответственно 101,8%, 105,1%, 104,8%. Удельный вес услуг в общем объеме платных услуг, оказанных населению в 2008 году, составил: туристских - 2,7% (в целом по России - 1,8%), санаторно-оздоровительных - 0,6% (Россия - 1,4%), услуг гостиниц и других средств размещения - 2,0% (Россия - 2,6%).

Эффект от развития туризма должен учитываться, в том числе с учетом косвенных доходов, генерируемых туризмом в других отраслях. Однако этот показатель в силу ряда причин в Республике Коми к настоящему времени не рассчитывается.

Доходы организаций от оказания услуг размещения в 2009 году составили 915,4 млн. руб., что на 5,7% больше, чем в 2008 году. В структуре доходов от предоставления услуг преобладали доходы, полученные от продажи номеров и путевок. На долю доходов от реализации дополнительных платных услуг приходилось менее 10%.

В 2009 году организациями гостиничного бизнеса было освоено 35 миллионов рублей инвестиций в основной капитал (2008 год - 38 млн. руб.). Их доля в общем объеме инвестиций в экономику региона составила всего 0,03%. Ввод в действие новых средств размещения составил в 2008 году - 30 мест, в 2009 году - 42 места (категория гостиницы).

В 2009 году, как и в 2008, около половины доходов организаций, имеющих специализированные средства размещения (к которым в Республике Коми относятся санатории для детей, взрослых, санатории-профилактории), приходилось на некоммерческие поступления со стороны. Основная часть которых - это бюджетные поступления. За 2009 год коэффициент использования наличных мест бюджетофинансируемых специализированных средств размещения составил 0,7 против 0,5 в среднем по Республике Коми.

В 2009 г. только четвертая часть всех коллективных средств размещения республики имела собственную инфраструктуру: бани (сауны), тренажерные залы, парикмахерские и 5% - пункты проката, бассейны, спортивные сооружения и автостоянки.

2. АНАЛИЗ РЫНКА ТУРИЗМА

2.1. Оценка конкурентоспособности туризма в Республике Коми

При определении Основных направлений важно оценить конкурентоспособность туристского комплекса Республики Коми, выявить конкурентные преимущества и слабые конкурентные позиции.

Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" предполагает использование кластерных подходов при реализации программ развития туризма.

Кластерный подход в оценке конкурентоспособности туризма заключается в оценке элементов ее определяющих, это:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство республики коми распоряжение от 31 декабря 2010 г n 615-р

    Документ
    ПРАВИТЕЛЬСТВОРЕСПУБЛИКИКОМИРАСПОРЯЖЕНИЕот31декабря2010 г. N 615-р 1. Одобрить Основные направления развития туризма в РеспубликеКоми на период до 2020 года ( ...
  2. Правительство республики коми постановление от 30 июля 2010 г n 241 об утверждении региональной программы

    Постановление
    ... эффективности, предусмотренных подпрограммой (распоряжениеПравительстваРеспубликиКомиот 7 июля 2010 г. N 288-р, а также постановление ПравительстваРеспубликиКомиот 9 сентября 2005 г. N 243 ...
  3. Правительство республики коми постановление от 30 июля 2010 г n 241 об утверждении региональной программы

    Постановление
    ... эффективности, предусмотренных подпрограммой (распоряжениеПравительстваРеспубликиКомиот 7 июля 2010 г. N 288-р, а также постановление ПравительстваРеспубликиКомиот 9 сентября 2005 г. N 243 ...
  4. Правительство республики коми постановление от 23 декабря 2011 г n 621 об утверждении территориальной программы государственных

    Программа
    ... на территории РеспубликиКоми на 2012 год, созданной в соответствии с распоряжениемПравительстваРеспубликиКомиот 15 ... дополнительно к Перечню, утвержденному постановлением ПравительстваРеспубликиКомиот 23 декабря2010 г. N 468 "Об утверждении ...
  5. Правительство республики карелия постановление от 30 июля 2010 г n 156-п о региональной программе по энергосбережению и повышению

    Программа
    ... Правительства Российской Федерации │ │ │от31декабря 2009 ... Республики Карелия; │ │ │РаспоряжениеПравительстваРеспублики Карелия от │ │ │5 мая 2010 ... Республики Карелия (одобрена РаспоряжениемПравительстваРеспублики Карелия от 7 декабря ... 615 ... Коми ...

Другие похожие документы..