Главная > Документ


Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

Муниципальное образование Кондинский район

Управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Морткинская средняя общеобразовательная школа

Районный конкурс вариативных программ

«Компьютер и здоровье»

пгт. Мортка

2010год

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

_________ Г.Г.Терентьева

УТВЕРЖДАЮ

директор МОУ Морткинской СОШ ___________ Н.И. Суслова

СОДЕРЖАНИЕ:

I.

Вступление. Обоснование программы. Актуальность

 II.

Цели и задачи программы !

 III.

Глава 1. Теоретические основы влияния компьютеризации на здоровье

    1. Требования СанПиН при работе с компьютером

    2. Факторы, влияющие на здоровье пользователей компьютерной техники

    3. Влияние электромагнитного излучения на человека

    4. Организация места работы

    5. Требования к компьютерам

    6. Влияние Интернета

    7. Влияние компьютера на состояние здоровья

- влияние компьютера на психику

- влияние компьютера на зрение

- влияние компьютера на позвоночник

- компьютер и стресс

- компьютер и туннельный синдром

 

IV.

Глава 2. Анализ внутришкольных и общепатогенных факторов, влияющих на здоровье учащихся

2.1 Количественный и качественный анализ компьютерного оснащения в школе

2.2 Выполнение требований СанПиН !

2.3 Время работы на компьютере дома и в школе !

2.4 Выполнение требований к компьютерному продукту

2.5 Выполнение методических рекомендаций к использованию ИКТ

 

 V.

Глава 3. Структура управления реализацией программы

VI.

Глава 4. Механизм реализации программы

 

VII.

Глава 5. Этапы разработки и реализации программы

VIII.

Глава 6. Нормативно-правовое обеспечение

6.1 Нормативные документы федерального и регионального уровней

6.2 Нормативные документы МОУ Морткинской СОШ

IХ.

Глава 7. Кадровое обеспечение программы !

X.

Глава 8. Материально-техническое и финансовое обеспечение проекта. Полная смета предполагаемых затрат !

XI.

Глава 9. Краткий SWOT- анализ исходного состояния

XII.

Глава 10. План мероприятий по реализации программы «Компьютер и здоровье»

XIII.

Глава 11. Эффективность и результативность реализуемой программы !

 

XIV.

Глава 12. Источники

XV.

Глава 13. Приложения

13.1 Приложение №1. Результаты анкетирования учащихся 5 - 11 классов по теме «Компьютер и здоровье»

13.2 Приложение №2. Требования СанПиН при работе с компьютером.

13.3 Приложение №3. Средства защиты от электромагнитного излучения.

13.4 Приложение №4. Банк физминуток.

13.5 Приложение №5. Комплекс упражнений для глаз.

13.6 Приложение №6. Компьютерные программы в помощь здоровью.

13.7 Приложение №7. Презентации авторов МОУ Морткинской СОШ

13.8 Приложение №8. Презентации из Интернета

Потребности, из которых исходит программа.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Актуальность

Формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства — это объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, объединенные обширной сетью, берут на себя функции и всемирного банка информации и самого мобильного средства связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап, презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и культуру. Информация вышла на приоритетное место среди критериев прогресса, как и средства ее получения и переработки и использования — компьютер и компьютерная технология, с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности человека.

В то же время от внедрения интеллекта и модели окружающего мира внутрь компьютера, то есть от формирования в его недрах “виртуальной реальности”, люди переходят к воплощению виртуальности вокруг себя — микропроцессоры в автомобилях, телевизорах, кредитных карточках, даже шариковых ручках и т.д. Благодаря развитию телекоммуникаций человек попадает в среду, в которой есть места, где размножается “информационная грязь” человеческого бытия, в которой есть свои болезни. И зачастую человек оказывается неприспособленным к новому темпу развития цивилизации.

Эти технологические изменения существенно преобразуют не только среду обитания человека, но и влияют и на самого человека, на организацию всех видов его деятельности , на взаимоотношения между сообществами людей на рынке сырья, товаров и услуг, на систему образования и, наконец, на нормы и законы, фиксируемые и развиваемые законодательной, судебной и исполнительной властями.

Таким образом, проблема “Компьютер и человек” становится одной из главных проблем современного общества. Один из самых серьезных моментов, который необходимо учитывать в первую очередь, — возможное негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей, особенно детей и подростков. Проблема “ребенок и компьютер” представляет уже сегодня серьезный мировоззренческий и методологический интерес. Ведь она касается формирования человека, его умственного, физического и нравственного здоровья. Общество предпринимает особые меры, создавая глобальные программы и даже перестраивая систему образования, в результате которых компьютер становится эффективным средством обучения, полноценным инструментом детского творчества. Общество осуществляет специальные усилия в сфере гуманитарного образования, повышая уровень духовной культуры человека, в том числе уровень мыслительной культуры.

Необходимость реформирования системы школьного образования, реализация основных направлений модернизации Российского образования предполагают также внедрение новых информационных технологий, направленных на формирование информационно- коммуникативной компетентности. Понимание этого привело Морткинскую школу к разработке Программы «Формирования единой информационно- образовательной среды» (2003-2006 гг., 2007-2012гг) . Школа успешно работает в режиме инновационной площадки Кондинского района с 2005-2006 гг. по проблеме «Информатизация образования». В процесс информатизации включились 100% коллектива. Проводятся предметные уроки с использованием компьютера (в частности русского и английского языка, физики, математики, истории, химии, начальных классов, обществознания). Компьютерная поддержка используется при всех публичных выступлениях и учащихся и педагогов. Сознание учащихся подготовлено к восприятию информационного мира, они с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться Интернет – технологиям, разрабатывать Web-сайты, создавать компьютерные презентации.

Увлечение новыми информационными технологиями, освоение новых информационных технологий и программ, не позволяли уделять достаточно внимания проблемам негативного влияния компьютерной техники на здоровье учащихся. Компьютер - устройство современного мира, которое практически каждый из нас использует в своей жизни. Но всегда ли работа за компьютером приносит нам пользу? Мы часто забываем о своем здоровье. Проблема как использовать компьютер в жизни, но при этом остаться здоровым , актуальна в наше время.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в современных условиях исключительно значима и актуальна. По данным исследований лишь 10%

выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, нервными болезнями – в 2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз.

Новизна программы состоит в создании системы взаимодействия всех субъектов ОП по следующим направлениям: учебно-воспитательный процесс, санитарно- гигиенические условия, информационно- просветительская работа с родителями и учащимися.

Актуальность выбранного направления обусловлена наличием в практике образования ряда противоречий:

  • потребностью в концептуальном, технологическом и методическом обеспечении модели здоровьесберегающей среды и недостаточной разработанностью этого вопроса в практике образования;

  • потребностью в реализации выделенных направлений деятельности и отсутствием взаимодействия и координации субъектов ОП;

  • потребностью в применении педагогами эффективных здоровьесберегающих технологий и слабой ориентацией в современных компьютерных технологиях;

Ряд противоречий в образовательной практике школы позволяют говорить о своевременности рассмотрения и обращения к поставленной проблеме.

Динамика заболеваемости по школе (нарушение осанки, сколиоз, нарушение остроты зрения)

Для того, чтобы определить насколько сильно влияет компьютер на состояние здоровья учащихся Морткинской СОШ, проведен мониторинг (по результатам медосмотров). Он показал, что здоровье школьников неуклонно ухудшается. Причин тому очень много.Но если классифицировать вышеприведенные заболевания, то все они связаны с гиподинамией и компьютеризацией образовательного процесса, а также с тем, что большую часть свободного времени дети проводят за компьютером (по результатам анкетирования детей) и родители практически не регламентируют это время. Так с начавшейся компьютеризацией Морткинской школы, приобретением компьютеров в личное пользование, учащиеся и родители не знали элементарных гигиенических правил при использовании компьютера. Интерес к компьютеру затмил все разумные нормы. Благодаря мониторингу появилась возможность пронаблюдать весь вред, нанесенный учащимся компьютеризацией образовательного процесса. Если сравнивать. Так в сравнении с 2002-2003 уч. годом в 2008-2009 уч. году количество учащихся, имеющих нарушение осанки увеличилось с 6% до 14,4%; количество учащихся со сколиозом увеличилось с 4,8% до 9,1%; количество учащихся с нарушением остроты зрения увеличилось с 7% до 8,2%.

Результаты опроса учителей-предметников

  • Не знают ГОСТа России, устанавливающего требования эргономической безопасности к ПК, рабочему месту и помещению компьютерных классов - 91%.

  • Не знают санитарных правил и норм, устанавливающих требования эргономической безопасности (СанПиН) - 7%.

  • Не знают, как отрегулировать монитор (по яркости, контрастности и т. п.) в зависимости от выполняемых за компьютером работ и освещения в рабочем помещении - 68%.

Положительная динамика в 2008-2009 уч. году

К счастью, современная школа стала много говорить о мерах профилактики при использовании компьютера с учащимися, с родителями на родительских собраниях. Во второй половине дня проводится ЛФК. Поэтому в сравнении с 2005-2006 уч. годом в 2008-2009 уч. году количество учащихся, имеющих нарушение осанки уменьшилось с 16,9% до 14,4%; количество учащихся со сколиозом уменьшилось с 13,1% до 9,1%; количество учащихся с нарушением остроты зрения уменьшилось с 20,8% до 8,2%.

Положительная динамика позволяет сделать вывод: при правильном и разумном использовании ИКТ можно остановить рост отклонений в состоянии здоровья (нарушение осанки, сколиоз, нарушение остроты зрения)учащихся.

Цели программы:      

Задачи программы:

Ожидаемые результаты: 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ

Зачастую пользователи ПК , будь то педагоги, учащиеся или родители , плохо ознакомлены с правилами организации безопасной для здоровья работы с компьютерами, не имеют сведений об их техническом состоянии, характеристиках, возникающих вредных факторах при эксплуатации, необходимых средствах защиты, мерах по предупреждению воздействия на окружающую среду и организм человека.
Исследования, проводимые специалистами различных стран, выявили серьезную опасность для здоровья человека, возникающую при работе с компьютерами . Установлено, что компьютеры являются источником потенциально опасных уровней электромагнитных излучений. По оценкам специалистов, электромагнитные излучения в настоящее время являются наиболее опасными факторами для здоровья пользователей. Не случайно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила исследования биологического действия низкочастотных электромагнитных полей от компьютера как приоритетное направление на ближайшие годы. В США защита пользователей ПК от электромагнитного излучения признана национальной проблемой.
В Европейском сообществе еще в 1992 году была выпущена директива, в которой изложены требования, что оператор, работающий с ПК, должен быть информирован о мерах безопасности и сохранения здоровья, а также о мерах, предпринимаемых с целью уменьшения или устранения любого риска.
Вместе с тем, являясь источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей, компьютерная техника при неправильной эксплуатации и расстановке ее, особенно в неприспособленных для этого помещениях, принципиально меняет условия и характер труда пользователей. Последствия неблагоприятного воздействия физических факторов, сопровождающих работу компьютера, на здоровье пользователей описаны в многочисленных научно-исследовательских работах российских и зарубежных ученых.

Анализ результатов научно-исследовательских работ позволяет выделить факторы , ухудшающие состояние здоровья пользователей компьютерной техники. Пользователям необходимо знать хотя бы самые элементарные правила и санитарные нормы при работе с компьютерами, которые изложены в Гигиенических требованиях к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы СанПиН 2.2.2.542-96, утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14 июля 1996 года N 14. (Приложение № 2) Отрицательное воздействие компьютера на человека является комплeкcным, поэтому и изучение влияния компьютерных технологий должно быть комплексным, учитывающим взаимосвязанное влияние множества факторов. Только комплексный подход позволяет достоверно оценить воздействие компьютера на здоровье пользователя.

    1. Факторы, влияющие на здоровье пользователей компьютерной техники.



Рис. 1 Факторы, влияющие на здоровье пользователей компьютерной техникой

* ГОСТ 12.0.003-74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»

    1. Влияние электромагнитного излучения на человека

Электромагнитное излучение увидеть невозможно, а представить не каждому под силу, и потому нормальный человек его почти не опасается. Между тем если суммировать влияние электромагнитного излучения всех приборов на планете, то уровень естественного геомагнитного поля Земли окажется превышен в миллионы раз. Масштабы электромагнитного загрязнения среды обитания людей стали столь существенны, что Всемирная организация здравоохранения включила эту проблему в число наиболее актуальных для человечества, а многие ученые относят ее к сильнодействующим экологическим факторам с катастрофическими последствиями для всего живого на Земле.

Энергетическое влияние электромагнитного излученияможет быть различной степени и силы. От неощутимого человеком (что наблюдается наиболее часто) до теплового ощущения при излучении высокой мощности. Сверхмощные электромагнитные влияния могут выводить из строя приборы и электроаппаратуру. По тяжести влияния электромагнитное излучениеможет не восприниматься человеком вообще или же привести к полному истощению с функциональным изменением деятельности мозга и смертельному исходу. Исследования показали, что продолжительное влияние электромагнитного излучения, даже относительно слабого уровня, может вызвать раковые заболевания, потерю памяти, болезни Паркинсона и Альцгеймера, импотенцию и даже повысить склонность к самоубийству. Особенно опасны поля для детей и беременных женщин.

    1. Организация рабочего места

Для сохранения здоровья при работе за компьютером нужно правильно организовать рабочее место. Сделать это не трудно, а сохранению здоровья помочь может.

Рабочее пространство. При размещении компьютера нужно принять во внимание, что площадь одного рабочего места должна составлять не менее 6 кв. м. При этом компьютер должен располагаться таким образом, чтобы свет из окна падал сбоку, желательно слева. Лучше всего, если ваши окна выходят на север или северо-восток, их необходимо оборудовать жалюзи или занавесями, чтобы иметь возможность регулировать количество падающего света. Кроме того, занавеси из плотной ткани служат хорошими звукопоглотителями.

Искусственное освещение в рабочем помещении прежде всего должно быть равномерным. Для подсветки документов допустимо использовать лампу, не дающую бликов на мониторе.
Уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБА. Сильно шумящее оборудование рекомендуется ставить в отдельном помещении.
Для создания благоприятного микроклимата помещение должно хорошо отапливаться и вентилироваться, рекомендуется регулярно его проветривать, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха, в том числе и аэроионный режим.
Для внутренней отделки интерьера помещений не должны использоваться блестящие и отражающие свет материалы, не рекомендуется применять полимерные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические ковровые покрытия и др.), выделяющие в воздух вредные химические вещества

Стол. Важное значение имеет конструкция рабочего стола. Высота его рабочей поверхности должна регулироваться в пределах 680-800 мм; при отсутствии возможности регуляции она должна составлять 725 мм. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне колен — не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног — не менее 650 мм. Размеры стола для детей и подростков должны подбираться с учетом их роста.
Предметы на столе должны быть расположены так, чтобы до них было легко дотянуться. Самые необходимые из них расположите на расстоянии от локтя до кисти руки; те устройства, которыми вы пользуетесь часто, должны располагаться в зоне досягаемости вытянутой руки, остальные предметы можно разместить вне этой зоны. Для бумаг, книг и распечаток целесообразно использовать специальную подставку.
Кресло. Конструкция рабочего кресла (стула) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе с компьютером, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
Рабочее кресло (стул) должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию от спинки до переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

Настройте высоту спинки кресла таким образом, чтобы она соприкасалась с местом наибольшего изгиба спины; если ваше кресло снабжено подлокотниками, отрегулируйте их высоту так, чтобы не приходилось горбиться и сутулиться. Выберите такую позу, чтобы край кресла не давил под колени. Опирайтесь обеими ступнями на пол или на подставку для ног. В течение дня изменяйте положение стула и позу, это уменьшит физическую усталость мышц.

Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.

 Рост ребенка в см

Стол
Высота поверхности над полом, мм

Стул
Высота сидения над полом, мм

90 - 100

420

240

101 - 115

460

260

116 - 130

520

300

Расположение монитора. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Верхняя часть экрана должна находиться на уровне глаз (при работе в очках с бифокальными линзами — ниже уровня глаз). Во избежание отраженных бликов на экране требуется наклонить его поверхность слегка вниз. Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы (листы бумаги, глянцевые плакаты, рамки для картинок). Поверхность экрана должна быть чистой, расположите ее перпендикулярно к окну во избежание бликов.
Частота кадровой развертки является чрезвычайно важным с точки зрения эргономики параметром. Изображение на экране монитора рисуется электронным лучом с частотой смены кадров, равной частоте кадровой развертки. Если эта частота ниже 75 Гц, то глаз успевает заметить мерцание изображения, что действует на него очень утомляюще. Мерцание наиболее легко заметить, если загрузить изображение с белым фоном (например, открыть новый документ WordPad в Windows 98), и, отклонив взгляд от экрана на 60-80°, посмотреть на изображение краем глаза. Если мерцание заметно, то следует увеличить частоту кадровой развертки. Обычно установка рекомендованной VESA частоты 85 Гц полностью устраняет мерцание, заметное для глаз.

Работа с клавиатурой. Клавиатура должна располагаться в 10-15 см (в зависимости от длины локтя) от края стола. В этом случае нагрузка приходится не на кисть, в которой вены и сухожилия находятся близко к поверхности кожи, а на более ";мясистую"; часть локтя. Современные, эргономичные модели имеют оптимальную площадь для клавиатуры за счет расположения монитора в самой широкой части стола. Глубина стола должна позволяет полностью положить локти на стол, отодвинув клавиатуру к монитору.

Положение за компьютером

Регулируемое оборудование должно быть таким, чтобы можно было принять следующее положение:

  • Поставьте ступни плоско на пол или на подножку

  • Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла

  • Руки должны удобно располагаться по сторонам

  • Линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер

  • Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти

  • Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса

  • Запястья должны принять нейтральное положение (ни подняты, ни опущены)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О программе ханты-мансийского автономного округа - югры по стабилизации ситуации на рынке труда ханты-мансийского автономного округа - югры на 2010 год

    Программа
    ... , Излучинск, Новоаганск, Мортка). Таблица 1 Перечень монопрофильных населенных пунктов Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры Муниципальное образование (наименование) Градообразующее ...
  2. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Управление образования «Рассмотрено»

    Программа
    ... образования и науки ХантыМансийскогоавтономногоокругаЮгры Муниципальное образование Кондинский район Управлениеобразования ... кв.категория пгт.Мортка 2010 I. ... среде, правил здорового образа жизни ... материалов, калькулятора, компьютера; • устной ...
  3. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития

    Документ
    ... -экономического развития Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры до 2020 года. 5. Рекомендовать главам муниципальных образованийавтономногоокруга разработать систему ...
  4. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития

    Документ
    ... -экономического развития Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры до 2020 года. 5. Рекомендовать главам муниципальных образованийавтономногоокруга разработать систему ...

Другие похожие документы..