textarchive.ru

Главная > Обзор


Преподавание предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации,

«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004г. № 1089).

  1. «Порядок введения и содержание Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) определяется следующими документами:

  1. «О плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы» // (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р).

  2. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986).

  3. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);

  4. «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255).

  5. «О проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 03-449).

Обзор действующих учебно-методических комплектов по обществознанию

В настоящее время разработано Положение о порядке проведения экспертизы учебников, утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 23.04.2010 г. № 428. Правила экспертизы учебников остаются прежними. Чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако, поскольку ФГОС не определяет непосредственно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом. Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС. В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, которые включены в федеральный перечень. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания обществознания при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование как предметных, так и метапредметных, и личностных результатов образования.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. Рекомендованы и допущены 27 учебников по обществознанию для основной школы и 19 учебников – для средней (полной) школы (базовый и профильный уровни). В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники завершенной предметной линии. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

АПКиППРО реализует проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале.) опубликованы материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации.

На официальном сайте Академии (http://www.apkpro.ru/) опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе сведения о составе учебно-методических комплектов.

Учебно-методический комплект по обществознанию (или разделам обществознания) издательства «Просвещение» широко используется в общеобразовательных учреждениях. Наряду с обновленными «традиционными» учебниками, издательством завершены линии учебников по обществознанию и праву для средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Научным редактором УМК является известный методист, член-корреспондент РАО Л.Н. Боголюбов.

Учебно-методический комплект по   обществознанию   издательства  «Русское слово» (А.И. Кравченко, Е.А. Певцова) также широко используются в общеобразовательных учреждениях. В качестве наиболее «удачных» учителя и методисты  издательства называют комплект для для основной школы.

В 2010 – 2011 учебном году в  Издательство  «Вентана-Граф» проводится активная работ по продвижению УМК по  обществознанию.  Следует обратить внимание, что выпускники 11 классов общеобразовательных учреждений, обучающиеся по учебникам « Обществознание » (Е.Н. Салыгин, Ю.Г. Салыгина) в различных регионах, традиционно показывают лучшие результаты на государственной итоговой аттестации по  обществознанию  в форме ЕГЭ.

 Издательство  «Вентана-ГРАФ» разрабатывает также новую линию учебников по  обществознанию  под ред. Г.А. Бордовского. Данную линию называют «учительской», поскольку к созданию УМК издательством привлечены учителя-практики из общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. Летом 2011 учебном году в Костроме был проведен семинар с участием методиста издательства Демидовым Б. В.

 Издательство  « Академкнига-учебник » разрабатывает новую линию учебников по  обществознанию  (Е.С.Королькова, Н.Г. Суворова, О.В.Кишенкова). Особенностью данного комплекта является наличие «Рабочей тетради учителя» (по классам), которая содеожит тематическое планирование, поурочные разработки,дополнительные материалы к урокам. В 2011/2012 учебном году яд школ Костромской области приобрели эти учебники. Следует обратить внимание, что учебник для 6  класса  издан в двух частях. Первую часть можно использовать для преподавания пропедевтического курса обществознания в 5 классе.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Мнемозина» рекомендуются для использования в лицеях, гимназиях, классах социально-гуманитарного профиля. Автор учебников (П.С. Гуревич) является ведущим специалистом по культурологии и философской антропологии, соответствующие разделы в учебниках считаются наиболее проработанным в содержательном плане. Учебники могут использоваться в качестве дополнительной литературы для учителей и учащихся по данным темам. В соответствии с договором с издательством продолжается апробация данного учебника в МОУ СОШ № 35 г. Костромы и МОУ Нейской СОШ №2 (ОТЗЫВ МОЛЧАНОВА)

В «ОС 2100» издательство «БАЛАСС» разработан УМК по обществознанию под редакцией Д.Д. Данилова.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Вита-Пресс» рекомендуется для использования в лицеях, гимназиях, классах социально-экономического и социально-правового профилей.

Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования. Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения обществоведческого образования.

В 2011/2012 учебном году продолжается обновление обществоведческого образования на старшей ступени общего образования.  Издательство  «Просвещение» подготовило новый учебно-методический комплект «Глобальный мир в XXI веке», включающий программу, книгу для учителя и учебник для  10 ,  11   классов . Все общеобразовательные учреждения области на бесплатной основе были обеспечены книгами для учителя. Среди авторов пособий – специалисты по соответствующим областям  обществознания  В.В. Федоров, К.В. Симонов, Л.Г. Ионин, А.И. Неклесса, В.Л. Жарихин, руководитель авторского коллектива – Л.В. Поляков. Автором методического аппарата учебника является А.Н. Иоффе. Преподавание курса  обществознания  в  10  –  11   классах  организуется с использованием УМК «Глобальный мир в XXI веке» можно использовать вне зависимости от того, по каким программам и учебникам изучается интегрированный предмет в данном общеобразовательном учреждении. Учителям  обществознания  рекомендуется познакомиться со следующей публикацией на данную тему:

  • Хачатурян В.М. Глобализация: некоторые теоретические проблемы // ПИОШ. 2011. № 2. – С. 50 – 61; № 3. – С. 63 – 68.

В журнале «Преподавание истории в школе» опубликована серия статей (А. Н. Иоффе, Е.Ф. Крицкая и др.) с представлением опыта использования рефлексивных технологий, реализации деятельностного подхода, методов проблемно-развивающего обучения в преподавании обществознания (2008 – 2010 гг.). Рекомендуется также использовать следующие издания:

  • Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Работаем по новым стандартам)

  • Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.Просвещение, 2011. – 190 с. – (Работаем по новым стандартам).

При выборе элективных курсов по  обществознанию  рекомендуется использовать учреждений официально опубликованные программы:

  1. Введение в философию.  10  –  11   классы : Учебное пособие / Ю.И.Аверьянов. – М.: Экзамен, 2007. – (Элективный курс).

  2. Лавров В. М., Стецюра Т. Д. История религий: Программа курса и тематическое планирование:  10 - 11   классы . М.: Русское слово, 2008.

  3.  Обществознание : Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с. – (Библиотека учителя).

  4. Политология.  10  –  11  кл.: учебное пособие для профильных  классов  общеобразвательных учреждений / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. – М.: Дрофа, 2007. – (Элективные курсы).

  5. Программы элективных курсов. История.  10  –  11   классы . Профильное обучение / М. В. Пономарев, А. М. Родригес, Е. С. Галкина и др. – М.: Дрофа, 2007. – (Элективные курсы).

Рекомендации по составлению рабочих программ по обществознанию

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.

На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного и среднего (полного) общего образования (2004 г.) были разработаны:

  • Примерная программа основного общего образования по обществознанию;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень);

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень).

Федеральный компонент государственных стандартов и примерные учебные программы были опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

  • Современное образование. Обществознание. Экономика. Право. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / Сост. Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 256 с.

На основе ФГОС основного общего образования (2010 г.) также разработаны примерные программы по учебным предметам. ФГОС и проекты примерных программ были опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации а также в различных печатных сборниках, например:

  • Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения).

Примерные программы по  обществознанию  содействует реализации единой концепции обществоведческого образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Авторскими коллективами различных российских  издательств  на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по  обществознанию  для основной и средней полной школы, например:

  1. Боголюбов Л.Н. и др.  Обществознание .  10  –  11   класс . Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История.  Обществознание :  10  – 11  кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 66 – 73.

  2. Боголюбов Л.Н. и др.  Обществознание .  10  –  11   класс . Профильный уровень // Программы общеобразовательных учреждений: история.  Обществознание :  10  – 11  кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 73 – 82.

  3. Боголюбов Л.Н. и др. Программы общеобразовательных учреждений:  Обществознание : 6–11 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 46 c.

  4. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. 5-е изд. – М.: «Просвещение», 2007. – 128 с. – («Традиционная» программа)

  5. Никитин А.Ф.  Обществознание . Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 кл. / А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2007. – 47 с.

  6. Салыгин Е.Н.  Обществознание .  10  –  11   классы : Программа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 64 с.

  7.  Обществознание . Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с.

  8. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: М.: ООО «ТИД "Русское слово – РС"», 2008. – 32 с.

  9.  Обществознание . Программа курса. 6 – 9 кл. / Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова, О.В. Кишенкова. – М.: « Академкнига /Учебник», 2010. – 24 с.

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу, либо любую из вариативных программ, соблюдая преемственность в обучении с 5 по 9  класс  – на ступени основного общего образования и в  10  –  11   классах  – на ступени среднего (полного) общего образования. В рабочей программе необходимо предусмотреть изучение регионально-национального компонента содержания образования в объеме 20 часов.

Образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Порядок согласования и утверждения рабочих программ по предметам определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, рабочие программы отдельных учебных курсов должны содержать:

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета и курса;

  • общую характеристику учебного предмета и курса;

  • описание места учебного предмета и курса в учебном плане;

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса;

  • содержание учебного курса;

  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  • планируемые результаты изучения учебного предмета и курса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. («Экономическая социология» «Политическая психология» и т

    Документ
    ... «Обществознание» в общеобразовательныхучреждениях Челябинской области в 2011-2012учебномгодудолжноосуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическимидокументамиМинистерстваобразования и наукиРоссийскойФедерации ...
  2. Публичный доклад по итогам 2011-2012 учебного года

    Доклад
    ... 2011/2012учебногогода и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательныхучреждений Московской области»» и нормативными и инструктивно-методическимидокументамиМинистерстваобразования и наукиРоссийскойФедерации ...
  3. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... и ПРО. В 2012-2013 учебномгодупреподавание истории и обществознания в общеобразовательныхучреждениях Ставропольского края будет осуществляться в соответствиинормативными и инструктивно-методическимидокументамиМинистерстваобразования и науки РФ ...
  4. Методические рекомендации по организации учебного процесса (2)

    Методические рекомендации
    ... РФ. В 2012-2013 учебномгодупреподавание литературы в общеобразовательныхучреждениях Ставропольского края будет осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическимидокументамиМинистерстваобразования и науки РФ и Министерства ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (6)

    Методические рекомендации
    ... гуманитарных наук В 2012-2013 учебномгодупреподавание русского языка в общеобразовательныхучреждениях Ставропольского края будет осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическимидокументамиМинистерстваобразования и науки ...

Другие похожие документы..