Главная > Учебно-методический комплекс


Веды, как правило, включали в себя:

• ";священное писание";, религиозные гимны (";самхиты";)

• описание ритуалов (";брахманы";), сочиненное брахманами (жреца­ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов

• книги лесных отшельников (";араньяки";)

• философские комментарии к Ведам (";упанишады";).

До наших дней дошло всего четыре Веды:

• Ригведа

• Самаведа

• Яджурведа

• Атхарваведа

Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской фило­софии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (до­словно с санскрита - ";сидение у ног учителя";), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н. э.) являются две поэмы - эпосы ";Махабхарата"; и ";Рамаяна";, в которых затра­гиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

• буддизм

• джайнизм

• чарвана-лакаята

Одновременно возникает ряд философских школ (";даршан";), которые развивают ведическое учение:

• йога

• веданта

• вайшешина

• ньяя

• миманса

• санкхья

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. - VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рассмат­ривающих отдельные проблемы (например, ";нама-сутра"; и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.

В XVIII - ХХ вв. индийская философия обогатилась дости­жениями европейской философской мысли (в частности, английской).

2.Онтология индийской философии (учение о бытии и небы­тии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассо­циируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космиче­ских (8640000000 земных) лет - до нового рождения Брахмы.

Вся бесконечная история это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появля­ется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, яв­ление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через посто­янную смену материальных форм.

3.Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) призна­ков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания.

• ";пракрити"; - материальное сознание

• ";пуруша"; - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди)

• ";майя"; - сознание сновидения, мираж

Каждое из данных видов сознания согласно индийской фи­лософии реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

4.Душа в индийской философии состоит из двух начал:

• атмана

• манаса

Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступе­ней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Также для индийской философии характерны учения о сан­саре, ахимсе, мокше и карме.

5.Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравст­венного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)

Мокша - высшее нравственное совершенство, после достиже­ния которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконеч­ной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.

Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следователь­но, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

1.Буддизм - религиозно-философское учение, распростра­нившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сид­хардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княже­ской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизнен­ный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего ";прозрел"; (527 г. до н. э.) и передал свои духовные дости­жения людям.

Главная идея буддизма - ";Средний путь"; жизни между двумя крайними: ";путем удовольствия"; (развлечений, праздности, ле­ни, физического и морального разложения) и ";путем аскетизма"; (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и мо­рального изнеможения).

";Средний путь"; - путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.

2.Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

• земная жизнь полна страданий

• страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.

• от страданий можно избавиться

• существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана

3.Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.

Данный план - так называемый Восьмеричный путь - пре­дусматривает соблюдение следующих принципов:

• правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни

• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь

• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер

• правильное действие - жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла

• правильный образ жизни - соблюдение буддистских запове­дей в каждом поступке

• правильное умение - усердие и трудолюбие

• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь

• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуще­ствляющие связи с космосом

4.К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

• не убий

• не укради

• будь целомудренным

• не лги

• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ

Контрольный тест

1.Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель.

  1. Евклид.

  2. Пифагор.

  3. Демокрит.

  4. Аристотель.

  5. Зенон.

2.Кто из древнегреческих мыслителей под философией имел в виду не благоприобретённое, субъективное свойство человеческого ума, а некое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира.

  1. Сократ.

  2. Платон.

  3. Аристотель.

  4. Демосфен.

  5. Цицерон.

3.Что есть познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни.

  1. Мировоззрение.

  2. Интеллект.

  3. Миропонимание.

  4. Мироощущение.

  5. Мудрость.

4.Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит следующее определение философии. «Философия – это наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины».

  1. Фалес.

  2. Сократ.

  3. Платон.

  4. Аристотель.

  5. Левкипп.

5.Из нижеперечисленных определений философии как науки исключите неверное.

  1. Философия наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания.

  2. Философия особая форма общественного сознания.

  3. Философия наука о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном.

  4. Философия есть теоретическая основа мировоззрения.

  5. Философия представляет систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

6.Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела. Исключите неверное.

  1. Онтология.

  2. Философская антропология.

  3. Гносеология.

  4. Человек.

  5. Общество.

7.Что есть целостный взгляд на мир и место человека в нём.

  1. Мудрость.

  2. Мироощущение.

  3. Миропонимание.

  4. Мировоззрение.

  5. Мировосприятие.

8.Что есть форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

  1. Мифология.

  2. Религия.

  3. Теология.

  4. Мистика.

  5. Сакральное.

9.Что есть форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

  1. Мифология.

  2. Теология.

  3. Патристика.

  4. Схоластика.

  5. Религия.

10.Для какой формы мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

  1. Мифологической.

  2. Религиозной.

  3. Эмпирической.

  4. Философской.

  5. Научной.

11.Религия выполняет четыре основных функции, исключите лишнее.

  1. Мировоззренческая.

  2. Объединительная.

  3. Культурологическая.

  4. Нравственно-воспитательная.

  5. Методологическая.

12.В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента, исключите лишнее.

  1. Познавательный.

  2. Консолидирующий.

  3. Ценностно-нормативный.

  4. Эмоционально-волевой.

  5. Практический.

13.Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение по характеру формирования и способу функционирования три структурных уровня – это элементарный, концептуальный и, определите третий уровень.

  1. Методологический уровень.

  2. Онтологический уровень.

  3. Гносеологический уровень.

  4. Научный уровень.

  5. Эмпирический уровень.

14.Философия как одна из форм мировоззрения прошла три основные стадии своей эволюции – это космоцентризм, теоцентризм и, определите третью стадию эволюции.

  1. Экзистенциализм.

  2. Сенсуализм.

  3. Антропоцентризм.

  4. Сюрреализм.

  5. Модернизм.

15.Метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

  1. Диалектика.

  2. Метафизика.

  3. Догматизм.

  4. Эклектика.

  5. Герменевтика.

16.Метод философского исследования, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе ( а не сточки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития), однозначно( ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознаётся их единство).

  1. Диалектика.

  2. Метафизика.

  3. Вульгарный материализм.

  4. Негативная диалектика.

  5. Рационализм.

17.Метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»).

  1. Рационализм.

  2. Сенсуализм.

  3. Эмпиризм.

  4. Герменевтика.

  5. Деизм.

18.Под основными вопросами философии обычно имеются в виду те вопросы, от решения которых прежде всего зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, находящимися между собой в системной связи в современном философском знании, являются, исключите лишнее.

  1. Основной субстанциональный вопрос (каковы первичные, фундаментальные основы этого мира).

  2. Основной гносеологический вопрос (познаваем ли окружающий нас мир).

  3. Основной смысложизненный вопрос (каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека).

  4. Основной методологический вопрос (каковы основные принципы подхода к научному исследованию мира в целом, а также отдельных его сфер, процессов, явлений).

  5. Основной антропологический вопрос (причины возникновения, эволюции человеческих рас).

19.Направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII века – Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо) признавали наличие Бога, который, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

  1. Дуализм.

  2. Деизм.

  3. Политеизм.

  4. Монотеизм.

  5. Объективный идеализм.

20.Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют противоречия, которые человеком не будут разгаданы никогда. Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Иммануил Кант выделил четыре, исключите лишнее.

  1. Ограниченность пространства.

  2. Простое и сложное.

  3. Познаваемость мира.

  4. Свобода и причинность.

  5. Наличие Бога.

Список рекомендуемой литературы

1.Антология мировой философии. В 4-х томах., М.: Мысль, 1969-1972г.

2.Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000г.

3.Бердяев Н.О. О рабстве и свободе человека. М., 2006г.

4.Бердяев Н.О. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 2005г.

5.Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и Мирах. Самара, 2007г.

Лекция №3.

Тема: Философия в Античной культуре

План:

1.Социокультурный контекст формирования и развития Древнегреческой философии. 2.Генезис философии. 3.Влияние греческой мифологии. 4.Самоопределение философии и отмежевание от мифа. 5.Эпистемологический поворот философских поисков. 6.Постановка этико-политических вопросов. 7.Роль софистов и Сократа в дальнейшем развитии древнегреческой философии. 8.Парменид: у истоков формирования философского доказательства. 9.Фундаментальный характер постановки Платоном проблемы знания и компетентности. 10.Философия Платона как форма поиска установления приоритета Разума над Природой и Обществом. 11.Философия Аристотеля как энциклопедия античной культуры. 12.Ангажированность и значимость проблемы знания для достижения разумной жизни. 13.Проблематизация путей получения знания и компетентности. 14.Формирование этической компетентности и её роль в получении знаний о разумных действиях. 15.Логика как органон взвешенного мышления. 16.Цивилизованный человек как форма раскрытия человеческой природы. 17.Жизнь в обществе как условие творческой реализации возможностей Разума. 18.«Полития» как разумная жизнь в обществе – цель человеческого сообщества. 19.Философские поиски обеспечения личного счастья. 20.Эпикуреизм как философия личного благополучия. 21.Рационализация путей достижения гедонизма. 22.Стоицизм как философия достижения личного счастья. 23.Киники или философия поиска естественного образа жизни. 24.Римский стоицизм как духовный путь напряжённого поиска между аскезой и политическим долгом. 25.Идея естественного права как основа установления всеобщего правопорядка. 26.Влияние концепции стоицизма на организацию римской государственной и правовой жизни. 27.Влияние античной философии на формирование рационального отношения человека к миру, на стратегию рационального господства человека над природой и социальным миром. 28.Влияние мировоззренческих ориентиров античной философии на формирование культурного и социально-политического активизма человека.

Текст лекции

1.Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко фило­софия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названи­ем ";античная философия";.)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

• демократический – VII -V вв. до н. э.

• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.

• эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.

• римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

2.К досократическому периоду относится деятельность так на­зываемых философов - ";досократиков";:

• милетской школы - ";физиков"; (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена)

• Гераклита Эфесского

• элейской школы

• атомистов (Демокрита, Левкиппа)

• некоторых иных философов

Основные проблемы, которыми занимались ";досократики";: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период - время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся:

• философско-просветительская деятельность софистов

• философия Сократа

• зарождение ";сократических"; школ

• философия Платона

• философия Аристотеля

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже ";досократиков";:

• меньше уделяли внимания поиску первоначала

• допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса

• выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о ";чистых идеях";, предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир)

• положили начало спору между материализмом и идеализмом

• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства

• от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному

• внесли вклад в развитие логики

• вели практическую философско-просветительскую деятель­ность (софисты и Сократ)

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

• распространение антиобщественной философии киников

• зарождение стоического направления философии

• деятельность ";сократических"; философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.

• философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

• кризис античных моральных и философских ценностей

• снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к ним

• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государ­ству и его институтам

• поиск физической и духовной опоры в самом себе

• стремление к отрешению от действительности

• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур)

• признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур)

Наиболее известными философами римского периода являлись:

• Сенека

• Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.)

• Тит Лукреций Кар

• поздние стоики

• ранние христиане

Для философии римского периода было характерно:

• взаимовлияние древнегреческой и древнеримской филосо­фий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой)

• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну - античную философию

• влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.)

• близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором)

• небольшое внимание к проблемам окружающей природы

• повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства

• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека)

• расцвет стоической философии, сторонники"; которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (ата­раксии, то есть невозмутимости)

• преобладание идеализма над материализмом

• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов

• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни

• рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей

• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию

3.В целом древнегреческая (античная) философия имеет сле­дующие особенности:

• материальной основой расцвета данной философии был эко­номический расцвет полисов (торгово-ремесленных город­ских центров)

• древнегреческая философия была оторвана от процесса ма­териального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом

• стержневой идеей древнегреческой философии являлся кос­моцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявле­ние интереса прежде всего к проблемам происхождения мате­риального мира, объяснению явлений окружающего мира)

• на поздних этапах - смешение космоцентризма и антропо­центризма (в основе которого были проблемы человека)

• допускалось существование богов

• древнегреческие боги были частью природы и близки людям

• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы

• были заложены два направления в философии - идеалисти­ческое (";линия Платона";) и материалистическое (";линия Демокрита";), причем данные направления поочередно домини­ровали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистиче­ский - материалистическое, в римский - идеалистическое.

1.Первые, досократические философские школы Древней Гре­ции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

• милетская школа

• школа пифагорейцев

• школа Гераклита Эфесского

• элейская школа

• атомисты

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

• ярко выраженный космоцентризм

• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений ок­ружающей природы

• поиск первоначала, породившего все сущее

• гилозоизм (одушевление неживой природы)

• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений

2.Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного поли­са в Малой Азии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (3)

    Документ
    ҚАЗАҚСТАНРЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫММИНИСТРЛІГІ ШӘКӘРІМ АТЫНДАҒЫ СЕМЕЙ МЕМЛЕКЕТТІК УНИВЕРСИТЕТІ МИНИСТЕРСТВО ... ң адам жұмысқа қабылданаған. ҚазақстанРеспубликасының шағын және орта бизнесінің даму динамикасын ...
  2. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (7)

    Лекция
    ... контроль 7 5 Талдыкорган, 2011 ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  3. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (5)

    Диссертация
    ҚазақстанРеспубликасының Білім және ғылымминистрлігі Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе Мемлекеттік университеті Ә ... іру көкейкесті мәселеге айналып отыр. ҚазақстанРеспубликасының мемлекеттік болмысын қалыптастыру, оның егеменд ...
  4. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі

    Учебно-методический комплекс
    ... , Алматы, «Аруна», 2004г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  5. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (2)

    Учебно-методический комплекс
    ... -М; Весь мир, 2001г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...

Другие похожие документы..