textarchive.ru

Главная > Документ


ПРОЕКТ

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

НА СРЕДНЕ- И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

4

Глава 1. Общая оценка ситуации

4

Глава 2. Характеристика основных отраслей

6

Глава 3. Характеристика человеческого капитала и отраслей социальной сферы

53

Глава 4. Государственное управление и гражданское общество

77

Глава 5. Международное сотрудничество на региональном и муниципальном уровне

80

Раздел II. ВНЕШНИЙ КОНТЕКСТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

83

Глава 1. «Повестка дня» для Калининградской области и вызовы 90-х: особые решения для особого региона

83

Глава 2. «Повестка дня» 2005-2008 гг. итоги

87

Глава 3. Повестка 2008-2010 гг.: вступление России в ВТО. Финансово-экономический кризис и его последствия

96

Глава 4. Базовые социально-экономические процессы в глобальной перспективе

108

РАЗДЕЛ III. Внутренний контекст стратегии развития Калининградской области как одного из субъектов Российской Федерации

115

Глава 1. Российский аспект стратегии развития Калининградской области

115

Глава 2. Российские приоритеты на среднесрочную перспективу, имеющие отношение к сценариям развития Калининградской области

117

РАЗДЕЛ IV. Системные проблемы социально-экономического развития Калининградской области

129

РАЗДЕЛ V. Стратегические цели и базовый сценарий, приоритеты социально экономического развития Калининградской области

138

Глава 1. Стратегические цели развития Калининградской области

138

Глава 2. Базовый сценарий (основная концепция) социально-экономического развития Калининградской области

140

Глава 3. Комплексное социально-экономическое развитие Калининградской области в рамках реализации базового сценария: приоритетные направления («локомотивы роста») и модернизация иных сфер жизни (отраслей)

147

Глава 4. Система целей и задач стратегии социально-экономического развития Калининградской области

162

РАЗДЕЛ VI. Стратегии развития отраслей экономики и социальной сферы Калининградской области

165

Глава 1. Стратегии развития отраслей экономики

165

Глава 2. Стратегии развития отраслей социальной сферы

208

Глава 3. Пространственное развитие территории региона

224

Глава 4. Приграничное сотрудничество

РАЗДЕЛ VII. Механизмы реализации стратегии социально-экономического развития Калининградской области

241

Глава 1. Нормативно-правовая база реализации стратегии

241

Глава 2. Система управления реализацией стратегии

243

Глава 3. Федеральная программа развития Калининградской области на период до 2020 года. Программа социально-экономического развития Калининградской области, целевые программы Калининградской области

246

Глава 4. Развитие государственного управления и гражданского общества

249

Глава 5. Результаты реализации Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочный период

253

РАЗДЕЛ I. Характеристика социально-экономического положения Калининградской области

Глава 1. Общая оценка ситуации

Калининградская область – сравнительно небольшой субъект Российской Федерации. Территория области составляет всего 15,1 тыс. кв. километров, а население, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, насчитывает 941,5 тыс. человек (из них 77,6% – горожане).

Калининградская область – регион уникальный по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. С другой стороны, Калининградская область отличается крайним западным положением и, следовательно, близостью к промышленно развитым странам Европы – потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций.

Калининградская область – единственная свободная экономическая зона в России (с 1996 г. называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта РФ.

До 2006 года в Калининградской области действовал режим особой экономической зоны в соответствии с федеральным законом от 22.01.1996 г. №13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», предусматривавший для всех хозяйствующих субъектов региона существенные таможенные льготы.

Наличие исключительных таможенных льгот для Калининградской области объективно обусловлено тем, что у всех предприятий промышленности и торговли региона существуют дополнительные транспортные издержки, связанные с необходимостью транзита грузов, следующих в направлении «Калининградская область – остальная часть Российской Федерации» через территории Литвы и Белоруссии, а также существенные таможенные издержки, связанные с длительным сроком оформления таможенных процедур и частыми случаями простоя калининградских грузов на литовско-российской границе.

В 2006 году был принят Федеральный закон от 10.01.2006 г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусматривавший замену таможенных преференций налоговыми льготами, вместе с тем, отдельные положения Федерального закона № 13-ФЗ, касающиеся таможенных льгот, сохранили свое действие в отношении предприятий, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность до 2006 года. Действие переходного периода предусматривалось до 1 апреля 2016 года.

В соответствии с логикой нового закона в регионе создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости предприятий, созданием новых экспортоориентированных производств. При этом старые предприятия должны были в течение 10 лет переходного периода перестроить свою деятельность, подготовившись к отмене таможенных льгот.

Область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России, с учетом того обстоятельства, что «Балтийский пояс роста» – наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики.

Развитие территории на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила социально-экономический спад еще более глубокий, чем другие регионы Российской Федерации.

Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов также стал серьезным рубежом в развитии региональной экономики.

На сегодняшний день экономика региона полностью компенсировала спад, связанный с финансово-экономическим кризисом. Прирост валового регионального продукта в 2010 году составил 7,6%, в 2011 году, по оценке 8%.

Определяющим фактором роста ВРП в Калининградской области является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности.

В последние годы структура ВРП Калининградской области сложилась и не претерпевает существенных изменений, наибольший удельный вес в ней занимают оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства.

Сравнение темпов роста Калининградской области и России по основным экономическим показателям демонстрирует, в общих чертах, стабильное развитие региона. Более высокие темпы экономического роста в Калининградской области заметно выделяют ее на общероссийском фоне. Общий характер ситуации свидетельствует, как показано в таблице 1, о постепенном сокращении разрыва по основным показателям между Калининградской областью и Российской Федерацией, а также Калининградской областью и европейскими странами.

Таблица 1. Динамика темпов роста ВВП (ВРП) (2000=100)

Страна

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Германия

101

101

101

102

103

106

109

110

105

108

Дания

101

101

102

104

106

110

112

111

105

108

Латвия

108

115

123

134

148

166

183

175

144

143

Литва

107

114

126

135

146

157

172

177

151

153

Нидерланды

102

102

102

105

107

110

115

117

112

114

Польша

101

103

112

116

124

132

138

141

146

112

Финляндия

103

104

111

114

119

125

126

116

120

111

Швеция

101

104

111

114

119

123

123

116

123

111

Эстония

108

116

134

146

161

173

166

143

147

134

Россия

105,1

110

118

126

134

145

158

166

153

159

Калининград-ская область

103,2

113

123,5

139

144

166

199

208

191

205,5

При этом, однако, целый ряд показателей социально-экономического развития свидетельствует о группе нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности области и ее эффективной интеграции в процессы, определяющие основные направления развития.

Так, относительно низкий (ниже среднероссийского) показатель ВРП на душу населения косвенным образом может свидетельствовать о низкой производительности труда и столь же низкой инновационной составляющей в экономике области.

Невысокая продолжительность жизни является одним из интегральных показателей, демонстрирующих качество жизни на территории, что является одним из решающих факторов принятия решений о средне- и долгосрочных инвестициях на территории.

По-прежнему высока (хотя быстро сокращается) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, что (1) представляет угрозу для социальной стабильности и, с другой стороны, (2) может являться косвенным признаком высокой доли теневой экономики.

Блок названных проблем формирует реестр первоочередных мероприятий, без которых стратегическая и программная работа становится затруднительной.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На средне- и долгосрочную перспективу (краткая версия)

    Документ
    ... насредне- и долгосрочнуюперспективу В рамках подготовки Стратегии социально-экономического развития Астраханской области насредне- и долгосрочнуюперспективу ... ВРП. 4 Они характеризуются повышенным содержанием сероводорода, меркаптанов и диоксида ...
  2. На семинаре-совещании был представлен СОДЕРЖАНИЕ

    Закон
    ... Федерации (их перечень требует уточнения) в средне- и долгосрочнойперспективе дополнительных полномочий относящихся как к сфере ... , передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации насодержание депутатов Государственной Думы и их помощников ...
  3. Сетяева елена юрьевна управление взаимодействием участников инвестиционно-инновационного процесса (на примере предприятий пищевой

    Автореферат диссертации
    ... изложена на 155 страницах, содержит 3 рисунка, 8 схем. основное содержание работы ... предложения (финансового рынка) долгосрочному характеру спроса (потребности экономики ... и потенциал роста рынка насредне- и долгосрочнуюперспективу. Так, при принятии ...
  4. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013-2014 ГОДОВ Москва сентябрь

    Документ
    ... работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания судей и прокурорских работников, федеральных ... вектор развития отрасли насредне- и долгосрочнуюперспективу (закрепление надолгосрочный период прав на добычу (вылов) водных ...
  5. Проект долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года) был представлен его разработчиками на заседание координационной группы и в настоящее время дорабатывается в соответствии с высказанными замечаниями

    Заседание
    ... благодаря привлечению экспертного сообщества отражается насодержании научных планов ведущих федеральных ведомств ... положен в основу технологической политики ЕС насредне- и долгосрочнуюперспективу. Его особенность – возможность использовать весь ...

Другие похожие документы..