textarchive.ru

Главная > Методическая разработка

1

Смотреть полностью

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГО, ЧС и ПБ

Инв. №___ Экз.№____

Панагушин В.К.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения группового занятия с должностными лицами ГО и ЧС

районного звена и организаций

ТЕМА № 15

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИССИЙ ПОЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Время:1-2 часа

Санкт-Петербург

2009

УТВЕРЖДАЮ

Директор Санкт-Петербургского

учебно-методического центра

по ГО, ЧС и ПБ

Г. В. Якушкин

« » 2009 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения группового занятия с должностными лицами ГО и ЧС районного звена и организаций

ТЕМА№ 15

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИССИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассмотрена и одобрена

на методическом совещании

Санкт-Петербургского УМЦ ГОЧС и ПБ

Протокол №19 от 11 июня 2009г.

Откорректирована на заседании цикла №

Протокол № ___ от __________ 200 г.

Время: 2 часа

Санкт-Петербург

2009

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Изучить порядок создания, под готовку и организацию работы КЧС и ПБ объектового и районного звена РСЧС.

  2. Дать практику и рекомендации по разработке и оформлению ряда документов по управлению мероприятиями и силами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  3. Ознакомить с порядком проверки организаций и районов в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Место проведения занятия: учебный класс.

Метод проведения: групповое занятие

Время: 1-2 часа

Учебные вопросы и расчет времени

№№ п/п

Учебные вопросы

Расчет времени мин.

Вводная часть

5

10

1.

Назначение, задачи и состав КЧС и ПБ. Правовые основы деятельности КЧС и ПБ.

15

30

2.

Планирование работы КЧС и ПБ.

10

20

3.

Алгоритм работы КЧС и ПБ и её председателя при угрозе и возникновении ЧС и пожаров.

10

20

Заключительная часть

5

10

ИТОГО:

45

90

Литература:

1. Постановления Правительства РФ от 30.12.03. № 794.«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

2. Постановления Правительства РФ от 27.05.2007. № 335 «О внесении изменений в Постановления Правительства РФ от 30.12.03. № 794».

3. ПРИКАЗ МЧС РФ от 3 марта 2005 года N 125 Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

4. Учебное пособие: «Организация работы КЧС и ПБ объекта, района (города)», СПб УМЦ ГОЧС и ПБ, 2004 год.

5. Учебное пособие «Организация работы КЧС и ПБ объекта, района (города)». ВЗ.2008 г.

6. Постановление Правительства СПб №1359 от 02.11.06 г. «О Санкт-Петербургской территориальной подсистемы РСЧС».

Учебно-материальное обеспечение

Схема №60 "Основные мероприятия, осуществляемые в режимах функционирования объектового звена РСЧС".

Схема №179 "План-график работы комиссии при чрезвычайной ситуаций на объекте"(Вариант).

Организационно-методические указания

Методическая разработка предназначена для проведения группового занятия с председателями и членами КЧС организаций (предприятий, учреждений) и районов СПб.

В ходе всего занятия необходимо учитывать состав обучаемых, навязывать им дискуссию по решению вопросов защиты персонала и территории на объектах, представителями которых они являются.

При рассмотрении первого учебного вопроса о предназначении, возможном составе КЧС объекта, изучить перечень и структуру разрабатываемых документов, подчеркнув при этом, что для полного и качественного решения задач комиссией и каждым ее членом во всех режимах функционирования объектового звена территориальной подсистемы РСЧС, должна заблаговременно разрабатываться и комплектоваться документация КЧС. В зависимости от категории обучаемых, раскрыть типовое "Положение о КЧС объекта" (Приложение №1).

Содержание второго учебного вопроса предлагается рассмотреть в следующей последовательности:

а) Напомнить слушателям, что деятельность КЧС и ПБ по предупреждению и ликвидация чрезвычайных ситуаций на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования РСЧС (Схема №60) и включает:

  1. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  2. Организацию подготовка к действиям при чрезвычайных ситуациях.

  3. Организацию работы по созданию и совершенствованию материально-технической базы.

  4. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе (режим повышенной готовности) и возникновении чрезвычайных ситуаций (режим чрезвычайной ситуации).

б) Напомнить слушателям о том, что о возникшей чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации и окончательных результатах в установленном порядке представляются донесения (в соответствии с Табелем срочных донесений) в вышестоящую комиссию по чрезвычайным ситуациям и орган управления ГО и ЧС (Приложение №б).

При изучении второго учебного вопроса, используя Приложение к приказу МЧС России №125 от 3 марта 2005 г. «Инструкцию по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем», пояснить слушателям каким образом инспектируются предприятия, учреждения и организации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"(№б8-ФЗ от 21 декабря 1994г.), определяющий общие для нашей страны организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обязывает руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы:

а) планировать и осуществлять необходимые меры защиты работников объектов от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов и обеспечению жизнедеятельности их работников в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обучение работников объектов способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе формирований гражданской обороны;

г) создавать локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение АСДНР на подведомственных объектах и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников объектов от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников объектов об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение указанного Федерального закона в стране функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской федерации от 30.12.03 г. г. №794. В соответствии с ним эта система объединяет органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления и объектов для действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и состоит из территориальных и функциональных подсистем, а также имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный (субъектов Российской Федерации), муниципальный, местный и объектовый (предприятия, учреждения и организации). В городе СПб три уровня: городской, районный, объектовый.

Каждый уровень РСЧС должен иметь координирующие органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения.

На объектовом уровне, охватывающем территорию предприятия, учреждения, организации в целях координации деятельности органов управления, сил и средств, создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям КЧС ПБ. В ряде случаев при отсутствии необходимости и соответствующей материально-технической базы (на небольших и не относящихся к опасным производствам объектах) Положение о РСЧС разрешает не создавать КЧС. Координирующие функции в этом случае осуществляет лично руководитель объекта (главный инженер, технический директор).

Рабочим органом КЧС и ПБ является постоянно действующий орган управления по делам ГО и ЧС (отдел, сектор или специально назначенные лица), а обязанности органа повседневного управления выполняет дежурно-диспетчерская (аварийно-диспетчерская, дежурная) служба объекта.

Данное занятие проводится с председателями и членами КЧС предприятий, учреждений и организаций с целью оказания им помощи в подготовке и организации работы КЧС ПБ.

Рассматриваемые учебные вопросы и их содержание - по созданию, составу, подготовке и организации работы КЧС ПБ, носят рекомендательный характер и должны применяться с учетом специфики деятельности объекта и местных условий.

Первый учебный вопрос

НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И СОСТАВ КЧС и ПБ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЧС И ПБ

Правовой основой деятельности КЧС и ПБ на любом уровне РСЧС, кроме межрегионального уровня являются:

1.Постановление Правительства РФ №794 от 30 декабря 2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

2.Постановление Правительства РФ №335 от 27 мая 2005 года «О внесении изменений в постановление Правительства №794 от 30 декабря 2003 г.».

КЧС и ПБ являются координационными органами управления РСЧС.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ), назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетентности осуществляется руководителем районной администрации и организаций.

Компетенция и полномочия КЧС и ПБ определяются положением о них или в решении об их образовании.

КЧС и ПБ возглавляются руководителями, руководителями районных органов и организаций или их заместителями.

Основными задачами КЧС и ПБ в соответствии с их полномочиями являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предприятия и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил РСЧС;

в) обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти СПб, районных органов и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечении пожарной безопасности, а также восстановлении и строительстве жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), социальной сферы инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС и ПБ решениями органов исполнительной власти СПб, районных органов управления и организаций в соответствии с законодательством РФ и города СПб.

Основные задачи КЧС и ПБ района

  • организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы объекта;

  • организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и объекта, прогнозирование ЧС;

  • обеспечение готовности ОУ, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности ПУ;

  • организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;

  • участие в разработке и осуществлении целевых и научно-технических программ по предупреждения и ликвидации ЧС;

  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов;

  • взаимодействие с другими комиссиями, военным командированием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации ЧС;

КЧС создается в районе решением руководителя района (глава администрации) и объявляется его приказом. В районе:

КЧС предназначена для организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшения ущерба от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

управления силами РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннего обеспечения их действий.

Основными типовыми задачами объектовой КЧС являются:

  • руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы объекта, обеспечению устойчивости его функционирования при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • организация работ по созданию локальной системы оповещения, поддержание ее в состоянии готовности;

  • обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала объекта;

  • руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Численность комиссии, ее персональный состав и распределение функциональных обязанностей определяет руководитель объекта. При этом учитывается, что состав комиссии должен обеспечить качественное проведение в полном объеме мероприятий по предупреждению, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций, устойчивое управление силами при проведении АСДНР.

Вместе с тем не следует стремиться к созданию многочисленной комиссии. Необходимо помнить, что успех в любом деле достигается не числом, а умением, заблаговременной подготовкой членов комиссии, рациональным распределением функциональных обязанностей.

КЧС комплектуется ответственными работниками, работниками управленческого аппарата объекта и его структурных подразделений.

Может быть рекомендован следующий примерный состав комиссии (вариант для крупного объекта).

Состав комиссии по чрезвычайным ситуациям объекта

Руководство комиссии:

  • председатель- руководитель объекта (один из заместителей);

  • заместитель председателя- главный инженер;

  • заместитель председателя- начальник отдела ГО и ЧС объекта.

Члены комиссии:

  • главные специалисты объекта (главный технолог или начальник производства, главный энергетик, главный механик и т. п.);

  • председатель объектовой эвакокомиссии (как правило, заместитель директора по общим вопросам или начальник отдела кадров, начальник ЖКО);

  • руководители специализированных подразделений, как правило, являющиеся руководителями соответствующих спасательных служб:

а) Руководитель службы оповещения и связи

б) Руководитель службы радиационной и химической защиты

в) Руководитель службы убежищ и укрытий

г) Руководитель аварийно-технической службы

д) Руководитель службы энергоснабжения и светомаскировки

е) Руководитель противопожарной службы

ж) Руководитель службы материально-технического снабжения

з) Руководитель медицинской службы;

и) Руководитель транспортной службы

к) Руководитель службы охраны общественного порядка

  • руководители специальных служб(техники безопасности:, финансов, юридической, экологии и т.п.):

а)Главный бухгалтер

б)Юрисконсульт

в)Инженер по технике безопасности

  • заместитель начальника отдела ГО и ЧС.

Из персонального состава КЧС и ПБ объекта могут формироваться оперативные группы. Оперативные группы предназначены для выявления причин ухудшения обстановки на отдельных участках объекта, выработки предложений и принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.

Состав оперативной группы определяет председатель КЧС в зависимости от типа, характера и масштабов чрезвычайной ситуации. Однако для организации ликвидации в оперативном порядке аварий и катастроф, возникающих непосредственно на объекте, председатель КЧС может определить состав оперативной группы заблаговременно.

Может быть рекомендован следующий примерный состав оперативной группы комиссии объекта.

Состав оперативной группы комиссии объекта:

  • заместитель председателя комиссии - главный инженер;

  • начальник аварийно-технической службы;

  • начальник противопожарной службы;

  • заместитель начальника отдела ГО.

Возложение на себя руководства КЧС и ПБ директором предприятия, как и включение в ее состав руководителей специализированных подразделений, возглавляющих соответствующие службы гражданской обороны, представляется оптимальным вариантом, обеспечивающим одновременно повышение готовности к защите объекта и его персонала в военное время. Дело в том, что многие мероприятия гражданской обороны, особенно по вопросам устойчивости функционирования в чрезвычайных условиях, защиты персонала и населения, проживающего вблизи объекта, создания и подготовки сил и средств для ликвидации последствий поражения обычными средствами в значительной степени связаны (и тождественны) с мероприятиями, направленными на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Кроме того, органы управления по делам ГО и. ЧС, а также формирования гражданской обороны базируются на одних и тех же управленческих структурах и подразделениях объекта.

Для обеспечения полного и качественного решения задач комиссией и каждым ее членом во всех режимах функционирования объектового звена территориальной подсистемы РСЧС, заблаговременно разрабатывается и комплектуется документация КЧС.

Вывод по первому вопросу: Назначение и задачи, возлагаемые на КЧС и ПБ определяют персональный состав, особенности объекта и района.

Второй учебный вопрос

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КЧС И ПБ

Планирование работы КЧС и ПБ заключается в следующем:

а) планирование мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечение пожарной безопасности;

б) всесторонняя подготовка этих мероприятий;

в) практическое осуществление этих мероприятий и организации контроля за их выполнением.

Планирование может быть перспективное (на несколько лет) и текущее (на один год).

Необходимо напомнить о том, что деятельность КЧС ПБ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Режим повседневной деятельности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий - это планомерное осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Режим повышенной готовности - функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической к гидрометеорологической обстановки, при. получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации. В этом режиме КЧС ПБ обязана оценить возникшее угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению дежурно-диспетчерской службы, контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий.

При необходимости из состава КЧС ПБ объекта может быть выделена оперативная группа для выявления причин ухудшения обстановки на объекте, выработки предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в случае ее возникновения, по организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.

Режим чрезвычайной ситуации - функционирование системы при возникновении и во время ликвидации ЧС. Основная деятельность КЧС ПБ в этом режиме - непосредственное руководство ликвидацией ЧС и защита персонала от возникающих (ожидаемых) опасностей.

Одной из важнейших задач, решаемых КЧС ПБ в режиме повседневной деятельности, особенно непосредственно после ее создания на объекте, является планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и, прежде всего, надежной защиты персонала объекта.

Планирование мероприятий по предупреждению

и ликвидации ЧС

Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС организует председатель КЧС объекта. При планировании предусматривается решение основных вопросов организации действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте, главными из которых являются:

  • выполнение всего комплекса мероприятий по защите персонала, зданий, сооружений и территории объекта от ЧС природного и техногенного характера;

  • обеспечение защиты персонала при различных видах ЧС;

  • выделение необходимых сил и средств для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

К планированию и разработке документов привлекаются члены КЧС, работники отдела ГО и ЧС и служб ГО, главные специалисты, не являющиеся начальниками служб. При необходимости привлекаются специалисты проектных и экспертных организаций.

На основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на территории объекта при возникновении ЧС, определяются способы защиты и комплекс мероприятий, которые необходимо спланировать для надежной защиты персонала и территории объекта. При этом в обязательном порядке учитываются:

  • наличие потенциально опасных участков непосредственно на объекте, возможные сценарии развития аварийных ситуаций в процессе их эксплуатации;

  • потенциально опасные объекты на территории района (региона), аварии на которых могут оказать влияние на объект;

  • возможные стихийные бедствия в районе расположения объекта;

  • силы и средства объекта, возможные варианты усиления для проведения мероприятий по защите персонала и ликвидации ЧС;

  • ориентировочный объем, порядок и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению ущерба от ЧС, защите персонала и проведению АСДНР;

  • другие исходные данные для планирования, определяемые мес­тными условиями и спецификой деятельности объекта.

При планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на опасных производственных объектах, перечень которых определяется в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (№ 116-ФЗ от 21 июля 1997 г.), изучается и принимается во внимание Декларация промышленной безопасности своего объекта и План локализации аварийных ситуаций, а также последние предписания органов госнадзора (Госгортехнадзора, Госпожнадзора, Госсанэпиднадзора и др.).

Во всех случаях отработка документов по организации и проведению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС, управления, силами должна начинаться с разработки основного документа - Плана действий объекта по предупреждению и ликвидации ЧС. Параллельно могут разрабатываться и остальные документы КЧС ПБ.

Практическую разработку документов КЧС ПБ, как правило, непосредственно организуют заместители председателя комиссии - главный инженер и начальник отдела ГО и ЧС объекта. Подготовленные документы к установленному сроку исполнители сдают начальнику отдела ГО и ЧС. При необходимости их выносят на рассмотрение (одобрение) КЧС ПБ. Окончательную доработку (корректировку) и согласование документов проводит отдел ГО и ЧС объекта. Подписанные и согласованные соответствующими должностными лицами документы представляются на утверждение председателю КЧС объекта.

Организация работы по созданию и совершенствованию

материально-технической базы

В центре внимания КЧС ПБ по данной проблеме должно быть:

  • создание и совершенствование систем оповещения, связи и управления (включая локальные);

  • создание требуемого запаса средств индивидуальной и медицинской защиты. (Запасы средств размещаются с учетом возможности быстрой их выдачи сотрудникам объекта и населению. Для обеспечения производства работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции территории, зданий и сооружении заблаговременно создаются также запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфецирующих веществ);

  • накопление фонда защитных сооружений в соответствии с требованиями норм инженерно-технических мероприятий ГО. (Проводится инвентаризация подвальных и других заглубленных помещений, которые могут быть приспособлены для укрытия. Осуществляется контроль за готовностью имеющихся убежищ и укрытий к приему укрываемых);

  • приобретение необходимой техники и оборудования для специальных (невоенизированных) формирований ГО (обеспечение техники горючим и смазочными материалами).

КЧС ПБ также рассматривает и решает вопросы материально- технического обеспечения, связанные с возможной эвакуацией.

ДОКУМЕНТАЦИЯ КЧС ПБ

Условно документы можно свести в следующие группы:

    1. Документы по организации системы предупреждения

и ликвидации ЧС

1. Приказ руководителя объекта или района о создании КЧС ПБ1.

2. Положение о КЧС объекта.

3. Документы по организации ГО, РСЧС объекта (в качестве дополнительных материалов).

II. Документы по управлению мероприятиям и силами

предупреждения и ликвидации ЧС

1. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС (объекта или района).

2. Годовой план работы КЧС и ПБ.

3. План-график работы КЧС и ПБ в чрезвычайных ситуациях.

4. Планы службы ГО объекта по обеспечению мероприятии предупреждения и ликвидации ЧС (в мирное время) по количеству созданных служб.

5. Карты (планы) области и района.

III. Рабочие документы комиссии

1. Схема оповещения и сбора личного состава комиссии.

2. Схема управления и связи КЧС и ПБ.

3. Табель срочных донесений.

4. Схема размещения членов КЧС и ПБ в пункте управления (помещениях для работы).

5. Функциональные обязанности членов КЧС и ПБ.

6. Проекты (макеты) приказов и распоряжений.

7. Справочник оперативных телефонов.

8. Рабочие тетради членов комиссии.

IV. Отчетно-информационные документы

1. Донесения, отчеты, информации и сообщения.

2. Журналы учета.

V. Справочные документы

Ведомости, таблицы, графики, схемы, справки, описания.

Документы комплектуются по рабочим папкам членов КЧС и ПБ согласно расчету, составленному начальником отдела ГО и ЧС и утвержденному председателем КЧС и ПБ. Поэтому отдельные документы (выписки из них) необходимо разрабатывать в нескольких экземплярах.

Остановимся на содержании лишь отдельных документов, которые рекомендуются к разработке КЧС и ПБ. Часть из них входит также в состав документации отделов по делам ГО и ЧС.

В Положении об объектовой КЧС и ПБ указывают назначение, основные задачи и права, порядок приведения в готовность по режимам функционирования РСЧС, размещение и материально-техническое обеспечение комиссии.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС - основной документ КЧС, предусматривающий порядок заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по защите персонала объекта и материальных ценностей, а также порядок организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

По каждому возможному для конкретного объекта виду производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий примерная структура плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС приведена.

План службы ГО объекта по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС. На объекте, в зависимости от характера его деятельности и специфики, для выполнения специальных мероприятий, обеспечения действий формирований ГО по проведению АСиДНР создаются службы ГО. Специальные (невоенизированные) формирования этих служб являются основными силами объекта и для ликвидации ЧС. В целях заблаговременного планирования в каждой из них в качестве основного документа разрабатывается план службы по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС (в мирное время).

Годовой план работы КЧС разрабатывается в произвольной форме и содержит, как правило, два раздела: первый - мероприятия, проводимые вышестоящими КЧС, второй - мероприятия объектовой комиссии. Второй раздел включает мероприятия, планируемые к выполнению в целях реализации задач, возложенных на ГО и ЧС, в том числе:

  • организационные мероприятия (заседания комиссии, учебно- методические сборы, конференции и т.п.);

  • основные мероприятия по подготовке органов управления, специальных (невоенизированных) формирований и технологического персонала объекта в области защиты от ЧС;

  • проведение инженерно-технических мероприятий по защите персонала и повышению устойчивости работы в ЧС;

  • создание резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС.

План-график работы КЧС в чрезвычайных ситуациях отражает основные мероприятия, проводимые комиссией при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, и время на их проведение.

Функциональные обязанности членов КЧС объекта должны учитывать его специфику, местные и другие условия и быть конкретными.

Структуру, состав, функциональное предназначение и порядок действий дежурной службы определяет руководитель объекта. КЧС должна разработать инструкцию должностным лицам дежурной службы и завести журнал учета аварий и чрезвычайных происшествий на объекте.

Основные составляющие проверки организаций (объектового звена РСЧС) отражены в главе 2 "Основные вопросы проверки и порядок оценки деятельности территориальной подсистемы (звена территориальной подсистемы) РСЧС Инструкции по проверке деятельности территориальных подсистем, звеньев территориальных подсистем, объектовых звеньев РСЧС по выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", введенной в действие приказом МЧС России № 399 от 25 июля 2000 г.

Целью проверки является контроль за организацией соблюдения установленных государством правил, государственных стандартов системы "Безопасность в чрезвычайных ситуациях” (БЧС), выполнением задач, возложенных на объекты экономики соответствующими нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными вопросами: проверки являются:

  1. Организация работы по выполнению требований законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и контроля их исполнения.

  2. Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.

  3. Готовность системы управления, связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях.

  4. Готовность сил и средств РСЧС к выполнению задач по предназначению.

  5. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  6. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

  7. Состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Проверка, как правило, проводится комплексно по всем вопросам или; большинству из них, с проведением командно-штабных учений, штабных тренировок и тактико-специальных учений.

Так, готовность организации к выполнению возложенных на нее задач в области защиты населения и территория от чрезвычайных ситуаций оценивается:

"Готово к выполнению задач", если по задачам проверки 1-7 (разделам 1-7 главы 2 Инструкции) получены общие оценки "соответствует предъявляемым требованиям" или, хотя бы по одному из них получена оценка "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям".

"Ограниченно готово к выполнению задач", если по двум и более из задач 1-7 (разделов 1-7 главы 2 Инструкции)получены общие оценки "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" или, хотя бы по одному из них получена оценка "не соответствует предъявляемым требованиям".

"Не готов к выполнению задач", если по двум и более задач 1-7 (из разделов 1-7 главы 2 Инструкции) получены оценки "не соответствует предъявляемым требованиям".

Для проведения проверки разрабатывается программа проверки, в которой определяются:

  • Цель, задачи и вопросы проверки;

  • сроки, продолжительность и последовательность проверки;

  • привлекаемые к проверке органы управления, организации, силы и средства;

  • перечень и сроки проведения практических мероприятий, осуществляемых в ходе проверки (учения и тренировки, практические запуски систем оповещения и т.п.).

Программа проверки, согласованная с руководством проверяемой организации, состав комиссии утверждается руководителем органа исполнительной власти, осуществляющего проверку.

Вопросы и сроки проведения проверки доводятся до организаций не позднее 15 дней до начала работы комиссии.

При необходимости, с учетом предложений руководства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, отдельные вопросы программы могут быть уточнены по прибытии комиссии на место.

По итогам проверки комиссией составляется акт. Акт по оценке деятельности организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций излагается в произвольной форме по вопросам проверки (изложенным в разделах 1-7 главы 2 Инструкции) с учетом специфики возложенных на них задач, а также другим вопросам, предусмотренным программой проверки, делаются общие выводы и вытекающие из них предложения.

Акт проверки представляется для ознакомления руководителю организации, утверждается председателем комиссии. К акту прилагается оценочная ведомость. Копия акта, не позднее чем через 3 дня после утверждения, направляется руководителю организации.

Справочно.

Если проверке подлежало районное звено территориальной подсистемы РСЧС, то акт проверки звена территориальной подсистемы РСЧ утверждается председателем комиссии, а объектового звена РСЧС, в данном случае, председателем подкомиссии.

Вывод по второму вопросу: Планирование работы КЧС и ПБ обеспечивает решение всех задач, возложенных на КЧС и ПБ района или объекта (организации).

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

АЛГОРИТМ РАБОТЫ КЧС И ПБ И ЕЁ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС И ПОЖАРОВ

С получением информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации КЧС и ПБ объекта начинает функционировать в режиме повышенной готовности и принимает на себя непосредственное руководство всей деятельностью объектового звена РСЧС. Дежурная служба докладывает обстановку председателю КЧС и ПБ и оповещает членов комиссии. Председатель КЧС принимает меры по проверке достоверности полученных данных и дополнительных сведений об обстановке. При необходимости срочно высылает оперативную группу непосредственно на место, где создалась угроза ЧС.

Деятельность комиссии с момента получения данных об угрозе возникновения ЧС должна исходить из следующих требований:

  • обеспечение выполнения всего комплекса мероприятий в сжатые сроки по защите персонала объекта и населения;

  • принятие решений заблаговременно, в возможно ранние сроки, в соответствии со складывающейся обстановкой;

  • выбор мероприятий и осуществление их в последовательности, определенной складывающейся обстановкой.

Осуществление мероприятий по защите персонала объекта, предупреждению ЧС или уменьшению возможного ущерба от них комиссия проводит на основе Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, в который вносятся уточнения с учетом ожидаемого вида (типа) ЧС и складывающейся обстановки.

Руководитель объекта - председатель КЧС и ПБ с возникновением угрозы ЧС вводит в действие пункт 1 раздела II Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (далее План действий). Привлекая всех членов комиссии, руководителей структурных подразделений и командиров формирований, организует и проводит на объекте следующие основные мероприятия:

  • усиление дежурно-диспетчерской службы;

  • усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных участках объекта и прилегающих к ним территориях;

  • прогнозирование возможной обстановки на объекте, ее масштабов и последствий;

  • проверку систем и средств оповещения и связи;

  • принятие мер по защите персонала и населения, территории и повышению устойчивости работы объекта;

  • повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости к участкам предполагаемых работ (действий);

  • подготовку к возможной эвакуации персонала и населения прилегающих к объекту участков города (поселка), а при необходимости ее проведение (в загородную зону - только по распоряжению вышестоящей КЧС).

Одновременно о возникшей угрозе информируется КЧС и управление ГО и ЧС города (района).

Методика и последовательность работы председателя и членов КЧС объекта при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае будет определяться:

  • типом аварии (с выбросом радиоактивных или химически опасных веществ, транспортная, пожар и т.п.) или видом стихийного бедствия (землетрясение, наводнение, буря и т.п.);

  • масштабом последствий ЧС (локальная, местная, территориальная, региональная, федеральная);

  • удалением источника аварии от объекта;

  • метеоусловиями на момент возникновения ЧС;

  • рельефом местности и характером застройки;

  • наличием средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другими факторами, то есть последовательность и методы работы председателя КЧС при принятии решения определяются условиями обстановки. Но во всех звеньях управления они должны быть едиными и обеспечивать своевременное принятие решения, полное и качественное планирование мероприятий, согласованную работу всех органов управления, предоставление подчиненным возможно большего времени дня подготовки и выполнению задач и оперативное реагирование на изменения обстановки.

Работа председателя КЧС осуществляется в следующей последовательности:

  • уяснение задачи и расчет времени;

  • ориентирование должностных лиц по обстановке, отдача указаний на сбор данных об обстановке и подготовку необходимых справок и предложений для принятия решения;

  • оценка обстановки;

  • отдача предварительных распоряжений по защите населения и проведению АСДНР;

  • доведение решения на ликвидацию последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф.

О принятом решении председатель КЧС обязан доложить старшему начальнику, довести до исполнителей и информировать соседей.

1.Уяснение задачи

При уяснении задачи председатель КЧС должен четко представить:

  • характер и сложность задачи;

  • объем работ, место и роль подчиненных органов управления, сил и средств при решении задачи;

  • возможность дальнейшего осложнения обстановки.

После уяснения задачи он должен определить мероприятия, которые необходимо провести немедленно, отдать указания начальнику отдела ГОЧС по подготовке и доведению предварительных распоряжений подчиненным об организации разведки и т. д.

После этого председатель КЧС производит расчет времени, в котором ориентировочно определяет сроки выполнения организационных и практических мероприятий, в частности:

  • завершения сбора данных об обстановке;

  • докладов должностных лиц о состоянии сил, средств и органов управления ГО и предложения для принятия решения;

  • подготовки распоряжений и доведения их до подчиненных;

  • объявления решения, постановки задач подчиненным и завершения планирования мероприятий, подготовки донесении (докладов) и представления их в вышестоящие органы управления;

  • практической работы в подчиненных органах управления с целью оказания им помощи в решении поставленных задач и другие.

Уяснив задачу, .председатель КЧС приступает к наиболее сложному процессу работы - к оценке обстановки.

Методы работы зависят от его профессиональной подготовки и сложившейся обстановки. При необходимости заслушивает доклады соответствующих начальников.

2. Оценка обстановки

При оценке обстановки председатель КЧС изучает:

  • характер, объем предстоящих работ (мероприятий) и условия, в которых они могут выполняться (характер и объем разрушений, заражений, повреждений объектов экономики, материальных средств, поражений людей, животных и др.);

  • свои силы и средства (состояние защитных сооружений, формирований, видов обеспечения, учреждений ГО и их возможности; наличие и состояние средств материального и технического обеспечения;

  • состояние и характер дорог, маршрутов и их влияние на действия сил и средств;

  • гидрометеорологические условия состояние погоды, времени года, суток и их влияние на действия сил и средств.

До принятия решения, т.е. в ходе оценки обстановки, начальниками отделов, служб ГО разрабатываются предварительные распоряжения по неотложным мероприятиям, которые после утверждения их председателем КЧС или начальником отдела ГОЧС передаются подчиненным по техническим средствам связи или другими способами.

3. Уяснив задачу и оценив обстановку, председатель КЧС принимает решение, в котором определяет:

  • замысел действий (какие работы, мероприятия, в какой последовательности следует выполнить; направления сосредоточения основных усилий; какие силы и средства привлечь для выполнения задач; порядок создания группировки сил и средств и их использования, и др.).

  • задачи подчиненным (начальникам служб ГО, командирам (начальникам) частей (подразделений) ГО, формирований, находящихся в оперативном подчинении);

  • порядок взаимодействия при выполнении задач (когда, где, между кем и по каким вопросам организовать взаимодействие);

  • порядок всестороннего обеспечения выполнения задач (по разведке, инженерной защите, химическому, медицинскому, противопожарному, транспортному, материально-техническому обеспечению, а также по охране общественного порядка и другим вопросам);

  • организация управления (сроки создания (восстановления) системы управления, оповещения и связи; где, на каком ПУ и с какого времени находится начальник ГО, его заместители и другие вопросы).

Решение председателя КЧС приобретает силу закона только после до ведения задач до подчиненных.

Основными способами доведения задач до подчиненных являются:

  • отдача устного приказа (распоряжения) лично председателем КЧС путем вызова подчиненных начальников на ПУ или передачи распоряжения по его поручению должностными лицами, выезжающими на ПУ подчиненных органов;

  • передача распоряжений по техническим средствам связи председателем КЧС лично или отдел ГОЧС;

  • отправка письменных, графических или записанных на электронных носителях распоряжений в подчиненные органы управления.

В распоряжении обычно указываются:

  • краткие выводы из оценки обстановки;

  • задачи руководителю спасательной службы объекта, руководителю (начальнику) формирования, которому отдается распоряжение;

  • задачи, выполняемые силами и средствами старшего начальника;

  • сроки готовности к действиям;

  • порядок и способы выполнения поставленной задачи;

  • задачи соседей и другие данные.

Отделом ГОЧС с привлечением соответствующих отделов и служб решение председателя КЧС оформляется графически на карте с пояснительной запиской.

На его основе разрабатывается приказ председателя КЧС и ПБ в котором излагаются:

  • в первом пункте - краткие выводы из оценки обстановки;

  • во втором пункте - состав привлекаемых сил и средств, и замысел действий;

  • в третьем пункте - после слова "П р и к а з ы в а ю" отдельными абзацами, обозначенными буквами в алфавитном порядке, ставятся задачи подчиненным;

  • в. четвертом пункте - порядок представления докладов о ходе выполнения поставленных задач;

  • в пятом пункте - с какого времени и где будет находиться председатель КЧС, место пункта управления;

  • в шестом пункте - заместители и дублирующие органы управления.

Для сокращения сроков оформления и доведения задач до подчиненных, целесообразно применять формализованные документы в которых вносятся необходимые данные, отражающие принятое решение.

Работа председателя КЧС и ПБ по принятию решения завершается представлением в вышестоящие органы управления донесения, которое включает:

  • краткие выводы из оценки обстановки на данное время;

  • состояние своих сил и средств;

  • решение (кратко) на ликвидацию последствий ЧС;

  • неотложные меры, требующие решения старшим начальником, и другие вопросы.

Пример. При поступлении в 10.00 на объект сообщения об аварии с выбросом радиоактивных веществ на высоту 1,5 км на АЭС, расположенной в 75 км северо-восточное объекта, председатель КЧС, наряду с другими распоряжениями, в первую очередь поставит задачу начальнику отдела ГО и ЧС или начальнику службы РХЗ оценить вероятное радиоактивное загрязнение территории объекта и потребует немедленно доложить:

  • вероятность попадания территории объекта в зону радиоактивного загрязнения;

  • ожидаемое время подхода радиоактивного облака и радиоактивного загрязнения территории.

Исполнитель должен:

  1. Используя принятый по радиосети управления района (города) метеобюллетень, определить направление и скорость ветра в слое атмосферы 0 - 1,5 км: А = 235о, V = 25 км/ч.

  2. По таблице “Характеристика зон возможного радиоактивного загрязнения при разрушении ядерного реактора” установить размеры зон радиоактивного загрязнения и нанести их на карту области при А = 235о и V = 25 км/ч.

Приходит к выводу - объект попадает в зону умеренного загрязнения.

  1. Определить время подхода радиоактивного облака к объекту:

Tn =

L

=

75 км

=

3 ч

V

25 км/ч

  1. Доложить председателю КЧС: “Объект попадает в зону умеренного радиоактивного загрязнения, ориентировочное время начала радиоактивного загрязнения территории объекта - 13.00 часов”.

Эти данные уточняются с КЧС (управлением ГО и ЧС) города (района), и с учетом полученных от них дополнительных указаний председателем КЧС могут быть даны предварительные распоряжения на проведение мероприятий по подготовке к защите персонала и территории объекта.

В дальнейшем он поручает начальнику отдела ГО и ЧС, начальнику службы радиационной и химической защиты организовать постоянный контроль за радиационной обстановкой и взаимодействием с управлением ГО и ЧС города (района). Все данные и выводы из оценки обстановки докладывает через каждые полчаса. Однако в условиях, когда позволяет время, как в рассматриваемом примере, председатель КЧС перед принятием решения может заслушать предложения членов комиссии, других должностных лиц объекта по вопросам подготовки и организации защиты персонала объекта на подведомственных участках.

В этих условиях председатель КЧС может установить следующий порядок работы: собрать в полном составе комиссию и руководителей основных структурных подразделений, проинформировать их об обстановке; предложить членам комиссии, с учетом возможной радиационной обстановки, подготовить и доложить предложения по организации защиты персонала, территории объекта и подведомственных участков. Варианты докладов некоторых должностных лиц приведены в приложении 3.

Председатель КЧС с учетом докладов должностных лиц и доклада начальника отдела ГО и ЧС принимает соответствующие решения, оформляя их приказом (распоряжением).

Члены комиссии после получения задач от председателя контролируют проведение мероприятий на подведомственных участках, оказывают практическую помощь руководителям структурных подразделений и командирам формирований.

Особое внимание уделяют вопросам организации защиты персонала в цехах (участках) с непрерывным циклом работы, которые будут продолжать функционировать в условиях радиоактивного загрязнения территории.

В установленное председателем КЧС время члены комиссии и руководители структурных подразделений лично или с помощью технически средств связи докладывают о проведенных мероприятиях.

Мероприятия по защите персонала, ликвидации ЧС и ее последствий условно можно разделить на два этапа.

Первый этап: принятие экстренных мер по защите персонала, предотвращению развития ЧС и осуществление аварийно-спасательных работ.

К экстренным мерам защиты персонала объекта относятся:

  • оповещение об опасности и информирование о правилах поведения;

  • использование средств защиты и медицинской профилактики (исходя из обстановки);

  • эвакуация работников с участков, на которых существует опасность поражения людей;

  • оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения или уменьшения последствий ЧС осуществляются предусмотренные планом действия по локализации аварии, при остановке или изменению технологического процесса производства, предупреждению взрывов и пожаров.

Одновременно проводятся разведка и оценка складывающейся обстановки, уточняются меры по защите персонала и ликвидации ЧС.

В соответствии с Планом действий... вводятся и наращиваются силы и средства для проведения аварийно-спасательных работ, в ходе которых проводятся:

  • розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств и эвакуация (вынос, вывод, вывоз) людей из опасных зон (мест);

  • оказание пострадавшим первой медицинской и другой помощи;

  • локализация очага поражения, ликвидация пожаров, разборка завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением.

Работы, связанные со спасением людей, организуются и проводятся непрерывно до полного их завершения. При необходимости решением председателя КЧС (руководителя работ на участке) организуется смена и отдых личного состава формирований на месте работ или в установленных районах.

Последовательность работы председателя комиссии

по чрезвычайным ситуациям (КЧС) района, объекта экономики

Содержание

1. Уясняет задачу

  1. Цель предстоящих действий.

  2. Характер и сложность задачи.

  3. Объем работ, место и роль сил ГО при решении задач.

  4. Возможность дальнейшего осложнения обстановки.

  5. Задачи соседей, порядок взаимодействия с ними.

  6. Сроки готовности к выполнению задачи.

2. Определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно для быстрейшей подготовки подчиненных к выполнению задач.

3. Производит (утверждает) расчет времени

4. Дает указания заместителям КЧС, руководителям служб, руководителям структурных подразделений

  • о предстоящих действиях

  • об организации разведки

  • о порядке работы на местности

  • о подготовке данных, необходимых для принятия решения

  • о подготовке и доведении предварительных распоряжений

5. Оценивает обстановку

    1. Характер, объем предстоящих работ

    2. Свои силы и средства

    3. Состояние и характер действия соседей

    4. Характер местности

    5. Гидрометеорологические условия, состояние погоды

6. Определяет замысел действий

1. Главная цель, порядок её достижения

2. Объем АСДНР

3. Направление сосредоточения основных усилий органов

управления и сил

4. Привлекаемые силы и средства.

5. Последовательность выполнения работ, распределение сил, их построение, маневр ими.

7. Ориентирует о нем своих заместителей

8. Принимает решение в котором определяет

1.Замысел действий

2. Задачи подчиненным

3. Порядок взаимодействия при выполнении задач

4. Порядок всестороннего обеспечения

5.Организация управления.

9. Отдает распоряжение или приказ

1. Краткие выводы из оценки обстановки

2. Состав привлекаемых сил и средств и замысел действий

3. После слова «Приказываю» ставятся задачи подчиненным

4. Порядок представления докладов о ходе выполнения поставленных задач

5. С какого времени и где будет находиться председатель КЧС и ПБ, место ПУ (пункт управления)

6. Заместители и дублирующие органы управления (ОУ)

10. Управление (отдел, штаб) по делам ГО и ЧС, с привлечением соответствующих отделов и служб, оформляет решение графически на карте с пояснительной запиской

11. Представляет в Главное управление по делам ГО и ЧС донесение

1. Краткие выводы из оценки обстановки

2. Состояние своих сил и средств

3. Решение (кратко) на ликвидацию последствий ЧС

4. Неотложные меры, требующие решения Начальником гражданской обороны области.

12. Дает указания по всестороннему обеспечению и организации взаимодействия

1.Когда, где, между кем и по каким вопросам организуется взаимодействие:

  • порядок совместных действий органов управления и сил;

  • задачи взаимодействия, время начала и окончания совместных действий и их последовательность;

  • районы (направления, объекты) выполнения совместных задач и места сосредоточения основных усилий.

13.Дает указания по организации управления

  • сроки создания (восстановления) системы управления, оповещения и связи;

  • где, на каком ПУ и с какого времени находится председатель КЧС, его заместители и др.вопросы

14. Осуществляет контроль подготовки и оказывает помощь в ее выполнении

Руководство АСДНР осуществляется на принципах единоначалия в соответствии со статьей 14 Федерального закона “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.

Председатель КЧС объекта осуществляет общее управление формированиями и проведением мероприятий в структурных подразделениях с пункта управления объекта или находясь непосредственно на участках работ. В этом случае руководство работой комиссии на пункте управления осуществляет заместитель председателя комиссии - начальник отдела ГО и ЧС.

При необходимости и наличии возможности непосредственно в зоне проведения работ развертывается оперативный пункт управления.

Связь является основным средством, обеспечивающим управление службами, формированиями и структурными подразделениями объекта. Она организуется в соответствии с решением председателя КЧС, указаниями начальника отдела ГО и ЧС объекта и распоряжением по связи вышестоящих КЧС.

Ответственность за организацию связи и оповещение несет начальник отдела, а непосредственно организует и обеспечивает связь и оповещение начальник службы оповещения и связи ГО объекта.

Для связи применяются радио, проводные, подвижные и сигнальные средства. Средства связи КЧС и формирований, привлекаемых к ведению АСиДНР, должны применяться комплексно и обеспечивать надежность, достоверность и быстроту передачи приказов, распоряжений, сигналов оповещения и различной информации.

В ходе работ организуются комендантская служба, охрана материальных ценностей, учет пострадавших и погибших. Медицинская помощь пострадавшим организуется в порядке само- и взаимопомощи, силами медицинского персонала формирований, на медицинском пункте объекта и в ближайших лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения.

На втором этапе решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в результате бедствия. Осуществляются работы по восстановлению энергетических и коммунальных сетей, линий связи, дорог и сооружений в интересах обеспечения спасательных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения.

Проводится санитарная обработка людей, дезактивация, дегазация, дезинфекция одежды и обуви, транспорта, техники, дорог, сооружений, территорий объекта и т.п.

Создаются необходимые условия для жизнеобеспечения пострадавшего населения для сохранения и поддержания здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зонах чрезвычайных ситуаций и при эвакуации (временном отселении).

Основные мероприятия по жизнеобеспечению пострадавшего и эвакуируемого населения проводятся под руководством КЧС местных территориальных органов власти с привлечением КЧС объектов.

С этой целью проводятся следующие мероприятия:

  • временное размещение населения, оставшегося без крова;

  • обеспечение людей незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;

  • создание условий для нормальной деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;

  • организация учета и распределения материальной помощи;

  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

  • проведение работы среди населения по снижению последствий психического воздействия чрезвычайных ситуаций, ликвидации шоковых состояний;

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью.

О возникшей чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации и окончательных результатах в установленном порядке представляются донесения (в соответствии с Табелем срочных донесений) в вышестоящую комиссию по чрезвычайным ситуациям и орган управления ГО и ЧС (Приложение №6).

Вывод. Правильно выбранный алгоритм работы КЧС и ПБ (объекта или района) и её председателя при угрозе и возникновении ЧС и пожаров – залог успешного и эффективного решения задач, направленных на защиту населения района, персонала объекта и территорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо напомнить, что основным органом управления ответственным за предупреждение чрезвычайных ситуаций в объектовых и районных звеньях РСЧС, является комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.

Комиссия как коллегиальный орган, объединяет в себе ответственных работников управленческого аппарата объекта и района, а при необходимости и их структурных подразделений, что позволяет заблаговременно реализовывать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в чрезвычайных ситуациях - оперативно мобилизовывать ресурсы и эффективно ликвидировать чрезвычайные ситуации.

Успех в работе КЧС и ПБ достигается, в первую очередь, знанием и четким выполнением каждым ее членом своих функциональных обязанностей во всех режимах функционирования РСЧС.

Задание на самоподготовку

Слушателям изучить функциональные обязанности членов КЧС и ПБ объекта или района по своей специальности, время- 2 часа.

Преподаватель СПб УМЦ ГОЧС и ПБ В.К.Панагушин

Отп. Зайцева

Мои документы/ тема 15 Панагушин/ переработка/

Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ

КЧС объекта

(наименование организации, учреждения)

___________________________

(подпись)

ПОЛОЖЕНИЕ

о комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) объекта

(предприятия, организации, учреждения)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) является координирующим органом РСЧС объекта. Она создается приказом по объекту из наиболее подготовленных, опытных и ответственных специалистов структурных подразделений объекта, выполняющих задачи по защите от ЧС, во главе с директором или его заместителем и призвана проводить единую государственную политику по предупреждению и ликвидации производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий на объектах.

2. Комиссия по чрезвычайным ситуациям в своей работе руководствуется законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами, постановлениями и распоряжениями территориальных и ведомственных органов управления, настоящим Положением и другими нормативными документами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Решения комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для выполнения всем руководящим составом объекта.

4. В процессе сбора и обмена информацией о возникшей чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий комиссия взаимодействует с администрацией, комиссией по чрезвычайным ситуациям, управлением по делам ГО и ЧС города (района) и вышестоящими ведомственными органами управления.

5. Расходы по возмещению материального ущерба и по восстановлению производства от чрезвычайных ситуаций, возникших от внутренних (производственных) потенциально опасных источников, осуществляются за счет средств объекта, а возникших от внешних (природных или иных) потенциально опасных источников - по согласованию с органами местной исполнительной власти и ведомственными органами управления.

6. Рабочим органом председателя КЧС является орган управления ГО, РСЧС объекта, осуществляющий разработку рабочих планов и других документов комиссии. Организацию и руководство повседневной деятельностью КЧС осуществляет директор - руководитель ГО объекта или его первый заместитель.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЧС ОБЪЕКТА

1. Руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2. Организация работ по созданию на потенциально опасных объектах локальных систем контроля и оповещения и поддержание их в постоянной готовности.

3. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией их последствий, организация эвакуационных мероприятий.

4. Руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Организация подготовки руководящего и командно-начальствующего состава, сил и средств, а также персонала для умелых и активных действий в чрезвычайных ситуациях.

3. КЧС ИМЕЕТ ПРАВО:

1. В пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения руководящим составом, структурными подразделениями и службами объекта.

2. Осуществлять контроль за деятельностью структурных подразделений, органов управления сил и средств объекта по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.

3. Привлекать силы и средства объекта для ликвидации последствий ЧС.

4. Устанавливать на объекте в соответствии со сложившейся обстановкой особый режим функционирования объектового звена РСЧС с докладом в вышестоящую КЧС.

5. Приостанавливать функционирование отдельных участков и объекта в целом при непосредственной угрозе возникновения ЧС.

6. Привлекать специалистов к проведению экспертиз потенциально опасных участков производства и контролю за их функционированием.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЧС и ПБ

1. Повседневная деятельность КЧС организуется в соответствии с планом ее работы. Заседания проводятся один раз в квартал, неплановые - по решению председателя. В период между заседаниями решения принимаются председателем и доводятся до всего состава КЧС или, в виде поручений, - отдельным ее членам.

2. Распределение обязанностей в КЧС осуществляется председателем и оформляется в виде функциональных обязанностей штабом (отделом, сектором, специально назначенным лицом) по делам ГО и ЧС объекта.

3. Оповещение членов КЧС при угрозе или возникновении ЧС (с получением сигнала, распоряжения) осуществляется дежурной службой объекта по распоряжению председателя КЧС или его заместителей.

4. При угрозе или возникновении ЧС комиссия размещается в (указать место), при угрозе радиоактивного загрязнения или химического заражения территории объекта КЧС развертывает работу в (указать место).

5. СОСТАВ КЧС и ПБ

1. Руководство КЧС:

Председатель КЧС - руководитель объекта или его первый заместитель (главный инженер).

Заместители председателя КЧС - один из заместителей руководителя, начальник штаба (отдела, сектора) по делам ГО и ЧС.

2. Состав КЧС: заместитель главного инженера, главные специалисты объекта (технолог, механик, энергетик, начальник производства), инженер по технике безопасности, начальник финансового органа, начальник ОКСа, заместитель руководителя по кадрам, юрисконсульт, руководитель спасательных служб (оповещения и связи; радиационной и химической защиты; убежищ и укрытий; аварийно-технической; энергоснабжения и светомаскировки; противопожарной; материально-технического снабжения; медицинской; транспортной; охраны общественного порядка).

3. Рабочим органом КЧС является орган управления ГО, РСЧС объекта (отдел, сектор по делам ГО и ЧС).

4. Для выявления причин возникновения ЧС непосредственно на участках или объекте в целом для прогнозирования и оценки масштабов и характера ЧС, выработки предложений по локализации и ликвидации ЧС из состава КЧС формируются оперативные группы с привлечением необходимых специалистов.

Заместитель председателя КЧС

(наименование объекта)

____________________

(подпись)

Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ

КЧС объекта

_______________

подпись

“___” ________ г.

ПЛАН-ГРАФИК

работы комиссии при чрезвычайной ситуации на объекте

(вариант)

Наименование

основных

мероприятий

Время на

проведение мероприятий

Время выполнения мероприятий, часы, минуты

2 – е сутки

оперативное

Ч+

1 2 3 4

астрономическое

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

1.

Прием и уточнение дежурной службой информации о ЧС. Доклад председателю КЧС и в вышестоящую КЧС (орган управления ГО и ЧС), задействование в пределах своих полномочий Плана действий (раздел II”Б”)

3 - 5 мин.

2.

Оповещение и сбор членов КЧС

До 20 мин.

До 120 мин.

3.

Уточнение (постановка) задач силам, функционирующим в круглосуточном режиме (ППС, ООП, мед.)

10 мин.

4.

Принятие экстренных мер по защите персонала объекта

30 мин.

5.

Организация и проведение АС и ДНР

С прибытием на место первого аварийно – спасательного подразделения и непрерывно до окончания работ

6.

Организация и ведение специальной разведки

Непрерывно

7.

Общая оценка КЧС создавшейся обстановки, отдача председателем предварительных распоряжений

20 мин.

8.

Оценка обстановки членами КЧС по закрепленным направлениям и доклады предложений по ликвидации ЧС, защите персонала и населения, обеспечению устойчивости работы предприятия

15 мин.

9.

Выработка решения и постановка задач председателем КЧС руководителям служб и формирований объекта

15 мин.

10

Поддержание постоянной связи и обмен информацией с КЧС города (района) и вышестоящими ведомственными комиссиями

непрерывно

11

Всестороннее обеспечение действий по ликвидации ЧС

12

Оценка причиненного ущерба и представление донесений вышестоящим органам

Начальник отдела ГО и ЧС объекта __________________ /подпись/

Приложение №3

Выписка из

“Табеля срочных донесений” МЧС России

Порядок представления донесений по чрезвычайным ситуациям

№№ п/п

Наименование

донесений

Форма

Кто

представляет

Кому

представляет

Периодичность и сроки

представления

1

2

3

4

5

6

1

Информация (донесение) об угрозе (прогнозе) ЧС

1/ЧС

Руководители объектов (независимо от форм собственности) о техногенных ЧС

В управление (отдел) по делам ГО и ЧС муниципального образования

Немедленно по любому из имеющихся средств связи. Уточнение обстановки через . каждые 4 часа при резком ухудшении обстановки — немедленно.

2

Информация( донесение) о факте и основных параметрах ЧС

2/ЧС

_____”______

_____”_____

Немедленно по любому из имеющихся средств связи.

3

Информация (донесение) о мерах по защите населения и территории, ведении АСНДР

3/ЧС

_____”____

______”_____

Письменно не позднее 2 часов с момента уведомления о факте возникновения ЧС, в последующим ежесуточно к 6 часам.

4

Информация( донесение) о силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС

4/ЧС

____”____

_____”_____

Письменно не позднее 2 часов с момента уведомления о факте возникновения ЧС, в последующим ежесуточно к 7 часам по состоянию на 6 часов.

1 Отдельный приказ о создания КЧС может не издаваться. Состав комиссии в этом случае объявляется в приказе об организации функционирования объектового звена РСЧС (территориальной подсистемы РСЧС)

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Новая социокультурная ситуация

    Документ
    ... основе национального краеведения «Память в наследство». Панагушина, О. Быть патриотом: что это значит ... : «Завершенные (научные) исследования и аналитические разработки», «Прикладные разработки», «Творческие работы», «Идеи. Инновационные предложения» ...
  2. Бюллетень новых поступлений 2009 г

    Бюллетень
    ... Р 935 Рыбин, В.В. Разработка и применение пакета расширения Spektr_SM ... . пособие / А. Н. Куликова, В. И. Лапенков, В. П. Панагушин. - М. : ИВАКО Аналитик, 2006. - 70 с. : ... машиностроения" / В. П. Панагушин [и др.] ; под ред. В.П.Панагушина ;МАИ (Гос. ...
  3. Глава I Сущность и правовые основы антикризисного управления

    Автореферат диссертации
    ... финансовых индикаторов ................. 42 2.4. Разработка системы антикризисных мероприятий ..................................50 Глава ... .// Социологические исследования. − 2000. − №1. Панагушин В., Лапенков В., Лютер Е. Диагностика банкротства: ...
  4. Бюллетень новых поступлений май 2011 г

    Бюллетень
    ... -5. Кафедра: А149(075) К 17 Калачанов, В.Д. Разработка стратегии выбора и внедрения информационной системы ... на предприятии машиностроения" / В. П. Панагушин [и др.] ; под ред. В.П.Панагушина ; МАИ, Каф.502 - Экономика ...
  5. Московский центр развития предпринимательства информационное агентство «альянс медиа» дайджест актуальных публикаций по проблемам малого бизнеса

    Документ
    ... разработке проектов планировки, при разработке проектов застройки, при разработке градостроительных ... авиационного института Валерий Панагушин. По итогам обсуждения ... неоднородна. По словам В.Панагушина, выбор показателей методики осуществлялся ...

Другие похожие документы..