textarchive.ru

Главная > Методическая разработка


Планирование мероприятий по предупреждению

и ликвидации ЧС

Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС организует председатель КЧС объекта. При планировании предусматривается решение основных вопросов организации действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте, главными из которых являются:

  • выполнение всего комплекса мероприятий по защите персонала, зданий, сооружений и территории объекта от ЧС природного и техногенного характера;

  • обеспечение защиты персонала при различных видах ЧС;

  • выделение необходимых сил и средств для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

К планированию и разработке документов привлекаются члены КЧС, работники отдела ГО и ЧС и служб ГО, главные специалисты, не являющиеся начальниками служб. При необходимости привлекаются специалисты проектных и экспертных организаций.

На основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на территории объекта при возникновении ЧС, определяются способы защиты и комплекс мероприятий, которые необходимо спланировать для надежной защиты персонала и территории объекта. При этом в обязательном порядке учитываются:

  • наличие потенциально опасных участков непосредственно на объекте, возможные сценарии развития аварийных ситуаций в процессе их эксплуатации;

  • потенциально опасные объекты на территории района (региона), аварии на которых могут оказать влияние на объект;

  • возможные стихийные бедствия в районе расположения объекта;

  • силы и средства объекта, возможные варианты усиления для проведения мероприятий по защите персонала и ликвидации ЧС;

  • ориентировочный объем, порядок и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению ущерба от ЧС, защите персонала и проведению АСДНР;

  • другие исходные данные для планирования, определяемые мес­тными условиями и спецификой деятельности объекта.

При планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на опасных производственных объектах, перечень которых определяется в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (№ 116-ФЗ от 21 июля 1997 г.), изучается и принимается во внимание Декларация промышленной безопасности своего объекта и План локализации аварийных ситуаций, а также последние предписания органов госнадзора (Госгортехнадзора, Госпожнадзора, Госсанэпиднадзора и др.).

Во всех случаях отработка документов по организации и проведению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС, управления, силами должна начинаться с разработки основного документа - Плана действий объекта по предупреждению и ликвидации ЧС. Параллельно могут разрабатываться и остальные документы КЧС ПБ.

Практическую разработку документов КЧС ПБ, как правило, непосредственно организуют заместители председателя комиссии - главный инженер и начальник отдела ГО и ЧС объекта. Подготовленные документы к установленному сроку исполнители сдают начальнику отдела ГО и ЧС. При необходимости их выносят на рассмотрение (одобрение) КЧС ПБ. Окончательную доработку (корректировку) и согласование документов проводит отдел ГО и ЧС объекта. Подписанные и согласованные соответствующими должностными лицами документы представляются на утверждение председателю КЧС объекта.

Организация работы по созданию и совершенствованию

материально-технической базы

В центре внимания КЧС ПБ по данной проблеме должно быть:

  • создание и совершенствование систем оповещения, связи и управления (включая локальные);

  • создание требуемого запаса средств индивидуальной и медицинской защиты. (Запасы средств размещаются с учетом возможности быстрой их выдачи сотрудникам объекта и населению. Для обеспечения производства работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции территории, зданий и сооружении заблаговременно создаются также запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфецирующих веществ);

  • накопление фонда защитных сооружений в соответствии с требованиями норм инженерно-технических мероприятий ГО. (Проводится инвентаризация подвальных и других заглубленных помещений, которые могут быть приспособлены для укрытия. Осуществляется контроль за готовностью имеющихся убежищ и укрытий к приему укрываемых);

  • приобретение необходимой техники и оборудования для специальных (невоенизированных) формирований ГО (обеспечение техники горючим и смазочными материалами).

КЧС ПБ также рассматривает и решает вопросы материально- технического обеспечения, связанные с возможной эвакуацией.

ДОКУМЕНТАЦИЯ КЧС ПБ

Условно документы можно свести в следующие группы:

    1. Документы по организации системы предупреждения

и ликвидации ЧС

1. Приказ руководителя объекта или района о создании КЧС ПБ1.

2. Положение о КЧС объекта.

3. Документы по организации ГО, РСЧС объекта (в качестве дополнительных материалов).

II. Документы по управлению мероприятиям и силами

предупреждения и ликвидации ЧС

1. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС (объекта или района).

2. Годовой план работы КЧС и ПБ.

3. План-график работы КЧС и ПБ в чрезвычайных ситуациях.

4. Планы службы ГО объекта по обеспечению мероприятии предупреждения и ликвидации ЧС (в мирное время) по количеству созданных служб.

5. Карты (планы) области и района.

III. Рабочие документы комиссии

1. Схема оповещения и сбора личного состава комиссии.

2. Схема управления и связи КЧС и ПБ.

3. Табель срочных донесений.

4. Схема размещения членов КЧС и ПБ в пункте управления (помещениях для работы).

5. Функциональные обязанности членов КЧС и ПБ.

6. Проекты (макеты) приказов и распоряжений.

7. Справочник оперативных телефонов.

8. Рабочие тетради членов комиссии.

IV. Отчетно-информационные документы

1. Донесения, отчеты, информации и сообщения.

2. Журналы учета.

V. Справочные документы

Ведомости, таблицы, графики, схемы, справки, описания.

Документы комплектуются по рабочим папкам членов КЧС и ПБ согласно расчету, составленному начальником отдела ГО и ЧС и утвержденному председателем КЧС и ПБ. Поэтому отдельные документы (выписки из них) необходимо разрабатывать в нескольких экземплярах.

Остановимся на содержании лишь отдельных документов, которые рекомендуются к разработке КЧС и ПБ. Часть из них входит также в состав документации отделов по делам ГО и ЧС.

В Положении об объектовой КЧС и ПБ указывают назначение, основные задачи и права, порядок приведения в готовность по режимам функционирования РСЧС, размещение и материально-техническое обеспечение комиссии.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС - основной документ КЧС, предусматривающий порядок заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по защите персонала объекта и материальных ценностей, а также порядок организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

По каждому возможному для конкретного объекта виду производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий примерная структура плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС приведена.

План службы ГО объекта по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС. На объекте, в зависимости от характера его деятельности и специфики, для выполнения специальных мероприятий, обеспечения действий формирований ГО по проведению АСиДНР создаются службы ГО. Специальные (невоенизированные) формирования этих служб являются основными силами объекта и для ликвидации ЧС. В целях заблаговременного планирования в каждой из них в качестве основного документа разрабатывается план службы по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС (в мирное время).

Годовой план работы КЧС разрабатывается в произвольной форме и содержит, как правило, два раздела: первый - мероприятия, проводимые вышестоящими КЧС, второй - мероприятия объектовой комиссии. Второй раздел включает мероприятия, планируемые к выполнению в целях реализации задач, возложенных на ГО и ЧС, в том числе:

  • организационные мероприятия (заседания комиссии, учебно- методические сборы, конференции и т.п.);

  • основные мероприятия по подготовке органов управления, специальных (невоенизированных) формирований и технологического персонала объекта в области защиты от ЧС;

  • проведение инженерно-технических мероприятий по защите персонала и повышению устойчивости работы в ЧС;

  • создание резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС.

План-график работы КЧС в чрезвычайных ситуациях отражает основные мероприятия, проводимые комиссией при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, и время на их проведение.

Функциональные обязанности членов КЧС объекта должны учитывать его специфику, местные и другие условия и быть конкретными.

Структуру, состав, функциональное предназначение и порядок действий дежурной службы определяет руководитель объекта. КЧС должна разработать инструкцию должностным лицам дежурной службы и завести журнал учета аварий и чрезвычайных происшествий на объекте.

Основные составляющие проверки организаций (объектового звена РСЧС) отражены в главе 2 "Основные вопросы проверки и порядок оценки деятельности территориальной подсистемы (звена территориальной подсистемы) РСЧС Инструкции по проверке деятельности территориальных подсистем, звеньев территориальных подсистем, объектовых звеньев РСЧС по выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", введенной в действие приказом МЧС России № 399 от 25 июля 2000 г.

Целью проверки является контроль за организацией соблюдения установленных государством правил, государственных стандартов системы "Безопасность в чрезвычайных ситуациях” (БЧС), выполнением задач, возложенных на объекты экономики соответствующими нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными вопросами: проверки являются:

  1. Организация работы по выполнению требований законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и контроля их исполнения.

  2. Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.

  3. Готовность системы управления, связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях.

  4. Готовность сил и средств РСЧС к выполнению задач по предназначению.

  5. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  6. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

  7. Состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Проверка, как правило, проводится комплексно по всем вопросам или; большинству из них, с проведением командно-штабных учений, штабных тренировок и тактико-специальных учений.

Так, готовность организации к выполнению возложенных на нее задач в области защиты населения и территория от чрезвычайных ситуаций оценивается:

"Готово к выполнению задач", если по задачам проверки 1-7 (разделам 1-7 главы 2 Инструкции) получены общие оценки "соответствует предъявляемым требованиям" или, хотя бы по одному из них получена оценка "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям".

"Ограниченно готово к выполнению задач", если по двум и более из задач 1-7 (разделов 1-7 главы 2 Инструкции)получены общие оценки "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" или, хотя бы по одному из них получена оценка "не соответствует предъявляемым требованиям".

"Не готов к выполнению задач", если по двум и более задач 1-7 (из разделов 1-7 главы 2 Инструкции) получены оценки "не соответствует предъявляемым требованиям".

Для проведения проверки разрабатывается программа проверки, в которой определяются:

  • Цель, задачи и вопросы проверки;

  • сроки, продолжительность и последовательность проверки;

  • привлекаемые к проверке органы управления, организации, силы и средства;

  • перечень и сроки проведения практических мероприятий, осуществляемых в ходе проверки (учения и тренировки, практические запуски систем оповещения и т.п.).

Программа проверки, согласованная с руководством проверяемой организации, состав комиссии утверждается руководителем органа исполнительной власти, осуществляющего проверку.

Вопросы и сроки проведения проверки доводятся до организаций не позднее 15 дней до начала работы комиссии.

При необходимости, с учетом предложений руководства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, отдельные вопросы программы могут быть уточнены по прибытии комиссии на место.

По итогам проверки комиссией составляется акт. Акт по оценке деятельности организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций излагается в произвольной форме по вопросам проверки (изложенным в разделах 1-7 главы 2 Инструкции) с учетом специфики возложенных на них задач, а также другим вопросам, предусмотренным программой проверки, делаются общие выводы и вытекающие из них предложения.

Акт проверки представляется для ознакомления руководителю организации, утверждается председателем комиссии. К акту прилагается оценочная ведомость. Копия акта, не позднее чем через 3 дня после утверждения, направляется руководителю организации.

Справочно.

Если проверке подлежало районное звено территориальной подсистемы РСЧС, то акт проверки звена территориальной подсистемы РСЧ утверждается председателем комиссии, а объектового звена РСЧС, в данном случае, председателем подкомиссии.

Вывод по второму вопросу: Планирование работы КЧС и ПБ обеспечивает решение всех задач, возложенных на КЧС и ПБ района или объекта (организации).

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

АЛГОРИТМ РАБОТЫ КЧС И ПБ И ЕЁ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС И ПОЖАРОВ

С получением информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации КЧС и ПБ объекта начинает функционировать в режиме повышенной готовности и принимает на себя непосредственное руководство всей деятельностью объектового звена РСЧС. Дежурная служба докладывает обстановку председателю КЧС и ПБ и оповещает членов комиссии. Председатель КЧС принимает меры по проверке достоверности полученных данных и дополнительных сведений об обстановке. При необходимости срочно высылает оперативную группу непосредственно на место, где создалась угроза ЧС.

Деятельность комиссии с момента получения данных об угрозе возникновения ЧС должна исходить из следующих требований:

  • обеспечение выполнения всего комплекса мероприятий в сжатые сроки по защите персонала объекта и населения;

  • принятие решений заблаговременно, в возможно ранние сроки, в соответствии со складывающейся обстановкой;

  • выбор мероприятий и осуществление их в последовательности, определенной складывающейся обстановкой.

Осуществление мероприятий по защите персонала объекта, предупреждению ЧС или уменьшению возможного ущерба от них комиссия проводит на основе Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, в который вносятся уточнения с учетом ожидаемого вида (типа) ЧС и складывающейся обстановки.

Руководитель объекта - председатель КЧС и ПБ с возникновением угрозы ЧС вводит в действие пункт 1 раздела II Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (далее План действий). Привлекая всех членов комиссии, руководителей структурных подразделений и командиров формирований, организует и проводит на объекте следующие основные мероприятия:

  • усиление дежурно-диспетчерской службы;

  • усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных участках объекта и прилегающих к ним территориях;

  • прогнозирование возможной обстановки на объекте, ее масштабов и последствий;

  • проверку систем и средств оповещения и связи;

  • принятие мер по защите персонала и населения, территории и повышению устойчивости работы объекта;

  • повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости к участкам предполагаемых работ (действий);

  • подготовку к возможной эвакуации персонала и населения прилегающих к объекту участков города (поселка), а при необходимости ее проведение (в загородную зону - только по распоряжению вышестоящей КЧС).

Одновременно о возникшей угрозе информируется КЧС и управление ГО и ЧС города (района).

Методика и последовательность работы председателя и членов КЧС объекта при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае будет определяться:

  • типом аварии (с выбросом радиоактивных или химически опасных веществ, транспортная, пожар и т.п.) или видом стихийного бедствия (землетрясение, наводнение, буря и т.п.);

  • масштабом последствий ЧС (локальная, местная, территориальная, региональная, федеральная);

  • удалением источника аварии от объекта;

  • метеоусловиями на момент возникновения ЧС;

  • рельефом местности и характером застройки;

  • наличием средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другими факторами, то есть последовательность и методы работы председателя КЧС при принятии решения определяются условиями обстановки. Но во всех звеньях управления они должны быть едиными и обеспечивать своевременное принятие решения, полное и качественное планирование мероприятий, согласованную работу всех органов управления, предоставление подчиненным возможно большего времени дня подготовки и выполнению задач и оперативное реагирование на изменения обстановки.

Работа председателя КЧС осуществляется в следующей последовательности:

  • уяснение задачи и расчет времени;

  • ориентирование должностных лиц по обстановке, отдача указаний на сбор данных об обстановке и подготовку необходимых справок и предложений для принятия решения;

  • оценка обстановки;

  • отдача предварительных распоряжений по защите населения и проведению АСДНР;

  • доведение решения на ликвидацию последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф.

О принятом решении председатель КЧС обязан доложить старшему начальнику, довести до исполнителей и информировать соседей.

1.Уяснение задачи

При уяснении задачи председатель КЧС должен четко представить:

  • характер и сложность задачи;

  • объем работ, место и роль подчиненных органов управления, сил и средств при решении задачи;

  • возможность дальнейшего осложнения обстановки.

После уяснения задачи он должен определить мероприятия, которые необходимо провести немедленно, отдать указания начальнику отдела ГОЧС по подготовке и доведению предварительных распоряжений подчиненным об организации разведки и т. д.

После этого председатель КЧС производит расчет времени, в котором ориентировочно определяет сроки выполнения организационных и практических мероприятий, в частности:

  • завершения сбора данных об обстановке;

  • докладов должностных лиц о состоянии сил, средств и органов управления ГО и предложения для принятия решения;

  • подготовки распоряжений и доведения их до подчиненных;

  • объявления решения, постановки задач подчиненным и завершения планирования мероприятий, подготовки донесении (докладов) и представления их в вышестоящие органы управления;

  • практической работы в подчиненных органах управления с целью оказания им помощи в решении поставленных задач и другие.

Уяснив задачу, .председатель КЧС приступает к наиболее сложному процессу работы - к оценке обстановки.

Методы работы зависят от его профессиональной подготовки и сложившейся обстановки. При необходимости заслушивает доклады соответствующих начальников.

2. Оценка обстановки

При оценке обстановки председатель КЧС изучает:

  • характер, объем предстоящих работ (мероприятий) и условия, в которых они могут выполняться (характер и объем разрушений, заражений, повреждений объектов экономики, материальных средств, поражений людей, животных и др.);

  • свои силы и средства (состояние защитных сооружений, формирований, видов обеспечения, учреждений ГО и их возможности; наличие и состояние средств материального и технического обеспечения;

  • состояние и характер дорог, маршрутов и их влияние на действия сил и средств;

  • гидрометеорологические условия состояние погоды, времени года, суток и их влияние на действия сил и средств.

До принятия решения, т.е. в ходе оценки обстановки, начальниками отделов, служб ГО разрабатываются предварительные распоряжения по неотложным мероприятиям, которые после утверждения их председателем КЧС или начальником отдела ГОЧС передаются подчиненным по техническим средствам связи или другими способами.

3. Уяснив задачу и оценив обстановку, председатель КЧС принимает решение, в котором определяет:

  • замысел действий (какие работы, мероприятия, в какой последовательности следует выполнить; направления сосредоточения основных усилий; какие силы и средства привлечь для выполнения задач; порядок создания группировки сил и средств и их использования, и др.).

  • задачи подчиненным (начальникам служб ГО, командирам (начальникам) частей (подразделений) ГО, формирований, находящихся в оперативном подчинении);

  • порядок взаимодействия при выполнении задач (когда, где, между кем и по каким вопросам организовать взаимодействие);

  • порядок всестороннего обеспечения выполнения задач (по разведке, инженерной защите, химическому, медицинскому, противопожарному, транспортному, материально-техническому обеспечению, а также по охране общественного порядка и другим вопросам);

  • организация управления (сроки создания (восстановления) системы управления, оповещения и связи; где, на каком ПУ и с какого времени находится начальник ГО, его заместители и другие вопросы).

Решение председателя КЧС приобретает силу закона только после до ведения задач до подчиненных.

Основными способами доведения задач до подчиненных являются:

  • отдача устного приказа (распоряжения) лично председателем КЧС путем вызова подчиненных начальников на ПУ или передачи распоряжения по его поручению должностными лицами, выезжающими на ПУ подчиненных органов;

  • передача распоряжений по техническим средствам связи председателем КЧС лично или отдел ГОЧС;

  • отправка письменных, графических или записанных на электронных носителях распоряжений в подчиненные органы управления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Новая социокультурная ситуация

    Документ
    ... основе национального краеведения «Память в наследство». Панагушина, О. Быть патриотом: что это значит ... : «Завершенные (научные) исследования и аналитические разработки», «Прикладные разработки», «Творческие работы», «Идеи. Инновационные предложения» ...
  2. Бюллетень новых поступлений 2009 г

    Бюллетень
    ... Р 935 Рыбин, В.В. Разработка и применение пакета расширения Spektr_SM ... . пособие / А. Н. Куликова, В. И. Лапенков, В. П. Панагушин. - М. : ИВАКО Аналитик, 2006. - 70 с. : ... машиностроения" / В. П. Панагушин [и др.] ; под ред. В.П.Панагушина ;МАИ (Гос. ...
  3. Глава I Сущность и правовые основы антикризисного управления

    Автореферат диссертации
    ... финансовых индикаторов ................. 42 2.4. Разработка системы антикризисных мероприятий ..................................50 Глава ... .// Социологические исследования. − 2000. − №1. Панагушин В., Лапенков В., Лютер Е. Диагностика банкротства: ...
  4. Бюллетень новых поступлений май 2011 г

    Бюллетень
    ... -5. Кафедра: А149(075) К 17 Калачанов, В.Д. Разработка стратегии выбора и внедрения информационной системы ... на предприятии машиностроения" / В. П. Панагушин [и др.] ; под ред. В.П.Панагушина ; МАИ, Каф.502 - Экономика ...
  5. Московский центр развития предпринимательства информационное агентство «альянс медиа» дайджест актуальных публикаций по проблемам малого бизнеса

    Документ
    ... разработке проектов планировки, при разработке проектов застройки, при разработке градостроительных ... авиационного института Валерий Панагушин. По итогам обсуждения ... неоднородна. По словам В.Панагушина, выбор показателей методики осуществлялся ...

Другие похожие документы..