textarchive.ru

Главная > Документ


Агропромышленный комплекс автономного округа ежегодно производит сельскохозяйственной продукции в объеме 3,8 млрд. рублей. Производство молока составляет - 20,3 тыс. т, мяса - 6,69 тыс. т, яиц - 25,4 млн. штук. В результате проводимой политики, направленной на эффективное развитие предприятий агропромышленного комплекса в 2007 году в Югре наметилась тенденция увеличения темпов развития сельскохозяйственного производства. Наблюдается рост производства мясной и молочной продукции категориями всех хозяйств, увеличилось поголовье скота. Впервые малые формы хозяйствования на селе и личные подсобные хозяйства граждан получили доступ к кредитным и инвестиционным ресурсам коммерческих организаций на развитие производства с возмещением процентной ставки по привлекаемым кредитам из федерального и окружного бюджетов.

Основу рыбопромышленного комплекса округа ранее составляли шесть крупных территориально рассредоточенных комбинатов - Сургутский, Ханты-Мансийский, Березовский рыбокомбинаты, Октябрьский, Нижневартовский, Кондинский рыбозаводы. Уровень технического, технологического оснащения позволял рационально использовать все добываемое сырье, вырабатывать большой ассортимент пищевой рыбной продукции, консервов и пресервов, кулинарной продукции, из отходов от разделки рыбы изготавливалась рыбная кормовая мука. В настоящее время продолжают работу Березовский и Ханты-Мансийский рыбокомбинаты. Ежегодные общедопустимые уловы водных биоресурсов за последние пять лет колеблются от 14 до 17 тысяч тонн. Добыча (вылов) рыбы и переработка составляют до 10 тысяч тонн, при этом глубокая переработка рыбы составляет менее 20%.

Окружной проект развития рыбохозяйственного комплекса предусматривает возрождение отрасли и строительство нескольких новых крупных объектов, в числе которых ввод в эксплуатацию в 2009 году рыборазводного завода по воспроизводству ценных видов промысловых рыб, строительство завода по глубокой переработке рыбы мощностью 3,5 тысячи тонн в городе Ханты-Мансийске. Эти предприятия будут являться основой для создания территориального хозяйственного комплекса по рациональному использованию рыбных ресурсов Югры, включающего в себя следующие направления:

пастбищное рыборазведение на озерном фонде;

индустриальное садковое и бассейновое выращивание рыбы с использованием термальных вод;

рыболовство на основных речных магистралях;

рыбопереработка в 4-х оптимальных с сырьевой точки зрения районах.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью современной рыночной системы хозяйствования. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обеспечивает частичное решение проблемы занятости населения, насыщает потребительский рынок разнообразными товарами и услугами.

В 2007 году в автономном округе осуществляло свою деятельность 7,8 тысячи предприятий малого бизнеса с общей численностью 64,2 тысячи человек (средний размер - 7 человек). В сравнении с 2006 годом количество малых предприятий увеличилось на 4,5%, а численность работников на 16,0%.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон ХМАО - Югры "О программе развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004 - 2010 годы" принят 30.12.2003, а не 02.10.2008 и имеет номер 82-оз, а не 107-оз. Указанные реквизиты имеет Закон ХМАО - Югры "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004 - 2010 годы".

Деловой активности малых предприятий способствуют созданные со стороны государственных органов исполнительной власти условия. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приняты и действуют два Закона - "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 27 декабря 2007 года N 213-оз и от 2 октября 2008 года N 107-оз "О Программе развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004 - 2010 годы".

Позитивные темпы роста малого предпринимательства в значительной степени обусловлены успешной реализацией механизмов поддержки малого бизнеса. В автономном округе действуют организации, формирующие инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, среди них Фонд поддержки предпринимательства Югры, его филиалы и представительства, торгово-промышленные палаты, окружной бизнес-инкубатор, его филиалы и представительства, лизинговые компании, консалтинговый центр.

Для автономного округа характерен значительный удельный вес населения в трудоспособном возрасте, который сохранится до 2010 года: трудовые ресурсы составляют более 70% в структуре населения. После 2010 года пополнение рынка труда сократится, так как в трудоспособный возраст будет вступать поколение, появившееся на свет в 1990-е годы - годы с относительно низкой рождаемостью; начнется выход на пенсию более многочисленных групп старших возрастов, что приведет к неизбежному старению населения. В динамике численности населения округа все большую роль будет играть естественный прирост, что уже обозначилось как тенденция в последние годы (рис. 4 - не приводится).

Рис. 4. Соотношение естественного и механического прироста населения автономного округа

Рисунок не приводится.

1.1. Оценка ключевых внешних факторов

Ключевыми внешними факторами, которые оказывают существенное влияние на развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являются макроэкономическая ситуация в Российской Федерации; действия федеральных властей в области финансово-бюджетной, энергетической, политики недропользования; экономико-географическое положение округа и сложившиеся межрегиональные связи; степень включенности округа в систему глобальных товарных и информационных обменов.

Макроэкономическая ситуация в Российской Федерации

Устойчивый рост национальной экономики предоставляет удачный шанс для развития в округе новых, ненефтяных видов деятельности - въездного туризма, глубокой переработки леса, минерально-сырьевого комплекса на Приполярном Урале, высокотехнологичных медицинских услуг, ориентированных на рынки Уральского и Сибирского федеральных округов и других.

Сравнительная привлекательность Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для мигрантов не снижается, среднее значение числа прибывающих в автономный округ составляет более 40 тыс. человек в год, однако по сравнению с 1990-ми годами поток мигрантов несколько снизился (рис. 5 - не приводится).

Рис. 5. Динамика прибытий мигрантов в автономный округ, чел.

Рисунок не приводится.

Резервы пополнения рынка труда внешними работниками, приезжающими сюда на длительный срок, не на сезонные работы, начинают исчерпываться. Тем важнее становится формирование собственного постоянного населения, готового работать в автономном округе основной период своей трудоспособной жизни.

Действия федеральных властей,

оказывающие влияние на развитие региона

Общая закономерность развития северных нефтегазовых регионов мира состоит в высокой зависимости от норм и правил центрального (федерального) Правительства. Ввиду особенностей современного российского регламента недропользования влияние окружной власти на оборот природных активов, которые являются наиболее ценным ресурсом, находящимся на территории округа, минимальное. Условия конкурсной или аукционной продажи перспективных нефтегазоносных участков недр полностью определяются на федеральном уровне.

Неустойчивость федеральной бюджетной политики в результате частого изменения норм и правил распределения ресурсных доходов между уровнями власти в последние пять лет была генератором нестабильности для инвестиционного развития округа. Существующие принципы налогообложения и пропорции распределения доходов между субъектами Федерации и центром не позволяют округу в сколько-нибудь значительных размерах использовать текущие доходы от добычи углеводородного сырья для реализации инвестиционной программы, накопления и создания финансовых предпосылок для долговременного экономического роста.

Экономико-географическое положение автономного округа

(в Уральском федеральном округе, стране, мире) и связи

с другими субъектами Российской Федерации

На севере округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, на северо-западе - с Республикой Коми, на западе - со Свердловской областью, на юге - с Тобольским и Уватским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке - с Томской областью и Красноярским краем. Отношения с регионами Тюменской области, с ближайшими соседями по Уральскому федеральному округу имеют для округа особый приоритет.

На основании Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 августа 2004 года N 150 принята областная целевая программа "Сотрудничество" на 2005 - 2009 годы, которая была пролонгирована в мае 2008 года до 2015 года. Целью Программы является развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере региона на основе наличия общих интересов и общей задачи обеспечения достойной жизни граждан, формирование и реализация планов социально-экономического развития Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах всего населения, проживающего на территории области.

Доходная часть Программы формируется за счет средств, переданных Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом в бюджет Тюменской области в виде налоговых доходов от налога на прибыль организаций по нормативу в размере 29,5%. Доля доходной части Программы, формируемой за счет налогоплательщиков Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, составляет от 70% до 75%.

В рамках программы "Сотрудничество" за счет бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию мероприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляется строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального значения, поддержка инвестиционных проектов, проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, строительство объектов социальной инфраструктуры, находящихся в окружном ведении. Приоритетным направлением является строительство объектов образования, здравоохранения с обеспечением высокотехнологичным медицинским оборудованием, а также строительство объектов в области физической культуры и спорта. Кроме того, осуществляется поддержка транспортных организаций, сельскохозяйственного производства, социальная поддержка отдельных категорий населения автономного округа в рамках внутриобластных миграционных процессов, а также оказание услуг в областных медицинских организациях и организациях социальной направленности.

Интеграция с машиностроителями Тюмени осуществляется на уровне хозяйственных связей, организации, имеющие высокий научно-технический потенциал, передовые технологии, привлекаются к поиску, разведке и разработке месторождений сырьевых ресурсов.

В последние пять лет под влиянием сформированного Уральского федерального округа вновь усилились традиционные связи нефтяников с машиностроителями Свердловской области. Уральские заводы производят газовые турбины, буровые установки для нефтепромыслов округа. Из округа осуществляется транзит нефти через Свердловскую область, вывоз деловой древесины из западной части округа в малолесные уральские регионы.

Межрегиональное сотрудничество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с субъектами Российской Федерации имеет комплексный характер и осуществляется в рамках Соглашений о сотрудничестве.

В 2007 году наиболее активно велась работа по реализации межрегиональных соглашений автономного округа с Санкт-Петербургом, Нижегородской, Томской, Свердловской, Ульяновской, Омской, Ленинградской, Калининградской областями, Республиками Башкортостан, Татарстан.

Межрегиональное сотрудничество исполнительных органов государственной власти автономного округа осуществляется в различных сферах деятельности и направлено на расширение существующих и налаживание новых долгосрочных, взаимовыгодных, равноправных и добрососедских взаимоотношений.

За 2007 год исполнительными органами государственной власти проведено 758 мероприятий, в том числе в рамках соглашений - 485, вне рамок соглашений - 273 мероприятия. Наиболее активные сферы сотрудничества в рамках соглашений: физкультура и спорт, культура и искусство, информационные технологии, охрана окружающей среды, государственное управление и туризм (рис. 6 - не приводится).

Рис. 6. Структура межрегиональных связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2007 году

Рисунок не приводится.

Наиболее интенсивные связи округа со странами СНГ (Украины, Таджикистана, Узбекистана и др.) налажены по линии сезонного (вахтового) и более длительного привлечения мигрантов в нефтедобывающую и строительную отрасли. Привлечение иностранной рабочей силы в автономный округ восполняет дефицит местных квалифицированных кадров рабочих профессий и инженерно-технических работников.

Степень включенности автономного округа в систему

глобальных товарных и информационных обменов

Два транспортных коридора федерального значения проходит через округ: "Сибирский коридор" (Тюмень - Тобольск - Сургут - Ноябрьск - Новый Уренгой - Надым - Салехард), движение по которому активизировалось после сооружения моста через Обь в районе г. Сургута, он укрепляет меридиональные связи округа со своими соседями по Тюменской области; "Северный маршрут" (Пермь - Серов - Ивдель - Советский - Ханты-Мансийск - Нефтеюганск - Сургут - Нижневартовск - Томск), движение по которому в пределах округа полностью открыто в 2004 году, после завершения строительства моста через Иртыш в районе Ханты-Мансийска, он обеспечивает округу на западе вхождение в общетранспортную инфраструктуру европейской части России (через г. Ивдель, Серов, Пермь), на востоке вхождение в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали (через г. Томск).

В округе нет интегральной сети железных дорог, существует три отрезка внутри направлений "Тюмень - Сургут - Новый Уренгой" (ответвление на Нижневартовск), "Екатеринбург - Серов - Приобье" с ответвлением на Агириш, "Екатеринбург - Тавда - Междуреченский". Они связывают отдельные части округа с Тюменской и Свердловской областями. Железная дорога на западе округа обслуживает грузы лесной промышленности, на северо-востоке - топливно-энергетического комплекса.

Водный транспорт привязан к рекам Обь-Иртышского бассейна (главные речные порты Сургут, Сергино, Нижневартовск), по которым перевозится значительная часть строительных грузов, в том числе по малым рекам (Северная Сосьва, Конда, Аган, Вах) и объединяет Ханты-Мансийский автономный округ - Югру с Ямало-Ненецким автономным округом на севере, с Тюменской областью на юге. Воздушный транспорт связывает округ с основными центрами страны, Урала и Сибири. Базовые аэропорты расположены в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске.

Развитие информационных коммуникаций в округе характеризуется высокими темпами с начала 1990-х годов, особенно в последние пять лет. По ключевым показателям телефонизации - доле работников, имеющих доступ к Интернету и электронной почте, развитости каналов высокоскоростной связи, округ имеет передовые позиции в стране. Цифровые телекоммуникационные сети связывают теперь города и крупные поселения округа со всеми российскими регионами и странами мира.

В структуре вывозных, в том числе экспортных, товарных потоков лидирует продукция базового сектора экономики - прежде всего нефть и нефтепродукты, затем лесные грузы; по ввозу доминируют строительные материалы (цемент и др.), затем следуют черные металлы, нефтепродукты, продовольственные и промышленные товары для населения. В импортных грузах доминируют машины, станки и автомобили.

В течение многих лет округ использует свои внешние (межрегиональные и международные) связи, чтобы внедрить в экономику и социальную сферу передовой мировой опыт. Американские и канадские технологии используются в нефтедобыче и разведочном бурении; финские и шведские технологии в лесозаготовках и лесопереработке, для производства тепловой энергии в небольших населенных пунктах, в дорожном хозяйстве. Законотворческий опыт провинции Альберта Канады использовался в сфере нефтегазового комплекса в вопросах взаимодействия органов власти с недропользователями, при взаимодействии недропользователей с коренными малочисленными народами Севера. Телемедицинская сеть в округе возникла в результате совместного проекта с американским штатом Аляска в рамках "Северного форума".

На протяжении шести лет в округе работал российско-канадский проект INRIPP-II "Институциональное строительство для коренных малочисленных народов Севера России". В его рамках специалисты региональной и муниципальной власти, представители общественных организаций прошли обучение в Канаде. Результатом программы стало создание региональной национальной корпорации общин коренных малочисленных народов Севера в округе.

В последние годы округ начал использовать опыт международных финансовых организаций. Заключено соглашение с Всемирным банком по обучению специалистов в сфере управления финансовыми активами, в частности, пенсионными средствами; отрабатываются линии сотрудничества с Международным банком реконструкции и развития по совершенствованию управления государственными финансами и внедрению элементов бюджетирования, ориентированного на результат; разработке показателей результативности и эффективности деятельности органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; выработке финансовой модели обеспечения высокотехнологичных медицинских услуг через систему частно-государственного партнерства; рационализации сети высших учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; передаче опыта по реализации Киотского протокола (факельное сжигание попутного газа); в реализации проектов по сокращению выбросов в атмосферу - в рамках деятельности углеводородного фонда Международного банка реконструкции и развития.

1.2. Оценка внутренних ресурсов и потенциала

Ключевые внутренние факторы, которые оказывают влияние на развитие округа, - это его природно-ресурсный потенциал, демографическая ситуация и человеческий потенциал, сложившаяся система расселения, инфраструктурная обеспеченность, структура экономики, этнокультурная ситуация.

Природно-ресурсный потенциал автономного округа

Регион занимает первое место в России по запасам нефти, входит в пятерку регионов России по запасам природного газа. Наиболее крупные месторождения нефти - Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское. Наряду с нефтью и газом территория округа богата лесными, минерально-сырьевыми и другими ресурсами.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра обладает значительными лесосырьевыми ресурсами. Запасы древесины, в основном сосна, ель, кедр, пихта, лиственница, осина и береза, - более двух млрд. кубометров. Доля хвойных насаждений составляет около 73%, общий уровень лесистости - 57%. Качество лесных ресурсов округа среднее - значительна доля "тонкомера", древесины с различными дефектами по причине высокой увлажненности и заболоченности ландшафтов. Вывозка древесины последние годы составляла около 1,6 млн. м3, пик советского времени - 14 млн. м3.

Рудные полезные ископаемые Приполярного Урала представлены месторождениями и рудопроявлениями железа, марганца, хрома, цветных, редких и благородных металлов. Из неметаллического сырья выявлены крупные месторождения угля, кварца (ежегодные объемы добычи сырья около двух тысяч тонн), горного хрусталя, поделочного и облицовочного камня, барита, фосфоритов. К настоящему времени геологические запасы доведены до промышленных категорий лишь по бурым углям, кварцевому сырью, золоту, породам, пригодным для производства сорбентов и некоторым стройматериалам. Общая валовая потенциальная стоимость твердых полезных ископаемых в недрах определена в 425,7 млрд. долл., извлекаемая ценность продукции может составить несколько десятков млрд. долл.

Демографическая ситуация и человеческий потенциал

Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в отличие от Российской Федерации в целом, в последние 10 лет характерна тенденция увеличения численности населения. Устойчивость демографического развития достигается за счет более молодой возрастной структуры населения, более высокого, чем в России, уровня рождаемости, сравнительно низкого уровня смертности и положительного до последнего времени сальдо миграции с регионами России и странами Средней Азии и Закавказья.

Численность постоянного населения округа по состоянию на 1 января 2008 года составляет 1505,2 тыс. человек, в том числе городское население - 1357,2 тыс. человек. В округе выше, чем в России, доля лиц трудоспособного возраста (71,2% против 63,3% по России) и ниже удельный вес старше трудоспособного (соответственно 8,4% и 20,4%). Удельный вес лиц в возрасте 65 лет и старше в автономном округе - 3,7%, в России 13,9%. В округе выше доля мужчин, чем в среднем по России: в 2002 г. в стране в целом на 1000 мужчин приходилось 1147 женщин, а в округе - 1011.

Округ обладает наименьшей среди всех регионов России долей уроженцев (лиц, проживающих здесь с рождения); в 1989 г. здесь уроженцы встречались в 2,2 раза реже, чем в России, в 2002 г. это соотношение увеличилось до 2,8 раза. Именно поэтому для округа так важна политика поощрения рождаемости - особенно значимая в условиях уже обозначившегося постепенного старения населения (сокращение доли детей, рост доли пенсионеров) - и формирования более оседлой, чем сегодня, местной популяции людей, ориентированной на проживание здесь в течение длительного времени.

Выполнение этих приоритетов обеспечивается реализацией Концепции демографической политики и Программы демографического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2015 года, мероприятия которой направлены на улучшение ситуации в области охраны здоровья и снижение смертности, особенно детской, укрепление семьи, повышение рождаемости и социальную поддержку населения. Ее реальные результаты уже проявились в увеличении продолжительности жизни в 2000 - 2006 годы: мужчин на 3,0 года (с 60,3 до 63,3 лет), женщин на 2,1 года (с 72,6 до 74,7 года).

Сложившаяся система расселения

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одной из наиболее плотно заселенных территорий российского Севера. В состав округа по состоянию на 1 января 2007 года входят 106 муниципальных образований, в том числе 13 городских округов (Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск); девять муниципальных районов (Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский); 26 городских и 58 сельских поселений.

Для округа характерна высокая степень урбанизации. При средней доле городского населения по России в 73% в округе она превышает 91%. В округе 168 сел, сельское приречное расселение обладает крайней дисперсностью, что определяет своеобразие моделей реструктуризации сети бюджетных учреждений сельской местности.

Инфраструктурная обеспеченность

По развитости наземных сетей округ резко отстает от среднероссийских показателей - на 1000 кв. км территории приходится 19,7 км автодорог с твердым покрытием (в России 41,3 км), 2,05 км железных дорог (в России - 5,0 км). В структуре транспорта преобладает трубопроводный, железнодорожный и водный, специализированные на вывозе нефти и нефтепродуктов, преимущественно в южном и западном направлениях. Транспортные связи между районами и внутри районов округа, между центром округа и его территориями слабые. Большую роль в нефтеносных и лесоэксплуатационных районах играет ведомственный транспорт (подвижной состав и транспортная сеть), не всегда пригодный для транспорта общего пользования. Фактор сезонности предопределяет использование в различные периоды года различных видов транспорта. Протяженность зимних дорог и ледовых переправ округа составляет 3220 км. В обеспеченности коммуникационной, социальной инфраструктурой в последнее десятилетие в округе достигнут ощутимый прогресс.

Система образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Представлена 932 образовательными учреждениями, в том числе: 397 дошкольными образовательными учреждениями, 397 общеобразовательными учреждениями, в том числе семь негосударственных. Начальное профессиональное образование в округе является бесплатным в окружных и муниципальных учреждениях начального профессионального образования в пределах плана по специальностям, утверждаемого ежегодно окружными государственными органами управления образованием. Система представлена 14 учреждениями начального профессионального образования (в том числе 2 учреждения системы исполнения наказаний). К наиболее важным тенденциям развития сети средних специальных учебных заведений необходимо отнести развитие многопрофильности, увеличение перечня необходимых для рынка труда специальностей профессионального образования. Подготовка специалистов среднего профессионального образования ведется в 18 средних профессиональных образовательных учреждениях более чем по 50 специальностям.

Высшее профессиональное образование в автономном округе представлено четырьмя государственными университетами - Югорский, Сургутский государственный университеты, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Сургутский государственный педагогический университет и Ханты-Мансийским государственным медицинским институтом, выпускающими специалистов различных специальностей (табл. 3). Широко развита филиальная сеть учреждений профессионального образования.

Таблица 3



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития

    Документ
    ПРАВИТЕЛЬСТВОХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГООКРУГА - ЮГРЫРАСПОРЯЖЕНИЕот14ноября2008 г. N 491-рп О СТРАТЕГИИСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГООКРУГА - ЮГРЫ ДО 2020 ГОДА Руководствуясь положениями ...
  2. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город покачи на период до 2020 года

    Документ
    ... в округ 2. Концепция социально-экономическогоразвитияХанты-Мансийскогоавтономногоокруга-ЮгрыРаспоряжениеПравительства ХМАО-Югрыот 29.09.2001 г. № 566-рп 3. Стратегиясоциально-экономическогоразвитияХанты-Мансийскогоавтономногоокруга-Югры ...
  3. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры постановление (1)

    Документ
    ... Стратегиейсоциально-экономическогоразвитияХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры до 2020 года, одобренной распоряжениемПравительстваХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот14ноября2008 года № 491-рп, ПравительствоХанты-Мансийского ...
  4. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры департамент труда и занятости населения ханты-мансийского автономного округа - югры состояние

    Автореферат диссертации
    ... -МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот 22.04.2009 № 88-п «О развитии системы социального партнерства в Ханты-МансийскомавтономномокругеЮгре»; 7. РаспоряжениеПравительстваХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот 09.06.2009 № 221-рп ...
  5. Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    Доклад
    ... Стратегиисоциально-экономическогоразвитияХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры до 2020 года, одобренной распоряжениемПравительстваавтономногоокругаот14ноября2008 года № 491-рп; – Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского ...

Другие похожие документы..