Главная > Учебно-методический комплекс


Контрольный тест

1.Термин философия означает:

  1. Рассуждение.

  2. Компетентное мнение.

  3. Профессиональную деятельность.

  4. Любовь к мудрости.

  5. Правильное воспитание.

2.Греческое слово «филео» означает любовь:

  1. Страсть.

  2. Братскую.

  3. Божественную.

  4. Природную.

  5. Стремление.

3.Что является источником философского знания, согласно Сократу:

  1. Природа, космос.

  2. Процесс познания мира.

  3. Жизнь человека в обществе.

  4. Знание о неизбежности смерти.

  5. Постоянная духовная неудовлетворённость.

4.В развитии философии нет:

  1. Преемственности.

  2. Устаревших идей.

  3. Научных достижений.

  4. Ценностной составляющей.

  5. Взаимосвязи с точными науками о природе.

5.Философские решения не могут быть:

  1. Гипотетическими.

  2. Противоречивыми.

  3. Окончательными.

  4. Неоднозначными.

  5. Сложными.

6.Ответы на философские вопросы ищут в:

  1. Доводах и умозаключениях разума.

  2. Религиозных верованиях.

  3. Мифологических представлениях.

  4. Научных исследованиях.

  5. Практическом опыте.

7.Человек философствует, по мнению Людвига Фейербаха:

  1. По естественной склонности души.

  2. Во имя реализации своей общественной сущности.

  3. Для решения стратегических жизненных задач.

  4. Ради постижения мира в идеях.

  5. Для собственного удовольствия.

8.Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:

  1. Природных явлений.

  2. Объективного мира в целом.

  3. Социальной жизни.

  4. Судьбы, предназначения и высших идеалов человека.

  5. Законов мышления.

9.Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям Иммануила Канта:

  1. Что я могу знать?

  2. Что я должен делать?

  3. Что есть моя конечная цель?

  4. На что я могу надеяться?

10.По мысли Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, предмет философии совпадает с предметом:

  1. Естественных наук.

  2. Истории.

  3. Математики.

  4. Физики.

  5. Религии.

11.Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определённой жизненной позиции, отношение к миру и другим людям – это:

  1. Мировосприятие.

  2. Миропонимание.

  3. Мироощущение.

  4. Миросозерцание.

  5. Мировоззрение.

12.Совокупность подходов, приёмов, способов решения разнообразных практических и познавательных проблем – это:

  1. Методология.

  2. Методика.

  3. Метод.

  4. Механизм.

  5. Парадигма.

13.Философское учение о ценностных отношениях человека и мира – это:

  1. Гносеология.

  2. Эстетика.

  3. Онтология.

  4. Этика.

  5. Аксиология.

14. «Безымянное и обладающее именем, бестелесное невидимое, неопределённое, лишённое формы, «врата рождения», корень земли и неба, следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:

  1. Ведизм.

  2. Конфуцианство.

  3. Натурфилософия.

  4. Джайнизм.

  5. Даосизм.

15. «Пустота, наличие бесконечного числа неделимых частиц, все они разнообразны по величине и форме, кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю, движение частиц подчинено необходимости» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:

  1. Атомизм.

  2. Брахманизм.

  3. Моизм.

  4. Даосизм.

  5. Элеаты.

16. «Единое под разными именами, ни сущее, ни не – сущее, существовавшее до мироздания и богов, порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:

  1. Пифагорейцы.

  2. Милетская школа.

  3. Элеаты.

  4. Легисты.

  5. Буддисты.

17. «Неподвижное, бесконечное, неделимое, постоянно пребывающее, только сущее, сплошное, наполненное, отсутствие небытия» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:

  1. Элеаты.

  2. Брахманизм.

  3. Даосизм.

  4. Атомизм.

  5. Конфуцианство.

18. «Бытие природы, в действительности – небытие, «иное», подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее, постигается с помощью размышления» – какому философу принадлежит подобная трактовка бытия:

  1. Платону.

  2. Аристотелю.

  3. Сократу.

  4. Карлу Марксу.

  5. Мо Цзы.

19. «Бытие – объективная реальность, независимая от сознания человека, оно материально, к его различным сферам относятся – неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д., оно включает в себя общественное бытие» - какому философу принадлежит подобная трактовка бытия:

  1. Конфуцию.

  2. Лао Цзы.

  3. Будде.

  4. Платону.

  5. Карлу Марксу.

20. «Бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи, инобытие идеи – природа, понятие есть истина бытия» - какому философу принадлежит подобная трактовка бытия:

  1. Карлу Марксу.

  2. Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю.

  3. Сократу.

  4. Платону.

  5. Аристотелю.

Список рекомендуемой литературы

1.Антология мировой философии. В 4-х томах., М.: Мысль, 1969-1972г.

2.Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000г.

3.Бердяев Н.О. О рабстве и свободе человека. М., 2006г.

4.Бердяев Н.О. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 2005г.

5.Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и Мирах. Самара, 2007г.

Лекция №2.

Тема: Феномен философии в Восточной культуре

План:

1.Статус религии в Древнеиндийской культуре и её влияние на формирование и развитие философии. 2.Основные мировоззренческие идеи в индийской предфилософии (традиция Вед). 3.Мировоззренческие поиски Упанишад как форма аскетического бегства от мира. 4.Поиски путей избавления от вечного цикла перевоплощений. 5.Своеобразие восточного мышления. 6.Особенности кармического стиля мышления. 7.Кармический стиль мышления как форма морального и метафизического измерения философии. 8.Учение о карме, реинкарнации и кастовой системе как основание индийской философии. 9.Буддизм и его отношение к Ведическому мировоззрению и ритуальной практике. 10.Буддизм как критическое переосмысление Упанишад. 11.Фундаментальные идеи буддизма. 12.Буддистская стратегия ненасилия, её влияние на историческую судьбу восточного человека. 13.Мировоззренческое влияние буддизма на формирование мироотношения восточного человека, на выбор духовных ценностей, на образ жизни и на формирование менталитета. 14.Основное содержание китайской предфилософии (сочинения «Ши цзин», «Шу цзин», «И цзын»). 15.Практическая направленность конфуцианской философии. 16.Прагматический характер социально-этических максим конфуцианства. 17.Важная роль конфуцианской философии в китайской культуре и обществе. 18.Конфуцианство как идеология китайского общества. 19.Философия даосизма и картина мироздания. 20.Место человека в картине мироздания даосизма. 21.Даоский способ сохранения и укрепления жизни. 22.Космический характер принципа справедливости. 23.Даоская практика достижения бессмертия. 24.Моизм как альтернативная конфуцианству социально-этическая доктрина. 25.Фундаментальные идеи моизма: Всеобщая любовь, преуспеваемость, взаимная польза. 26.Моизм как философия прагматической целесообразности и её влияние на формирование практической направленности культурной стратегии китайского человека. 27.Легизм как философия социально-политических стратегий в эпоху «воюющих государств». 28.Фундаментальные ценности легизма: порядок в обществе, законы и указы. 29.Легизм как идеология поиска модели безопасности и стабильности китайского общества. 30.Влияние философских учений на культурную жизнь китайского народа.

Текст лекции

• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ

• III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буд­дизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философ­ские школы

• ХХ в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии

2.Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

• даосизм

• конфуцианство

• легизм

Меньшее распространение получили:

• моизм

• натурфилософия

• номинализм

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возник­ший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем

• неодаосизм

• неоконфуцианство

В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась дос­тижениями мировой философской мысли, в частности идеями:

• христианской религии

• марксизма

• ведущих европейских философов

• американской философии прагматизма

3.Для китайского видения мира и окружающей действительно­сти (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

• восприятие своей страны – Китая - как центра существую­щего мира

• понимание отдельных событий, истории в целом как цикли­ческого процесса

• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов

• восприятие человека, природы и космоса как единого целого

• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь пе­ремен

• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива

• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе про­тив природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригаци­онное земледелие и др.); отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством

• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а госу­дарства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти

• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию

• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремле­ние максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правиль­ного образа жизни и правильного отношения к окружающей - действительности)

• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших

• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов (";шэнов";)

1.Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

Согласно китайской философской традиции человек являет­ся сгустком трех видов космической энергии:

• цзин

• ци

• шэнь

Цзин - энергия зарождения всего сущего, ";корень";, ";семя"; живого организма.

Выделяются двавида данной психофизической энергии:

• ";семя Прежнего Неба"; - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные

• ";семя Последующего Неба"; - то, что человек накапливает в течение жизни

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

Ци - материально-духовная энергия, которая служит ";строи­тельным материалом"; всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения).

Энергия ци подразделяется на:

• вещественную ци, благодаря которой вещи и живые орга­низмы приобретают материальную форму

• духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и

морально здоровый человек обладает ";светлой";, ";чистой"; ци. Боль­ной, слабый, неудачливый - ";тяжелой";, ";загрязненной";, ";темной"; ци.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет ";стержень"; человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:

• ян - мужская сексуальная энергия

• инь - женская сексуальная энергия

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования живой и неживой природы, всей ок­ружающей действительности лежит ";Тай-цзи"; - единство, борь­ба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд осо­бенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:

• не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущ­ность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее гово­рить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений)

• начинает отсчет человеческой жизни не с момента рожде­ния, а с момента зачатия

• не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью - ";шэн";) остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми - нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должно­сти, наказан - в зависимости от поведения его потомков

• выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце

• воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуа­лизм и противопоставление отдельной личности другим членам общества

• призывает ценить земной отрезок жизни, максимально про­длить его продолжительность

Главными условиями долголетия в Китае считаются:

• поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание общения с людьми, обладающими ";грязной";, нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци

• работа над своим телом и душой - ";син чун"; - окультурива­ние себя

• работа над судьбой, принесение пользы обществу - ";мин чун";

• соблюдение общественных порядков

• употребление лекарств и целебных трав, правильное питание

• проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая

2.Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

• великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо

• зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу

• выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели

• образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля)

• 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Зем­лей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах

• смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, дорог - из жил, камней и полезных ископаемых - из костей, зубов и т. д.

• возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических перво­предков Фуси и Нюйвы - людей-драконов

Старинное философское произведение ";И-Цзин"; объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.

Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая - даосизма, конфуцианства, легизма.

1.Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники - философские трактаты ";Даоцзин"; и ";Дэцзин";, совместно име­нуемые ";Даодэцзин";.

2.Основными понятиями даосизма являются ";Дао"; и ";Дэ";. ";Дао"; имеет два значения:

• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира

• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. ";Дэ"; - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало ";Дао"; преобразовалось в окружающий мир

3.Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими ве­щами и явлениями

• материя, из которой состоит мир, едина; существует круго­оборот материи в природе (";все происходит из земли и ухо­дит в землю";), то есть сегодняшний человек вчера был во­площен в виде иных форм, существующих во вселенной - камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет ";строительным материалом"; иных форм жизни или явлений природы

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека - покой и недеяние (";у-вэй";)

• особа императора священна, только император имеет духов­ный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит ";Дэ"; - жи­вотворящая сила и благодать; чем ближе человек к импера­тору, тем больше ";Дэ"; перейдет от императора к нему

• познать ";Дао"; и получить ";Дэ"; можно лишь при полном со­блюдении законов даосизма, слиянии с ";Дао"; - первонача­лом, послушании императору и близости к нему

• путь к счастью, познанию истины - освобождение от жела­ний и страстей

• необходимо во всем уступать друг другу

Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая - конфуцианство и легизм

1.Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н. э., главным источ­ником учения - произведение Лунь Юй (";Беседы и суждения";).

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять людьми?

• Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

2.Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

• жить в обществе и для общества

• уступать друг другу

• слушаться старших по возрасту и по званию

• подчиняться императору

• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей

• быть человечным

3.Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол­жен быть начальник (руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам

• управлять на основе добродетели (";бадао";)

• обладать необходимыми знаниями

• верно служить стране, быть патриотом

• обладать большими амбициями, ставить высокие цели

• быть благородным

• делать только добро государству и окружающим

• предпочитать убеждение и личный пример принуждению

• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю

• проявлять старание в работе

• постоянно учиться и самосовершенствоваться

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

4.Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле­гизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управ­лять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким обра­зом, легизм - философия сильной государственной власти.

5.Основными постулатами легизма являются следующие:

• человек обладает изначально злой природой

• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы

• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны

• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения

• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся

• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием

• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы

• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы

• государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству)

• государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан

1.В основе периодизации древнеиндийской философии лежат раз­личные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

• XV - VI вв. до н. э. - ведический период

• VI - II вв. до н. э. - эпический период

• II в. до н. э. - VII в. н. э. - эпоха сутр

Веды (дословно - ";знания";) - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (3)

    Документ
    ҚАЗАҚСТАНРЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫММИНИСТРЛІГІ ШӘКӘРІМ АТЫНДАҒЫ СЕМЕЙ МЕМЛЕКЕТТІК УНИВЕРСИТЕТІ МИНИСТЕРСТВО ... ң адам жұмысқа қабылданаған. ҚазақстанРеспубликасының шағын және орта бизнесінің даму динамикасын ...
  2. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (7)

    Лекция
    ... контроль 7 5 Талдыкорган, 2011 ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  3. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (5)

    Диссертация
    ҚазақстанРеспубликасының Білім және ғылымминистрлігі Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе Мемлекеттік университеті Ә ... іру көкейкесті мәселеге айналып отыр. ҚазақстанРеспубликасының мемлекеттік болмысын қалыптастыру, оның егеменд ...
  4. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі

    Учебно-методический комплекс
    ... , Алматы, «Аруна», 2004г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  5. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (2)

    Учебно-методический комплекс
    ... -М; Весь мир, 2001г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...

Другие похожие документы..