textarchive.ru

Главная > Книга


2.     Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.

3.     Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.

4.     Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: - Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр”.

5.     У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.

6.     Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.

7.     Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.

8.     Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.

9.     Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничаете группой или не позволяет ей спасать себя.

10.            Ты должен немедленно стать членом группы.

11.            Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.

12.            Группа желает, чтобы ты разорвал свои “старые” отношения, так как они препятствуют твоему развитию.

13.            Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.

14.            Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями...

15.            Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.

16.            Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.

17.            Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Листовка заканчивается предупреждением: “Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, БУДЬ ОСТОРОЖЕН!”

Канадская организация “Инфо-Калт” (Info-Cult) распространяет такую информацию о свойствах и признаках тоталитарных сект:

Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена.

Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и/или семьи и противопоставляет им.

Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов.

У тоталитарных сект есть определенные характеристики, которые отличают их от других групп, не до такой степени манипулирующих сознанием своих членов. Например:

Члены беззаветно преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие.

Решения относительно того, как члены должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы: члены должны получать разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак; существуют правила, определяющие, как одеваться, каким образом воспитывать детей, где жить, и так далее.

Группа уделяет чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег. Определенные приемы, например, сбор средств для фальшивой благотворительности, оправдываются как методы для достижения высших целей.

Лидер группы ни перед кем не несет ответственности ни за что и не подвластен никаким властям или авторитетам.

Члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы в группу.

Руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требует этого от них.

Вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются. Для подавления сомнений относительно группы и ее лидера используются отупляющие разум приемы (произнесение мантры, говорение языками, обличение отдельных “виновных” членов в присутствии всего собрания и так далее).

ВЕРБОВКА В ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ

Обыкновенно люди не ищут секту, чтобы в нее попасть. Секты ищут людей, чтобы завербовать их. Вовсе не обязательно переживать состояние потерянности, депрессии или неуверенности в себе, чтобы попасться на вербовочные приемы секты.

Люди обычно попадают в секту, потому что они не знают, чем эта группа является на самом деле; вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе секты; вербовщики не сообщают им о всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы; вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным; вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.

СЕКТАНТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Сектантское мышление является способом биполярного видения мира: черное и белое, спасенное и осужденное, добро и зло.

В сектантском мире нет места для полутонов. Лица и движения с таким типом мышления автоматически воспринимают себя в “белой, спасенной, доброй” категории.

Они ищут козлов отпущения для объяснения собственных сложностей и проблем общества. Сектантское мышление может привести к нетерпимости и экстремизму. Особенно часто оно встречается во времена личных, социальных или экономических кризисов.

ПРИЕМЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ

Методы по регулированию поведения могут быть чрезвычайно эффективными и приводить к состоянию глубинной зависимости. Эти методы базируются на двух основных принципах:

1. Если вы можете заставить человека вести себя так, как вы этого хотите, вы можете заставить его поверить в то, что вы хотите.

2. Внезапные, резкие перемены среды могут сделать человека особенно подверженным влиянию и привести его к неожиданным и глубоким переменам мироощущения, системы ценностей и веры. Движение может длительно контролировать своих членов, используя:

ИЗОЛЯЦИЮ. Если вы физически отделены от общества и привычного окружения, вы можете утратить собственное ощущение действительности.

СОЦИАЛЬНОЕ ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ. Если эксплуатируется присущее вам от природы чувство принадлежности к социуму, вы можете начать подавлять в себе сомнения в идеях группы или сопротивление им, которые вы выразили бы в других обстоятельствах.

ВИНУ. Учение группы о спасении подкрепляется намеренным преувеличением “грехов” вашей прошлой жизни.

СТРАХ. Лояльность группе и подчинение ее правилам и идеологии может достигаться путем запугивания, а также угрозой серьезных духовных и физических последствий, вытекающих из различных нарушений.

БОМБАРДИРОВКУ ЛЮБОВЬЮ. Чувство единой семьи и принадлежности может быть искусственно создано постоянными объятиями, поцелуями, прикосновениями и непрекращающейся лестью.

ОТСУТСТВИЕ ВСЕГО ЛИЧНОГО. Если вам не оставляют времени на самого себя, если вам нельзя побыть в одиночестве, вы можете утратить способность объективно мыслить и оценить ситуацию “со стороны”, “в перспективе”.

УСТАЛОСТЬ. Если вы не получаете необходимого отдыха, вы можете утратить способность ориентироваться в обстановке и сделаться сугубо подверженным влиянию, в особенности если при этом вас постоянно ставят во все новые и новые непривычные для вас положения и предоставляют противоречивую информацию”. [2]

Конечно, все это исключительно социальные признаки тоталитарной секты. В ходе дальнейшего изложения все они будут рассмотрены более подробно.

2. Гуруизм, организация, метод, “эзотерический разрыв”

Христианские западные сектоведы [3] выделяют следующие четыре основных признака тоталитарных сект.

1) Наличие гуру (лидера); “гуруизм”.

Если религия (в ее подлинном смысле) характеризуется стремлением к связи с Богом, то в секте все начинается с лидера и им же заканчивается, все зацикливается на нем. Никакой связи с Богом (каким сектанты его себе представляют) помимо лидера в секте нет и быть не может. Такую роль играет гуру почти в каждой секте. Очень многие секты со смертью гуру распадаются, а если этого не происходит, то либо в них появляется гуру-наследник (вспомним: “Сталин — это Ленин сегодня”), либо сама организация принимает на себя его роль. С ростом организации у гуру появляется множество помощников, “приближенных лиц”, которые играют роль “маленьких гуру” для рядовых сектантов. Они подражают гуру, а сектанты — им. Такая пирамидальная структура обеспечивает жесткость контроля и единообразие в организации.

Чтобы не быть голословным, приведу цитату о роли гуру из программной кришнаитской книги. Нижеследующие слова говорит ученик, лежа пластом у ног гуру и уткнувшись лицом в его ступни:

Ты — это мое духовное солнце, а я — ничтожная искра Твоего сияния; Ты — мой Господь, а я — Твой слуга навечно. Нектар Твоих лотосных стоп опьяняет все мои чувства, и я полагаюсь лишь на беспредельную сладость Твоего Святого Имени. Что я, падший, могу сказать по своему собственному разумению? Я здесь лишь для того, чтобы исполнять Твою волю. Я испытываю великое удовлетворение, произнося слова, которые Ты вложишь мне в уста. При этом я даже не буду задумываться над тем, правильны они или нет (курсив мой.А. Д.). [4]

Последняя фраза весьма характерна: в отличие от православных канонов, подчеркивающих, что послушание должно быть сознательным и кончаться там, где начинается грех, ересь или любой отход от церковного учения или практики, секта ставит за образец слепое повиновение гуру и поклонение ему как богу, что принципиально отлично от православного духовного руководства, которое всегда стремится вести пасомого к Господу, помочь ему в деле спасения души, приуготовления ее к жизни вечной. Для контраста напомню вам высказывание основателя кришнаизма Бхактиведанты Свами Прабхупады: “Если у вас есть проблемы с Богом, помочь вам может только гуру. Если же у вас есть проблемы с гуру, помочь вам уже не может ни кто”.

Между тем стремление обрести Бога близкого, понятного, видимого и ощутимого, который взял бы на себя непосильное бремя свободы и ежечасного и ежеминутного выбора, безусловно, является одним из главных искушений падшего человечества. В этом смысле необходимо подчеркнуть, что сектантские настроения совсем необязательно присущи только лишь членам сектантских организаций: с ними можно вполне столкнуться и в окружении поп-звезды, и в рабочем коллективе, и даже в православном приходе.

Когда дама из одной так называемой “реформистской”, “прогрессивно-миссионерской” общины заявляет: “Не знаю никаких епископов; знаю моего батюшку — отца Георгия, — и больше мне никого не нужно”, — мы с грустью вынуждены констатировать, что сталкиваемся с вполне конкретным проявлением сектантского менталитета. На нем же основан и такой довольно распространенный в сегодняшней церковной жизни феномен, как “младостарчество”. Но, конечно, в нашей Церкви все эти извращения и злоупотребления — периферийные явления, осуждаемые канонами и священноначалием, а в тоталитарных сектах они являются нормой и образцом и составляют саму основу их существования.

В этом смысле изучение сектантских теории и практики может быть полезным и для нас самих: зная их, мы лучше сможем диагностировать те извращения и злоупотребления, которые проникают из мира сего и в Православную Церковь.

2) Организация.

Сектантская организация — это не религиозная организация в том виде, как мы обычно привыкли ее себе представлять. Если ее с чем-то сравнивать, то больше всего она похожа на мафию или на кадровую партию ленинского типа — сжатую “в один громящий кулак”, с железной дисциплиной и беспрекословным подчинением, с совершенно определенной нацеленностью на захват ключевых позиций (почта, телефон, телеграф и т. д. — в данном случае в переносном смысле) для овладения сначала одной страной, а затем и всем миром.

Заметим, что тоталитаризм религиозный является одной из составляющих тоталитаризма политического. Оккультные корни немецкого нацизма вряд ли для кого-нибудь сегодня являются секретом; из ряда публикаций в последние годы мы многое узнали о связях большевиков с Рерихами и другими оккультными учителями и группами. Пока нам еще довольно мало достоверно известно о темной фигуре эзотерического оккультного гуру Георгия Гурджиева, [5] который, по всей видимости, был связан и с нацистами, и с коммунистами (во всяком случае, сам он частенько хвастался, что дирижирует и Гитлером, и Сталиным).

Эти две тоталитарные секты — нацистская и ленинистская — добились власти. Подавляющее большинство тоталитарных сект, действующих в нашей стране, не менее активно, чем нацисты и коммунисты, стремятся к тоталитарному контролю над миром, к мировому господству. Практически у каждой в той или иной степени есть планы захвата власти над миром, как это невероятно ни звучит, есть и некоторая схема идеального порядка, который они намерены установить в случае своего прихода к власти.

Почти ни одна из тоталитарных сект не считает своей главной целью ту вербовку на улицах, которую мы все видим. Эта вербовка необходима сектам в первую очередь для того, чтобы занимать время молодых адептов и канализировать их энергию. Руководство каждой данной секты хорошо представляет себе, что уличная вербовка не принесет им глобального прорыва в увеличении численности адептов. Поэтому главной целью сект является заполнение тех влиятельных позиций, которые помогут им навязать свою организацию, свое вероучение области, стране, миру.

Россия сейчас представляет собой классический пример того, как могут работать сектанты в чрезвычайно благоприятных для них условиях. Похоже, существует негласный договор между ведущими сектами (мунитами, сайентологами, кришнаитами, иеговистами и др.) о разделении сфер влияния: скажем, муниты работают в области образования, сайентологи рвутся в военную промышленность и административные структуры, кришнаиты налаживают связи с пищевой и фармацевтической промышленностью, “Церковь Христа” действует среди молодежи в технических вузах и техникумах и т. п. Каждая секта стремится к завоеванию командных постов. Если сайентологи подчиняют себе директора фабрики, то все рабочие оказываются в их распоряжении: сверху легче насаждать свою систему. Если муниты обращают учительницу, то она ведет к ним весь класс. Французская телевизионная группа, посетившая одну из московских школ, сняла репортаж о мунитской учительнице, с наивной гордостью сообщившей, что из 60 учеников после года работы с ними 20 стали регулярно ходить на молитвенные собрания “Церкви объединения”.

Представляется, что жесткая пирамидальная структура большинства тоталитарных сект является инфернальной пародией на нормальный для христианской Церкви принцип иерархизма, а их стремление к мировому господству— на христианский универсализм.

3) Метод.

Метод—это то, что делает лидера лидером. Это то его изобретение, с которым он начинает покорение мира. Метод должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, но при этом ключи от него должны всегда находиться в руках у гуру или организации. До конца этот метод всегда непередаваем, вне организации его применять нельзя, вне организации он неприменим и невоспроизводим.

Что касается простоты и доходчивости, то здесь все понятно: мы живем в век инструкций, в которых все расписано. Например, человек покупает пакетик, открывает его, высыпает его содержимое в стакан, наливает туда воды и пьет: “Райское наслаждение!” Это называется “тайна”: “Просто добавь воды”. Можно говорить и о “растворимой религиозности”. Любая секта предлагает такие же простые инструкции, такой же простой рецепт: придите к нам, мы вас научим делать то-то и то-то, и вы достигнете. Чего? Вот тут-то и начинается метод любой секты, его всеобъемлющесть. Возьмите любую сектантскую листовку и вы прочтете (как это было, например, у “Аум Синрикё”), что членство в секте улучшает здоровье, повышает интеллект, приносит удачу, учит левитировать (летать по воздуху), входить в состояние невероятного блаженства, достигать спасения и т. д., и т. п.

Другой характерный пример. Многие слышали о секте под названием “Трансцендентальная медитация”. (ТМ). У них в подмосковном Щелково, а также в Омске, в Иркутске (и, по всей видимости, в других местах) есть заводы, где они выпекают идоложертвенное печенье и прочие кондитерские изделия, которые люди едят, ни о чем не подозревая. Реклама принадлежащего секте “Университета Махариши” широко публикуется в отечественных СМИ.

Итак, представители секты говорят, что не имеют отношения к религии, что трансцендентальная медитация — это научно доказанный метод, демонстрируют множество графиков и схем (что в России имеет особенно большой успех) и учат говорить определенную мантру — слог или пару слогов — по 20 минут утром и вечером. От этого, как вам обещают, вы, опять же, получите все: улучшится здоровье, повысятся умственные способности, придет успех по службе. Если на каждом предприятии 20 процентов тружеников будут медитировать утром и вечером, то выпуск продукции повысится во много раз. Если будет медитировать 10-15 процентов городского населения, то исчезнет преступность и начнется процветание, а если медитация распространится на всю страну, то у нее будут такие непобедимые вооруженные силы, что никто никогда не нападет, а уж если весь мир будет медитировать, то воцарятся вечный мир и согласие... Как видите, обещаемый сектой метод обнимает абсолютно все...

В качестве исторического курьеза приведем несколько примеров “положительного” воздействия ТМ. Когда секта обосновалась на Филиппинах, то сначала там произошло катастрофическое извержение вулкана, а потом свергли президента Маркоса. Когда “Трансцендентальная медитация” утвердилась в Иране, там произошла революция, свергли шаха и возникла “исламская республика”, немедленно ТМ закрывшая.

Сайентологический метод тоже поначалу кажется очень простым. По учению Хаббарда, во время жизни на нашу душу накладываются некие отрицательные отпечатки — энграммы. Они-то и есть источник всех наших неприятностей в жизни: простудился — значит, действует какая-то энграмма, болит позвоночник — тоже энграмма, какое-нибудь бессознательное неприятное впечатление; поссорился с женой — тоже энграмма. И так бесконечно. Эти энграммы нужно стереть, и человек будет настоящим суперменом, к нему придут успех, здоровье, невероятные физические силы — все, что хотите.

Ключ от метода остается в руках секты. Вы записываетесь на первый курс, который стоит, к примеру, 70 долларов, и проходите его, но, оказывается, до обещанных результатов еще далеко. Вам говорят: но это же только начало, а самое интересное — на втором курсе, который тоже стоит соответствующую сумму. Потом — третий курс, четвертый, пятый, и каждый из них — далеко не бесплатный (более подробно об этом в главе шестой). То есть получается что-то вроде постоянно висящей перед носом у ослика морковки, за которой надо все время бежать, но ухватить которую невозможно. Становится обидно: осталось еще чуть-чуть помедитировать или пройти еще один курс, или привести в группу еще столько-то последователей — ведь столько уже пройдено... Неужели я, уже так много вложив, брошу это дело перед самым финишем, когда я смогу обрести все? При помощи такого метода вас крепко держат на крючке.

4) “Эзотерический разрыв”.

При поступлении в секту, при вербовке человеку никогда не сообщается об истинном содержании учения секты, о том, что будет потом. Скажем, “Трансцендентальная медитация” проводит абсолютно бесплатную вводную лекцию о своем “научном методе”, не связанном с религией. Потом оказывается, что нужно записаться на платные курсы. Человек платит, и ему говорят, что нужно прийти в определенное место и принести с собой белый платочек, какой-нибудь круглый фрукт (типа яблока или апельсина) и цветок. Человек приходит и приносит все это. Его проводят в темную комнату, где сооружено нечто вроде алтаря, на котором стоит портрет индийского гуру, горят свечи. У приглашенного берут платок, расстилают перед портретом, кладут на него фрукт, в руках он держит цветочек. Инструктор говорит, что сейчас начнется небольшая этническая церемония, связанная с народным индийским фольклором — ведь гуру родом из Индии, — и начинает читать текст на санскрите, который вновь пришедший, естественно, не понимает. Этот текст — молитва, обращенная к гуру. То, что человек принес, — жертвоприношение гуру. Таким образом, он, сам того не зная, принимает участие в идолопоклонническом жертвоприношении.

В каждой религиозной традиции есть определенная молитвенная поза: католики складывают руки ладонями перед собой, православные священники воздевают руки горе, индусы же молятся, держа в руках цветочек. Но об этом новопришедшему никто ничего не говорит, и он, не осознавая того, что делает, стоит в соответствующей молитвенной позе, принимая таким образом участие в молитве перед идолом. Потом инструктор преклоняет колени и говорит: “Подойдите ко мне, я скажу вам вашу личную мантру, которой ни у кого, кроме вас, не будет”. Человек наклоняется к нему, и инструктор тихо-тихо шепчет слово, так тихо, что пришедшему приходится стать рядом с ним на колени и буквально прижаться ухом к его губам...

Новому адепту сообщают мантру (слог) и говорят, что это страшная тайна, и если он произнесет ее в присутствии других людей, произойдет какая-нибудь страшная катастрофа. То есть людей держат в секте посредством страха и начинают с того, что запугивают их. Но до того, как они сюда придут, их ведь ни о чем не предупреждали... Это и есть пример “эзотерического разрыва”, то есть по существу лжи, когда говорится и обещается одно, а на деле получается совсем другое (более подробно об этом см. гл. 10).

Что касается мантр, то самое смешное в том, что ничего секретного в них нет: они даются по определенной таблице, в зависимости от возраста вступления в секту. На адепта очень хорошо действует, если у него спросить, в каком возрасте пришел в секту, а затем вслух, громко произнести его мантру. Часто сектанты от этого впадали в шок: оказывается, то, что они считали страшным секретом, является общим достоянием.

“Эзотерический разрыв” присутствует и в мунитской вербовке. Муниты, обращаясь к людям на улицах, как правило, говорят, что являются не религиозной, а молодежной студенческой организацией. Главное для них — затащить вас на двухдневный семинар, чтобы оставить и на третий, и на четвертый день и вообще удержать как можно дольше. Вы знакомитесь с мунитом (в главе седьмой сказано, как это происходит), и этот симпатичный человек приглашает вас на загородный семинар в хорошем месте, в приятную компанию таких же приятных молодых людей, как и он. Они скажут вам, что являются молодыми идеалистами и просто собираются, чтобы поговорить о разных вещах — о том как лучше устроить мир, как помочь всем нуждающимся и бедствующим, как укрепить семьи и т. д.

Попав на семинар, человек вначале действительно ничего не слышит о религии как таковой – только бесконечный поток общих фраз. Но вот среди них проскальзывают туманные упоминания о людях, которые проповедуют нечто достойнее, и о том, что эти люди часто бывают нетрадиционными, а мы враждебно относимся ко всему, что нам кажется нетрадиционным, мы привыкли к старым ценностям и зачастую бездумно держимся за них. Но если взглянуть свежим взглядом, то может оказаться, что этого-то нам как раз и не хватало. Поэтому не лучше ли отказаться от всего старого, чтобы лучше воспринять новое, свежее, разумное...

А дальше возможны варианты. Сейчас, когда имя Муна слишком хорошо всем известно, сектантские вербовщики обычно стараются, чтобы новоиспеченный адепт как можно дольше не догадывался, что он попал к мунитам. А вот пока в нашей стране еще никто толком не знал про Муна, действовал следующий поэтапный метод: сектанты как бы случайно проговаривались, что есть замечательный проповедник Мун, христианин, который обращается ко всем, потом, если человек проглатывал эту наживку и его убеждали остаться на следующий (уже пятидневный) семинар, ему постепенно, вначале через намеки, а потом и более явно открывали, что, собственно, преподобный Мун — не просто проповедник. Он реформатор, он хочет изменить мир, Реформировать некоторые устаревшие вещи в христианстве.

Положим,человек “проглатывал” и это. Тогда его убеждали остаться на двухнедельный семинар, где осторожненько, исподволь сообщали, что преподобный Мун — больше, чем реформатор: он пророк. Например, как Илия или Елисей. Он родился на Востоке, как об этом уже было предсказано в Писании. На месячном семинаре новоиспеченный адепт уже слышал слово “мессия”. Ему говорили: “Что такое “мессия”? Ну вот, Христос был Мессия — ну и что? Он общался с разным сбродом, ездил на ослике, был бедным и в конце концов позволил Себя распять. А настоящий-то мессия должен ездить на “мерседесе”, летать на “боинге”, встречаться с президентами!” Тут и возникает фигура Муна во всем его величии, но человек к тому времени уже настолько отвык от критического мышления, что он не способен здраво к этому отнестись. Это и есть “эзотерический разрыв”: вас приглашали в одну организацию, но оказались вы совсем в другой.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение в сектоведение содержание предисловие 1 вводная часть

    Автореферат диссертации
    ... Питанов, 2006г. Введение в сектоведение Содержание Предисловие 1. Вводная часть 1.1. Предмет сектоведения 1.2. Христианская апологетика и проблема ... , отсекать, разделять. См.: Александр Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, братство во имя ...
  2. Александр леонидович дворкин сектоведение тоталитарные секты опыт систематического исследования издание 3-е переработанное и дополненное

    Автореферат диссертации
    ... питает… Святитель Тихон Задонский Предисловие Книга А.Л. Дворкина «Сектоведение» сразу приобрела статус базового учебника ... христиан о молитвенной помощи и поддержке. Александр ДворкинПредисловие автора ко второму изданию Эта ...
  3. Александр Леонидович Дворкин Сектоведение Тоталитарные секты Опыт систематического исследования

    Автореферат диссертации
    ... питает… Святитель Тихон Задонский Предисловие Книга А.Л. Дворкина «Сектоведение» сразу приобрела статус базового учебника ... христиан о молитвенной помощи и поддержке. Александр ДворкинПредисловие автора ко второму изданию Эта ...
  4. Причины появления тоталитарной теории в русском Сектоведении

    Документ
    ... Иринеем, епископом Лионским (+202). В предисловии к своей четвертой книге “Обличения ... ”clxxxvii. Протоиерей М. Козлов в предисловии к книге “Тоталитарные секты: свобода ... корней. Так в книге А.Л. Дворкина “Введение в Сектоведение” прямо говорится, что “ ...
  5. 2 христианство и секты

    Автореферат диссертации
    ... Питанов, 2006г. Введение в сектоведение Содержание Предисловие 1. Вводная часть 1.1. Предмет сектоведения 1.2. Христианская апологетика и проблема ... , отсекать, разделять. См.: Александр Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, братство во имя ...

Другие похожие документы..