textarchive.ru

Главная > Программа


3. Оценка удовлетворенности населения медицинской помощью

В настоящее время оценка удовлетворенности населения оказываемой медицинской помощью ведется в соответствии с порядком, определенным приказом Главного управления от 07.04.2008 N 271 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы контроля качества медицинской помощи на территории Алтайского края", и включает в себя: анкетирование пациентов больниц, поликлиник и учреждений родовспоможения, анализ обращений, поступивших от населения, проведение бесед руководителей ЛПУ с выписываемыми больными с регистрацией их оценки удовлетворенности оказанной медицинской помощью.

Данные об удовлетворенности населения медицинской помощью, количестве жалоб и осуществлении по ним проверок приведены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Удовлетворенность медицинской
помощью (в %)

50,0

52,2

54,5

56,5

60,1

65,1

Количество поступивших жалоб
и обращений, из них

2768

2623

2106

1978

1772

1606

обоснованных

1628

1378

1206

1189

875

612

Количество проверок
учреждений, осуществленных
по итогам рассмотрения жалоб

205

190

161

146

128

201

Как видно из таблицы, доля обоснованных жалоб снизилась с 58,8% в 2005 г. до 49,4% в 2009 г. и 38,1% в 2010 г.

Для формирования достоверного рейтинга ЛПУ края в дополнение к действующей системе изучения мнения граждан о качестве медицинской помощи предполагается:

1. проведение медико-социологического мониторинга удовлетворенности качеством медицинской помощи в ЛПУ муниципальных образований края;

2. создание разделов "анкетирование" и "обращение", на сайтах Главного управления и ЛПУ, где пациенты могли бы дать оценку медицинской помощи, отношению медицинского персонала;

3. проведение мероприятий по типу "горячей линии", "открытого телефона" с последующим анализом обращений граждан;

4. внедрение в ЛПУ, осуществляющих первичную медико-санитарную помощь, IP-телефонии единой справочно-диспетчерской службы для пациентов с целью информирования об условиях и порядке оказания медицинской помощи и изучения мнения граждан о качестве оказываемых медицинских услуг.

Реализация программы позволит существенно улучшить качество и обеспечить доступность медицинской помощи населению и достичь более высоких показателей здоровья жителей Алтайского края.

4. Первичная медико-санитарная помощь,

в том числе сельскому населению

Основным звеном первичной медико-санитарной помощи является амбулаторно-поликлиническая помощь, представленная 186 поликлиниками и поликлиническими отделениями. В составе ЦРБ работает 151 врачебная амбулатория. В составе поликлиник организована участковая служба, приемы узких специалистов, открыты отделения профилактики, Центры здоровья, дневные стационары. Диагностические отделения обеспечивают проведение флюорографического, рентгенологического, электрокардиографического, ультразвукового исследования и клиническую лабораторную диагностику.

На базе краевых специализированных учреждений и диспансеров, межмуниципальных амбулаторных центров организована специализированная амбулаторная медицинская помощь по профилям: кардиология, акушерство, онкология, наркология, психиатрия, фтизиатрия, дерматовенерология и другим специализированным профилям.

Консультативно-диагностическая помощь оказывается на уровне 3 краевых специализированных клинико-диагностических центров, куда больные поступают по направлениям амбулаторно-поликлинических учреждений, в том числе с использованием дистанционной записи.

В течение ряда лет объемы амбулаторной помощи в крае были ниже федерального норматива. Так, в 2009 г. на 1 жителя приходилось 9,340 посещения. Если в городской местности на 1 жителя приходилось 10,5 посещений, то доступность в сельской местности была существенно ниже - 5,6 посещения. Это связано со структурой сельского здравоохранения, где основная масса амбулаторных учреждений представлена ФАПами. Укомплектованность врачебными кадрами в поликлиническом звене по краю составляет 63,96%, в том числе на селе - 68,1%, по краевым учреждениям - 54,1%. Несмотря на более высокую укомплектованность амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности, нагрузка на 1 занятую врачебную должность в селе остается ниже нормативной, что и определяет более низкую доступность первичной медико-санитарной помощи на селе.

Выявление большого количества заболеваний при проведении дополнительной диспансеризации в 2006 - 2007 гг., особенно в начале ее проведения, стало следствием низкой доступности первичной медицинской помощи и, в первую очередь, сельскому населению, так и низкого качества работы первичного звена здравоохранения. Так, если в 2005 г. рост первичной заболеваемости взрослого населения к 2004 г. в целом по краю составил 0,3%, то в 2006 (к уровню 2005 г.) - уже 5,9%. У осмотренных в 2009 г. показатель вновь выявленных заболеваний составил 865,9 на 1000 осмотренных, что выше, чем при проведении дополнительной диспансеризации в 2007 г. (802,7 промилле) на 7,9%. Показатели вновь выявленной патологии у контингентов, проходящих дополнительную диспансеризацию, значительно превышают показатели по обращаемости и не имеют тенденции к снижению.

В структуре вновь выявленной патологии при проведении дополнительной диспансеризации в 2009 г. преобладали 5 классов заболеваний.

I-е место - болезни системы кровообращения - 19,7% от всей вновь выявленной патологии (выявляемость 171,0 <12> - выше, чем по обращаемости (62,8) в 2,7 раза);

--------------------------------

<12> На 1 тыс. осмотренных.

II-е место - болезни мочеполовой системы - 19,2% от всей вновь выявленной патологии (выявляемость 166,7 - выше, чем по обращаемости (120,0) на 38,9%);

III-е место - болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ - 19,1% от всей вновь выявленной патологии (выявляемость 191,1 - выше, чем по обращаемости (25,9) в 7,4 раза);

IV-е место - болезни глаз - 10,3% от всей вновь выявленной патологии (выявляемость 89,3 (50,3) - в 1,8 раза).

V-е место - болезни костно-мышечной системы - 8,8% от всей вновь выявленной патологии (выявляемость 76,4 - выше, чем по обращаемости (62,3) на 22,6%).

В связи с отмеченным, важнейшим аспектом деятельности системы здравоохранения края является диспансеризация как ведущий метод вторичной профилактики.

Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал, что причиной обращения населения в ЛПУ в 80% случаев являются обращения за медицинской помощью по поводу заболеваний, а не с профилактической целью. Это свидетельствует о высокой пораженности населения заболеваниями и слабой профилактической направленности амбулаторно-поликлинических учреждений.

Таким образом, это говорит о необходимости расширения профилактической работы ЛПУ.

В 2011 - 2012 гг. планируется:

- увеличить объемы оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях на 3,8% и довести до уровня 9,7 посещений на 1-го жителя края;

- увеличить долю посещений в учреждения здравоохранения с профилактической целью до 30%, в том числе за счет проведения дополнительной диспансеризации работающих, предварительных и периодических профилактических осмотров, осмотров декретированных контингентов населения;

- улучшить работу участковой службы с учетом критериев работы участкового врача-терапевта, врача-педиатра участкового, врача общей практики и медицинских сестер названных врачей, "Паспорта врачебного участка", утвержденных приказами Минздравсоцразвития РФ;

- увеличить объем патронажных посещений, включая подворовые обходы с целью осведомления о состоянии здоровья приписного населения;

- обеспечить рост активных посещений до 20%, в том числе к маломобильным пациентам;

- продолжить развитие стационарозамещающих организационных форм, включая стационары на дому, кабинеты амбулаторной хирургии;

- расширить выездные формы работы краевых учреждений;

- совершенствовать организацию неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

С целью предупреждения обострения хронических заболеваний в период экстремальных погодных условий активизировать работу по диспансерному наблюдению пациентов с хроническими заболеваниями, а осуществлять обучение населения навыкам само- и взаимопомощи.

Указанные мероприятия позволят обеспечить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе социально значимых, что отразится на динамике общей заболеваемости.

Кроме того, своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и уровня преждевременной смертности, в первую очередь в трудоспособном возрасте (таблица - показатели реализации Программы модернизации на 2011 - 2012 гг.).

Дальнейшее развитие получат дневные стационары. По данным 2009 г. дневные стационары в составе больничных учреждениях в крае имели 12,3% городских (РФ - 19,4), 6,2% детских городских больниц (РФ - 3,9%), 69,2% ЦРБ (РФ - 40,1) и 1,5% участковых больниц (РФ - 16,2). Доля поликлинических учреждений, имеющих дневные стационары, составила: при городских поликлиниках - 15,3 (РФ - 17,1), детских поликлиниках - 1,4% (РФ - 4,4%), при ЦРБ - 45,8% (РФ - 30,4), при врачебных амбулаториях - дневных стационаров не было (РФ - 16,2). К 2012 году объемы помощи в дневных стационарах возрастут на 24,7% от уровня 2009 г. и на 1 жителя составят 0,590 пациенто-дней.

Для обеспечения неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и снижения нагрузки на "скорую" дальнейшее развитие получит система стационаров на дому и, в первую очередь при городских поликлиниках, а также при крупных многопрофильных ЦРБ и специализированных (психоневрологический, онкологический) диспансерах. Основными показаниями к лечению в стационаре на дому на территории края будут определены: невозможность проведения диагностических и лечебных мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях или условиях дневного стационара при отсутствии показаний для госпитализации в стационар с круглосуточным пребыванием; необходимость и возможность завершения курса терапии в домашних условиях под наблюдением врача после выписки из стационара; проведение курсов планового поддерживающего лечения и реабилитации пациентам с хроническими заболеваниями при невозможности их проведения в амбулаторных условиях или условиях дневного стационара.

В течение 3-х лет в городах края работает система передачи вызовов скорой помощи к хроническим больным в территориальные поликлиники. Участковые терапевты территориальных поликлиник самостоятельно заходят на портал станций скорой помощи и в режиме on-lain анализируют вызовы к больным своего участка для последующего активного посещения. Работа поликлиник в настоящее время организована без выходных. Данная система работы в городах позволила снизить обращаемость в скорую помощь больных, нуждающихся в неотложной помощи, с 4,6 в 2007 г. до 4,1 вызова на 1 жителя в 2010 г.

В рамках реализации Программы модернизации планируется транслировать опыт этой работы на территории края.

В 2012 году в амбулаторно-поликлинических учреждениях края будет организована неотложная медицинская помощь при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства, с организацией единого диспетчерского центра. Помощь таким больным будет оказываться дежурным врачом.

Сельское здравоохранение

Сеть учреждений сельского здравоохранения в настоящее время представлена 53 ЦРБ (из них 13 относятся к III уровню), 83 участковыми больницами (6 имеют статус юридического лица), 151 врачебной амбулаторией (8 имеют статус юридического лица), 2 домами сестринского ухода и 939 фельдшерско-акушерскими пунктами. В сельских врачебных амбулаториях функционирует 117 общеврачебных практик.

В сети сельских ЛПУ предполагаются следующие преобразования:

- в результате преобразования 57 участковых больниц в сельские врачебные амбулатории к 2012 году их число составит 27 (из них 2 - юридические лица);

- ФАПы будут качественно преобразованы: 6 из них, где численность обслуживаемого населения превышает 1200 чел., будут преобразованы во врачебные амбулатории;

- число врачебных амбулаторий увеличится на 61 и достигнет 213.

Дополнительно предполагается открыть 51 общеврачебную практику. Их общее количество к 2012 г. достигнет 168.

Таким образом, к 2013 г. существующая сеть сельских ЛПУ будет, в основном, сохранена, но качественно преобразована.

Низкая доступность сельского населения к амбулаторно-поликлинической помощи при высоком уровне распространенности заболеваемости населения определяет высокий уровень смертности на селе.

Расширение в сельских врачебных амбулаториях общеврачебных практик позволит повысить доступность не только первичной, но специализированной помощи, увеличить объемы помощи в сельской местности на 46% и довести на 1 жителя до 8,2 посещений.

Существенная роль в оказании первичной медико-санитарной помощи на селе принадлежит ФАПам. Объемы помощи среднего персонала, ведущего самостоятельный прием, в 2010 г. были включены в Территориальную программу, а с 2012 г. включены в оплату за счет средств ОМС. Количество посещений на ФАПы ежегодно увеличивается. Это связано с активным привлечением медицинских работников ФАПов к подворовым обходам с целью осведомленности о состоянии здоровья пациентов, раннего выявления заболеваний и профилактике обострения хронических заболеваний у хронических больных, иммунизацией населения. Подворовыми обходами в 2010 году было охвачено 650000 человек. Во время осмотров проводится санитарно-разъяснительная работа, рекомендации по питанию, образу жизни, уходу за тяжелыми больными, а при необходимости оказывается неотложная помощь. Кроме того, проводится активная патронажная работа. До 30% пациентов обращаются на ФАП для проведения различных процедур (инъекции, лабораторные исследования, иммунизация и др.).

В настоящее время на 40% ФАПов организована продажа лекарственных средств. К 01.09.2011 реализация лекарственных средств будет организована на всех ФАПах края.

В рамках Программы модернизации в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи на медицинских работников ФАП будут возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально значимых заболеваний (проведение кардио- и онкоскринингов, привлечение к профилактическим осмотрам). Для профилактики множественных лекарственно-устойчивых форм туберкулеза на средний персонал ФАПов возлагается функция контроля за непрерывностью лечения больных туберкулезом.

Вопросы обеспечения медицинской помощью населения сел с численностью менее 100 человек будут решаться путем возложения функций оказания первой помощи на домовые хозяйства, с обеспечением их средствами первой помощи и средствами телефонной связи.

Для оценки работы фельдшеров ФАПов планируется разработать критерии эффективности их работы.

Дальнейшее развитие получат дневные стационары на селе.

Для повышения эффективности работы здравоохранения края и, в первую очередь, на селе во II полугодии 2009 г. все сельские центральные районные больницы были переведены на подушевой принцип финансирования.

Предпринятые меры явились экономическим стимулом к дальнейшему развитию сети дневных стационаров (ДС). Всего в 2009 г. на селе было дополнительно развернуто 293 места дневных стационаров.

Достижение более высоких показателей качества и продолжительности жизни жителей села требует приоритетного развития сельских медицинских учреждений.

Равнодоступность пациентов сельских районов и городов края, а также жителей других регионов в консультировании пациентов с трудными диагнозами и получении интервенционной и высокотехнологичной хирургической помощи реализуется за счет развития краевой Врачебно-Диспетчерской Службы, основная цель которой - обеспечить каждому конкретному пациенту доступную и качественную плановую медицинскую помощь за счет эффективной преемственности на всех этапах ее оказания. В настоящее время в поликлиниках всех 60 ЦРБ внедрена система дистанционной предварительной записи пациентов на консультативные приемы в краевые ЛПУ. В течение 2009 года предварительной записью воспользовались около 67 тысяч человек, а в 2010 году более 169 тысяч жителей края.

Таким образом, в процессе реализации Программы модернизации край выйдет на более высокие показатели, отражающие качество активной жизни населения и сохранения человеческой жизни путем снижения общей смертности.

4.1. Выездные формы работы

Одной из форм приближения медицинской помощи к жителям села является выездная организационно-методическая и консультативная работа специалистов краевых ЛПУ, ориентированная на решение задач по улучшению доступности и качества медицинской помощи жителям села и введение инновационных подходов в организации работы с первичным звеном здравоохранения.

К основным целям выездной работы на муниципальном уровне относятся:

- консультирование пациентов;

- практическая помощь руководству и специалистам ЦРБ, другим учреждениям муниципального уровня;

- контрольно-инспекционная работа по оценке качества оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению;

- разбор поступивших жалоб и конфликтных ситуаций на местах и вынесение экспертного заключения о степени ответственности главных врачей и специалистов ЛПУ в них;

- оказание практической и консультативно-диагностической помощи практикующим врачам по сложным диагностическим случаям;

- отбор больных на четвертый и пятый этап лечения, дообследование в условиях краевых лечебно-профилактических и диагностических учреждений;

- участие в дополнительной диспансеризации населения и углубленных медицинских осмотрах лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда.

Специалистами краевых лечебно-профилактических учреждений используются следующие формы выездной работы:

- индивидуальные выезды специалистов (нередко внеплановые - по заявке муниципального ЛПУ);

- выезды бригад из 2 - 5 специалистов (взрослых и детских), которым отдается предпочтение при плановой работе, так как они более рентабельны по сравнению с индивидуальными выездами;

- передвижные (выездные) амбулатории (поликлиники): сформированные в их структуре бригады обслуживают взрослое население и детей согласно плану, утвержденному главным врачом и согласованному с территориальными органами управления здравоохранением.

Координаторами выездной работы являются организационно- методический отдел Краевой клинической больницы и отдел организации медицинской помощи Главного управления Администрации края по здравоохранению.

Выездная работа охватывает все типы сельских ЛПУ и их структурные подразделения. Так, в 2009 г. специалистами краевых ЛПУ выполнено 948 выездов в районы края, в том числе 353 командировки в ЦРБ, 306 - в участковые больницы и врачебные амбулатории и на 289 ФАПов. При выездах были проконсультированы 16213 больных, выполнено 138 операций и 70145 клинико-диагностических исследований. Практическая работа высокоспециализированных специалистов краевых ЛПУ при выездах является не только оказанием непосредственной практической помощи, но практической учебой, проведением "мастер-классов" для специалистов села.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление от 30 марта 2011 г n 97 об утверждении программы модернизации здравоохранения

    Программа
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот30марта2011 г. N 97 ОБУТВЕРЖДЕНИИПРОГРАММЫМОДЕРНИЗАЦИИЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ (в ред. постановления администрации Липецкой области от ... кожно-венерологический диспансер» 154,3 154,3 - - Осуществление ...
  2. Постановление от 30 марта 2011 г n 236 об утверждении региональной программы

    Постановление
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот30марта2011 г. N 236 ОБУТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ" В соответствии с Постановлением ... 306 308 310 162 154154154 уровень средненоминальной заработной платы ...
  3. Постановление от 30 марта 2011 г n 236 об утверждении региональной программы (1)

    Документ
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот30марта2011 г. N 236 ОБУТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ" В соответствии с Постановлением ... 306 308 310 162 154154154 уровень средненоминальной заработной платы ...
  4. Постановление от 30 марта 2011 г n 236 об утверждении региональной программы (2)

    Документ
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот30марта2011 г. N 236 ОБУТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ" (в ред. постановлений ... │34 │МБУЗ "Панинская ЦРБ" │ 154,4 │ 152,3 │ 2,1 │ 0,0 ...
  5. От 31 марта 2011 г n 422 об утверждении стратегии

    Документ
    ... ПРИКАЗ от 31 марта2011 г. N 422 ОБУТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ... Постановление Правительства Российской Федерации от30 июня 2004 г. N 321 "Обутверждении Положения о Министерстве здравоохранения ... и способствующей модернизации экономики Российской Федерации ...

Другие похожие документы..