textarchive.ru

Главная > Документ


3. Сценарии (варианты) развития автономного округа

Альтернативные пути долгосрочного развития округа раскрываются в трех сценариях (инерционный, энергосырьевой и инновационный), которые различаются характером гипотез, принятых при формировании прогнозных тенденций социально-экономического развития (внешними и внутренними факторами - изменение федеральной политики, динамика конъюнктуры мировых рынков энергоносителей, поведение ресурсных корпораций, структурные сдвиги экономики самого округа). Во всех сценариях экономические показатели округа в прогнозируемой перспективе будут определяющим образом зависеть от динамики развития ТЭКа, доля которого в структуре ВРП сохранится на уровне 40 - 50%, и округ, безусловно, сохранит свою локомотивность в национальной экономике (рис. 12 - не приводится).

Рис. 12. Сценарии развития автономного округа

Рисунок не приводится.

Инерционный сценарий

Сценарий базируется на гипотезе негативного действия всех внешних и внутренних факторов. Для инерционного варианта характерны минимальные темпы роста национальной экономики, минимальная среди всех вариантов мировая цена на нефть, максимальные уровни инфляции в России, минимальная численность населения округа, значительное сокращение трудоспособного населения, максимальные темпы его старения.

В результате округ теряет свои позиции в экономике России по объемам экспорта и налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, подушевым реальным доходам среди регионов России. При этом сценарии развития округ будет отставать от России по темпам роста объема строительных работ, в том числе строительства жилых домов, грузооборота, объема платных услуг населению. Торможение динамики экономического развития значительно усилится в прогнозный период.

Резкое ухудшение условий эксплуатации основных месторождений нефти и газа приведет к сокращению добычи нефти к 2020 году до уровня 220 млн. тонн. В электроэнергетике не удается повысить эффективность, коэффициент полезного действия основных агрегатов, радикально сократить потери в сетях. В округе сохранятся зоны теплоэнергоснабжения, зависящие от ежегодного дорогостоящего завоза котельного угля и дизельного топлива для малых электростанций. В лесопромышленном комплексе продукция плитного производства, первичной переработки ввиду ожесточенной конкуренции с соседними регионами не находит рынков сбыта. Горнорудный комплекс Приполярного Урала по сути не получает дальнейшего развития, товарная продукция здесь не превосходит 30 - 40 млн. долл.

Масштабы строительства жилья и социальной инфраструктуры, промышленных объектов и транспортных коммуникаций незначительные. Развитие сектора услуг не компенсирует выбытие занятых в базовой отрасли. Количество туристов в округ не превосходит 280 тысяч человек.

Инерционное развитие экономики округа влечет снижение подушевых реальных доходов, рост безработицы по методологии МОТ до 10% и образование не отдельных точек, а зон депрессии не только в агропромысловых западных, но и старопромышленных нефтедобывающих восточных районах.

Энергосырьевой сценарий

В этом сценарии реализуются те естественные конкурентные преимущества, которыми обладает округ в традиционных сферах экономической деятельности (прежде всего нефтедобыче). Сценарий базируется на прогнозе замедления темпов развития российской экономики и экономики округа. Несмотря на нарастание негативных тенденций и усиление межотраслевых диспропорций, экономика округа к 2020 г. сохранит свои ведущие позиции в экономике страны по среднедушевой величине ВРП, подушевым реальным доходам, по объемам экспорта и налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Ухудшение условий эксплуатации основных месторождений, недостаточность объемов капиталовложений в воспроизводство минерально-сырьевой базы, сверхнормативный отбор нефти из недр в 2004 - 2010 годы приведут к сокращению добычи нефти к 2020 году до 263 млн. тонн. В электроэнергетике округа будут одновременно сосуществовать относительно эффективная "большая" энергетика крупных генерирующих мощностей и очень медленно модернизируемая "малая" коммунальная энергетика. В лесопромышленном комплексе реализуются в основном проекты плитного производства малой и средней мощности. Развиваются предприятия малого лесопиления. Крупные новые переделы - фанерный, картонный, целлюлозный - не возникают.

Развитие горнорудной отрасли происходит на основе традиционных технологий использования минерального сырья. В Приполярном Урале не возникает крупных перерабатывающих производств: добываемый бурый уголь, железная, медная руда вывозятся по новой железной дороге на предприятия Промышленного Урала для переработки. Общий объем выпуска товарной продукции составит в 2020 году около 120 млн. долл.

Строительство жилья, промышленных объектов не обеспечивается развитием коммунальной структуры: канализационных и водоочистных сооружений, полигонов по размещению отходов производства и потребления.

Происходит значительный отток способных студентов в вузы Уральского федерального округа, столичные и за границу. Общая численность туристов в 2020 году растет к 2005 году в два раза. Не ожидается значительного притока иностранных туристов. Экономический вклад отрасли в окружную экономику по числу поддерживаемых рабочих мест остается несущественным и к концу прогнозного периода не превосходит 5%.

Сохраняются существующие зоны депрессии в западных районах округа. Экологическая ситуация продолжает ухудшаться: увеличение в 2020 году суммарных валовых выбросов в атмосферу в 1,3 раза к уровню 2005 года, увеличение сброса загрязненных сточных вод в 1,3 раза, увеличение накопленных отходов производства и потребления в 1,2 раза к уровню 2005 года.

Инновационный сценарий

В данном сценарии в экономике округа создаются новые конкурентные преимущества, связанные с ее диверсификацией и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний. Сценарий исходит из гипотезы возможности реализации всего намеченного плана стратегических мероприятий в предельно благоприятных внешних и внутренних условиях - при высоких мировых ценах на нефть, динамичном развитии национальной экономики, значительных правах Правительства округа в бюджетной политике, его активном воздействии на поведение ресурсных компаний, на выработку политики недропользования на федеральном уровне, растущем интересе мирового и российского сообщества к главной нефтяной провинции России, успешно осуществляемой модернизации предприятий базового, инфраструктурного и сектора услуг экономики округа в направлении постиндустриального уклада и экономики, основанных на знаниях.

Для этого варианта характерны максимальная численность населения за счет проведения активной демографической политики стимулирования рождаемости, снижения смертности, максимальная численность трудоспособного населения.

Внедрение новых технологий в нефтяной промышленности округа позволит ввести в эксплуатацию как новые, так и ныне бездействующие скважины на выработанных месторождениях при значительном увеличении степени извлечения нефти. Рост эффективности отрасли, создание инновационно-технологического кластера в сфере ТЭК, ядром которого будет технопарк, формирование нового слоя неинтегрированных малых и средних добычных и сервисных компаний позволит сохранить уровень нефтедобычи к концу прогнозного периода на планке 280 млн. тонн за счет ввода в разработку месторождений распределенного и нераспределенного фонда недр (рис. 13 - не приводится).

Рис. 13. Сценарии развития нефтедобычи в автономном округе

Рисунок не приводится.

В электроэнергетике планируется наращивание мощностей большой энергетики (Нижневартовская ГРЭС и Сургутские ГРЭС-1, ГРЭС-2), строительство Няганьской ГРЭС, развитие малой энергетики позволит не только покрыть дефицит, но и обеспечит излишки мощности и энергии, которые по новым энергомостам смогут быть переданы в соседние регионы в размере 3602 МВт, или 26,5 млрд. кВтч/год соответственно.

Предприятиям лесопромышленного комплекса округа удастся перехватить инициативу у соседних сибирских и уральских регионов, быстро создать новые переделы - фанерный, картонный, целлюлозный. Реализация этих проектов позволит создать несколько сотен новых рабочих мест. Технологическое, научное и кадровое перевооружение комплекса приводит к его трансформации в наукоемкий кластер окружной экономики.

Формирование горнорудного кластера предполагает создание транспортной (строительство автомобильной и железной дороги по восточному склону Уральского хребта) и энергетической инфраструктуры, а также использование технологий глубокой переработки минерального сырья. Намечается ввод в эксплуатацию крупных предприятий по добыче угля, черных и цветных металлов (освоение месторождений угля, железной руды, медно-цинковых и хромовых руд). Объем выпуска товарной продукции составит в 2020 г. около 565 млн. долл. В новом кластере окружной экономики может быть создано до 30 тысяч новых рабочих мест.

Для транспортной системы округа будет характерно значительное повышение степени комплексности (взаимодополняемости) автомобильного, железнодорожного, речного и авиационного транспорта, развитие логистических услуг. Продолжится формирование в округе высокоразвитой рыночной инфраструктуры, представленной сектором финансовых, консалтинговых, аудиторских, риэлторских и транспортно-экспедиционных услуг, предприятиями формирующегося информационно-телекоммуникационного кластера - фирмами по производству коммуникационного, медицинского оборудования; измерительных инструментов; программного обеспечения; платного телевидения, телекоммуникационных, информационных, компьютерных услуг, услуг по переработке данных, компьютерной графики.

Мощный рост будет характерен для туристско-рекреационного комплекса округа, специализированного на спортивном, деловом, экстремальном, круизном и экологическом туризме.

Малые предприятия превращаются в реальный двигатель быстрых инновационных структурных преобразований в экономике округа, их доля в совокупной занятости существенно возрастает.

Объемы строительства жилья удастся увеличить в два раза против существующего уровня (рис. 14 - не приводится), прежде всего, за счет привлечения внебюджетных средств (сбережений населения и ресурсов банковской системы - местной и других регионов и стран) по ипотечным схемам. Ипотечные кредиты достигнут 65% источников финансирования покупки жилья в 2020 году. В результате уровень обеспеченности жильем поднимется с 18,1 м2 в 2007 году до 30 м2 общей площади на одного человека в 2020 году. Качество коммунального обслуживания в округе будет соответствовать восточноевропейским стандартам 2005 - 2010 годов.

Рис. 14. Динамика ввода общей жилой площади в округе, тыс. кв. метров

Рисунок не приводится.

Платные услуги в области образования увеличиваются в несколько раз, что качественно меняет ситуацию и обеспечивает ускоренную институциональную, организационную перестройку системы образования для максимально эффективного взаимодействия с динамично меняющимся рынком труда.

Для экологической ситуации характерны уменьшение выбросов в атмосферу в 1,3 раза в основном за счет сокращения выбросов от стационарных источников, снижение потребления свежей воды (в 1,2 раза) за счет снижения потребления воды на производственные нужды; увеличение оборотного водопотребления (в 1,2 раза), существенное снижение сброса загрязненных сточных вод, сокращение нарушенных земель (в 1,5 раза), сокращение общей фактической площади нефтезагрязненных земель в два раза, существенное снижение объемов накопления отходов производства и потребления (в 1,6 раза). Степень утилизации попутного нефтяного газа во всех районах округа достигнет к 2020 году 98%.

Реализация инновационного сценария развития округа базируется на гипотезе кардинального повышения производительности труда. В основных секторах окружной экономики должен быть достигнут двукратный рост этого показателя за 12 лет.

Максимальные риски для округа представляет инерционный сценарий. Инерционный сценарий способствует лишь частичному раскрытию имеющегося потенциала округа. И только инновационный сценарий способствует максимальной, во всей полноте, актуализации конкурентных преимуществ округа.

Поэтому целевой сценарий, который детально рассматривается далее, исходит из возможности выбора прогнозного пути развития округа по инновационному сценарию.

Таблица 8

Особенности сценарных условий (уровень 2020 года)

Инерционный
(ухудшение
тенденций)

Энерго-
сырьевой
(сохранение
тенденций)

Инновационный
(активная
политика)

Внешние условия:
Ежегодный рост национальной
экономики, %

2,0

4,0

6,0

Инфляция годовая, %

4,0

3,5

3,5

Цена за баррель нефти Urals, долл.

ниже 35

не ниже 50

выше 50

Внутренние условия:
ВРП рост к уровню 2006 года, % (в
сопоставимых ценах)

109,3

136,3

155,0

Объем добычи нефти на территории
округа, млн. т

ниже 220

263

280

Численность населения округа, тыс.
чел.

1650,4

1679,9

1707,5

в т.ч. трудоспособное

983,6

1001,2

1017,7

Рост производительности труда к
2006 году

1,2

1,5

2,0

Уровень безработицы по методологии
МОТ, %

10,0

6,5

5,0

Продолжительность жизни населения,
лет

72

73

75

Совокупные объемы инвестиций, млрд.
руб.

1069,6

1345,2

1879,5

Структура ВРП:

Производство товаров, %
в том числе:

66,8

66,2

61,8

добыча полезных ископаемых

55,9

54,9

48,5

обрабатывающие производства

1,7

1,9

2,9

производство и распределение
электроэнергии, газа и воды

2,0

1,7

1,6

производство услуг, %

33,2

33,8

38,2

Количество въездных туристов, тыс.
чел. в год

280

550

1100

4. Долгосрочные приоритетные направления и цель развития

автономного округа в рамках выбранного (основного) сценария

Стратегическая цель долгосрочного развития округа - обеспечить сохранение его ведущей роли в общероссийской экономике как необходимой основы для повышения качества жизни, благосостояния, уменьшения бедности, формирования установки на постоянное проживание в округе современных и будущих жителей Югры. Округ должен стать лучшей территорией России по возможностям карьерного роста, значительного повышения социального и материального статуса в течение жизни, в поощрении таланта и успеха. Устойчивость экономики округа будет обеспечена за счет радикального повышения эффективности, прежде всего на основе роста производительности труда во всех основных секторах, увеличения экспортного потенциала в новых видах экономической деятельности.

В течение рассматриваемого периода экономика округа будет развиваться темпами, относительно меньшими, чем экономика Российской Федерации, что связано с резким преобладанием в его современной отраслевой структуре нефтегазового комплекса, существенно менее динамичного, чем отрасли обрабатывающей промышленности, сектора информационных технологий и другие отрасли сектора услуг.

Ведущая роль в экономике сохранится за нефтегазовым комплексом, однако число занятых в нем будет сокращаться. Приоритетным направлением станет развитие при учреждениях профессионального образования отделений по подготовке, повышению и смене квалификации взрослого населения. В связи с необходимостью переобучать высвобождаемых работников из топливно-энергетического комплекса для поддержания их конкурентоспособности на региональном рынке труда к реализации данного направления будут привлечены крупные ресурсные корпорации.

Ускоренный рост ожидается в строительном производстве, что обусловлено наращиванием объемов жилищного и социального строительства (в том числе в рамках реализации национальных проектов), модернизацией действующих и сооружением новых объектов ТЭКа, транспортной инфраструктуры, торговых и туристических комплексов. Наиболее высокими темпами будет развиваться сектор услуг, что позволит более рационально использовать имеющиеся в регионе трудовые ресурсы.

До 2020 года при проведении активной политики по сохранению нынешнего режима естественного прироста населения, с учетом миграционного прироста, будет обеспечиваться прирост населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. За счет постоянного роста производительности труда, наиболее ощутимого, прежде всего, в самых капиталоемких корпоративных отраслях базового сектора экономики, здесь будет возможно наращивать объемы производства даже в условиях сокращения численности занятых. В более трудоемком секторе услуг рост производства будет достигаться за счет некоторого увеличения общей численности занятых по сравнению с современным периодом.

После 2018 года главные структурные сдвиги в экономике округа будут состоять в значительном росте доли малого нефтяного бизнеса в общем производстве промышленной продукции и в структуре ВРП. Этот структурный сдвиг вызовет опять некоторый количественный рост занятости в нефтегазовом секторе экономики. В инфраструктурном секторе в этот период будет создан мощный пласт малых строительных, транспортных компаний, которые обеспечат стабилизацию общей занятости. Наконец, в секторе услуг самым быстро растущим по занятости станет подсектор производственных услуг - сервиса для нефтедобычи, лесопромышленного комплекса, подрядного, инжинирингового бизнеса и др.

К 2020 году доля нефтегазового сектора в валовом региональном продукте уменьшится до 45 - 50% (сегодня более 60%) за счет опережающего развития новых конкурентоспособных комплексов, обеспечивающих производство интеллектуальной продукции с высокой добавленной стоимостью: лесопромышленного, горнорудного, биоэнергетики и биотехнологии, аэрокосмического и других.

Особая роль в решении задачи по диверсификации экономики округа и переходу на инновационный путь развития отводится интеллектуальным территориям (технопаркам, технико-внедренческим зонам, бизнес-паркам), которые должны способствовать созданию в округе наукоемких технологий и производств. С целью формирования системы венчурного инвестирования, развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов необходимо создание системы венчурных фондов.

Другие меры по формированию инфраструктуры инновационного развития округа предполагают: создание переговорных площадок между местной администрацией, представителями бизнеса, гражданским обществом и научными учреждениями; создание Центра экспертизы и мониторинга инновационных проектов; создание венчурного клуба; создание и ведение сайта инновационных проектов; обучение инновационных и проектных научных менеджеров, представителей местной администрации; разработку новых нормативных документов, регулирующих инновационную деятельность на окружном и муниципальном уровнях; организацию институтов экспертизы, консалтинга, открытых тендеров по защите и реализации проектов инновационного развития территории.

Прогнозная структура доходной и расходной части бюджета округа предполагает увеличение доли расходов на инфраструктурные отрасли, сохранение прежней доли социальных расходов; значительный рост доли налогов на имущество (табл. 9).

Таблица 9



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития

    Документ
    ПРАВИТЕЛЬСТВОХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГООКРУГА - ЮГРЫРАСПОРЯЖЕНИЕот14ноября2008 г. N 491-рп О СТРАТЕГИИСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГООКРУГА - ЮГРЫ ДО 2020 ГОДА Руководствуясь положениями ...
  2. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город покачи на период до 2020 года

    Документ
    ... в округ 2. Концепция социально-экономическогоразвитияХанты-Мансийскогоавтономногоокруга-ЮгрыРаспоряжениеПравительства ХМАО-Югрыот 29.09.2001 г. № 566-рп 3. Стратегиясоциально-экономическогоразвитияХанты-Мансийскогоавтономногоокруга-Югры ...
  3. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры постановление (1)

    Документ
    ... Стратегиейсоциально-экономическогоразвитияХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры до 2020 года, одобренной распоряжениемПравительстваХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот14ноября2008 года № 491-рп, ПравительствоХанты-Мансийского ...
  4. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры департамент труда и занятости населения ханты-мансийского автономного округа - югры состояние

    Автореферат диссертации
    ... -МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот 22.04.2009 № 88-п «О развитии системы социального партнерства в Ханты-МансийскомавтономномокругеЮгре»; 7. РаспоряжениеПравительстваХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот 09.06.2009 № 221-рп ...
  5. Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    Доклад
    ... Стратегиисоциально-экономическогоразвитияХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры до 2020 года, одобренной распоряжениемПравительстваавтономногоокругаот14ноября2008 года № 491-рп; – Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского ...

Другие похожие документы..