textarchive.ru

Главная > Документ


17

Ц ерковная Библейская Школа «Алмаз» Курс №3 «Теология»

Запредельный и близкий Бог

Термины

Трансцендентный

Имманентный

Значение терминов

Бог, Который превознесенный над творением, удаленный от творения, запредельный в своем пребывании, превосходящий творение и всякое бытие.

Трансцендентный – вне

мироздания

Бог, который постоянно и неизменно присутствует со Своим творением и непосредственно вовлечен в его жизнь.

Имманентный – близкий

Библейские тексты

Исаия 55:9

Исаия 57:15

Псалом 138:1-10

Иова 12:10

Введение в тему трансцендентности и имманентности Бога

Говоря о свойствах Бога, мы имеем в виду те качества, которыми обладает Бог и который объясняет нам то, что Он Собой представляет. Именно в них детально раскрывается Его природа.

Свойства - это качества всего Божества.

Свойства Бога - неизменные характеристики.

Свойства не могут быть получены или утеряны.

Например, когда мы говорим о непостижимости Бога, мы не имеем в виду, что это неведомое существо или сущность, не имеющая свойств. Мы имеем в виду, что мы не знаем полностью и исчерпывающе Его качеств и характеристик.

Свойства Триединого Бога не следует путать с особенностями, которые определяют отличие каждого лица Троицы.

Мы знаем Бога только в той мере, в какой Он раскрыл Себя. Таким образом, в отношении Бога есть и всегда будет определенная тайна.

Хотя Бог независим в том смысле, что не нуждается ни в чем для Своего существования, это не означает, что Он равнодушен, безразличен или безучастен. Бог связан с нами, но связан по Своему выбору, а не под давлением какой-то необходимости.

Разъяснение трансцендентности и имманентности Бога

Трансцендентность - под ней мы понимаем, что Бог отделен от природы и человечества и независим от них. Бог не привязан к Своему творению и не вовлечен в него. Он выше его во многих очень важных отношениях. Это запредельность, несравненность и непостижимость Бога. Бог стоит над творением, Бог бесконечно выше творения и не является частью творения.

Нам должно быть абсолютно понятно, что библейское понимание в значительной мере строится на пространственных образах.

В Писании Бог представляется как "вышний", "высокий и превознесенный".

Это не удивительно, так как человек тогда еще не научился летать и в ближайшем будущем этого не предвиделось, а потому было вполне естественным выражать превосходство в категориях высоты.

Но сегодня образованному человеку трудно представить себе Божью трансцендентность таким образом. Для этой трудности есть две причины, одна из которых исходит из общей культуры, а другая имеет богословское значение. Прежде всего, понятия "верх" и "низ" не имеют сегодня такой сильной смысловой нагрузки, этот образ.

Почему?!

В библейские времена и столетиями после них считалось, что все небесные тела расположены вверху от земли. Люди представляли еще совсем «недавно», что земля плоская и стоит на трех китах. Через несколько столетий наука открыла, что земля не плоская и что она не является центром вселенной, и что она даже не является центром солнечной системы, а входит в систему, где планеты кружатся вокруг Солнца. Но и Солнце в свою очередь является частью огромной вселенной, сделало такое представление несостоятельным.

Кроме того, "верх" для европейца - это "низ" для австралийца, и наоборот. Поэтому бессмысленно объяснять трансцендентность в категориях вертикального измерения.

Мы можем смело заменить понятие "Бог над миром" понятием "Бог вне мира"

Имманентность – это близость, присутствие и активность Бога в заботе и сохранении мироздания, творения. Мы в руках Бога. Он постоянно заботится о нас.

"Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов 33:4)

Есть также места в Библии, где отмечается, что дух Божий вызывает к жизни и поддерживает все сущее, что все зависит от Него. В книге Иова содержится несколько ссылок на дух или дыхание Бога, пребывающие в человеке и поддерживающие его:

"Доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих"

(Иов 27:3);

Есть также места в Библии, указывающие, что все происходящее в природе делается Богом и остается под Его контролем. Восход солнца, питание и защита птиц небесных, созревание и рост цветов - все это относится к контролю и заботе Отца Небесного

(Мф. 5:45; 6:25-30; 10:29-30).

Во всех этих Библейских текстах подчеркивается, что Бог принимает активное и непосредственное участие в жизнедеятельности природы.

Итог:

Трансцендентность и имманентность балансируют друг - друга. Если мы делаем уклон в сторону имманентности, мы теряем суверенность и самодостаточность Бога. Если же слишком подчеркивается трансцендентность, мы теряем доступность и близость Бога.

ВНИМАНИЕ!

Имманентность и трансцендентность не следует рассматривать как свойства Бога. Они, скорее, присутствуют в различных свойствах или атрибутах величия и благос

Опасность нарушения баланса.

1. Если превосходит имманентность.

Чем больше мы уклоняемся в сторону трансцендентности, тем больше Бог становится менее личным, с Ним труднее устанавливать личные отношения.

Если слишком большой упор делается на имманентности, мы теряем высокое представление о Боге, мы теряем самодостаточного и суверенного Бога. Бог становится подобным нам, которого можно «похлопать по плечу», и другого рода проявление фамильярности по отношению к Богу.

Чем больше мы уклоняемся в сторонку имманентности Бога, чем большее значение ей придается, тем больше понимание сдвигается в сторону пантеизма (см. список терминов).

К примеру, если люди отождествляют Бога с природой, то это ведет к пантеизму, который учит, что «все есть Бог».

Противоположностью пантеизму является теизм (см. список терминов)

Пантеизм

Теизм

БОГ – ТВОРЕНИЕ = 0

БОГ – ТВОРЕНИЕ = БОГ

2.Если превосходит трансцендентность.

Если слишком подчеркивается трансцендентность, человек теряет понимание, того, что Бог личностный (личный) Бог, это ведет к тому, что люди не могут молиться напрямую Богу, им нужны посредники, святые угодники и т.п. Таким образом, человек впадает в замещение Бога творением, что по сути своей является идолопоклонством.

Применение для практической жизни христианина.

  1. На людей возложена ответственность за правильное понимание Бога. Наше поведение по отношению к Богу и Его Святыням определяется нашим представлением и знанием Бога.

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». (Рим.1:18)

«нечестие» - это слово означает осквернение святыни.

Неправильная теология ведет к неправильному поведению. Богословие влияет на поведение, а не наоборот.

Осознание греховности и святости вытекает из понимания Бога.

  1. «…храните себя от идолов…» (1Иоан.5:21)

Ужас грехопадения состоит в том, что люди ищут аналогию Богу. Правильное понимание трансцендентности Бога защищает от идолопоклонства. Идолопоклонство – греховная человеческая попытка найти аналогию Богу. Бог несравним – аналогию найти нельзя. (Иер.10:6)

  1. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Иоан.14:20)

Бог ближе к нам чем наше дыхание!

Не существует места, где Бога нет. Здесь мы сталкиваемся как бы с противоречием между имманентностью Бога (Он повсюду) и с Его трансцендентностью (Он нигде). Но суть в том, что в творении нет места, где Бог был бы недоступен.

«Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь». (Иер.23:24)

«Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах». (Иов.34:13-15)

«дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". (Деян.17:27,28)

СВЯТОСТЬ БОГА

Святость Бога означает, отделенность Бога от мира (как системы), мира, который лежит во зле, от всякой нечистоты.

Святость Бога означает, что Он отделен от греха и предан тому, чтобы искать Себе чести.

Когда Писание называет Бога, или Одно из трех Лиц Божества, «святым», а это происходит часто и в разных ситуациях это слово обозначает все то, что отличает Бога от нас и заставляет нас благоговеть и поклоняться Ему.

ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят. (Лев.11:44,45)

Иисус сказал народу: не возможете служить Господу, ибо Он Бог святой, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших. (Иис.Нав.24:19)

Святой характеризует все стороны Его божественного величия и указывающим на «божественность» Бога во всех аспектах.

Суть этого учения, состоит в абсолютной непорочности Бога, чистоте, которая не может примириться ни с какой формой греха и потому побуждает грешников к постоянному реалистичному анализу Божьего совершенства и нашей испорченность, все это нужно делать осознанно, так как будто мы находимся в Его присутствии.

Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, (Авв.1:13)

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. (Ис.6:5)

В Ветхом Завете святость Бога показывает, что Господь удален от всяческого зла и не может быть осквернен.

Святость Бога – это Его трансцендентное величие и чистота, Бог далек от всего земного и тленного, Он далек от греха и смерти. Одним из проявлений Божьей святости выступает Его праведность, означающая, что во всех условиях Бог поступает праведно.

Библейские примеры, раскрывающие суть святости.

  • Слово «святой» употреблено для описания обоих частей скинии.

Сама скиния была местом, отделенным от зла и греха мира, и первое помещение в ней называлось «святилищем». Оно было посвящено служению Богу.

Затем Бог повелел, чтобы там была завеса:

«И будет завеса отделять вам святилище от Святого - святых»

(Исх. 26:33).

Святая святых, где размещался ковчег Завета, было местом, в наибольшей степени отделенным от зла и греха и в наивысшей степени посвященным служению Богу.

  • Точно также скиния и жертвенник, как и Аарон с его сыновьями, были «освящены» (Исх. 29:44), т. е. отделены от обычных дел, и от зла, и греха мира и посвящены служению Богу (ср. Исх. 30:25-33).

  • Место, в котором пребывал Бог, было свято:

«Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?» (Пс. 23:3).

  • Элемент отделенности для Бога виден также и в святости субботнего дня:

«Благословил Господь день субботний и освятил его»

(или «посвятил»; глагол ___ означает «делать святым»; Исх. 20:11; ср.: Быт. 2:3).

Субботний день был освящен потому, то он был отделен от обычных мирских дел и посвящен служению Богу.

  • Сам Бог свят.

Он назван «Святым Израилевым» (Пс. 70:22; 77:41; 88:18; Ис 1:4; 5:19,24).

Серафимы вокруг престола Божьего восклицают:

«Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).

«Свят Господь, Бог наш», — восклицает псалмопевец (Пс. 98:9; ср.: 98:3,5; 21:3).

Практическое применение для жизни людей:

  1. Осознание Святости Бога, ведет человека к спасению.

Познание Святости Бога приводит нас к спасению и возрастанию. Познание Святости Бога абсолютно необходимо для понимания евангелия, принятия евангелия и для духовного возрастания. Потому что только на фоне Божьей Святости человек может познать свою греховность и познать свою грандиозную нужду в Спасителе. Только познав Святость Бога, человек приходит к полному осознанию собственной безнадежности и только в этом состоянии он полностью полагается на благодать Спасителя Бога.

  1. Познание Святости Бога, ведет верующих к радости.

Познание святости Бога приводит нас в восторг, когда мы думаем, что подобная святость подарена нам, через искупительный подвиг Иисуса Христа. Это дает нам дерзновения и непомерной радости в присутствии Бога.

Познание святости Бога, которая нам дарована по благодати, проповедует нашему сердцу величие подвига Иисуса Христа и наполняет наше сердце любовью к столь благодатному и любящему Богу.

  1. Святость Бога — это тот образец, которому следует подражать людям.

  • Бог повелевает Израильскому народу:

«Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш»

(Лев. 19:2; ср.: ц:44,45; 20:26; 1 Пает. 1:16).

  • Бог призвал Свой Израильский народ из Египта, привел его к Себе и повелел ему слушаться Его голоса, Он сказал:

«А вы будете у Меня царством священников и народом святым»

(Исх. 19:4-6).

В данном случае идея об отделении от зла и греха Египта и полной принадлежности народа Богу.

  • Новозаветным верующим также дано повеление:

«Старайтесь иметь святость, без которой никто не увидит Господа»

(Евр. 12:14).

  • В Новом Завете сказано, что Бог наказывает свой народ:

«чтобы нам иметь участие в святости Его»

(Евр. 12:10).

  • Павел призывает христиан отделяться от того влияния, которое производит общение с неверующими (2 Кор. 6:14—18), а затем говорит:

«Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню (или «святость») в страхе Божием»

(2 Кор. 7:1; ср.: Рим. 12:1).

  • Сама церковь предназначена Богом возрастать в святости:

«в святой храм в Господе»

(Еф. 2:21)

  • Труд Христа ради церкви состоял и состоит в том:

«чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною... дабы она была свята и непорочна»

(Еф. 5:26,27).

Не только отдельные люди, но вся церковь должна возрастать в святости!

  1. 10 Библейских мотивов для народа Божьего отделяться от греха

и освящаться:

1 Мотивом может являться желание угодить Богу и выразить

любовь к Нему – это очень важный мотив послушания Богу.

Иисус говорил:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15)

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит меня»(Ин.14:21)

2 Мотивом может быть стремление иметь чистую совесть

перед Богом

(Римлянам 13:5, 1 Тимофею 1:5,19 2 Тимофею 1:3, 1 Петра 3:16)

3 Мотивом может быть стремление стать сосудом

«в почетном употреблении» и быть эффективным в труде Царства

Божьего 2 Тимофею 2:20-21

4 Мотивом может быть желание, чтобы неверующие приходили к

Христу, видя наш образ жизни (1 Петра 3:1, 2, 15,16)

5 Мотивом может быть желание получать благословения от Бога в

нашей жизни и в нашем служении (1 Петра 3:9-12)

6 Мотивом может стремление, не вызвать Божьего недовольства

и не дать Богу повода дисциплинировать нас

(иногда это называют «страхом Божьим»)

Деяния 5:11, 9:31, 2 Коринфянам 5:11, 7:1, Ефесянам 4:30,

Филиппийцам 2:12, 1 Тимофею 5:20, Евреям 13:3-11,

1 Петра 1:17, 2:17

7 Мотивом может стать стремление заслужить большую награду

на небесах Матфея 6:19-21, Луки 19:17-19,

1 Коринфянам 3:12-15, 2 Коринфянам 5:9-10

8 Мотивом может стать желание иметь более близкие отношения

с Богом Матфея 5:8, Иоанна 14:21, 1 Иоанна 1:6, 3:21-22,

Псалом 65:18, Исаия 59:2

9 Мотив иметь мир и радость в жизни (Флп. 4:9, Евреям 12:1-2)

10 Желание делать то, что повелевает Бог, просто потому,

что его повеления справедливы, а мы любим делать то,

что справедливо (Флп. 4:8, Псалом 39:8)

БОГ есть ИСТИНА

Истинность Бога означает, что Он — истинный Бог и что все Его знание и все Его слова — истинны и являются высшим эталоном истины.

Синонимы слова истинность: достоверный, истинный, не вызывающий сомнения.

Первая часть этого определения показывает, что Тот Бог, Который открыт нам в Писании, — это истинный или реальный Бог и что все прочие так называемые «боги» — идолы.

«Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. <...>...Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер. 10:10,11)

Иисус говорит Отцу:

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»

(Ин. 17:3; ср.: 1 Ин. 5:20).

Мы можем спросить:

«Что значит быть истинным Богом, в противоположность прочим существам, которые не являются Богом?»

Это должно означать, что Бог в Своем Собственном бытии или существе — это Тот, Кто полностью соответствует тому, каким должен быть Бог, а именно Он есть Существо, Которое бесконечно совершенно в силе, мудрости, благости, в господстве над временем и пространством и т. д.

Однако мы вновь можем спросить:

«Чье это представление о Боге? Какому представлению о Боге следует соответствовать для того, чтобы быть истинным Богом?»

Здесь наше рассуждение становится до некоторой степени цикличным, так как мы не должны говорить, что существо должно соответствовать нашему представлению о том, каким должен быть Бог, для того чтобы быть истинным Богом! Мы — всего лишь творение! Мы не можем определить, каким должен быть истинный Бог! Поэтому мы должны сказать, что только Сам Бог обладает совершенным представлением о том, каким должен быть истинный Бог. Сам Он и является истинным Богом, поскольку в своем бытии и существе Он в совершенстве соответствует Своему Собственному представлению о том, каким должен быть истинный Бог.

Данное выше определение утверждает также, что все Божье знание истинно и является высшим эталоном истины.

Иов говорит нам, что Бог — «Совершеннейший в знании» (Иов. 37:16)

Утверждать, что Бог знает все и что Его знание совершенно, — значит утверждать, что Он никогда не ошибается в Своем восприятии или понимании мира: все, что Он знает и думает, — истинно и является правильным пониманием природы реальности.

Наше определение утверждает, что слова Бога истинны и являются высшим эталоном истины.

Это означает, что Бог правдив и верен во всех Своих словах.

«Бог верен» (Втор. 32:4)

Верность это конкретный аспект истинности Бога иногда рассматривают как отдельный атрибут:

верность Бога означает, что Бог всегда делает то, что сказал, и верен тому, что пообещал

(Чис. 23:19; ср.: 2 Цар. 7:28)

Ему можно доверять, и Он никогда не покажет Себя неверным по отношению к тем, кто верит в то, что Он сказал. И в самом деле — суть истинной веры заключается в том, чтобы доверять Богу на слово, и в том, чтобы полагаться на Него в Его обетованиях.

Кроме того факта, что Бог верен Своим обетованиям, мы также должны утверждать, что все слова Бога о Нем Самом и о Его творении полностью соответствуют действительности.

Иными словами, когда Бог говорит, Он говорит истину.

Он — «не лгущий Бог»

(Тит. 1:2)

Он Бог, Который не может солгать (Евр. 6:18), Бог, Чьи слова совершенно «чисты» (Пс. 11:7), Тот, о Ком можно сказать:

«Всякое слово Бога чисто» (Прит. 30:5).

Слова Бога истинны не просто в том смысле, что они соответствуют какому-либо эталону истины вне Бога. Они — сама истина; они являются высшим эталоном и определением истины.

Поэтому Иисус говорит Отцу:

«Слово Твое есть истина» (Ин. 17:17)

То, что было сказано об истинности знания Бога, может быть сказано также и о словах Бога, так как они основаны на Его совершенном знании и точно отражают это совершенное знание; слова Бога — это «истина» в том смысле, что они — высший эталон, по которому следует судить об истинности; все, что согласуется со словами Самого Бога, также Истинно, а то, что не согласуется с ними, — неистинно.

Применение к жизни христианина.

  1. «Есть ли истинное знание среди людей? Может ли кто-то претендовать на истинность и знание истины?»

Поскольку Бог знает все вещи бесконечно хорошо, Бог является Богом откровения, в этом случае мы можем сказать, что стандарт истинного знания доступен человечеству и человеку в частности. Следовательно, человеку доступно истинное знание, которое соответствует знанию Бога. Если мы думаем то же самое, что думает Бог, о чем бы то ни было в мире, мы думаем об этом истинно и можем претендовать на истинность знаний.

Истинность Бога также является передаваемым атрибутом, потому что мы частично можем подражать ей, стремясь к обладанию истинным знанием о Боге и о Его мире. Ведь когда мы верно мыслим о Боге и творении, когда мы узнаем что-либо из Писания и позволяем Писанию вести нас в нашем наблюдении и истолковании мира, у нас появляются те же самые мысли, что и у Бога! Мы можем воскликнуть вместе с псалмопевцем: «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:17).

Это должно побудить нас к приобретению знаний во всех сферах естественных, социальных наук и наук гуманитарного цикла. Какими бы исследованиями мы ни занимались, когда мы открываем новую истину о природе реальности, мы открываем еще одну истину, уже известную Богу. В этом смысле мы можем сказать, что «Всякая истина — это истина Божья» и радоваться всякий раз, когда изучение или открытие этой истины используется так, как это угодно Богу.

Возрастание в знании — это процесс уподобления Богу, процесс, в ходе которого мы становимся существами, еще более близкими к образу Божьему. Павел говорит нам, что мы облеклись в «нового человека», который, по его словам, «обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10).

  1. Живя в обществе, которое крайне невнимательно относится к истинности произносимых слов, мы, как дети Божьи, должны подражать нашему Творцу и тщательно следить за тем, чтобы наши слова всегда были истинными.

«Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового» (Кол. 3:9,10).

«Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Еф. 4:25).

Павел говорит, что в своем собственном служении он стремится к абсолютной истинности:

«Отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Кор. 4:2)

Мы угождаем Богу, когда отвергаем от себя «лживость уст» (Прит. 4:24) и произносим такие слова, которые приемлемы не только для людей, но также и для Самого Господа (Пс. 18:15).

  1. Мы должны подражать истинности Бога в нашей реакции на правду и ложь.

Подобно Богу, мы должны любить истину и ненавидеть ложь.

Заповедь, запрещающая лжесвидетельствовать против ближнего своего (Исх. 20:16), как и другие заповеди, требует не просто внешнего ее исполнения, а исполнения всем сердцем.

Тот, кто угоден Богу, «говорит истину в сердце своем» (Пс. 14:2) и стремится быть подобным праведнику, который «ненавидит ложное слово» (Прит. 13:5).

Эти заповеди даны нам потому, что Бог Сам любит истину и ненавидит ложь:

«Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему»

(Прит. 12:22; ср.: Ис. 59:3,4).

Ложь исходит не от Бога, а от сатаны, который радуется лжи:

«Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Задайтесь такими вопросами для формирования убеждений:

  • Почему люди в нашем обществе, иногда даже христиане, довольно небрежно относятся к правдивости их речи?

  • Почему мы не часто думаем о том, что наибольший вред от лжи заключается в том, что ею мы бесчестим Самого Бога?

  • Следует ли вам просить Бога помочь вам более полно отражать Его истинность в речи в какой-либо из следующих сфер:

- в обещании помолиться о ком-либо;

- в обещании находиться в том или ином месте в

определенное время;

- в преувеличении происшедшего для того, чтобы рассказ

стал интереснее;

- в верности деловым обещаниям;

- в передаче того, что сказали другие люди или в

передаче того, что они, по вашему мнению, думают;

- в честном отражении точки зрения вашего оппонента в

споре?

4. В отношении Своих обетовании, Бог всегда исполняет то, что Он обещал, и мы можем надеяться на Него в том, что Он никогда не будет неверен в отношении Своих обетовании.

РевностьБога

Хотя слово «ревнивый» в русском и украинском языках часто употребляется в негативном смысле, иногда оно приобретает и положительное значение.

Например, Павел говорит коринфянам: «Я ревную о вас ревностью Божиею» (2 Кор. 11:2). Здесь это слово означает «покровительство» или «защиту». Оно означает глубокую заинтересованность в том, чтобы отстоять честь или благосостояние кого-либо — себя или кого-то другого.

Писание представляет Бога ревнивым именно в этом смысле. Он постоянно защищает Свою честь. Он повелевает Своему народу не поклоняться идолам, говоря: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20:5). Он желает, чтобы служение совершалось по отношению к Нему, а не к ложным богам. Поэтому Он повелевает израильскому народу разрушить жертвенники языческих богов в Ханаане и поясняет это так:

Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите [священные] рощи их.

ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель.

(Исх.34:13,14)

Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой; ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель.

(Втор.4:23,24)

Таким образом, понятие «ревность Бога» можно определить следующим образом: ревность Бога означает, что Бог постоянно стремится защитить Свою честь.

Иногда людям сложно представить, что ревность — это желанный атрибут Бога. Это обусловлено тем, что ревность о нашей собственной чести человеческих существ, практически всегда неоправданна. Дело в том, что мы как люди не достойны чести, ведь честь должна принадлежать одному только Богу.

Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

(1Кор.4:7)

В связи с тем, что мы осознаем, что никто недостоин чести и что честь должна принадлежать одному только Богу, нам трудно думать о том, что Бог ожидает чести по отношению к Себе Самому.

Бог ищет Себе чести оправданно — Он полностью ее достоин. Бог свободно допускает, что Его деяния в творении и спасении свершены для Его собственной чести.

В связи с отменой осуждения Своего народа, Бог говорит:

«Ради Себя, ради Себя Самого делаю это... славы Моей не дам иному» (Ис. 48:11).

Для нашего духовного здоровья необходимо, чтобы мы понимали, что Бог достоин того, чтобы все Его творение воздало Ему всю честь и славу, и что Он по праву ищет Себе чести. Он один бесконечно достоин прославления. Осознать этот факт и радоваться этому — значит открыть секрет подлинного поклонения.

ГневБога

Описания гнева Божьего часто можно найти в различных частях Писания, особенно там, где речь идет о грехе народа Божьего против Бога.

Я вижу народ сей... итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя (Исх. 32:9,10)

Помни, не забудь, сколько ты раздражал (или «гневил») Господа, Бога твоего, в пустыне: с самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу. И при Хориве вы раздражали Господа, и прогневался на вас Господь, так что [хотел] истребить вас, (Втор.9:7,8)

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

(Иоан.3:36)

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.

(Рим.1:18)

Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.

(Рим.2:5-8)

Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

(Рим.5:8-10)

А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,

(Рим.9:20-23)

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

(Кол.3:5-7)

и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

(1Фесс.1:10)

Смотрите так же: 1 Фес. 2:16; 5:9; Евр. 3:11; Отк. 6:16,17; 9:15.

Нас может удивить, насколько часто Библия говорит о гневе Бога. И все же, если Бог любит все то, что справедливо и благо, и все, что соответствует Его моральным качествам, то нет ничего удивительного в том, что Он ненавидит все, что противоположно Его моральным качествам. Таким образом, гнев Божий, направленный против греха, тесно связан со святостью и справедливостью Бога.

Понятие «гнев Бога» можно определить следующим образом: гнев Бога означает, что Он сильно ненавидит любой грех.

Как и в случае с другими атрибутами Бога, мы должны славить и благодарить Бога за этот атрибут. Возможно, мы не сразу осознаем, как именно, ведь гнев кажется нам таким негативным понятием. Если мы рассматриваем его изолированно, то он вызывает в нас лишь страх. И все же нам следует задуматься о том, каким был бы Бог, если бы Он не был Богом, ненавидящим грех. Он был бы Богом, наслаждающимся грехом, или, по крайней мере, таким Богом, Которого не тревожит грех. Такой Бог не был бы достоин нашего поклонения, ибо грех отвратителен и заслуживает ненависти. Греха не должно было бы существовать.

Ненависть к злу и греху — это добродетель и мы правомерно подражаем этому атрибуту Бога, когда ощущаем ненависть к великому злу, несправедливости и греху.

Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь.

(Зах.8:17)

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

(Евр.1:9)

Кроме того, как христиане, мы не должны испытывать страха перед гневом Божьим, так как, несмотря на то что мы «были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3), теперь мы уверовали в Иисуса, «избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1:10; ср.: Рим. 5:10). Когда мы размышляем о гневе Божьем, нас изумляет, что наш Господь Иисус Христос испытал на Себе гнев Бога, вызванный нашим грехом, чтобы спасти нас.

потому что все согрешили и лишены славы Божией,получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. (Рим.3:23-26)

Кроме того, размышляя о гневе Божьем, мы должны помнить и о Его долготерпении. В Пс. 102 гнев Бога и Его терпение упомянуты вместе: «Милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается, и не вовек негодует». Ведь даже то, что Бог медлит с проявлением гнева над грехом, совершается ради того, чтобы привести людей к спасению

Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

(Рим.2:4)

Таким образом, когда мы думаем о будущем гневе Бога, мы должны испытывать благодарность за Его долготерпение, за то, что Он не обрушивает на мир Свой гнев и терпит ради того, чтобы большее количество людей могло спастись:

Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. (2Пет.3:9,10)

Мысль о гневе Божьем должна побуждать нас прославлять и благодарить Бога за то, что в конечном счете Он покарает всякое злодеяние и будет править на новом небе и новой земле, на которых не будет более неправедности.

СУД БОЖИЙ

Тема неизбежности последнего суда обрамляет новозаветную проповедь о спасительной благодати. На этом суде каждый должен будет дать Богу отчет о себе, а Бог через Христа «воздаст каждому по делам его» Рим. 2:6; Пс. 62:12; Мф. 16:27; 2 Кор. 5:10; Отк. 22:12

Возрожденные христиане, которые как служители Христа научились любить праведность и желать славы святых небес, получат признание и на основании Христова искупления и своих личных достоинств будут награждены тем, к чему стремились. Остальных в наказание за их собственные провинности постигнет участь, соответствующая безбожной жизни, которую они избрали; и это будет судьбой, которая заслужена ими на основании собственных недостатков и грехов

Этот суд явит, а в конце концов и подтвердит, совершенную справедливость Божью. Неудивительно, что в мире грешников, в котором Бог «попустил всем народам ходить своими путями» (Деян. 14:16), свирепствует зло и у людей возникают сомнения, справедлив ли Бог, если всевластен, или всевластен ли, если справедлив. Но для Самого Бога справедливый суд есть дело Его славы, и последний суд станет Его окончательным ответом, снимающим всякие подозрения в том, что Он перестал попечительствовать о праведности (Пс. 49:16–21; Отк. 6:10; 16:5–7; 19:1–5).

Что касается людей, которые утверждают, что принадлежат Христу, то их дела (Мф. 12:36–37) будут свидетельствовать о том, является ли их исповедание веры и в самом деле плодом возрожденного сердца (Мф. 12:33–35) или просто штампом лицемерной религиозности (Мф. 7:21–23). В судный день станет известно все обо всех (1 Кор. 4:5), и каждый получит от Бога соответственно тому, чем он (или она) является в действительности. Люди, у которых исповедуемая ими вера не повлекла перемены их образа жизни, не породила ненависти ко греху и стремления к упорному труду в служении Богу и людям, погибнут (Мф. 18:23–35; 25:34–46; Иак. 2:14–26).

Знание о грядущем суде — это всегда требование совершить покаяние в настоящем. И только покаявшиеся будут готовы к суду, когда он наступит

Термины, определения и понятия

А

Ад – место вечного осознаваемого пребывания и наказания неоправданных грешников.

Б

Благодать – благость Бога по отношению к тем, кто не заслужил ничего кроме наказания.

Благость – учение о том, что Бог является высшим мерилом добра и что Его сущность и деяния достойны одобрения.

Блаженство – учение о довольстве Бога Самим Собой и всем тем, что отражает Его характер.

В

Верность – учение, согласно которому Бог всегда верен Своему слову и неизменно исполняет Свои обещания.

Г

Гнев – атрибут Бога, проявляющийся в Его нетерпимости ко всякому греху.

Д

Долготерпение – благодать Бога, откладывающего наказание грешников

И

Идолопоклонство – греховная человеческая попытка найти аналогию Богу. Бог несравним – аналогию найти нельзя.

Имманентность – внутренне присущее свойство, пребывание в себе. Это понятие используется в богословии применительно к причастности Бога к творению. Под имманентностью мы понимаем присутствие и активность Бога в природе, человеке и истории. Творец неизменно и постоянно присутствует со Своим творением и непосредственно вовлечен в его жизнь.

Истинность – учение, согласно которому Бог - это истинный Бог, а Его знание и слова истинны и являют собой высшее мерило истины.

Л

Любовь – применительно к Богу – это учение, согласно которому Бог вечно отдает Себя другим.

Н

Непередаваемые атрибуты – свойства характера Бога, которые Он не передает нам.

О

Отождествлять – приравнивать, равнять (нельзя относить к понятию «сравнивать»)

П

Пантеизм – термин происходит от греческого «все есть Бог», термин введен в начале XVIII века для обозначения веры или философских концепций, отождествляющих Бога и мир.

Передаваемые атрибуты – аспекты характера Бога, которые Он разделяет с нами, или «передает» нам.

Передача атрибутов – понятие, ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ СООБЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛННЫХ АТРИБУТОВ БОЖЕТСВННОЙ ПРИРОДЫ Иисуса Его человеческой природе (и наоборот), происходящее вследствие соединения то и другой природы в одной личности, причем каждая природа сохраняет при этом свои уникальные свойства.

Перфекционизм – представление о том, что христианин может при жизни достичь безгрешного совершенства, или свободы от сознательного греха.

Р

Ревность – учение, согласно которому Бог постоянно стремится защитить Свою честь.

С

Святость – учение о том, что Бог непричастен греху и ревностно заботится о своей славе.

СвойстваБога - это качества всего Божества, неизменные характеристики.

Т

Трансцендентность - понятие, используемое для определения Бога как существа, превосходящего творение и независимого от него. Под ней мы понимаем, что Бог отделен от природы и человечества и независим от них. Бог не привязан к Своему творению и не вовлечен в него.

Теизм – термин происходит от греческого Theos – Бог, термин, введенный в XVII в. для противопоставления атеизму и пантеизму. Означает веру в трансцендентного личного Бога, создавшего мир, сохраняющего его от развала и направляющего его динамику согласно своему замыслу, - иными словами, принижается значение трансцендентности Бога, Его независимости от творения.

17



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Карен Армстронг История Бога Тысячелетние искания в иудаизме христианстве и исламе Карен Армстронг История Бога Предисловие

    Документ
    ... был новый Богблизкий и сострадательный, в отличие от безучастного Бога файласуфов или Бога законодателя улемов ... эти свойства приписывали только далекому и запредельномуБогу. Христианский Бог, по словам Ницше, ничтожен ...
  2. Библейская школа «слово истины» теология (часть 2) v близкий и далекий бог (трансцендентность и имманентность)

    Документ
    ... только далекий, но и близкийБог! «Чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его ... из важнейших текстов, описывающих превосходство и запредельностьБога. Многие тексты Писания говорят как ...
  3. СВОБОДА СЛОВА И ДЕБИЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ СЕКТЫ Бог говорит «Горе тем кто ЗЛО называет ДОБРОМ и ДОБРО – называет ЗЛОМ тьму почитают светом и свет – тьмою!»

    Документ
    ... обоих одновременно к друг другу становится запредельным, где желание и стремление к собственному благополучию ... веры, а главное тем, что ваши близкие в Бога не верят, или чаще просто ... -- так и их самих, их детей и близкихБог не Хранит! Нам хамят все ...
  4. Бог проходит рядом

    Документ
    ... Возвышеннейшим Окоемом", "Морем Морей", "Запредельным Небосводом", "Изначальным Корнем", "Живой ... твои", ибо "твой Бог есть Бог Всепрощающий, Всемогущий и Всемилостивый" ... чужую собственность"; предписывает Своим близким и близким Баба "пребывать в страхе ...
  5. БОГИ И ИНОПЛАНЕТЯНЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

    Документ
    ... нашем нынешнем опыте, и в чем-то близкой к воздушным боям, описанным в "Махабхара ... горящего куста", сказал: "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" (Исход, 3, 6). ... указыва- ют на реальность запредельных состояний существования. Мате- ...

Другие похожие документы..