Главная > Основная образовательная программа


Основная

образовательная программа

начального общего образования

Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа № 3»

Разработчики программы:

Дурнева Л.Н. – директор МОУ СОШ №3 ;

Дроздова И.С – заместитель директора по

учебно-воспитательной работе;

Байдина И.В. – заместитель директора по

воспитательной работе;

Кочетова А.И. – руководитель МО

начальных классов;

Городницкая О.Ю.- учитель начальных классов.

поселок Коммунар

2011 год

Содержание Образовательной программы

стр.

Раздел I. Пояснительная записка. 2

Раздел II. Планируемые результаты освоения обучающимися 8

образовательной программы начального общего образования.

Раздел III. Учебный план начального общего образования. 9

Раздел IV. Программа формирования универсальных учебных действий 13

(УДД) на ступени начального общего образования.

Раздел V. Программы учебных предметов, разработанные в свете 52

требо­ваний Стандарта.

Раздел VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания 100

об­учающихся на ступени начального общего образования.

Раздел VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного 108

образа жизни.

Раздел VIII. Система оценки достижения планируемых результатов 128

освое­ния основной образовательной программы начального

общего об­разования.

Раздел I. Пояснительная записка.

Введение

Основная образовательная программа начального общего образования

разработана педагогиче­ским коллективом МОУ СОШ №3 посёлка Коммунар в составе: директора МОУ СОШ №3 Дурневой Л.Н., заместителя директора по учебно-воспитательной работе Дроздовой И.С.,заместителя директора по воспитательной работе Байдиной И.В., руководителя МО начальных классов Кочетовой А.И., учителя начальных классов Городницкой О.Ю., в со­ответствии с требованиями Федерального государственного образова­тельного стандарта начального общего образования, с учетом рекомен­даций Примерной программы образовательного учреждения, особен­ностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элемен­ты научного знания, УУД).

Цель реализации Образовательной программы:

Обе­спечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, зна­ний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивиду­альными особенностями его развития и состояния здоровья.

Целью развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Пер­спективная начальная школа», является

оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его инди­видуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной дея­тельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Задачи Образовательной программы:

Образовательная программа предусматривает достижение сле­дующих результатов образования:

- личностные результаты: готовность и способность к самораз­витию;

сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые

устновки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

- метапредметные результаты: освоение обучающимися уни­версальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

- предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразо­вания и применения; система основополагающих элементов на­учного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

На ступени начального общего образования средствами УМК

«Перспективная начальная школа» осуществляется решение следу­ющих задач:

- развитие личности школьника, его творческих способно­стей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться, освоение осново­полагающих элементов научного знания, лежащих в основе современ­ной научной картины мира, и опыта его применения и преобразова­ния в условиях решения учебных и жизненных задач.

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравствен­ных установок, национальных ценностей;

-укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Принципы (требования) Образовательной программы

Стандарт направлен на обеспечение:

– равных возможностей получения качественного начального общего образования;

– духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

– преемственности основных образовательных программ;

– сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

– единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

– демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

– формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися Образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

– условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ условий обеспечения требований Стандарта

в УМК «Перспективная начальная школа»

УМК «Перспективная начальная школа» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучаемым с учетом: разновозрастного зачисления детей в первый класс (дети шести, семи, восьми лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества, что, безусловно, должно сказаться на подборе учебного материала); разного уровня владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы); особенностей мировосприятия городских и сельских детей; наполняемости классов: полные и малокомплектные; разновозрастные и разноуровневые и другие факторы.

Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»:

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.

Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД.

Принцип практической направленности. Он предусматриваетформирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию);

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.

Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

Общая характеристика Образовательной программы

Образовательная программамуниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» предусматривает:

–достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

–выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей;

–организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

–участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

Состав участников Муниципального общеобразовательного

Учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 поселка Коммунар, основанная в 1923 году, является главным звеном системы непрерывного образования и предоставляет возможность всем детям, достигшим школьного возраста, реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.

Учредителем школы является администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края. Отношения между учредителем и школой определяются договором, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации в области образования, правовыми актами органов местного самоуправления, договором между школой и Учредителем, договором между школой и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Красногвардейского района, Уставом, локальными актами.

Школа является юридическим лицом, владеет на праве оперативного управления закрепленной за ней имуществом (Свидетельство о государственной регистрации права № 26-АЗ 184210 от 29.11.2010 года).

Земельный участок закреплен за школой в постоянное (бессрочное) пользование (Свидетельство о государственной регистрации права № 26-АЖ 196375 от 23.03.2010года).

Школа имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности.

На основании экспертного заключения признана аттестованной по программам: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессиональной подготовки (Лицензия регистрационный номер № 1184

от 10.11.2010 года).

В феврале 2011 года школа прошла государственную аккредитацию, по результатам которой установлен государственный статус Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№3» (Свидетельство о государственной аккредитации № от 02 марта 2011 года).

В 2010-2011 учебном году администрация школы осуществляла внутришкольное управление в соответствии с целями, задачами и содержанием плана работы школы, который был утвержден 25 августа 2010 года на заседании педагогического совета /протокол №1/, также в соответствии с Законом РФ «Об образовании РФ», федеральных законов, законов Ставропольского края и Уставом школы.

Одной из важнейших задач школы являлось обеспечение реализации права каждого учащегося на получение бесплатного основного и среднего образования в соответствии с его потребностями и возможностями.

В течение учебного года все дети школьного возраста посещали школу, исключая детей, не посещающих общеобразовательное учреждение по медицинским показаниям.

В МОУ СОШ №3 работает коллектив преподавателей, который в процессе обучения и воспитания реализует общую цель в соответствии с Программой развития школы. Существуют взаимоотношения между членами коллектива, связанные задачами и проблемами совместной деятельности: объединения учителей начальных классов, гуманитарного цикла, естественно-математического цикла, учителей технологии, физической культуры и искусства.

Основной формой взаимодействия является обмен информацией, индивидуальные и групповые консультации,собеседования, совещания.

Раздел II.

Планируемые результаты освоения обучающимися

образовательной программы начального общего образования

Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание*;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

В сфере личностных результатов у выпускников начальной школы, занимающихся по УМК «Перспективная начальная школа», будут сформированы: внутренняя позиция; адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы и их выполнение; способность к моральной децентрации.

Пояснительная записка

к учебному плану начальной школы

МОУ СОШ №3

на 2011-2012 учебный год.

Начальное общее образование

Учебный план разработан на основе 1 варианта БУП, представленного в Примерной ООП ФГОС второго поколения, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных стандартов второго поколения в начальной школе», разработанных под руководством профессора, д.м.н. В.Р. Кучмы.

В школе в соответствии с Уставом пятидневная учебная неделя в 1 классе, шестидневная - во 2-4 классах. Недельная нагрузка не превышает предельно допустимой. Продолжительность урока в 1 классе – 35 минут, во 2—4 классах — 40 минут. Между учебной и внеучебной деятельностью предусмотрен обед, динамическая пауза - 1 час. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели, в 1 классе – 33 недели.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта, способствует формированию здорового образа жизни. Интегрированные курсы «Окружающий мир», «Изобразительное искусство и художественный труд» обеспечивают целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС. Учащимся предоставляется возможность выбора занятий, направленных на их всестороннее развитие (10 часов в неделю) в рамках неурочной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного Учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» 2011-2015 год

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  2. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного

    Основная образовательная программа
    В образовательную программу включены другие компоненты, отражающие особенности и интересы учащихся начальной школы МАОУ «СОШ № 39» города Казани с учетом динамики потребностей личности,
  3. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного образовательного учреждения «Лесновская основная общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
  4. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Малощербединская СОШ» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре
  5. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального «Средняя общеобразовательная школа № 22»

    Основная образовательная программа
    4.5. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся 43 - 46
  6. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального «Средняя общеобразовательная школа № 22»

    Основная образовательная программа
    4.5. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся 43 - 46

Другие похожие документы..