textarchive.ru

Главная > Методическая разработка


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГО, ЧС и ПБ

Инв. №___ Экз.№____

Панагушин В.К.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения группового занятия с должностными лицами ГО и ЧС

районного звена и организаций

ТЕМА № 15

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИССИЙ ПОЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Время:1-2 часа

Санкт-Петербург

2009

УТВЕРЖДАЮ

Директор Санкт-Петербургского

учебно-методического центра

по ГО, ЧС и ПБ

Г. В. Якушкин

« » 2009 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения группового занятия с должностными лицами ГО и ЧС районного звена и организаций

ТЕМА№ 15

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИССИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассмотрена и одобрена

на методическом совещании

Санкт-Петербургского УМЦ ГОЧС и ПБ

Протокол №19 от 11 июня 2009г.

Откорректирована на заседании цикла №

Протокол № ___ от __________ 200 г.

Время: 2 часа

Санкт-Петербург

2009

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Изучить порядок создания, под готовку и организацию работы КЧС и ПБ объектового и районного звена РСЧС.

  2. Дать практику и рекомендации по разработке и оформлению ряда документов по управлению мероприятиями и силами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  3. Ознакомить с порядком проверки организаций и районов в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Место проведения занятия: учебный класс.

Метод проведения: групповое занятие

Время: 1-2 часа

Учебные вопросы и расчет времени

№№ п/п

Учебные вопросы

Расчет времени мин.

Вводная часть

5

10

1.

Назначение, задачи и состав КЧС и ПБ. Правовые основы деятельности КЧС и ПБ.

15

30

2.

Планирование работы КЧС и ПБ.

10

20

3.

Алгоритм работы КЧС и ПБ и её председателя при угрозе и возникновении ЧС и пожаров.

10

20

Заключительная часть

5

10

ИТОГО:

45

90

Литература:

1. Постановления Правительства РФ от 30.12.03. № 794.«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

2. Постановления Правительства РФ от 27.05.2007. № 335 «О внесении изменений в Постановления Правительства РФ от 30.12.03. № 794».

3. ПРИКАЗ МЧС РФ от 3 марта 2005 года N 125 Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

4. Учебное пособие: «Организация работы КЧС и ПБ объекта, района (города)», СПб УМЦ ГОЧС и ПБ, 2004 год.

5. Учебное пособие «Организация работы КЧС и ПБ объекта, района (города)». ВЗ.2008 г.

6. Постановление Правительства СПб №1359 от 02.11.06 г. «О Санкт-Петербургской территориальной подсистемы РСЧС».

Учебно-материальное обеспечение

Схема №60 "Основные мероприятия, осуществляемые в режимах функционирования объектового звена РСЧС".

Схема №179 "План-график работы комиссии при чрезвычайной ситуаций на объекте"(Вариант).

Организационно-методические указания

Методическая разработка предназначена для проведения группового занятия с председателями и членами КЧС организаций (предприятий, учреждений) и районов СПб.

В ходе всего занятия необходимо учитывать состав обучаемых, навязывать им дискуссию по решению вопросов защиты персонала и территории на объектах, представителями которых они являются.

При рассмотрении первого учебного вопроса о предназначении, возможном составе КЧС объекта, изучить перечень и структуру разрабатываемых документов, подчеркнув при этом, что для полного и качественного решения задач комиссией и каждым ее членом во всех режимах функционирования объектового звена территориальной подсистемы РСЧС, должна заблаговременно разрабатываться и комплектоваться документация КЧС. В зависимости от категории обучаемых, раскрыть типовое "Положение о КЧС объекта" (Приложение №1).

Содержание второго учебного вопроса предлагается рассмотреть в следующей последовательности:

а) Напомнить слушателям, что деятельность КЧС и ПБ по предупреждению и ликвидация чрезвычайных ситуаций на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования РСЧС (Схема №60) и включает:

  1. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  2. Организацию подготовка к действиям при чрезвычайных ситуациях.

  3. Организацию работы по созданию и совершенствованию материально-технической базы.

  4. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе (режим повышенной готовности) и возникновении чрезвычайных ситуаций (режим чрезвычайной ситуации).

б) Напомнить слушателям о том, что о возникшей чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации и окончательных результатах в установленном порядке представляются донесения (в соответствии с Табелем срочных донесений) в вышестоящую комиссию по чрезвычайным ситуациям и орган управления ГО и ЧС (Приложение №б).

При изучении второго учебного вопроса, используя Приложение к приказу МЧС России №125 от 3 марта 2005 г. «Инструкцию по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем», пояснить слушателям каким образом инспектируются предприятия, учреждения и организации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"(№б8-ФЗ от 21 декабря 1994г.), определяющий общие для нашей страны организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обязывает руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы:

а) планировать и осуществлять необходимые меры защиты работников объектов от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов и обеспечению жизнедеятельности их работников в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обучение работников объектов способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе формирований гражданской обороны;

г) создавать локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение АСДНР на подведомственных объектах и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников объектов от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников объектов об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение указанного Федерального закона в стране функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской федерации от 30.12.03 г. г. №794. В соответствии с ним эта система объединяет органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления и объектов для действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и состоит из территориальных и функциональных подсистем, а также имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный (субъектов Российской Федерации), муниципальный, местный и объектовый (предприятия, учреждения и организации). В городе СПб три уровня: городской, районный, объектовый.

Каждый уровень РСЧС должен иметь координирующие органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения.

На объектовом уровне, охватывающем территорию предприятия, учреждения, организации в целях координации деятельности органов управления, сил и средств, создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям КЧС ПБ. В ряде случаев при отсутствии необходимости и соответствующей материально-технической базы (на небольших и не относящихся к опасным производствам объектах) Положение о РСЧС разрешает не создавать КЧС. Координирующие функции в этом случае осуществляет лично руководитель объекта (главный инженер, технический директор).

Рабочим органом КЧС и ПБ является постоянно действующий орган управления по делам ГО и ЧС (отдел, сектор или специально назначенные лица), а обязанности органа повседневного управления выполняет дежурно-диспетчерская (аварийно-диспетчерская, дежурная) служба объекта.

Данное занятие проводится с председателями и членами КЧС предприятий, учреждений и организаций с целью оказания им помощи в подготовке и организации работы КЧС ПБ.

Рассматриваемые учебные вопросы и их содержание - по созданию, составу, подготовке и организации работы КЧС ПБ, носят рекомендательный характер и должны применяться с учетом специфики деятельности объекта и местных условий.

Первый учебный вопрос

НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И СОСТАВ КЧС и ПБ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЧС И ПБ

Правовой основой деятельности КЧС и ПБ на любом уровне РСЧС, кроме межрегионального уровня являются:

1.Постановление Правительства РФ №794 от 30 декабря 2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

2.Постановление Правительства РФ №335 от 27 мая 2005 года «О внесении изменений в постановление Правительства №794 от 30 декабря 2003 г.».

КЧС и ПБ являются координационными органами управления РСЧС.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ), назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетентности осуществляется руководителем районной администрации и организаций.

Компетенция и полномочия КЧС и ПБ определяются положением о них или в решении об их образовании.

КЧС и ПБ возглавляются руководителями, руководителями районных органов и организаций или их заместителями.

Основными задачами КЧС и ПБ в соответствии с их полномочиями являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предприятия и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил РСЧС;

в) обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти СПб, районных органов и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечении пожарной безопасности, а также восстановлении и строительстве жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), социальной сферы инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС и ПБ решениями органов исполнительной власти СПб, районных органов управления и организаций в соответствии с законодательством РФ и города СПб.

Основные задачи КЧС и ПБ района

  • организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы объекта;

  • организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и объекта, прогнозирование ЧС;

  • обеспечение готовности ОУ, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности ПУ;

  • организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;

  • участие в разработке и осуществлении целевых и научно-технических программ по предупреждения и ликвидации ЧС;

  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов;

  • взаимодействие с другими комиссиями, военным командированием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации ЧС;

КЧС создается в районе решением руководителя района (глава администрации) и объявляется его приказом. В районе:

КЧС предназначена для организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшения ущерба от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

управления силами РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннего обеспечения их действий.

Основными типовыми задачами объектовой КЧС являются:

  • руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы объекта, обеспечению устойчивости его функционирования при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • организация работ по созданию локальной системы оповещения, поддержание ее в состоянии готовности;

  • обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала объекта;

  • руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Численность комиссии, ее персональный состав и распределение функциональных обязанностей определяет руководитель объекта. При этом учитывается, что состав комиссии должен обеспечить качественное проведение в полном объеме мероприятий по предупреждению, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций, устойчивое управление силами при проведении АСДНР.

Вместе с тем не следует стремиться к созданию многочисленной комиссии. Необходимо помнить, что успех в любом деле достигается не числом, а умением, заблаговременной подготовкой членов комиссии, рациональным распределением функциональных обязанностей.

КЧС комплектуется ответственными работниками, работниками управленческого аппарата объекта и его структурных подразделений.

Может быть рекомендован следующий примерный состав комиссии (вариант для крупного объекта).

Состав комиссии по чрезвычайным ситуациям объекта

Руководство комиссии:

  • председатель- руководитель объекта (один из заместителей);

  • заместитель председателя- главный инженер;

  • заместитель председателя- начальник отдела ГО и ЧС объекта.

Члены комиссии:

  • главные специалисты объекта (главный технолог или начальник производства, главный энергетик, главный механик и т. п.);

  • председатель объектовой эвакокомиссии (как правило, заместитель директора по общим вопросам или начальник отдела кадров, начальник ЖКО);

  • руководители специализированных подразделений, как правило, являющиеся руководителями соответствующих спасательных служб:

а) Руководитель службы оповещения и связи

б) Руководитель службы радиационной и химической защиты

в) Руководитель службы убежищ и укрытий

г) Руководитель аварийно-технической службы

д) Руководитель службы энергоснабжения и светомаскировки

е) Руководитель противопожарной службы

ж) Руководитель службы материально-технического снабжения

з) Руководитель медицинской службы;

и) Руководитель транспортной службы

к) Руководитель службы охраны общественного порядка

  • руководители специальных служб(техники безопасности:, финансов, юридической, экологии и т.п.):

а)Главный бухгалтер

б)Юрисконсульт

в)Инженер по технике безопасности

  • заместитель начальника отдела ГО и ЧС.

Из персонального состава КЧС и ПБ объекта могут формироваться оперативные группы. Оперативные группы предназначены для выявления причин ухудшения обстановки на отдельных участках объекта, выработки предложений и принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.

Состав оперативной группы определяет председатель КЧС в зависимости от типа, характера и масштабов чрезвычайной ситуации. Однако для организации ликвидации в оперативном порядке аварий и катастроф, возникающих непосредственно на объекте, председатель КЧС может определить состав оперативной группы заблаговременно.

Может быть рекомендован следующий примерный состав оперативной группы комиссии объекта.

Состав оперативной группы комиссии объекта:

  • заместитель председателя комиссии - главный инженер;

  • начальник аварийно-технической службы;

  • начальник противопожарной службы;

  • заместитель начальника отдела ГО.

Возложение на себя руководства КЧС и ПБ директором предприятия, как и включение в ее состав руководителей специализированных подразделений, возглавляющих соответствующие службы гражданской обороны, представляется оптимальным вариантом, обеспечивающим одновременно повышение готовности к защите объекта и его персонала в военное время. Дело в том, что многие мероприятия гражданской обороны, особенно по вопросам устойчивости функционирования в чрезвычайных условиях, защиты персонала и населения, проживающего вблизи объекта, создания и подготовки сил и средств для ликвидации последствий поражения обычными средствами в значительной степени связаны (и тождественны) с мероприятиями, направленными на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Кроме того, органы управления по делам ГО и. ЧС, а также формирования гражданской обороны базируются на одних и тех же управленческих структурах и подразделениях объекта.

Для обеспечения полного и качественного решения задач комиссией и каждым ее членом во всех режимах функционирования объектового звена территориальной подсистемы РСЧС, заблаговременно разрабатывается и комплектуется документация КЧС.

Вывод по первому вопросу: Назначение и задачи, возлагаемые на КЧС и ПБ определяют персональный состав, особенности объекта и района.

Второй учебный вопрос

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КЧС И ПБ

Планирование работы КЧС и ПБ заключается в следующем:

а) планирование мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечение пожарной безопасности;

б) всесторонняя подготовка этих мероприятий;

в) практическое осуществление этих мероприятий и организации контроля за их выполнением.

Планирование может быть перспективное (на несколько лет) и текущее (на один год).

Необходимо напомнить о том, что деятельность КЧС ПБ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Режим повседневной деятельности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий - это планомерное осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Режим повышенной готовности - функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической к гидрометеорологической обстановки, при. получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации. В этом режиме КЧС ПБ обязана оценить возникшее угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению дежурно-диспетчерской службы, контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий.

При необходимости из состава КЧС ПБ объекта может быть выделена оперативная группа для выявления причин ухудшения обстановки на объекте, выработки предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в случае ее возникновения, по организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.

Режим чрезвычайной ситуации - функционирование системы при возникновении и во время ликвидации ЧС. Основная деятельность КЧС ПБ в этом режиме - непосредственное руководство ликвидацией ЧС и защита персонала от возникающих (ожидаемых) опасностей.

Одной из важнейших задач, решаемых КЧС ПБ в режиме повседневной деятельности, особенно непосредственно после ее создания на объекте, является планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и, прежде всего, надежной защиты персонала объекта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Новая социокультурная ситуация

    Документ
    ... основе национального краеведения «Память в наследство». Панагушина, О. Быть патриотом: что это значит ... : «Завершенные (научные) исследования и аналитические разработки», «Прикладные разработки», «Творческие работы», «Идеи. Инновационные предложения» ...
  2. Бюллетень новых поступлений 2009 г

    Бюллетень
    ... Р 935 Рыбин, В.В. Разработка и применение пакета расширения Spektr_SM ... . пособие / А. Н. Куликова, В. И. Лапенков, В. П. Панагушин. - М. : ИВАКО Аналитик, 2006. - 70 с. : ... машиностроения" / В. П. Панагушин [и др.] ; под ред. В.П.Панагушина ;МАИ (Гос. ...
  3. Глава I Сущность и правовые основы антикризисного управления

    Автореферат диссертации
    ... финансовых индикаторов ................. 42 2.4. Разработка системы антикризисных мероприятий ..................................50 Глава ... .// Социологические исследования. − 2000. − №1. Панагушин В., Лапенков В., Лютер Е. Диагностика банкротства: ...
  4. Бюллетень новых поступлений май 2011 г

    Бюллетень
    ... -5. Кафедра: А149(075) К 17 Калачанов, В.Д. Разработка стратегии выбора и внедрения информационной системы ... на предприятии машиностроения" / В. П. Панагушин [и др.] ; под ред. В.П.Панагушина ; МАИ, Каф.502 - Экономика ...
  5. Московский центр развития предпринимательства информационное агентство «альянс медиа» дайджест актуальных публикаций по проблемам малого бизнеса

    Документ
    ... разработке проектов планировки, при разработке проектов застройки, при разработке градостроительных ... авиационного института Валерий Панагушин. По итогам обсуждения ... неоднородна. По словам В.Панагушина, выбор показателей методики осуществлялся ...

Другие похожие документы..