Главная > Конкурс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

«Формирование общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей учащихся».

Михалёва Ирина Александровна

Учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории

с. Октябрьское

2011г

Районный конкурс «Учительгода2011»

Конкурсный материал

Автор: Михалёва Ирина Александровна

Учитель МОУОСОШ №1

с.Октябрьское

2011г.

Оглавление

    1. Аналитическое обоснование.

    2. Психолого-педагогическое обоснование.

III. Роль творческих заданий в формировании общечеловеческих и национальных ценностей.

3.1. Типология приёмов, используемых на уроках изобразительного искусства для развития творческих способностей.

3.2. Виды нестандартных уроков, раскрывающих творческие способности учащихся.

3.3. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности.

    1. Результативность реализации опыта.

    2. Литература.

Приложение.

I.АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

В послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. У современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре, происходит американизация русского человека (на телевидении американские мультфильмы, фильмы с очень низким уровнем перевода. Освоение основ изобразительного искусства даёт учащимся возможность приобщения к источнику информации о современном мире и средству межкультурного общения, а также расширение кругозора, речевой культуры, личностной ориентации На начальном этапе изобразительным искусством хотят заниматься все и берутся за это с большим энтузиазмом. Уроки изобразительного искусства поначалу несут в себе заряд чего-то нового, необычного, в связи с тем, что ребёнок попадает в неведомый для себя мир незнакомой культуры. Потом появляется усталость и скука. Скука на уроке один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда. Вполне объяснимо, что порой, с началом неизбежной рутинной работы с акварелью и гуашью интерес к обучению у ребёнка может ослабнуть, а то и вовсе исчезнуть. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока.

На параллели 5-7 классов проводила тестирование уровня сформированности общечеловеческих и национальных ценностей в первом полугодии 2009 года.

Уровень сформированности общечеловеческих и национальных ценностей.

Кроме этого проводила тестирование на определение уровня творческого потенциала учащихся (см. приложение 1).

Способности

5класс

6класс

7класс

1.Любознательность

48

46

45

2.Вера в себя

47

47

45

3. Постоянство

35

38

40

4.Амбициозность

38

30

38

5.Слуховая память

45

45

33

6.Зрительная память

47

48

46

7.Независимость

46

48

50

8.Абстрагирование

48

45

40

9.Сосредаточенность

49

47

45

Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения. В результате тестирования выявилось, что у них вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают. Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

В результате приведенных исследований я пришла к выводу, что уровень сформированности общечеловеческих и национальных ценностей к предмету недостаточен, уровень творческого потенциала уменьшается. Следовательно мне необходимо развивать творческие способности учащихся, через формирование общечеловеческих и национальных ценностей.

Объектом моей работы является урок изобразительного искусства как средство формирования общечеловеческих и национальных ценностей.

Предметом работы являются педагогические условия, способствующие формированию общечеловеческих и национальных ценностей в процессе изучения изобразительного искусства учащихся.

Целью моей педагогической деятельности является – формирование у учащихся общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей. От способности  ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность.  Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке,  на  производстве,  лучше  осваивают свою работу, приносят больше пользы. Как  приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству? На основе этого я ставлю перед собой следующие задачи обучения:

      1. Создание условий для развития творческих способностей учащихся.

      2. Использование различных видов деятельности для развития творческого потенциала учащихся.

      3. Воспитание интереса и уважения к национальной культуре и истории.

II.Психолого-педагогическое обоснование.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п.

Общечеловеческие ценности- теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох (любовь к Родине, Отчизне ).

Национальные ценности — это предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие потребности личности, общества и государства в безопасном существовании и прогрессивном развитии(Безопасность страны).

Творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества. Творческая деятельность рассматривается мной как дестельность развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

III. РОЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные образцы нестандартных форм обучения, которые помогают педагогам вернуть учащимся утраченный интерес к учебному труду, побудить школьников к активной и ответственной деятельности в приобретении знаний и умений.

3.1. Типология приёмов, используемых на уроках изобразительного искусства для развития творческих способностей.

Многие программы по изобразительному искусству страдают неполной продуманностью, нечеткой последовательностью тем, нет стройной системы, не чувствуется преемственности из класса в класс. Поэтому в планировании я ввела некоторые изменения с целью устранения этих недостатков. На уроках изобразительного искусства  я постоянно развиваю представление об истоках творчества художника. Природа и окружающая нас реальность- первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я хочу вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать(т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий ( см. приложение 5). 

В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, тычком, кистью, пером; работа с бумагой (бумагопластика), с пластилином (барельеф), с палочками (граттаж), с природными материалами (монотипия), с тушью (кляксография), со свечкой (графика), акварельная живопись с воском и солью.

рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов и.т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую следующие методы обучения:

1.Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

2.Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

3.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

4.Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучаю четко выполнять ограничения.

5..Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

6.Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи.

7.Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.

3.2. Виды нестандартных уроков, раскрывающих творческие способности учащихся.

В школе существуют различные формы урочной деятельности, различные формы проведения уроков (см. приложение 6), привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития искусства, о жизни и творчестве великих живописцев, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, презентаций, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам сказкам.Кроме того, у меня в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления :

1. Урок - деловая игра, ролевая игра;

2. Урок-конференция, пресс-конференция, семинар;

3. Урок-соревнование, состязание ;

4. Урок типа КВН;

5. Урок взаимообучения учащихся;

6. Урок - творческий отчет (учащихся);

7. Урок-конкурс;

8. Урок-консультация;

9. Урок – экскурсия (видеоэкскурсия);

10. Урок-путешествие;

11. Урок “Что? Где? Когда?”;

12. Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже;

13. Театрализованный урок;

14. Урок с групповой формой работы;

Я работаю по программе Б.М. Неменского. «Изобразительное искусство и художественный труд». Сама программа разнообразна: лекции, практикумы, импровизации, путешествия. Для успешного их проведения организую поискову, исследовательскаюя работа с учащимися.

Например: на Уроке-конференция- 5класс. По теме: «Народные промыслы родного края». Перед тем, как провести урок, заранее учащимся предлагаю список литературы для проведения поисковой работы. Образец таблицы «Народные промыслы родного края» (Челябинская область); предметы ДПИ, обнаруженные учениками в результате поисковой работы. Урок начинаю с определения понятия «промысел». Далее выступление учащихся с результатами поисковой работы (индивидуальной и коллективной). Следующий этап в уроке - систематизация полученных знаний путём заполнения таблицы «Народные промыслы нашего края» (см. приложение 8). Подвожу итоги занятия.

Данный урок способствует формированию у учащихся общечеловеческих и национальных ценностией через развитие творческих способностей, приобщает к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей, воспитывает интерес и уважение к культуре и истории нашего народа через развитие творчества.

На Уроке-видеоэкскурсия- 7класс. По теме: «ЭРМИТАЖ-СОКРОВИЩНИЦА МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ».

На данном уроке использую видеоряд-видеофильм из серии «Эрмитаж». Рабочая тетрадь. Литературный ряд: «Что я видел в Эрмитаже».

В начале урока провожу беседу о видах и жанрах изобразительного искусства? Художниках, которые работали в эти жанрах?

Что мы знаем о музеях? К какому типу относится Эрмитаж?

Видеофильм про «Эрмитаж». Во время просмотра, учащиеся выполняют следующие задания (задание записано на доске) (см. приложение 8). После просмотра фильма провожу обобщающую беседу, обсуждение, анализ собранного материала. Предлагаю домашнее задание: подготовить вопросы для тематической беседы. Урок формирует у учащихся уважительное отношение к истории нашего прошлого, к национальному наследию наших предков; приобщает к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей; воспитывает нравственно-эстетическое отношение к миру, любви к искусству.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Интерпретация художественного текста как способ развития творческих способностей учащихся

    Анализ
    ... развитиятворческихспособностейучащихся. Задания направлены на формирование качеств присущие творческому ... ценностям. ... формирование гражданского самосознания? б) Через ... общечеловеческие проблемы: отношения между людьми (независимо от национальности ...
  2. Игорева эльвира николаевна педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста

    Автореферат диссертации
    ... подростка необходимости формирования системы российских национальныхценностей; приобретение мотивации и способности к духовно-нравственному развитию. II. Содержательный ...
  3. Развитие личностного потенциала учащихся методическая копилка

    Автореферат диссертации
    ... деятельности учащихся 87 Булавина А.В. Развитиетворческихспособностейучащихся на уроках информатики 93 Муравецкий Н.П. Формирование умений ... шкалу общечеловеческих норм и идеалов, накопленных мировой и отечественной культурой ценностей пройденный ...
  4. Выпускная квалификационная работа развитие творческой личности ребенка на музыкальных занятиях в учреждении дополнительного образования как условие формирования музыкальной культуры детей

    Литература
    ... личностный рост учащегосячерезформирование у него способности не изменять ... развитие, освоение национальных и общечеловеческихценностей культуры прошлого и настоящего, формированиетворческой активности, интеграции личностных качеств в национальную ...
  5. Сборник методических разработок уроков и внеклассных м ероприятий в контексте поликультурного воспитания учащихся д и а л о г в о и м я б у д у щ е г о предисловие и общая редакция сборника

    Методическое пособие
    ... имеет своей целью, через разговор о творчестве поэтов ... имеют не только национальную, но и общечеловеческуюценность. главное – ... учащихся с биографией Ч. Айтматова; Формирование чувства гордости за свою страну Развитиетворческихспособностейучащихся ...

Другие похожие документы..