textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


Таблица №2. Младенческая смертность.

Годы

Все население

Городское население

Сельское население

всего, человек

на 1000 родившихся живыми

всего, человек

на 1000 родившихся живыми

всего, человек

на 1000 родившихся живыми

1950

249051

88,4

119864

100,9

129187

79,3

1960

102040

36,6

46241

34,9

55799

38,1

1970

43511

23

26349

22,1

17162

24,5

1980

48500

22,1

32422

21,2

16078

24

1990

35088

17,4

23902

17

11186

18,3

1995

24840

18,1

16258

17,4

8582

19,8

2000

19286

15,3

12934

14,7

6352

16,8

2001

19104

14,6

12899

14

6205

16,2

2002

18407

13,3

12511

12,7

5896

14,9

2003

18142

12,4

12235

11,7

5907

13,9

2004

17339

11,6

11596

10,8

5743

13,4

2005

16073

11

10716

10,3

5357

12,7

2006

15079

10,2

9839

9,4

5240

12,1

2007

14858

9,4

9497

8,6

5361

11,2

2008

14436

8,5

9273

7,8

5163

10,1

2009

14271

8,1

9189

7,5

5082

9,7

- Вывод: детская (младенческая) смертность снизилась с 1950 г по 2009 год (с 88 до 8 детей на 1000 родившихся).

- Всё, что даёт человеку современная цивилизация, всегда ли негативно влияет на человека и его взаимоотношения с природой? Все ли предметы, перечисленные В. Солоухиным в данном тексте, так вредны?

- Детально проанализируйте предметы из текста: пластик – сердечные клапаны-аналоги искусственных органов – спасают тысячи жизней; транспорт (автомобиль, самолёт) – события при пожарах в России в 2010 году; экстренная медицинская помощь при авариях и катастрофах, асфальтированные дороги – гарантия нормальной цивилизованной жизни и т.д.

- Вывод: НТП – это благо для человека (таблицы, статистика, свидетельства очевидцев – объективная информация).

- Используя текст, составьте сравнительную таблицу.

Положительное влияние природы на человека.

Естественный контакт человека и природы.

Отрицательное влияние человека на природу.

Физическая и духовная изоляция человека и природы

  1. Прямой, непосредственный контакт с землей… предназначен и необходим (21 П).

  2. Контакт с землей “прекрасен” сам по себе (1 П).

  3. Все, что мы наблюдаем в природе – “не любование, а жизнь” (3 П).

  4. Все, связанное с природой, “подлинное”: любовь, рождение (20 П).

  1. Будучи изолированным, у человека появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность (5 П).

  2. Люди сами “засадили себя в металлические клетки и отключили от земли” (14 П).

  3. Изолирует от природы синтетическая одежда и обувь, пластики, асфальт и т.п. (15 П).

  4. Не серьезные отношения с землей, а детская игра в дочки-матери (20 П).

- Вывод: “Следует жить в соответствии с природой”, – так считал древнеримский мыслитель Цицерон в 1 веке до нашей эры. Природа и человек взаимосвязаны. Сохранение разумного баланса – необходимое условие существования человеческой цивилизации.

- Высказывание собственного мнения и его аргументация являются своеобразным мини сочинением-рассуждением, где есть тезис (ваше мнение), доказательства (аргументы), и как любому сочинению-рассуждению необходим вывод.

- Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Чтобы написать заключение необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать его, так как вступление и заключение органично связаны.

Е) Заключение.

  1. Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.

  2. Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.

  3. Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

  4. Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.

  5. Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

IV. Физкультминутка.

- Итак, основная работа над сочинением завершена. Пришло время немного отдохнуть.

Физкультминутка.
(Можно включить отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года»)

- Сядьте удобно, глубоко вдохните, выдохните, расслабьтесь. Займите удобное положение, закройте глаза.

Представьте, что вы оказались на берегу моря, на горизонте догорает вечернее солнце, вода ласково плещется у ваших ног, ветерок нежно обдувает.

Ваше дыхание ровное. Вам очень спокойно и приятно, морской воздух согревает вас изнутри. Вам легко и приятно. Открываем глаза.

V. Подведение итогов урока.

1. Повторное чтение текста.

- Для написания сочинения-рассуждения я вам предлагаю памятку (у каждого на столе), которая, надеюсь, вам поможет. Приложение 1.

2. Обобщение.

- Что нового узнали на уроке?
- Как это может помочь в учебе?
- Что было интересным?

- Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.

3. Рефлексия.

VI. Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-рассуждение по тексту В.А. Солоухина в формате ЕГЭ (задания для части С1)

  2. Используйте материал урока и дополнительный материал по теме “Природа и человек” для аргументации собственного мнения по проблеме.

Приложение 1

ПАМЯТКА для написания сочинения - рассуждения

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).

… – вот тема, к которой обращается автор текста.

Этот текст (статья) о …

Автор обращается к актуальной теме – теме…

Этот текст о …

Автор посвящает статью…

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

Шаблоны: автором проблема может быть:

поставлена

изложена

рассмотрена

выдвинута

затронута

поднята

сформулирована

исследована

проанализирована

Возможные проблемы:

Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);

Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);

Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом?);

Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);

Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);

Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);

Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);

Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);

Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);

Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);

Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)

Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);

3. Комментируем проблему.

Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?

Шаблоны:

Проблема может быть:

социальная

общественно-политическая

идеологическая

морально-этическая

философская

психологическая

нравственная

эстетическая

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:

общественно-значимая

животрепещущая

жизненная

насущная

первоочередная

острая

важная

серьёзная

спорная

глубокая

злободневная

актуальная

главная

сложная

принципиальная

жгучая

наболевшая

основная

неразрешимая

назревшая

Проблема может заставить читателя:

глубоко задуматься

рассуждать вместе с автором

лучше понять себя и окружающих

лучше понять трагизм происходящего

серьёзно размышлять

критичнее относиться к…

по-иному посмотреть на…

поделиться мыслями о…

В комментарии не должно быть:

Пересказа исходного текста или его части.

Рассуждений по поводу всех проблем текста.

Комментариев о действиях героев текста.

Избегать повторов слова «проблема»

4. Определяем авторскую позицию (идея текста).

Автор может:

Посвящать свою статью

Решать заявленную проблему

Эмоционально воздействовать на читателя

Делать читателя своим союзником

Образно воссоздавать картину происходящего

Выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы)

Образно представлять суть проблемы, которая его волнует

Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо

Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)

Раскрывать сущность поставленных проблеем

Точно формулировать (выражать) мысль

Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)

Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)

Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме

Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений

Подчёркивать остроту поставленной проблемы

Видеть глубину и актуальность проблемы

Обращаться к традициям русской жизни, литературы….

Выражать мнение большинства

Пытаться понять, почему

Использовать ряд убедительных аргументов

Побуждать искать истину

Стараться объяснить, почему

Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной

Заставить сделать переоценку отношений

Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа

Помочь нам увидеть традиционную тему по-новому

Утверждать, что…

Уточнять некоторые моменты

Писать интересно и ново о старых проблемах

Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов

Привести в качестве примера цитату

Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни

Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы

Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)

Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни

Убедительно доказывать, используя конкретные примеры

Дать новую жизнь старой теме

Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам

Подчеркнуть истинное положение вещей

Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д.) повествовать о событиях и героях

Показывать образец поведения, отношения к жизни

Говорить с тревогой о наболевших проблемах

Открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к…

Призывать нас к…

Представлять истинную картину происходящего

Клише:

Автор считает, что… Автор утверждает, что…

Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.

Автору важно убедить читателя в том, что…

Бесспорно мнение автора о том, что…

Автор подводит читателя к мысли о том, что…

Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…

Решая проблему, автор приходит к выводу: …

… – в этих словах, по-моему, отражена основная проблема текста.

… – это высказывание точно отражает мысль автора.

Позиция автора очевидна:…

5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.

Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему.

Важно доказать, почему вы так думаете.

Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:

тезис

аргументация

вывод

Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

Нельзя не согласить с автором в том, что…

С автором можно поспорить …

Автор прав в том, что…

Однако его мысль о … вызывает сомнение

С автором трудно (не) согласиться

Позиция автора близка (понятна ) мне

Я (не) разделяю точку зрения автора

Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…

Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)

Мое мнение подтверждает и такой факт…

Шаблоны:

С удовольствием прочитал…

Нельзя остаться равнодушным…

К сожалению…

Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…

Автор убедительно доказывает, что…

Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…

Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.

Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…

Автор справедливо отмечает, что…

Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …

Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.

Во-первых,…

Во-вторых,…

Таким образом,

Аргументы должны быть точными.

Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.

Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.

Клише:

Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)

Достаточно привести такой пример…

Это можно доказать следующим образом…

Подтверждением сказанному может служить (служит) следующий факт…

Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.

В этом легко убедиться, обратившись к…

С помощью вводных слов и словосочетаний:

Например,… Допустим…

По свидетельству кого-либо,… Предположим…

Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.

6. Как заканчивать сочинение?

2-3 предложениями, дублирующими вступление.

7. Как начать сочинение?

Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.

Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.

Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)

На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Вступление.

Проблемы, над которыми размышляет автор.

Комментарий.

Выявление позиции автора.

Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).

Первый аргумент.

Второй аргумент.

Вывод (заключение).

Советы:

Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.

Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «дидактические материалы для подготовки к сочинению в формате егэ» пояснительная записка

    Материалы для подготовки
    ... и др. для подготовки к сочинению-рассуждению. Материалы могут быть ... деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с ... человека к природе Экологическая проблема Честь и ... духовности как интеллигентности, воспитанности, образованности и выводит ...
  2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (1)

    Основная образовательная программа
    ... 5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическоевоспитание): ... планировать свои действия приподготовке к сочинениям. В целом программа ... Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление); ...
  3. 800 современных сочинений

    Документ
    ... приподготовке программных сочинений, а также при ... скотское воспитание, воспитание жи­вотных ... к экологичес­кой катастрофе. ... сочинение-рассуждение) 293 В чем заключается счастье? (сочинение-рассуждение) 295 Что такое счастье? (сочинение-рассуждение ...
  4. Антонова др редакторская подготовка изданий

    Документ
    ... повышения экологической чистоты ... Приподготовке собрания сочинений ... воспитании и наставлении детей» система воспитания и обучения детей, которая включала воспитание тела, воспитание сердца, воспитание ... построенных на рассуждениях. При оценке ...
  5. Воспитание и обучение детей

    Книга
    ... рассуждений. При ... способствуют правильному экологическомувоспитанию. Они ... жизнь» (СНОСКА: Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6 т. М.: Педагогика, ... подготовки домашних заданий — одна из важных задач в обучении и воспитании учащихся. Главное при ...

Другие похожие документы..