Главная > Учебно-методический комплекс


Культурные трансформации и социокультурный кризис в странах Западной Европы и США в 20 веке. Критическое переосмысление цивилизационных достижений и потерь в развитии европейских стран. Критическое переосмысление культурного и философского наследия западноевропейских народов. Критическое переосмысление ценностей и мировоззренческих оснований западной культуры 20 века. Философские поиски путей цивилизационного развития и культурных трансформаций в западном мире. Эдмунд Гуссерль о кризисе европейской науки, философии и культуры. Мартин Хайдеггер и критический опыт переосмысления трагизма и драматизма человеческого существования в западном мире. Мартин Хайдеггер и анализ европейского нигилизма. Философские поиски экзистенциалистов 20 века. Альберт Камю и тема абсурдного существования человека в условиях социального отчуждения. Абсурдность бунта и абсурдный героизм западного человека. Философские поиски социальной идентичности в творчестве Жан Поля Сартра. Философский анализ трагизма человеческого существования в условиях пограничной ситуации (Карл Ясперс). Философско-религиозные поиски философии персонализма. «Возврат к Богу» и «Любовь к Богу» - мировоззренческая установка западных религиозных философов, как путь нравственного совершенствования западного человека и возврата к человечности. Культурный шок и человек в поисках выхода из него. Конфликт между культурой и человеком. Коллизии и драматизм существования человека, формирование «несчастного сознания» (Психоанализ). «Потеря самости» и обретение одномерности под влиянием массовой культуры и культурной индустрии. Философский анализ состояния «одномерности» в условиях массового общества и культурной индустрии (Г. Маркузе). Философский анализ феномена отчуждения в философии Франкфуртской школы. Проблемы науки и техники как средств идеологической репрессии. Новое понимание идеологии. Критическое переосмысление статуса философии и науки. Философия, наука как феномены культуры. Логико-методологические проблемы науки в философских исканиях логических, лингвистических позитивистов. Аналитическая философия. Философия критического рационализма. Проблемы демаркации науки и философии. Феномен «смерти человека» в западноевропейской культуре и философские осмысления причин и путей возврата человека. Философия структурализма. Философские идеи постструктуралистов. Генеалогия западного общества, выявление матриц проникновения властных отношений во все сферы социума и жизни человека. Проблема контаминации власти и знания Мишеля Фуко. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия. Формирование философии постмодернизма. Своеобразие постмодернистского мышления. Философия постмодернизма и критический анализ оснований западной культуры. Позитивная программа постмодернистской философии.

Основные проблемы философии

Философия бытия

Отношение «Человек-Мир» как фундаментальное отношение в составе бытия. Онтология как учение о бытие. Проблемы онтологии. Явная и неявная онтология. Основные типы онтологии. Проблема бытия и небытия. Основные способы её решения и основные стратегии бытия человека, которые она задала. Бытие как бытие человека. Принципиальное отличие бытия человека от мира вещей. Бытие человека в мире вещей. Интегрированность бытия человека в мире вещей (Мартин Хайдеггер). Вещная зависимость. Дихотомии человеческого существования. Историческая дихотомия человеческого существования. Экзистенциальная дихотомия человеческого существования. Формы неподлинной, неплодотворной ориентации человека. Формирование стратегии «Иметь» как неподлинности бытия человека. Стратегия «Быть». Подлинное бытие человека. Плодотворная ориентация человека. Уникальность человеческого бытия. Человек как главная ценность и капитал в современности. Феномен небытия. Постоянная обращённость человеческого бытия в небытие. Безопорность человеческого существования. Принятие смерти как стратегия человека. Феномен смерти. Отношение к смерти в культуре и философии. Зарождение идеи Танатоса. Война как «культивирование» страха перед смертью и искусственная форма приобщения к смерти. Комплекс образов и архетипов смерти. Символизация смерти. Неопсихоанализ о смерти. Трансперсональная психология о феномене смерти. Религиозная трактовка смерти: христианство и ислам о смерти. Почему мусульманин не боится смерти? Буддийский тантризм и стадии принятия смерти. Отношение к смерти в восточной философии. Феномен бессмертия. Трансперсональный опыт и преодоление смерти. Опыт йоги и даосизма. Опыт суфизма. Экзистенциалы человеческого существования. Феномен страха. Экзистенциализм о страхе. Страх и трепет. Страх как страсть. Футурошок. Феномен страдания. Жизнь как страдание. Христианское постижение страдания. Мучительность страдания и человеческого существования. Несчастье как жизненное правило (Артур Шопенгауэр). Одиночество как глубинное экзистенциональное переживание.

Философская антропология

Связь онтологии с антропологией. Основные образы человека в философии. Микрокосм и макрокосм. Феномен антропоцентризма. Гармония телесности и духовности. Антиномия тела и духа. Формы поиска согласования тела и духа. Уникальность жизни человека. Жизнь как ценность и драгоценный дар. Благоговение перед жизнью. Смысл жизни. Счастье в наслаждении как смысл жизни человека. Нравственный смысл жизни: опыт религии и философии. Феномен счастья. Социальная идентичность человека. Свобода как ценность. Бегство человека от свободы. Свобода и вседозволенность. Свобода и анархия. Свобода и авторитаризм. Свобода как нравственный императив. Идея личной свободы. Конформизм и конформное поведение. Деспотизм.

Социальная философия

Предмет социальной философии. Феномен общества. Гензис общества. Антропосоциогенез. Усложнение жизни общества. Политика. Государство. Идея общественного договора. Гражданское общество. Идея разделения власти. Разделение государства и общества. Социальная структура общества. Динамика общества. Экономические основания общества. Социальный модернизм. Труд как необходимость. Редуцирование бытия человека к труду. Труд как призвание. Производительный и непроизводительный труд. Женский труд. Гендерные аспекты разделения труда. Феномен экономического отчуждения. Феномен социального отчуждения. Открытое общество. Закрытое общество. Массовое общество. Индустриальное и постиндустриальное общества. Феномен информационного общества. Пути и перспективы развития казахстанского общества.

Философия культуры

Понятие культуры. Предмет философии культуры. Генезис культуры. Культура и природа. Культура и человек. Основные сферы культуры. Проблемы типологии культуры. Культура и этнос. Культура и язык. Мультикультурализм. Молодёжная субкультура. Массовая культура. Феномен массовой культуры. Сущность инвективы. Происхождение оппозиции «пристойное – непристойное». Формы непристойности. Ненормативная лексика как социокультурный феномен. Эротическое искусство и порнография: сходство и различие. Культура и цивилизация. Культура в условиях глобализации. Формирование экологической культуры. Состояние и перспективы развития культуры в Казахстане: культурфилософские аспекты.

Философия любви

Феномен любви. Любовь как глубинное экзистенциональное переживание. Любовь как «предмет» философского постижения. Эрос как человеческая страсть. Образы любви в разных культурных эпохах. Драма человеческого существования. Мистерии древних цивилизаций. Грех и раскаянье. Агапэ. Любовь романтическая и плотская. Разные лики любви. Религиозный экстаз и мирское чувство. Любовь к Богу. Любовь к Богу в суфизме. Метафизика любви. Материнская любовь. Отцовская любовь. Братская любовь. Любовь мужчины и женщины.

Философия религии

Границы предмета философия религии. Философия религии и теология. Философия религии и религиоведение. Специфика религиозного отношения к миру. Социокультурные предпосылки возникновения религии. Концепции происхождения религии. Религии теистические и нетеистические. Анонимные божества. Нравственное содержание религии. Вера и знание. Вера и суеверие. Атеизм и антирелигиозность. Религиозное чувство. Священные предметы. Священнодействие. Священные книги. Священные люди. Священные места. Священное пространство и числа. Символы символов и религии. Феномен чуда в религии. Рай и ад. Конфессиональная форма религиозности. Проблемы диалога конфессий и религиозная толерантность. Религиозный фанатизм, фундаментализм и экстремизм. Связь религии и политики: история и современность. Религиозно-политический терроризм. Угроза международного религиозно-политического терроризма: поиски мировоззренческих оснований его предотвращения.

Философия истории

Философия истории: её сущность. Основные варианты философии истории. Проблема исторического процесса. Проблема периодизации истории. Идея объективной закономерности истории. Общая теория естественного прогресса человечества. Партикуляризм и универсализм. Возможен ли прогресс в истории!? Идея единства истории. Концепция осевого времени. «Волны истории». Циклы и ритмы. Конец истории? Столкновение цивилизаций. Проблема самобытности национального пути в современном мире: Казахстан перед исторической дилеммой. Проблема синтеза традиционализма и модернизма. Универсально-человеческие ценности: действительное и иллюзорное.

Философия политики

Предмет философии политики. Генезис политической философии. Феномен власти. Политическая власть. Метаморфозы власти. Власть и мораль. Проблема цели и средств. Связь политики и экономики. Политика и идеология. Политика выбора ценностей. Традиционный, легальный, харизматический типы. Политика и социальная мифология. Миф как инструмент политики. Средства массовой коммуникации в политике. Политика и массовая психология. Восстание масс. Наваждение масс. Образы злодеев, героев в истории. Стереотипное мышление масс. Эффект уподобления. Бунтовщики и психопаты. Феномен манипуляции. Феномен демократии. Либеральная демократия. Парадоксы демократии. Демократия и права человека. Феномен тоталитаризма. Тоталитаризм как культурно-цивилизационный феномен. Феномен войны. Этатизм и анархизм. Феномен политической революции. Политический экстремизм. Политический авантюризм. Феномен геополитики. Геополитическая безопасность. Национальная безопасность.

Философия образования

Предмет философии образования. Философия образования и педагогическая теория. Взаимосвязь образования и воспитания. Институализация образования. Структура педагогического процесса. Отчуждение в образовании. Проблема вочеловечивания отчуждённого знания. Образовательная среда. Моделирование в образовании. Развитие и образование. Сознательное и бессознательное в образовании. Самореализация личности. Личность и образование. Общение и образование. Познание и образование. Понимание и образование. Творчество в образовании. Три типа педагогики: педагогика формирования, педагогика развития, педагогика сотворчества. Критическая педагогика постмодернизма. Дисциплинарность и образование. Проблема научной дисциплины и учебной дисциплины. Система образования как культурный посредник. Традиционная система образования. Альтернативные образовательные системы. Всеобщая система образования как средство достижения власти и компетентности (Платон). Аксиологические аспекты образования. Ценности консерватизма в образовании. Классический реализм в образовании. Эссенциализм в образовании. Аналитическая философия в образовании. Экзистенциализм и образование. Восточная модель образования. Образование для психологической зрелости. Образование для приспособления к жизни.

Проблемы теории диалектики

Исторические типы диалектики. Диалектика в Древнеиндийской и Древнекитайской философии. Формы диалектики в Древнегреческой философии. Диалектика в классической немецкой философии и в марксизме. Основные варианты диалектики в 20 веке. Современные разработки теории диалектики. Критика механической и органической моделей диалектики. Модель гармонической диалектики (Г. Батищев). Диалектика и диалогика (В.С. Библер). Диалектика как система. Основные принципы и законы диалектики. Единство объективной и субъективной диалектики. Сущность категорий диалектики. Категориальный аппарат диалектики. Диалектика как логика и методология научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека.

Эпистемология

Специфика познавательного отношения человека к миру. Доопытное знание. Знание и познание. Знание и вера. Структура знания. Чувственное и рациональное познание. Понятие как форма рационального познания. Познание и творчество. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание. Истина. Заблуждение и истина. Теория истины. Специфика научного познания. Архитектоника научного знания. Динамика научного знания. Знание – власть. Проблема контаминации знания и власти. Проблема метода. Основные методы познания. Логика и методология. Методы научного познания. Философские методы. Феномен рациональности. Наука и феномен институализации науки. Перспективы развития науки. Дискуссия о параллелизме новейших научных открытий и древнейших вненаучных знаний.

Философия глобальных проблем

Глобальные проблемы и причины их появления. Угроза экологической катастрофы и философский смысл основных сценариев её преодоления. Глобализация, глобализм и антиглобализм как современные вызовы истории. Глобальное моделирование как основная проблема «Римского клуба». Основные направления исследований глобальных проблем. Формирование футурологической проблематики. Артикуляция проблемы нарастающего экологического кризиса. Философские поиски «Римского клуба». Проблема формирования глобального сознания.

Список рекомендуемой литературы

1.Антология мировой философии. В 4-х томах., М.: Мысль, 1969-1972г.

2.Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000г.

3.Бердяев Н.О. О рабстве и свободе человека. М., 2006г.

4.Бердяев Н.О. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 2005г.

5.Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и Мирах. Самара, 2007г.

6.Льюис К.С. Любовь, страдание, надежда. М., 2002г.

7.Ницше Ф. Весёлая наука. М., 2002г.

8.Сенека Луций Анний. О счастливой жизни. Римские стоики. М., 2007г.

9.Фромм Э. Искусство любви. М., 2004г.

10.Фромм Э. Иметь или быть. М., 2001г.

11Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2001г.

12.Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 2008г.

13.Абишев К.А. Философия. Алматы, 2000г.

14.Абдильдин Ж.М. Сочинения в 5-ти томах. Алматы, 2000-2001г.

15.Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 2006г.

16.Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001г.

17.Альтюсерри Дж., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Сочинение в 4-х томах. М., 2000г.

18.Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 2000г.

19.Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. М., 2006г.

20.Виилма Л. Светлый источник любви. Саранск, 2000г.

21.Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 9-19 века. М., 2007г.

22.Смирнов В.П. История философии. М., 2004г.

23.Касымжанов А.Х. Портреты: Штрихи к истории Степи. Алматы, 2005г.

24.Кон И. Лунный свет на заре: лики и маски однополой любви. М., 2008г.

25.Маньковская Н. Париж со змеями. М., 2005г.

26.Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. М., 2004г.

27.Московичи С. Век толпы. М., 2006г.

28.Норвуд Р. Не будьте рабой любви. М., 2008г.

29.Панарин А.С. Философия политики. М., 2006г.

30.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.

31.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.

32.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.

33.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.

34.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.

35.Хамидов А.А. Феномен обыденного. Алматы, 2005г.

Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі

Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ИМЕНИ

У.А. ДЖОЛДАСБЕКОВА

Экономико-технический факультет

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин и информационных систем

СИЛЛАБУС

Дисциплина: Философия

Специальность: Специальность: 050509 – Финансы, 050703 – Информационные системы, 050508 – Учёт и аудит

на базе средне - специального образования

Курс

1

Семестр

1

Количество кредитов

3

Всего часов

Всего аудиторных часов

из них:

Лекции

Семинары

Консультаций F2F

Всего дистанционных часов

из них:

СРС

лекций

практические

Консультации on-line, off-line

Рубежный контроль

Экзамены

Талдыкорган, 2010 г.

Данные о преподавателе

Martenyak_alena @, сот.тел 8-702-1480697, раб.тел

Пререквизиты курса

Преподавание учебной дисциплины «Философия» предполагает: наличие определённого минимума знаний, умений и навыков у студентов; наличие среднего образования, дающего сведения из области естественных и гуманитарных наук; умение искать и находить нужную литературу и способность аналитически и критически её осваивать; определённый уровень дисциплины и культуры мышления. Для успешного усвоения курса «Философия» необходимо знакомство с дисциплинами, предшествующими изучению данного курса, такими как: «История Казахстана», «Концепция современного естествознания», «Экология», «Основы экономической теории», «Социология», «Политология», «История мировых религий» и другие.

Краткое описание курса

Объектом изучения учебной дисциплины является философия как особая форма духовного производства в её культурно-историческом развитии и современном состоянии. В состав объекта изучения входят основные направления и проблемы Мировой и Отечественной философии в их внутренней взаимосвязи. Философия это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях. В процессе преподавания и изучения студентами курса философии применяются основные философские методы и принципы: принцип единства исторического и логического; принцип культурного историзма; метод культурного релятивизма; метод восхождения от абстрактного конкретному; метод философской компаративистики и другие. Философия есть особая форма духовного производства, несводимая к другим его формам: религии, науке, искусству, морали и другие. Философия синтезирует и обобщает результаты практического и духовного освоения мира, предлагая возможные стратегии и выбор социокультурного развития общественной жизни, в определении и поиске культурной идентичности. Место философии среди других дисциплин заключается в её предмете и функциях. Она, с одной стороны, обобщает мировоззренческие и методологически значимые результаты других дисциплин, с другой стороны, вырабатывает для них мировоззренческие и методологические основания, помогая отраслям специализированного научного знания рационально осознать и определить основные стратегии в решении выдвигаемых задач и способов их достижения. Наконец, философия, опираясь на различные формы жизненно-практического опыта, познавательного и ценностного освоения мира, трансформирует в своих понятиях и принципах мировоззренческие идеи, создаваемые нравственным, религиозным, художественным, политическим, правовым, научно-техническим сознанием. Философия, синтезируя многообразные системы практического знания, участвует в формировании научной картины мира, осуществляет интеграцию всех форм деятельности, выступает в качестве самосознания культурно-исторической эпохи. Являясь самосознанием своей культурно-исторической эпохи, философия в современной духовной ситуации участвует в выработке сознания ответственности за последствия постиндустриальной, техногенной цивилизации. Философия вносит вклад в создание стратегии консенсуса, согласия в процессе взаимодействия различных культурно-духовных позиций. Философия принимает участие в выработке культурной модели стабильной и устойчивой формы общественной системы, стратегию противостояния дедуктивным действиям, угрожающим национальной безопасности и выработанным моделям культурной идентичности. Мировоззренческие искания присущи человечеству со времени его возникновения. Первоначально философия возникла в трёх ареалах Планеты: в Древней Индии, в Древнем Китае и в Древней Греции. История философии это история самосознания человеческой культуры. Для каждой культурной эпохи характерен свой исторический тип философствования, опыт духовного поиска ответа на наиболее важные в мировоззренческом отношении вопросы. При этом философия всегда акцентировала внимание на нахождении таких культурных стратегий, которые обеспечивали бы не только стабильность и устойчивость общественного устройства, но и гарантировали бы сохранение главных ценностей: Жизнь, Мир, Общественная, Государственная, Национальная Безопасность.

Цель курса

Главная цель преподавания философии как учебной дисциплины это способность выработке у будущих специалистов адекватных мировоззренческих ориентиров в современном сложном и динамичном мире. Задачами преподавания дисциплины философия являются: анализ исторических типов философствования в контексте культуры; формирование у будущих специалистов основ философско-мировоззренческой и методологической культуры; освободить содержание дисциплины от прежней идеологической нагрузки, догматических штампов и клише, отбивающих у студентов интерес к данной дисциплине. Основные компетенции, которыми студент овладеет, это: предмет, цель и задачи философии; основной круг проблем философии; особенности философского мировоззрения в контексте культуры и его влияние на стратегии жизненного выбора человека. Студент будет уметь: определять мировоззренческие вопросы в контексте конкретной культуры; определять альтернативные способы постановки и решения мировоззренческих проблем в истории человечества. В процессе изучения дисциплины студент обязан узнать: основные термины и проблемы философии; основные философские концепции; основные философские способы решения мировоззренческих вопросов в контексте культуры.

Задачи курса

В результате изучения дисциплины обучающийся должен обладать базовыми компетенциями: Знать: Сведения о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека. Роль науки и научного познания, его структура, формы и методы.

Уметь: Определять поведение человека в биологическом и социальном, телесном и духовном началах, сущность его сознания, сознателнього и бессознателнього поведения. Регулировать нравственные нормы отношений между людьми в обществе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (3)

    Документ
    ҚАЗАҚСТАНРЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫММИНИСТРЛІГІ ШӘКӘРІМ АТЫНДАҒЫ СЕМЕЙ МЕМЛЕКЕТТІК УНИВЕРСИТЕТІ МИНИСТЕРСТВО ... ң адам жұмысқа қабылданаған. ҚазақстанРеспубликасының шағын және орта бизнесінің даму динамикасын ...
  2. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (7)

    Лекция
    ... контроль 7 5 Талдыкорган, 2011 ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  3. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (5)

    Диссертация
    ҚазақстанРеспубликасының Білім және ғылымминистрлігі Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе Мемлекеттік университеті Ә ... іру көкейкесті мәселеге айналып отыр. ҚазақстанРеспубликасының мемлекеттік болмысын қалыптастыру, оның егеменд ...
  4. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі

    Учебно-методический комплекс
    ... , Алматы, «Аруна», 2004г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  5. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (2)

    Учебно-методический комплекс
    ... -М; Весь мир, 2001г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...

Другие похожие документы..