textarchive.ru

Главная > Программа


4.2. Развитие профилактического направления

Профилактическое направление в здравоохранении Алтайского края реализуется за счет краевой целевой программы по формированию здорового образа жизни. Наряду с профилактическими медицинскими технологиями, эффективно работающими в крае, решением Совета при Президенте Российской Федерации по приоритетным национальным проектам с 2009 года реализуется новое направление ПНП "Здоровье" по формированию здорового образа жизни.

В крае созданы и оснащены оборудованием шесть центров здоровья на базе лечебно-профилактических учреждений г. Барнаула, Бийска, Рубцовска, Славгорода с головным учреждением ГУЗ "Краевая клиническая больница":

1. г. Барнаул, ГУЗ "Краевая клиническая больница";

2. г. Барнаул, МУЗ "Городская больница N 6";

3. г. Барнаул, МУЗ "Городская больница N 4";

4. г. Рубцовск, МУЗ "Городская больница N 2";

5. г. Славгород, МУЗ "Центральная районная больница";

6. г. Бийск, МУЗ "Центр медицинской профилактики".

Все центры здоровья оснащены оборудованием для проведения скрининговых обследований, организации профилактической стоматологической помощи, работы кабинетов лечебной физкультуры в полном объеме согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.03.2010 N 152н "О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака". В 2010 году для работы в центрах здоровья было обучено за счет средств федерального бюджета 79 врачей.

В 2010 году в центры здоровья обратилось 18960 человек, из них 642 ребенка. Посещаемость центров здоровья составила в 2010 году - 18,9 на 1000 населения (РФ - 15,0 на 1000 населения). Повторно обратилось 876 человек, что свидетельствует о повышении интереса у населения к собственному здоровью. Из числа обратившихся у 16343 человек (86,2%) выявлены факторы риска, всем составлены индивидуальные планы по коррекции факторов риска и формированию здорового образа жизни. Выявляемость факторов риска заболеваний в центрах здоровья составила 860,0 на 1000 обратившихся (РФ - 667,0 на 1000 обратившиеся).

Более чем у 40% обратившихся выявлена патология внутренних органов с последующим направлением в лечебно-профилактические учреждения на дообследование к врачам-специалистам. Обучение в школах здоровья прошли около 30% обратившихся, закончили лечение в залах лечебной физкультуры 40% граждан.

В целях повышения мотивации населения на сохранение здоровья и пропаганды здорового образа жизни в 2010 году выпущено 33 вида информационных буклетов, памяток, листовок для населения тиражом более 50 тыс. экз. по пропаганде здорового образа жизни и профилактике различных заболеваний, в том числе: "Профилактика табакокурения", "Табачные компании затягивают в свои сети", "Беременность и курение несовместимы", "Бросаю курить самостоятельно", "Курение во время беременности: оставьте ребенку шанс" и др.

Подготовлены и утверждены методические пособия по организации и проведению "Школы здорового питания", "Школы по борьбе с табакокурением", "Школы для девочек", "Школы по профилактике алкоголизма", "Школа для беременных", "Здоровое питание", "Профилактика гиподинамии" и др.

Амбулаторно-поликлиническое звено организует и проводит дополнительную диспансеризацию работающих граждан в рамках приоритетного национального проекта. В 2010 г. дополнительной диспансеризацией охвачено 58200 человек. По результатам диспансеризации ведущее место - 82,9% осмотренных имели III группу здоровья, 11,6% - I группу, 5,1% - II группу, 0,4% - IV группу.

Более 91% прошедших диспансеризацию работающих граждан получили Паспорт здоровья с результатами проведенных обследований и рекомендациями по дальнейшему дообследованию, лечению и здоровому образу жизни.

В Алтайском крае работает международная программа СИНДИ по изучению распространенности факторов риска среди населения, для чего ежеквартально проводятся социологические исследования среди населения по распространенности табакокурения, злоупотребления алкоголем, гиподинамии и нерационального питания. Разработана и внедрена экспертная оценка профилактической деятельности ЛПУ, в которую внесены показатели изучения факторов риска. Эти же показатели заложены в оценку исполнительной власти муниципальных образований.

В процессе модернизации предполагается расширить мероприятия по выявлению основных факторов риска, что существенно повлияет на снижение смертности от сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний.

В целях снижения общих факторов риска у населения на территории Алтайского края будет реализована популяционная Стратегия:

- ведение постоянной рубрики по профилактике неинфекционных заболеваний в краевых и районных СМИ, сайтах Интернета (интерактивное общение), телевизионных программах;

- организация массовых профилактических и мотивационных оздоровительных мероприятий, с привлечением управлений по образованию, физической культуре и спорту;

- продолжится работа по созданию рекламных материалов, плакатов, буклетов, листовок, памяток по повышению информированности и мотивации населения о здоровом образе жизни и размещению их в местах массового пребывания;

- для вовлечения населения в программу формирования здорового образа жизни и вопросам профилактики неинфекционных заболеваний будут организованы: "Дни здоровья", конкурсы прессы по пропаганде здорового образа жизни, кампании по здоровому образу жизни ("Брось курить и победи!" и пр.);

- организовано волонтерское движение с привлечением молодых людей из учебных заведений для популяризации здорового образа жизни и осуществления профилактических мероприятий среди населения;

- привлечение общественных организаций к работе по повышению мотивации к здоровому образу жизни: "Здоровые сердца", "Алтайского отделения научно-практического общества терапевтов" (повышение мотивации к здоровому образу жизни среди врачей - "Профилактику начнем с себя!").

В медицинских учреждениях на амбулаторно-поликлиническом уровне будут реализованы следующие мероприятия профилактической направленности:

1. Сформированы группы суммарного риска развития внезапной сердечной смерти, ишемических событий в ближайшие годы и других НИЗ с помощью рискометров (сахарный диабет, онкопатология, заболевания органов дыхания), для проведения ранних профилактических мероприятий с учетом данных анализа дополнительной диспансеризации и результатов обследования в Центрах здоровья.

2. Организованы групповые занятия с выделенными лицами высокого риска с целью активной коррекции поведенческих факторов и снижения группы риска.

3. Внедрение мониторинга (разработка и внедрение дневников самоконтроля с целевыми значениями факторов риска).

4. Выявление доклинических маркеров заболеваний с учетом данных ДД и обследования в Центрах здоровья (эффективный мониторинг факторов риска).

5. Создание электронной базы данных лиц трудоспособного возраста для осуществления эффективного мониторинга и управления модифицируемыми факторами риска на основе карт здоровья (по результатам обследования в Центрах здоровья).

6. Обеспечение реализации мер в трудовых коллективах по мотивации к здоровому образу жизни: поощрение лиц, участвующих в проведении программы профилактики, и лиц, ведущих здоровый образ жизни (имеется положительный опыт), повышению личной ответственности людей за состояние своего здоровья.

7. Разработаны и внедрены оценочные показатели первичной и вторичной профилактики в ЛПУ. Для обеспечения преемственности в работе специалистов по профилактике ЛПУ будут разработаны специальные листы в амбулаторную карту пациента, содержащие ежегодную оценку факторов риска и категории риска.

8. Реализованы мероприятия по вторичной профилактике для уменьшения прогрессирования и предупреждения осложнений имеющихся хронических заболеваний (регулярное ведение школ для пациентов с различными хроническими неинфекционными заболеваниями (стационаре и поликлинике) и выдачей дневников самоконтроля за модифицируемыми факторами риска).

9. Будут созданы 2 мобильных Центра здоровья для обеспечения выездной работы в отдаленных районах края и на предприятиях.

10. Реализованы меры по улучшению взаимодействия центров здоровья и центров (отделений, кабинетов) медицинской профилактики и подразделений в ЛПУ на основе "Порядка оказания профилактической помощи взрослому населению с факторами риска, общими для основных неинфекционных заболеваний", одобренного на совещании профильной комиссии по профилактической медицине.

На уровне Центров здоровья с целью раннего выявления патологий будет создана сеть офтальмологических кабинетов для скрининга состояния зрения у населения.

На уровне медицинских учреждений, осуществляющих первичную медико-санитарную помощь, планируется:

- создание кабинетов профилактики нарушения зрения в детских поликлинических учреждениях;

- дооснащение офтальмологических кабинетов взрослых поликлиник аппаратами для измерения глазного давления;

- установка офтальмо-тренажеров в медицинских кабинетах образовательных учреждений.

Для профилактики заболеваний мочеполовой системы на базах межрайонных специализированных подразделений лечебно-профилактических учреждений края будет создано 7 андрологических кабинетов для взрослых и 11 кабинетов для детей и подростков.

Данные мероприятия позволят обеспечить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе социально значимых, что отразится на росте первичной заболеваемости, в том числе на ранних стадиях.

Своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и смертности населения, включая население трудоспособного возраста.

Прогнозируется снижение потребления населением алкоголя, табака, повышение информированности граждан по вопросам формирования здорового образа жизни.

5. Совершенствование скорой медицинской помощи

Для оказания скорой медицинской помощи в крае работает 3 станции, находящиеся в городах: Барнауле (10 подстанций), Бийске (3 подстанции), Рубцовске (подстанций нет) и 81 отделение из них 67 в сельской местности, в том числе 54 - в ЦРБ. В 10 отделениях имеются 16 филиалов, в том числе на базе районных больниц - 3, участковых больниц - 8, врачебных амбулаторий - 4, городских больниц - 1. В 2009 г. скорую помощь оказывали 974 бригады, в том числе в городах - 613, в селах - 361. Среднесуточное количество бригад по краю составило 208, в том числе в городах - 115, в селах - 93 бригады. Обеспеченность врачебными бригадами осталась на уровне 2005 года и составила в 2009 году 0,175 на 1000 населения (РФ - 0,12), фельдшерскими бригадами выросла с 0,06 в 2005 году до 0,22 в 2009 году (РФ - 0,16).

Численность населения края, находящегося в зоне непосредственного обслуживания службы скорой медицинской помощи, в 2009 г. составила 2032069 чел. (81,4% от всего населения), в том числе сельского - 699332 чел. (58,7%) и детского - 358662 чел. (78,6%).

В структуре вызовов на острые состояния приходится 57,21% вызовов, на оказание помощи при несчастных случаях и отравлениях - 9,73%, на перевозки - 9,05% и 22,86% - на оказание помощи хроническим больным. Таким образом, пятую часть работы скорой помощи составляют несвойственные ей функции оказания неотложной помощи.

Объемы скорой медицинской помощи за 5 лет выросли на 6,4% и составили в 2009 году 350 вызовов на 1000 населения (РФ 2009 год - 363), причем в сельской местности доступность скорой помощи значительно ниже, чем в городе. Объемы скорой помощи в сельской местности в 2009 году составили 276 вызовов на 1000 населения, в городской - 417. Число вызовов с 20-минутным временем доезда в 2009 г. составило 86,1% (РФ 2009 год - 82,5%).

В 2011 - 2012 гг. программой предусмотрено развитие скорой медицинской помощи с открытием дополнительных отделений на селе, что позволит существенно увеличить доступность этого вида помощи сельскому населению. Суточное количество фельдшерских бригад скорой помощи возрастет в целом по краю на 79, в том числе на селе - на 73, а в городах - на 6 за счет создания дополнительных специализированных бригад. Объемы скорой медицинской помощи сократятся на 565582 вызова (на 6,7% от уровня 2009 г.) за счет передачи в городах объемов неотложной помощи в поликлиники. На селе, где необходимые расчетные объемы не выполняются, произойдет увеличение на 37581 вызов (на 10,3%) за счет открытия дополнительных отделений скорой помощи.

В рамках программы планируется продолжить реализацию мероприятий, направленных на обеспечение доступности и повышение качества оказания скорой медицинской помощи, снижение летальности больных при угрожающих жизни состояниях. Наличие в службе скорой медицинской помощи автомобилей класса В, С, позволяющих оказывать медицинскую помощь в ходе эвакуации пациентам с различной степенью тяжести непосредственно в машине по всему маршруту до госпитализации в круглосуточный стационар, позволяет снизить летальность при транспортировке.

На базе ГУЗ "Алтайская краевая клиническая больница" в г. Барнауле функционирует краевой Центр медицины катастроф, в функции которого входит оказание экстренной медицинской помощи больным и доставка их в краевые и межмуниципальные отделения. В крае в соответствии с медико-географическим зонированием разработаны маршруты транспортировки больных по профилям оказания медицинской помощи.

В рамках ведомственной целевой программы "Развитие КГУЗ "Краевой центр медицины катастроф" и его филиалов в городах Бийск, Рубцовск, Славгород в 2009 г. приобретено восемь реанимобилей "Фольксваген" с полной комплектацией портативным медицинским оборудованием.

На базе крупных многопрофильных больниц МУЗ "Городская больница N 1" г. Барнаула, МУЗ "Центральная городская больница г. Бийска", МУЗ "Городская больница N 1" г. Рубцовска будут созданы объединенные со скорой помощью отделения экстренной помощи для обеспечения профильной госпитализации пациента в максимально короткие сроки.

Дефицит врачебных кадров скорой медицинской помощи будет компенсирован в результате реорганизации скорой помощи, которая предусматривает организацию отделений экстренной медицинской помощи в стационарах, объединенных с отделениями скорой медицинской помощи. В результате интеграции специалистов недостаточная укомплектованность будет восполнена за счет ротации кадров, обеспечивающих работу скорой медицинской помощи. Экстренная помощь будет оказываться непрерывно, начиная с процесса эвакуации и минуя приемный покой, продолжится в профильном отделении стационара. Это позволит отсортировать больных по срокам пребывания в стационаре, сократить время простоя автомобилей скорой помощи и сохранить квалификацию врачей.

Данные меры позволят повысить доступность скорой медицинской помощи сельскому населению, снизить смертность населения от заболеваний, требующих экстренной помощи, в том числе при травмах и сердечно-сосудистых заболеваниях. Кроме того, организация отделений неотложной помощи позволит сократить объемы дорогостоящей скорой помощи.

6. Совершенствование стационарной медицинской помощи

По данным 2009 г. показатель обеспеченности круглосуточными койками в крае (105,7 <13>) превышал показатель РФ (90,1) на 17,3%. Имеющееся количество круглосуточных коек в стационарах края - 26557 (по состоянию на 01.01.2010) - превышало необходимое для оказания расчетных объемов в данном виде помощи на 5623 койки (на 26,9%). В 2009 г. в целом по краю было сокращено 3,2% коек с круглосуточным пребыванием пациентов, что улучшило показатели использования коечного фонда. Показатели использования коечного фонда (по ЛПУ всех уровней) в течение ряда лет сохраняются на уровне нормативных как в целом, так и по большинству профилей коек. По данным 2009 г. средняя занятость койки в году составила 334 дня (РФ - 325, СФО - 328) при средней длительности пребывания на койке 11,9 дня (РФ - 12,8, СФО - 12,6). Уровень госпитализации составил 28,7 <14>, что значительно выше, чем по РФ (22,5) и СФО (24,0). Вместе с тем, в связи с недостаточным развитием сети дневных стационаров нормативный уровень занятости по ряду профилей обеспечивается за счет госпитализаций пациентов, не требующих круглосуточного наблюдения и лечения.

--------------------------------

<13> На 10 тыс. населения.

<14> На 100 жителей.

Вместе с тем, в секторе стационарной помощи сохраняются диспропорции коечного фонда как по уровням медицинских учреждений, так и по профилям коек.

По ряду профилей обеспеченность койками в крае также значительно выше, чем в РФ, в том числе по профилям: терапевтическому (край - 24,1, РФ - 19,1); хирургическому (край - 18,3, РФ - 17,3); инфекционных (край - 5,7, РФ - 5,1); педиатрическому (край - 36,6, РФ - 24,6); неврологическому (край - 6,8, РФ - 5,2); гинекологическому (край - 11,8, РФ - 8,7); детскому туберкулезному (край - 5,0, РФ - 2,6). Вместе с тем, отмечается дефицит 134 кардиологических, 99 пульмонологических, 46 гастроэнтерологических, 56 онкологических, 1144 фтизиатрических, 1824 психиатрических и 314 наркологических коек.

По состоянию на 01.01.2010 в сельских больничных учреждениях края работало 8975 коек с круглосуточным пребыванием пациентов. Обеспеченность больничными койками на селе составила 75,8 <15>, что выше, чем по РФ (40,9) в 1,8 раза (по СФО обеспеченность - 52,4). В течение ряда лет койки в круглосуточных стационарах сельских ЛПУ использовались недостаточно эффективно. Показатель средней занятости койки не достигал нормативного и был существенно ниже среднего по РФ. В 2008 г. показатель работы койки составил 314 дней (по РФ - 329) при средней длительности пребывания на койке 10,3 дня (РФ - 13,2). Уровень госпитализаций составил 31,4 <16> (РФ - 24,6).

--------------------------------

<15> На 10 тыс. сельского населения.

<16> На 100 сельских жителей.

В процессе модернизации число коек с круглосуточным пребыванием пациентов в сельских ЛПУ предполагается сократить на 3379, а число мест в дневных стационарах довести до 2033 (рост на 64,6%), в том числе на базе врачебных амбулаторий, преобразованных из участковых больниц, будет дополнительно развернуто 343 места. За счет сокращения коек общего профиля будет дополнительно открыто 7 межмуниципальных кардиологических отделений суммарной мощностью 150 коек. Реструктуризация коек травматологического профиля позволит увеличить их число в межмуниципальных травматологических отделениях на 50. В 6 ЦРБ будут дополнительно организованы межмуниципальные родильные отделения на 46 коек.

Диспропорции в структуре коечного фонда отмечаются и в медицинских учреждениях краевого центра. Крупные многопрофильные больницы г. Барнаула, сформировавшиеся на базе бывших медико-санитарных частей промышленных предприятий, содержат однотипные по профилям отделения, в которых оказывается первичная медико-санитарная помощь. Анализ структуры пациентов, проходящих лечение в этих отделениях, показывает, что значительная их часть может получать необходимую помощь в условиях дневных стационаров.

В процессе реализации программы имеющийся дефицит коек по профилям заболеваний, определяющим основные потери здоровья населения: кардиологии и кардиохирургии, онкологии, пульмонологии, травматологии будет ликвидирован и приведен к расчетному нормативу, необходимому для оказания данных видов помощи населению края.

Число фтизиатрических коек увеличится на 490 (с 1495 в 2010 г. до 1895 в 2012 г.), дефицит коек сократится с 45% до 21,9%. Вместе с тем, к 2013 г. мы не сможем ликвидировать дефицит психиатрических (50%), наркологических (56%) коек. Потребность населения в этих видах помощи будет обеспечена за счет более интенсивной работы имеющихся круглосуточных стационаров, развития дневных стационаров и амбулаторно-поликлинической помощи.

Число коек для оказания первичной медико-санитарной помощи сократится на 3841, а для оказания специализированной помощи вырастет на 1104 койки. Общее число коек в 2012 г. уменьшится на 3202 и составит 23355 койки (норматив - 20849), превысив норматив на 12%. Обеспеченность круглосуточными койками сократится со 106,4 до 94,2 на 10 тыс. населения (РФ 2009 г. - 90,1). В структуре "сокращенных" коек 40% составят койки терапевтического профиля, 13% акушерско-гинекологического профиля, 14% - койки сестринского ухода, 9% общехирургические койки и 1% неврологические койки. В структуре "добавленных" коек увеличится число специализированных коек: 33% составят фтизиатрические койки, 18% - кардиологические койки, 24% - пульмонологические и 5% - койки кардиохирургии. Рост специализированных коек позволит увеличить долю учреждений I-го уровня с 16% в 2009 г. до 18% в 2012 г. и долю учреждений II-го уровня с 18% до 23% соответственно.

В структуре коечного фонда удельный вес коек в учреждениях, оказывающих только первичную медико-санитарную помощь, сократиться с 32% в 2009 г. до 18% в 2012 г. Одновременно, за счет увеличения числа межмуниципальных учреждений, удельный вес коек в учреждениях III-го уровня вырастет с 34% до 40%.

Преобразование сверхнормативных коек общего профиля в койки дневного стационара увеличит доступность первичной медико-санитарной помощи (за счет увеличения сменности) и позволит использовать высвободившийся коечный фонд для организации отделений восстановительного лечения и долечивания.

В целом по краю показатель средней занятости койки стабилизируется на уровне 335 дней, что позволит более эффективно использовать дорогостоящую круглосуточную койку.

Схема госпитализации пациентов в профильные

специализированные межмуниципальные

отделения и краевые центры

┌───────┐ ┌───────┐ ┌───────┐

│ СВА ├──┐ │ │ │ │

└───────┘ │ │ ├────>┤ ММУ │ ┌──────────────────┐

│ │ │ │ ├────>┤ │

┌───────┐ ├─────>┤ ЦРБ │ └───────┘ │ │

│ СВА ├──┤ │ ├───────────────────┤ │

└───────┘ │ │ │ ┌───────┐ │ │

│ │ ├────>┤ │ │ Краевые │

┌───────┐ │ └───────┘ │ │ │специализированные│

│ ФАП ├──┤ │ ММУ ├────>┤ центры и краевые │

└───────┘ │ ┌───────┐ │ │ │ отделения │

│ │ ├────>┤ │ │ │

┌───────┐ │ │ │ └───────┘ │ │

│ ФАП ├──┤ │ ├───────────────────┤ │

└───────┘ ├─────>┤ ЦРБ │ ┌───────┐ │ │

│ │ │ │ ├────>┤ │

┌───────┐ │ │ ├────>┤ ММУ │ └──────────────────┘

│ УБ ├──┘ │ │ │ │

└───────┘ └───────┘ └───────┘

6.1. Состояние и развитие специализированной



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление от 30 марта 2011 г n 97 об утверждении программы модернизации здравоохранения

    Программа
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот30марта2011 г. N 97 ОБУТВЕРЖДЕНИИПРОГРАММЫМОДЕРНИЗАЦИИЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ (в ред. постановления администрации Липецкой области от ... кожно-венерологический диспансер» 154,3 154,3 - - Осуществление ...
  2. Постановление от 30 марта 2011 г n 236 об утверждении региональной программы

    Постановление
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот30марта2011 г. N 236 ОБУТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ" В соответствии с Постановлением ... 306 308 310 162 154154154 уровень средненоминальной заработной платы ...
  3. Постановление от 30 марта 2011 г n 236 об утверждении региональной программы (1)

    Документ
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот30марта2011 г. N 236 ОБУТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ" В соответствии с Постановлением ... 306 308 310 162 154154154 уровень средненоминальной заработной платы ...
  4. Постановление от 30 марта 2011 г n 236 об утверждении региональной программы (2)

    Документ
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот30марта2011 г. N 236 ОБУТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ" (в ред. постановлений ... │34 │МБУЗ "Панинская ЦРБ" │ 154,4 │ 152,3 │ 2,1 │ 0,0 ...
  5. От 31 марта 2011 г n 422 об утверждении стратегии

    Документ
    ... ПРИКАЗ от 31 марта2011 г. N 422 ОБУТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ... Постановление Правительства Российской Федерации от30 июня 2004 г. N 321 "Обутверждении Положения о Министерстве здравоохранения ... и способствующей модернизации экономики Российской Федерации ...

Другие похожие документы..